На авто к онежскому озеру
Карелия 2018. Вокруг Онежского озера.
Решил попробовать накатать отчётик о поездке вокруг Онежского озера. В один пост наверно не получится — слишком много чего писать. Поэтому разобью на части и буду добавлять взаимосвязанные ссылки по ходу появления подробных записей. В них будет информация про то, где мы останавливались, что смотрели, где жили, чем питались, где заправлялись и о состоянии дороги. Вообщем все адреса, пароли, явки))
А этот пост будет нести общую и итоговую информацию о поездке.
Итак.
В этом году твердо решили не ехать за бугор.
Изначально собирались проехаться по городам золотого кольца с конечной остановкой на оз.Селигер, но расстояния нам показались неподъемными. Мы не любители сутками куда-то ехать на машине. Предпочитаем большую часть времени проводить вне машины. А с двухнедельным отпуском идея «золотого кольца» становилась всё более невыполнимой. Маршрут вокруг Ладоги отпал, так как мы уже были в Рускеале в прошлом году и, в принципе, видели достаточно. Неизведанной для нас оставалась лишь восточная часть Ладожского озера (Олонецкий район). Поэтому итоговый маршрут образовался вокруг Онежского озера. Забегая вперед, скажу, что восточная часть Онеги нас не особо порадовала. Да — дорога отличная, да — красиво, но концентрация мест интереса намного меньше чем на западном и северном. Больше едешь… а мы, как я уже сказал выше, больше гулять любим. Кроме древних «петроглифов» особых впечатлений (кроме природы, конечно) не было. Но так как в первый раз то — едем!
Особою благодарность хочу выразить Андрею AndreiSushilov из Петрозаводска за моральную и информационную поддержку в процессе подготовки к поездке и в самом путешествии. К сожалению встретиться не получилось — разминулись буквально в один день. Но всё ещё впереди.
Выехали в понедельник. Вернулись в субботу.
Поездка заняла 12 дней.
По одометру получилось 2068км.
Средний расход (по баку) 9,2л/100км. По трассе шёл
110.
Заправлялся на ЭКО ТЕК, Китэк, ТНК, Лукойл. По топливу нареканий нет.
Самые большие/длительные перегоны были: СПБ — Олонецкий район и обратно, и Медвежьегоск — Нигижма.
Участок Вытегра — Подпорожье не очень длинный, но из-за дороги ОООЧЕНЬ долгий.
Внедорожных качеств Хавьера не проверял особо, ибо ехали одни, а со связью беда. Помощи не позовёшь. Но кое-где полный привод всё таки включался.
Связь присутствует далеко не везде. Больше отсутствует. Особенно по трассе. Из операторов приветствуется «Мегафон». Зона покрытия его намного лучше нежели на моём «МТС».
Погода нас сначала не радовала. Но везло, что дожди шли только в процессе переездов. В конечных точках дождь прекращался. И, в принципе, было не холодно. А когда уже встали лагерем, то и погода разгулялась — солнце/жара.
По деньгам получилось около 50000 на всё провсё + около 10000 на бензин.
Итого 60тр. на отпуск.
Вполне даже бюджетно по сравнению с забугорьем. При этом мы не в чём себе не отказывали. И жили не в самых дешевых отелях.
Вот как-то так.
И немного фоток для затравочки)
Вокруг Онеги
C моим другом Головиным по маршруту: Москва – Чудово – Волхов – Старая Ладога – Петрозаводск – Медвежьегорск – Кажма – Онежское озеро, губа Святуха – Повенец – Пудож – Вытегра – Ферапонтово – Вологда – Ярославль – Москва.
С лодкой в багажнике
В этой поездке по Карелии мы совместили путешествие на автомобиле по суше с водным маршрутом на байдарках. Это позволило посетить труднодоступные и глухие уголки, куда на автомобиле проехать невозможно, да и не нужно.
