Наклейка на авто памятник затопленным кораблям
Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Художник Иван Владимиров Два ряда мачт
В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.
Схема затопления кораблей 11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два. В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов.
Некоторые туристы ошибаются, называя памятник «затонувшим кораблям». Это неверно, корабли были именно затоплены, а не затонули сами. Но мало кто знает, что официальное название памятника неоднократно менялось, всего насчитывается около 20 разных вариантов его именования.
29 июля 1905 года в официальном сообщении о передаче монумента городу фигурировало первое название – «Памятник затопления кораблей». Позже его переименовывали в «Место заграждения Севастопольского фарватера», «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями», «Памятник заграждения броненосцами входа в бухту» и так далее. Сейчас же прижилось и наиболее часто используется название «Памятник Затопленным кораблям».
Севастополь. Дети на фоне Памятника затопленным кораблям Где теперь орудия
Перед тем, как топить парусники, с них снимали все ценные орудия. Их отправляли на берег для усиления батарей и редутов, так что военная мощь кораблей еще сыграла свою роль при Первой обороне города.
Некоторые из этих корабельных пушек сохранились до сегодняшнего дня. Они стоят, например, на Историческом бульваре, на месте бывшего Четвертого бастиона. Правда, увидеть их летом 2020 года пока нет возможности: сквер закрыт на затянувшуюся реставрацию, сроки которой неоднократно срывались.
В 1944 году рядом с памятником был подбит и сгорел немецкий танкер, тоже не причинив вреда монументу. Останки этого судна пролежали там какое-то время в уже мирном Севастополе и остались запечатлены на фото.
Изменчивый внешний вид
По задумке архитектора, на вершине круглой колонны сидит двуглавый орел, который держит в клювах венок с прикрепленным к нему якорем. Одна половина венка сплетена из лавровых листьев, а вторая – из дубовых. Голову орла венчает корона.
Звучали предложения убрать корону с орла и заменить ее на звезду, но этого так и не произошло. Единственное, что изменилось – после революции был сбит крест на короне орла. Восстановили его только во время реставрации в 2003 году.
Молодогвардейцы «Единой России» раздали наклейки с изображением памятника Затопленным кораблям
Волонтеры МГЕР раздавали наклейки для автомобилей на парковке на площади Нахимова, у причала катеров и на Приморском бульваре.
Прохожие позитивно восприняли акцию, некоторые сразу наклеивали наклейки на задние стекла автомобилей. Турист, который впервые оказался в Севастополе и увидел памятник Затопленным кораблям, был рад получить от волонтеров наклейку с изображением достопримечательности и узнать об истории памятника. Организаторы морских экскурсий благодарили волонтеров за информацию о знаменательной дате и обещали рассказать туристам об архитектурном символе города.
«Мы хотели еще раз напомнить севастопольцам и гостям города о героической странице в истории», — говорит руководитель Севастопольского отделения «Молодая гвардия «Единой России» Дмитрий Мищенко.
Всего волонтеры раздали 125 наклеек.
Памятник Затопленным кораблям создан по проекту скульптора академика Адамсона. Силуэт памятника используется в качестве эмблемы Севастополя. Монумент сооружен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд.
Памятник затопленным кораблям: колдовство и реальность
Его знают севастопольцы, ему доверяют учёные. Профессиональный физик, он сделал памятник Затопленным кораблям своим хобби, своим героем и своим другом. В научных кругах его даже как-то представили: «Владимир Салтанов, он же — памятник Затопленным кораблям!». Сам Владимир Салтанов вовсе не каменный, а вот памятник он считает абсолютно живым, имеющим свою силу и волю существом.
— Владимир Александрович, без исторического экскурса никак не обойтись. Что за три проекта предшествовали созданию памятника Затопленным кораблям?
— На самом деле это был один проект, но из трёх монументов. В 1901 году планировали поставить один на берегу, где сейчас Солнечные часы, а два (как створные знаки) в море — в районе Александровской батареи и в районе Константиновского равелина (ну, так его привыкли называть в Севастополе). Из воды должны были подниматься белые колонны с двуглавым орлом на каждой из них. Раньше думали, что это конкурирующие проекты, но нет — это был один.
Потом от этой идеи отказались. Возможно, подумали: у Константиновского равелина — далеко, дорого, сложно и там его некому рассматривать. В результате решили сделать один памятник, в море — там, где сейчас.
Стали думать, какой будет набережная. Здесь сохранилась акварель Фельдмана: он предполагал, что будет выемка для памятника и павильон с фигурами ангелов — там, где сейчас якоря.
Когда мысль развивалась, стали вносить изменения. В том числе — с орлом, он там летящий. Инженер, думаю, в обморок мог упасть от этого — как его закрепить? Если даже сделать опору в одной точке — на клюве, все равно проблема, ветра ведь какие.
В результате от ангелов отказались, а памятник решили ставить не так близко, как у Фельдмана, а за 23 метра от берега. К слову, не было там никакого ресторана «Поплавок», как рассказывают, а была устричная банка — отмель глубиной 2 метра. Её выровняли, и на её месте стали строить.
— Это было очень сложно по технологиям того времени? Это, конечно, не египетские пирамиды, но огромную колонну как-то нужно было поднять над водой, чтобы установить в эту гору камней.
— А всё не так было, я думаю. Это мы знаем — и видим! — что «семиметровая колонна возвышается над основанием из гранитных глыб». А есть свидетельства, что это девятисаженная колонна [19,2 м], так что мы видим семь метров самой колонны, восемь метров её — в основании, потом два метра под водой, и ещё где-то на два метра она закопана вглубь. Так что поднимать её над морем было не нужно, она сама — стержень всего сооружения и как арматура держит всю конструкцию.
Потом закрепили колонну диоритовыми плитами: там в два слоя 48 плит 2 на 2 метра, толщиной в один. Их ещё скрепили дополнительно скобами стальными. Получилась площадка 10 на 10 метров. На ней бетоном закрепили диоритовые глыбы. Да, это не гранит, хоть так говорят обычно. Но гранит звучит понятнее и красивее, и не объяснишь всем, что диорит гораздо надежнее гранита. А там всё из диорита.
— Чего ещё не знают многие севастопольцы о своём главном символе?
— Не только простые севастопольцы, тут профессиональные историки и путеводители удивляют донельзя. «Бронзовый орёл, склонив голову, держит в клюве лавровый венок»,— это описание некоторых наших славных краеведов доверчиво переписывают путеводители. Во-первых: не «голову» — а «головы», не «в клюве» — а «в клювах». Это двуглавый орел, имперский символ России.
Во время реставрации в 2007 году. Автор: С.В.Горбачев
Признаюсь: я тоже первые 23 года жизни в Севастополе считал, что орёл обычный. Когда видел левую голову, думал, что это вид слева, когда правую — что вид справа. Вижу венок, что-то ещё. А то, что я вижу две разные головы — не догадывался. Потом, глядя в бинокль, сначала вообще головы не увидел, а потом — две, и одну императорскую корону над ними. И я понял тогда, что это не орёл — это великая держава Россия чествует своих героев.
Я думал тогда: это описание — чья-то глупость или кто-то специально это сделал? У меня есть предположение, что это специально написали. Ещё в советские времена, когда было табу на царские символы, кто-то мог просто сформулировать эту фразу «орёл держит в клюве лавровый венок» — и всё, все в это верят, никто в этом не сомневается. Позже один из наших историков, узнав про двуглавость, написал: «Двуглавый орёл держит в клюве лавровый венок». Хочется спросить: в правом или в левом? В памятниках ведь всё символично.
— Вы сказали «во-первых». А «во-вторых»?
— Во-вторых, это не лавровый венок. Да, одна его половина состоит из лавровых листьев, а другая — из дубовых. К верхней части ещё якорь на цепи прикован. И всю эту композицию — с якорем на цепи — нельзя называть просто «лавровым венком».
И ещё, это важно. Орёл не склонил голову! Наклон головы был в первом проекте, который «три в одном». А на памятнике орёл держит головы ровно. Это даже с набережной, под Солнечными часами, видно. Венок опирается на капитель, орёл не собирается его никуда бросать, он держит его как награду. Кто-то выдумал, и друг у друга все переписывают. Ну зауважайте вы памятник и хоть раз в жизни рассмотрите его!
Все воспринимают, будто «затопленные» корабли — это вроде как «убитые». Нет, они были отправлены на службу, которую надводный корабль выполнить не может. Над водой их можно разрушить, поджечь, а под водой ты ничего сделать не сможешь — и не пройдёшь через них. И вообще, я не согласен с формулировкой «Севастополь пал». Союзные войска взяли Балаклаву, Южную сторону, где они увязли буквально, — но не весь город! Так что «Севастополь пал» — это неправда.
— Ну хоть на этом ваши разногласия с историками заканчиваются?
— Если бы! С бронзовой табличкой вообще чудеса какие-то, а её ведь с берега видно, не как головы орла. Ну если зрения не хватает, возьмите бинокль — хотя при дальнозоркости и так видно.
Но самое удивительное в том, что если половина из собранных мною источников вообще не пишет, что барельеф есть, то вторая даёт два варианта. Первый — что там «карта Севастопольской бухты с обозначением линии затопления кораблей», вторая — что на нём надпись, которая на самом деле расположена ниже. Потом путеводители, которые собирают информацию отовсюду, видя, сколько всего помещают на этот барельеф, пишут уже про целую бронзовую плиту — так масштабнее, — на которой расположены и карта, и надпись. Конечно, проверить своими глазами — нет.
Я в поисках этой карты облазил весь памятник — ну вдруг она где-то всё-таки есть, пусть не на этой «плите»… Но нет худа без добра — нашёл подпись Адамсона на барельефе, но карты нет.
— Что за надпись тогда вы нашли?
— Подпись в правом нижнем углу барельефа «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Потом я её снял крупно, это отдельная история, волшебная.
— Да, я вообще считаю, что меня к памятнику привлекло волшебство — это если одним словом сказать. Колдовство исходит от него. Я иногда про себя называл его заколдованным, но потом понял, что это не совсем правильно: не заколдованный, а — заколдовывающий.
— Ну давайте вспомним, сколько он пережил. После революции его пытались свалить канатами — из-за орла имперского. По рассказам — человек 300. Это видел Осип Емельянович Безродный, он тогда в яхт-клубе боцманом был. И в 1954 году рассказывал это паренькам, среди них был Анатолий Георгиевич Марсанов, известный наш старожил.
Анатолий Марсанов со своими друзьями слушает воспоминания Осипа Безродного
Обложка журнала «Огонёк», 1954 год
Судя по всему, это была самодеятельность, тогда же вождей было — через одного. Кто-то догадался сказать, что это Колонна памяти погибшим морякам — было у памятника и такое название. У кого-то совесть стала просыпаться, и перестали тянуть. Думаю, если бы конструкция была слабее и памятник не выдержал, никто его бы восстанавливать не стал. Но он выдержал, это было первое испытание.
А несколько позже в одной из газет появилась статья, что корона на памятнике оскорбляет память погибших — каких, как? — и её нужно заменить на звезду с электроосвещением.
Потом было землетрясение в 1927 году. А потом он выдержал самое страшное: стоял в пекле Великой Отечественной войны и выжил — это уже чудо. Вот тут он действительно как заколдованный… Немцы наступают, в бухте стоят наши корабли, их немцы бомбят как главную опасность — и он остался цел. А при освобождении Севастополя как стреляли и бомбили! А ведь не было команды, чтобы его обходили стороной.
И представьте: бои закончились, на набережную вышли — а у подножья памятника Затопленным кораблям горит фашистский танкер. Весь город с лица земли стёрт, а памятник стоит цел. И вражеский танкер горит.
1944 год, 20-е числа мая, немецкий танкер уже сгорел. Автор фото неизвестен
Вот такой он символ — стойкости, непобедимости. И никто его не выбирал — он не тот, кого можно выбирать. Он сам себя выбрал.
— А он не позволил им это сделать. Защищает его та самая аура, которая притягивает к нему людей.
— О людях. Как вы относитесь к тем, кто лазит по памятнику, купается возле него?
— С некоторой долей юмора я так скажу: мне не нравится, когда кто-то другой, кроме меня, по нему ползает. Но я знаю, что ему самому это нравится, он любит людей. Он как дедушка, которого теребят беспокойные внуки. И когда ты около памятника оказываешься, чувствуешь, что он хорошо к тебе относится.
30 июля 1961 года, День Флота. Автор: А. Соколенко
— То есть закрываем глаза на купальщиков?
— Не то чтобы закрываем… Всё равно не надо давать им слишком много воли. Надо говорить, что это нельзя, но если кому очень хочется и нужно.
А вот к цветам, которые к нему возлагают, он спокойно относится. Он же в какой-то мере для этого и предназначен. Мы — Клуб любителей истории — в день окончания второй обороны Севастополя традиционно гирлянду цветов возлагаем к Вечному огню и опускаем в море у памятника Затопленным кораблям. Мне потом приходится её подтаскивать к памятнику, чтобы она не качалась просто в волнах.
— Но Памятник посвящён событиям первой обороны…
— Когда задают вопрос, при чём тут памятник Затопленным кораблям, я отвечаю: а он у нас при всём! Даже в советские годы — например, в юбилей пионерской организации — недалеко от памятника на плоту делали большой пионерский костёр. Могли бы, наверное, найти что-то более близкое к коммунизму, не этот памятник. Потом какой-то комсомольский юбилей: 40 небольших костров тоже вдоль памятника, и он в этих кострах сияет, как будто он самый главный комсомолец. Конечно, он у нас и пионер, и комсомолец, и коммунист — он Всё. Потому что он, как я говорю, Россию домой и привёл.
— В смысле, нас в Россию?
— Нет, он Россию вернул домой — в Севастополь. Взял своими клювами — и вернул. Моё мнение такое: Севастополь и Крым никуда не уходили, и поэтому нам возвращаться никуда не пришлось. Мы здесь стояли и продолжали хранить честь России. И дождались, когда она смогла к нам вернуться. Уходила Россия, но не до конца, она «как бы» уходила, а флот здесь был. И мы Россией оставались.
Мы Россией были всегда, это она в какой-то момент была не совсем Россией. Вот в этот 91-й, 92-й. А потом она опять потихонечку стала возвращаться к себе — к своей истории, к своей славе, своей чести. И туда, куда ей положено вернуться. И когда настал момент, мы Россию позвали, и она исполнила свой долг, долг чести — и вернулась. Только с Севастополем она стала настоящей Россией. Только с Севастополем она может рассчитывать на какое-то светлое будущее. Иначе ей бы высшие силы никакого светлого будущего не дали.
Какое будущее без Севастополя? Если ты отрекаешься от своей славы и чести — без чести уже нет никакого будущего, никакой славы.
— Расскажите что-нибудь ещё про волшебство Памятника.
— Была у меня ситуация. Я говорил, что искал на памятнике несуществующую карту, а нашёл подпись Адамсона на барельефе. И вот я приплыл на плотике с фотоаппаратом к памятнику, чтобы снять правый нижний угол. Мне казалось до этого, что там есть точка, с которой я смогу дотянуться.
И когда я туда поднялся, увидел, что мне метра не хватает. Поверхность гладкая, вертикальная. А я уже готов, у меня фотоаппарат… Стою как на распутье: возвращаться и просить, чтобы кто-то перекинул верёвку с другой стороны и страховал, или подниматься самому. Словами ничего в голове не было сказано, но я на него [памятник] посмотрел — как спрашивал — и почувствовал такое ощущение странное, будто тебя что-то обволакивает и тебе становится спокойно-спокойно, и даже блаженство какое-то.
И я перестал бояться, что могу упасть или ещё что-то, и, как в замедленной съёмке, поднялся на закруглённый карнизик, он там на пять сантиметров всего выступает. Левой рукой упирался в торец, а правой рукой достал фотоаппарат и снял подпись. Спустился нормально, запросто — даже не стал представлять, что будет. А потом неделю ночью спать не мог от страха.
И я всё время спрашивал себя: как я там держался? И успокоился только тогда, когда вспомнил, как. Было, за что держаться. Там сантиметра на два выступали плиты между гранями восьмиугольника — Адамсон их для красоты, наверное, делал, но как специально. И я, расставив ноги, тремя пальцами левой руки упёрся в этот торец и за счёт этого держался. Причём я не дрожал от страха, делал это совершенно спокойно. Было обволакивающее чувство, что всё будет хорошо. Вот как будто ещё он [памятник] меня держал как-то.
Причём в этот момент мне кто-то с берега крикнул вроде «что ты там делаешь!» — будто специально, чтоб я сорвался. А у меня чувство: пока не стреляют — всё нормально.
— А портрет — профиль Нахимова или ещё кого-то — вправду читается в крыльях орла?
— Я хотел увидеть и даже увидел Нахимова с катера. А потом сфотографировал и понял, что это самообман. Действительно, есть контур, очень похожий на чуть опущенный козырёк, как на его фуражке, — но ниже нет профиля. Когда смотришь глазами, сознание дорисовывает остальное, а фотоаппарат бесстрастный. Но если при современной технике отсканировать орла и получить его трёхмерную модель, тогда, ворочая мышкой, найдёшь профили и себя, и мамы, и тёщи.
— Давайте я вас сфотографирую для материала.
— Давайте. Где? А, вот у вас и памятник здесь! Я же говорю — он везде!
Владимир Салтанов
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе
Севастополь известен большим количеством достопримечательностей, но символом города по праву является Памятник Затопленным кораблям. Это 17-метровое сооружение посвящено не просто десятку затопленных парусных судов. Смысл памятника более глубокий: он символизирует мужество, стойкость и храбрость моряков Черноморского флота. Это знак самопожертвования, навсегда останется в памяти поколений. Это памятник людям, которые ради Родины были готовы на все.
Находится он недалеко от Приморского бульвара и напоминает о событиях первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Этот мемориал изображается на всех сувенирах, которые туристы на память приобретают у местных торговцев.
История затопления
В сентябре 1854 русские потерпели поражение на реке Альме и в это же время англо-франко-турецкая армия высадилась на берега полуострова. Все это значительно дестабилизировало положение защитников. Руководство опасалось, что отбить атаку при прорыве через рейд будет сложно, практически невозможно. Именно поэтому было принято решение затопить часть парусных судов на входном фарватере. Это сделало бы недоступной для врага Северную бухту.
В результате такого решения 11 сентября 1854 года было затоплено несколько устаревших списанных кораблей и фрегатов:
Они ушли под воду между Константиновской и Александровской батареями. Позже вследствие осенне-зимних штормов эти искусственно созданные преграды были частично разрушены. Поэтому в начале зимы дополнительно затопили корвет «Пилад» и корабль «Гавриил». В итоге было затоплено 10 суден на первой линии заграждения. Приказ затопить корабли был отдан князем Александром Меншиковым (по некоторым данным вице-адмиралом П.С. Нахимовым).
Расположены были корабли строго с севера на юг. Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному – «Флору». В ночь на 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали днища, а на некоторые судна установили пороховые заряды. Удивительно, что не все сразу пошли на дно, корабль «Три Святителя» держался аж до самого утра.
Вражеский флот эта новость повергла в шок, и они отменили нападение на северную сторону. Решили двигаться в обход. Те же корабли, что пошли напрямую получили серьезные повреждения: мачты затонувших фрегатов пробивали им днище, а огонь с берега завершал дело.
А уже в феврале 1855 затопили еще шесть кораблей на Северной стороне от Михайловского форта до Николаевской батареи. Таким образом, появилась вторая линия мачт, возвышающихся над линией воды. Это были корабли:
И в августе 1855 года был затоплен оставшийся Черноморский флот после того, как защитники перешли с Южной стороны на Северную. Многие смотрели на данное решение неоднозначно, кто-то выступал против. Но по мнению вражеских флотоводцев – это стало единственно правильным действием. Иначе союзный флот очень быстро бы попал в бухту со своей армией. Это мнение вице-адмирала Фердинанда Гамелена.
Появление монумента
История памятника началась в 1854 году, когда объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю – главной базе Черноморского флота. Вражеские судна имели конкретный план: захватить территорию за две недели. Они рассчитывали за этот период уничтожить наш флот, захватить Севастополь и другие крупные города.
Обороной тогда руководили вице-адмирал В.А. Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. Было принято решение затопить большую часть парусных судов, чтобы флот неприятеля не зашел в бухту. План был очень прост: мачты затопленных кораблей будут пробивать днища врагов, ломать рулевое управление, а огонь с берегов уничтожил бы беспомощные корабли.
Некоторые современники писали, что адмирал П.С. Нахимов плакал, как ребенок, когда топили судна. Но все было рассчитано верно: несколько раз флотилия пыталась зайти в бухту, но каждый раз терпела поражение. С этого момента началась долгая изматывающая 349-ти дневная оборона Севастополя. Военные действия длились 11 месяцев, до тех пор, пока 8 марта 1856 года не был подписан Мирный договор.
Официально считается, что Памятник Затопленным кораблям – символ Севастополя и не зря. Пятидесятилетний юбилей обороны города моряки праздновали в 1905 году и тогда же городские власти решили увековечить этот подвиг очень необычным памятником. В 23 метрах от набережной установили сооружение, которое представляло собой утес с восьмигранным пьедесталом и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками.
Официального открытия не было, поскольку в этот же год началась революция, а в 1917 царский режим был свергнут. Памятники начали массово разрушать, но Памятник Затопленным кораблям в Севастополе решили оставить. Монумент был известен во многих городах, поскольку после установки было выпущено очень много открыток с его изображением. Хотя попытки видоизменить внешний вид выдвигались:
Единственное, что сделали из вышеперечисленного – демонтировали крест в 1927 году.
Долгое время была неизвестна история Памятника Затопленным кораблям и не могли обнаружить автора.Узнали лишь когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Названий у монумента было огромное множество и ни одно надолго не прижилось. Нынешнее появилось в 1930-х гг. и осталось по сей день.
Памятник представляет собой диоритовую мраморную колонну высотой 7 метров, установленную на восьмиугольном гранитном основании. И стоит этот мемориал на мысе, который выложен из гранитных валунов в хаотичном порядке. Под водой вся конструкция держится на каменных блоках в форме квадрата. Высота самого памятника составляет 16,7 метров.
Значение символов изображенных на памятнике
Очень много символичности несет в себе Памятник Затонувшим кораблям в Севастополе, каждый его элемент наполнен смыслом и имеет особое значение. На утесе, который возвышается над водой есть цитата: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».
На семиметровой белоснежной колонне находится капитель с двуглавым орлом, обращенным в сторону моря, который широко расправил свои крылья и гордо держит лавровый венок. Сам венок состоит из листьев лавра, означающих свободу и листьев дуба – символа веры и славы. На груди орла имеется щит с изображением Георгия Победоносца. В клювах он держит якорь, а над головой – царская корона с крестом.
Вся скульптурная композиция выполнена из бронзы:
Так же, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, отлиты из бронзы. Они изображают тонущие суда с памятными надписями.
Глубоким смыслом пронизана вся композиция. Лавровые листья – это триумф, слава, очищение, а дубовые – сила и стойкость. Орел не просто так повернут к морю – это говорит о постоянной готовности защищать город от захватчиков.
В 2007 году конструкцию уже ремонтировали, средства выделило правительство Москвы. На бронзового орла взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. В основании правого крыла появилась трещина – ее и заклеили специальным клеем. Но такая заплата не рассчитана на длительный срок, поэтому в ближайшем будущем скорее всего потребуется дополнительная реставрация.
Памятник отлично просматривается с любой точки бухты и считается центральной частью города. Сам мемориал представляет собой символ принадлежности к великой русской истории.
Интересные факты
Некоторые факты говорят о том, что вопрос защиты Севастополя и его бухты обсуждался еще далеко до начала боевых действий. И еще в 1853 годы проводились разные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей.
А в августе 1854 года для этого отдали на проверку старый купеческий бриг. При попутном ветре на него поставили паруса, закрепили руль и пустили плыть под выстрелами орудий. Удивительным был результат: судно получило минимальные повреждения, а на фортах наоборот – появились трещины от частых выстрелов. Именно так пришли к непростому итогу: поперек фарватера поставить на дно устаревшие парусные корабли.
Это было трудное и тяжелое решение. Казалось немыслимым топить свои собственные корабли. И для его принятия необходимы были мужество и решительность. Но как вышло, в итоге это было единственно верное решение.
Туристам будет интересно знать, что в архиве военно-исторического музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника. Создателем одного является главный городской архитектор города А.М. Вейзен, инженер Ф.Н. Еранцев и Г.Н. Долин. А автором второго был военный инженер О.И. Энберг.
Первый вариант совсем не похож на тот, что установлен. Он представляет собой четырехгранный обелиск, установленный на суше, на небольшом месте, возвышающемся над морем. Первоначальная конструкция Энберга представляла собой мраморную квадратную колонну, появляющуюся прямо из моря и на вершине – орел с лавровым венком. Чуть позже Фельдман изменил квадратную колонну на круглую и установил ее на искусственную скалу.
Очень много раз Памятник погибшим кораблям в Севастополе переименовывался. За всю историю в различных литературных источниках встречается более десяти названий. В 30-40-е гг. он получил имя «Колонна памяти погибшим морякам», но оно не прижилось.
Этот мемориал овеян тайнами и слухами. Так по мнению некоторых, настоящая длина колонны достигает 19 метров, поскольку она уходит под воду и даже под землю, являясь основанием всей конструкции.
Также ходит легенда, что в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль П.С. Нахимова. Многие проверяли, фотографируя с разных ракурсов, но это оказалось мифом.
Расположение достопримечательности на карте
Памятник находится по адресу: Россия, Крым, г. Севастополь, Приморский бульвар. Координаты: 44.618345, 33.524362.
Как добраться
Добраться до Памятника Затопленным кораблям очень легко практически из любой точки города.
На общественном транспорте
Со стороны проспекта Победы и улицы Горпищенко:
С района Камышовой бухты:
Выходить нужно на остановке площадь Нахимова, после этого пройти мимо центрального фонтана и двигаться прямо к морю. Также можно выйти на площади Лазарева и немного прогуляться пешком, осмотреть достопримечательности центральной улицы города.
На личном транспорте:
Двигаясь на личном автотранспорте со стороны Балаклавского шоссе, нужно повернуть на проспект Генерала Острякова, далее на улицу Маршала Бирюзова, ул.Олега Кошевого, далее будет улица 4-го Бастиона и на улицу Ленина. Вы приедете прямо на площадь Нахимова, где есть стоянка для автомоблей. Также, машину можно оставить на парковочных местах вдоль улицы (где нет знаков остановка запрещена).