Национальной технологической инициативы по направлению авто нет
Автонет
Рынок НТИ по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей.
ОПИСАНИЕ
Последние несколько лет мы наблюдаем, как рынок «Автонет» продолжает активно развиваться во всем мире. Происходит формирование полноценной экосистемы потребителей и поставщиков услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей. Основными участниками рынка становятся простые люди, агрегаторы сервисов и контента, поставщики обеспечивающей инфраструктуры и сервисов, государственные регуляторы и автогиганты.
Решения для систем мониторинга транспорта, in-door навигации, телематические, мультисервисные и шеринговые платформы внедряются в странах Европы, Азии и Америки. Все больше компаний разрабатывают технологии для автомобилей, посредством которых машины будут общаться друг с другом и использовать данные в реальном времени от объектов дорожной инфраструктуры. Электрокары и беспилотный транспорт стали новым технологическим трендом наряду с блокчейном и криптовалютами.
К 2020 году один подключенный автомобиль будет производить за день эксплуатации свыше четырех терабайт данных, что сопоставимо с мобильным трафиком более трехсот смартфонов.
Все это ведет к тому, что в ближайшее время мир столкнется с новой цифровой реальностью, в которую нам необходимо интегрироваться и обеспечить лидирующие позиции национальных компаний на ключевых сегментах рынка «Автонет».
«Автонет 2.0» является эффективным инструментом на основе государственно-частного партнерства по поиску, отбору и выращиванию перспективных проектов в успешные высокотехнологические бизнесы мирового масштаба. Его целью является обеспечение устойчивого роста национального ВВП, создание высококвалифицированных рабочих мест, обеспечение суверенитета в критически важных технологиях, укрепление национальной безопасности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА
Телематические транспортные и информационные системы
Интеллектуальная городская мобильность
Транспортно-логистические услуги
ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ
«Дорожные карты» — документы стратегического планирования, содержащие комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам. Основными категориями мероприятий «дорожных карт» являются создание, развитие и продвижение технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых рынках.
Нормативная дорожная карта
В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 утверждено Положение о разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ. Основным исполнителем по реализации «нормативных дорожных карт» НТИ определены рабочие группы и создаваемые инфраструктурные центры НТИ
КРУПНЫЕ КОМПАНИИ — УЧАСТНИКИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Яндекс
История Яндекса началась задолго до образования компании — еще в начале 1990-х годов. А компания «Яндекс» появилась в 2000 году — через три года после запуска портала yandex.ru. Тогда команда насчитывала 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. Сейчас у Яндекса есть офисы и представительства в восьми странах, там работают более 6000 человек. В России, откуда Яндекс родом, его поисковая доля составляет 54,8% (Яндекс.Радар, август 2017). Сервисами Яндекса пользуется около 93% аудитории интернета в российских городах с населением от 700 тысяч человек (Mediascope, март 2017, пользователи от 12 до 64 лет, с учётом мобильных устройств). Компания работает также в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане и Турции.
АВТОВАЗ
Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» — автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Решение о строительстве крупного автомобильного завода в городе Тольятти Куйбышевской области (ныне Самарская область) было принято советским правительством 20 июля 1966 года. Является градообразующим предприятием города Тольятти.
В состав производственных объектов ОАО «АвтоВАЗ» входят: производство, ремонт и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно кузовное производство, механо сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно промышленное производство, участок окраски кузовов. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке.
Также при «АвтоВАЗе» действует научно технический центр. В Группу «АвтоВАЗ» входят около 270 дочерних предприятий. Предприятия Группы участвуют в таких областях, как телекоммуникации, энергетика, строительство, а также оказывает финансовые и страховые услуги.
Группа Т-1
Акционерное Общество «Группа Т-1» создано для развития инновационных продуктов и сервисов в области телематики на основе собственных разработок для государственного сектора, коммерческих компаний и частных лиц. Компания обладает уникальной в России экспертизой по внедрению комплексных решений и созданию телематических продуктов под конкретные задачи потребителей.
Основными направлениями деятельности компании являются транспортная и страховая телематика.
Деятельность компании на территории РФ лицензирована. «Группа Т-1» обладает собственной навигационно-информационной телематической платформой, картографической подосновой и имеет статус оператора персональных данных.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») создана на основании федерального закона №145-ФЗ.
Автодор
Компания создаёт новые современные автомагистрали, обеспечивая пользователям наших дорог возможность безопасного, быстрого и комфортного передвижения, предоставляя высокий уровень сервисных услуг на всем протяжении пути.
Автодор осуществляет свою деятельность, привлекая внебюджетные инвестиции для реализации масштабных долгосрочных общественно-значимых инфраструктурных проектов, обеспечивая эффективность и прозрачность их управления.
Автодор предлагает государству и рынку лучшие инвестиционные проекты в транспортной отрасли, используя уникальный опыт и репутацию лидера в государственно-частном партнерстве, высокий уровень компетенций команды, особенности правового регулирования компании, умение управлять процессами реализации масштабных проектов, способность эффективно реагировать на внешние вызовы, значительные финансовые ресурсы и способность привлекать внебюджетные источники финансирования.
Внешэкономбанк
Группа Внешэкономбанка объединяет дочерние общества ВЭБа, деятельность которых направлена на реализацию того или иного положения федерального закона «О Банке развития». Организации, входящие в Группу Внешэкономбанка, действуют в интересах обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности.
Компания «ВЭБ Инновации» (ООО) создана Внешэкономбанком в 2017 году в рамках реформирования деятельности в сфере финансирования инноваций. Новая дочерняя структура рассматривается в качестве «единого окна» для обращений в Группу ВЭБ по вопросам поддержки инновационных проектов. Среди приоритетов «ВЭБ Инновации» – финансирование проектов Национальной технологической инициативы, программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также содействие российским инновационным компаниям в выходе на международные рынки.
СОЛЛЕРС
SOLLERS – это ведущая российская автомобильная компания, работающая в партнерстве с лидерами мировой автоиндустрии, такими как Ford, SsangYong и Mazda. Наш годовой оборот сейчас составляет 47, 9 млрд рублей.
В 2011 году начало свою работу совместное предприятие Ford Sollers, которое отвечает за производство и реализацию широкой линейки автомобилей Ford в России. Во Владивостоке с 2012 года организовано производство автомобилей Mazda CX5 и Mazda 6 в рамках СП MAZDA SOLLERS.
С момента основания компании в 2002 году стремятся создавать для своих клиентов первоклассные решения во всем что касается автомобилей. Именно поэтому они запускают новые модели и строят заводы, открывают дилерские центры и просто придумывают хорошие идеи, которые дают потребителям новые возможности и вдохновляют их двигаться вперед.
За годы существования компании SOLLERS удалось занять лидирующие позиции на российском автомобильном рынке, вывести на рынок более пятнадцати новых продуктов, совместно с партнерами создать производственные мощности для выпуска около 550 тысяч автомобилей в год и стать одной из наиболее эффективных компаний в своей отрасли.
МЕГАФОН
ПРОЕКТЫ
Платформа «АвтоДата»
Информационная система, созданная на государственном уровне, осуществляющая сбор, обработку, хранение и анализ информации, поступающей с других уровней экосистемы телематических транспортных систем в целях выполнения государственных задач по улучшению координации и информированности органов власти, повышению эффективности и безопасности транспортной сферы, а также обеспечению государственных функций по защите механизмов рыночной экономики, равных условий доступа к информации для участников рынка, охраны правопорядка и законности, охраны природы и поддержания здоровой окружающей среды.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы утвержден протоколом Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 6 ноября 2020 г. № 4.
Руководители рабочей группы
Лидер (соруководитель) рабочей группы,
Президент НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий»
Соруководитель рабочей группы,
заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Ответственный секретарь рабочей группы
Руководитель проектов проектного офиса НТИ АО «РВК»
Национальной технологической инициативы по направлению авто нет
План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет»
(с изменениями на 17 июня 2021 года)
I. Общее описание плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет»
1. Предмет
Реализация плана мероприятий направлена на обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий «Автонет», ключевыми направлениями которого являются развитие и продвижение, в том числе на формирующиеся глобальные рынки, продукции и услуг в сфере мультимодальной логистики, включая создание и развитие сервисных телематических платформ, платформ «взаимодействия для совместного пользования» и других платформенных решений в сфере «подключенные автомобили», навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере микроэлектротранспорта, иных использующих альтернативные виды топлива автотранспортных средств и связанных с ними сервисов, а также решений в сфере контрактной логистики, перевозок пассажиров и грузов, сервисных решений в сфере логистической инфраструктуры и др.
Правовые ограничения в рамках реализации плана мероприятий «Автонет» состоят в отсутствии правового и технического регулирования, необходимого для правового обеспечения вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, для реализации новых бизнес-моделей, в отсутствии норм, обеспечивающих условия для разработки и продвижения передовых технологических решений, а также в существовании и применении нормативных правовых актов и документов по стандартизации, положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых продуктов и услуг.
2. Цели
Реализация плана мероприятий направлена на создание условий для вывода на рынок новых продуктов и услуг, выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, применения новых бизнес-моделей, предусмотренных планом мероприятий «Автонет».
Достижение указанных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:
формирование необходимого нормативного правового регулирования, обеспечивающего минимальный необходимый объем норм для вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, реализацию новых бизнес-моделей, а также условия для разработки и продвижения передовых технологических решений в соответствии с планом мероприятий «Автонет», устраняющего правовую неопределенность при развитии новых рынков и сохранении рационального баланса, позволяющего избежать избыточного регулирования и введения ограничений для создания и развития рынков, возникающих в результате реализации плана мероприятий «Автонет»;
Реализация плана мероприятий позволит создать необходимое нормативное правовое и нормативное техническое обеспечение исполнения плана мероприятий «Автонет» в установленные сроки.
Ожидаемым результатом реализации плана мероприятий является создание необходимого нормативного правового регулирования для:
создания и внедрения новых технологий, продуктов (товаров, услуг) на рынках «Автонет», возникающих в результате реализации плана мероприятий «Автонет»;
расширения качества и количества услуг в сфере перевозок автомобильным транспортом, которые оказываются по новым бизнес-моделям;
агрегации и эффективного применения «больших данных» (BigData), формируемых колесными транспортными средствами, эксплуатируемыми на территории Российской Федерации, формирования и модернизации инфраструктуры сбора, обработки, хранения и предоставления таких данных по различным каналам связи;
разработки методов и средств оптимального автоматизированного управления дорожным движением, выбора оптимального маршрута движения каждого автотранспортного средства, передавшего в телематическую транспортную систему информацию о пунктах назначения, а также оптимизации использования парков автотранспортных средств для перевозок грузов, пассажиров и решения иных задач на основах массивов «больших данных» (BigData) о движении всех автотранспортных средств, оснащенных телематическими терминалами;
обеспечения развития технологий телематических транспортных систем и интеллектуальных автомобильных систем и услуг на их основе, оказываемых по новым прогрессивным бизнес-моделям, в том числе в целях повышения безопасности дорожного движения;
обеспечения развития технологий повышения точности и надежности позиционирования и цифровой картографии;
дальнейшего развития технологий связи и кибербезопасности.
В рамках реализации плана мероприятий будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка проектов соответствующих международных договоров.
Реализация плана мероприятий будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 год.
«Высший уровень — это автомобиль без руля, педалей и зеркал»
Совет по модернизации экономики РФ под руководством главы правительства Дмитрия Медведева принял новую «дорожную карту» «Автонет 2.0» Национальной технологической инициативы (НТИ). Это план мероприятий НТИ по поддержке современных автомобильных технологий до 2035 года. О значении этого документа для соответствующей индустрии «Известиям» рассказал один из его разработчиков, соруководитель рабочей группы «Автонет» НТИ Александр Гурко.
— Какие направления охвачены новой «дорожной картой»?
— Она носит межотраслевой и междисциплинарный характер. Ключевые направления рынка «Автонет» — это транспортно-логистические услуги, интеллектуальная городская мобильность, телематические транспортные и информационные системы. На каждом из этих рынков есть свои тренды и системообразующие инфраструктурные проекты, вокруг которых выстраивается «дорожная карта» «Автонет».
Важное место уделено и совершенствованию нормативной базы. На рынке создаются новые форматы и услуги, которые нуждаются в регуляторной поддержке. Например, большую популярность приобретает каршеринг, появляются новые форматы пассажирских перевозок, маркетплейсы по оказанию услуг перевозки различных грузов. Внедряются платформы сбора и обработки данных о состоянии машины и водителя, поведении транспортного средства на дороге, взаимодействии с инфраструктурой. Создаются онлайн-платформы по продаже новых и подержанных автомобилей.
Разрабатываемые модели и технические решения требуют новой нормативной базы. К примеру, понятия «беспилотное транспортное средство» нет пока ни в одном техническом регламенте. В техрегламентах Таможенного союза используется термин «инновационное транспортное средство».
— Как скоро вы надеетесь вывести беспилотные автомобили из этого «нелегального положения»?
— Правительство одобрило «дорожную карту» по совершенствованию законодательства, в ее рамках ведется активная работа. Однако о сроках вывода беспилотных автомобилей в правовое поле говорить рано. Впрочем, тут корректнее говорить не о «беспилотности» автомобиля, а об уровнях его автоматизации. Первый уровень — электроника помогает водителю в процессе управления, второй — частичная автоматизация, третий — автономное вождение с ограниченной самоуправляемостью, четвертый — системы с полной самоуправляемостью. Эти уровни предполагают наличие водителя и его возможность вмешаться в процесс управления. Однако высший уровень — пятый — это автомобиль без руля, педалей и зеркал заднего вида. В рамках этой регуляторики мы должны разработать в том числе стандарты, которые описывают разные уровни автоматизации.
Следующий этап — создать методику тестирования таких транспортных средств на закрытых территориях, на дорогах общего пользования.
— Что вы считаете самым важным в принятой «дорожной карте»?
— Системообразующие инфраструктурные проекты. Они позволяют консолидировать усилия бизнеса и государства вокруг прорывных технологий и бизнес-моделей. Например, проект «Автодата», который реализуется во исполнение поручения президента по созданию российской сервисной телематической информационной платформы. Он предусматривает создание большого массива данных с информацией о поведении водителя, автомобиля, взаимодействии с инфраструктурой. Сейчас эти данные фрагментированы: они накапливаются у разных участников рынка — автопроизводителей, операторов таких систем, как «Платон» или ЭРА-ГЛОНАСС, в Российском союзе автостраховщиков и др. Консолидация необходима для создания приложений на основе новых бизнес-моделей и проектирования новых транспортных средств, в том числе беспилотных.
В рамках проекта планируется создать государственную автоматизированную информационную систему, которая будет обрабатывать большие данные и предоставлять их различным пользователям. Это могут быть муниципалитеты, отвечающие за управление дорожным движением, сервис-провайдеры, которые оказывают коммерческие услуги, автопроизводители, владельцы машин.
— Какие еще крупные проекты предусмотрены «дорожной картой»?
— Еще один интересный проект, который, на мой взгляд, позволит обеспечить дополнительный доход около 10 млрд рублей в бюджет Российской Федерации, называется «Автомаркет». Это аукционная торговля автомобилями на вторичном рынке.
В настоящий момент 80% продаж осуществляется между физическими лицами, что увеличивает непрозрачность рынка. 39% составляют сделки в теневой зоне. Развитию рынка препятствует система налогообложения.
Когда автодилер приобретает на условиях трейд-ин чей-то подержанный автомобиль, он сталкивается со сложной процедурой. Компания, покупающая для перепродажи транспортное средство, должна заплатить НДС со всего объема сделки. Это фактически блокирует B2B-продажи машин, в том числе развитие аукционной торговли подержанными авто. Между тем во многих странах это колоссальный бизнес с оборотом в десятки миллиардов долларов. В России из-за неразвитости этого сектора, по нашим оценкам, государство теряет десятки миллиардов рублей.
Проект «Автомаркет», помимо создания условий для формирования нормативной базы B2B-продаж, предусматривает создание официальной базы цифровых историй автомобилей — о ремонтах, авариях, страховых случаях, залогах и т.п. При продаже подержанной машины она поможет корректно оценивать ее остаточную стоимость и позволит онлайн-магазинам таких авто активнее развивать свой бизнес, масштабироваться.
Другой интересный большой проект — создание Международного дизайн-центра по разработке перспективных российских навигационных чипсетов, навигационных модулей и телематического оборудования с последующей реализацией разработанных продуктов на мировом рынке с привлечением иностранных партнеров. К сожалению, российский рынок навигационного оборудования сейчас полностью контролируется зарубежными компаниями. При наличии собственной спутниковой системы ГЛОНАСС в России за последние пять лет не разработано и не произведено ни одного отечественного навигационного приемника для гражданского рынка. Для обеспечения суверенитета и технологической независимости в этой сфере, для коммерческих целей важно иметь линейку собственных продуктов в этой области.
— Как повлияет принятие новой «дорожной карты» на деятельность рабочей группы «Автонет» в НТИ?
— «Дорожная карта» — это стратегия развития, в которую мы интегрируем проекты разного масштаба — крупные инфраструктурные компании и небольшие стартапы. Сейчас мы находимся в стадии формирования портфеля проектов для рынка «Автонет». Их было рассмотрено около 90, из которых 35 предварительно одобрены. Сформирован портфель более чем на 15 млрд рублей.
Финансовым партнером рабочей группы «Автонет» является Фонд содействия инновациям, который распределяет гранты, — до 20 млн рублей на компанию. Сейчас идет конкурс по предоставлению средств. Фонд НТИ создан два года назад и активно работает с более крупными проектами при помощи Российской венчурной компании. Надеемся, что сейчас активно начнет функциониовать и «ВЭБ Инновации», дочерняя компания Внешэкономбанка. Skolkovo Ventures также наш хороший партнер по финансированию крупных проектов.
— По каким показателям будет оцениваться успех «Автонета»?
— В рамках «дорожной карты» наша задача — привлечь максимальное количество компаний для реализации конкретных проектов. В «дорожной карте» предусмотрена поддержка более 100 стартапов на различных рынках «Автонет» — это транспортно-логистические услуги, интеллектуальная городская мобильность, телематические транспортные и информационные системы.
Кроме того, мы должны вырастить для этих отраслей минимум пять лидеров, национальных чемпионов, которые заняли бы существенную долю мирового рынка.
НТИ 20.35
НТИ 20.35 запись закреплена
Технология предсказания уровня воды в реках поможет предотвращать наводнения в весеннее время.
Специалисты Центра компетенций НТИ на базе ИТМО, которые разработали ИИ-решение, ведут переговоры о внедрении системы в работу МЧС в первом квартале 2022 года.
НТИ 20.35 запись закреплена
Чем запомнился 2021 год? Мы выбрали самые значимые события НТИ – речь пойдёт о летающих автомобилях, беспилотных кораблях, роботах-футболистах и геннотерапевтичеcких лекарственных препаратах.
В январе 2021 года в Лужниках в Москве протестировали летающий автомобиль, способный преодолевать до 100 км на одном заряде аккумуляторов, взлетать на высоту 150 м и садиться на стандартное парковочное место.
Показать полностью.
Летающий автомобиль российской компании Hover, участника рынка Аэронет НТИ, стал первым претендентом на звание аэротакси в России.
Почти сотню лет разные изобретатели пытались воплотить идею летающего авто в жизнь, но все попытки оканчивались неудачей: это были одновременно плохие летательные аппараты и далеко не лучший наземный транспорт. Проект же компании «Ховер» представляет собой уникальное двухместное транспортное средство, которое будет выполнять исключительно роль дрона-такси, способного пролететь 30 минут полета на скорости до 200 км/ч при любой погоде.
При этом в мире есть много разработчиков, которые год от года представляют различные концепты аэротакси. Но в России впервые в мире на государственный уровень был поднят вопрос о необходимости решения правовых вопросов в этой области, то есть благодаря проекту и НТИ на новый уровень было поднято обсуждение законодательной базы.
Таким образом, аэротакси может появиться в России в ближайшие годы!
НТИ 20.35 запись закреплена
22 декабря в «Точке кипения — Пермь» пройдет демо-день участников акселератора «Носороги НТИ». 15 команд представят свои продукты, созданные в течение 3 месяцев, а также поборются за звание «Лучший проект НТИ в Пермском крае».
Приглашаем инвесторов и представителей корпораций принять участие: https://leader-id.ru/events/245538
В рамках демо-дня участники представят:
Показать полностью.
TrafficData Macro — серверное решение для видеоаналитики в реальном времени для анализа транспортного потока;
Nord.Online — сервис по автоматизации цепочки процессов торгово-производственных предприятий;
Digital Wave — цифровая модель произвольной сыпучей продукции в режиме онлайн при любой динамике внутри склада;
БИНС — бесплатформенные инерциальные навигационные системы и другие разработки.
Акселератор «Носороги НТИ» ориентирован на выращивание стартапов до уровня технологических компаний с выручкой от 500 млн руб. в год. По мнению участников, акселератор влияет на подходы к формированию продукта и позволяет скорректировать продвижение продукции на рынке.