Путешествие началось с известной трассы Е95 Москва – Петербург. Выехали поздним вечером, но даже в это время на дороге было довольно плотное движение. Сотрудники ГИБДД тоже не дремали, контролируя скорость и останавливая утративших бдительность водителей. Тем более, что дальняя дорога к этому располагала. Не избежал расплаты и наш экипаж, чересчур увлекшись скоростью.
Весь перегон от Москвы до города Медвежьегорска на берегу Онежского озера проехали с кратковременными остановками и без перерыва на ночлег. Всего дорога заняла около 17-ти часов. Такой режим достаточно утомителен и, к сожалению, много интересных мест просто проскочили мимо.
На пути из варяг в греки
После шестисот километров пути по Е95, миновав Новгород, сворачиваем с питерской трассы на Волхов. Уже ранним утром останавливаемся у Волховской ГЭС, первой гидроэлектростанции построенной в советской России по плану ГОЭЛРО (1926 год).
Волховская ГЭС была построена в 1926 году.
Далее участок дороги от Волховстроя до городка Старая Ладога, проходит по высокому берегу реки Волхов и постоянно радует красивыми видами. В центре Старой Ладоги прямо рядом с трассой возвышается старинная крепость. Тормозим напротив и захватив фотоаппаратуру идем к крепости.
Крепость в Старой Ладоге, возведенная в 1177 году на пути «из варяг в греки», служила серьезным препятствием для шведских войск.
Главный вход из-за раннего времени ещё закрыт, поэтому, обогнув мощную стену, проникаем внутрь через пролом. Крепость, частично отреставрированная, имеет в плане пятиугольную форму. Толщина ее стен у основания достигает семи метров. Старая Ладога – один из старейших городов России, впервые упоминается в летописи в 862 году. Она располагалась на пути из «Варяг в греки». Интересен Успенский монастырь, ныне восстанавливаемый. Но, к с сожалению, время нас поджимало и мы двигаемся дальше. Вскоре выезжаем на мурманскую дорогу М18.
Прямая, как стрела трасса между Петрозаводском и Медвежьегорском.
Карельские дороги вполне заслуживают высокой оценки. Основная мурманская трасса М18: отличное покрытие и прямая как стрела дорога на типично карельском пейзаже. Около Петрозаводска дорога выходит к Онежскому озеру. От движения по этому участку получаешь настоящее удовольствие.
Озеро или море?
В районе Петрозаводска трасса выходит к Онежскому озеру. Карелия – озерный край, ее леса и озера обладают особой притягательной силой.
Онежское озеро по своим размерам второе в Европе, представляет особый интерес для путешествий по воде. Путешествовать по озеру можно и на веслах и под парусом. В непогоду Онежское озеро вполне может сравниться с открытым морем. И суда для плавания по озеру должны отвечать морским требованиям. Это многовесельные морские шлюпки – ялы, парусные яхты, катамараны. На озере множество островов. Один из них – остров Кижи – широко известен благодаря расположенным на нём памятниками деревянного зодчества. Плавание на байдарке по открытой акватории озера небезопасно. Зато в заливах, где не может разгуляться высокая волна, байдарка – наиболее мобильный и удобный вид водного транспорта.
К тому же в непосредственной близости от береговой полосы Онеги разбросано множество небольших озер. Используя протоки между озерами или перетаскивая лодки через узкие полоски суши можно переходить из озера в озеро. В озерах много рыбы, а по берегам ягод и грибов. Вся северная часть Онежского озера изрезана живописными глубокими заливами с высокими скалистыми берегами, представляющими карельский вариант норвежских фьордов. По одному из таких заливов и соседним с ним озерам проходила водная часть нашего путешествия.
Медвежья Гора
200 километров между Петрозаводском и Медвежьегорском проезжаем быстро. Сам город расположен на холмах. Раньше на месте Медвежьегорска шумел густой лес, бродили медведи, были болота, одна из улиц так и называется – Болотная. Еще при Петре 1 здесь действовал Вичковский завод, построенный в 1703 г. во время Северной войны со шведами.
Архитектура и памятник 30-х годов прошлого века в Медвежьегорске.
И все-таки началом истории города Медвежьегорска можно считать строительство на реке Кумсе в 1792-1794 гг. вододействующего лесопильного завода предпринимателей братьев Захарьевых из заонежского села Толвуя.
До сих пор неизвестно, почему станцию назвали Медвежьей Горой. По этому поводу существует несколько легенд. Рассказывают, будто однажды лесозаводчик Захарьев, рьяный охотник, неделями пропадавший в лесу, принес домой медвежонка. Это произошло вскоре после того, как бездетные Захарьевы взяли приемного сына. Медвежонок стал любимцем жены Захарьева. Когда он вырос, для него построили во дворе клетку. Но случилась беда. Медведь сильно изуродовал руку приемному сыну. Настоящие родители мальчика подали в суд. Медведя пришлось пристрелить. Говорят, что хоронили его с такими почестями, каких не удостаивались рабочие завода. Медведя похоронили у подножья горы и в честь этого назвали гору Медвежьей. Сказывают также, что жена Захарьева уговорила своего поклонника, инженера, руководившего этим участком строительства железной дороги, назвать станцию Медвежьей Горой – в честь своего любимца.
Уже в советские времена Медвежьегорск сыграл свою роль в строительстве Беломорско – Балтийского канала.
С автомобиля на воду
На западном берегу Повенецкого залива, в сорока километрах от Медвежьегорска находится устье длинного и узкого залива или, как в этих краях называют такие заливы, губы. Губа, носящая название Святуха – неглубокий, хорошо прогреваемый, водоем длиной тридцать километров при ширине от 100 до 500 метров. Деревня Кажма находится в устье губы. В ней десятка два домов, у многих свои баньки с выходом в озеро, почти все ее жители имеют моторные лодки. Мы оставили машину во дворе дома местных жителей Сережи и Нины. На берегу собрали байдарки и поплыли в глубь губы. Впереди была неделя лесной жизни в палатке, рыбалки. Проплыв на байдарках километров пятнадцать, разбиваем лагерь на высоком скалистом берегу.
Водная часть поездки – на байдарках.
Это идеальное место для стоянки: сосновый лес, обдуваемый легким ветерком, красивый вид на озеро, рядом залив, изобилующий рыбой. Кто-то еще до нас соорудил здесь столик со скамейками из лесных материалов. Вырезанная из дерева деревянная маска, словно лесной хозяин стоянки добродушно улыбается нам.
В Святухе есть свои протяженные узкие заливы, богатые рыбой. Например, Лещёвая губа, в устье которой хорошо ловится крупный лещ, или Церковная губа – в глубине неё высится скала, очертаниями напоминающая церковь.
В Церковной Губе высится скала, очертаниями напоминающая церковь.
По соседству с губой расположен ряд озер, в которые можно перебраться, совершив небольшой волок по суше. Из Святухи по реке Чужмуксе с волоком длиной в 1 километр мы перешли в Чужмозеро, затем в Гакхозеро. В озерах и губе на спиннинг хорошо ловится щука и окунь, а на обычную удочку почти все виды пресноводной рыбы. В районе деревни Космозеро в урочище Быково есть большое частное форелевое хозяйство. Если вам захотелось приготовить свежую форель – можно договориться с хозяином о покупке у него рыбы.
Дивные места
Карелия, неброская северная природа… Байдарку, плывущую по середине озера, вдруг начинает сопровождать чайка. Она описывает большие круги по воздуху, возвращаясь снова и снова. Чего она хочет? Постоянно с воды срываются стаи диких уток. Они нас почти не бояться. Или догадываются, что мы не охотники.
Каждый новый закат не был похож на предыдущий.
Мы были буквально «расстреляны» закатами, по меткому выражению Юрия Шевчука. Такого количества красивейших закатов, непохожих один на другой, за одну неделю подряд мы не видели нигде. Добавьте к этому светлые, почти белые ночи.
Утренние купания в чистейшей воде озера становятся хорошей традицией. С чем можно сравнить купание в карельских озерах, в кристально чистой, хоть и прохладной воде? Нам, урбанизированным городским жителям, такая возможность предоставляется нечасто. Ради нее можно проехать тысячу с лишним километров.
Поздним утром, греясь после обильного завтрака на нежарком северном солнышке, замечаем на водной глади залива движушийся объект. «Утка» – лениво говорит один из нас. «Какая-то странная утка. Давай-ка посмотрим в бинокль» – отвечает второй. «Да это совсем не утка» – восклицает обладатель бинокля. По водной глади залива плыл медведь. Над водой была видна только голова с мохнатыми ушами. Плыл он под углом к берегу и время от времени поворачивал голову в нашу сторону. Наконец, он выбрался на берег метрах в ста от нашего лагеря, отряхнулся и неторопливо, как настоящий хозяин, побрел в лесную чащу. Видимо был не голоден …
В обратный путь
Время, проведённое на озере, пролетело быстро, и вот мы уже снова наматываем километр за километром обратной дороги. Теперь уже едем огибая озеро с востока. Для этого в Медвежегорске поворачиваем на Повенец. От Повенца начинается Беломорско-Балтийский канал, рядом с городом находится 1-й шлюз канала. Канал строился в основном силами заключенных. Невзирая на многочисленные жертвы, он был построен всего за один год и 9 месяцев и официально открылся 2 августа 1933 г.
Двигаясь на юго-восток, пересекаем границу Карелии и Вологодской области. Вскоре начинается участок незаконченной дороги. Спустя некоторое время подъезжаем к Саминскому Погосту.В нем череда характерных серых изб прерывается внушительным деревянным ансамблем.
Две деревянных церкви – шатровая Ильи Пророка и пятиглавая Тихвинская в Саминском погосте Вологодской области.
Две деревянных церкви – шатровая Ильи Пророка (1692-1707) и пятиглавая Тихвинская – расположились у самой дороги на берегу речки. Пятиглавый храм, точнее то, что от него осталось после обрушения центрального и двух южных куполов, является довольно необычным, воспроизводя в дереве формы каменной архитектуры. К сожалению, по достоинству оценить его трудно ввиду серьёзности разрушений. Шатровый храм находится в значительно лучшем состоянии: главка его уже покрыта новым лемехом, идут работы по реставрации шатра.
Вскоре снова выезжаем на асфальт, а после Вытегры трасса уходит от Онеги в сторону Кириллова с его знаменитым монастырем на Белом озере. Когда остаётся около ста километров до Вологды, проезжаем поворот к Ферапонтовскому монастырю. Но мы едем ночью и в монастырь не заезжаем. Впереди Вологда и финишная прямая через Ярославль на Москву. На всём участке пути от Медвежьегорска до Вологды (почти 600 км) мы не встретили ни одного сотрудника ГИБДД. АЗС на пути также совсем немного. Например, от Вытегры до следующей заправки 162 км. Запасаться бензином нужно заранее.
Вологду тоже проехали ночью, а рассвет встречали уже в Переславле-Залесском. Путешествие подошло к концу.
Путешествие на машине вокруг Онежского озера
Содержание и быстрый переход:
Вступление
После издания «Карельского Приладожья» мы с Игорем Викторовичем Борисовым решили приступить к продолжению карельского повествования. Следующую книгу было решено посвятить Онежскому озеру. Работая параллельно и вместе, мы начали разбирать уже имевшуюся информацию, а так же собирать новую. В мою основную задачу включалось, как обычно, сделать фотоматериалы, поэтому были сделаны три фотоэкспедиции. Хочу представить вашему вниманию небольшой отчет о проделанной работе.
Так как я житель Санкт-Петербурга, то начну свое повествование проезжая от Лодейного Поля в сторону Вознесенья, начиная рассказ с деревни Родионово. Итак, для начала нужно пару слов сказать о самом Онежском озере.
Онежское озеро. Aanisjarvi. Второе по величине озеро Европы, после Ладожского. Также как и Ладога, вода в озере пресная. На севере много шхер, но берег более пологий, ровный, песчаный. Если смотреть на карту, то северная часть Онежского озера напоминает следы от разрезов когтей. На берегах Онежского озера располoжены гoрода Петрoзаводск, Кoндопога и Медвежьегорск. Немного вглубь материка отодвинуты Пудож и Вытегра. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает толькo oдна — Свирь. По берегам Онежского озера расположились православные погосты, церкви, памятники архитектуры и религии. Есть также «места силы», например Кижский погост или мыс «Бесов нос».
Родионово
Вознесенье
В начале это место называлось Намойные пески. Вознесенье же образовалось за счет храма Вознесения Христова, находившегося на правой стороне Свири. Когда Мариинская водная система (Волго-Балт) заработала в полную силу, в Вознесенье образовались судоремонтные мастерские. Работы и людей прибавилось. Есть сведения, что во время ВОВ, при отступлении финнов, Вознесенье было полностью сожжено.
Самой большой достопримечательностью здесь, конечно же, является паром. А потому, что без него никуда. Стой и жди, когда тебя перевезут на другой берег. Работает он(по последним данным) с 6 утра и до 9 вечера, с интервалом от 50 минут до 2 часов.
Красный бор
Туда завернули по «наводке» паромных дел мастеров, посмотреть Храм Святого Апостола Фомы, 1871-1873 гг постройки. Места там, конечно красивые, но «храма» практически не существует. Посмотреть можно если только старые карельские дома, да шутки местных жителей. Например, куклу-«бабушку», притулившуюся на завалинке, смешные почтовые ящики, странные дорожные знаки. Людей можно встретить, радостно шлепающих по лужам или собак, живущих на крышах сараев. Тоже колоритное местечко.
Пляж у Коровьей реки
Решив сделать привал, мы свернули в сторону Онеги. Проехав совсем чуть-чуть, мы выехали на очень интересное для отдыха место, представляющее собой песчаный пляж, расположенный между устьем реки Коровьей и мысом Часовня. Возможно «первые подступы» уже кем-то заняты, не нужно отчаиваться, а нужно просто продолжать движение по дороге. В некоторых местах ( по сезону) лучше ехать на джипе, но нам встречались и жигули. Проехать надо приблизительно километр и вам откроется еще одно место, мы заехали прямо на пляж и нашему взору открылась открытая Онега, красивая и немного ветреная. Я заметил, что Онега частенько ветреная. Расположившись на месте, мы немного отдохнули и отправились в дальнейший путь.
Щелейки, Гимрека,Рыбрека, Шелтозеро,Вехручей
Начиная от деревни Щелейки и до деревни Шокша, вам постоянно будут попадаться полуразрушенные церкви, деревенские мотивы, красивые карельские дома. Останавливаться можно практически в каждой деревне. Везде есть, что запечатлеть на память. Даже названия деревень могут показаться вам интересными. Педасельга. Каккарово. Рыбрека. Это же просто песня. В Шелтозере центр вепсской культуры. Идолы стоят. Не спешите, можно спросить местный народ, что у них можно посмотреть, они с радостью отправят вас или в болото или вы увидите действительно что-то интересное. К сожалению этот путь мы преодолевали в самое темное время, поэтому много чего не увидели. Для себя я решил обязательно сюда вернуться и внимательнее изучить этот регион. С первым светом мы прибыли в Кварцитный.
Кварцитный
Петрозаводск
На старых картах можно встретить название Onegaborg-«Онежская крепость» (шв.), так это место называлось вплоть до 1703 года. В годы финского правления в 1941-1944 годах город назывался Aanislinna (что также означает «Онежская крепость»).
Петрoзаводском же город был назван в честь Петра I и его завода. Год основания тот же, что и у Санкт-Петербурга. Петр приказал в 1703 году построить здесь завод, получивший название Петровский. Благодаря заводу появилась Петровская слобода, которая потеряла свое значение после закрытия завода в 1727 году, но обрела его вновь в 1774 г. с построением Александровского завода, существующего доныне как Онежский тракторный завод.
В начале XX века стали открываться библиотеки, клубы, театры. Начали работу техникумы. В 1931 году был открыт первый вуз – педагогический институт, в 1935 году открылся Петрозаводский государственный университет. В 1940 году в городе имелось три театра, музей, в фондах которого насчитывалось свыше 25 тысяч экспонатов.
Во время финского правления в районе города были организованы несколько концентрационных лагерей для советских военнопленных(мужчин). Улицы начали переименовывать
После войны город долго восстанавливался, практически отстраивался заново. Центральной улицей считается проспект Ленина и по расположению и по названию. Она начинается от железнодорожного вокзала и проходит по прямой до набережной. Городская набережная Онежского озера излюбленное место прогулок как горожан, так и гостей города.
В Петрозаводске я много, где останавливался. Гостиницы не дорогие. Если сравнивать цена/качество, то больше всего понравилась гостиница SPA Hotel Karelia
Пряжа
Поселок Пряжа находится немного в стороне от нашего путешествия, но тем, кто приезжает со стороны Сортавала или из Питера, проезжая сразу в Петрoзаводск, минуя только что пройденный нами путь, Пряжу мимо не проедут. Известна Пряжа с середины XVI века. Если вам скажут, что в названии принимал участие Петр I, не верьте. Во время оккупации финскими войсками называлась Teru. Недавно построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Центр района, где находятся 82 деревни.
Кондопога
До XVIII века Кoндопога входила в состав Кижского погоста. С середины XVIII века в соседних населенных пунктах Тивдия и Белая гора начались добыча мрамора и Кoндопога стала перевалочным транспортным узлом. Так же рядом велись разработки залежей железной руды, что тоже не могло не сказаться на общем развитии края, так и на Кoндопоге в частности. И все равно к концу XIX века население Кoндопоги составляло 300 человек.
Сейчас Кoндопога второй по величине и по значимости город в Карелии. Чистые улицы, красивые дома, одним словом город ухожен. То же самое можно сказать и о инфраструктуре города и о религиозно-значимых объектах. У меня остались очень приятные впечатления от посещения этого современного, индустриального и социально развитого города.
Водопад Кивач
Знаменитым водопад стал после посещения его Александром II в 1857 года. Ради его приезда подвели дорогу, сделали мост, домик. Вот так посещение правителей благотворно влияет на инфраструктуру.
Гора Сампо
Марциальные Воды
Гирвас
Одной из самых важных достопримечательностей является расположенное здесь жерло древнейшего в Карелии вулкана. Два миллиарда лет это возраст серьезный, но простому обывателю ни о чем не говорящий, а вот посмотреть «пороги» ГЭС, водопад, каньон, это совсем другое дело. Признаюсь честно, Гирвас стоял как место посещения, чуть в стороне от «главного» направления, и меня не раз посещала мысль проехать его стороной. И я бы очень сильно пожалел об этом. Место очень интересное и красивое. И хотя погода не радовала, остались исключительно положительные эмоции и впечатления об этом месте.
Если бы не ГЭС, осушенный водопад Гирвас, превосходил бы по величине знаменитый и раскрученный водопад Кивач. Иногда, в годы повышенного уровня вод, водопад открывают. Впечатление должно быть захватывающее. В интернете вы можете найти фотографии. По мощности его можно сравнить с Imatrankoski.
Тивдия,Белая Гора,Ерши
Село Тивдия славилось добычей мрамора, в том числе и на нужды Санкт-Петербурга.С середины XVIII века здесь и в соседней Белой горе(названой так в честь мраморной скалы, расположенной напротив), производство мрамора было достаточно серьезным. Приписных работников насчитывалось до трех тысяч (население небольшого городка). В связи с увеличением «проживающих» в XIX веке было решено воздвигнуть каменный храм, вместо деревянного, одновременно увеличив площадь церкви.
Церковь была освящена во имя «Казанской Иконы Божией Матери» в 1856 году. С приходом советской власти церковь использовали не по назначению. Сейчас она доживает свой срок.
Медвежьегорск
Административный центр одноименного района. Расположен на севере Онежского озера и находится на перекрестке автомобильных дорог, железной дороги и водных путей. Этот город с непростой судьбой. История его началась во время Первой Мировой войны, когда Российская Империя прокладывала железную дорогу на север, к Мурманску. В начале это была железнодорожная станция, куда привозились материалы для строительства железной дороги. Возникла необходимость порта, и как следствие возникло поселение. Статус города (1938г.) Медвежьегорск получил благодаря стратегически важному строительству Беломоро-Балтийского канала, управление которым было организовано здесь. Для строительства ББК было согнано огромное количество заключенных, размещенных в Медвежьегорском и Повенецком районах. Рядом с Медвежьегорском расположено урочище Сандармох, где было расстреляно от 7 до 10 тысяч человек. Здесь гибли люди и в военное время. За свою короткую историю в Медвежьегорском районе воевали карелы, финны, англичане, французы, немцы, русские и советские.
Сейчас (2013г.) Медвежьегорск имеет печальный вид. Церкви, а их здесь было великое множество, разрушены. Советская гражданская и военная власти превратились в пыль и разруху, оставив свои следы по всему городу. И хотя жители по-прежнему любят свой город, но одной любовью город не воскресить. Сюда нужны огромные финансовые вливания, хотя бы для того, чтобы сделать дорогу в сторону Повенца и в Заонежье. Практически все маршруты так или иначе связанные с Заонежьем проходят через Медвежьегорск.
Кажма, Мягрозеро, родник Три Ивана
Толвуя
Первое письменное подтверждение поселения Толвуя датируется 1375 годом. Говорят, что Толвуйский погост это северный брат южного погоста «Кижи». Так это или нет, точно не знаю. Толвуя в истории России выделяется дважды.
Первое. Это то, что отсюда родом преподобный Зосима, основатель Соловецкого монастыря. Вместе с иноком Германом, учеником Савватия они в 1436 году построили себе келью на острове и стали принимать учеников. Зосима умер в 1478 году, а через 70 лет канонизирован.
Второе значимое событие произошло в начале XVII века, когда сюда подстригли мать (Ксению Ивановну) первого русского царя (Михаила Федоровича) семьи Романовых. Здесь её знали как инокиня Марфа. Когда семью Романовых восстановили в званиях, Ксения Ивановна щедро награждала всех, кто помог ей в трудный час.
Великая Губа
Для дальнейшего путешествия вокруг озера нам придется вернуться в Медвежьегорск.
Сандармох
236 расстрельных ям было обнаружено в 1997 году. Здесь лежат около 10000 человек, 58 национальностей, различных религиозных и социальных убеждений, в том числе и видные коммунисты («своих» тоже не жалели). Расстрелы проводились в 1937-1938 годах. Более 1000 человек по Соловецкому этапу. Расстреливали каждого по отдельности, персонально. Были среди палачей и «ударники коммунистического труда». Некий Шондыш, участвовавший практически во всех расстрелах, сам также был расстрелян в 1939 году.
На территории стоит часовенка, где можно помянуть усопших. В часовне находится «книга мертвых», расстрельные списки. Сейчас это место приведено в порядок, сделаны парковые дорожки, установлены монументы, памятные знаки. Видно, что за памятниками ухаживают. Просматривается национальная принадлежность тех или иных обелисков.
Повенец
Поселение здесь известно еще издревле. Повенец известен тем, что здесь пролегали водные и земные пути в Онежскую губу Белого моря. Сначала это был древний новгородский путь. Затем на его основе была построена «Осударева дорога». За 20 дней 264 километра. «Осударева дорога» имела огромное стратегическое значение в годы Северной войны. В 1933 году на этом же месте началось строительство знаменитого Беломоро-Балтийского канала.
В Повенце стоит очень интересная, с точки зрения архитектуры, церковь во имя святителя Николая. Это монументальное здание, возведенное из бетона и дерева, напоминает древнюю крепость. Построена она на частные пожертвования в 2003 году, в память о всех, невинно погибших при строительстве Беломоро-Балтийского канала.
Челмужи
Замечательный уголок природы, где поселилась тишина. Красивейшие места, тихая загубина, великолепная рыбалка, гостеприимные люди. Очень жаль, что эти места все больше и больше пустеют. Дороги не сделаны, дома в плачевном состоянии. Люди не могут себя занять и переезжают в города, бросая на произвол судьбы свои дома. Многие дома покосились или вообще сгорели. И все же места здесь знатные, окутанные легендами, мифами и историями.
Одна из них гласит, что на рубеже XVI-XVII веков царь Борис Годунов, заподозрив в измене Ксению Ивановну Романову (Шестову до замужества, мать царя Михаила Федоровича) и мужа её Фёдора Никитьевича Романова отправил их в ссылку. Ксению, как инокиню Марфу подстригли в Егорьевский погост в селе Толвуя, в Заонежье в 1601 году. Село это находится напротив, через пролив, от Челмужской губы. Она бывала в Челмужах, где её неизменно хорошо встречали и почитали. В 1605-1606 годах к власти пришли сначала Лжедмитрий I, а следом Василий Шуйский. Они оба лояльно относились к Романовым, которые были помилованы и возвращены в Москву. В это время и была заложена церковь Богоявления Господня на месте небольшого прихода в Челмужах. Церковь сохранилась до сих пор, сейчас её поддерживает местное население.
Пудож
Первые письменные упоминания датируются 1382 годом как Пудога. Скорее всего название Пудож произошло от карельского «рукав реки, протока». Екатерина II в конце XVIII проводила губернские реформы и выдавала поселениям статусы городов. Пудож получила такой статус в 1785 году, и стала уездным городом Олонецкой губернии, губернатором которой тогда был Державин Г.Р.
Большую роль в становлении города сыграла семья купца Базегского. Александр Петрович был не только предприимчивый человек, но и самый известный меценат и благотворитель Карелии. Его сын Николай пошел по стопам отца и также оставил след в памяти благодарных горожан благими делами. В 1903 году была построена, до сих пор сохранившаяся, и в данный момент реконструируемая, церковь во имя св. Алексанра Невского. Рядом с ней находится семейное кладбище Базегских и часовня.
Река Черная, Мыс Бесов Нос
Гакугса, Муромский монастырь
История монастыря имела и белые, и черные полосы. Сейчас монастырь потихонечку восстанавливают, но дорогу проводить не торопятся, в связи с тем, что монахи желаю оставить остров отшельническим. И, наверное, это правильно. У них есть «нетленный» пример монашеского подвига.
Саминский погост
Вытегра
Первые письменные упоминания датируются 1496 годом. Стратегически интересный перекресток, связующий воды нескольких бассейнов, а также сухопутных дорог. Городской статус Вытегра получила в 1773 году. Планы Петра I на создание канала, соединяющего Волгу с Онежским озером и далее в Балтийское море, начали осуществляться только при Павле I. Теперь эта система называется Волго-Балт.
Вот и все, что мне хотелось рассказать, через 80 километров круг замкнется. Очень хотелось бы, что бы эти 80 километров когда-нибудь привели в порядок, и если это случиться я обязательно об этом расскажу.