Налоги на авто в швеции
Налоги в Швеции для физических лиц и предпринимателей. Налоговая система Швеции
Прежде чем иммигрировать в какую-либо страну, а уж тем более с целью вести там бизнес, нужно досконально изучить ее налоговую государственную систему на вопрос всех нюансов и подводных камней. Возможно, это изменит ваше решение или, наоборот, подтвердит его. В статье мы подробно разберем налоговую систему Швеции. Многим она кажется сложной. Кого-то отталкивает слишком большая сумма налоговых сборов в этой стране. Объективно она считается самой высокой среди стран Европейского союза. Но так ли все плохо?
Представление о системе
Многие считают негативным фактором высокую налоговую нагрузку в Королевстве. Но если знать о заботе государства в ответ, то эти цифры вовсе не покажутся такими ужасающими. Более того, даже многие иммигранты, разобравшись в системе, начинают довольно успешно вести в стране экономическую деятельность.
Структура налоговых поступлений в шведский государственный бюджет такова:
Строение системы
Как и в большинстве мировых налоговых систем, в Швеции взимание налогов с деятельности граждан ведется по двум направлениям:
К этому можно присовокупить налоги на капитал и труд, которые мы разберем ниже.
Кто является резидентом?
В Швеции налоговыми резидентами называются все лица, имеющие тесные связи с данным Королевством, проживающие на его территории. Они обязаны отчислять определенный процент со своей прибыли в государственную казну.
Нерезиденты же отчисляют налоги только с того источника дохода, который находится на территории Швеции.
Источники дохода
Для системы налогов в Швеции важны два источника доходов граждан. Ими выступают труд и капитал.
Что касается налогов на капитал, то ими обкладывается финансовое состояние, собственность, получаемая гражданином/организацией прибыль.
Что касается процентного соотношения, то тут актуально на сегодняшний день следующее:
Почему так много?
Но все же поток желающих стать гражданами Швеции не иссякает. Ведь это страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни. Тут она опережает Финляндию, Францию, Бельгию, Мексику, США, Германию, Канаду, Австрию, Испанию и проч.
Налоговая служба
Налогами в Швеции, как и в России, занимается специальная государственная служба. Ее особенностью тут является разветвление на отделы. Каждый из них занимается своей сферой деятельности.
К примеру, функционирует отдел, связанный с налогообложением виртуальной торговли. Отдельное направление отвечает за иностранный бизнес в Королевстве.
Важные факты
Приведем важные факты о шведской налоговой системе:
Конкретные цифры
Представим налоги Швеции в конкретных цифрах.
Что касается НДС, то в Швеции он приравнен к общим требованиям для государств Евросоюза. То есть, 20 %. Стандартно же составляет 25 %. Что касается ставки налогов в Швеции для предпринимателей, нужно уточнить, что есть и специальные режимы НДС:
Недвижимое имущество и налоги
Возможно ли двойное налогообложение?
Что касается двойного налогообложения в Шведском королевстве, то можно представить следующие факты:
Приведем несколько пояснений по проводу вышесказанного. Если лицо уже уплатило налог на прибыль в одной из стран, заключившей со Швецией соглашение, в королевскую казну оно уплачивает лишь разницу (между налогами на прибыль той страны и Швеции).
Таким образом, при уплате в ином государстве налога на определенный вид деятельности, в Швеции эта деятельность не будет облагаться сборами. Подобное соглашение Королевство заключило с Норвегией, Исландией, Финляндией, Данией.
Даже в том случае, если лицо прибыло из страны, не скрепленной подобными договорами со Швецией, тут будут предприняты все меры для предотвращения ситуации двойного налогообложения со стороны двух государств одной и той же деятельности.
Перспективы для иммиграции
Большинство стран Европейского Союза стараются сделать условия пребывания на своей территории комфортными не только для коренных жителей, но и для приезжих из иных государств. Швеция не придерживается данного направления. Если судить по прогнозам финансистов, в стране в будущем будет наблюдаться не послабление, а, наоборот, усиление налогового бремени.
Например, на сегодняшний день человек, получающий 5000 евро в месяц, отчисляет со своего дохода 45 % налога. А ведь это практически половина его заработной платы. Нет каких-то послаблений и для пенсионеров в этой стране. Если доход пожилого человека больше 12 000 евро в месяц, с него будет высчитываться налог, как с работающего человека.
Что касается малого бизнеса, возможности для его успешного развития в Швеции уменьшаются. Одним из неблагоприятных факторов были и остаются налоги. Однако при наличии адекватного представления о шведском рынке, грамотного бизнес-плана тут можно достичь больших успехов.
Наиболее перспективными для открытия бизнеса в Швеции являются отрасли:
Налоги на доход, полученный за рубежом
Несколько лет я проживал и работал в Швеции. Вернулся в Россию и хочу перевести заработанные деньги на российский счет. Должен ли я буду заплатить налоги в России?
Обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в России подлежат доходы, полученные как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Однако на основании п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками этого налога являются налоговые резиденты РФ (в случае получения доходов как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации) или лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (в случае получения доходов от источников в Российской Федерации).
Как правило, налоговым резидентом РФ признается лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (см. п. 2 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, если вы работали в Швеции и не являлись налоговым резидентом РФ, то с сумм доходов, полученных вами от источников в Швеции, НДФЛ не взимается, поскольку вы при получении этих доходов не являлись налогоплательщиком. Однако если вы трудились за рубежом на морских месторождениях углеводородного сырья, то на основании того же п. 2 ст. 207 НК РФ вы все равно остаетесь налоговым резидентом РФ, и, следовательно, доходы, полученные от этой деятельности, подлежат обложению налогом в Российской Федерации.
Автомобильные дороги в Швеции
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Швеции составляет 579,564 км. Из них протяжённость автомагистралей — 2,050 км.
Платные автодороги
За проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам Швеции плата не предусмотрена.
Участки со специальной оплатой
В Швеции подлежит оплате проезд по некоторым мостам. Кроме того, в Стокгольме и Гётеборге взимается налог на перегруженность.
Мост Svinesund
Мост Svinesund — это арочный мост, проходящий над фьордом Идде залива Свинесунд на границе Швеции и Норвегии. Мост является частью автодороги Е6 Осло — Гётеборг. Общая длина моста 704 м. Имеет 2 полосы движения в каждом направлении.
С июля 2005 года в течение следующих 20 лет проезд по мосту Svinesund будет платным.
Тарифы на 2021 год :
Транспортное средство | Тариф (SEK ) |
---|---|
Грузовой автомобиль (свыше 3.5 т) | 109 (€ 11) |
Оплата за проезд не может быть произведена ручным способом наличными, так как с 1 ноября 2015 года пунктов оплаты на мосту нет и его необходимо проезжать без остановок.
. Кроме того, оплату можно произвести с помощью Visitors Payment или AutoPASS.
Мост Öresund
Мост Öresund проложен через пролив Эресунн и соединяет столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост Öresund имеет протяжённость 7,845 м. Автомобильное движение на мосту четырёхполосное.
Тарифы на 2021 год :
Если купить билеты онлайн
, то для легковых автомобилей и мотоциклов проезд обойдется на 8-10% дешевле.
Способы оплаты
Станция оплаты проезда по мосту Öresund оборудована полосами разного цвета для различных методов оплаты и типов транспортных средств. На дорожном покрытии нанесены соответствующие знаки, чтобы помочь водителям определиться в выборе правильной полосы.
Синие полосы движения используются для оплаты картами BroKort, кредитными картами и другими платёжными картами.
К оплате принимаются следующие карты : Visa, Visa Electron, Maestro, MasterCard, EuroCard, American Express, Diners Club, Dankort, Bankkort (Sparbanken), JCB, Rikskort and petrol cards from Shell, Statoil, OK/Q8, Q8, YX Energi, Uno-X Energi, Metax, Routex, DKV, UTA.
Жёлтые полосы движения используются для оплаты наличными или iTICKETS, а также для мотоциклистов.
Оплата производится в датских кронах (DKK), шведских кронах (SEK) и евро (EUR). Обратите внимание, что сдача выдаётся только в датских или шведских кронах, даже если вы платите в евро (EUR).
Мост Sundsvalls
Мост Sundsvalls проложен через залив Сундсваль в обход одноимённого города. Мост Sundsvalls является частью европейского маршрута Е4 и имеет протяжённость 2,109 м.
Он был открыт для движения 18 декабря 2014 года. Автомобильное движение на мосту четырёхполосное.
Тарифы на 2021 год :
Транспортное средство | Тариф (SEK ) |
---|---|
Тяжёлый грузовик (свыше 3.5 т) | 20 (€ 1.90) |
Способы оплаты
Система оплаты полностью автоматизирована. При въезде на мост регистрируется пересечение контрольного пункта (считываются номерные знаки), платёжная квитанция отправляется на почтовый адрес владельца транспортного средства.
Оплата организована по тому же принципу, что и налог на перегруженность в Стокгольме и Гётеборге.
Мост Motala
Мост Motala проложен через пролив между озёрами Веттерн и Бурен. Мост Motala имеет протяжённость 620 м.
Мост был открыт для движения 9 октября 2013 года. Автомобильное движение на мосту четырёхполосное. На мосту есть также пешеходные и велосипедные дорожки.
Тарифы на 2021 год :
Транспортное средство | Тариф (SEK ) |
---|---|
Тяжёлый грузовик (свыше 3.5 т) | 11 (€ 1.10) |
Способы оплаты
Система оплаты полностью автоматизирована. При въезде на мост регистрируется пересечение контрольного пункта (считываются номерные знаки), платёжная квитанция отправляется на почтовый адрес владельца транспортного средства.
Оплата организована по тому же принципу, что и налог на перегруженность в Стокгольме и Гётеборге.
Налог на перегруженность в Стокгольме и Гётеборге
В Швеции применяется система взимания налога на перегруженность в Стокгольме и Гётеборге. Ранее этот налог распространялся только на транспортные средства, зарегистрированные в Швеции.
С 1 января 2015 года такой налог действует на транспортные средства как со шведскими, так и с иностранными регистрационными знаками.
Для оплаты проезда не нужно останавливаться в контрольном пункте. При пересечении контрольного пункта камера видеонаблюдения фиксирует регистрационный номер транспортного средства. Снимок отправляется в Шведское транспортное агентство (Transportstyrelsen), где проводится идентификация автомобиля.
Парковка в Швеции
Парковаться на улицах города можно только с правой стороны (нельзя парковаться против движения). В большинстве шведских городов парковка на улицах является платной с 8 утра до 6 вечера с понедельника по пятницу. Стоимость парковки SEK 10-30 (€ 1-2.9) в час.
Если паркуетесь на улице на ночь обратите внимание на знаки, чтобы убедиться, что эта улица не будет убираться этой ночью.
Парковка в гаражах и паркингах стоит в среднем SEK 30-60 (€ 2.9-5.8) в час.
Самый дешёвый вариант это пользоваться парковками системы Park & Ride, расположенных на окраинах городов. Стоимость такой парковки SEK 15-20 (€ 1.5-1.9) в день.
Парковка в Стокгольме
Вокруг Стокгольма находится 21 парковка системы Park & Ride. Их легко найти и они относительно не дороги. Средняя стоимость составляет SEK 20 (€ 1.9) в день. Информация по парковкам в Стокгольме
Некоторые гаражи в центре Стокгольма предлагают специальный вечерний тариф. Он действует с 6 вечера до 12 ночи. Плата за весь вечер составит SEK 40 (€ 3.9) (т.е. SEK 5 (€ 0.5) в час). Размещение гаражей
, предлагающих вечерние тарифы.
Штрафы за незаконную парковку транспортных средств могут достигать SEK 1,400 (€ 136).
Карта автомобильных дорог Швеции
Купить в интернет магазине Amazon с доставкой карту автомобильных дорог Швеции
Основные ПДД Швеции
Ограничение скорости
Стандартные ограничения скорости в Швеции (если иное не указано на знаках).
Ограничения скорости не зависят от типа дороги, а зависят от качества и безопасности самой дороги. Ограничение скорости может последовательно меняться при езде по той же самой дороге. Поэтому рекомендуется обращать особое внимание на дорожные знаки.
В Швеции есть 7 участков, на которых разрешено передвигаться со скоростью 120 км/ч :
Если есть сомнения и знаки ограничения скорости отсутствуют, рекомендуется ехать со скоростью не более 70 км/ч до тех пор, пока не будет стоять знак ограничения скорости.
Действующие ограничения максимальной скорости на дорогах европейских стран для легковых автомобилей.
Алкоголь
Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.2 ‰.
Если уровень алкоголя в крови превышает допустимый, то возможно лишение свободы (в зависимости от уровня содержания алкоголя в крови) и лишение водительского удостоверения. Сумма штрафа зависит от уровня доходов нарушителя.
Допустимое содержание алкоголя в крови во время вождения автомобиля в странах Европы.
Ближний свет
Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год.
В каких странах Европы использование фар ближнего света в дневное время является обязательным?
Перевозка детей
Дети младше 15 лет и ростом менее 135 см могут путешествовать только при использовании подходящих детских удерживающих систем, соответствующих их весу. Дети ростом выше 135 см могут использовать обычный ремень безопасности.
Дети весом до 13 кг должны перевозиться лицом назад. В случае размещения на переднем сиденье, подушка безопасности должна быть деактивирована.
Ответственность за то, чтобы все дети были надлежащим образом пристегнуты ремнями безопасности лежит на водителе.
Требования к перевозке детей в легковых транспортных средствах на дорогах европейских стран.
Ремни безопасности
Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.
Использование шлема обязательно для водителя и пассажира при езде на мотоцикле или скутере.
Разговор по телефону
Запрещается использовать мобильный телефон или другое коммуникационное оборудование во время вождения транспортного средства, если вы удерживаете его в руке.
В противном случае вас могут подвергнуть штрафу до SEK 1,500 (€ 146).
Штрафы за разговор по телефону во время вождения автомобиля в европейских странах.
Штрафы
Сотрудники полиции могут наложить, но не могут собирать штрафы на месте за незначительные нарушения правил дорожного движения. Штрафы должны быть оплачены в банке в течение 2-3 недель.
Штрафы за нарушения ПДД в Швеции:
Штрафы за превышение скорости очень высокие. Допустимый предел превышения скорости отсутствует. Это означает, что если вы превысили допустимую скорость даже на 1 км/ч, то вас могут оштрафовать.
Штрафы за превышение скорости в Швеции (SEK ):
Превышение скорости | Ограничение скорости (км/ч) | |
---|---|---|
1 — 10 км/ч | 2,000 (€ 195) | 1,500 (€ 146) |
11 — 15 км/ч | 2,400 (€ 234) | 2,000 (€ 195) |
16 — 20 км/ч | 2,800 (€ 273) | 2,400 (€ 234) |
21 — 25 км/ч | 3,200 (€ 312) | 2,800 (€ 273) |
26 — 30 км/ч | 3,600 (€ 351) | 3,200 (€ 312) |
31 — 35 км/ч | 4,000 (€ 390) | 3,600 (€ 351) |
36 — 40 км/ч | 4,000 (€ 390) | 4,000 (€ 390) |
больше 40 км/ч | 4,000 (€ 390) |
При превышении верхнего порога скорости для данного ограничения забирается водительское удостоверение и возможно лишение свободы.
Полезная информация
Бензин
Средние цены на все виды топлива по состоянию на 2021-12-18 :
На территории страны в автомобиле разрешается провозить бензин в канистрах.
Показаны изменения по сравнению с предыдущим периодом. Обновление один раз в две недели.
Экстренные номера
Обязательное оборудование
Оборудование, которое необходимо иметь в автомобиле :
Требования к оборудованию, которое обязательно должно находиться в автомобиле в разных странах Европы.
Зимнее оборудование
Зимние шины
Использование зимних шин (отмечены M+S, M.S, M-S, M&S с минимальной глубиной рисунка протектора 3 мм) в Швеции является обязательным с 1 декабря по 31 марта при наступлении зимних погодных условий. Эти требования относятся к транспортным средствам, зарегистрированным как в Швеции так и за рубежом.
Дорожные условия считаются зимними, когда на каком-либо участке дороги есть снег, лёд, слякоть или мокрая дорога в сочетании с температурой около или ниже 0 градусов. Шведская полиция принимает решение о том, что на определенной дороге условия считаются зимними.
Так как заранее предсказать погодные условия затруднительно, настоятельно рекомендуется в это время использовать зимние шины.
Шипованные шины
Использование шипованных шин разрешено с 1 октября до 15 апреля. Этот период может быть увеличен из-за погодных условий. Шипованные шины должны быть установлены на все колёса. Прицеп в этом случае также должен быть оборудован шипованными шинами.
Цепи противоскольжения
Разрешается использовать цепи противоскольжения на дорогах, покрытых снегом или льдом.
Требования к использованию зимних и ошипованных шин в разных странах Европы.
Рекомендуемое оборудование и другие правила
Водителям рекомендуется оснащать свои автомобили аптечкой первой помощи, огнетушителем, знаком аварийной остановки, буксировочным тросом и светоотражающим жилетом.
Машина в Швеции: покупка и эксплуатация
Итак, вы решили купить автомобиль. По количеству автомобилей на душу населения Швеция одна из первых стран в мире, здесь на 9 миллионов жителей приходится около 4 миллионов «бегающих» транспортных средств.
В классификации некоторых моделей я могу ошибаться.
При покупке подержанной машины следуйте ниже приведенным правилам (чтобы не попасть в финансовую яму):
Не верьте продавцу на все 100%. Продавец никогда не продаст Вам хороший автомобиль за низкую цену
Не покупайте машину только потому, что Вам понравился цвет, или потому что она выглядит красиво и напичкана разным оборудованием.
Не торопитесь с окончательным решением, пара лишних дней на раздумье остудят Ваш пыл и дадут возможность обдумать еще раз все «за и против».
Определитесь с Вашими возможностями и потребностями. Какой кузов Вы хотите и нужен ли он Вам? Хотите ли Вы эксклюзивную или экономичную машину?
После оплаты будет уже поздно.
Сдать старую машину и купить новую
Как торговаться и сбивать цену
Как говорит один мой знакомый, машина – не пакет молока в магазине, за нее нужно торговаться всегда и везде. Так что сбить цену можно и у дилера. При этом требуются достаточно веские аргументы, чтобы реально сбить цену. Сбить изначальную цену на 20% не получится, но можно получить много всяких полезных вещей при покупке как старой, так и новой машины.
Если продавец не снижает цену ни на крону, то лучше уйти и пойти в другой салон. Не показывайте, что Вы уже решили непременно купить конкретный экземпляр, лучше показать, что Вы раздумываете, но и не следует переигрывать, иначе продавец потеряет интерес к продаже именно Вам. На новые машины можно, при хорошем торге, получить скидки до 6-9%, на старые – от 6 до 10%.
Какие машины лучше не брать.
Такси, учебные и почтовые автомобили обычно заезжены и редко бывают с капитальным сервисом. Также лучше не думать о машинах, насчет которых у Вас есть хоть небольшое сомнение.
В среднем в год машина у частного лица пробегает 15000 км. Такие данные имеют большинство страховых компаний. Если же машине 3 года и проехала она только 20000 км, то есть повод выяснить у продавца, почему так мало. Также было бы не лишним узнать в Vägverket данные на машину, которую Вы хотите купить. Это можно сделать по телефону 0771-141516 или по Интернету. Также можно получить факс с подробностями о последнем техосмотре, владельце, возрасте автомобиля, количестве владельцев.
Если предыдущий владелец говорит, что машина очень хороша, ему не пришлось ничего менять, то лучше эту машину не брать: есть риск, что Вам придется все поменять. Вам это «встанет в хорошие деньги» и Вы разочаруетесь в этой марке.
Также лучше не брать машины, которые стояли долго в гараже, потому что машины делаются для езды и от долгого стояния машине только хуже.
Старые машины с большим количеством электроники лучше перед покупкой лишний раз проверить. Ремонт, к примеру, кондиционера и турбины может «влететь в копеечку».
Если собираетесь покупать машину с пробегом больше 100000 км, то лучше избегать модели с неординарными агрегатами. К примеру, замена ремня ГРМ (газораспределительный механизм) на Opel Vectra с 16-ти клапанным мотором может стоить в 3-4 раза дороже, чем на обычной модели. На обычном моторе эта замена обходится в 1000 крон, не включая стоимость деталей.
При покупке подержанной машины с пробегом более 200000 км наличие кондиционера, магнитолы, колонок и других деталей, не влияющих на функциональность автомобиля, не имеет большой ценности, фактически ничего не значит. Чем проще старая машина, тем она надежнее.
Машины следующих моделей следует лишний раз проверить перед покупкой, иногда это может быть очень хорошей покупкой, иногда катастрофой. Одной из проблем является трудность их последующей продажи.
Как долго служат автомобили?
Привожу средние данные:
70% всех автомобилей Volvo, проданных в Швеции, до сих пор на ходу, из–за этого автопарк Швеции считается устаревшим.
25% всех импортированных BMW имеют скрученный спидометр.
60% импортированных BMW, зарегистрированных в страховой компании Folksam, «угоняются» в течении первого полугода после импорта.
Каждый год в частном порядке импортируется от 30 до 35 тысяч автомобилей.
Источник: журнал «Allt om bilar»
Работа дилера изнутри
Все мы знаем и видели автосалоны разных марок, все там красиво и шикарно. И наверняка не раз пробегала мысль зайти туда и купить машину.
Дилерская сеть – это сложный механизм со множеством элементов, то, что видно снаружи, только вершина айсберга.
Первым в цепочке стоит генеральный агент (ГА, «generalagent»), ответственный за представительство какой–либо марки (список шведских агентов большинства популярных марок).
Они отвечают за все вопросы, связанные с новыми моделями, официальным импортом и контактом с производителем. Это они поставляют машины региональным и локальным дилерам, которые в свою очередь продают автомобили конечным пользователям и предоставляют сервис.
Локальные дилеры имеются почти в каждом городе или поблизости. В крупных городах бывает до 3-4 официальных дилеров с полной инфраструктурой мастерских и магазинов запчастей.
Дилеры получают новые автомобили от ГА по цене обычно на 12-15% ниже, чем официальная цена. При выпуске новой модели или модификации старой ГА поддерживает дилеров в программе по обмену старой автомашины на новую и выделяет средства на оплату цены старой машины (inbytesbilspris). При этом, если человек меняет не сильно старый автомобиль более престижной марки на менее престижную новую, то он может получить хорошие скидки, вплоть до выгодного кредита и VIP статуса. Но это опять же зависит от покупателя. Обычно ни один продавец не скажет ничего привлекательного, пока покупатель не вынудит его это сделать.
Избегайте продавцов, оценивающих Вашу старую машину взглядом через окно своего кабинета или по телефону. Да и вообще лучше сделать декларирование своей машины, прежде чем начать торговаться. И будет лучше, если это сделает независимый эксперт, вроде Svensk Bilgaranti или Motormännen. Однако часто это стоит больших денег, поэтому можете сами написать опись всего оборудования автомобиля и прилагающихся приборов вроде сигнализации, автомагнитолы и кондиционера.
Если покупаете за живые деньги без сдачи старой машины, то это Вам только « в плюс», Вы желанный клиент дилера, пользуйтесь этим, торгуйтесь.
Когда Вы идете в большой салон, то чаще всего Вы встречаетесь с продавцами (säljare). Они показывают Вам машину, дают информацию о разных моделях, продают, принимают на сервис, отдают обратно. Следует заметить, что большая часть из них не сильно разбирается в технике, они продавцы, а не механики. Ожидать от них полного взаимопонимания трудно, Вы всего лишь один из десятков клиентов за день. Они отсылают Вашу машину в сервис–мастерскую, а там работают механики, которые не делают ничего кроме того, что написано в бумаге от продавца. Поэтому если Вы пожаловались на подозрительный стук в передней части машины, а продавец позабыл включить это в ордер на работу, то механик сам по себе ничего не сделает по этому поводу, хоть и проедется на Вашей машине и наверняка заметит стук. Также нередко они ставят диагноз просто по словам продавца. Т.е. продавец сказал, что Вам не нравится стук, ленивый механик ответил, что наверняка надо менять подшипник, продавец записал это в ордер и Вам приходится платить за новую деталь, хотя это мог быть просто плохо затянутый болт крепления колеса.
Сервис и мелкие починки дешевле делать не у дилера, продавшего Вам машину, если конечно это все не входит в гарантию.
Большинство мастеров мелких мастерских или частных мастеров сами раньше работали у дилера и знают хорошо свою работу, а берут в час в два или даже в три раза дешевле, чем дилер. Цена работы мастерской в час называется нормо-часом. Обычно у дилеров нормо-час на более престижные машины выше, чем на обычные машины другой марки, хотя, вроде бы, мастера те же и расходы мастерской те же.
Опять же в мелких мастерских Вы напрямую вступаете в контакт с мастером, который поймет Вас правильно и ему нетрудно лишний раз взглянуть на машину, т.к. от его сервиса будет зависеть, вернетесь ли Вы к нему позже. В больших мастерских или у дилера Вы встречаетесь с продавцом, которому безразлично Ваше мнение и вряд ли он даже будет разговаривать с мастером, который обслуживает Вашу машину. Ему достаточно послать ордер на сервис через внутреннюю почту или отослать указания при помощи компьютера.
Любимая фраза продавцов у дилеров: ”Последний идиот еще не родился, так что любую машину можно продать очередному клиенту”.
Чаще всего дилер не захочет принять на обмен машину, импортированную неофициально, даже если машина в отличном состоянии. Предлогом может быть политика компании или просто нежелание связываться с предоставлением гарантии на машину, агрегаты которой могут отличаться от тех, что поставлялись официально в Швецию.
У крупных дилеров любая машина дороже, чем у частника или у мелкого дилера. Это происходит из–за того, что им приходится содержать большой штат сотрудников, оплачивать маркетинг, другие постоянные расходы, вроде оплаты за аренду помещения или земли в престижных районах.
Импорт или svensksåld?
Причины предпочтения шведами «svensksåld» машин:
Кто-то покупает по инерции, кому–то нравятся шведские машины.
По сравнению с импортными машинами на svensksåld всегда можно найти запчасти и все дилеры предоставляют сервис и возможность купить запчасти.
Страхование дешевле из-за того, что страховые компании обладают всей информацией о машине.
Потому что в Швеции на машинах не гоняют, как бешеные, и нет дорог без ограничения скорости.
Гарантии от шведских страховых компаний для импортированных машин могут не предоставляться.
Скрыть импорт почти невозможно, разве только импортировать новую. Если есть сервисная история, то можно продать без проблем. Однако надо быть уверенным, что сервисная книжка настоящая, необходимо проверять, соответствует ли ее год выпуска году выпуска автомобиля или году первой продажи. Если нет, то 90% что книжка фальшивая.
Примерная цена на импортированные машины при прочих равных на 20-25% дешевле, чем svensksåld. Се ля ви. Зато чаще машина свежее и более новой модели. Однако могут быть проблемы в связи с отсутствием задних подголовников, омывателей фар, автоматического включения ближнего света, подогрева сидений, а также более слабая отопительная система и другие различия в оснащении машины. В Швеции чаще всего это все стандарт. Подголовники и включение фар обязательно имеются с 90–го года.
Официальная цифра импорта составляет 35 тыс. машин в год, но только приблизительная, и охватывает только импорт частными лицами. Есть модели, которые не продавались и не продаются здесь, примером являются Mitsubishi Sigma, Mitsubishi Lancer Evo (официально один из Evo импортировали – всего несколько штук), Toyota Supra, Lexus, Infiniti появились только недавно. Такие марки как Феррари, Porsche, Maserati, Lamborgini покупаются нечасто, но их дешевле импортировать. То же самое касается других, обычных машин. Те же BMW M-series, Volvo R, Mazda (Xedos, RX) быстрее и дешевле импортировать, чем заказать здесь и ждать новую, а уж б/у иногда невозможно найти. Мерседесы новыми (до полугода) дешевле покупать в Европе, чем здесь. В той же Германии в год продается около 12 миллионов автомобилей б/у, что в 3 раза больше, чем весь автопарк Швеции.
В Швеции есть определённые требования в отношении импортируемых автомобилей. Это, к примеру, указатели поворота на крыльях спереди. На «немцах» до 95 года это не было стандартом.
Примерная стоимость импорта «по правилам» из Германии при условии, что Вы сами едете и покупаете, равна 8000 крон, иногда получается больше. Поэтому импорт имеет смысл только если разница между стоимостью аналогичной машиной и «немцем» не менее 20000 крон.
Ни в коем случае не следует покупать машину в Норвегии или Финляндии, цены там бешеные. Государство нигде ценники не устанавливает, есть просто налоги, есть НДС, есть конкуренция. Из-за различий в экономике ценники в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии очень и очень различаются. Кроме цен, также различаются и комплектации машин. В Дании и Норвегии новые машины стоят примерно на 25% дороже, чем в Швеции, а в комплектации иногда даже уступают.
Что касается «американцев», то большинство из них потребляют много бензина, для них трудно найти запчасти, приходится чуть ли не заказывать из США. Автомобили 1974-1987 г.в. трудно протестировать из-за отсутствия возможности сделать это в Швеции.
Автомобили 87-96 г.выпуска должны иметь сертификат от производителя, а после октября 96 года требуется сертификат соответствия шумовым нормам от производителя (bullerintyg).
Все «американцы», независимо от того, откуда они импортировались, должны иметь выбитый на кузове VIN, обычно у них это на жестяной бирке, а в Швеции требуется иметь номер кузова вытесненным на самом кузове, чаще всего на пороге двери или под капотом.
Из Японии, как правило, пока не импортируют, хотя для Японии собирают здесь праворульные Вольво и Саабы со всей комплектацией. Условия для ввоза «японцев» – это директива EU и таможня и НДС Швеции. Таможня 10% на сумму стоимости автомобиля и стоимости доставки. После этого с получившейся суммы надо заплатить 25% НДС. Стоит ли игра свеч, если учесть, что ”праворульки” на 10-20% дешевле ”леворулек” и спрос небольшой?
Подробную статистику об импорте за первый квартал 2004 года можно найти здесь (текст на английском и шведском языках). Всего за первый квартал 2004 года в Швеции зарегистрировали 100072 транспортных средств. Это могли быть как импортированные, так и новые машины, проданные здесь. Свежую статистику можно посмотреть на сайте центрального статистического бюро Швеции.
Проверка машины перед покупкой
Проверять машину перед покупкой можно по-разному.
Если есть знакомый, разбирающийся в машинах, то лучше взять его с собой. Если нет, то не совсем ”навороченные” машины можно проверить и самому. Если проверять все по правилам, то список пунктов будет на 2 страницы. А пока краткий список импровизированного теста:
Проехаться на машине 5-10 км и при этом попробовать все режимы езды, переключать все передачи последовательно и через один, резко разгоняться и тормозить, в тихой местности проехать как можно медленнее и без музыки. В таком случае можно услышать разные шумы, которые могут означать только проблемы.
Осмотреть тщательно машину со всех сторон, пороги, колесные арки, двери на предмет ржавчины и коррозии.
Проверить тормоза, если есть ABS, то попробовать их, разогнаться до 40-50 км/ч и резко сильно ударить по тормозам, нажать на них и попробовать сделать маневр. При ударе педаль должна толкнуть обратно. Почти на всех машинах ABS начинает работать на скоростях выше 25 км/ч.
Проверить все электроприборы, фары, двери, замки, стеклоподъемники.
Опять же посмотреть при возможности под машиной на предмет течи и оглядеть выхлопную систему: не ржавая ли она насквозь.
Если все понравилось – начать торговаться.
Если есть возможность, то можно протестировать все на сервисе. Если хочется очень подробного теста и полной диагностики, то можно пройти М-тест. Вся информация о тест-центрах, видах тестов и ценах есть на Svensk Bilgaranti. Многие мелкие магазины подключены к сети Bildels Specialisten (BDS), в то время как большинство сервисов уважают и покупают большую часть деталей в Mekonomen. Есть еще сеть MECA. Поиск деталей у всех ведется по регистрационному номеру автомобиля.
К сожалению все только на шведском, словарик терминов будет позже. А пока можно воспользоваться словарем на http://www.sweden4rus.nu
Информация для статьи частично взята из собственных наблюдений, Интернета, общения с производителями и продавцами, а также из шведских журналов «Teknikens värld», «Motor», «Auto, motor & sport» и книги «Bilhandelns mörka sidor». Данная статья не претендует на звание идеального руководства, а является всего лишь попыткой высказать точку зрения автора. Конструктивная критика, вопросы и пожелания приветствуются.