Можно ли вернуть детали на авто в магазин
Купил бракованную запчасть. Можно ли вернуть деньги?
Миллионы автовладельцев ремонтируют машины либо сами, либо в неавторизованных сервисах. Соответственно, частенько ищут и покупают запчасти для своих машин самостоятельно, не оплачивая наценку. Но не всегда всё идёт гладко. Как защитить свои права, если новая деталь попалась с браком, и чем покупка ШРУСа или стартера отличается от покупки смартфона или кроссовок?
К азалось бы, всё просто. Если товар оказался с браком, то вы, сохранив чек, сдаете его обратно в магазин, забирая деньги, или относите в сервисный центр на ремонт. Этот алгоритм касается большинства типов товаров народного потребления. Чаще всего процедура возврата или гарантийного ремонта проходит относительно безболезненно и быстро, хотя порой приходится и поругаться, и потратить собственное время.
А вот автозапчасти представляют собой весьма специфическую категорию товаров, возврат которых при обнаружении брака весьма непрост…
В случае выявления бракованной автозапчасти продавцы часто оборачиваются из приветливых и услужливых в весьма неприязненно настроенных. И заявляют, что возврат/обмен готовы осуществить, если только деталь устанавливалась в сертифицированном сервисе, который выдаст справку об установке оной. Плюс давят на мозги мантрами про экспертизы, которые придется оплачивать, скорее всего, самому клиенту…
Торговцы прекрасно знают, что покупатель автозапчастей обычно находится в весьма уязвимом положении – в гараже (или в сервисе) на яме или на домкрате раскорячилась его полуразобранная «ласточка», которую кровь из носу необходимо до вечера непременно поставить на ход, ибо наутро на ней ехать на работу. У него чаще всего нет времени на споры, экспертизы, жалобы и тем более – суды. А значит, он поворчит-поворчит, плюнет и откажется от претензий. А то еще и заплатит за второй экземпляр злосчастной детали!
Неужели нельзя как-то иначе? Можно! Но не всё так просто.
Кто сломал запчасть?
Специфика автомобильных запчастей состоит в том, что заводской брак в них редко обнаруживается визуально или тактильно – и тем более, при непосредственной покупке. Если, к примеру, новая помпа, купленная вместо текущей старой, тоже подтекает, или новый генератор не дает зарядки, обнаруживается это после установки их на двигатель. И именно в этот момент и возникает главный потребительский риск.
Если мы говорим о самостоятельном гаражном ремонте, который в нашей стране практикуют миллионы автовладельцев, то стоит признать: квалификация у всех разная. У многих ее нет вовсе, как нет и соответствующего инструмента. Действительно ли запчасть оказалась с заводским браком (что, в общем-то, нередко происходит, когда торгуют товаром бюджетных азиатских брендов), или ее загубил неквалифицированной установкой с применением ржавой кувалды сам покупатель – понять часто невозможно, тем более, что менеджеры в магазине – не эксперты, а лишь продавцы. И нежелание магазинов менять возвращаемую запчасть на новую отчасти объяснимо… Поэтому требование магазина предоставить документ о том, что деталь устанавливалась «сертифицированным автосервисом» — стандартное и вполне законное.
Соответственно, автовладелец, ремонтирующий автомобиль своими руками, откровенно говоря, находится не в самом выгодном положении и плохо защищен в случае, если деталь, купленная им в магазине, оказалась с браком. Устанавливая ее своими руками, он добровольно берет на себя риск неквалифицированного ремонта. А продавец, зная это, волен отказать в замене запчасти, аргументируя это тем, что покупатель мог сам повредить ее при установке. И когда покупатель подаст исковое заявление в суд с требованием возместить ему затраты, последний, скорее всего, не встанет на его сторону. Это, к сожалению, не та ситуация, в которой клиент всегда прав…
Зато с бумагой от автосервиса покупатель имеет гораздо больше шансов доказать, что деталь ему продали изначально бракованную, и он ни в чем не виноват – магазины в таких случаях редко возражают против замены или возврата денег. И тут кроется забавный юридический казус, работающий в пользу автовладельца. Хозяева пожилых автомобилей не пользуются услугами официальных дилеров с их дорогостоящими нормо-часами – а ведь именно с крутым современным техцентром всплывают ассоциации, когда речь заходит о «документе от сертифицированного автосервиса».
Однако документом такого типа может являться простой наряд-заказ или акт на выполненные работы, а «сертифицированным автосервисом» может быть даже гаражная починялка «У Ашота» — лишь бы ее владелец был хотя бы индивидуальным предпринимателем, и в перечень его зарегистрированных видов деятельности входил ремонт автомобилей… Понятно, что это ни разу не является гарантией квалификации мастера, и пресловутый «профи» ИП-шник может быть стократ более криворуким, чем сам автовладелец! Но юридически это значения не имеет, несмотря на то, что у многократно проходящих обучение в Германии мастеров дилера Mercedes и у «ИП-шника» Ашота в гараже совершенно разный опыт и техническая база. И первые, и второй являются автосервисами, а значит – профессионалами. Соответственно, поломка запчасти при монтаже от незнания и неопытности – маловероятна.
Экспертиза – за чей счет?
Автозапчасти в магазине можно разделить на две условные категории. Первая – это детали с гарантией от производителя. Они, как правило, хорошо упакованы и снабжены сопроводительными документами — это стартеры, генераторы, насосы, помпы и многие аналогичные узлы и агрегаты. Чаще всего в бумагах, вложенных в коробку, производитель обозначает гарантийный срок, начинающийся либо с момента продажи, либо с момента установки.
Вторая категория – запчасти, обозначенного гарантийного срока не имеющие. К ним чаще всего относится всякая мелочевка типа болтов или пистонов, но такие детали могут быть и весьма крупными и основательными – например, накладка бампера. Вряд ли кто-то будет заморачиваться, если какая-то мелкая и недорогая пластмасска окажется с дефектом — но тот же бампер, если он внезапно и без причин лопнул из-за каких-то внутренних напряжений в некачественно отлитом пластике, уже способен пробить дыру в семейном бюджете. Как быть, если магазин не хочет менять товар и пугает длительными и сложными экспертизами, оплачивать которые якобы должен покупатель?
Закон о защите прав потребителя в своей статье 18 в этой ситуации говорит, что если на запчасть гарантии производителя нет, то бремя доказывания брака лежит на покупателе – ему придется и в автосервисе бумажку об установке взять, и дополнительную экспертизу в сертифицированных автотехнических экспертных организациях проводить за свой счёт. Если брак будет подтвержден, то и расходы на деталь, и стоимость экспертизы должны возместить. Если же на деталь есть гарантийный срок, то уже магазин должен доказать вам, проведя экспертизу, что деталь не была бракованной при покупке, а это вы её загубили, забивая на место кувалдой и с перекосом. В этом случае клиент и никакой компенсации не получает, и экспертизу оплачивает из собственного кармана.
Купил – но не то…
Отдельная история – это ошибка в выборе запчасти. Нашим отцам и дедам в магазине достаточно было сказать «мне нужна помпа на Волгу» или «реле-регулятор на Москвич», и им без затей выдавали искомое — если оно было в наличии, разумеется. Сегодня же дефицит забыт, но ушла и простота: запчасти выбираются по каталогам производителей, и если у вас автомобиль какой-то переходной модели, нетрудно ошибиться. Ошибаются и системы поиска по VIN в интернет-магазинах. В результате вам порой приходит не та запчасть, что вы искали, а продавец отказывается принять ее обратно, апеллируя к правилам, вывешенным на сайте магазина и звучащим примерно так: » Если вы не уверены в выборе, то воспользуйтесь бесплатной помощью консультанта. Если уверены и помощь не нужна – заказывайте, но знайте, что возврат ошибочно заказанной детали невозможен!».
Нежелание магазина принимать назад деталь, купленную по ошибке, незаконно. Существует утвержденный Правительством РФ перечень товаров, не подлежащих возврату продавцу с формулировкой «не подошла» или «не устраивает», и никакие автозапчасти — ни простые, типа болта с гайкой, ни сложные, типа генератора или амортизатора, в него не входят. Поэтому совершенно неважно, кто сделал ошибку в выборе – покупатель, автоматическая система подбора интернет-магазина или продавец-консультант – если запчасть клиенту не подходит, магазин обязан принять ее обратно в течение 14 дней, не считая дня покупки, при наличии товарного или кассового чека.
Но тут есть два важных момента!
Первый – по закону магазин имеет в приоритете не возврат денег, а предоставление той детали, что действительно вам требовалась. Если в наличии ее нет – тогда уже возврат денег. Второй момент – менее приятный. Обмен или возврат денежных средств магазин обязан осуществить, только если не подошедшая запчасть не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки. Все это касается в полной мере и УПАКОВКИ.
Увы, разорвав запаянный полиэтиленовый пакетик, в котором зачастую лежит деталь внутри картонной коробки, вы безвозвратно меняете ее товарный вид… А ошибка при выборе чаще всего обнаруживается, когда запчасть полностью распакована, и ее пытаются примерить на автомобиль. Принять деталь с безвозвратно нарушенной упаковкой деталь магазин не может, и тут он в своем праве.
Семь самых популярных вопросов про возврат автомобиля в салон
В течение 14 дней без особых причин можно вернуть «простые» товары. Принцип следующий: говорите, что купленный товар по какой-то причине не подошел, другой товар на обмен также не подходит, поэтому требуйте возврат денег. Такой порядок прямо прописан в ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».
Однако автомобиль относится к технически сложным товарам, для которых установлен специальный порядок возврата. в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
В п. 1 ст. 25 добавлено, что есть перечень товаров, который обмену (и, как следствие, возврату) по таким основаниям не подлежит.
В п. 10 данного перечня как раз и указаны автомобили.
Если у вас есть основания для возврата автомобиля, которые прямо указаны в ст. 18 и 19 Закона «О защите прав потребителей».
Наличие кредита никак не влияет на возможность возврата некачественного автомобиля.
На практике такой возврат происходит одним из двух способов.
1. Автосалон перечисляет деньги сразу на ваш кредитный счет в банке, кредит погашается и автоматически снимается залог, после чего вы передаете автомобиль продавцу.
2. Автосалон перечисляет деньги вам, а вы уже идете в банк, закрываете кредит, снимается залог, и вы передаете автомобиль обратно продавцу.
Более того, если кредитный автомобиль оказался некачественным, то продавец или изготовитель обязаны компенсировать вам сумму всех процентов по кредиту. Кажется невероятным, но это прямо указано в п. 5 и 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей».
Иногда такой вопрос задают в связи с тем, что просто не могут платить кредит. В этом случае вернуть автомобиль нельзя. Можно попросить салон выкупить его, если салону будет это интересно.
То, что автомобиль в залоге, вовсе не запрещает его продать, просто нужно предупредить об этом покупателя и найти сумму, чтобы покрыть разницу, которой может не хватить при закрытии кредита.
Если провести расчет прямо на кассе в банке и покупатель увидит, что деньги ушли на погашение кредита, то залог автоматически снимется в течение суток и покупатель ничем не рискует.
Сама по себе постановка автомобиля на учет в ГИБДД — действие скорее техническое, чем юридическое, так как переход права собственности на машину определяется все-таки договором купли-продажи и актом приемки-передачи.
Поэтому исходить надо, прежде всего, из того, есть ли основания для расторжения договора купли-продажи.
Такой вопрос часто задают, когда обнаруживают недостатки автомобиля в первые 15 дней и раздумывают над его возвратом.
Вернуть можно как поставленный на учет автомобиль, так и непоставленный. Среди всего действующего законодательства нет никаких запретов или правил на этот счет.
Такие правила прямо прописаны в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
Автомобиль можно вернуть если:
Да, можно, но при определенных условиях.
Этот вопрос возникает, потому что прямо такое основание для возврата в законе не прописано. Однако из этой ситуации, конечно же, есть выход.
В гарантийном ремонте отказывают, если считают, что именно вы сломали автомобиль, неправильно им пользуясь, либо потому, что в принципе не признают поломку.
Вы можете провести экспертизу автомобиля самостоятельно, и если эксперт подтвердит, что поломка есть и является производственной, то получается, что вам не ремонтировали автомобиль, хотя должны были. А это, в свою очередь, приравнивается к такому основанию для возврата как нарушение сроков гарантийного ремонта 45 дней.
Да, можно, но при определенных условиях.
Помимо гарантийного срока, есть еще срок службы. Суть этого срока в следующем: изготовитель автомобиля обещает вам, что машина должна отслужить это время без производственных недостатков.
Порядок возврата автомобиля на сроке службы прописан в п. 6 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».
1. Сломаться должно что-то существенное.
Поэтому на практике лучше требовать возврат по данному основанию, если сломался двигатель или коробка передач. Без них автомобиль не может ездить и стоимость их ремонта самая высокая.
2. Обратиться можно только к изготовителю автомобиля. Если гарантийный срок истек, то продавец вам больше ничего не должен.
3. Перед обращением вы должны провести экспертизу за свой счет, чтобы доказать, что поломка производственная. (Да именно вы должны это сделать. В этом состоит ключевое отличие возврата автомобиля с истекшим гарантийным сроком от возврата гарантийного автомобиля, при котором экспертизу должен делать продавец за свой счет.)
4. Сначала можно потребовать только бесплатный ремонт, который включает в себя бесплатный вывоз автомобиля для ремонта на эвакуаторе и бесплатный возврат автомобиля после ремонта на эвакуаторе. На это изготовителю дается ровно 20 дней.
5. Если изготовитель не успел отремонтировать машину в 20 дней или просто отказался, тогда можно требовать возврат.
Правда, если автомобиль совсем старый, например 10-летний, то есть у него истек как гарантийный срок, так и срок службы, вернуть его можно только в первые 15 дней со дня покупки, если найдутся недостатки, которые не были описаны в договоре купли-продажи.
После истечения 15 дней оснований для возврата больше не будет.
Автор:
Станислав Сазонов
Юрист по возврату авто в салоны, эксперт «Яндекс Кью». Инстаграм
Правила и порядок возврата автозапчастей обратно в магазин
Возврат автозапчастей в магазин допускается по закону. Это значит, что вы можете отказаться от покупки, но с учетом некоторых ограничений. Узнайте, какие автозапчасти можно вернуть в магазин и как действовать, если их не принимают обратно.
В статье расскажем:
Возврат автозапчастей – нормативная база
Автозапчасти — непродовольственный товар, поэтому правила их покупки и возврата регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.
Список автозапчастей, не подлежащих обмену и возврату
Этот перечень автозапчастей содержит уникальный код из цифр и букв, в котором зашифрована информация о производителе и модели. Эта комбинация должна быть единой для всех деталей автомобиля, поэтому возврат отдельной запчасти не допускается.
Условия возврата
В течение какого периода и каких случаях можно вернуть автозапчасти, зависит от их состояния и способа покупки.
Надлежащее качество
Если у приобретенных деталей отсутствуют дефекты, вы можете обменять или вернуть товар на общих условиях ст. 25 ЗоПП — если автозапчасть не подошла или вы просто передумали.
Вернуть автозапчасть в магазин можно при следующих условиях:
В последнем случае вы можете предъявить чек или квитанцию, но если вы их потеряли, допускается любое документальное подтверждение факта покупки в конкретном магазине, например, выписка из банковского счета. Также можно использовать свидетельские показания (п.3 ч.1 ст. 25 ЗоПП) или записи с камер видеонаблюдения.
Вернуть деньги можно, если нельзя произвести обмен — аналогичной запчасти нет на складе.
Также стороны могут договориться о том, что продавец предупредит покупателя о поступлении нужной автозапчасти и произведет обмен, не выставляя его на витрину.
Бракованные автозапчасти
Если приобретенная автозапчасть оказалася с дефектом, согласно ч.1 ст. 18 ЗоПП, вы можете:
При этом, в первую очередь, вам предложат безвозмездное устранение недостатков и только в том случае, если запасная часть не подлежит ремонту либо дефект возник снова, вы можете требовать обмена на качественный товар или возврата денег.
Экспертиза
Требования о ремонте или обмене могут быть удовлетворены только в том случае, если дефект возник не по вине покупателя. Если стороны не могут прийти к согласию о причинах проблемы, назначается независимая экспертиза за счет продавца (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП). Но если в заключении будет указано, что дефект возник по вашей вине, вам придется возместить расходы на проверку.
Вы имеете право присутствовать на процедуре, поэтому, если вас не предупредили о месте и времени ее проведения — это основание для оспаривания результатов. Также это возможно, если вы не согласны с выводами эксперта, но только в судебном порядке.
Если продавец отказывается провести экспертизу, вы можете заказать ее за свой счет. Требование об уведомлении продавца остается обязательным, а если результаты покажут, что дефект возник не по вашей вине, расходы на процедуру подлежат возмещению продавцом.
Купленные в интернет-магазине
Порядок возврата автозапчастей, купленных дистанционно, регламентируется ст. 26.1 ЗоПП, согласно которому вы можете вернуть запчасть:
Продавец обязан предоставить информацию о правилах обмена и возврата в письменной форме. Если такая памятка отсутствует в посылке, срок отказа от покупки увеличивается до 3-х месяцев.
При этом нужно учитывать, что, согласно п.4 ч.4 ст. 26.1 ЗоПП, из возвращаемых денег будет вычтена сумма расходов на доставку автозапчасти обратно продавцу. Если вы оплачивали и первую доставку, это может быть существенная сумма.
После установки
Следы эксплуатации — основание для отказа в приеме автозапчасти обратно. Если вы уже установили автозапчасть, и она оказалась с дефектом, вы можете претендовать только на гарантийный ремонт. Обязательное условие — недостаток возник не по вашей вине. Если причина появления дефекта заключается в неправильной эксплуатации, право на претензию аннулируется.
Сроки возврата
Если речь идет об автозапчастях надлежащего качества, срок для возврата — 14 дней с момента их получения. Отсчет ведется в календарных днях с даты получения автозапчасти. Если вы заказывали доставку онлайн, течение сроков начинается не с даты, указанной в чеке, а с даты, когда запасную часть доставили.
Обратиться с претензиями в случае покупки некачественного товара, вы можете в течение всего гарантийного срока. Если он отсутствует — в течение 2-х лет с момента покупки (п.2 ч.1 ст. 19 ЗоПП).
Сроки исполнения требований магазином
Если вы обратились с возвратом качественного товара, обмен производиться немедленно при условии, что подходящая деталь имеется в продаже. При ее отсутствии продавец обязан вернуть уплаченную сумму за товар в течение 3-х дней с момента обращения (ч.2 ст. 25 ЗоПП).
При обращении за бесплатным ремонтом, он должен быть произведен в течение 45 дней (ч.1 ст. 20 ЗоПП). Данный срок может быть увеличен при необходимости, но только в случае согласия сторон. На период восстановительных работ, течение гарантийного срока останавливается, в случае замены некачественного товара — отсчет начинается заново.
Требование о возврате денег или обмене должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст. 22 ЗоПП).
В случае нарушения продавцом установленных сроков удовлетворения претензий, магазину начисляется неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (ч.1 ст. 23 ЗоПП).
Порядок возврата
Чтобы вернуть автозапчасть продавцу или отдать ее в ремонт, нужно передать продавцу товар с заявлением о возврате, а также перечень документов.
Заявление на возврат товара
Заявление пишется в свободной форме с указанием:
В крупных магазинах есть собственные шаблоны заявлений, поэтому вам нужно просто устно уведомить о своем намерении вернуть товар. Продавец сам заполнит заявление, распечатает его и отдаст на подпись.
Если вы будете самостоятельно составлять документ, можете воспользоваться нашим образцом.
Заявление составляется в 2-х экземплярах и подается лично (с отметкой о принятии продавцом) либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Документы
Вместе с заявлением нужно представить продавцу:
При отсутствии последнего можете представить свидетельские показания либо записи с камер видеонаблюдения. Если нет возможности представить ничего из перечисленного, можно затребовать второй экземпляр чека, который сохранился у продавца. В этом случае необходимо точно указать дату и время совершения покупки.
Акт дефектовки автозапчасти для возврата
Если возвращается некачественный товар и проводится экспертиза для определения причины возникновения недостатка, составляется акт дефектовки — юридический документ, который удостоверяет техническую неисправность товара. Он не содержит информацию о стоимости, но является основанием для составления сметы ремонта. На его основании эксперты делают заключение о необходимости ремонта, полной замене автозапчасти или смене отдельных ее частей.
В акте дефектовки указывается:
Если магазин отказывает в возврате
Если в течение 10 дней продавец не ответил по заявлению или отказался принимать товар, вы можете инициировать спор с ним.
Досудебная претензия
Перед тем, как обращаться в суд, нужно направить продавцу досудебную претензию с требованием о соблюдении прав потребителя. Документ составляется в свободной форме, в нем указываются те же данные, что и в заявлении:
Претензия составляется в 2-х экземплярах, один из которых можно подать в магазин лично (с отметкой о принятии) либо направить заказным письмом. Срок ответа на досудебное обращение — 30 дней с даты получения.
Обращение в суд
Если в течение указанного срока не поступил ответ от продавца либо он был отрицательным, вы можете обратиться в суд и получить не только сумму, потраченную на автозапчасть, но также:
Таким образом, обращение в суд предполагает получение суммы, существенно превышающей стоимость возвращаемого товара.
Исковое заявление составляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием:
Количество экземпляров искового заявления должно соответствовать числу сторон судебного дела.
К нему прилагается:
Исковое заявление также можно подать лично в судебную канцелярию либо направить заказным письмом.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики.
Сокольский районный суд Вологодской области рассмотрел дело № 2-35/2016, по которому истец требовал возврата уплаченной суммы за двигатель и компенсации ущерба.
Согласно материалам дела истец купил у ответчика двигатель, бывший в употреблении, но на который продавец дал гарантию 14 дней. При установке истец запросил проверку натяжки ремня ГМО и удостоверился в их исправности. Однако после завершения процедуры ему поступил звонок из СТО и сообщили, что при первом запуске двигателя оборвался ремень ГРМ, погнуло клапаны газораспределительного механизма. Далее истец заказывал дополнительные детали для ремонта, но в итоге двигатель все равно оказался нерабочим. В результате таких действий была составлена претензия продавцу с требованием о возврате денежных средств и компенсации понесенных расходов, в чем ему было отказано.
Рассмотрев материалы дела, суд постановил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть истцу сумму, уплаченную за двигатель, а также компенсировать ему расходы на приобретение запасных частей, а также ремонт и установку двигателя. Также суд постановил взыскать с ответчика в пользу истца:
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Если магазин отказывается принимать товар обратно, пишется досудебная претензия, далее подается иск в суд.