На машине во вьетнам
На край Евразии. Из Новосибирска в Малайзию на внедорожниках. Часть VII. Вьетнам. Больше 1000 км. вдоль моря.
ЧАСТЬ 7. ВЬЕТНАМ.
СОЦИАЛИЗМ ПО ВЬЕТНАМСКИ. ПО БЕРЕГУ ЮЖНОКИТАЙСКОГО МОРЯ. МОПЕДНЫЙ АДЪ ХОШИМИН.
Часть I.Казахстан
Часть II.Узбекистан
Часть III.Таджикистан
Часть IV.Киргизия
Часть V/1. Китай
Часть V/2. Китай
Часть V/3. Китай
Часть VI. Лаос
На юге темнеет рано. Первые метры горного перевала вьетнамской территории мы встречаем уже в свете фар. Из темноты раздается приветствие на русском языке: нас встречает Хен, наш вьетнамский гид, который будет с нами все время ближайшую неделю. Тонкость оформления документов во Вьетнам такова, что просто так проехать страну на иностранном авто нельзя, нужно обязательно заранее оформлять пермит и ехать с сопровождением. Типичное социалистическое наследие. Всю следующую неделю мы будем продвигаться за машиной сопровождения.
Первый большой вьетнамский город — Винь. От Лаоса страна отличается, прежде всего, соломенными шляпами «вьетнамками». Их можно увидеть везде. На улицах все по-азиатски громко и хаотично.
Во Вьетнаме вроде бы уже и не социализм, но еще и не капитализм. Какая-то переходная форма. С одной стороны это постоянные патриотические лозунги и агитация в картинках, понятная без перевода. Вместо Ленина, повсюду профиль почтенного старца – Хо Ши Мина.
Тут же на плакатах трудящиеся, колхозники, военные, пионеры и прочие атрибуты стандартного агитнабора.
Все это периодически встречается в городах, деревнях, на дорогах. Все более похоже на некий рудимент, наподобие улиц Ленина в России, ибо сейчас Вьетнаму бороться особенно не с чем, не с кем, да и не зачем особо.
Коммунистическая атрибутика везде в огромных количествах.
Ну и конечно картина знакомая нам с самого детства.
В тоже время курорты весьма неплохие, видно, что без западных вложений и менеджмента, тут бы ничего особенного не было. В общем вот такой политико-экономический дуализм.
По плану мы должны проехать от Виня, по побережью Южно-Китайского моря до бывшего Сайгона, а ныне города Хошимина. Там Камбоджа очень и очень близка. Сразу необходимо отметить, что езда во Вьетнаме не очень приятна, сама дорожная сеть весьма и весьма странна. Такое ощущение, что все дороги имеют одинаковый приоритет. Нет ощущения, что едем по автостраде, а справа и слева примыкают второстепенные дороги. Есть ощущение, что мы едем по какой-то паутине равнозначных дорог. Дороги постоянно встречаются друг с другом, пересекаются, меняются, перетекают одна в другую, превращаясь в бесконечные мириады автомобильных путей.
На карте отмечена одна главная дорога, но в реальности обнаружить ее можно только по указателям, все дороги равны и одинаковы. Плотность движения высока, поэтому средняя скорость 50, в лучшем случае 60 км/ч. А нам нужно за неделю преодолеть более полутора тысяч километров. Иногда бесконечные потоки машин иссякают и можем разогнаться до 70-80 км.ч.
Вьетнамцы довольно дружелюбны.
На второй день происходит знаковое событие: мы первый раз в жизни достигаем акватории мирового океана!
Мы на побережье южно-китайского моря. Счастливые люди добрались до моря и могут теперь купаться и купаться.
Мы не поленились забраться в сами посадки, под ногами трясина. Забавно, что такая экстремально сухая культура требует такого огромного количества воды.
Интересно как далее обрабатывается рис. Он просто складируется на обочине дороги, сохнет. Потом его собирают в мешки и увозят. Мы даже остановились проверить, рис это или нет.
Помимо сбора риса, очень важна рыбалка. Недаром страна имеет более чем тысячекилометровое побережье.
Во время одной из остановок обнаруживаем в продаже жутковатую вещь, настойку на разных тварях: в банке змеи, морские звезды, ящерицы и прочая консервированная живность.
Оказывается с точки зрения народной медицины, это должно повысить мужскую фертильность и всяческим полезным образом сказаться на эрективной функции. Однако мы не рискнули ЭТО покупать и принимать.
Бесконечные деревни, городки и поселки… Езда нелегкая, прямо какая-то утомительная.
Водители местных автобусов, просто бесконтрольные люди. Постоянно светят дальним светом, обгоняют в глухих поворотах, носятся 120 км/ч на извилистых горных дорогах. Некоторых приходилось даже жестко «учить», за такое поведение. Иногда мы их брали в «клещи», я светил дальним сзади, а Игорь включал свои задние прожекторы, а обгонять мы ему не давали. Ну уж очень они надоедали своей опасной ездой.
В полночь прибываем в известный курортный город — Нячанг. Заезжаем во двор гостиницы, паркуемся. Слышу русскую речь, понимаю, что сейчас будут удивленные возгласы. «Ребята смотрит! Это же русские машины! 54й регион!» раздается удивленный голос. Нас окружают соотечественники и с интересом разглядывают. Вдруг один отделяется от группы и твердым шагом направляется к нам. Подходит, кладет руку на плечо Константина и удивленно вопрошает: «Костя?». «Вова?» — не менее удивленными глазами смотрит на него участник нашей экспедиции. Вот так знакомые люди из Новосибирска встретились не где-то, а за 16000 км. от дома. Сказать, что ребята были удивлены, значит не сказать ничего.
Нячанг вполне приличный курорт, с большим количеством отелей, длинной береговой линией и многочисленными русскими туристами. Два дня счастья, никуда не нужно ехать. Можно спать, отдыхать, загорать и купаться.
Впереди второй известный курорт Вьетнама, Фантьет. Выглядит он совершенно иначе: длинная полоса небольших бунгало, отелей. Просто курортный городок, без высоток как Нячанге и огромного шумного центра.
Нужно отметить, что связи с СССР/Россией по-прежнему сильны. Несмотря на закрытие военной базы в Камране, много чего напоминает о былых временах. Часто можно увидеть наши машины: УАЗы, Камазы.
Многие из старшего поколения знают русский, учились в СССР. К россиянам очень хорошо относятся. Часто подходят, смотрят, расспрашивают. Начинаем замечать, что русские туристы фотографируют наши машины.
Едем в Хошимин. Посмотрев справочку, я ужасаюсь: население города более 7 миллионов жителей! Формально город второй по значимости, однако он больше и, в реальности, важнее столицы, Ханоя. А сколько вообще население Вьетнама? Интуитивно я полагал, что это где-то 25-30 миллионов. Каково-же было мое удивление, когда я узнал про более чем 90 миллионов. Вот она причина загруженности дорог и бесконечного количества деревень по пути. Наш гид оказывается прав: за 30 км. до Хошимина начинается пробка. Едем крайне медленно. Настоящий action начинается при въезде в город. Мы попадаем в «мопедный Ад».
Чего мы только не увидели, всяческие местные вкусности (даже связочки живых жаб), миллион видов морепродуктов, фруктов и остального, временами даже нам незнакомого.
Вьетнамцы в отличии от китайцев, очень радуются камерам. Веселятся, кричат, позируют. От них веет позитивом!
Поездка за авто на Ниссан перерастает в нечто неожиданное. Главный менеджер приглашает нас…на корпоратив! На дворе какой-то праздник, поэтому в три часа дня начинается торжество. Мы соглашаемся, поднимаемся на второй этаж. Нас приветствуют как героев!
Все кричат, предлагают пиво, жареного поросенка. Несколько человек разговаривает по-русски, мы просто окружены заботой и вниманием. Я вдруг обнаруживаю, что баночка с пивом уже пуста, а мне еще вести машину. Весьма необычно и весело. Теперь на Наваре гордая наклейка: Ниссан центр Хошимин. С трудом, покачиваясь, выходим с праздника. А ведь нам еще в Камбоджу (кстати между собой, во Вьетнаме они всегда зовут ее по старинке: Кампучией).
За пару часов, продираясь через пробки, мы выезжаем в сторону камбоджийской границы. До нее всего 60 км., но мы добираемся только к вечеру. Прощаемся, сердечно благодарим Хена за помощь. Местные жители с интересом изучают наши авто.
Впереди Королевств Камбоджа, она же бывшая народная республика Кампучия. Мы еще не знаем, какие сложности нас ожидают здесь, прямо на границе. А пока мы весело щебечем и оформляем камбоджийские визы. Через несколько часов мы будем вынуждены расстаться с нашими авто…
Продолжение следует
На край Евразии. Из Новосибирска в Малайзию на внедорожниках. Часть VI. Лаос. Через Лаос во Вьетнам.
После месячного пребывания в Китае мы, наконец, покидаем Поднебесную с огромным количеством впечатлений. В детстве у меня была детская энциклопедия в нескольких томах. Я как сейчас помню, что там описывались страны соцлагеря: Вьетнам, Лаос, Кампучия. Хорошо помню картинки с экзотической растительностью, вьетнамскими шляпами и улыбчивыми лицами азиатов. Это казалось чем-то далеким и нереальным. Сейчас то самое далекое и нереальное встречает нас.Успеваю и снимать и выходить в прямой эфир новосибирского радио.
Типичное жилище вдоль дороги.
Погранпост сделан уже по каким-то традиционным мотивам. Вся проверка длится 15 минут и мы на территории Лаосской Народно-Демократической Республики. Все сильно отличается от Китая.
Прежде всего люди, такие милые, тихие и улыбчивые. Совсем не такие надоедливые и приставучие, как китайцы.
Жилища в основном «хижины на курьих ножках», деревянные коробочки метр на метр на полутораметровых столбах. С какой целью они строятся именно так, мы точно не знали, но предположили, что это сделано для того, чтобы гады всякие ползучие не попадали в жилища.
Дети они везде дети, опять таки, в отличии от Китая они просто тихо стоят и с интересом смотрят на нас.
В первой же деревне, в кафе, мы вдруг обнаруживаем меню на английском языке, что нас очень радует, ибо гида более с нами нет, а местный язык мы, разумеется, не знаем. Время к вечеру, до Луангпрабанга, города, куда мы направляемся, всего 250 км. Но каких! Скоро темнеет, а дорога превращается в глиняную разбитую грунтовку, обильно политую дождем. Дорога петляет в горах, причем петляет насколько сильно, что в среднем прямые участки составляю всего 100-200 м. К тому же дорога очень и очень узка, средняя скорость падает до 20-30 км.ч. Альтернатив нет, и мы медленно и упорно ползем по скользкой глине то вверх, то вниз. После нескольких часов езды, наконец, начинается долгожданный асфальт. Теперь скорость 50-60 км.ч кажется заоблачной. Через час наблюдаем жутковатую картину: свет фар выхватывает двух безумных коров перебегающих дорогу на невероятной скорости, что-то лежит на дороге. Приближаемся и видим местного жителя лежащего на асфальте, мопед валяется рядом. Голова в большой луже растекающейся крови (каски здесь не одевает никто). Никаких звуков или движения пострадавший не издает. К счастью подбегают местные и уносят тело. Унимаю свой порыв достать фотоаппарат. Жив он или нет мы так и не понимаем. Похоже, он врезался в тех самых коров. К трем ночи мы прибываем в древний Луангпрабанг.
Яркое солнце, живописные окрестности, чистый большой бассейн. Кажется, мы можем отдохнуть по-настоящему.
Территория отеля — тропический рай на берегу реки, небольшие бунгало посреди всевозможной тропической зелени.
Из бассейна вышли когда уже было темно. Все настолько хорошо и замечательно, что никуда двигаться не хочется и мы просто наслаждаемся тишиной, природой и заботой лаосцев. Их, кстати, почти не видно, они тихие, добрые и очень исполнительные.
Сам по себе городок очень небольшой. Мы посмотрели его уже поздно вечером, попав на рынок в центре. Все так миролюбиво и спокойно.
Спящие дети на полу, скамье и столе — частая картина.
Реклама «Билайна» постоянно напоминает о родине.
К сожалению, у нас есть график, который обусловлен четкой датой въезда во Вьетнам, посему нам приходится его выдерживать.
В толпе помимо детей есть и взрослые, которые тоже ждут своей очереди.
Чувствуем себя как испанские конкистадоры на встрече индейцами, кажется, что вот-вот нам в обмен на подарки нам принесут россыпи золота. Страна, конечно, очень и очень бедная…
Играю в корреспондента рассказывая в камеру о местных жилищах.
Природа райская. Невысокие горы буквально тонут в тропических зарослях.
Реки уже традиционно полны глины и посему багрового цвета.
Как и везде, жизнь сосредоточена близко к воде.
Поздно вечером прибываем в столицу Лаоса, Вьентьян. Это самая скромная из увиденных нами столиц. Здания не выше пятиэтажных, небольшое количество машин, одного раза достаточно, дабы понять, что это за город.
Веселый случай происходит, когда мы выезжаем из столицы. Из типичного многообразия мопедов вдруг отделяется один и начинает ехать перед нами, как-то странно помахивая рукой вниз. Пару минут мы спокойно лицезреем эту картину, попутно обсуждая странности азиатов, как вдруг я замечаю, что одет водитель сего транспортного средства как-то необычно, в светло-бежевую одежду напоминающую униформу. «Так это полиция» осеняет меня! Действительно, это сотрудники местной дорожной полиции.
На ломаном английском они мне поясняют, что хотят видеть наши документы. Рассматривая мои права и документы на машину, он объясняет, почему он нас остановил. О боже! Как я мог! Я же разговаривал по телефону за рулем! Судя по их лицам это очень серьезное нарушение. У меня это вызывает только улыбку, ибо среди всего этого дорожного хаоса, езды по встречной, отсутствия касок и вообще хоть какого-то порядка на дороге, разговор по телефону выглядит весьма невинной шалостью. Страж порядка предлагает проехать в участок, поскольку за такое ужасное деяние полагается штраф в размере 100 000 лаосских кипов (около 300 руб. по курсу). Глядя на стража сверху вниз, я поясняю, что времени нет и вот вам штраф, берите прямо здесь и сейчас. В общем, обычные взяточники, как и везде. Это, кстати, первый и единственный штраф за все 67 дней пути.
Сегодня у нас серьезный цейтнот, мы должны до 19-00 успеть на границу с Вьетнамом, посему мчим очень быстро, впереди 350 км.
Местами дорога откровенно глиняная.
Вокруг начинаются рисовые поля.
Наш путь лежит вдоль реки Меконг, по ту сторону уже Таиланд.
Но туда мы попадем еще не скоро: сначала Вьетнам, Камбоджа, и только затем Таиланд. Дорога становится все живописнее, нам очень жаль, что мы так спешим. Мы проезжаем один из национальных парков. Кажется, что мы где-то в Диснейленде, настолько идеальны и красивы тропические пейзажи. Чистейшие горные реки, бабочки, пышная растительность. Очень уж хочется попасть сюда еще раз.
В 18-15 мы прилетаем на границу. За нами останавливается автобус, из которого вытекает порядка полусотни местных жителей. Все же мы успеваем поставить штампы в паспорта. Таможенники долго совещаются, что же с нами делать, куда-то звонят и усиленно жестикулируют. Похоже, ищут таможенную декларацию, которой у нас нет, но мы громко, эмоционально, показывая на часы поясняем, что нам пора. Совсем скоро шлагбаум открывается, перед нами Вьетнам.
Продолжение следует…
Четвертая серия фильма «На край Евразии 2013». Лаос, Вьетнам
Нячанг (как и на чем ездят во Вьетнаме, ч.2)
Что ж, пора продолжить путевые автозаметки из Нячанга, начатые в прошлой записи. В тот раз выяснилось, что Вьетнам – страна мотобайков, а значит, автомобильный улов обещал быть небогатым. Во Вьетнаме некруто быть пешеходом, а вот мотобайк штука универсальная. На них развозят пиво по маленьким кафешкам, продают горячие лепешки или сладкие сосиски (страшная гадость), ездят всей семьей, возят шкафы, матрацы, зеркала в полный рост, газовые баллоны и прочие немыслимые вещи. Вот типичная картина вечером у ж/д вокзала:
Взяли и мы мотобайк. Стоит это удовольствие около 300 рублей на сутки, бензин – за ваш счет. Теоретически там нужны права, и если вас поймает представитель вьетнамской милиции, будет штраф. Но реально всем пофигу. У меня даже в России нет прав А, я никогда в жизни до этого отпуска мотоцикл не водил. И хотя выезжать в нячангский водоворот было страшновато, нас это не остановило.
Мы брали байк трижды. Все три раза это был Yamaha Nouvo разных модификаций, но неизменно с автоматической коробкой (с механикой я бы не справился). Видимо, это байк для новичков. У первого было сломано крепление левого зеркала, у второго постоянно горел check engine и он глох на холостых, у третьего не работал спидометр и была оплавлена панель приборов. И ничего, норм. 20 км на юг, 20 на север, 50 на запад (и обратно). Во второй день вообще было смешно. Подъехали к кафешке перекусить, припарковались, сели за стол, смотрим – хозяйка несет два пива. Ну не отказываться же)
Ну а теперь о машинках. Во время одной из экскурсий гид пролил свет на то, почему во Вьетнаме мало машин. Оказалось, там налог на ввоз автомобиля составляет 120 %. А ведь еще регистрация, страховка, наверняка техосмотр какой есть, налоги на владение. В общем, тачка там – это реальная роскошь, поэтому там очень много такси, которые пасутся на специальных стоянках. Типа такой:
Такси там легко узнать, они бывают трех цветов: желтые, зеленые или зенитовские.
И вот это уже любопытно. Ну, допустим, Hyundai i10 в образе пятидверного хетчбека можно увидеть и в России, а вот во Вьетнаме есть и седан. Один такой попался мне прямо у салона Hyundai, но я не сфоткал, и теперь кусаю локти. Выглядит он примерно так. Там вообще много субкомпактных машинок, и эта тема довольно интересна, поскольку у нас предпочитают полноразмерные чемоданы на колесах. Еще с пастбища такси мы можем вытащить минивэн Toyota Innova, которым я отдельно заинтересовался, поскольку по образованию инноватик. Посмотрим на Innova поближе.
Как я говорил в предыдущем посте, там тесно и беда с парковкой. Поэтому на каждом уважающем себя углу сидит дяденька в форме охранника и помогает парковаться машинам и присмотрит за вашим мотобайком за 15 рублей. Но иногда такого доброго дяденьки нет рядом, и вьетнамские таксисты паркуются по приборам, которых у них нет. И делают это в буквальном смысле до характерного хруста. Однажды я наблюдал, как вьетнамский таксист покидает место парковки. У него в правом переднем углу было препятствие в виде выступа в стене, и надо было выкрутить руль до упора влево, чтобы объехать. Он так и сделал, но места не хватило, и он уперся правым нижним углом бампера в выступ. Раздался тот самый характерный хруст. Что делает в этой ситуации русский водитель? Сдает назад, выруливает по-человечески. Что сделал вьетнамец? Просто добавил газку, что-то хрустнуло еще раз, и он поехал восвояси.
Почему у нас не встречается Toyota Innova? Потому что она предлагается с двумя вариантами моторов: на дизеле или на газу.
Хотя я не понимаю, почему у тех же трех десяток в сегменте минивэнов трудятся форды, а не эти милахи. Впрочем, есть и еще одна деталь. Toyota Innova – это заднеприводная машина. Я просто глазам своим не поверил.
Во Вьетнаме она встречается в разных модификациях. А еще, учитывая особенности национальной парковки, одним из самых популярных колхозингов Вьетнама остаются такие вот кенгурятники с резинками на заднюю часть машины.
Еще одна популярная тойота, которую я не видел в России, – это Toyota Vios. Это седан для азиатского и латиноамериканского рынка, известный в этих кругах также как Yaris Sedan. Странно, что ярисы в виде хетчей у нас есть, а седанов нет. Мне кажется, как недорогая альтернатива Королле зашла бы на ура, по крайней мере можно было поконкурировать с Ниссаном.
Есть и Kia, в основном лупоглазые малыши с милым названием Morning. Но тут ничего необычного, у нас они продаются под именем Picanto. Вот, смотрите, тут сразу два малыша: Matiz, Morning и вьетнамец на мотобайке, везущий что-то несусветное.
И тут обнаружилась еще одна удивительная вещь. История такая: в последнее время я пытался поймать на улице живой Volkswagen Polo в образе трехдверного хетчбека (не спрашивайте). Приехав во Вьетнам и увидев это малышовое разнообразие, я был абсолютно уверен, что в трехдверных Поло недостатка не обнаружу, но видел только пятидверные (на втором фото поста). Это было странно, и я стал присматриваться. Каково же было мое удивление, когда я понял, что в Нячанге вообще нет трехдверных хетчбеков или двудверных седанов, а то и купе, упаси Будда. Удивительно практичные люди. Даже самая маленькая машинка должна быть непременно пятидверной.
Только очень, очень, очень состоятельные люди могут себе позволить что-нибудь такое:
Во дворе этого чувака скрывалось еще одно сокровище:
Это вообще нетипичный богач – обычно богатые ребята там отращивают себе пузцо, и чтобы никто его не видел, возят его на заднем сиденье майбаха или на худой конец лексуса за тонированными стеклами. Этот же перец явно любит наслаждаться жизнью и пилотажем.
Чтобы совсем закрыть тему маленьких Kia, вот вам еще один. Пожилых ржавых корыт там нет, есть вот такая превосходно сохранившаяся классика. И опять пятидверка!
Идем дальше. Вообще-то тут у нас бж Дэу Нексия, поэтому спортивный интерес состоял в том, чтобы отыскать во Вьетнаме в принципе что-нибудь производства Daewoo. Матизов я уже показывал, также есть автобусы Дэу, грузовики, такое вот все. Но есть и нубиры. Вот, например, не местная, другой регион какой-то (в Нячанге регион 79). Я хотел перефоткать без людей, но не стал – живописно вышло.
Вот такие еще есть, если я все правильно помню, леганза.
И ничего, бегает себе. И Лачетти есть, и вполне себе она там Дэу Лачетти и ничего, молния не ударила никого. Кстати, вьетнамцы обожают хром. Даже ветровики на двери хромированные вешают.
Есть и Daewoo Nexia R3, которая бывшая Aveo и у нас продается почему-то под новой маркой Ravon. Во Вьетнаме же нет никакого Равона, и никого не смущает, что третье поколение нексии уже совсем не похоже на Опель. И правда, сколько можно-то. И хоть они встречаются достаточно часто (впрочем, реже оригинального Chevrolet), зафоткать я так и не успел. Придется возвращаться))
Так как много пляжей и туристов (в основном китайцев), их тоже надо на чем-то возить. На этом, например: