Назовите родовые понятия различных порядков по отношению к следующим автомобиль сосна
Люди помогите завтра последний зачёт! одна надежда на вас!
а) 1) Рабочий, колхозник, служащий.
2) Из рабочих, из крестьян, из мещан, из дворян, из купцов.
3) Квартира, дача, машина.
4) Водка, вино, настойка, наливка, самогон, одеколон, жидкость для обезжиривания поверхностей.
5) Валюта, золото, нефть, рубли, купоны.
6. Определите, в каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия, а в каких — членение целого на части:
а) 1) Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные.
2) Университет делится на факультеты.
3) Имена делятся на мужские и женские.
4) Углы делятся на острые, тупые и прямые.
5) Города делятся на районы.
6) Люди по темпераменту делятся на меланхоликов, холериков, флегматиков, сангвиников.
7) Предсказания делятся на сбывшиеся и несбывшиеся.
7. Определите, соблюдены ли правила деления понятия, а если нет, то какие ошибки допущены в следующих примерах:
а) 1) Диеты бывают низкокалорийные, разгрузочные и молочные.
2) “Желания бывают естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые, но происходящие от пустых мнений”. (Эпикур)
3) Писатели делятся на великих, выдающихся, известных и малоизвестных.
4) Телевизоры бывают черно-белого изображения, цветные и неработающие.
5) Учебные заведения бывают частные, государственные и иные.
6) Леса делятся на хвойные и лиственные.
8. В следующих определениях выделите определяемое понятие, ближайший род и видовое отличие:
а) 1) Л. Н. Толстой — русский писатель, написавший роман “Война и мир”.
2) Кража — тайное похищение государственного или общественного имущества.
3) Апогей — самая отдаленная точка орбиты движущегося вокруг Земли тела.
9. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, то поясните какие ошибки допущены:
а) 1) Некоторые деревья живут очень долго.
2) Некоторые загадки природы никогда не будут разгаданы.
3) В любой библиотеке есть книги, которые не пользуются популярностью.
4) Все адвокаты — юристы.
2. Составьте суждения из следующих пар понятий:
Ч14. Родовые и видовые понятия.
Возьмём ряд понятий: «город» — «столица» — «Москва». Понятие «город» будет родовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» будет родовым по отношению к понятию «Москва». Но эти же понятия находятся и в другом отношении: понятие «Москва» является видовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город».
Таким образом, одно и то же понятие в одно и то же время может быть и видовым, и родовым, но только в разных отношениях: по отношению к менее общему — оно родовое, а по отношению к более общему — видовое.
Родовое понятие (или род) не может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Род и вид всегда взаимно связаны.
Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельного, а именно: каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства.
Например, яблоко есть плод (общее свойство, присущее яблокам и другим плодам), но яблоко имеет также свои, особые свойства, которых нет у других плодов; сосна есть дерево (общее свойство), но сосна имеет и свои, особые свойства, присущие только сосне и отличающие её от других деревьев.
Общие свойства существуют только в отдельных предметах. Тем самым общие свойства являются признаком отдельных предметов.
Так как всякое яблоко есть плод, то «плод» есть признак яблока; «дерево» есть признак сосны и т д. Причём эти общие свойства (плод, дерево) являются существенными признаками, так как они выражают коренные свойства предметов.
Точно так же родовые понятия, отражая объективную связь предметов и явлений действительности, являются признаками своих видов.
Когда мы говорим «химия есть наука», то мы указываем, к какому роду относится «химия» (к роду «наука»), и в то же время указываем существенный признак «химии», её родовой признак («наука»).
Наука vs религия
Заново пройти школьный курс
Всем привет. С недавнего времени всё больше понимаю, что в школе очень мало времени уделял таким важным наукам как химия и физика (в школе это казалось очень скучным). Поэтому не могли бы вы порекомендовать какие-нибудь книги по этой теме но написанные простым языком, в которых смогли уместить весь школьный курс, и было бы великолепно если при их прочтении не хотелось бы уснуть. Заранее спасибо.
