Настройка задержек в машине
Настройка поканальных задержек в Teyes CC2 Plus, или что бывает, когда алгоритм управления сделан на отлюбись
Всем привет. Продолжение темы установки Teyes CC2 Plus и новой акустики с сабвуфером. Во вторую статью по ссылке я сделал апдейт, но его вряд ли заметят многие. А суть вот в чем: настройки зедержек сигнала у Teyes сделаны через… ну… вот эту самую. Ну вы поняли.
На стадии настройки я неожиданно долго возился с поканальными задержками для совпадения фазы всех динамиков и саба – чтобы и бас был цельным, и звуковая сцена встала на место. И вскоре понял, почему случился затуп. Оказалось, чтобы получить правильную сцену, надо поканальные задержки выставлять хотя и по сантиметрам, но… не для тех каналов, для которых надо, судя по крутилке. А именно: для правого переднего динамика ставим дистанцию левого переднего, а для левого переднего, соответственно, берем значение правого. Для заднего ряда аналогично.
Потому что у Teyes, как оказалось, параметр задержки вводится просто линейно. То есть, не все остальные динамики «отодвигаются» по времени, относительно настраиваемого, как это должно быть и обычно бывает, а настраиваемый тупо «уезжает» на указанное значение в миллисекундах, прямо пропорционально расстоянию. В точности, как написано в центре кружков. И если выставить правильные расстояния в сантиметрах для всех динамиков, то правые динамики в итоге будут иметь бОльшую задержку в выводе сигнала, чем левые, хотя больше задержка должна быть именно у левых, ведь они находятся ближе к водителю. Вся суть канальных задержек в том, чтобы звуковые волны прилетали в уши смещенного, относительно центра, водителя одновременно. И создавался правильный стереоэффект.
Решение оказалось простым: поменять местами значения в сантиметрах левых и правых динамиков. И вот тогда звуковая сцена встала на место. И нет, у меня не перепутаны каналы при подводке к усилителю, если что. Я сам удивлялся: Что за фигня? Выставляю всё правильно по сантиметрам, но звук сидит в динамиках, и на многих композициях явные признаки сильного расхождения фазы. Мой опыт инсталлятора домашней аппаратуры Hi-Fi и образование музыканта позволяют довольно точно отлавливать такие вещи на слух. Но для верности я проверил подключение и крутил ручку баланса уже в программном плеере — всё правильно было подключено, как оказалось. Просто вот так коряво сделана настройка задержек в Teyes. Точнее, она правильная и в миллисекундах, и в сантиметрах, однако в нормальных (привычных) системах расстояния в сантиметрах до динамиков ставятся для того, чтобы мозги аппарата посчитали ситуацию и сделали оптимальный звук с учетом заданных значений То есть, ввели компенсацию задержек. А Teyes ничего не высчитывает — а просто вводит задержки, тупо, в лоб. Без дальнейшей компенсации. Я не знаю, особенность ли это DSP конкретно CC2 Plus, всех Teyes или просто глюк прошивки, но факт есть факт. Проверить легко: скачайте любой тестовый диск или монофоническую запись. Если моно-звук не висит строго по центру над передней панелью, а «сидит в колонках», значит данная особенность постигла и ваше головное устройство Teyes. Ситуация без труда лечится, но о ней не все могут знать. Выставят сантиметры — и думают, что норм. А на деле это лишь половина пути.
Всем удачи и хорошего звука.
Настройка звуковых задержек (Time Correction) и срезов
Как настраивать задержки? Просто дам цифры для процессорных магнитол Kenwood/JVC, нижеуказанные задержки хорошо подходят для Solaris/Rio с сабами ЗЯ и направлением твиттеров в центр салона. Также вы поймете, как настраивать с поканалкой и без.
Фронт правый:
Ставим задержку около 70см.
Это задержка на 2.0 милисекунды относительно саба — уходят запаздывания саба, бас становится четче и смещается вперед, возникает ощущение, что долбит не саб, а фронт. Передние динамики как бы ждут, когда бас от саба пролетит по салону 70см, затем воспроизводят звук, это и есть задержка, в итоге бас из всех источников сливается в одно целое и ощущается спереди.
Оптимальные значения обычно в диапазоне 51-82см (1.5-2.4мс), зависит от типа кузова, от скорости динамиков и саба, от срезов, от проклейки полки (клеить полку в седане нежелательно, лучше наоборот просветлять).
Фронт левый:
Ставим задержку 96-104см на мидбас и 118-138см на твиттер.
(если поканалки нет, то вы никогда не получите идеального звучания! Придётся искать компромисс между 96 и 138см и это будет в ущерб либо басу, либо сцене/вокалу).
Итак, это задержки относительно саба и одновременно относительно правого канала, они имеют НАИБОЛЬШИЙ вес при настройке! Вы можете отрегулировать только левый мид+твиттер и получите 70% эффекта. Т.к. именно слева мы имеем наибольший «разлёт» по расстоянию до ушей и углам установки. Задержки слева максимально влияют на четкость баса, на комфортность вокала и сцену. Как слышится эта самая сцена: звук отлипает от динамиков, поднимается вверх, начинает звучать из лобового стекла, при этом звучание становится шире и глубже, такое 3D формируется всего одной парой динамиков, но это гораздо шире лучше работы 4ех динамиков в ногах, бас становится сильнее и четче, т.к. долетает из всех источников до ваших ушей одновременно, вокал звучит так, будто поёт невидимая голова под зеркалом, при этом подача вокала становится комфортнее и детальнее. При хорошей настройке эффект магический, до мурашек. Вам больше не захочется быстрее доехать, а наоборот, вы едете внутри осязаемого 3D звука.
Оптимальные значения обычно 0.8-1.4мс относительно правого канала в зависимости от направления твиттеров (т.е. надо прибавить 34-48см к задержке правого канала). Крутите задержки туда-сюда, вокал будет смещаться влево-вправо по стеклу, будет меняться мягкость звучания и ширина/глубина сцены, просто подберите на свой вкус на женском вокале.
Саб:
Оставляем заводское значение 0 см (ноль).
Саб задерживать не надо, он и так самый дальний и медленный, от него и нужно «отодвигать динамики». Задержка саба может пригодиться только для «поиска» настроек в малоизвестных настройщику машинах. Например сразу вводим задержку на саб, а потом подтягиваем его ближе-дальше в процессе настройки, чтобы не крутить 2 канала, а крутить 1 канал. Но после найтройки саб должен стоять в положении 0.
Тыл
При наличии усилка на динамики и саба — НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую отключить тыл по следующим причинам:
1) тыл портит сцену, особенно при поворотах головы, очень часто из-за тыла правый борт слышно громче левого от чего вы неправильно настраиваете задержки фронта на слух
2) при наличии усилка на динамики тыл не нужен, громкости от передних динамиков хватит за глаза. Если же усилка на динамики нет — то тыл добавит немного громкости.
3) при наличии саба тыл порти бас! Как минимум нужно срезать весь бас с тыла (4ым порядком на 250Hz), чтобы ни капли баса от тыла не было! Вы сразу заметите, что саб заиграет разборчивее и четче.
4) если без тыла совсем никак, то ставим задержку 50см слева и 150см справа, чтобы вокал от тыла сфокусировался прямо за вашей спиной, тогда при поворотах головы звуковая «картинка» будет уплывать не так сильно, чем при классической настройке по рулетке.
Срезы:
У меня так:
Фронт 80Hz 2ым порядком
Саб 60Hz 3им порядком (можно до 90-100Hz четвертым порядком или до 70Hz вторым)
С такими срезами саб лишь подзвучка. Если нужно ощущать бас телом, просто поднимите срез на сабе до 90-100Hz 4ым порядком. Но в некоторых треках может появиться каша или мязня на басах, пробуйте.
Режим линейных выходов:
Не забудьте переключить линейные выходы магнитолы в режим саба (выбрать тыл/саб или саб/саб, в режиме саб/саб тыл отключается). Если же оставить в настройках тыл/тыл, то саб будет играть очень посредственно, без объема, без мощного сока, плюс очень тяжело стыкуется с фронтом. Многие совершают эту ошибку и не получают полного кайфа от саба. На ШГУ выбрать такой режим невозможно.
Не забудьте поделиться, как настроено у вас! 🙂
P.S.
В связи с большой путаницей, добавляю пояснение, как правильно настраивать задержки для разных магнитол:
Pioneer: с места водителя меряем рулеткой расстояния до всех динамиков и просто вводим эти расстояния в магнитолу.
Kenwood/JVC: с места водителя рулеткой меряем все расстояния, далее из расстояния до саба вычитаем расстояние до каждого динамика, полученные сантиметры вводим в магнитолу для соответствующего динамика, на введенное расстояние динамики будут виртуально отодвинуты задержками, которые мафон рассчитает сам. Если саба нет, то вычитаем из самого дальнего динамика.
Alpine: то же самое, что Kenwood/JVC, только нужно перевести см в милисекунды по табличке.
Indigital part 6 (Дорогой, у меня задержка…)
И снова здравствуйте, поговорим о задержках? 😉
В этом посте я расскажу, как применить инструментальный метод к настройке задержек в каналах.
Итак мы свели полосы. Уровни по каналам у нас равные. Итоговая АЧХ после настройки частот и порядков разделов удовлетворительная. Самое время осуществить основное преимущество поканального усиления — времЕнные задержки звука в каналах!
Основная цель — что бы звук приходил от всех компонентов к нашим ушам одновременно, несмотря на разные расстояния до акустики.
Одно из первых, что я сделал, запустив процессор — взял рулетку и измерил расстояния до твиттеров, мидов и сабвуфера. Потом эти значения вбил в калькулятор. Калькулятор Обамовский и принимает данные в дюймах
Вот такие результаты получились на выходе:
Я их забил в процессор, чуть чуть подкрутил на слух и ездил себе, слушал музыку…
Я почему злой был? Просто у меня микрофона небыло…
А теперь проверим всё это дело с помощью микрофона и Room EQ Wizard. Погнали.
Софтина умная. Умеет определять задержку не только методом, когда звук с линейного выхода возвращается перемычкой на вход ноутбука, для определения задержки прохождения сигнала через систему (так многие программы умеют), но и довольно необычным методом — используя один из компонентов акустики в качестве опорного источника. Это очень удобно — ненужно никаких дополнительных соединений. Единственное ограничение — нельзя использовать сабвуфер в качестве опорного сигнала (лучше всего — если это будет твиттер)
Для использования этого метода в настройках программы нужно переключить на вкладке «Analysis» режим расчета с «No timing reference» на «Use acoustic timing reference»
Теперь при первом измерении АЧХ, REW будет определять опорный источник. Нажимаем «Measure»
В поле под надписью «Timing Reference Output» выбираем канал, на котором сидит опорный твиттер (я использовал правый твиттер).
А в настройках процессора, в матрице каналов, делаем так, что-бы звук с выбранного выше канала шел только на этот твиттер. Этот канал и выход с него на твиттер не меняются в процессе измерений. Положение микрофона тоже менять не следует)
Делаем измерение. При следующих измерениях канал под надписью «Timing Reference Output» не меняем, а рядом выбираем канал, на который направляем по очереди другие компоненты.
Делаем замеры по всем остальным компонентам. После этого в REW слева выбираем измеренные данные компонента и в меню сверху нажимаем кнопку «Info».
Во всплывающем окне, нам интересна позиция «System delay»
В идеале на опорном твиттере должно быть 0 мс, но у меня всё время было какое либо значение (небольшое).
Выписываем эти значения со знаком (включая небольшое на опорном). Значения полярные, со знаком минус означают, что источник был ближе к микрофону, чем опорный компонент и соответственно наоборот — положительные, дальше опорного).
Для примера мои значения:
Дальше берем максимальное положительное значение и отнимаем от него все другие:
Вот это и будут значения задержек по каналам, что забьются в процессор.
Дальше запускаем музыку и слушаем центр, всё ли устраивает. Я проверял по диску EMMA 2014 11-й трек, тетка должна петь из центра. Ну и по другим знакомым композициям.
После такой настройки задержек сказать, что звук преобразился — это ничего не сказать. Сабвуфер не выпрыгнул на капот, он просто растворился в музыке. Как и малейшая локализация мидов (не зря же ровняли уровни). Есть небольшие эпизодические привязки звука к твиттерам, но я грешу на то, что они играют на отражение от лобового. Но совсем ненапряжные. Абсолютно точно, на слух сцену я бы так не настроил. Микрофон оправдывает себя.
И коль уж вы дочитали досюда — кину вам пищу для ума. Мы задержали самый близкий компонент (левый мид) относительно саба (у него нулевая задержка) на 11,08мс, а это, зная скорость звука = 11,08*34,4 = 381,2 см. Почти четыре метра, КАРЛ! Линейкой между сабом и левым мидом получилось около 230см. Вот такие дела.
Ну я к слову не один, кто удивился таким задержкам на сабе, в результате инструментального измерения.
Цитата: Очень удивился когда пришлось сдвинуть саб на ТРИ! метра. И еще больше удивился когда потом решил послушать что получилось. Бас стал идти прям с мидов. Никакой локализации абсолютно! Раньше я тупо не догадывался саб отдалять дальше 2-х метров
С магнитолы.орг
Для чего нужны задержки и как их настроить? Не о женщинах
В прошой записи www.drive2.ru/o/b/515899103163449835/ в комментариях я получил от вас несколько запросов по задержкам. А кто-то не поленился и нашёл на магнитоле мою старую запись о настройке задержек в трёхполосной системе.
Итак, в этой статье поговорим уже о более глубокой настройке. Она будет интересна тем, у кого уже есть процессорная система, кто собирается процессорную систему установить, а также тем, кому предлагают установить процессорную систему, но он не понимает, зачем это, что это ему даст и что он потом САМ с ней сможет сделать.
Из этой статьи вы узнаете:
— для чего нужна процессорная система
— для чего нужны задержки в процессорной системе
— какие основные этапы настройки процессорной системы
— как настроить задержки в процессорной системе
— как проверить, правильно ли настроены задержки в процессорной системе
Отдельного разговора заслуживает выбор частот и порядков среза, а также настройка эквалайзера. Это — материал для отдельной серии статей. Но чтобы вам было от чего отталкиваться, я могу предложить вам к просмотру недавно снятое видео, показывающее процесс настройки одной из клиентских систем. Я вставлю это видео в текст чуть ниже, как раз там, где оно действительно пригодится. А теперь поехали по порядку!
1. Зачем мне процессор?
Вопроса о том, что же такое процессор, мы касались в прошлой статье www.drive2.ru/o/b/515899103163449835/
Вкратце напомню: это такое цифровое устройство, которое умеет очень по-разному обрабатывать звуковой сигнал.
Базоыве задачи, которые решает процессор лично я разделяю на три основных группы:
1) Обработка звука для подстройки его под особенности аудиосистемы и автомобиля и под вкус слушателя
2) Коммутация сигналов
3) Сервисные функции
И по каждому из этих пунктов процессор может оказаться необходим в вашей системе.
Хороший проц из обработки звука должен иметь:
— временнЫе задержки на каждый из каналов
— фильтры высоких и низких частот на каждый из каналов
— эквалайзер (желательно свой на каждый из каналов, на крайний случай — побортный)
Начнём с середины. Фильтры позволяют обеспечить поступление того диапазона сигнала на динамики, который именно они, именно в этом конкретном салоне автомобиля, именно в этом конкретном расположении динамиков смогут воспроизвести наилучшим образом.
Чтобы было понятно, пищалки не могут играть бас и средние частоты. Соответственно, бас на них подавать не надо. Но его можно порезать как порезче, так и поплавнее и на разных частотах. ТО же и со среднечастотником: от баса он будет хрипеть. а не играть, а на верхних частотах может либо просто ничего не давать, либо давать резаки всякие. При этом при размещении в стойках авто 3 и 4″ сч могут играть вверх до 5-6кГц, а при размещении в штатных местах BMW 3er F30 — выше 3кГц от них ничего особо не дождёшься. Поэтому и сч и пищалки придётся настраивать по-разному.
Эквалайзер нужен для того, чтобы внутри рабочего диапазона каждого динамика во-первых, убрать НЕ НУЖНЫЕ горбы и провалы, во-вторых, сделать НУЖНЫЕ горбы и провалы, а в-третьих сделать левую и правую сторону симметричнее.
Ну и самое интересное — задержки. Если у вас есть возможность сделать «полную поканалку», т.е. такое подключение акустики, когда на каждый динамик системы работает свой канал процессора (соответственно и усилителя тоже), то у вас будет возможно вводить в канал каждого динамика свою задержку воспроизведения сигнала. Об их пользе чуть ниже
По коммутации ситуация тоже интересная. В последнее время всё сложнее и сложнее избавиться от штатки. А иногда хочется добавить ещё один источник, который будет давать звук лучше, чем штатка. Для этого часто может помочь процессор, имеющий много разных входов. Процы могут между ними переключаться как с пульта, так и (некоторые) автоматически, причём, разными алгоритмами.
Сервисные функции бывают разные. Но я бы выделил такие
— автоматическое переключение входов (это пересекается с коммутацией)
— автоматическое включение по наличию сигнала на ВУ входах и формирование rem выхода для включения остальной системы
— автоматический переход спящий режим при отсутствии сигнала (актуально для современных вагов, опелей и т.д. — машин, которые не выключаются полностью при выключении зажигания, а только «засыпают» через полчаса, да ещё и просыпаются иногда сами по себе.
2. Зачем процессору задержки и почему их не надо бояться?
Процессор — не женщина. И с ним мы работаем только руками. И задержки у него регулируемые. Так что давайте не будем их бояться, а разберёмся, что они нам могут дать полезного:)
Во-первых, мы сидим в авто сбоку от его оси. А динамики расположены симметрично. И расстояние до левого и правого динамиков не одинаковое. Во-вторых, динамики одной стороны расположены часто не на одной вертикали рядом друг с другом, а далеко друг от друга, да ещё и сильно на разном расстоянии от слушателя. Кроме того, особенность работы фильтров даёт такой интересный эффект, что на частоте среза происходит фазовый сдвиг, который по сути является задержкой сигнала, величина которой в миллисекундах зависит от частоты.
Если всё это не учесть, то вероятность того, что собранная система заиграет приятно — 50/50. Или заиграет, или нет. А если говорить о сцене, то сцены с вероятностью 99% не будет.
В случае неудачи система может давать следующие неприятные штуки:
— весь звук из левого угла торпедо или вообще из ног
— бас гудит, ВЧ режут уши, средних частот не хватает
— наоборот, баса нет, но есть неприятная вибрация возле ноги, середины настолько много, что голоса прям гундосые и ездящие по ушам, а тарелочки еле слышно
— Всё вроде бы хорошо, но на повышенных уровнях громкости возникает какая-то резь
— При долгом прослушивании начинает болеть голова.
Чтобы побороться со всеми этими штуками, надо правильно задействовать все фишечки процессоров. В этом и заключается вся суть настройки именно процессорной системы, кстати:)
Таким образом правильно настроенная система, в которой настроены и фильтра, и эквалайзер, и задержки даёт следующее:
— эффект присутствия в концертном зале или на танцполе
— ощущение живого звука инструментов
— комфорт при прослушивании на любой громкости (с учётом граничных возможностей самих компонентов)
Эффект присутствия в концертном зале — суть формирование сцены ПЕРЕД слушателем, когда инструменты распределены равномерно между её краями так, как задумал звукорежиссёр. В большинстве случаев звукореж ставит вокалиста по центру сцены. В машине края сцены всегда примерно совпадают с краями кузова — либо строго, либо со смещением внутрь или наружу. Соответственно. вокалист должен находиться по центру торпедо, если что:)
Эффект присутствия на танцполе — это когда звук весь вокруг и, куда ни повернёшь голову, везде услышиши любимое бум-тррррр-тсс (или как там сейчас выглядит современная танцевальная музыка?))))
Ощущение живого звука инструментов приходит, когда все звуки инструмента слышны из одного места, и слышны с такой тональностью, с которой их слышно вживую.
Комфорт при прослушивании возникает, когда отдельные частоты не вылазят и не ездят по ушам (касается как вч, так и сч и баса), а ещё когда звуки не бегают по салону и не «Давят на уши».
За эффект присутствия, кроме качества звукового тракта (источник, ЦАП, сами усилители) очень сильно влияет от задержек — насколько вовремя к ушам прилетает сигнал от динамиков для того, чтобы создать нужный эффект присутствия.
На ощущение живости звука (опять же, кроме качества тракта) влияют настройки задержек, но также и правильность выбора фильтров и эквализации
За комфорт прослушивания отвечает в первую очередь тональный баланс (фильтра, эквалайзер), но и кривые задержки тоже могут внести дискомфорт.
В общем, задержки настраивать нужно. Точка:)
3. В какой последовательности правильно настраивать систему?
Итак, мы уже бьём копытом и хотим скорее побороться с дискомфортом и кайфануть. В какой последовательности будем настраивать?
1) Сначала надо определиться с результатом. Т.е. понять, а что мы вообще хотим получить, что нас не устраивает. Потом почитать немного форумы или задать вопрос мне в личку и понять, знаем ли мы как бороться с имеющимися проблемами и как достичь желаемого результата? Для меня этот этап — интервью с клиентом, на котором я выясняю, что не нравится, что хочется, что уже было, какие привычки… В общем, ставим цель:)
2) Проверяем физическую целостность системы и настраиваем гейны. О том, как я настраиваю гейны, я уже писал и даже снимал видео. Вот тут:
www.drive2.ru/o/b/500441069188546754/
А по физической целостности — осмотреть соединения, проверить полярность, проверить, что динамики шевелятся свободно…
3) Проверяем возможности динамиков в системе и в салоне. Я это делаю, снимая АЧХ. Моего опыт наблюдения за этими кривульками и понимание физики процесса (в т.ч. как себя ведёт фаза на этих частотах) хватает, чтобы делать выводы. Кто-то ещё ФЧХ снимает. Кто-то импульсные характеристики.
4) Выставляем срезы и делаем эквализацию.
О том, как я делаю 3 и 4 пункт, мы как раз сняли видео. Оно получилось длиннее наших развлекательно-познавательных роликов, но в нём я даю довольно много комментариев по настройке. Кстати, сегодня вечером снимем видео по настройке ещё одной системы Там добавим запись с экрана ноутбука, чтобы понятнее было.
5) Выставляем задержки. О том, как я это делаю — в следующей части статьи:)
6) Корректируем фильтрацию, эквалайзер и задержки на слух, пока не добьёмся результата. Обычно это не болье 20 минут после настройки задержек.
У меня такой путь занимает от 2 до 4 часов. Далее — клиент уезжает слушать систему и готовить список замечаний и пожеланий и, при необходимости, заезжает на коррекцию, когда и он понимает, чего ему не хватает и я на свежие уши могу сделать ещё лучше.
Ну и, наконец-то мы добрались до самого сочного!
4. Как их настраивать, задержки-то?
Я настраиваю на слух.
В данной записи я опишу вариант настройки СЦЕНЫ, про звук-вокруг поговорим отдельно, если от вас будет запрос в комментариях. Чтобы понять, как это может выглядеть в вашем авто, я предлагаю провести кое-какую подготовительную процедуру. Итак, фильтра уже настроены, эквализацию пока отключаем. Задержки все делаем симметричными. Если ГУ/проц — пионер или Клэрион, то ставим во все каналы, например, по 100см. В остальных сулчаях — 50-90см или 2-3мс.
Первый этап — настройка вертикальной фазы дальней стороны. Если у вас трехполоска, то имеет смысл сначала согласовать СЧ и ВЧ. Если двухполоска, то сразу согласовываем мидбас с ВЧ. Причём, в этих случаях критерии будут похожи.
Для начала выключаем все динамики кроме тех динамиков дальней стороны, которые согласовываем.
Включаем монозапись и начинаем крутить задержку пищалки. Я кручу и в плюс и в минус, проверяя разные варианты. Чаще всего нормальный результат достигается, когда пищалка задержана относительно мидбаса или сч. Иногда бывает наоборот. Это зависит от особенностей выбранных фильтров и размещения динамиков. Для того. чтобы ЗАДЕРЖАТЬ пищалку на пионерах и клэрионах нужно значение циферок уменьшать. В остальных случаях я переключаюсь в реим ЗАДЕРЖЕК в мс и увеличиваю задержку.
Критерий того, что ВЧ и СЧ сфазировались — отсутствие дискомфорта и звук идёт из одной точки. По высоте в идеале — над пищалкой. По ширине — желательно глубже пищалки.
Если у нас двухполоска, то также обращаем внимание на басовые инструменты. Они тоже должны переместиться к пищалке. Если трёхполоска, то, после разборок между сч и вч включаем ещё и мидбас и начинаем уменьшением задержки (или увеличением, как повезёт), загонять звук от мидбаса примерно в ту же точку, где уже находится звук от сч и вч. После того, как получилось сделать это на монотреке, включаем запись полноценного женского голоса (не пищащая Монеточка, а хотя бы Богушевская. Я использую запись Мельницы, кавер на «Балладу о борьбе» Высоцкого) и ещё раз двигаем туда-сюда задержки в поисках той позиции, когда голос звучит максимально полноценно, не слишком лёгкий и не слишком гундосый.
Второй этап — «горизонтальная фазировка». Т.е. настройка задержек между динамиками каждой полосы.
По сравнению с тем, что вы находили на магнитоле.орг, я сейчас настраиваю немного в другом порядке. Первое, что я делаю — настраиваю побортные гейны. Начинаю с ВЧ. Включаю монотрек. Выставляю в обоих каналах ОДИНАКОВЫЕ задержки. Поскольку вертикалку мы сводили по дальней стороне, меняем ближнюю. Оставляю работать только ВЧ, остальное выключаю. И, уменьшая на процессоре гейн ближней пищалки, стараюсь максимально отлепить образ от стойки лобового стекла. В идеале — поставить образ напротив носа. Но душу не более, чем на 3дБ, иначе совсем грустно будет. Не всякий инсталл позволяет вынести образ напротив носа только гейном.
Потом повторяю то же самое только с СЧ и только с мидбасом.
Следом возвращаюсь к ВЧ и начинаю увеличивать задержку (уменьшать значение в см на пионерах и клэрионах), пока ВСЕ звуки монотрека не окажутся над центром торпедо. Потом повторяю то же самое с СЧ и мидбасом.
Причём, на сч иногда самые верхние частоты (трещотки на моём любимом треке the Byrds, например) могут улетать, но это не страшно, а на мидбасе дополнительный критерий — «многобаса». Когда становится «многобаса», и весь бас над центром торпедо — мид сфазированы:)
После работы с монотреками я включаю всю систему, кроме сабвуфера и переключаюсь на диски ЕММА. Очень мне нравится диск 2018 года. Один трек (№2) позволяет отследить горизонтальную фазировку. Сначала проверяем центральный образ. Если что-то не на месте, меняем задержку ближней стороны соответствующей полосы. Гитара — СЧ и мидбас; бас-гитара — мидбас, треугольник — ВЧ. Причём, ВЧ гоняем не только задержкой, но и гейном.
Третий этап — подтягиваем сабвуфер. Включаем всю систему, ставим трек с хорошо прорисованной бас-бочкой. Я использую The Recnteurs — Consoler of the lonely. И УМЕНЬШАЕМ задержку (или увеличиаем расстояние) сабвуферного канала, пока бас-бочка не заиграет над серединой торпедо.
Четвертый этап — коррекция тоналки по десятку других треков. Тут, к сожалению, мы за рамки задержек уже выходим. ну разве что, если решаем покрутить фильтра, то, иногда, задержки тоже перекручивать приходится.
5. Как проверить, что всё правильно?
НУ и финальная проверка — найти концертную запись и проверить, ощущаем ли мы перед собой сцену, на которой на разном расстоянии от переднего её края расположены инструменты и вокалист. Мне с этой точки зрения очень нравится концерт Lara Fabian «En Toute Intimité» 2003 года.
ЗЫ в этом блоге я публикую законченные интересные статьи. Текущая жизнь студии публикуется в группе ВК vk.com/barsound_moscow
ЗЗЫ Продажа оборудования, установка самых классных аудиосистем и высококачественная настройка — это всё про нас!
пишите в ЛС: www.drive2.ru/my/messages/332310
Телефон: +79175083798 (Telegram, Viber, Whatsapp)
ЗЗЗЫ: Не забывайте жмакать «Нравится» и «Поделиться»!