Демо-день акселератора «Носороги НТИ» состоится 22 декабря, начало в 12:00 мск. Присоединяйтесь: https://leader-id.ru/events/245538
НТИ 20.35 запись закреплена
Водородные технологии в НТИ
После поручения Владимира Путина о необходимости развития экологически чистого транспорта НТИ подготовила проект дорожной карты по развитию водородной энергетики.
В этом году, на Архипелаге 2121, утвердили план развития новых сквозных технологий на 2022 год. Согласно разработанному плану водородные технологии будут использовать во всех видах транспорта: наземном (включая рельсовый), водном и воздушном.
Эксперты выделили следующие планы на 2022 год:
доработать технологии распределительных заправочных станций для транспорта;
развить технологии гибридного хранения водорода в действующих подземных хранилищах;
создать проекты для углеродно-нейтральных производств, в том числе развивать различные зеленые технологии получения водорода.
В декабре этого года было принято решение о создании нового Центра компетенций НТИ по водородным технологиям на базе Федерального исследовательского центра «Институт катализа им. Г.К. Борескова» Сибирского отделения Российской академии наук. Основной упор команда Центра сделает на разработку различных индустриальных технологий получения водорода с низким углеродным следом. Одним из ключевых проектов станет разработка технологий для строительства водородных заправок.
Новый Центр уже поддерживают такие компании, как ООО «Газпромнефть-Промышленные инновации», ПАО «Татнефть», Салаватский катализаторный завод, ООО «Инэнерджи», АО «Наука и инновации» и другие.
НТИ 20.35 запись закреплена
Пятница! Пора подводить итоги недели
Технологии
Впервые в России протезы рук смогли передать тактильные ощущения. Врачи-нейрохирурги Центра Компетенций НТИ первыми в России успешно вживили электроды в периферический нерв для создания обратной сенситивной связи протезов рук с нервной системой человека.
Показать полностью.
В проект электромобиля «Кама», который разработали в Центре компетенций НТИ «Новые производственные технологии», вложился Рубен Варданян. Инвестор входит в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
В Центре компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных МГУ и Научно-исследовательском вычислительном центре МГУ разработали программный комплекс для предотвращения чрезвычайных ситуаций на производствах.
У каждого третьего россиянина есть скрытые риски развития заболеваний. Это результат исследования, которое проводила технологическая компания ITPS, разработчик умных браслетов и аналитической системы для дистанционного наблюдения за пациентами, призер премии НТИ «Технологический прорыв 2021».
В России начнется производство терминалов для выявления COVID-19 по кашлю. Разработчики проекта «Нейроникс» получат грант в размере 20 млн рублей на развитие системы по итогам участия в акселераторе интенсива «Архипелаг 2121».
Центр компетенций НТИ «Технологии моделирования и разработки функциональных материалов с заданными свойствами» собирается до конца года завершить испытания материалов для пассажирского самолета МС-21. Главная цель испытаний — проверить новые материалы на огнестойкость и пожаробезопасность.
В России разрабатывают умную систему поиска автомобилей на парковках, например, в торговых центрах. В проекте задействованы студенты российских вузов, принимающие участие в проектно-образовательных интенсивах Университета 2035.
Специалисты Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана разработали платформу, благодаря которой можно будет создавать композитные материалы с прогнозируемыми свойствами. Платформа поможет создать «цифрового двойника» с улучшенными и конкурентными характеристиками.
Мнение
Фонд содействия инновациям профинансировал почти 100 проектов Архипелага 2121 на сумму 500 млн рублей. Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям, прокомментировал формат бесшовности образовательного интенсива.
События
Межведомственная рабочая группа по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию одобрила концепцию дорожной карты рынка НТИ «Фуднет». Также была одобрена обновленная дорожная карта Кружкового движения НТИ.
В России запустили первую Университетскую квантовую сеть. Это совместная разработка Центра компетенций НТИ на базе МГУ и компании «ИнфоТеКС». Она объединяет пять квантовых устройств, длина канала квантово-защищенной связи достигла 40 км.
Школьники из семи дальневосточных регионов стали финалистами национальной технологической олимпиады Junior. В финале приняли участие 36 школьников. Они представили технологии для виртуального мира, роботов и космоса.
НТИ 20.35 запись закреплена
Врач-нейрохирург, эксперт Центра компетенций НТИ «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» на базе ДВФУ провел операцию по установлению сенситивной связи протесов с нервной системой человека.
«Мы получили два вида чувствительности: это давление и проприоцептивная. Человек понимает, держит ли что-то в протезе — это проприоцептивная обратная связь. А чувство давления позволяет понять, можно ли еще сильнее сжать предмет, или он сжат максимально».
НТИ 20.35 запись закреплена
В России открылись пять новых Центров компетенций НТИ, которые будут работать над технологиями будущего. Читайте в статье на VC.RU о том, какие сквозные технологии будут развивать новые Центры компетенций, а также об успешных проектах существующих: https://vc.ru/future/333975-upravlyat-materialami-zap..
НТИ 20.35 запись закреплена
Проекты НТИ удостоились нескольких национальных премий, а команды Кружкового движения стали победителями престижных международных соревнований, в том числе — впервые по робототехнике.
Читайте о том, какие награды накопились в копилке экосистемы НТИ за 2021 год: https://zen.yandex.ru/media/id/60c379eab20c1a1fa6990c..
НТИ 20.35 запись закреплена
16 декабря в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков рассказал о результатах работы Национальной технологической инициативы за пять лет и планах на будущее.
НТИ – это фактически ставки России на новые рынки, на которых нет стандартов и правил, которые стартуют с нуля, где еще ничего не определилось, отметил Дмитрий Песков.
Рынки, на которые сделали ставки, сегодня растут в мире и в России на 20-30% в год.
В 2020-2021 год на рынки пришли крупные частные компании и экосистемы, такие как Сбербанк, Яндекс и МТС. Эти компании увеличили ставку примерно в десять раз.
Появился международный запрос — коллеги из правительств Казахстана, Узбекистана, Сербии, Ирана, Южной Кореи и Китая с запросами на тиражирование решений, которые достигнуты в России.
Сеть Точек кипения к концу года достигнет 140 пространств коллективной работы.
Не просто стимулировать экспорт, а вместе с другими странами создавать технологические альянсы, которые обеспечивают суверенитет на этих новых рынках.
Создать с мощью российских фундаментальных технологий большой задел на ближайшие годы в области климатических технологий.
Запустить проект «Сетевой университет фундаментальных технологий», чтобы распаковать потенциал еще советских наукоградов и атомных городов. Это позволит создать новые компетенции в фундаментальных направлениях, например, в физике, химии, электрохимии.
Провести интенсив Архипелаг в Севастополе, продемонстрировать технологию сбора команд под задачи.
Подробнее – на сайте Президента России: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/67376
Фото – Мастерова Татьяна
НТИ 20.35 запись закреплена
Запущена первая в России университетская квантовая сеть — совместная разработка Центра компетенций НТИ на базе МГУ и компании «ИнфоТеКС». Она объединяет пять квантовых устройств, длина канала квантово-защищенной связи достигла 40 км.
Показать полностью.
«Московский университет занимает лидирующую позицию в России в области квантовых технологий. Здесь в 2018 году создан Центр компетенций НТИ по квантовым технологиям, ведущий исследования и разработки по всем направлениям данной предметной области. Квантовым коммуникациям, как неотъемлемому элементу квантовых технологий, традиционно уделяется огромное внимание. Университет стал первой организацией в России, где в опытную эксплуатацию запущена квантово-защищенная сеть», — заявил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Виктор Садовничий пригласил университеты и научные организации присоединиться к квантовой сети. При ее создании была предусмотрена возможность присоединения других участников.
Университетская квантовая сеть — уникальный проект, созданный на основе передовых научных исследований, реализованный в коммерческом продукте. Она предназначена для компаний и организаций, которым важно не допустить утечки информации — государственным органам, инновационным предприятиям и другим.
«Квантовые коммуникации — очень молодая отрасль, и развивается она стремительными темпами. Огромное значение здесь имеют как научные исследования, так и практические разработки на базе этих исследований. Сегодня мы очень рады продемонстрировать наглядный пример успешной совместной работы ученых, занимающихся фундаментальной наукой, и коммерческой компании-разработчика в сфере информационной безопасности. Запуск Университетской квантовой сети доказывает высокую эффективность такого взаимодействия», — сказал научный руководитель Центра компетенций НТИ по квантовым технологиям на базе физического факультета МГУ Сергей Кулик.
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом