Наказание за автозвук в машине
ГИБДД штрафует за дополнительную аудиоаппаратуру. Законно ли это?
Прочитал, что в Воронеже сотрудники ДПС провели рейд по выявлению автомобилей с самостоятельно установленной дополнительной аудиоаппаратурой: усилителями звука, сабвуферами, дополнительными аудиоколонками. Насколько это законно?
Я собирался купить на «Алиэкспрессе» DIN-аппаратуру с внешним дисплеем на 9 дюймов, жестко закрепленным на приборной панели в месте, где находилась штатная магнитола.
Будут ли у ДПС претензии к этой переустановке, и если они возникнут, то какие аргументы привести инспектору?
В прессе много подобных публикаций. Общий тон примерно такой: сотрудники ГИБДД распоясались и готовы оштрафовать любого, кто поставил нештатную магнитолу. И оштрафовать — это еще полбеды. Могут прекратить регистрацию автомобиля.
На самом деле не все так просто. Если вы установите в своем автомобиле магнитолу с большим экраном или замените штатные динамики на какие-то другие, ничего не грозит: вас не оштрафуют и регистрацию автомобиля не прекратят.
Но есть ситуации, когда установку нештатной музыки действительно можно признать внесением изменений в конструкцию автомобиля. Такие изменения придется сначала узаконить и только потом выезжать на дорогу.
Что за изменения в конструкции автомобиля
Государство контролирует безопасность на дороге. Именно поэтому оно принимает правила дорожного движения и вводит штрафы для тех, кто их не соблюдает. Техническое состояние автомобилей тоже под контролем, поэтому водители обязаны периодически проходить техосмотр.
Кроме техосмотра к водителям есть еще одно требование: они не могут без разрешения вносить изменения в конструкцию автомобиля. Но это не значит, что любое изменение подпадает под запрет. Например, можно лить в мотор масло разных производителей и ставить кузовные элементы с разборки. Можно без проблем поставить видеорегистратор или камеру заднего вида с «Алиэкспресса». Для всего этого не нужно ничего согласовывать.
А вот отрезать автомобилю крышу и превратить его в кабриолет или поставить более мощный двигатель нельзя. По крайней мере до тех пор, пока у вас не будет заключения аккредитованной лаборатории, что такие переделки безопасны для других участников движения. А потом на основании этого заключения ГИБДД внесет изменения в документы. Это выглядит как отметка в ПТС и СТС, например такая: «Установлено ГБО». Если отметка есть, за нештатное ГБО уже не оштрафуют, все законно.
Сотрудники ГИБДД не могут сами решать, нужно регистрировать те или иные изменения или нет. Полный перечень изменений, которые подлежат регистрации, перечислили в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.
Наказание за автозвук. За что? Можно ли избежать?
В СМИ прошла волна сообщений о том, что ГИБДД начнут ругать нас, автолюбителей за автозвук. Спойлерну сразу: мы готовим видео, в котором разбираемся, вообще законно ли это и какие законные акты регламентируют это. Однако я хочу затронуть эту тему уже сейчас и порассуждать на тему того, что вообще с этим делать.
в них говорится о том, что в Воронеже уже прошли рейды по выявлению нарушений и о том, что любая установка автозвука должна быть сертифицирована в соответствии с законодательством. При этом, зная, как мучаются джиперы, могу сказать, что сертификата мастерской и сертификата на акустику и усилители недостаточно. Надо подготовить проект, подать доки в лабораторию, получить одобрение, потом внести изменения, предоставитьавто на омсотр в лабораторию и потом ехать в ГАИ для фиксации всей этой истории. Это если вкратце.
Мутно, неприятно, но как обычно неоднозначно. В этой статье не буду разбираться с самими законными актами, с процедурой узаканивания автозвука, но хочу учесть человеческий фактор и обсудить, кого эти изменения реально затронут, а кого — нет.
Начнём с того, что подписчики нашего блога в подавляющем большинстве своём — любители той категории автозвука, которую принято называть «SQ». То есть, звука, нацеленного на точное и эмоциональное воспроизвенедие музыки, но без экстремальной громкости и сотрясения всего, что нас окружает. Как бы мы ни хотели обратного, но нас меньшинство. Сначала хочется воскликнуть — почему из-за большинства должно страдать меньшинство? Но потом, задумавшись, приходит осознание — спасибо «громкому» большинству. Нас оставят в покое. И вот почему.
Вы видели, как обычно построены дейсвтительно громкие системы? Огромный сабвуфер на весь багажник + огромные усилители под его полом + большое количество аккумуляторов, размещенных где-то там же + кардинально переделанные дверные обивки с огромным количеством динамиков и, довольно часто, трещины в углах дверных проёмов кузова. С какой стороны ни посмотри — такая установку музыки небезопасна.
Во-первых, очень высокое звуковое давление влияет на органы зрения, сбивает дыхание. Это происходит нечасто, но если это произойдёт в напряженной дорожной обстановке, может произойти беда. Во-вторых, тяжелое оборудование, установленное в салоне и багажнике может нанести травмы при ДТП. При фронтальном ударе сабвуфер может сорваться и раздавить всех, кто в салоне, а при боковом ослабленный металл дверей пропустит столб слишком глубоко в салон, но слишком жестки дверные карты с динамиками перемолют кости пассажиров.
Большинство действительно опытных любителей высокого звукового давления (музыкой это сложно назвать))) зачастую осознают риски, на которые идут, и очень внимательно относятся к себе и к пассажирам. Однако всё равно они представляют повышенную опасность для других участников дорожного движения и для себя самих. Но есть ещё другая категория любителей давки — это огромное количество безбашенных юнцов на дедушкиных девяточках и старых лансерах, которые наплевательски относятся и к себе и к тем, кто их окружает. Если бы не был лично знаком с такими — так уверенно бы не писал. Жизнь пока ещё не научила их осознавать, что такое ответственность, а кровь горяча. Вот эти ребята и сами покалечатся и покалечат других…
Чот разворчался, как старая брюзга… На самом деле громкий звук — это круто. Приехать на тусовку на пустыре, открыть двери и устроить реально крутой концерт под открытым небом — согласитесь, это очень неплохо. Я такие машины видел и настраивал. Вот если оказаться возле них на улице, то эффект присутствия на рок концерте получается более явный, чем даже в самой крутой SQ системе в салоне. Потому что настоящий любитель рок музыки не будет сидеть с маленькой комнатушке, а будет ломиться в танцевальный партер, где громко, много людей и лютый драйв)))
Сейчас я расскажу несколько лайфхаков, осознание которых позволит вам не беспокоиться за сохранность регистрации вашего авто, если вы не любитель громкой музыки. При этом, они станут намного понятнее, если SQ систему противопоставлять громкой системе. Итак, погнали.
1. Откуда инспектор знает, как должен выглядеть ваш автомобиль в салоне?
Когда в дверной карте нет места для ручки, нет подлокотника, динамики торчат выше уровня подоконника — она явно изменена. Конечно, можно поспорить, что у инспектора нет доступа к заводской документации и он не может сверить внешний вид дверной карты с тем, как она должна выглядеть в реале. Но любая экспертиза, если ей задать правильный вопрос, подтвердит, что технологии, используемые для закрепления или отделки дверной карты не соответствуют заводским. Если же динамик в двери только один, то не факт, что он установлен не на заводе. Когда вы прячете динамик под штатной обивкой и штатной сеткой — он не бросится в глаза инспектору. Кроме того, масштабы переделок металла двери вряд ли будут такими же серьезными, чтобы ослабить её или нарушить сминаемые зоны. Поэтому аккуратный SQ инсталл может просто не броситься в глаза инспектору. Да и ему нет нужды кому-то что-то доказывать. Ему проще будет остановить машину, у которой изменения очевидны.
Если резюмировать, то либо прячьте акустику под штатные грили, теряя при этом в звуке, либо делайте инсталл так аккуратно, чтобы он выглядел как заводской. Это же касается и динамиков, установленных в стойках лобового стекла и уголках зеркал. Круто, когда есть штатные места. Но если их нет, сделайте подиумы аккуратными.
2. То, что не бросается в глаза, перестает существовать
ШВИ, силовая и акустическая проводка, межблочные кабели, усилители… Не выставляйте это напоказ. Мы часто используем пространство под сиденьями, под штатным фальшполом, за обивками багажника. Да, это вмешательство в конструкцию авто. Но если это не бросается в глаза, то об этом никто и не спросит… Кстати, кабельную оплетку под капотом имеет смысл использовать черную, а для маркировки + кабеля использовать тонкие полоски красной термоусадки. Если клеите ШВИ на двери — сделайте так, чтобы материал не торчал из-под обшивок. Я такое часто вижу на самостоятельно проклеенных дверях и долго боролся с этим нюансом в своей студии. Тут же палевом становится багажный отсек, а именно ниша запасного колеса. Конечно, её важно проклеить. Но если материал там будет использован без логотипов, то он привлечет меньше внимания. С эт ой же точки зрения очень важно внимательно отнестись к усилителям кузова, на которых нанесены идентификационные номера. Если инспектор будет их осматривать — не надо, чтобы края виброизоляции были на виду. В конце концов, усилитель кузова — на то и усилитель, чтобы быть жестким и мощным. лучше перестраховаться и не заклеивать как его, так и места его примыкания к кузову… ЕСЛИ НА НЕГО НАНЕСЕН VIN!
3. Багажник — вообще особый разговор
Сабвуфер стелс, выполненный в штатном дизайне автомобиля может здорово отвести глаз от аудиосистемы. Помните, мы такое уже публиковали у нас в блоге, когда вместо гриля используем насверленную фанеру, затянутую карпетом? На звук почти не влияет, а на внешний вид — ещё как. Сабвуфер как бы есть, но его как бы и нет. Однако, я встречал таких владельцев, которые не хотят, чтобы в салоне что-то бросалось в глаза, но из багажника делают произведение искусства. Это очень круто на сходках клубов, на соревнованиях и выставках, у себя на даче, когда открыл багажник и кайфуешь от его красоты, потягивая пивко… Но чтобы продлить и сохранить красоту, сделайте защитные коврики и щитки, чтобы багажник в повседневной эксплуатации выглядел стоковым. Если же возите в багажнике обычный короб… штош… тут лайфхаков нет… постарайтесь не доводить до открытия багажника
4. Инсталл должен быть всегда завершён
Если делаете инсталл сами — старайтесь бить работы на этапы так, чтобы в конце каждого этапа автомобиль выезжал на дорогу с законченным внешним видом салона. Никаких снятых дверных карт, торчащих проводов, динамиков, присранных на проволочках. Если надо выбрать направление пищалок — купите комплект накладок на стойки БУ, и ставьте их вечером в гараже, в те моменты, когда реально будете слушать и выбирать направление. Если вы начнёте подворачивать динамики прямо в пути — можете зазеваться и впилиться во что-нибудь. Оно вам надо? Себя и машину потом чинить дороже, чем купить БУ стойки. Потом доделайте стойки до конца, обтяните, покрасьте фланец, гриль, приведите всё в состояние «как будто с завода» и уже потом ставьте на машину. То же самое касается всяких тестовых коробов: если вы просто едете на работу, вы не будете вслушиваться. Выберите час вечером после работы в гараже и послушайте. Потом выньте из машины и езжайте домой. Незакрепленный короб, как мы уже вяснили, может оказаться довольно опасен.
5. Осознайте, наконец, что автозвук — всё-таки предмет роскоши
А роскошь — это не предмет первой необходимости. Это то, что позволяет больше наслаждаться жизнью в промежутках между тяжким трудом… Роскошь — излишество, которое позволяет быть чуть счастливее. Ну а за излишества нужно платить. Если нет возможности сделать быстро, качественно и аккуратно самому, то обратитесь к профессионалам
Ну а что касается громких систем… Даже если вы захотите пройти все круги ада и узаконить переделки, вряд ли вам это согласуют. Сейчас наказание за тюнинг имеет «рейдовый» характер. Иногда наказывают, но чаще всего нет. Но рано или поздно контроль исполнения законодательтсва будет усилен настолько, что громкий звук окажется за границей дозволенного. Но это не помешает вам построить демо-кар, поставить его на прицеп и привозить за собой на фаркопе на всякие тусовки just for fun. Потому что автозвук — не только роскошь, но ещё и хобби, которое любит тусовки и общение:)
На этой грустно-радостной ноте я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Не забывайте записываться на скрытую установку звука и ШВИ, а также прочих ништяков у нас в профиле и по телефону 8(495)660-3911.
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 91
Получается, если я продам авто с вч на подиумах в уголках зеркал, то новый владелец не сможет поставить авто на учёт?!
Ещё бы дебилов с громким выхлопом с регистрации снимали, вообще отлично было бы.
самое главное, Если не существует ОТТС, значит инспекторы не смогут доказать как должно быть а как не должно быть? откуда им знать? фото с интернета вроде как не являются документами…
Бред!
Найдите здесь автозвук, мультимедиа или иное что относится к магнитолам динамикам и прочее.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О …
2. Компоненты транспортных средств
Объекты технического регулирования
Ну вы поняли голосуйте за ЕР и катайте в наушниках. И так не получится это внесение изменений в конструкцию ушей:)))
Страна дураков. Нет слов. Даже сабик на 300вт не поставить.
Доиграются законники мракобесы.
Ну вот у меня что-то типо SQ машина Рио 3, там нет совершенно места спрятать сч и вч, МИД ещё куда не шло, а вот остальное проблемма и как тут сделаешь что бы не бросалось в глаза
Да все это лала тралала, тем более если динамики в штатном месте. А саб в багажнике просто перевозится. Разве в багажнике нельзя перевозить грузы?
Это как в случае светодиодной балки у меня на крыше, «зачем она тебе на крыше?» В багажник не лезет на крыше везу. Вот и все.
А если реально вся дверь в двадцатках то тут 12,5,1 брат тут можно и докапаться.
Это помню на рдс в НиНо, на вьезде на кольцо гаишники стояли и тормозили всех подозрительных.
Очередную пугающую водителей новость распространили СМИ. Якобы в следующем году для автомобилистов появятся новые штрафы. В том числе якобы за установку дополнительных динамиков в автомобиле, а также за установку на стекле того, что мешает обзору. Однако это не более, чем очередной фейк.
Некое уважаемое издание со ссылкой на минюст сообщило, что в следующем году для водителей будут введены новые штрафы. Минюст имел в виду новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. В нем по части штрафов для водителей мало что меняется. Предусмотрена ответственность за опасное вождение — штраф пять тысяч рублей. Также предусматривается ответственность за мойку машины там, где этого делать нельзя, а также наказание за хранение во дворах разукомплектованных машин. Нового в этом тоже ничего нет. Просто ту ответственность, которую предусматривало региональное законодательство, решено приподнять на федеральный уровень и сделать его единым по всей стране. Но по этим пунктам споры до сих пор идут жаркие. Причем возражают сами регионы.
Что касается того, что этот документ вступит в силу в следующем году, то шансы на это минимальны. Он пока еще не вышел из стен минюста. Потом его должно утвердить правительство и внести в Госдуму. Потом Госдума должна рассмотреть этот огромный и очень спорный документ. Дебаты по нему точно затянутся на год. Так что в следующем году его принятия ожидать не стоит. Да и вступит в силу он после того, как будет принят, не сразу.
Теперь о якобы штрафах за установку дополнительных динамиков. То же самое уважаемое издание смешало в одну кучу совершенно разные вещи. Ни новый, ни действующий КоАП сам по себе штраф за установку дополнительных динамиков или за установку чего-либо, ограничивающего обзорность с места водителя, не предусматривает. Но и действующий, и будущий КоАП предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена — штраф 500 рублей. Эти неисправности и условия прописаны в соответствующем перечне — приложении к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. Они утверждены тем же постановлением правительства, что и правила дорожного движения.
В нем прописан запрет на размещение на стекле того, что ограничивает обзорность. Так что наказать за это могут и сейчас. Никакого нового наказания пока не вводится.
Что же касается дополнительных колонок, то тут надо пояснить. Издание припомнило случай с воронежскими сотрудниками ГИБДД, которые привлекали к ответственности водителей за установку в машине музыкальных центров. Но тут надо иметь в виду, что речь идет о внесении изменений в конструкцию.
Если вы замените штатную магнитолу на более навороченную, но установите ее в штатное место, это не будет считаться изменением конструкции. Если вы установите дополнительные динамики в крышке багажника, багажной полке, в обшивке дверей, это тоже не будет изменением конструкции. Вы можете поставить саббуфер в багажник и усилитель. И за это вас не привлекут к ответственности, и доказывать безопасность конструкции вам не придется.
В действующем перечне неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация, уже прописан запрет на размещение на лобовом стекле предметов, ограничивающих обзорность
Но если для установки всего этого вы изменили схему питания автомобиля, если ради больших динамиков вы порезали усилители дверей автомобиля, вынули подушки безопасности, то это самое натуральное внесение изменений в конструкцию автомобиля. И чтобы проводить такие работы, надо получить на них разрешение, провести исследование, получить свидетельство о безопасности конструкции автомобиля и зарегистрировать автомобиль с этими изменениями. В противном случае сначала вы получите штраф с предписанием устранить эти изменения. А если этого не сделаете, то регистрация автомобиля будет аннулирована. И это действующее законодательство.
Да, также МВД планирует вернуть понятие запрет эксплуатации, которого сейчас нет. Для этого подготовлены поправки в закон о безопасности дорожного движения. В Госдуму они пока не внесены. Когда будут приняты — неизвестно. Но речь в них идет не о штрафе, а именно о мере пресечения — запрете эксплуатации. В том случае, если в конструкцию автомобиля незаконно внесены изменения или выявлены неисправности, при которых запрещена эксплуатация, то водитель не только получит штраф. На него оформят и запрет эксплуатации. Ему придется устранить неисправность и пройти внеочередной техосмотр. До этого момента его диагностическая карта будет аннулирована. А если он продолжит ездить на неисправном автомобиле, то у него задержат свидетельство о регистрации.
Когда эти поправки будут приняты — также никому неизвестно.
Штрафы за музыку и неправильный свет. В ГИБДД все объяснили
В каких случаях водителям грозят штрафы за дополнительное аудио- и светооборудование подробно объяснили в Госавтоинспекции. Поводом для обращения Autonews.ru в ведомство стал рейд воронежской ГИБДД в начале августа. Тогда к административной ответственности за внесение изменений в конструкцию автомобилей за два дня привлекли 148 водителей. В их числе оказались собственники, которые установили на свои автомобили усилители звука, дополнительные колонки и сабвуферы. Штрафы также выписали и за неправильный цвет дополнительных ламп внутри головного освещения.
Неправильный свет
Чтобы выявить нарушения, сотрудники ГИБДД используют средства технической диагностики, в том числе измерители светопропускания и уровня шума. Как пояснили Autonews.ru в ГИБДД, внимание инспектора может привлечь:
«В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство», — пояснили в ГИБДД.
Там рассказали, что не допускается использование в фарах сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с несоответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль.
Максимальная сила света всех фар, которые могут быть включены одновременно в режиме «дальний свет», не должна превышать 300 000 кд. И любая установка дополнительных источников света, а также изменение цвета огней является внесением изменений в конструкцию автомобиля. Такие изменения требуют специальной проверки в лаборатории и получения соответствующих документов.
Любой не зарегистрированный свет дает инспектору возможность оштрафовать водителя по статье 12.5.1. КоАП на 500 рублей, говорится в ответе ГИБДД.
Кроме того, как объяснили эксперты, в таком случае инспекторы ГИБДД имеют право выписать собственнику предписание на устранение изменений. Если водитель проигнорирует постановление, его могут привлечь по ст. 19.3 КоАП за неповиновение требованию сотрудника полиции. Об этом рассказала главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева.
«Если инспектор попросил нарушителя подписать бумагу о том, что если следующая проверка выявит повторное нарушение, его привлекут уже по статье 19.3 «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции», — сказала Куклева. — И инспектор имеет право требовать от граждан прекращения противоправных действий».
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в России предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Autonews.ru запросил в МВД статистику по арестам за неповиновение законному распоряжения сотрудников полиции. В ведомстве пояснили, что не ведут таких подсчетов. При этом глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, считают, что ГИБДД на самом деле не ведет реестра выписанных постановлений, поэтому арестовать человека за то, что он не снял тонировку или не убрал «ангельские глазки» из фар практически невозможно.
Это в беседах с Autonews.ru подтвердили и инспекторы ГИБДД, которые утверждают, что выписывают предписания об устранении нарушений только в случае неправильной тонировки.
Запретная музыка
Более чувствительной темой для автомобилистов и общественных деятелей оказались аудиодопы, из-за которых водителей также могут привлечь к ответственности.
Как пояснили в ГИБДД, установка дополнительных акустических систем в автомобиле, будь то усилители, колонки, сабвуферы, не предусмотренные конструктивной особенностью, может потребовать проведение оценки на соответствие требованиям по обеспечению их электромагнитной совместимости. Также нужно будет проверить влияние на устойчивость машины к воздействию внешних источников электромагнитного излучения.
ГИБДД в своих объяснениях ссылается на Техрегламент, уточняя, что вопрос о необходимости проведения процедур внесения изменений в конструкцию может быть рассмотрен только в каждом конкретном случае. Но у эксперта это вызывало только больше вопросов.
«В Техрегламенте среди автокомпонентов нет никаких усилителей и динамиков. Это вообще не автомобильные компоненты. Это другие устройства, которые могут сертифицироваться как безопасные по другим регламентам. Также как лебедка, например», — объясняет председатель НАС Антон Шапарин..
Он обратил внимание, что в одобрении типа транспортного средства не содержится информации о количестве и месте установки аудиокомпонентов.
«Но когда инспектор выписывает штраф, он должен быть уверен, что в исходной конструкции машины этого оборудования не было. На дороге инспектор установить этого факта просто не может», — заявил Шапарин.
По словам эксперта, при оценке электромагнитной совместимости изучают не автомобиль в целом, а отдельные компоненты. При этом если музыкальный динамик имеет сертификат, значит тест на электросовместимость он прошел.
«Иначе штраф по такой логике можно выписать даже за подключенный к электронике машины смартфон, — рассуждает Шапарин. — ГИБДД пользуется тем, что они не обязаны что-либо кому-то доказывать. Инспектор может усомниться что конструкция штатная и принять решение по своему желанию — тут же возникает коррупционная перспектива, скандалы и противоречия. Потому что он должен принимать решение по инструкции, она должна быть одна по всей стране».
По мнению Шапарина, необходим регламент, который будет содержать четкие требования к установке допов и регистрации. Пока он не появится, в каждом регионе будут действовать свои правила.
Кроме того, эксперт уверяет, что только лаборатория имеет право утверждать, влияет компонент на безопасность или нет. У сотрудников ГИБДД такого права нет законодательно.
Постоянная проблема с допами
Позиция ГИБДД по внесению изменений в конструкцию автомобилей возмущает не только общественных деятелей. О субъективной оценке ведомства в отношении влияния на безопасность того или иного дополнительного оборудования заявил разработчик ГОСТов Григорий Шухман. Эксперт также поделился с Autonews.ru позицией Росстандарта, который осуществляет государственный контроль за соблюдением требований Техрегламента.
Как указано в документе, который имеется в распоряжении редакции, Росстандарт считает датой выпуска автомобиля в обращение получение паспорта транспортного средства. Поэтому дилер может устанавливать допы, будь то акустическая система или дополнительный свет. Однако ГИБДД осуществляет надзор за автомобилями и установленное допоборудование может стать как причиной отказа в регистрации, так и причиной штрафа на дороге.
На практике сотрудники ГИБДД не различают автомобилистов, которые устанавливают в свои машины сертифицированное оборудование и водителей, которые кустарно ставят сабвуферы в гаражах и мучают жителей спальных районов громкой музыкой. И если ГИБДД штрафует за аудиодопы, то попасть под наказание могут даже владельцы официальных дилерских пакетов с качественными аудиосистемами, если оные покажутся инспектору небезопасными.