На авто до варзуги
ПОЕЗДКА НА ВАРЗУГУ!
Несмотря на то, что с 81 го года я живу на Кольском полуострове, мне никогда не доводилось побывать на Варзуге.
Варзуга-Население — 351 житель (2002); 363 жителя (2010). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
Фактически чтобы добраться до Варзуги из Мурманска расстояние составит в одну сторону 485,9 км. Приезд друзей на рыбалку сподвиг на это приключение.
Сначала мы осмотрели город Мурманск с одной из самых высоких точек, сопки- «Горелая», которая находиться в районе улицы Капитана Орликовой
Потом с полной уверенностью в удачной рыбалке мы отправились в сторону Кандалакши. Трасса от Мурманска до Кандалакши в очень хорошем состоянии, и очень красивая.
Проехав Кандалакшу настроение еще больше поднялось:) Как нам пояснили это было последнее место где можно было нормально заправить авто качественным бензином и дизелем (Статойл, Роснефть). Вид конечно был просто супер!
По дороге встретили информационный стенд на котором очень доступно и понятно описано, что, где нужно посмотреть:
Как нам порекомендовали, мы остановились не в самой Варзуге, а в Умбе. Причин было много: есть магазины, есть отличные места для рыбалки, есть ощущение цивилизации, а главное очень просторный и уютный дом
с гостеприимной хозяйкой и хозяином
Так как всем очень понравилось даем координаты!
Нас было много, поэтому о цене мы договаривались и в общем нам постоянно делали скидки. Хозяйка постоянно сама готовила и топила отличную баню. Поразил выбор веников и непосредственная близость от парилки к реке.
Самое главное это каждый вечер было северное сияние. Думаю всем бы хотелось его посмотреть в живую…
По дороге в сторону Варзуги мы оказались на берегу Белого моря! Вид конечно супер! Рыба не клевала, но мы решили искупаться.
1943 км
1 д. 3 ч. 46 м.
195 л
9 945 руб.
Отчеты пользователей о путешествиях на машине:
Рассказы и отчеты об автомобильных путешествиях по России и всему миру.
Схема дороги выделена на карте красным цветом и проходит рядом с 18 населенными пунктами. Чтобы проложить маршрут Москва – Варзуга для автомобиля и узнать, сколько километров между этими населенными пунктами, были использованы точные координаты городов, автодорог и других географических объектов.
Заправки по трассе отображены на карте. Общее количество АЗС — 35, в их числе:
Газпром Нефть: 10
Роснефть: 18
Лукойл: 6
Shell: 1
Чтобы узнать, какие пробки на дороге Москва – Варзуга сейчас, поставьте галочку «Пробки» и увеличьте карту. Чтобы узнать, как проехать от Москвы до Варзуги на машине через промежуточные города и населенные пункты, перечислите их при расчете расстояния. Чтобы получить карту-схему автомобильного пути в удобном формате, нажмите распечатать.
Внимание!
Для построения маршрута и вычисления расстояния были использованы точные спутниковые координаты дорог и населенных пунктов. Мы не гарантируем стопроцентную точность и не несем ответственности за построенный маршрут.
На Терский берег! Часть 3 — Варзуга, жемчужина Кольского Севера
Всем привет, друзья и удачи! На очереди третья, предпоследняя, часть поездки на Терский берег, сейчас — в старинное село Варзуга, считающуюся жемчужиной Кольского полуострова.
Многие читатели в комментариях к предыдущим частям поездки спрашивают про дорогу на Варзугу — докладываю, она нормальная и спокойно проезжаемая даже на моноприводе с небольшим клиренсом. Местные гоняют здесь на жигуленках с космическими скоростями и грунтовка с камнями и ямами им не помеха. Жаль, что погодой нам откровенно не повезло, временами начинался проливной дождь, что немного подпортило впечатление от поездки.
Еще многие автотуристы, проехавшие эту дорогу, жалуются на постоянные проколы шин. У меня лично все прошло без происшествий, но ремкомплектом лучше запастись. Одна из особенностей грунтовой дороги на Варзугу — красная глина, после которой машина покрывается истинно марсианским налетом. За световой день марсоход Террано проехал более 500 километров по не самой ровной дороге на хороших скоростях, благо непробиваемая подвеска позволяет это сделать, но все-таки изучение Терского берега за один день — не самая лучшая идея, здесь однозначно нужно намного больше времени.
А главной целью посещения Варзуги была старинная деревянная Успенская церковь, построенная еще в 1674 году без единого гвоздя и признанная памятником русского деревянного зодчества. С погодой, как уже писал, не повезло — моросил дождик, вечерело, а впереди была еще самая сложная часть поездки — пески Кузомени, но храмовый комплекс произвел незабываемое впечатление.
Удивительно, но Варзуга — единственное село Терского берега, расположенное не на берегу Белого моря, а в устье одноименной реки. Первое упоминание о селе в грамоте 1466 года, когда местный житель Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья. Монастырь, построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов сёмги. После падения самостоятельности Новгорода в 1478 году Терская земля перешла под власть Москвы, а Варзуга стала именоваться «волостью», в которой, согласно описи 1563 года насчитывалось 167 семей в 124 дворах, что по масштабам того времени очень много для Русского Севера. Но в 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, после которого Варзуга практически опустела, после чего постепенно вернулась в подчинение Соловецкого и Новоспасского монастырей.
Варзуга стала активно развиваться после дарования свободы Екатериной II в 1764 году. По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, а уже в 1930 году был организован колхоз с банальным названием «Всходы коммунизма». Сейчас в селе проживает почти 400 человек. Колхоз, кстати, существует до сих пор и активно развивает рыболовный туризм, для чего имеется даже собственный вертолет для заброски дорогих (реально дорогих, в основном это богатые иностранцы) гостей на отдаленные речки для ловли экологически чистой семги.
Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов). На реке постоянно дежурит водная маршрутка — моторный карбас с мотором, но мы из-за дефицита времени переправляться не стали, а жаль, ибо по отзывам настоящая, поморская Варзуга расположена именно на левом берегу.
Высота Успенского храма — 34 метра, конечно его реставрировали в 70-х годах и совсем недавно, около десяти лет назад, но все равно впечатляет! А еще деревянные строения и особенно церкви дают более сильные впечатления, чем, к примеру, каменные.
Удивительно как более трехсот лет назад такую махину наши предки построили на века только при помощи топора, рубанка и долота, без гвоздей и скоб, да и вообще без всякой техники.
Успенская церковь уникальна тем, что это самая северный в России допетровский храм, дошедший до нашего времени. Видимо отдаленность Варзуги помогла ей пережить смутные времена советского атеизма, более того именно во времена СССР ее признали объектом культурного наследия. Многие исследователи и знатоки деревянного зодчества называют эту церковь самым самым совершенным деревянным шатровым храмом.
Интересно что 1939 году с Успенской церкви были сняты и расколоты колокола. Уже безвестные ироды подготовили их к перевозке на переплавку, оставив на песчаном берегу протекающей через Варзугу одноимённой реки. Но пришедший прилив утащил остатки колоколов в реку, где они и погрязли в слоях донного ила. Достать их так и не удалось и они навеки остались в селе.
Еще одно интересное место нашлось на задворках храмового комплекса в виде несколько куполов, на которых хорошо можно разглядеть так называемую чешую — наружные декоративные элементы для украшения церковного купола.
Как гласит одно из объявлений, в храмовом комплексе может остановится любой желающий паломник, готовый помогать настоятелю, на фотографии вроде как общежитие для подобных странников.
Дом настоятеля, я нескромно ходил вокруг него кругами, но не услышал в свой адрес ни одного замечания. Вообще про Варзугу я читал бредятину, что жители испорчены туристами и только и думают как срубить с них бабла. Вранье полнейшее, можно бродить по селу, чуть ли по огородам, никто к тебе не подойдет, у местных своя жизнь, а если что-то спросишь — обязательно помогут. А вообще в Варзуге очень атмосферно и умиротворительно красиво, я пробыл там всего от силы час-полтора, а по уму надо было посвятить ей намного больше времени.
Терский берег, от Умбы до Варзуги
Путешествие летом на Белое море. До Варзуги из Апатитов 356 км, на дорогу в одну сторону уходит примерно 5 часов, если ехать без остановок. Но с заездами к морю на всё путешествие уходят почти сутки. Конечно, чтобы посмотреть всё и полностью насладиться красотами, нужно ехать с ночёвкой.
От Умбы до Варзуги 137км. На дороге есть километровые столбики. Последняя заправка находится в Умбе, это роснефть, работает круглосуточно. Но может не быть топлива. Дальше, в сторону Варзуги, заправок нет. Вдоль дороги очень красивый светлый хвойный лес, под деревьями ковры из белого ягеля или зеленых кустарничков. Много старых поваленных выбеленных стволов деревьев, выглядящих как сюрреалистические скульптуры.
Грунтовая дорога начинается между Оленицей и Кашкаранцами, до Варзуги остаётся ещё 47 км. Её переодически достраивают, говорят, но мы техники не встретили. Дорога жёсткая, покрыта камнями, и очень пыльная. Может быть сильно разбита. Дорога красного цвета, как подложка у аметистов.
Почти по всей дороге нет связи, она появляется только около посёлков. Добавлю, что кафэшек и туалетов тут нет, а то люди, далёкие от тундры, спрашивают. Есть гостевые дома для ночёвок. Электричество есть в посёлках, но ненадёжное. От Кандалакши до Умбы очень много коварных ям на асфальте, после Умбы дорога лучше. Много крутых поворотов и спусков.
Около поворота на Варзугу есть съезд на Кузомень, теперь туда можно проехать. В Кузомени песчаная пустыня, песок опасен — проезд только на специально подготовленных ТС.
За Умбой в 22х км находится песчаный пляж, местные называют его «Золотые Пески», довольно много народу, можно выехать прямо к воде, песок очень плотный. Берег плоский, чтобы окунуться — придётся довольно далеко идти. Чисто!
От Апатитов до пляжа Золотые Пески 244км.
Съезд на этот пляж на 22м км дороги Умба-Варзуга. Столбик 23й км стоит сразу после съезда. Съезд — песчаная узкая дорога 1км, слева будет поле.
Апатиты — пляж перед Оленицей= 273 км
Центральный съезд на этот пляж — 54й км. Есть другие. Можно подъехать к границе песка и зеленого берега. Песок на берегу с камнями, живописные группы валунов в воде. Никого народу. Берег покрыт цветами — розовая гвоздика, синие колокольчики, камнеломки, мини-кустики шиповника и множество других. Очень красивый изогнутый пляж. Есть связь, и даже интернет иногда. Чисто!
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
На своём авто в Варзугу. Путешествие по Терскому берегу
С тони Тетрина на своём авто в Варзугу. Продолжение северного путешествия (Умба — Варзуга)
Варзуга – одно из старейших поселений на Терском берегу, и посещение этого села было одним из знаковых пунктов нашего автопутешествия на Терский берег Кольского полуострова. Кроме того, неподалёку от Варзуги находится поворот на не менее легендарную Кузомень. Куда также мы планировали попасть.
В этом моём рассказе про то, как мы отправились на своём авто в Варзугу.
Варзуга. Терский берег
По отзывам и описаниям в Сети, в районе Кузомени — настоящая песчаная пустыня и на нашем авто туда добраться вероятность была, прямо скажем…так себе. Как вариант мы рассматривали такой план — добраться на своём авто в Варзугу и там, по факту, уточнить состояние дороги.
Задача усложнялась для нас тем, что оба населённых пункта (и Варзугу, и Кузомень), необходимо было посетить в течение одного дня. В силу ограниченности по времени нашего путешествия. Ночевать этим днём мы уже собирались на обратном пути. В Кандалакше.
За время наших трипов часто получается так, что есть определённая точка, куда хочется попасть (или желание её посетить рождается по дороге), но нет конкретной подготовки, расчёта или чёткой ясности, что нас там ожидает. Насколько осуществимы подобные планы. Или как корректировка первоначального маршрута скажется на всём путешествии. Да, мы признаём, что мы авантюристы ещё те. Но что в этом плохого? От этого наши путешествия становятся более живыми и непредсказуемыми. И в этом есть определённая прелесть. Прелесть настоящей жизни в Дороге.
Состояние дороги Умба — Варзуга
Выехали мы с тони Тетрина ближе к полудню. Из-за условий отлива. Без приключений добравшись до автодороги Умба-Варзуга мы двинулись далее.
Дорога от Умбы до самой Варзуги не однородна. Часть пути – это приличное асфальтовое покрытие, а часть дороги – грунтовка. От Умбы до Варзуги около 135-140 км. Из них около 80 километров — песчаная накатанная грунтовая дорога. Асфальт заканчивается километров через 50 после Умбы.
Не забываем про то, что если вы собрались на своём авто в Варзугу, последняя АЗС — только в Умбе. Дальше, ни в Варзуге, ни в Кузомени — заправок нет.
Часть пути мы уже преодолели накануне. Это около 22-ух километров. Потому нашу поездку на Варзугу можно отсчитывать от поворота на тоню Тетрина.
Дорога Умба-Варзуга. Асфальт закончился (Асфальтированная часть — обратное направление. На Умбу)
Вот так выглядит дорожное полотно, по которому до Варзуги около 80-90 км:
Грунтовка на Варзугу
Что представляет из себя грунтовка на Варзугу? Хм… встречал я в Сети отзывы о ней, как о чём-то ужасном. Острые камни, часто встречающиеся едва различимые на скорости, торчащие отдельные валуны и камни. Или попадались мне даже советы сбрасывать давление в шинах. Дабы не порезать покрышку. И ехать по этой грунтовке не более 40 км в час и прочее. Как на само деле?
Нормальная вполне себе, обычная грунтовая дорога. Таких тысячи по всей стране и миру.
(Вспомнил, как перед тем, как я собрался на Памирский тракт — а там высокогорная дорога с осыпями на высотах свыше 4000 тыс. м и около — мне попадался также отчёт одного джипера о том, что он давление в покрышках на своём «Дефендере» там сбрасывал. Местная шоферня, что мотается по тракту годами, только усмехнулась на этот счёт. Да у виска пальцем покрутила. Ну, оно дело понятное. Это же — «джипер»)
Как мы доехали на своём авто в Варзугу
Это я к чему в предыдущем? Да к тому, что слишком у страха глаза велики. Как и у чужого мнения) В общем, на своём авто в Варзугу по этой грунтовке ехал я под сотню км/ч. Нормальная вполне грунтовка. Сбрасываешь скорость на поворотах. Да там, где уж больно много щебёнки, да перед валунами (тут главное их не прозевать). Может я, конечно, в хорошие условия попал. Лето, однако. Хоть и холодное в этот год уж больно, но всё же. Покрытие сухое, укатанное. Пыль поднимается от встречных и догоняемых машин столбом.
Но внимательным быть всегда не помешает. По дороге мы обогнали пару новых «паджериков». Ребята встали, так как один из экипажей пробил себе радиатор. Зайцем. Который внезапно выскочил на дорогу. Вот уж не знаю, как там оно у них получилось. Но — факт.
И ещё была одна вставшая по дороге у обочины легковушка. Тому парню также не очень повезло. Он пробил колесо. В дороге бывает всякое. А от подобных «передряг» никто не застрахован. Так что… ехал я в соответствии с обстановкой. То 80-100 скорость держишь, а то и до 30 сбросишь.
В общем, без особых приключений мы и добрались на своём авто в Варзугу. И здесь стоит поподробнее рассказать о самом селе и его истории
Варзуга. История села
Название «Варзуга». Топонимика. Почему село называется «Варзуга»
Учёные предполагают, что топоним «Варзуга» происходит от саамского «арзйок». На языке коренного населения — это река, на берегах которой есть стоянки для отдыха пастухов, кочующих со стадами оленей. До некоторых пор название «Варзуга» так и произносилось. Без «В». «Арзуга». Со временем слово и приобрело нынешний вид.
Ныне село расположено на обоих берегах одноимённой реки. В 22-х километрах от устья её впадения в Белое море. Не так давно здесь было найдено место древнего городища. Которое, с учётом изменившегося русла реки Варзуги, находится не так далеко от нынешних границ села.
Варзуга в исторических летописях
Варзуга – одно из самых старых поселений на Кольском полуострове. Некогда — одно из самых значимых и крупнейших. К первым упоминаниям об этом населённом пункте относят грамоту варзужанина Тимофея Ермолинича Соловецкому монастырю. Датируется эта грамота 1466-ым годом. По ней в монастырскую вотчину передавались угодья, ловища и леса варзужанина.
Однако в Первом новгородском летописном своде за 1419 год историки обнаружили вот такую запись:
«В лето 6927 пришед мурмане (норвежцы, викинги), войною в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Варзуги погост Корильскыи и в земли Заволочкои погосты: в Неноксе, в Корельском манастырь святого Николы, Конечный погост, Яковлю кюрью, Ондреянов берег, Киг остров, Кяр остров, Михаилов манастырь, Чиглоним, Хечинима; 3 церкви сожгли, а христиан черноризиць посекле, и заволочане две шнеки мурман избиша, а инии избегоша на море…»
Если обратить внимание на формулировку в данном тексте: «повоеваша в Варзуги погост Корильскыи», можно увидеть отличие от подобных записей тех лет в других летописях.
Так, например, в летописи от 1377 года существуют такие записи: «под Новым городком на Овле реке» или в другом источнике (1476 год): поселение «Сыренеск на Нарове» реке. В обоих последних случаях уточняется местоположение населённых пунктов. «На реке». А в Первом Новгородском летописном своде такого уточнения нет. Исследователи (и не без основания) предполагают, что в документе за 1419 год описан погост, к тому времени находящийся в поселении Варзуга.
Корельский погост и связь с Двинским берегом
Итак, в документе упоминают о «Корельском погосте в Варзуге». Почему «Корельском»? Ответ на этот вопрос находится в той же летописи 1419 года. «…и повоеваша… в Корельском манастырь святого Николы». «Корельский» – это, видимо, древнее название места нахождения монастыря, происхождение которого очевидно. Так как западный, «Летний», берег Двинского устья (противоположный берег Белого моря Терсому берегу) в это время относился к Корелии (именно через «О») На морской карте голландца Лукаса Ваагхенаэра (1584, опубликована в 1599 году) восточный берег устья Северной Двины подписан как «Russiae pars» («Российская часть»), а западное побережье – «Coreliae pars» («Карельская часть»). В те времена, территория Карелии считалась от Северной Двины. В XVI веке, с началом английской торговли на Севере, это место стало широко известным как «порт святого Николая». Сейчас — это район города Северодвинска.
Где и ныне существует знаменитый Николо Корельский монастырь (через «О», к топониму современной Карелии это имеет опосредованное отношение). Ну, а связь между Двинским берегом Белого моря и Терским (также и Карельским) – неоспорима.
В районе расположения Варзуги, задолго до появления христианского погоста жила «терская лопь»
Коренные жители этого края. Которых, позднее, сильно потеснили карелы. А затем — пришедшие на эти земли новгородцы. Так, например, в 1479 году (Северные грамоты XV века) варзужанин «Матфей Ильин дал «участок промеж пятию роды корельскими детьми» и «участок на лопи промеж корильскими детьми».
Упомянутые пять родов – это «курольцы, ровкольцы, вымольцы, тиврульцы и валдолейцы, или наволоч-род». Изначально именно эти «пять родов корельских детей» и владели всей Корелией от Каяно-моря (Ботнического залива) до Гандвика (Белого моря), а позже и южным побережьем Кольского полуострова (Терским берегом). Им принадлежали промысловые угодья, сельскохозяйственные земли, празга (право откупа, аренды) и право торговать с лопарями. С приходом новгородцев, как мы видим из летописных свидетельств, ситуация с «владением отчинами родов Корельских» стала значительно меняться.
«Корельские дети» – служилый люд, «знать» корельских племен, владеющая теми или иными «отчинами» на Поморье и находящаяся в вопросах военной службы под руководством новгородских князей.
Варзужская волость, как и весь Терский берег, со времен новгородского владычества на Кольском Севере административно подчинялась двинским воеводам. До сих пор среди жителей терчан встречается характерная фамилия – Двинины.
Духовно Варзуга была порождена именно монахами Николо-Корельского монастыря. Отец-основатель этой обители, преподобный Евфимий Корельский, со своими учениками оставил свой благодатный след по всему Кольскому Северу в виде монашеских скитов, церквей и часовен. Как правило, духовные обители посвящались Николаю Чудотворцу. До наших дней сохранилась поговорка: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы».
Варзуга. Успенская церковь
Варзуга в период подчинения Москве
После утраты самостоятельности Новгорода в 1478 году Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга становится волостью, подчинённой двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.
В соответствии с описями 1563 года, Варзугу можно считать крупным населённым пунктом. Здесь проживало 167 семей в 124 дворах. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.
Характерная особенность для промыслов Варзуги (и Терского берега, в целом), – совместное владение всей общиной, с разделением добычи «варзужских волощан» в соответствии с долей каждого. В отличие от «двинского» типа хозяйствования, на Архангельском берегу. Последний тип отличался от типа варзужан тем, что предполагал индивидуальное владение своими промыслами. Взятие в откуп и сдача в аренду или под процент, долю и т. п. Различие этих двух типов ведения промыслов послужило одной из причин и было одним из противоречий, из-за которых и произошёл на Терском берегу «Басаргин правёж». Немаловажным фактором для этой трагической страницы истории Кольского Севера было введение Иваном Грозным деления на земство и опричнину.
Варзуга
Басаргин правёж в Варзуге
Басаргин правёж: Двинская земля и Холмогорский уезд были взяты Грозным в опричнину. Терский берег – оставался в земщине. Двинские же купцы Бачурины, донесли царю об измене (долгу) селений терского берега (из клятвы опричников: «Клянусь не молчать обо всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя… Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего»). Результатом навета для взыскания долга на Кольский Север был из Москвы отправлен начальник московских тюрем Басарга Леонтьев вместе со своими опричниками. Карательная экспедиция прокатилась по многим селениям и погостам Терского берега. Коснулся «правёж» и Варзуги.
О разорительных последствиях этого «правежа» можно судить по писцовой книге Василия Агалина за 1575 год. Где сказано, что в Варзуге стоят 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места бывших изб, также пустуют 11 тонь, которые «запустели от двинского иску, и от голоду, и от Басаргина правежу».
Были в истории Варзуги как трагические страницы истории, так и благополучные времена.
Варзуга в правление Петра и Екатерины II. «Золотой век» поморов Треской земли
Указом Петра I от 1708 года Кольский острог с одноименным уездом вошел в состав набиравшей при Петре силу Архангелогородской губернии. В эту губернию вновь без изменений вошел и весь Двинский уезд с Варзужской и Умбской волостями.
Но Двинское «владение» этими землями закончилось лишь при Екатерине II. 26 марта 1784 года Императрица своим указом ввела Умбскую и Варзужскую волости в состав Кольского уезда. А также при ней многие монастырские вотчины были в результате секуляризационной реформы переданы в государственное подчинение. Беломестные (свободные от сбора налога в казну государства) земли монастырей ко времени правления Екатерины распространились чрезмерно.
Что было архаичным пережитком и экономическим, административным грузом для централизованного государства. Монастырям поморы (промысловики) платили непомерную десятину. А после секуляризации церковных земель терчане были освобождены от этих податей. И обременялись уже сборами в казну государства, а не церкви. И этот налог был вдвое ниже монастырского. Послабление финансового бремени для поморов стало немаловажным фактором бурного развития промыслов и хозяйств на Кольском Севере.
Варзуга от средних веков до наших дней
Став свободной от монастырской десятины, Варзуга развивалась и богатела. Богатый на природные дары край привлекал сюда переселенцев, не боявшихся суровых климатических условий. К концу 19 века в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а первом десятилетии 20-го в селе уже проживал 1001 житель. Здесь действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.
Если вы собрались в путешествие на своём авто в Варзугу (как мы), или решили посетить эти удивительные места иным способом (любое путешествие ценно само по себе), то может быть вам будут интересны несколько фактов, связанных с этим старинным селением.
Интересные факты о Варзуге
На Земле существует 2 пояса шириной 53 км, в которых есть полярный день, но нет полярной ночи. Вследствие атмосферной рефракции и того, что Солнце наблюдается с поверхности не как точечный объект, а как диск. В одном полушарии можно выделить 2 точки широты полярного круга. На широте 65,727 Солнце раз в год, 22 декабря, не заходит, но полярной ночи еще нет. И день длится 3 часа 1 минуту. Самый короткий полярный день равен почти 2 суткам и наблюдается на широте полярного круга — 66°33′ за вычетом радиуса солнечного диска (15-16′) и атмосферной рефракции (на уровне моря в среднем 35′), итого около 65°43′. Таким образом, на деле полярный день можно наблюдать в местах, лежащих немного южнее полярного круга, в то время как полярной ночи там наблюдаться ещё не будет.
В Варзуге находится Успенская церковь (или Церковь Успения Пречистой Богородицы). Памятник деревянного зодчества XVII века. Церковь возведена без единого гвоздя и скоб. С помощью лишь топора и рубанка. Несмотря на запрет Патриарха Никона на возведение церквей в классическом шатровом стиле, этот храм выстроен именно по этому типу архитектуры. Высота церкви 34 метра. А её иконостас был расписан в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря и мастерами с Соловецкого архипелага. Кроме того, в оформлении использовались иконы, оставшиеся от старой церкви. Стоявшей здесь ранее. В 1939 году с церкви были сняты и расколоты колокола. Они были перемещены к берегу реки Варзуги (одноимённая река, по обоим берегам которой, раскинулось село Варзуга) для дальнейшей перевозки. Но этому не было суждено сбыться. Пришедшим приливом колокола и их части были «прибраны» рекой. Достать их не удалось, и они до сих пор находятся под толщей песка речного русла Варзуги.
Успенская церковь в Варзуге
В 1999 году Успенская церковь была передана Русской Православной Церкви. В настоящее время — храм действующий и практически полностью восстановлен.
В Варзуге в наше время существует рыболовецкий колхоз «Всходы коммунизма». На балансе хозяйства состоят пять рыболовецких и три транспортных судна. Колхоз занимается производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и рыбной продукции. Входит в Союз рыболовецких колхозов Мурманской области (Мурманский рыбакколхозсоюз).
Вывеска магазина в Варзуге с эмблемой колхоза «Всходы коммунизма»
В последние годы Варзуга пользуется популярностью у туристов. Приезжают в эти места и иностранные гости. Известный факт, что половить самой экологически чистой сёмги (так отзываются местные жители о рыбе реки Варзуги) приезжал сам Командор Ордена Британской империи, известный и легендарный музыкант Эрик Клэптон. В Варзуге (реке) обитает самое крупное стадо семги, которое поднимается до верховьев реки и его притоков.
В реке Варзуга обитает более 100 тысяч жемчужниц. Когда-то из этого моллюска добывали жемчуг, на Кольском полуострове даже существовал жемчужный промысел. Варзугский жемчуг славился особенно: по величине небольшой, но очень красивый – от нежно-розового цвета до темно-серого, почти черного.
Уникальная коллекция варзугского жемчуга была отмечена на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.
У поморов была издавна примета: жемчуг следует искать в тех реках, куда заходит царская рыба – сёмга. Так возникла легенда о том, что жемчужина зарождается в жабрах семги.
Несколько лет, плавая в море, она носит с собой жемчужную искру. Вернувшись в реку, в теплый солнечный день, она находит на дне реки раскрытые раковины. В самую красивую из них она бережно опускает жемчужную звёздочку, из которой позже вырастает жемчужина.
Оказывается, легенда во многом права. Учёные выяснили, что жемчужница и сёмга нормально существовать друг без друга не могут. Личинки жемчужницы могут существовать только в жабрах лососёвых рыб (семги и кумжи), а для развития молоди лосося нужна чистая прозрачная вода. Жемчужницы очищают её, ежесуточно осаждая несколько тонн речной мути.
Река Варзуга — единственное место в мире, где ещё сохранилось это единство существования «лосось-жемчужница». Сейчас жемчужный промысел на Кольском полуострове не ведётся, а жемчужница занесена в Красную книгу.
В Варзуге делают «козули». Игрушки из теста, в виде фигурок животных. Тесто используется из ржаной муки. Пекли такие съедобные игрушки на Рождество, на Новый год, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас на рождение ребёнка, на свадьбу, новоселье. Козули сразу не съедаются и не выкидываются, считается, что они охраняют дом от чужих духов.
Варзуга одно из немногих мест на Терском берегу, где ещё можно услышать поморский устный фольклор.
Прогулка по Варзуге. Небольшой фотоотчёт
Итак, возвращаюсь к своему описанию нашего посещения старинного поморского села. Приехав на своём авто в Варзугу, мы оставили авто на небольшой площади, что при въезде в посёлок, и отправились знакомиться с селом поближе.
Прямо от площади на сопку ведёт деревянная лестница. А на самом верху обустроена смотровая площадка. Тут же, наверху, здание школы. Отсюда Варзуга видна как на ладони:
Лестница на смотровую площадку. Варзуга
На этом берегу (правый берег реки Варзуга) — Пречистенская сторона, а на противоположном — Никольская. На левобережье — наиболее древняя часть Варзуги. И именно там, чуть в стороне от села (выше по течению реки) и было найдено археологами древнее городище.
Хорошо просматриваются современные дома и постройки селян. В которых размеренно течёт жизнь варзужан:
Варзуга. Правобережье
Осмотрев Варзугу и сделав несколько кадров со смотровой площадки мы спустились вниз. Пройтись по улочкам села.
Вот ребятня местная прокатилась мимо нас на велосипедах:
На улицах Варзуги
А вот, мужчина, видимо с недавним уловом (если не ошибаюсь — это горбуша):
Селянин с рыбиной
В день нашего приезда, выяснилось, что вот-вот в Варзуге должен пройти праздник села («День Варзуги»). И сюда начали съезжаться гости, туристы и жители окрестных селений. К намеченному празднику возводилась сцена, разбивались торговые платки.
Зашли мы и в поселковый магазин. Прикупить какой-нибудь снеди в дорогу. Так как, посетив Варзугу, мы далее собирались в Кузомень. Как там оно всё выйдет — не ведомо. И пока было совсем не понятно, что нас ожидает по нашему маршруту.
Варзуга. Сельмаг
А так выглядит одна из главных улиц правобережной Варзуги — Успенская улица. Вдоль улицы — вполне приличного вида дома селян:
Варзуга. Дома варзужан
Белый пёс — наш сопровождающий
Прогулявшись по площади и прилегающей площади, мы направились ближе к берегу реки, туда, где возвышались купола храмов. Мы были не одиноки в нашем шествии. К нам «присоседился» какой-то местный лохматый, белый пёс) Который долго сопровождал нас, в прогулке по Варзуге.
Белый пёс. Варзуга
Вид на храмы правобережной Варзуги
Направившись к храмам, мы, конечно же, хотели посетить их и осмотреть старинные иконы и убранство уникальных архитектурных и религиозных памятников. Но нам (прямо какая-то «невезуха»), это сделать, к сожалению, не довелось. Почему-то все храмы были закрыты. Увы и ах…
Главки церквей
Варзуга. Фотоотчёт (продолжение)
Мы смогли осмотреть храмы только снаружи. Они действительно уникальны, вот, к примеру, крупный план деревянных венцов колокольни при Успенской церкви. Она была разрушена в 1939 году. И восстановлена в 2001. В соответствии с историческим обликом. Каково мастерство было древних зодчих? Согласитесь, что даже сама кладка — действительно настоящее произведение искусства! Характерная особенность в архитектуре колокольни — четверик, установленный на восьмерик. Фото:
Венцы колокольни
На площади у храмов установлен бюст Александру Невскому. В правление князя были подписаны первые договора между «мурманами» (викингами, норвежцами) и Русским княжеством о разделении границ влияния на Русском Севере.
Бюст Александру Невскому
Варзуга. Вид с правобережья
Осматривая храмы, мы вышли к самому берегу Варзуги. Правый берег, Пречистенская сторона — возвышается над гладью красивой северной реки. С него хорошо просматривается левобережная часть села Варзуга. Никольская. Вдали, (видно в кадре) виднеется крест. Именно там, на той стороне села, более старой, и было обнаружено древнее городище.
Вид на никольскую часть Варзуги
К самому берегу реки можно спуститься по деревянной лестнице. Там, внизу, установлена небольшая крытая остановка. На манер автобусной. Моста в Варзуге не было и нет. И связь между частями села осуществляется на лодках. Чтобы попасть на ту сторону, нужно договориться с местными.
УАЗ-ик у остановки
В силу того, что мы были очень ограничены нашими планами, решили, что на ту сторону не поедем. (А для пытливого туриста и путешественника я настоятельно рекомендую это сделать). Пришли к выводу, что для более подробного знакомства с Варзугой — обязательно сюда вернёмся в другой раз. И основательно всё исследуем. (Нам предстояло в этот день оказаться ещё и в Кузомени) Потому, продолжили свою обзорную экскурсию по Пречистенской стороне.
Наш сопровождающий
Пречистенская сторона. На улицах Варзуги…
Жизнь в селе идёт своим чередом. Несмотря на заезжего туриста. Вот, женщина в домашнем халате вышла за покупками в лавку:
Местные жители
А вот, кто-то едет по своим делам на квадроцикле (транспорт подобного типа здесь крайне необходим):
Варзуга. Сельский транспорт
Характерной особенностью селений на Терском берегу — является мощение пешеходных улиц («тротуаров») досками. Вот такую картину можно наблюдать в населённых пунктах «страны Тре»:
Мощение улиц. Деревянные тротуары
Повсюду можно увидеть в Варзуге рыбацкие «артефакты». Рыбный промысел — это то, чем до сих пор живёт это старинное село:
Улицы Варзуги. Лодочный киль
Собираемся в обратный путь
Так, к сожалению, ограниченные своими «наполеоновскими» планами увидеть за день «всё и вся», мы вынуждены были потихоньку собираться в дорогу. Пора было уже заканчивать наше мимолётное знакомство с Варзугой и двигаться в сторону Кузомени.
Пречистенская сторона. Варзуга. Вид с правобережья
Выехав пополудни с тони Тетрина на своём авто в Варзугу, мы, таким образом, осуществили первую часть своего маршрута этого дня. Добрались до старинного поморского села и составили о нём своё (пока пусть и поверхностное), первое впечатление. Что ж, тем больше теперь хочется приехать сюда, чтобы побыть тут основательно. Этого того — стоит.
На улицах Варзуги
Жизнь в Варзуге идёт своим чередом. Она радушно примет очередного гостя и путника. Мы, бросив прощальный взгляд на открывающиеся просторы северной, величественной реки Варзуги и радушное поморское, одноимённое село, вернулись к своему авто. Так, подходило к завершению наше путешествие на своём авто в Варзугу.
Улицы Варзуги. Пречистенская сторона
Впереди — Кузомень. Пора в дорогу!
Россия. Кольский полуостров. Терский берег. Варзуга 2019-20.
Продолжение нашего автопутешествия по Терскому берегу здесь: Кузоменьские пески и якутские дикие лошади
«Северное меню» сайта:
Страничка Копытного в Инстаграме: Drunkyhorse
Подписаться на новые статьи на сайте: