На авто по сербии советы
На машине по Сербии
Маршрут путешествия по Сербии на машине
Сербия – соседка Черногории и интересная европейская страна, для посещения которой россиянам не нужна виза. Именно поэтому многие путешественники, отдыхающие на Адриатическом побережье, решают заехать в нее для осмотра. Ниже мы поговорим обо всех нюансах путешествия на машине по Сербии.
Маршрут
Белград – главный город Сербии, в котором можно максимально подробно ознакомиться с историей и культурой народа этой страны. Желательно выделить на осмотр столицы хотя бы несколько дней.
Этого хватит, чтобы посетить крепость Калемегдан, Белградскую крепость и собор Святого Саввы. В столице открыт музей имени Николы Теслы – национальной гордости сербов. Чтобы проникнуться атмосферой города, стоит прогуляться по улице князя Михайлова, которая уже превратилась в «местный Арбат».
Из Белграда можно отправиться на юг Сербии, в древний городок Ниш. В нем царит тишина и спокойствие, он наполнен старинными памятниками архитектуры и занимательными историческими местами.
В качестве альтернативы югу можно отправиться на север страны, в город Нови-Сад. По-другому его называют «сербскими Афинами». Город застроен средневековыми замками, в нем работает несколько музеев, имеется известный природный заповедник.
Моря в Сербии нет, однако это не значит, что в этой стране нельзя покупаться. На курорте Врнячка Баня есть несколько термальных источников. В молодом городке Пролом Баня лечат кожные и гинекологические заболевания. Оба места отлично подходят для отдыха.
Въезд в страну
Хотя граждане РФ могут посещать Сербию без визы, для пребывания в чужой стране им нужно зарегистрироваться. Это делается в ближайшем полицейском отделении в течение суток после въезда.
Если иностранец останавливается в отеле, все хлопоты, связанные с регистрацией, берет на себя администрация. Лучше заранее напомнить работнику ресепшена о необходимости провести эту процедуру.
После регистрации иностранцу выдается «бели картон». Этот документ может понадобиться при выезде из страны, поэтому его обязательно нужно сохранить.
Большинство водителей отправляются из Черногории в Сербию на арендованном авто. Чтобы не иметь проблем с местной полицией, важно позаботиться о наличии «зеленой карты» – международной страховки. Следует также взять с собой в дорогу нотариальную доверенность на авто, выданную при его взятии в аренду.
Дороги
В Сербии есть платные и бесплатные дороги. К платным ведут дорожные указатели зеленого цвета, к бесплатным – синего. Состояние бесплатных дорожных трасс в этой стране оставляет желать лучшего.
Плата производится не за въезд, а за пройденное расстояние. К примеру, поездка из Белграда до Суботицы на легковом автомобиле обходится в 6 евро, до города Ниш – в 7 евро.
Пункты оплаты располагаются прямо у дорог. Плата вносится либо картой, либо наличными деньгами. Желательно иметь при себе мелкие купюры, крупные в Сербии не приветствуются.
Парковки
За услуги паркинга в будние дни в Сербии нужно платить. С обеда субботы и до вечера воскресенья все парковочные зоны в стране становятся бесплатными.
Стоимость паркинга указывается прямо на парковочном месте. Для оплаты услуги удобнее всего пользоваться паркинг-картой, которую можно приобрести в местном киоске.
Оплата также принимается через парковочный автомат или наличными работнику парковки. За нарушение правил парковочной зоны взимается штраф в размере 40 евро.
Правила дорожного движения
В большинстве населенных пунктов Сербии недопустимо ехать на скорости выше 50 км/ч, на автомагистрали нельзя превышать максимальный предел в 120 км/ч. Иногда знаки предусматривают иное.
Для обгона используется только левый ряд. Водитель, нарушивший это правило, штрафуется на сумму в 50 евро.
Разговоры по мобильному телефону разрешены только при наличии устройства Handsfree. За несоблюдение этой нормы выписывается штраф в размере от 40 евро.
Фары ближнего света необходимо держать включенными как днем, так и ночью. Минимальный штраф за несоблюдение составляет 50 евро.
Все пассажиры авто должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Дети до 12 лет могут сидеть только на заднем сидении.
Все штрафы оплачиваются в отделении банка или на почте. На погашение санкции водителю дается 8 суток. Оплата производится по квитанции, которую выписывает полицейский.
МАРШРУТЫ ПО СЕРБИИ
В этой статье будет два больших блока. 1. Самостоятельное путешествие по Сербии: зачем, что нужно для организации, полезные ресурсы, советы. 2. Маршруты по Сербии на машине, на неделю, на две недели, своим ходом.
Ресурсы в помощь путешественнику
Самостоятельное путешествие по Сербии
Почему нужно выбрать именно его: несколько веских причин
Обязательно купите местную сим-карту с мобильным интернетом, она сильно поможет в самостоятельном путешествии.
Что нужно для организации своего самостоятельного путешествия по Сербии
Как бы печально не было, но конкретных маршрутов я Вам не дам, так как каждый маршрут составляется индивидуально под интересы и потребности путешественников.
Маршруты по Сербии: советы для составления своего авторского маршрута
Ниже будут места, которые являются визитными карточками Сербии и которые просто необходимо посмотреть путешественнику за время своей поездки по Сербии. А так же будет указано время до этих мест на машине, и рекомендуемое время на знакомство с ними.
В статье по ссылке подробно о том как добраться до Сербии.
Выше были далеко не все и даже не половина мест, которые хотелось бы показать или рассказать о Сербии. Но это те достопримечательности, которые просто необходимо включить в свой маршрут по Сербии.
Уже сейчас, если вы решите составить свое самостоятельное путешествие включив все знаковые объекты из этой статьи, получится общий пробег на машине более 2000 км и 3 недели вашего отпуска. Подробно про собственный опыт аренды авто в Сербии.
Мало кто располагает таким временем. Поэтому придётся чем-то жертвовать.
Совет любителям природных красот и пеших прогулок: строго рекомендую включить в маршрут: парк Тара, каньон Увац, обзорная площадка Козий Камень, Джердапское ущелье, а все остальное впихивать по остаточному принципу.
Совет любителям городов и архитектуры: необходимо оставить в маршруте Суботица, Нови-Сад, Златибор и конечно же Белград. В город Ниш можно и не ехать.
В заключение: если вам нужна помощь в составлении индивидуального маршрута по Сербии, здоровая критика вашего уже готового самостоятельного маршрута либо внесение небольших корректировок в план путешествия – не стесняйтесь, пишите в комментариях или на почту. Мы помогаем абсолютно всем, и за разговоры денег не берем :).
Нашли неточность — напишите в комментарии.
ВАЖНО: Ниже полезные ссылки без которых не организовать своего путешествия по Сербии (сразу добавляйте в закладки).
Лариса
Добрый день! Помогите, пожалуйста, в составлении маршрута. Есть в нашем распоряжении две недели в августе. Велик был соблазн съездить ещё и в Черногорию на несколько дней, но, прочитав ваш сайт, думаю не стоит. Тщательное планирование нужно и для того чтобы забронировать жилье. Прилетаем мы в Белград, думаю, сразу же ехать в Нови-Сад, снять жилье дня на три, оттуда на день съездить в Суботицу без ночёвки. Затем взять машину в аренду, едем на Фрушка-гора. Вопрос — можно ли обойтись одним днём? Утром туда, вечером дальше, без ночёвки? И есть ли общественный транспорт? Далее — Ниш (не могу понять сколько туда ехать и можно ли на автобусе ), дня на три, джазовый фестиваль. Из Ниша — Златибор, Увац, Тара, Белград.
Данил
Лариса, добрый день! На Фрушка горе одного дня хватит с головой, если только по всем монастырям не собираетесь ехать. До Ниша вы на общественном транспорте доедете легко. А вот дальше, Увац, Тара, Златибор — нет. Но в любом случае на Увац и Тару нужен автомобиль. Я бы еще посоветовал, раз в Ниш собираетесь, на пару дней в Сокобаню заскочить в термальные источники. В целом напишите мне на почту, она есть в контактах, помогаю советом всем 🙂
Александр
Привет Данил и Оля! Весь день сегодня залипаю на вашем сайте — это нереально крутой у вас получился сервис, афигенно удобно, информативно и просто! прям 10 баллов из 10.
А вопрос у меня такой: я планирую путешествие из Белграда в Черногорию на море и обратно, черпаю огромное кол-во полезной информации у вас тут 🙂 даже маршрут практически сложился. Но вот ни как не могу понять, ни где не могу найти информации такой вот: Если я беру на неделю(на 10 дней) на прокат машину в Белграде, то могу ли я на ней поехать в Черногорию и обратно? как там на границе? пропустят? нужно ли заранее оформлять какие-то документы?
Данил
Александр, добрый день. Спасибо за теплые слова нам приятно. Отвечаю на ваш вопрос: да выехать можно но нужна специальная страховка для выезда из Сербии. Некоторые компании прокатные ее делают, некоторые нет. Этот вопрос нужно заранее уточнять у той компании где собрались бронировать и предупреждать их об этом. И учтите что такая страховка стоит денег, около 100 евро. А все необходимые документы для пересечения границы вам даст прокатная компания.
На авто по сербии советы
Все, что вы хотели знать о путешествии из России в Сербию на машине, но боялись спросить.
На протяжении последних нескольких лет автор вынужден 2-3 раза в год перемещаться из Сербии в Россию и обратно. Проделываю этот путь всегда на автомобиле, в силу личных предпочтений. Довольно регулярно читатели интересуются различными подробностями, постараюсь их разъяснить.
Важно! Я пользуюсь машиной с российскими номерами, соответственно, юридические аспекты проезда по М-30 в Белоруссии, международная страховка и пересечение границы ЕС-Белоруссия актуальны для авто с российским учетом. Для граждан РФ, едущих из Сербии в РФ на своем автомобиле с сербским учетом есть свои нюансы, в основном касающиеся требований таможенников внести депозит, и в данном опусе не упомянутые. Все ж таки, наш основной читатель, надеюсь, едет в Сербию из России, а не наоборот.
Для поездки понадобятся:
1. Поскольку маршрут пролегает через ЕС, необходим загранпаспорт с Шенгенской визой.
2. Международная автостраховка, она же грин-карта. Купить можно везде – в Москве или во Владивостоке, вся минская трасса в конце России густо усеяна вагончиками, продающими страховки. Покупать можно в любом месте, никаких бонусов не предусмотрено, стоимость везде одинаковая. Не зависит от объема, лошадиных сил, водительского стажа и прочего, только от категории автомобиля. Стоимость для автомобиля категории B на 2018 год от 2 320 руб на 15 дней до 21 070 руб на год.
3. Свидетельство о регистрации транспортного средства. Если автомобиль зарегистрирован на третье лицо, лучше оформить нотариальную доверенность на машину. Иногда, очень-очень редко, поляки на границе эту доверенность спрашивают.
Резина в любое время года только нешипованная, иначе просто не пустят в Польшу. На всякий случай, в Бресте, на проспекте Машерова 15, есть неплохой шиномонтаж, где мне всего за 50 евро разобрали, расшиповали, потом собрали и отбалансировали все четыре колеса. Протектор на ней тоже должен быть, один раз видел, как польский полицейский замерял глубину.
Крайне желательно иметь деньги на карточке, поскольку в Польше и Венгрии собственная валюта, а белоруссы уже несколько лет перестали принимать на АЗС рубли и евро.
Дорога. Расстояние от центра Москвы до центра Белграда составляет примерно 2 223 км. Почему примерно – потому что можно выбрать путь короче или длинней, но оптимальный, на мой взгляд, маршрут составляет 2 223 км.
Москва – Брест по Е30, 1000 км. Заправляемся дважды, до полного бака – перед Белоруссией, в районе Красной Горки и в Бресте, перед Польшей. Дальше бензин будет дороже, на момент написания этой статьи бензин стоил примерно 1.20 евро литр.
Предпочитаю пограничный переход Брест-Тересполь. Никогда особых проблем там не возникало, правда, существует небольшая вероятность попасть в очередь. В сорока километрах южнее есть переход Домачево, там всегда намного меньше народу, но, с другой стороны, и пограничникам с таможней там скучно.
Из Люблина продолжаем двигаться на юг, по дороге 19, проезжаем Жешув, Кросно, Дуклу. После городка с названием Барвинек, перед самой границей со Словакией слева будет АЗС ORLEN, красная такая, не проедете. На ней или же сразу после пересечения словацкой границы можно купить виньетку. Это такая бумажка, подтверждающая оплату автомагистралей в Словакии. Точней не скажу, я её ни разу не покупал, потому что вся Словакия по маршруту 130 км, проезжаю на авось. Советовать делать так же не могу, штрафы от 140 до 700 евро, лучше купить, стоит она 10 евро на 10 дней.
Едем дальше. Въехали в Словакию, будет немного серпантина. Ориентиры – города Свидник, Прешов, Кошице.
В Прешове обычно заправляюсь, просто чтоб не канителиться с обменом валюты. В Польше злотые, в Венгрии форинты, а в Словакии наши евро. А вообще заправок на трассе полно, цена на топливо в Европе практически одинаковая, карточки принимают везде, топливо качественное, поэтому практически все равно, где заправляться. И сэкономить также не получится.
После Кошице едем на Мишкольц, это уже Венгрия. На первой крупной заправке, с правой стороны OMV такая зеленая, покупаем матрицу. Это то же, что виньетка, но венгерская. Стоит около 14 евро. Покупаете прямо на кассе, говорите «матрикс» и даете СТС. Лучше регистрационный номер заранее написать на бумажке. Принимают форинты, евро и карточки.
От Мишкольца по Е71 на Будапешт. По ней же объезжаете Будапешт и выходите на Е75, будет указатель на Сербию. И по прямой до самой границы. Въехали в Сербию и так же по прямой едете до Белграда. По дороге будут несколько пунктов оплаты, принимают динары, евро и карточки. Оплата около 6 евро.
Практически на всех заправках по дороге есть бесплатный wi-fi.
Подводя итог хочу сказать, что дорога довольно легкая. Вся Белоруссия по автобану, треть Польши, почти вся Словакия, вся Венгрия и Сербия по автобану. Разрешенная скорость на автомагистралях 110-130 км/ч. Только по Польше довольно много езды через населенные пункты. Состояние дорог везде отличное или близко к тому. Вся инфраструктура присутствует. Что польским, что венгерским, что, тем более, сербским пограничникам не очень интересно, куда вы едете и что везете. Во всяком случае я ни разу не сталкивался с предвзятым отношением или хотя бы служебным рвением с их стороны. Даже когда ехал через зеленый коридор на машине, в прямом смысле слова забитой под крышу личными вещами.
Счастливого всем пути, приезжайте к нам в Сербию.
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
Путешествие в Сербию на авто в июне 2018 ч.1
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
Путешествие в Сербию на авто в июне 2018 ч.1
Хочу рассказать о нашей поездке в Сербию в июне 2018 г. В первую очередь пишу для себя: для истории, для друзей и близких. Но, возможно, кому-то эта информация тоже пригодится. Пишу свои личные впечатления, как увидел, как понял. Фотки выкладывать не буду. Их полно в Интернете. Постараюсь дать какие-то цифры, может советы для тех, кто поедет этим же маршрутом.
Рано утром 4.06 двинулись в Домачево. По отзывам там вроде бы попроще пройти границу. Ну и направление как раз на юг, куда нам и надо. Пытались попасть на ПП пораньше, чтобы пройти границу без очередей. Оказались там где-то в 4.40, но это нам не особо помогло. Белорусов прошли довольно быстро, несмотря на маленький казус. При подъезде к ПП со стороны Беларуси для движения прямо висит кирпич, а направо что-то типа парковочного кармана. Я не разобрался и проехал прямо под кирпич. Вышла девушка-погранец и сказала, что так ехать нельзя. Прямо можно только автобусам. А я должен быть заехать в парковочный карман и оттуда подъехать к шлагбауму. Сначала она сказала, что мне нужно развернуться и проехать как надо, потом увидев, что мы с детьми, разрешила-таки проехать дальше.
С поляками возникли сложности. Во-1х, там была довольно большая очередь, машины стояли еще на мосту. Во-2х, пропускали поляки небыстро. А в-3х, когда мы прошли паспортный и таможенный контроль, и, казалось бы можно ехать, к нам подошел пограничник (или таможенник) и сказал, что у нас будет осмотр. Нужно было отогнать машину в специальный бокс, выгрузить все вещи, открыть все двери и капот. Сам осмотр длился минут 5-7, и нам показалось, что осматривали как-то нехотя, как будто для галочки. Спрашивали про сигареты и алкоголь. Сигарет не было. Про алкоголь я честно ответил, что есть 2 бутылки водки, проверять не стали. В итоге потеряли еще где-то 40 мин. Общее время прохождения границы составило 2.5 ч, что, наверно, не самый плохой результат.
Кстати, по поводу режима движения. Начитавшись страшилок, что штрафы большие, всюду камеры и т.д. и т.п. решил ехать четко по правилам. Так вот за всю дорогу туда по Польше я обогнал только одну! фуру. Во всех остальных случаях все обгоняли меня, включая фуры )). По Словакии картина такая же. Местные едут +10-20 кмч к разрешенной скорости. Сильно не хамят, но превышают почти все. Обратно я уже ехал посмелее, особенно если удавалось встать за местным. Кстати, перед камерами, как и у нас, ставится знак, что ведется контроль скорости. Нас ни разу никто не остановил, и вообще за весь путь не считая Сербии копов видели раза два или три. В Венгрии видели несколько машин с камерами на крышах, видимо, проверяют право проезда по платным дорогам. У нас была заранее куплена электронная винетка по Венгрии, а на словацкой я решил сэкономить. Выяснилось, что в Словакии длина пути по платным участкам около 50 км. Поехал по бесплатным и не пожалел. Путь короче, деревень не так много, да и ценник на винетку там немалый.
О навигаторах. Тоже много читал, что лучше, какой выбрать для Европы. По отзывам для себя сделал вывод, что IGO, хотя раньше никогда им не пользовался. Поставил, скачал карты. В дополнение еще был уже много раз проверенный Навител и Мапсми. Первую часть пути ехал по Айгоу до момента, пока он не подвел в Словакии. После этого больше Айгоу я не юзал. Перешел на Навител и Мапсми. Навител хорошо ведет по дороге, четко показывает развязки, хорошие голосовые подсказки, но убогие карты. Мапсми фактически заменяет гугл-карты. Можно удобно вбить в поиске все что нужно. И карты у него намного лучше. Если бы в Навителе были карты от Мапсми это был бы идеальный навигатор.
Да, вот еще, начитавшись, что в Европе запрещены радар-детекторы, возникла дилемма: то ли ехать с ним по РФ и РБ, а потом его куда-то девать (прятать в машине, закапывать под кустом, отдавать в камеру хранения), то ли отказаться от него в этой поездке. Не имея собственного опыта, остановился на втором варианте. Так и не понял, как лучше было сделать. С одной стороны можно ехать и без него. Тем более, что фактически он нужен только по РФ. С другой, мне кажется, что его можно было бы легко спрятать в авто.
16.06 выехали из Люблина. Путь лежал обратно в Домачево. Навигатор повел через Любартув и Парчев. И мне эта дорога понравилась больше, чем та, по которой мы ехали в Сербию. Границу прошли достаточно быстро. Все про все 1 ч 20 мин. Решили ехать в Брест, на рынок, надеясь попасть на уже сходившую клубнику. И нам это удалось. 1.8 белорусских рублей за кг ароматной ягоды. После рынка опять Корона с Пит-стопом. А оттуда в Минск. В Минске уже были забронированы апарты. Точнее квартира в обычном жилом доме. Дом серый невзрачный, но квартира достойная. Приличный ремонт, все, что нужно, есть. Места для нашей большой компании достаточно. Вообще нам Минск нравится. Вроде все как дома, но людей и машин меньше, порядка больше. Тихо, спокойно. Жаль не было времени, а то можно было б остаться на подольше.
Подводя итоги, скажу, что мы отлично отдохнули, и довольно бюджетно. Правда кроме бензина, заморской еды и какой-то мелочевки ничего не покупали. Непредвиденных расходов у нас не было. Но при этом особо ни в чем себе не отказывали. Сколько проели-пропили писать нет смысла, запросы у всех разные. Жилье везде бронировали через букинг. Оценки смотрели не ниже 8. Не считая агрофермы, всеми размещениями остались довольны.
Города Сербии: куда съездить, что посмотреть
Сербия сегодня — одна из немногих европейских стран, куда можно полететь без каких-либо пандемийных ограничений (разве что придется сделать ПЦР-тест, но это пока неотъемлемая часть новой туристической реальности). Регулярные совмещённые прямые рейсы авиакомпаний «Аэрофлот» и AirSerbia летают из Москвы.
По прилёте тебя не посадят на двухнедельных карантин, по вечерам не надо бояться комендантского часа (которого нет), заведения работают не допоздна, но главное — работают! В общем, если бы не маски в общественных местах, то всё почти как раньше. Поэтому смело бери Белград на заметку. А мы собрали для тебя идеи, в каких ещё городах Сербии стоит побывать, если ты не готов тратить отпуск на одну столицу.
От автора
Этот материал мы готовили с моим мужем, экспертом по туристическому предложению Сербии, Владиславом Пéтровичем. Мы были в Сербии больше 30 раз, а в 2016 году вместе написали первый в России печатный путеводитель по этой стране (в 2018 году вышло его второе дополненное издание, а в 2020 году — электронная версия).
Владислав консультирует туроператоров и турагентов по программам туров по Сербии, помогает индивидуальным туристам составлять маршруты и организует для них экскурсии по Белграду и поездки к другим достопримечательностям. В августе 2020 года он также консультировал авторов и продюсеров нового сербского выпуска программы «Орёл и решка».
Белград: пункт прилёта
Знакомиться с Сербией, минуя Белград, сложно. Советуем запланировать хотя бы пару дней на прогулку по самому большому балканскому городу:
Подробнее о том, чем заняться в Белграде, мы писали в отдельной статье.
В Белграде есть что посмотреть, так что оставь несколько дней на знакомство со столицей. Фото: Nenad Nedomacki / Shutterstock.com
Нови-Сад (Воеводина): почти как Венгрия
Нови-Сад — центр автономного края Воеводина
Примерно в часе езды от столицы находится Нови-Сад — главный город Воеводины. Белград и Нови-Сад — это как Москва и Питер: сербская столица шумная, многолюдная, деловая, а Нови-Сад — интеллигентный, изысканный, утончённый.
Когда-то Воеводина была частью Австро-Венгерской империи, и эти страницы её прошлого оставили отпечаток и на атмосфере, и на архитектуре городов. Исторически Нови-Сад считался центром сербской культуры в империи Габсбургов, за это его даже называли «сербскими Афинами».
Когда-то Нови-Сад называли «сербскими Афинами».
В Нови-Сад стоит ехать ради рождественских базаров с кренделями и глинтвейном зимой, ради цветущих парков и скверов весной, ради мороженого и лимонада в живописных уличных кафе летом. Нови-Сад чем-то напоминает Прагу или Будапешт (в уменьшенном масштабе, конечно).
Протекающий через город Дунай делит Нови-Сад на две части. На одном берегу реки — прогулочные улицы Дунавска и Змай-Йовина, центральная площадь Свободы с Ратушей в стиле неоренессанс и неоготический собор Девы Марии (её ты узнаешь сразу по огромному шпилю, плохо умещающемуся в кадр фотоаппарата), витиеватый дворец Владыки Бачской епархии, Соборная церковь и Дунайский парк (где особенно приятно прятаться от летней балканской жары).
Шпиль собора Девы Марии — заметный ориентир в городе.
Ратуша. Фото: Maja Tomic / Shutterstock.com
На другом берегу — крепость Петроварадин (вход на территорию бесплатный). Когда-то именно в Петроварадине жила католическая знать города, а православные сербы, греки и еврейские торговцы жили через реку от «элиты». Обрати внимание на крепостную часовую башню: её главная фишка в том, что часовая стрелка показывает минуты, а минутная — часы. По легенде, благодаря этому моряки на проходящих по Дунаю кораблях лучше видели время.
Советуем оставить время на кофе в Петроварадинском кафе «Тераса» : отсюда открывается шикарный вид на Дунай и Нови-Сад. Кстати, в июле на территории крепости проходит крупный европейский музыкальный фестиваль Exit (это, пожалуй, одно из главных событий культурной жизни Нови-Сада).
Крепость Петроварадин. Фото: sduraku / Shutterstock.com
Если окажешься здесь в тёплое время года, не забудь заглянуть на пляж Штранд — удивишься, как умеют организовать пляжный отдых сербы, у которых в стране жарко, но нет моря.
Пляж начинает работать примерно с середины мая. Вход на Штранд платный (стоит символически — 50 динар/0,5 €), на территории есть души, кабинки, лежаки с зонтиками, кафе и ресторан. Дунай в этом месте достаточно мелкий и тёплый, так что сможешь хорошо провести время у воды даже с маленьким ребёнком.
Пляж Штранд — отличный вариант для пляжного отдыха в стране, где нет моря.
Рыбацкий остров. Фото: Andrej Privizer / Shutterstock.com
Окрестности Нови-Сада
В целом, Нови-Сад — хорошее место для того, чтобы поселиться на несколько дней и знакомиться с Воеводиной. В окрестностях города много этно-сёл (в Воеводине их называют «салашами»). Советуем заехать в «Буцин салаш» в городке Темерин с отличным рестораном национальной кухни (средний чек — 30–40 € на двоих) и большой фермой с поросятами, лошадьми, козочками и прочей сельской живностью.
Если время позволяет, побывай в барочном городке Сремски-Карловцы рядом с Нови-Садом. Там находится соборная церковь Святого Николы, первая сербская гимназия, множество виноделен (загляни в какую-нибудь на дегустацию, например, в одну из самых известных — винодельню «Живанович» с музеем пчеловодства).
Соборная церковь. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Одна из интересных построек Сремски-Карловцев — Капелла мира. Она стоит на месте, где в 1699 году был подписан Карловицкий мир между Османской империей, Австрией, Речью Посполитой и Венецианской республикой.
Говорят, что для подписания мира представителям противоборствующих сторон специально поставили круглый стол — чтобы никто из них не занимал главенствующего положения. С того момента в дипломатии и зародилась традиция вести важные переговоры за круглым столом.
А ещё Сремски-Карловцы — это «ворота» национального парка Фрушка-Гора с 16 старинными православными монастырями и курортом-водолечебницей Врдник.
Суботица: на границе с Венгрией
Подняться на башню можно только в составе экскурсии, но вид того стоит. Фото: Nenad Nedomacki / Shutterstock.com
Добраться до Сербии из Будапешта удобно поездом, и первый сербский город, расположенный возле границы — Суботица. Она настолько очаровательна, что стоит того, чтобы задержаться здесь на пару дней. Впрочем, доехать до Суботицы можно и из Белграда: правда, дорога на автобусе займет 3–4 часа.
Главная достопримечательность Суботицы — Ратуша, построенная в начале XX века. В башне Ратуши находится смотровая площадка, с которой можно полюбоваться на город. Правда, просто так туда подняться нельзя, нужно присоединиться к экскурсии, которая проводится раз в день в 12:00, со вторника по пятницу, и стоит 300 динар / 2,5 €.
Среди других достопримечательностей «пряничной» Суботицы — здание городской библиотеки с атлантами конца XIX века, Национальный театр, который когда-то был самым большим и самым красивым в этой части Австро-Венгерской империи, дворец архитектора Ференца Райхля начала XX века в стиле венгерской сецессии, в котором сегодня разместилась картинная галерея. После прогулки отдохни в одном из кафе центральной пешеходной улицы Корзо.
На городском автобусе от центра Суботицы можно доехать до озера Палич. Это самое большое сербское природное озеро. Рядом с Паличем расположен один из крупнейших сербских зоопарков (вход 300 динар / 2,5 €).
Улица Корзо. Фото: Predrag Lukic / Shutterstock.com
Смедерево: дунайская жемчужина
Примерно в полутора часах пути на автобусе находится средневековый город Смедерево. Первые упоминания о нём относятся к началу XI века, а в XV веке Смедерево даже был столицей Сербии после того, как Белград временно перешёл венграм. В это же время начали строить Смедеревскую крепость, которая сегодня остаётся крупнейшей равнинной крепостью на территории Европы.
Крепость хорошо сохранилась и используется для фестивалей, праздников и исторических реконструкций. В сентябре в крепости происходит масштабное действо — праздник сбора урожая «Смедеревская осень», на который съезжаются представители сербских регионов, привозят угощения и представляют изделия народных промыслов. Все это происходит одновременно с концертом любимых сербских исполнителей, а для детей работает парк аттракционов.
На центральной площади Смедерево — площади Республики — находится церковь Святого Георгия, которую расписывал русский художник-белоэмигрант Андрей Биценко.
Церковь Святого Георгия. Фото: Marija Vujosevic / Shutterstock.com
Ниш: настоящая Сербия
Если Белград — это современный космополитичный мегаполис, а Нови-Сад — кусочек пряничной Европы, то Ниш, третий крупнейший город страны, более всего похож на традиционную Сербию. Кстати, в Нише находится международный аэропорт, откуда можно улететь к морю — в Черногорию.
Нови-Сад — третий по величине город Сербии. Фото: Marko88 / Shutterstock.com
Нишская крепость. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Центральная прогулочная зона Ниша начинается практически от ворот крепости — это улица Обреновичева. К ней примыкает Копитарева улица — так называемое Казанджийско сокаче — очень колоритное место.
Некогда здесь был нишский рынок (в турецких городах он назывался «чаршия»), ремесленники изготавливали и продавали тут изделия из меди, в том числе — казаны (отсюда и название квартала, а «сокаче» переводится как «улочка»).
Считается, что Ниш лучше всего иллюстрирует настоящую Сербию. Фото: WR7 / Shutterstock.com
Сегодня Казанджийско сокаче — это одно из самых тусовочных мест города, здесь много национальных ресторанов, кафе, кондитерских. По вечерам улочка заполняется туристами и местными жителями: обязательно поужинай здесь, чтобы ощутить настроение Ниша.
Известный памятник города — Челе-Кула («башня черепов»). После Первого сербского восстания в начале XIX века турки обезглавили поражённых в битве при горе Чегар воинов и в назидание и устрашение построили из черепов башню. Сегодня над ними выстроена памятная часовня.
Памятная часовня. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Помимо городского отдыха, Сербии есть, чем удивить туристов. Здесь находятся национальные парки, древние святыни, множество удивительных природных достопримечательностей, велосипедные маршруты и маршруты для пеших прогулок. Сюда приезжают в паломнические и гастрономические туры, ради путешествий по Дунаю и поездок в этно-села, на винные дегустации и лечебные курорты. Чаще всего люди, побывав в Сербии однажды, с большим теплом вспоминают поездку и мечтают вернуться туда снова.