Наказание за смотку пробега авто
Верховный Суд РФ о скрученном пробеге машины
Реальный пробег машины оказался в два раза выше заявленного в договоре. Суды не посчитали это существенным недостатком. Как отреагировал Верховный Cуд РФ и что говорили суды в других подобных спорах.
Реальный пробег машины оказался в два раза выше заявленного в договоре. Суды не посчитали это существенным недостатком. Как отреагировал Верховный Cуд РФ и что говорили суды в других подобных спорах.
Суды трех инстанций сделали следующий вывод:
Гражданин приобрел машину с пробегом. Панель приборов не работала, и покупатель не смог оперативно сверить пробег с показателями в договоре. Позднее покупатель детально изучил переданные документы на автомобиль, включая сервисную книжку. Выяснилось, что реальный пробег в два раза выше заявленного в договоре.
Покупатель потребовал от продавца вернуть деньги и уплатить потребительский штраф, ведь была предоставлена недостоверная информация.
Продавец возражал: покупатель принял машину без претензий. Расхождения в пробеге и годе выпуска не являются существенным недостатком. Суды трех инстанций поддержали продавца.
Верховный Суд РФ указал на следующее:
Нужно проверить, довел ли продавец достоверную информацию до покупателя
Верховный Суд РФ указал: нужно разобраться, исполнил ли продавец обязанность предоставить достоверную информацию о товаре.
Суд напомнил: продавец отвечает за любое несоответствие товара, о котором он знал или не мог не знать, но не предупредил покупателя.
Истец предоставил суду отчет о реальном пробеге машины. Кроме того, он сослался на информацию из сервисной книжки, которую получил от продавца. Поскольку нижестоящие суды не рассмотрели и не оценили эти доказательства, дело должно быть рассмотрено снова.
Судебная практика о скрученном пробеге в кассационных судах
3-й КСОЮ. В договоре указали пробег 74,5 тыс. км, а на сайте объявлений покупатель нашел информацию о том, что у этой же машины пробег 118 тыс. км. Экспертиза подтвердила: показатели одометра в автомобиле намеренно занижены. Требование покупателя расторгнуть договор суды удовлетворили.
4-й КСОЮ. В автосервисе выяснилось, что показатели одометра скручены. Экспертиза показала, что в блок щитка приборов установили сторонний электронный модуль. Суды поддержали покупателя: продавец не предоставил достоверную информацию об автомобиле, а условие о пробеге является существенным.
6-й КСОЮ. В договоре стороны вообще не указали величину пробега, но это не помешало покупателю добиться уменьшения цены купленного автомобиля со скрученным одометром. Суд поддержал довод покупателя о том, что от него скрыли информацию, существенно влияющую на цену автомобиля.
7-й КСОЮ. Суд не поддержал покупателя. Против него сыграло то, что в договоре пробег отражен не был. Суд указал: раз стороны не согласовали условие о пробеге, на вывод о качестве товара этот показатель не влияет.
Штраф за скручивание пробега в 2020 году
Автомобили с пробегом занимают более 75% от общего рынка продаж, и для каждого покупателя такого автомобиля немаловажно знать реальный пробег, а не то, что пытаются втюхать перекупы или недобросовестные дилеры.
Инициатива РОАД
Вопрос о наказании за скрученный пробег уже не раз поднимала ассоциация «Российские автомобильные дилеры», это крупная ассоциация, в России она была организована в 1994 году и в настоящее время представляет интересы более 1100 дилерских центров, на которые приходится более 55% продаж новых автомобилей в РФ.
Президент Ассоциации РОАД Олег Мосеев предлагает штрафовать фирмы, оказывающие услуги по скручиванию пробега, на 1 миллион рублей, а физических лиц на 300 000 рублей:
Давайте четко пропишем, что оказание данных услуг есть нарушение законодательства, которое наказывается штрафом в 1 миллион рублей юридическому лицу и 300 000 рублей физическому лицу. Мы обсуждаем этот вопрос с правоохранительными органами, потому что мы понимаем, что эти суммы заинтересуют органы пойти заниматься этими людьми, а если обязать Яндекс и Google удалять такие объявления, то все станет еще проще.
При этом в РОАД отметили, что ввести ответственность собственника автомобиля за скручивание пробега в России невозможно, поскольку в стране отсутствует база накопленной информации по пробегам. Иными словами, не существует объективных баз данных с реальным пробегом. В конечном счете, это может привести к тому, что добросовестный покупатель покупает машину, пробег которой был скручен еще предыдущим владельцем, который не подозревает об этом.
Инициатива Ассоциации РОАД не нашла поддержки у МВД России, по их мнению, скрученный пробег автомобилей никак не влияет на безопасность дорожного движения.
В России довольно внушительный рынок автомобилей с пробегом, у нас их имеют право продавать как дилеры, так и обычные граждане. Нередки случаи, когда продавцы меняют показания одометра, чтобы завысить ценник. По сути, это мошенничество.
По данным РОАД, на сегодняшний день в стране около 10–30% автомобилей от всего автопарка, насчитывающего порядка 50 миллионов машин, имеют измененные данные одометра.
Позиция законодателей
Законодатели пока рассуждают лишь о введении ответственности для тех, кто пользуется услугами людей, скручивающих пробег, то есть автовладельцев, желающих продать свою машину подороже за счет скромного километража.
Для того чтобы наказать тех, кто обращается за подобными услугами, необходимо закрепить в наших нормах обязанность фиксировать реальный пробег автомобилей для всех участников рынка.
Пока эта задача кажется невыполнимой. В ходе дальнейших обсуждений законодательно нужно решить, каким образом будут выявляться нарушения, связанные со скручиванием пробега подержанных машин, а также обсудить, кто будет составлять в таких случаях протоколы.
Депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков отметил, что это станет новым составом административного правонарушения, а значит, придется обосновать затраты из бюджета, к примеру, для МВД.
По словам другого депутата Александра Старовойтова, полноценно обсуждать с ГИБДД вопросы наказания для тех, кто занимается скручиваем пробега за деньги, надо будет лишь после того, как будет готов за законопроект, он предложил подготовить текст до конца 2020 года.
200 тыс. рублей за скрученный пробег. Как получить компенсацию за обман при продаже авто?
Скрученный пробег – первый подводный камень при покупке б/у автомобилей. Среди пользователей портала auto.ru с этой проблемой столкнулись 75,5% автолюбителей. Обман выясняется после покупки, и для владельца это значит одно: собирать доказательства и писать претензию продавцу. Салон или частник с большой вероятностью проигнорируют обращение. Тогда собственнику прямая дорога в суд. К счастью для обманутого покупателя, закон встанет на его сторону и заставит продавца заплатить.
Сколько «набежало»
Такой случай произошёл в Череповце. Мужчина купил подержанный Renault Duster в автосалоне за 740 тыс. рублей. Заявленный пробег составил 45 тыс. км. Новый владелец приехал домой и перенастроил компьютер автомобиля. Выяснилось, что реальный пробег – 96 тыс. км.
Скручиватели пробега действуют умело, но покупатели умнее. Фото: yaplakal.com.
Шокированный покупатель обратился к платным интернет-сервисам, которые предоставляют информацию о реальном пробеге, ремонте и техосмотре авто. Проверка показала, что последний раз машина проходила ТО в августе 2020 года с зафиксированным пробегом 93 836 км. Мужчина подал иск к автосалону и потребовал компенсировать убытки.
Районный суд встал на сторону покупателя и заявил, что условие о пробеге считается существенной информацией, которая влияет на стоимость автомобиля. Реальный пробег, который оказался в два раза больше, означал больший износ двигателя и деталей.
Что решил суд:
Итого мужчина получит от автосалона 212 тыс. рублей. Об этом говорится на сайте Российского агентства правовой и судебной информации.
Не успел купить – пришлось чинить
Если скрученный пробег снижает стоимость машины – это ещё не самый плохой вариант развития событий. Бывает так, что скрытый износ, о котором не подозревает водитель, создает аварийные ситуации на дороге.
Например, житель Казани приобрёл автомобиль Audi Q5, на одометре значился пробег 68 237 км. Через 9 дней после использования машина заглохла на светофоре и не заводилась. Владельцу пришлось обращаться к официальному дилеру Audi. Диагностика показала, что требуется замена ремкомплекта мехатроника. Дилер также «пробил» машину по vin: тогда и вскрылся настоящий пробег – 151 002 км, зафиксированный на таможне.
Проверка на станции техосмотра покажет реальный размер пробега. Фото: zr.ru.
Этот случай наглядно показывает, как пробег влияет на степень износа. При показателе в 69 тыс. км процент износа – 18,46%. А при 151 – 38,14%.
Покупателю пришлось чинить машину за свой счёт, обращаться к оценщику, который установил реальную стоимость авто, и подавать иск к автосалону.
Суд постановил, что согласно ч. 1 ст. 1096 Гражданского кодекса продавец или изготовитель причинил вред покупателю вследствие недостатков товара. И, согласно ч. 1. Ст. 18 закона О защите прав потребителей, владелец вправе отказаться от сделки и требовать вернуть уплаченные деньги. При этом мужчина вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда по ст. 15 того же закона.
Представитель истца заявил в суде, что при покупке автомобиля важно знать пробег, поскольку он показывает степень износа двигателя. Адвокат подтвердил доводы фотографией одометра и актом осмотра авто по договору со страховой компанией.
Суд также принял сторону обманутого покупателя. Ответчик должен выплатить истцу разницу в стоимости автомобиля, неустойку, возмещение ущерба, компенсацию морального вреда, затраты на услуги оценщика и адвоката, расходы на оформление договоренности и почтовые отправления. Сумму компенсации Ново-Савиновский районный суд Казани не раскрывает.
А если суд против?
Такие ситуации тоже бывают. Например, жительница Перми купила автомобиль с 62 тыс. км на одометре. А дальше по известной схеме: проверка показала, что реальный пробег – более 132 тыс. км. Более того, автосалон подделал год выпуска и указал 2015 вместо 2013.
Владелица обратилась в районный суд, который отказал в удовлетворении исков. Кассационный суд тоже не поддержал женщину. Инстанции посчитали, что покупатель и продавец согласовали условия договора купли-продажи, истица согласилась с указанными характеристиками авто. А расхождение величины пробега и года выпуска – несущественные недостатки.
Покупать подержанный автомобиль — дело рискованное. Фото: transport-news.ru.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд.
ВС встал на сторону истицы, опираясь на п. 1 ст. 10 закона о правах потребителей: продавец должен предоставить покупателю достоверную информацию о товаре. Также покупатель вправе требовать возмещение убытков и возврата денег, если сведения о товаре оказались неполными или недостоверными – ст. 12 закона.
Обычно незнание ситуации не спасает от ответственности. Но не в случае с законом о правах потребителей. Если покупатель не обладает специальными познаниями о свойствах товара, продавец должен это учесть, указал ВС. Доказывать обратное должен продавец, который ответственен за любое несоответствие товара. Даже если несоответствие становится очевидным позднее, добавил ВС.
По поводу доводов низших инстанций о «неважности» пробега, Верховный суд указал следующее:
Доводы истца о ненадлежащей информации продавца относительно автомобиля имели существенное значение для дела, однако эти обстоятельства судом апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 56 и абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК обсуждены и оценены не были. Названные выше требования закона и разъяснения Пленума ВС судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были
В итоге ВС отменил решение апелляционного и кассационного суда и направил дело на рассмотрение в краевой суд.
Доказать факт скрученного пробега возможно. Необязательно сразу обращаться к независимому эксперту. Достаточно обновить бортовой компьютер, «пробить» vin или историю техосмотра по специальным сервисам. И когда у вас будут доказательства обмана – подавать претензию продавцу. А если он отказывается признавать вину – обращаться в суд.
Как получить компенсацию за скрученный пробег автомобиля
Во многих странах за «скрученные» показатели пробега предусматривается уголовное наказание. Российское законодательство в настоящий момент не предполагает такой ответственности за мошеннические действия. Тем не менее, получить компенсацию за обман в случае покупки автомобиля с фальшивыми данными на одометре вполне возможно. О том, как лучше это сделать, расскажем чуть позже. Пока же рассмотрим, каким образом наиболее часто злоумышленники меняют данные одометра.
В различных автомобилях, как известно, применяются электромеханический, механический или электронный виды одометров. И понятно, что легче всего смотать данные с примитивного по сегодняшним меркам механического прибора.
Для этого не чистые на руку «гаражисты» используют подчас даже обычную дрель, скручивая пробег при снятом тросе спидометра (это позволит вращать трос в ином направлении). Электромеханический спидометр (за движение цифр здесь отвечает электромотор), скручивается с помощью специального генератора импульсов, хотя некоторые «мастера» умудряются выполнить такие работы, используя электродвигатель, на котором установлен модулятор.
Кроме того, на сервисе всегда могут проверить, какие работы проводились с бортовой электроникой, подключившись к диагностическому разъему. При таких сверках нередко выясняется, что машина ломалась, к примеру, на 190 тыс. км. В то время как на одометре фигурирует гораздо меньший пробег. Проблема, впрочем, состоит в том, что официальные дилеры такие услуги по большей части не оказывают. Однако всегда есть возможность обратиться к сторонним фирмам.
Добавим, что помимо собственно компьютерной диагностики, «пробить» подозрительную машину можно также и по данным диагностических карт, базам данных Российского союза автостраховщиков (РСА), базам данных СТО и, наконец, просто изучив сетевые доски объявлений. Многие онлайн-площадки продаж предоставляют такую информацию за незначительную плату.
Ну, и конечно, никто не отменял внимательного осмотра приобретаемого автомобиля. На машинах с механическими одометрами скрученный пробег определяется с помощью внимательного осмотра цифр. При отсутствии вмешательства цифры будут находиться на одном уровне. К тому же, если пробег «детский», а ремень безопасности протирает в фиксирующем пластике характерные борозды, ободы руля и валики боковой поддержки сидений потерты, на «лобовухе» имеются сколы и затиры, двери провисли, логично заподозрить, что пробег автомобиля больше заявленного.
Допустим, вы приобрели автомобиль и только после совершения сделки купли-продажи отправились на проверенный сервис разбираться с истинностью показателей одометра. При такой сверке вполне может выясниться, что машина пробежала, к примеру, вдвое больше, чем обозначил продавец.
Существует уже ряд прецедентов, когда после предоставления суду такой доказательной базы (чем она будет полнее, тем лучше) вердикт выносился в пользу подавшего иск. А именно суд обязывал продавца (это может быть как автосалон, так и частное лицо) выплатить покупателю неустойку в виде штрафа за нарушение закона о защите прав потребителей, а также компенсировать моральный ущерб и расходы на оплату услуг оценщиков.
Более того, отсудить можно также и деньги, которые покупатель мог успеть потратить на устранение технических неисправностей приобретенного автомобиля. Ведь поскольку при заключении сделки покупатель ориентировался на значительно меньшую степень износа, то за вылезшие из-за гораздо более серьезного пробега неисправности также несет ответственность продавец.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Верховный суд защитил право на компенсацию за скрученный автопробег
Тем не менее Пермский районный суд в удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказал. Свою позицию он объяснил тем, что между сторонами были согласованы все существенные условия договора, в том числе по характеристикам приобретаемого автомобиля, истец приняла его без каких-либо претензий, а недостатки в виде несоответствия пробега и года выпуска транспортного средства не являются существенными. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что истцу была предоставлена вся необходимая информация о транспортном средстве.
Пермский краевой суд и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с этим решением согласились.
Нормы закона обязывают продавца предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 1 статьи 10 «Закона о правах потребителя»).
Законодательно также защищено право покупателя потребовать возмещение убытков и возврата уплаченной за товар суммы, если ему предоставлена недостоверная или недостаточно полная информация о товаре (статья 12 закона «ОЗПП»).
Причем при рассмотрении таких требований необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (пункт 4).
Это положение закреплено и в разъяснениях Пленума ВС: «при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора» (пункт 44 постановления от 28 июня 2012 года №17).
При этом бремя доказывания факта предоставления надлежащей информации не обладающему специальными познаниями покупателю в доступной для него форме законом возложена на продавца.
Этому же вопросу было посвящено специальное объяснение в Обзоре судебной практики ВС: продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее; продавец несет ответственность в случае, если несоответствие товара связано с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю (Обзор №4 (2017), утвержденный Президиумом ВС 15 ноября 2017 года).
В связи с чем высшая инстанция отменила решения апелляционной и кассационной инстанций и отправил дело на новой рассмотрение в Пермский краевой суд.