Назовите какие требования предъявляют к машинам и механизмам
Лекция №2. Общие сведения о машинах и механизмах
Машина — это совокупность механизмов, выполняющих определенную работу или преобразующих один вид энергии в другой. В зависимости от назначения различают машины — двигатели и рабочие машины.
В зависимости от назначения рабочие машины могут выполнять определенную работу по изменению формы, размеров, свойств и состояния объектов труда. Объектами труда в предприятиях общественного питания служат пищевые продукты, подвергающиеся различной технологической обработке — очистке, измельчению, взбиванию, перемешиванию, формированию и т.д.
По степени автоматизации и механизации выполняемых технологических процессов различают машины неавтоматические, полуавтоматические, автоматические. В машинах неавтоматического действия загрузка, выгрузка, контроль и вспомогательные технологические операции выполняются поваром, закрепленным за данной машиной. В машинах полуавтоматического действия основные технологические операции выполняются машиной, ручные остаются только транспортные, контрольные и некоторые вспомогательные процессы. В машинах автоматического действия вес технологические и вспомогательные процессы выполняются машиной. Они используются в составе поточных и поточно-механизированных линий и полностью заменяют труд человека.
Основные требования предъявляемые к машинам и механизмам.
Машины и механизмы должны удовлетворять требованиям прогрессивной технологии обработки сырья и продуктов.
Для этого необходимо, чтобы конструктивные, кинематические и гидравлические параметры оборудования обеспечивали оптимальные режимы технологических процессов и высокие технико-экономические показатели. Такими параметрами являются: удельная энергоемкость, удельная металлоемкость, удельная материалоемкость, удельный расход воды, занимаемая оборудованием площадь и др., т. е. параметры машины, отнесенные к единице производительности.
Конструкция должна обеспечивать высокую надежность и долговечность машины, быструю замену изношенных и неисправных рабочих органов, инструментов, узлов и деталей. Конструкция должна быть технологичной, т. е. в процессе изготовления и эксплуатации машины затрачиваются минимальные средства. Необходимо, чтобы машины и механизмы отвечали требованиям техники безопасности и производственной санитарии (машины заземляют; рабочие органы, инструменты и элементы передачи закрывают кожухами, крышками, предохранительными кольцами, облицовками или заключают в корпуса; в конструкцию многих машин включают различные блокировочные устройства и элементы, обеспечивающие отключение их при поднятых ограждениях).
Выпускаемые машины все в большей степени должны отвечать требованиям производственной эстетики. Правильные пропорции машин, простота их формы, удобное расположение элементов управления, загрузочных и разгрузочных устройств, приятная окраска способствуют повышению производительности труда и созданию безопасных условий работы.
При создании современных машин и механизмов стремятся к стандартизации и унификации узлов, деталей и комплектующих изделий, что позволяет сократить номенклатуру запасных частей и облегчить выполнение ремонтных работ.
Рабочие органы и инструменты машин и механизмов должны обладать высокой износоустойчивостью. Быстровращающиеся узлы и детали машин должны быть уравновешены, чтобы исключить износ подшипников, валов и корпусных деталей.
Требования к машинам и деталям
К большинству машин предъявляются следующие требования:
высокая производительность;экономичность производства и эксплуатации; технологичность;равномерность хода;высокий кпд;
точность работы; компактность, надежность и долговечность;
удобство и безопасность обслуживания;транспортабельность;
соответствие внешнего вида требованиям технической эстетики, современный дизайн.
Применение в машине стандартных деталей и узлов уменьшает количество типоразмеров, обеспечивает взаимозаменяемость, облегчает ремонт машин.
Одним из главных требований, предъявляемых к деталям, является
технологичность, которая значительно влияет на их стоимость.
Следует предусматривать максимально возможное применение стандартных узлов и деталей. Существенными показателями технологичности конструкции являются ее материалоемкость, трудоемкость изготовления и себестоимость. Технологичной считают такую конструкцию, для которой характерны минималь-ные затраты при производстве и эксплуатации.
Основные критерии работоспособности деталей и узлов машин.
Работоспособность – это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции в пределах технических требований.
Основные критерии работоспособности оценивают:
— прочностью – способность сопротивляться разрушению;
— жесткостью – способность сопротивляться изменению формы и размеров ( или допускать изменение в установленных пределах);
— износостойкостью – способность сохранять необходимые размеры в течение заданного срока;
— теплостойкостью – способность работать в пределах заданных температур;
— вибрационной устойчивостью – способность работать в диапазоне далеком от области резонансов.
Основными машиностроительными материалами являются:
стали – сплав на основе железа с содержанием углерода до 2% и другими элементами. Свойства сталей улучшают легированием, т.е. добавлением в сплав вольфрама
чугун- содержит углерода более 2%(2%-4%), обладает хорошими литейными и антифрикционными свойствами(малый коэффициент трения)
цветные сплавы- сплавы на основе меди(латуни и бронзы), алюминия(силумины, дуралюмины), магния и мягких металлов
неметаллические материалы – пластмассы, древесные, резиновые, текстильные и другие.
В современных машинах используют:
композиционные материалы – это композиции из тонких высокопрочных волокон(углерода, бора, стекла) и пластичной основы(матрицы) – металлической, керамической или полимерной. Такое строение материалов обеспечивает высокую надежность при переменном напряжении.
порошковые материалы – получают прессованием и последующим спеканием в пресформах из смесей металлических и неметаллических порошков. Этим материалом можно придать особые свойства, которые не могут быть получены традиционными способами: высокую твердость, пористость, антифрикционность.
Механизмы
Механизмы – устройства, служащие для преобразования видов движения:
— вращательное в возвратно-поступательное (рычажные),
— вращательное в заданный закон движения (кулачковые),
— механизмы прерывистого действия (мальтийские, храповые).
В курсе «Детали машин» рассматриваются следующие виды механизмов:
— по расположению звеньев в пространстве: плоские, пространственные;
— по форме, конструктивному исполнению и движению звена:
рычажные, кулачковые, мальтийские, храповые.
Рычажный механизм
Рычажный механизм – это механизм, образованный звеньями, выполненными в виде стержневых конструкций-рычагов.
Рычажные механизмы предназначены для преобразования вращательного движения входного звена в возвратно-поступательное движение выходного звена и наоборот.
Могут передавать большие усилия и мощности.
Рычажные механизмы широко распространены в машинах практически всех видов.
Используются в качестве основных технологических устройств. Однако воспроизведение требуемого закона движения такими механизмами весьма ограничено.
Кулачковый механизм
Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон возвратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя).
С помощью кулачкового механизма получается заданный закон движения толкателя с временными остановками при непрерывном движении ведущего звена.
Кулачковый механизм состоит из тела криволинейной формы, характер движения которого определяет движение всего механизма. Придавая профилям кулачка(1) и толкателя (2) соответствующие очертания всегда можно осуществить любой желательный закон движения толкателя.
Основное преимущество заключается в том, что, не изменяя количества звеньев, можно воспроизвести любой закон движения за счёт изменения профиля кулачка.
Недостатки кулачковых пар:
— основным из них является то, что расчет профиля поверхности ведущего звена представляет собой достаточно сложную задачу, да и его изготовление — тоже,
— наличие высшей кинематической пары и, как следствие, ограниченная долговечность, сложность изготовления, высокая стоимость.
— относительно малая нагрузочная способность, вследствие трения скольжения кулачка и толкателя по линии, а также из-за значительных боковых усилий на толкатель при резких перемещениях.
Храповой механизм
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками.
Проще говоря, храповик позволяет оси вращаться в одном направлении и не позволяет вращаться в другом. Данные механизмы работают с ударами и толчками.
Основные требования, предъявляемые к машинам, узлам и деталям
Основные понятия о машинах, узлах и деталях
Машиной называют устройство, выполняющее механические движения по преобразованию энергии, материалов и информации с целью облегчения или замены физического или умственного труда человека и повышения его производительности.
По функциональному назначению машины разделяют на группы:
— информационные машины, предназначенные для преобразования и представления информации. Они подразделяются на контрольно-управляющие и математические машины;
— кибернетические машины, предназначенные для замены или имитации различных технических, физиологических или биологических процессов, присущих человеку и живой природе. Кибернетические машины обладают элементами искусственного интеллекта (роботы и т.п.).
Каждая машина состоит из деталей, частично или полностью объединенных в узлы.
Среди множества деталей и узлов можно выделить такие, которые применяются практически во всех машинах и приборах (болты, валы, муфты, подшипники, механические передачи и др.)
Эти детали и узлы встречаются в самых различных машинах, имеют одинаковое назначение, выполняют одинаковые функции и являются однотипными по форме. Указанные детали и узлы называют деталями и узлами общемашиностроительного применения.
Детали и узлы специфические, встречающиеся только для данного вида машин (лопатки турбин и компрессоров, воздушный и гребной винты, коленчатый вал и т.п.), относят к деталям и узлам специального назначения.
Общая классификация деталей и узлов машин
Детали и узлы для осуществления вращательного движения: валы, оси, подшипники скольжения и качения, муфты приводов.
Опорные детали машин и узлы: корпуса, станины, стойки, кронштейны и др.
Устройства для смазывания (форсунки, штуцеры, жиклеры, трубопроводы) и защиты элементов конструкции от загрязнений (уплотнения, фильтры, кожухи, крышки).
Упругие элементы (пружины, рессоры, амортизаторы).
Основные требования, предъявляемые к машинам, узлам и деталям
Совершенство конструкции и качество любой машины и составляющих её узлов и деталей определяются в основном такими показателями, как работоспособность, надежность, технологичность и экономичность. Другими требованиями, соблюдение которых тоже очень важно, являются удобство и безопасность обслуживания и управления (эргономические требования) и внешний вид, соответствующий требованиям технической эсте тики.
Утрату работоспособности называют отказом. Отказы по своей природе могут быть связаны с разрушением деталей или с нарушением технического обслуживания машины (ослабление соединений, нарушение регулировки и т.п.)
Важными характеристиками исправности и работоспособности изделий являются:
Работоспособность изделий характеризуют рядом показателей, отражающих физические явления при работе, или критериями, важнейшими среди которых являются: прочность, жесткость, устойчивость, износостойкость, термостойкость и виброустойчивость. Значение того или иного критерия работоспособности для данной детали определяют по условиям работы и по служебному назначению детали.
Надежность изделий закладывается при проектировании (точностью составления расчетных схем, правильным выбором материала, введением резервных элементов конструкции и др.), обеспечивается при изготовлении технологическими и организационно-техническими мерами и поддерживается при эксплуатации за счет соблюдения нормального технического обслуживания и ремонта.
Технологичность конструкции определяется изготовлением всех её элементов с минимальными затратами труда, времени и средств при обеспечении заданного качества деталей, узлов и машины в целом.
Детали и узлы должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы были обеспечены возможность сборки и разборки машины, удобный осмотр и смазка трущихся поверхностей, легкая замена изношенных частей при ремонте и т.п.
Экономичность изделий оценивается затратами на проектирование, стоимостью материалов, затратами на изготовление, эксплуатацию и ремонт. Экономичность деталей и узлов достигается оптимизацией их формы и размеров из условия минимизации массогабаритных характеристик, обеспечения минимума материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства; за счет максимального КПД в эксплуатации при высокой надежности; высокой специализации производства, широкого применения стандартных, нормализованных и унифицированных деталей и др.
Роль стандартизации
Огромное значение в машиностроении, как и вообще в народном хозяйстве, имеет стандартизация.
Стандартизация — это обеспечение единообразия и качества продукции введением специальных обязательных для применения нормативных документов — стандартов.
Стандартизация деталей и узлов машин охватывает:
— нормы проектирования — общие нормы, классификацию и терминологию, методы расчета, правила оформления чертежей;
— конструкции — основные параметры, присоединительные и габаритные размеры;
— параметры производственного процесса — технологический процесс и инструмент;
— уровень качества и условия эксплуатации — материалы, показатели качества, технические требования, методы испытаний.
Стандартизация деталей машин обеспечивает:
а) возможность массового или крупносерийного производства стандартных деталей; как известно, трудоемкость деталей в массовом и крупносерийном производствах во много раз меньше, чем в мелкосерийном и индивидуальном, при значительно меньшем отходе металла в стружку;
б) возможность использования стандартного инструмента режущего, деформирующего и измерительного;
в) легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте;
г) большую экономию труда при конструировании;
д) повышение качества конструкций.
Трудно представить себе то огромное количество труда, которое нужно было бы затратить, чтобы при проектировании каждой машины разрабатывать в индивидуальном порядке все винты, подшипники качения, смазочные устройства и другие стандартизованные детали и узлы.
Машины необходимо проектировать с учетом возможности унификации узлов и деталей с другими машинами, близкими по размерам и конструктивно подобными. Поэтому весьма эффективно комплексное проектирование целых семейств или размерных рядов машин.
Огромная экономичность массового и крупносерийного производства по сравнению с мелкосерийным и индивидуальным заставляет конструкторов во всех случаях стремиться применять в проектируемых машинах агрегаты или даже детали машин, уже изготовляемые в массовом производстве.
Требования, предъявляемые к современным машинам
Машин
Вводные понятия в курсе ДМ и ОК. Классификация типовых деталей
Лекция 1
ВВОДНЫЕ ПОНЯТИЯ В КУРСЕ ДМ и ОК
Машины и приборы состоят из деталей и узлов. Деталью называют элемент конструкции, изготовленный из материала одной марки без применения сборочных операций. Детали частично могут объединяться в сборочные единицы (узлы). Сборочной единицей называют совокупность деталей, соединенных на предприятии-изготовителе посредством сборочных операций и предназначенных для совместной работы. Простейшая сборочная единица может включаться как составная часть в более сложную. Характерными примерами сборочных единиц являются по мере нарастания сложности подшипник, узел опоры, редуктор.
В машинах количество деталей исчисляется сотнями и тысячами. Несмотря на различное конструктивное оформление и назначение машин, большинство деталей и сборочных единиц (узлов) в них являются типовыми. Типовыминазывают детали, которые встречаются практически в любой машине и независимо от назначения машины выполняют одинаковые функции.
Типовые детали можно объединить в несколько характерных групп:
— детали соединений (резьбовых, заклепочных, шпоночных, шлицевых, сварных, клеммовых, прессовых и т.д.);
— детали передач (зубчатых цилиндрических и конических, червячных, ременных, цепных, фрикционных и т.д.)
— опоры валов и осей (подшипники);
— упругие элементы (пружины, рессоры);
Детали и узлы машин, как и машины в целом, характеризуются работоспособностью, надежностью, технологичностью, экономичностью и эстетичностью. Работоспособностью называют состояние деталей, при котором они способны нормально выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией. Под надежностью понимают свойство изделия сохранять свою работоспособность в течение заданного промежутка времени или требуемой наработки. Технологичными называют детали и узлы, требующие минимальных затрат средств, времени и труда в производстве, эксплуатации и ремонте.
Основы расчета на прочность изучают в курсе сопротивления материалов. В курсе «Детали машин» общие методы расчетов на прочность рассматривают в приложении к конкретным деталям и придают им форму инженерных расчетов.
Нагрузки на детали машин и напряжения в них могут быть постоянными и переменными по времени. Детали, подверженные постоянным напряжениям в чистом виде, в машинах не встречаются. Однако отдельные детали работают с мало изменяющимися напряжениями, которые при расчете можно принимать за постоянные.
Переменные напряжения характеризуются циклом изменения напряжений: при отнулевом цикле напряжения меняются от нуля до максимума; при знакопеременном симметричном цикле напряжения меняются от отрицательного до такого же положительного значения.
Нагрузки могут изменяться плавно или прикладываться внезапно (удары). Перечислим нагрузки, действующие на ДМ:
— усилия, возникающие при изготовлении детали;
— усилия, возникающие при сборке;
— силы от температурных деформаций;
— силы собственного веса детали;
Жесткость характеризуется изменением размеров и формы детали под нагрузкой. Расчет на жесткость предусматривает ограничение упругих перемещений деталей в пределах, допустимых для конкретных условий работы.
Теплостойкость. Нагрев деталей машин может вызвать: понижение прочности материала и появление ползучести; понижение защищающей способности масляных пленок, а, следовательно, увеличение изнашивания деталей; изменение зазоров в сопряженных деталях, которое может привести к заклиниванию или заеданию и т.п.
Виброустойчивостъ. Вибрации вызывают дополнительные переменные напряжения и, как правило, приводят к усталостному разрушению деталей
Назовите какие требования предъявляют к машинам и механизмам
Каждая машина состоит из сборочных единиц (элементов), выполняющих определенные функции при ее работе: силового оборудования (одного или нескольких двигателей) для получения механической энергии; рабочего оборудования для непосредственного воздействия на перерабатываемый материал и выполнения заданного технологического процесса; ходового оборудования (у переносных и стационарных машин оно отсутствует) для передвижения машины и передачи ее веса и рабочих нагрузок на опорную поверхность; передаточных механизмов (трансмиссии), связывающих рабочее и ходовое (у самоходных машин) оборудование с силовым; системы управления для запуска, останова и изменения режимов работы силового оборудования, включения, выключения, реверсирования, регулирования скоростей и торможения механизмов и рабочего органа машины; несущей рамы для размещения и закрепления на ней всех узлов и механизмов машины. Сборочные единицы многих строительных машин унифицированы.
Машина представляет собой устройство, совершающее полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Она состоит из ряда механизмов различного назначения, объединенных общим корпусом, рамой или станиной. Механизмы включают в себя узлы в виде законченных сборочных единиц, представляющих совместно работающие детали. Деталь является частью машины, изготовленной в основном из однородного по наименованию и марке материала без использования сборочных операций. Их подразделяют на простые (заклепка, штифт, шпонка), сложные (распределительный вал, корпус редуктора и двигателя), общего (болты, валы, зубчатые колеса) и специального назначения, применяемые в различных видах машин (крюки кранов, корпуса ковшей экскаваторов, поршни насосов).
Основными требованиями, предъявляемыми к деталям, являются простота их форм, экономичность (стоимость материала, затраты на изготовление и эксплуатацию) и надежность (способность сохранять во времени свою работоспособность). Работоспособность же определяют, как по отдельным, так и совместным показателям прочности, износостойкости, теплостойкости, жесткости, устойчивости и виброустойчивости. Значения необходимых показателей зависят от условий работы деталей (для крепежных деталей — прочность, для ходового винта — износостойкость). Однако главным показателем для большинства деталей является прочность — свойство детали сопротивляться изменению формы (разрушению) под воздействием внешних нагрузок.
Наиболее распространенными способами оценки прочности деталей являются: 1) сравнение расчетных напряжений от действующих нагрузок с допускаемыми напряжениями а [п].