Вот читаешь серьезные книжки, а там.
Как Обучается Искусственный Интеллект
Как все алгоритмы вокруг нас учатся выполнять свою работу?
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул. Таким образом, у него сложился определенный способ мышления, своеобразный стиль доказательств. В этот период и определилась математическая судьба Рамануджана.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, не известных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он стал профессором университета, его выбрали в Лондонское королевское общество. Печатные труды с его формулами выходили один за другим, вызывая удивление, а подчас и недоумение коллег.
Годфри Харди:
В формировании математического мира Рамануджана начальный запас математических фактов объединился с огромным запасом наблюдений над конкретными числами. Он коллекционировал такие факты с детства. Он обладал поразительной способностью подмечать огромный числовой материал. По словам Харди, «каждое натуральное число было личным другом Рамануджана». Многие математики его времени считали Рамануджана просто экзотическим явлением, опоздавшим родиться на 100 лет. Не перестают удивляться проницательности индийского гения и математики нашего времени.
Одна из цепных дробей, найденных Рамануджаном:
Но самой известной его работой, совместная с профессором Харди, является работа по асимптотике разбиения натуральных чисел. То есть представление какого-либо натурального числа N в виде суммы других натуральных чисел.
Например, <3,1,1>или <3,2>— разбиения числа 5, поскольку 5 = 3 + 1 + 1 = 3 + 2. Всего существует p(5) = 7 разбиений числа 5: <1,1,1,1,1>, <2,1,1,1>, <2,2,1>, <3,1,1>, <3,2>, <4,1>, <5>.
Формула Харди-Рамануджана:
Сфера его математических интересов была очень широка. Это магические квадраты, квадратура круга, бесконечные ряды, гладкие числа, разбиения чисел, гипергеометрические функции, специальные суммы и функции, ныне носящие его имя, определённые интегралы, эллиптические и модулярные функции. + множество формул,теорем и равенств в теории чисел.
Сам Рамануджан говорил, что формулы ему во сне внушает богиня Намагири Тхайяр.
Умер в Мадрасском президентстве вскоре после возвращения в Индию. Причиной ранней (в возрасте 32 лет) смерти мог быть туберкулёз, усугубленный последствиями недоедания, истощения и стресса.
Изложение этой науки
Таким образом, один из мудрецов обязательно догадается, какого цвета на нем колпак.
^ ЛЕКЦИЯ III. ОПЕРАЦИИ НАД ПОНЯТИЯМИ
В предыдущей лекции мы познакомились с понятием как формой мысли. Узнали, что каждое понятие имеет объем и содержание, что понятия по объему разделяются на три вида, научились изображать отношения между объемами различных понятий с помощью круговых схем. Теперь мы переходим к рассмотрению операций, которые можно осуществлять с понятиями. Но сначала пара вопросов:
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Как разделить 5 яблок между 5-ю лицами таким образом, чтобы каждый получил по яблоку и при этом одно яблоко осталось в корзине?
^ III. 1. Обобщение и ограничение понятий
Обобщить некоторое понятие значит сформулировать понятие с более широким объемом, родовое по отношению к данному. Например, обобщением понятия «такса» будет понятие «собака», обобщением последнего будет понятие «животное» и т. д. Пределом обобщения являются наиболее широкие по своему объему категории философии и науки: бытие, пространство, время, движение, взаимодействие, жизнь, материя и т. п.
Ограничить понятие значит сформулировать понятие с меньшим объемом, видовое по отношению к данному. Например, ограничением понятия «автомобиль» будет «легковой автомобиль», ограничением последнего будет понятие «мерседес» и т. д. Пределом ограничения являются единичные понятия. Когда мы доходим до таких понятий, как, например, «Азия», «маршал Жуков», «озеро Байкал», дальнейшее ограничение оказывается невозможным: из объектов определенного рода у нас остался только один предмет, уменьшить это количество
6) Определите, правильно ли произведено ограничение понятий:
республика — область — район; город — город России — город Тюмен-
ской области — город Сургут; сутки — день — утро; машина — трактор —
трактор «Беларусь»; офицер — майор — сержант.
7) Правильно ли произведено обобщение понятий:
секунда — минута — час; цех — завод — предприятие; учебник логики — учебник — книга; високосный год — год — столетие; одиночный выстрел — залп.
В процессах практической или интеллектуальной деятельности нам часто требуется более тщательное знакомство с предметами, входящими в объем того или иного понятия, особенно, если объем этот очень велик. В этом случае мы начинаем разбивать этот объем на группы, классы, виды, которые, в свою очередь, могут быть подвергнуты дальнейшему разбиению. Помните, как Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» разделяет всех дам города Н. на «дам, просто приятных» и «дам, приятных во всех отношениях»? С логической точки зрения, это есть не что иное, как деление понятия.
Деление есть логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Например, органы чувств подразделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; высшие растения делятся на травы, кустарники и деревья. В повседневной жизни мы постоянно разделяем людей на высоких, среднего роста и низеньких; пищу, которую потребляем, — на вкусную и невкусную; вещи, которые носим, — на дорогие и дешевые.
В операции деления присутствуют три элемента: делимое понятие; основание деления — один из признаков предметов, образующих объем
нельзя, можно лишь расчленить предмет на части, но это уже не будет ограничением понятия.
Операции обобщения и ограничения понятий основываются на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: в процессе обобщения мы устраняем некоторые признаки из содержания понятия, благодаря чему объем его увеличивается; ограничение понятия достигается за счет добавления к содержанию дополнительных признаков, что ведет к уменьшению объема. Возьмем, например, понятие «животное». В его содержание входят общие признаки животных. Добавим к этим признакам, т. е. к содержанию данного понятия, еще один признак «быть домашним». Объем первоначального понятия сразу же резко уменьшится — за его пределами останутся все дикие животные. Теперь к содержанию понятия «домашнее животное» добавим еще один признак «дающее молоко». Объем опять уменьшится — из него устранятся собаки, кошки, свиньи и т. п. Двигаясь в обратном направлении, т. е. устраняя видовые признаки из содержания понятия, мы будем переходить ко все более широким родам.
Во избежание ошибок следует ясно представлять себе различие между родовидовым отношением и отношением части к целому. Для родовидовых отношений выполняется принцип: все то, что можно сказать о роде, будет верно и для вида; для отношения части и целого этот принцип не выполняется: далеко не все, что можно сказать о целом, будет верно для его частей. Например, «береза» есть вид «дерева», поэтому все, что можно сказать о дереве вообще, будет верно также и для березы; но, скажем, «ствол» — это часть дерева, и то, что можно сказать о дереве, не всегда будет верно для ствола, например: «Приятно в жаркий полдень отдохнуть в тени дерева», — но едва ли можно сказать «Приятно в жаркий полдень отдохнуть в тени ствола».
делимого понятия, опираясь на который, мы производим деление; члены деления — те виды, которые получаются в результате деления. Возьмем пример: люди делятся на блондинов, брюнетов, шатенов, рыжих и альбиносов. Здесь делимым понятием будет понятие «люди»; / основанием деления — цвет волос; членами деления — блондины, брюнеты и т. д. Такое деление называется делением по видообразую-щему признаку.
Для того чтобы деление не приводило нас к ошибками, чтобы оно действительно раскрывало объем интересующего нас понятия, при совершении деления нужно соблюдать некоторые простые правила:
III.2.1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма членов деления должна быть в точности равна объему делимого понятия. Нарушение этого правила приводит к ошибкам двух видов:
а) Неполное деление, когда перечисляются не все виды данного ро-
дового понятия, например: «Энергия делится на механическую и хи-
мическую» (не указаны электрическая и атомная энергия). Голландс-
кий писатель Симон Вестдейк дает следующие характеристики гол-
ландцам и немцам, представляющие собой пример неполного деления:
«Война сделала одних голландцев героями, других — преступниками,
третьих — инфантильными подонками»; «немцы, как правило, либо
тошнотворные фанатики определенной идеи, либо ее ярые противни-
ки». Ясно, что в любой нации существуют люди и других типов.
Кстати, и Николай Васильевич, разделив дам города Н. на «просто
приятных» и «приятных во всех отношениях», шутил по своему
обыкновению: наверняка там были дамы не совсем приятные, а то и
вовсе противные!
б) Деление с лишними членами, когда в результате деления к объе-
му делимого понятия добавляются предметы, которых там первона-
чально не было, например, «Химические элементы делятся на метал-
лы, неметаллы и сплавы». Сплавы не входят в объем понятия «хими-
ческий элемент». Такую же ошибку совершает герой рассказа А. П. Че-
хова «Письмо к ученому соседу» отставной урядник Войска Донского
Василий Семи-Булатов, когда пишет: «Я пламенно люблю астроно-
мов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов
науки, к которым Вы себя причисляете. ». Поэты и метафизики явно
не входят в число «жрецов науки».
Ш.2.2. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются. Иначе говоря, каждый элемент объема делимого понятия должен попасть только в один класс, в противном случае мы получим путаницу, а не прояснение объема интересующего нас поня-
тия. Пример: «Войны бывают справедливыми, несправедливыми, освободительными, захватническими, мировыми». Здесь члены деления не исключают друг друга: справедливая война может быть освободительной, захватнические войны — все несправедливые, те и другие могут быть мировыми. Хорошее деление можно сравнить с разрезанием пирога: куски пирога четко отделены друг от друга, и не может быть так, чтобы часть одного куска была в то же время частью другого куска. Таким же должно быть и деление понятий.
Ш.2.3. Деление должно производиться только по одному основанию, нельзя в процессе деления заменять один признак, опираясь на который вы начали деление, другим признаком. Нарушение этого правила сразу же приводит и к нарушению предыдущего правила. Например: «Люди бывают высокими, низенькими и рыжи
ми» — здесь, начав делить людей по росту, мы перескочили на цвет волос; «Транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования,
транспорт личного пользования» — здесь в качестве основания деления сначала берется вид среды, в которой осуществляются перевозки, а затем — назначение транспорта. Аргентинский писатель X. Л. Борхес в одном из своих произведений цитирует «некую китайскую энциклопедию», в которой говорится, что «животные подразделяются на: а) принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) включенных в настоящую классификацию; и) буйствующих, как в безумии; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) и прочих; н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущихся мухами». — Поможет ли вам такая классификация ориентироваться в классе животных?
Ш.2.4. Деление должно быть непрерывным, не закончив деления родового понятия, нельзя переходить к делению видовых понятий. Нарушение этого правила приводит к ошибке, называемой скачок в делении. Например: «Высшие растения делятся на травы, деревья и сосны». Здесь очевиден скачок: сначала нужно закончить разделение рода высших растений на травы, деревья и кустарники; затем перейти
не могут пересекаться; невозможна подмена основания деления. Поэтому дихотомическое деление широко используется.
Еще одной разновидностью деления является классификация — распределение предметов по группам (классам), причем эти группы и предметы в них сохраняют определенное, постоянное место. От обычного деления классификация отличается относительно устойчивым характером. Различают два вида классификации.
Естественная классификация — это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков. Такая классификация отображает реальные различия между предметами и на основании места, которое занимает предмет в такой классификации, можно судить о его свойствах. Примером естественной классификации является всем нам известная Периодическая система химических элементов Менделеева Д. И. Расположив химические элементы в порядке возрастания их атомного веса, он вскрыл некоторые закономерности в их свойствах и даже предсказал существование еще не известных науке элементов. К естественным видам классификации относится также классификация животных и растений, звезд, климатических зон, людей по группам крови и т. п.
Вспомогательная классификация — это распределение предметов по группам (классам) на основании их несущественных признаков. К таким классификациям мы прибегаем постоянно, и хотя они не позволяют судить о свойствах предметов, однако дают возможность лучше ориентироваться в окружающем мире. Примерами вспомогательных классификаций являются алфавитные каталоги книг, списки фамилий, расположенных в алфавитном порядке; словари, справочники и т. п. Различие между естественной- и вспомогательной классификациями отнюдь не является четким, однако оно все-таки существует: если вам скажут, что фамилия некоего человека «Сидоров», то единственное, что вы сможете заключить отсюда, что он, по-
к делению деревьев на хвойные и лиственные, и лишь после этого делить хвойные на сосны, ели, кедры и т. п. Нарушение этого правила приводит к тому, что некоторый вид мы ставим в один ряд с его родом.
Деление понятий следует отличать от мысленного расчленения предмета на части. Последняя операция также широко используется в повседневной практике: квартиру мы членим на комнаты, кухню, коридор и туалет; автомобиль — на мотор, кузов, колеса; завод — на цеха, управленческие и вспомогательные отделы и т. п. Однако деление понятия и расчленение предмета на части — совершенно разные операции, приводящие к разным результатам и преследующие разные цели. Их смешение приводит к путанице. Кому, например, нужно такое деление: «Дома делятся на жилые, нежилые и квартиры» или «Самолеты делятся на гражданские, военные, крылья и колеса»? Как и при ограничении понятий, при делении следует помнить о том, что в результате деления мы получаем виды некоторого рода и все то, что можно сказать о роде, будет справедливо и для вида, например, все то, что справедливо для автомобиля вообще, будет верно и для грузового, и для легкового автомобиля. В результате же расчленения мы получаем части предметов, но то, что можно сказать о предмете в целом, далеко не всегда будет верно для его отдельных частей, например, можно сказать: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», но сказать: «Колесо — не роскошь, а средство передвижения», — уже нельзя.
В качестве особой разновидности выделяют дихотомическое деление (дихотомия) — деление объема некоторого понятия на две части с помощью противоречащих друг другу понятий, например: «Натуральные числа делятся на четные и нечетные», «Вещества делятся на органические и неорганические» и т. п. Деление такого типа отличается простотой и безопасностью; оно всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, так как объемы видовых понятия А и не-Л
видимому, русскоязычный; но если вам скажут, что этот человек стоит третьим по росту в своей роте, то вы уже сможете утверждать, что он обладает высоким ростом. Классификация по алфавиту — вспомогательная, классификация по росту — ближе к естественной.
5) Произведите деление следующих понятий, используя, если нужно, выражения «и т. д.», «и др.»:
человек; страна; море; городской транспорт; денежные знак; художественное произведение; наука; дерево; рабочий; дорога; книга; город; стол; кинофильм.
Еще раз напоминаю: упражнения нужно делать, если вы хотите выработать у себя навыки точного мышления.
^ Ш.З. Определение понятий
Пора уже немножко подумать.
^ 1. Расстояние между двумя городами А и В равно 30 км. Однажды утром из этих городов навстречу друг другу вышли два пешехода со скоростью 5 км. в час каждый.
Одновременно с одним из них вылетела муха и
полетела навстречу другому пешеходу со скоростью 15 км. в час. Встретив второго пешехода, муха тотчас же поворачивает обратно и летит до встречи с первым пешеходом. Затем опять поворачивает и так летает между пешеходами до тех пор, пока они не встретятся. В момент встречи муха успокаивается и садится одному из пешеходов на шляпу.
^ Сколько километров пролетела муха?
2. По реке плывут 3 парохода. Навстречу им плывут другие 3 парохода. Река настолько узкая, что пароходы разъехаться не могут. Однако на реке, как раз на месте встречи, имеется небольшой залив, в котором может уместиться только один пароход. Могут ли и каким образом пароходы разъехаться и продолжать свой путь по реке в том же порядке, в котором они встретились?
E Л Г Я Б В
равны, тождественны! Нарушение данного требования приводит к следующим ошибкам.
Определение есть логическая операция, раскрывающая содержание понятия и позволяющая отличать отображаемые им предметы от других, сходных с ними предметов.
Что такое «прямоугольник»? Прямоугольник — это геометрическая фигура, плоская, ограниченная прямыми линиями, четырехугольник, с прямыми углами, у которой стороны попарно параллельны. — Это, конечно, определение, однако оно слишком громоздко и практически неудобно, ибо стремится перечислить все признаки, входящие в содержание определяемого понятия. Имеется более простой и экономный способ определения понятий, который и пользуется наибольшим распространением. Это — определение через род и видовое отличие. Суть его состоит в том, что в процессе определения мы сначала формулируем понятие с широким объемом — родовое, а затем, добавляя видообразующие признаки, ограничиваем его объем до нужного размера, например: «Прямоугольник есть параллелограмм, у которого все 4 угла прямые». Здесь мы сначала указываем род геометрических фигур, к которым принадлежит прямоугольник, — «параллелограммы», а затем с помощью дополнительного признака выделяем определяемый вид.
Сформулировать хорошее точное определение далеко не просто. Я как-то спросил соседскую девочку, знает ли она, кто такой хомяк? «Знаю, — бодро ответила она. — Хомяк — это такой суслик, который похож на курицу». Здесь есть и род и видовое отличие, но много ли вы извлечете из такого определения?
Для того чтобы определение было корректным и выполняло свои функции, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
Ш.3.1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Ну, конечно, ведь мы же словами «это есть», «то же самое, что и. » утверждаем, что по объему определяемое и определяющее понятия
а) Слишком широкое определе-
ние, когда определяющее понятие
по объему оказывается шире, чем
определяемое понятие, например,
«Гравитация — это взаимодействие
двух материальных тел», «Лампа —
источник света». В данных опреде-
лениях определяющие понятия зна-
чительно шире по объему, чем оп-
ределяемые, ибо взаимодействие
материальных тел включает в себя
не только гравитацию, но и элект-
ромагнитные взаимодействия, ядер-
ные взаимодействия, соударения; а
источники света — помимо лам-
пы — вообще трудно перечислить
из-за их многочисленности, это и
электрические фонари, свечи и
спички, Солнце и звезды.
б) Слишком узкое определение,
когда определяющее понятие по объему меньше, чем определяемое понятие, например, «Треугольник есть плоская геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Это определение исключает из числа треугольников разносторонние треугольники.
в) В одном отношении слишком широкое, а в другом — слишком узкое определение, например, «Бочка есть сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это слишком широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и банка, и ведро и т. п.; с другой стороны, это определение является слишком узким, так как бочка пригодна не только для хранения жидкостей, но и твердых тел.
III.3.2. Определение не должно содержать в себе круга, т. е. понятия, входящие в определяющую часть, сами должны определяться без помощи определяемого понятия. Здесь мы впервые встречаемся с «порочным кругом», который проникает во многие логические операции.
«Детектор есть прибор, осуществляющий детектирование», «Фильтрование — процесс разделения с помощью фильтра».
Ш.З.З. Определение должно быть четким и ясным, т. е. смысл, содержание всех понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и их объемы должны быть достаточно четко ограничены. Требование кажется весьма простым, однако его не всегда легко выполнить, ибо слова нашего естественного языка часто имеют весьма расплывчатые значения и мы порой склонны принимать за определения метафоры, сравнения и иные риторические фигуры. Например, не являются определениями следующие утверждения: «Быстрота — мать успеха», «Слухи — черный ход для правды и парадный для лжи», «Ясность — вот лучшее украшение истинно глубокой мысли» и т. п., ибо хотя они, может быть, и остроумны, однако не раскрывают содержания определяемых понятий.
Обратите внимание также на то, что смысл понятий, входящих в определяющую часть, должен быть вам ясен и известен, в противном случае будет совершена ошибка определения неизвестного через неизвестное, например, «Сепулькарии есть объекты, служащие для се-пуления» (Ст. Л ем) — кто-то, может быть, и знает, что такое «сепуление», но я этого не знаю, поэтому из данного определения я не могу понять, что такое (или кто такие) сепулькарии.
III. ^ 3.4. Наконец, желательно, чтобы определение не было отрицательным. Иногда трудно избежать таких определений, когда о некоторых объектах мы знаем только то, что они отличаются от других, известных нам объектов. Скажем, когда физик открывает новую элементарную частицу и дает ей название, то первоначально он не может сказать о ней ничего, кроме того, что она отличается от известных частиц. Однако отрицательные определения содержат ничтожно малую информацию и по мере увеличения наших знаний заменяются положительными. Известным же вещам не стоит давать отрицательных определений. Ну, много ли можно узнать из таких, например, определений: «Корова — это не лошадь», «Самолет — это не паровоз», «Театр есть здание, не служащее для жилья»? — Почти ничего.
Вообще, когда вы встречаете определение, всегда задавайте себе вопрос: смогу ли я только на основании данного определения отличить определяемые предметы от других предметов? Если смогу, то определение хорошее, оно выполняет свои функции; если не смогу — определение плохое и нужно посмотреть, какое из правил в нем нарушено.
10) Медицина — наука, изу-
чающая человеческие болезни.
18) Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
Попробуйте сами дать определение через род и видовое отличие следующим понятиям:
остров, преступление, студент, Луна, лед, озеро, лошадь, вертолет, роза.
Существует несколько десятков различных видов определений. Конечно, мы не будем рассматривать их все, однако с некоторыми из них полезно познакомиться.
В частности, важно иметь в виду различие между реальными и номинальными определениями. Реальное определение говорит об интересующих нас предметах и выделяет их из круга других предметов. Все, о чем говорилось выше, относится к реальным определениям. С помощью же номинального определения формулируется значение некоторого языкового выражения. Например: «Квадрат есть прямоугольник с равными сторонами» представляет собой реальное определение; «Термин «квадрат» служит для обозначения прямоугольников с равными сторонами» или «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории» — номинальные определения.
Можно заметить, что всякое реальное определение нетрудно превратить в номинальное, например, реальное определение «Бриллиант есть отшлифованный алмаз» легко сделать номинальным: «Бриллиантом называют отшлифованный алмаз». Поскольку номинальные определения представляют собой соглашения о значениях тех или иных слов — соглашения, которые можно изменять, уточнять, принимать или отвергать, — постольку вообще все определения рассматриваются как наши произвольные установления, к которым понятие истины неприменимо. Поэтому и гозорят, что об определениях не спорят — их принимают или отвергают. Обратите внимание на то, что разнообразные энциклопедии содержат реальные определения, характеризующие предметы, а толковые словари дают номинальные определения, говорящие о том, в каком смысле употребляются в современном языке то или иное слово.
Важную роль в науке и в повседневной жизни играют остенсивные определения — задание значений слов и словосочетаний путем непосредственного указания на предметы, свойства или ситуации, обозначаемые этими словами. Значение некоторых слов трудно, а порой и невозможно, выразить иными словами и в этом случае мы прибегаем к помощи остенсивных определений. Что такое «красный цвет»? — Попробуйте разъяснить это с помощью слов, — едва ли что-нибудь получится! В таких случаях следует просто указать пальцем: «Вот, у
этого предмета красный цвет». — «Как пахнет ландыш?» — «На, понюхай, вот как пахнет ландыш!» Кстати сказать, в детстве мы именно так начинали усваивать родной язык. Когда мы еще бессмысленно таращили глаза на белый свет, мама уже показывала нам на собаку или кошку и говорила: «Вот собачка!» или «Вот киса!», и у нас постепенно формировались значения этих слов.
Остенсивные определения противопоставляются вербальным определениям — с помощью других слов и словосочетаний.