Назначение лакокрасочных материалов для авто
Типы лакокрасочных покрытий автомобиля
Рассмотрим основные популярные типы лакокрасочных покрытий автомобиля, охватим их техническую сторону и научимся различать между собой.
Как известно, превосходный внешний вид и цвет автомобиля обеспечивает его лакокрасочное покрытие, сокращенно его называют ЛКП. Каждый специалист по кузовному ремонту хорошо знает, что лакокрасочные покрытия бывают разных типов, но не все автолюбители это знают и сегодня мы, продолжая небольшой «ликбез» в своем блоге, рассмотрим самые популярные покрытия автомобиля. Итак, на сегодняшний день самыми распространенными среди всех ЛКП автомобилей (именно те, с которыми повседневно сталкивается в жизни автолюбитель) будут следующие варианты:
Причем, стоит учесть, что доля ЛКП в виде базовой автоэмали, покрытой лаком постоянно растет, а акриловые и алкидные автоэмали все больше вытесняются с производством новых автомобилей, в том числе в сторону спецтехники и коммерческого транспорта. Поэтому вероятнее всего, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад, то он будет иметь покрытие именно типа: база + лак. Отметим, что среди всех покрытий, именно вариант база + лак будет иметь самый лучший эстетический, нарядный и глянцевый вид. Далее мы рассмотрим то, как устроены эти покрытия и как происходит процесс окраски для каждого типа. Но для начала рассмотрим еще такой вопрос, как деление всех лакокрасочных материалов на два основных вида по химическим свойствам.
Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком
Базовые автоэмали могут выпускаться в виде готовых к использованию красок, но преимущественно их получают подбором цвета, когда они колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета, например, такие как Dynacoat или Challenger.
Автомобильный лак для базовой краски
Акриловая автоэмаль
Выпускаться акриловые автоэмали могут в виде готовых к использованию красок, а также могут быть колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета.
Алкидная автоэмаль
Алкидные автоэмали, как правило, выпускаются на рынке в виде готовых к использованию банок с определенными цветами.
Алкидные и акриловые автоэмали менее дорогие и поэтому чаще всего используются на коммерческом транспорте и спецтехнике, а также классических моделях ВАЗ. На современных же автомобилях практически везде используются базовые краски с металлик-эффектом под лаком, при этом некоторые дорогие комплектации моделей автомобилей используют и более дорогие перламутровые краски.
Совместимость покрытий при ремонте
При ремонте ЛКП правильнее всего использовать покрытия одного типа и максимально избегать сочетаний, особенно с алкидными эмалями. Но если доступ к материалам ограничен, то необходимо соблюдать следующие правила.
Общие правила для автоэмалей
Стоит учесть, что для всех видов лакокрасочных материалов (с отвердителями и без них) время высыхания во многом зависит от влажности воздуха и температуры окружающей среды. Поэтому все лакокрасочные материалы имеют описание и инструкции по применению от производителя (окружающая температура, кол-во слоев, пропорции смешивания, размер дюзы для нанесения, условия сушки и т.п.), которые необходимо обязательно соблюдать.
Соблюдая все эти правила Вы непременно получите требуемый качественный результат при ремонте автомобильного ЛКП.
Лакокрасочное покрытие авто
Существуют специализированные краски, помогающие не только создать красивый внешний вид и эксклюзивный дизайн нашего автомобиля, но и позаботиться:
Важно, чтобы каждый материал подобного плана мог действительно гарантировать качество защитного покрытия. Ведь они, в первую очередь подвергаются не только механическому и химическому виду воздействию.
Лакокрасочные материалы для автомобилей
На данный момент, товары этой категории представлены огромным ассортиментом. Отдельный класс представляет, конечно же, продукция для автомобиля.
Существует три отдельных категории, которые включают:
Акриловые автоэмали
Если рассматривать каждый лакокрасочный материал отдельно, то получается, то акриловые краски – это наиболее дорогостоящая категория. Зато, цена краски абсолютно оправдана, ведь результат покраски будет самым лучшим, а защитная плёнка из слоя краски – плотной.
Нет других, конкурирующих с этим, веществ. Полиуретановая сетка, которая образуется только после высыхания, предохраняет кузов автомобиля от:
При этом важно помнить, что сама краска не готовится заранее.
Она необходима только в начале работы. Причиной такого подготовительного этапа является одно из свойств специальной краски, позволяющее ей очень быстро высыхать, если для этого присутствуют все температурные условия.
Сейчас она используется в профессиональных салонах и мастерских, специализирующихся на ремонте автомобилей. Даже при выпуске транспортных средств, из великого разнообразия красок, разработчики всегда предпочитают именно акриловые.
Синтетические краски для авто
Синтетический класс красок, с каждым годом всё реже используется для работ, направленных на качественную покраску автомобиля. Состав их не отличается особыми свойствами, не имеет особых преимуществ. Хотя, с другой стороны, радует цена. Если ваше транспортное средство уже утратило свой привлекательный вид, но используется для работ, предусматривающих:
Не делайте ошибку, пытаясь полировать поверхность автомобиля, после высыхания основного слоя краски. Это приведёт и образованию стойкого и резкого запаха из-за реакций, возникающих от взаимодействия краски с растворителем.
Старые машины идеально подходят для покраски синтетическим типом лакокрасочного материала. Ведь, не будет никаких особых требований, которые можно было бы предъявить к подобному автомобилю. А благодаря тому, что краска обновит внешний вид кузова, можно продлить эксплуатацию транспортного средства. Даже новичок сможет сделать всю работу по покраске автомобиля самостоятельно, не обращаясь за профессиональными услугами в автосервис.
Алкидные краски
Пожалуй, наиболее профессиональной и наиболее сложной в обращении, а так же дальнейшей работе с покрытием, является алкидная краска. В неё сочетается всё, о чём только можно мечтать настоящему автомобилисту:
Сложно назвать ещё одно свойство краски преимуществом, однако, она высыхает на протяжении одних суток.
При этом, температура, благоприятная для этого процесса, достигается, варьируется в пределах от 15- до 200 градусов. Рекомендуется некоторое время беречь лакокрасочное покрытие особенно внимательно.
От неловкого движения краска может в каком-либо месте кузова просто деформироваться, испортив тем самым все ваши старания и общий результат работы.
Когда же вы просто не располагаете таким количеством свободного времени, ускорить процесс засыхания краски появиться возможность, если пользоваться специально созданным затвердителем.
Однако кроме красок существуют различные лакокрасочные материалы, предназначенные для отделочных и некоторых ремонтных работ с вашим автомобилем.
Лкм для авто
Как правильно подобрать цвет
Бывает и так, что вас вполне устраивает старый цвет автомобиля. Тогда нужно просто обновить его, осуществив покраску идентичным лакокрасочным материалом. Здесь вы столкнётесь с небольшими препятствиями, заключающимися:
При этом стоит осознавать тот факт, что только заводского кода, определяющего цвет, в который была выкрашена машина, недостаточно. Вам сможет помочь только профессионал, который подскажет нужный цвет, основываясь на вспомогательной таблице цветов. Только после его рекомендаций следует браться за поиск нужной краски и определяться с её последующей ценой и покупкой.
Качественная покраска автомобиля всегда занимает определённой количество времени, является очень ответственным и в некоторой степени, сложным мероприятием.
Поэтому, важно набраться терпения, определиться со всеми вспомогательными материалами, подготовить рабочее место и только тогда приступать к основной работе.
По вешнему виду лакокрасочного покрытия, можно определить и общее качество всей, выполненной вами, или же специалистом, работы. Если вы до этого не занимались покраской собственного автомобиля, то для начала следует лучше узнать теоретическую сторону вопроса, чтобы правильно выполнить его практическую сторону.
В наше время на рынках лакокрасочных материалов присутствует просто неисчислимое количество видов, разнообразных типов красок, предназначенных для защиты вашего автомобиля.
Некоторые владельцы машин, предпочитающие самостоятельный ремонт транспортного средства, стараются приобретать удобные лакокрасочные товары, среди которых большую популярность приобрела именно краска, по специальной технологии помещённая в небольшие баллончики. Удобство от использования и приемлемая цена, привлекают автолюбителей и сейчас.
Лакокрасочные материалы для авто
Важно, чтобы краска не просто обеспечивала красивый внешний вид транспортного средства. Защитная функция занимает особое место среди всех вышеперечисленных достоинств лакокрасочных товаров. Есть очень большое количество составов, отвечающих за покраску вашего автомобиля.
Акриловая эмаль
Этот лакокрасочный материал имеет в своём составе два основных компонента. От подобной продукции выгодно отличается не только своим качеством и блеском, но и способностью к полноценной защите покрытий, на которые наносится.
Зачастую, в большинстве случаев комплект состоит из эмали на основе акрила и соответствующего вещества, под названием отвердитель. Рекомендательные советы в инструкции настаивают на том, что его нужно использовать полностью.
Краска это не из дешёвых, тем более её следует нанести более двух раз, чтобы получилось трёхслойное защитное покрытие, позволяющее предотвратить появление ржавчины на кузове.
Есть такая рекомендация, которая предусматривает именно несколько слоёв краски, так как первый является только основой для последующих работ. Однослойная краска применяется очень редко, из-за того, что обладает огромным количеством недостатков. Чаще всего используют два слоя краски.
Эта работа вполне оправдана по деньгам, и такой слой хорошо защищает машину.
В то время как три слоя – редкость, ведь работа с каждым последующим слоем затрудняется и растягивается по времени, её способен выполнить с начала и до конца только профессионал.
Можно использовать несколько основных эффектов в работе.
Например, наиболее распространёнными являются:
Благодаря выполнению работ под таким углом, можно всегда добиться сияния покрытия, с разных углов, а это смотрится очень зрелищно и красиво. Последующие виды ремонта представляют собой сложный процесс, и даже простая царапина вызовет слишком много дополнительных затрат, а так же усилий на устранение неточностей, дефектов.
Меламиналкидная эмаль
Фактически, эта разновидность краски для автомобиля является синтетически разработанным веществом, в котором присутствует один компонент. Не требует данный материал особенных условий для работы с ним. Так же, в обычных условиях он хорошо засыхает, даже без применения особых добавок и затвердителей.
Бывают случаи, когда для засыхания лакокрасочного вещества нужно воспользоваться специальными камерами для покраски, обеспечивающими высокую температуру, а так же соответствующие условия для застывания вещества. Но, в таком случае, не обойтись и без затвердителей, ускоряющих реакции между краской и самим покрытием.
Так как слоя предусмотрено три, а краска зачастую застывает быстро и равномерно, ей часто пользуются для создания полноценного, роскошного блеска.
Краска с эффектом хамелеона
Если вы хотите, чтобы ваша машина выглядела необычно и всегда по-разному, необходимо применить специальную краску, обеспечивающую изменения, а так же переливы цветов, при осмотре машины под разными углами.
Другие краски в сравнении с этой не являются настолько дорогими. Но, согласитесь, что за такую особенность можно и переплатить, особенно, когда составные элементы краски образуют хорошее защитное покрытие.
Последующий ремонт окрашенных этим видом краски отдельных деталей, практически невозможен, иногда потребуется полная замена этого элемента автомобиля.
Для осуществления мелкого и незначительного ремонта, можно взять и нитрокраску. Она в данном случае – просто идеальный вариант. Купить её можно без проблем, обратившись за помощью к консультанту магазина, если вы занимаетесь покраской собственного автомобиля впервые. Выбор краски зависит от многих факторов, среди которых:
Или просто доверьте выбор краски и основную работу специалисту, отметив для себя последовательность всех действий, для получения желаемого результата.
материалы по теме
Лакокрасочные изделия
На сегодняшний день витрины магазинов пестрят обширным ассортиментом лакокрасочной продукции в разнообразной таре, предназначенной для различного использования. Сегодня для любой поверхности без труда можно выбрать подходящие типы и марки лакокрасочных материалов. При этом можно осуществить подбор краски не только по цветовой гамме, но при помощи автоматической колеровочной установки подобрать самые тонкие оттенки.
Дешевая или дорогая краска
Если рассматривать такой удобный и практически универсальный лакокрасочный материал, то перед тем как сделать свой выбор в пользу какой-то разновидности краски, давайте разберёмся с тем, а что же она собой представляет в общем.
Лакокрасочная продукция
Лакокрасочные материалы являют собой систему, состоящую из многих компонентов, которой специальными приспособлениями (кистью, валиком, распылителем.), покрывают очищенную от мелкого мусора и пыли, повреждённую поверхность. Высохнув, лакокрасочные материалы покрываются особо устойчивой плёнкой, имеющей надёжное сцепление с обрабатываемой поверхностью. Это называется эффектом лакокрасочного покрытия. Лакокрасочные материалы используются для нейтрализации внешних, негативных влияний окружающей среды на металлические, деревянные и прочие виды сложных сооружений и простых предметов, а также для их декорирования.
Автомобильные эмали: функции, состав, классификация
Покраска автомобиля — работа тонкая, почти ювелирная. Мелочей в этом деле не бывает. Чтобы получать блестящие в прямом смысле слова результаты, мастер должен не только «чувствовать материал», уметь подбирать фактуру покрытия и приспосабливаться к мало-мальским изменениям окружающих условий, но и обладать знаниями о краске, как таковой. Вы скажете, что это пустая трата времени, ведь краска — это всего лишь краска, но на самом деле все гораздо сложнее.
Что такое краска? Или… эмаль?
За свою история термин «краска» претерпел существенные изменения. Раньше так именовались только масляные краски — материалы, изготовленные на основе растительных масел и олиф. Но со временем термин «краска» стал общеупотребительным и его начали применять и к другим ЛКМ, включая эмалевые краски.
Краски — это однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготавливаются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски).
(«Большой энциклопедический словарь», 2000 г.)
Краски, применяющиеся в автомобилестроении относятся к разряду эмалевых красок — смесей пигментов в лаках, образующих твердое непрозрачно покрытие с различными глянцем и фактурой.
Сокращенно эмалевые краски еще называют «эмалями»: разницы, вроде бы и нет, но на самом деле смысл этих двух понятий далеко не одинаков.
Дело в том, что эмалью (от франц. email) изначально называлось тонкое стекловидное покрытие, изготавливаемое из легкоплавких цветных стекол с добавлением оксидов металлов и пигментов, и закрепляемое высокотемпературной обработкой. Такие эмали используются, например, в художественной керамике, в ювелирном деле.
Во времена Московии все виды художественных эмалей носили название «финифть», и только в XIX веке это старинное название сменилось на новый термин «эмаль»
Также эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях. За примерами далеко ходить не надо — эмалированные тазы, кастрюли и ванны имеются в каждом доме.
Стекловидная эмаль появилась самой первой, поэтому во всех словарях и справочниках она упоминается в первую очередь. Для автомобильных кузовов она, конечно же, не подходит – как по технологическим соображениям, так и из-за повышенной колкости покрытия. С эмалевыми красками на основе лаков такую эмаль связывает лишь некая схожесть внешнего вида и не более того.
Но тем русский язык и велик, что изъясняться на нем можно достаточно вольно, пренебрегая некоторыми правилами, и все нас поймут. Тем более, что постоянно использовать термин «эмалевая краска» было бы не совсем удобно.
Поэтому в дальнейшем под словом «эмаль» будем понимать, конечно же, эмалевые краски, используемые в автомобильной индустрии.
А теперь давайте вспомним, какие функции возлагаются на автомобильное ЛКП.
Функции лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие автомобиля выполняет двойную функцию.
Во-первых, лакокрасочный слой обеспечивает защиту поверхности, на которую он нанесен. Он создает устойчивое к агрессивным внешним воздействиям покрытие, которое предохраняет лежащий под ним материал и, следовательно, продлевает срок его службы. Понятно, что в автомобилях, кузова которых сделаны из стали (которая ржавеет) слой краски — первая линия обороны против коррозии.
Во-вторых, лакокрасочное покрытие позволяет индивидуализировать транспортное средство, сделать так, чтобы оно радовало глаз и выделялось среди множества похожих машин. Разнообразие цветовой палитры и использование всевозможных эффектных ЛКП повышают стоимость автомобилей и стимулируют их продажи.
Термины «краска/эмаль» и «лакокрасочное покрытие» часто используются как взаимозаменяемые. Понятие ЛКП более общее и применимо к любому материалу, который может быть использован в качестве тонкой сплошной пленки на поверхности. Термин «краска/эмаль» традиционно используется применительно к пигментированным материалам с целью отличить их от прозрачных пленок, которые правильнее называть лаками.
Состав краски
Суть краски в том, что она начинает жизнь в жидком виде, в котором ее наносят на поверхность, после чего она превращается в твердую пленку с теми или иными декоративными и эксплуатационными показателями.
Из чего делают краски? Любая краска состоит из трех основных компонентов:
Также в состав эмали могут входить различного рода наполнители и добавки.
Наличие всех этих компонентов во всех ЛКМ не обязательно. Например, порошковые краски не содержат растворителей, а прозрачные лаки — красящих пигментов. Но связующее — это обязательный компонент любого лакокрасочного материала, его основа.
Пленкообразователь (связующее)
Свойства этого компонента очевидны из названия — связующее «держит» все составляющие краски вместе, связывая их как друг с другом, так и окрашиваемой поверхностью.
Во многом именно связующее определяет ключевые свойства готового ЛКП — его адгезию, механическую и атмосферостойкость.
В качестве пленкообразователей в лакокрасочной промышленности используются различные природные и синтетические смолы, растительные масла. Некоторые лакокрасочные материалы могут иметь в своем составе два и более пленкообразователя.
Зачастую тип связующего можно определить из самого названия краски: нитроцеллюлозная (нитрат целлюлозы), алкидная (алкидные смолы), акриловая (акриловые смолы) и т.п.
Растворитель
Пленкообразующие вещества обычно представляют собой либо очень вязкие жидкости, либо хрупкие твердые тела. Чтобы понизить их вязкость, в лакокрасочный материал вводятся растворители. Благодаря растворителю краска остается жидкой во время изготовления и хранения.
В качестве растворителей применяется очень широкий ряд органических жидкостей (углеводороды, кетоны, спирты, эфиры) и смеси подобных жидкостей.
Не стоит путать растворители, которые вводят в ЛКМ при изготовлении, с теми жидкостями, которые мы наливаем в материал перед применением. Последние правильнее называть разбавителями, поскольку они не растворяют полимерное связующее, а лишь понижают вязкость продукта.
Пигменты и наполнители
Основная функция пигментов — декоративная — они обеспечивают пленке цвет и укрывистость. Также пигменты повышают прочностные и эксплуатационные свойства покрытия, некоторые из них обладают свойствами ингибиторов коррозии. По химическому составу — это природные или искусственные оксиды, или соли металлов, металлические порошки, а также органические пигменты для придания покрытиям ярких тонов.
Помимо основного пигмента в состав ЛКМ могут входить различные наполнители. Их добавляют для удешевления лакокрасочных материалов, а также для улучшения прочностных и защитных свойств. По составу они представляют собой белые или слегка окрашенные порошки дешевых природных минералов (тальк, гипс, слюда, каолин, мел и др.). Некоторые наполнители вводятся для повышения термостойкости — например, слюда или асбест.
Добавки
То время, когда лакокрасочные материалы состояли максимум из трех компонентов давным-давно ушло. Современные ЛКМ — это многокомпонентные композиции, и помимо связующего, пигмента и растворителя они имеют в своем составе различные целевые добавки, призванные улучшить те или иные свойства продукта.
В частности, добавки могут повышать эластичность покрытий (пластификаторы), их стойкость к старению (антиоксиданты), огнестойкость (антипирены), поглощать УФ-излучение, предотвращать выпадение пигмента в осадок, препятствовать образованию поверхностной пленки при хранении, улучшать розлив.
Некоторые добавки могут вводиться в лакокрасочный материал непосредственно перед применением, например ускорители сушки, пластификаторы, матирующие и структурирующие добавки.
Классификация автомобильных эмалей
Существует два основных способа систематизации автомобильных эмалей и лаков:
С первым все более-менее понятно: основными видами авторемонтных эмалей в зависимости от типа основы являются нитроэмали, алкидные, меламиноалкидные, акриловые, а также базовые эмали (чаще всего они представляют собой комбинацию полиэфира, меламинформальдегидной смолы и ацетобутирата целлюлозы).
Сейчас нас больше интересует второй пункт — характер формирования пленки. По этому признаку все эмали можно разделить на две группы:
Механизм сушки эмалей первой группы — чисто физический. Пленка этих красок формируется исключительно за счет испарения растворителей, без изменения химического состава связующего. Полученная после высыхания пленка может быть снова растворена в растворителе, поэтому ее называют обратимой. Такие материалы относятся к классу термопластичных.
Типичный представитель — эмали на основе нитрата целлюлозы (нитроэмали), использовавшиеся на ранней стадии развития автомобильной промышленности.
Высыхание в результате испарения растворителей (нитроэмали, масляные краски)
Отверждение эмалей второй группы происходит уже иначе. Испарение растворителей, само собой, тоже происходит. Но, в отличие от эмалей предыдущей группы, здесь параллельно запускается еще один процесс: химическое превращение молекул связующего в сетчатый полимер. Полученная пленка обладает новыми физическими и химическими свойствами, после полного отверждения растворить такую пленку невозможно, поэтому ее называют необратимой (термореактивные материалы).
Сама реакция «сшивания» молекул может быть запущена разными способами. Если вспомнить алкидные эмали, то отверждение их пленок происходит в результате реакции с кислородом. В меламиноалкидных материалах («синтетика») реакция запускается при нагреве.
Отверждение в результате окисления кислородом (алкидные эмали)
Пленки современных акриловых эмалей и лаков отверждаются в результате реакции с отвердителем, который добавляется в материал непосредственно перед применением.
Отверждение в результате реакции с отвердителем (акриловые материалы)
Материалы, состоящие из двух частей, которые смешиваются перед применением, называются двухкомпонетными (2K). В лакокрасочной терминологии применительно к ним можно также встретить термин «двухупаковочные» (потому, что поставляются в двух упаковках). И наоборот — материалы, выпускаемые в одной упаковке принято называть однокомпонентными (1K).
Невозможно в краткой статье рассмотреть все нюансы, связанные с автоэмалями. За кадром остались их физико-химические свойства, а также преимущества и недостатки тех или иных видов. К этим вопросам мы вернемся в следующей статье.