Немецкие военные авто второй мировой

Кюбельвагены: армейские внедорожники Вермахта от BMW, Mercedes-Benz, VW и не только

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Бурная подготовка Третьего рейха ко Второй мировой войне придала мощный толчок развитию германской автомобильной промышленности. Поначалу пёстрый парк военизированных легковушек состоял из 55 базовых машин, но в 1939-м в целях наведения порядка в автомобильном хозяйстве Вермахта его сократили до 30 простейших армейских автомобилей, известных как «кюбельвагены».

Одной из особенностей немецкой военной автотехники являлось создание на базе обычных заднеприводных легковушек принципиально нового класса максимально упрощенных военных машин для доставки солдат, патрулирования, разведки, штабных целей и буксировки лёгких пушек.

За характерную форму открытого кузова, напоминавшую ковшик, лоханку или ванну, они получили официальное наименование Kübelwagen, то есть «автомобиль-лоханка» или «ванна на колесах». Кроме того, кюбельвагены имели стандартизованную военную аббревиатуру Kfz (Kraftfahrzeuge) – «автомобиль», а в зависимости от назначения и комплектации получали дополнительные цифровые индексы.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Один из первых кюбельвагенов Hanomag 4/20PS на прокладке кабеля связи. На заднем плане – грузовик Henschel 33D1. 1932 год

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Простейший кюбельваген DKW Sonderklasse с 25-сильным двухтактным моторчиком V4 для немецкой полиции. 1934 год

Одним из самых известных кюбельвагенов был длиннобазный 60-сильный автомобиль Adler 3Gd с воинственным тевтонским орлом на эмблеме, вездеходными шинами с цепями противоскольжения и двумя боковыми «запасками», способный буксировать лёгкую пушку и развивать скорость до 80 км/ч. До 1940 года их изготовили 6,4 тысячи единиц.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Тяжелый кюбельваген Adler 3Gd в исполнении Kfz.12 с открытым пятиместным кузовом. 1936–1940 гг.

В годы бурной милитаризации вооруженные силы Германии обслуживали стандартные и даже спортивные легковушки BMW с открытыми кузовами вместимостью от двух до пяти мест, приспособленные для установки радиостанции или пулемёта. Их базой являлись серийные модели 303, 309 и 315 с двигателями мощностью 22-34 силы. В общей сложности было собрано 300 кюбельвагенов марки BMW.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Кюбельваген BMW-315 с рядным шестицилиндровым мотором в 34 силы и сиденьями ковшового типа. 1934–1936 гг.

Фирма Wanderer входила в число ведущих изготовителей штабных машин разных классов, отличавшихся обтекаемыми внешними формами и короткими ступеньками на каждый ряд сидений. В середине 30-х она выпускала модель W22 среднего класса с 40-сильным мотором, а в 1937-1939 годах собирала более мощный вариант W23S с передней независимой подвеской, узким кузовом спортивного стиля и непривычными для военных машин объёмными крыльями.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

62-сильный кюбельваген Wanderer W23S с низкорамной несущей платформой и 20-дюймовыми колесами. 1937–1939 гг.

В 1930-е корпорация Daimler-Benz выпускала широкую гамму кюбельвагенов Mercedes-Benz, базировавшихся на шасси массовых легковых машин серий 290, 320, 340 (ССЫЛКА статья № 251 «Неприметные автомобили Великой войны»). Кроме них в 1936-1940 годах в её программу входили специальные кюбельвагены 320WK и 340WK с шестицилиндровыми двигателями мощностью 78 и 80 л.с.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Один из наиболее известных кюбельвагенов Mercedes-Benz 320WK на базе легковой машины серии 320. 1936-1939 гг.​

Их оборудовали глухими тентами с окошками, боковыми дверными проёмами, короткими съёмными дверями и дисковыми колёсами с грузовыми 20-дюймовыми шинами. В общей сложности за тот период собрали свыше четырёх тысяч таких машин.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Самый крупный кюбельваген Вермахта Mercedes-Benz 340WK с боковыми дверями, выпущенный в 42 экземплярах. 1939-1940 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Восстановленный штабной кюбельваген Mercedes-Benz 320WK на фестивале старинной военной автотехники

Одним из немногих кюбельвагенов массового изготовления был вариант Mercedes-Benz 170VK, выпущенный в количестве 19 тысяч экземпляров. Он базировался на шасси легковой модели 170V с мотором в 38 сил, независимой подвеской всех колес и Х-образной рамой из труб овального сечения.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Лёгкий кюбельваген Mercedes-Benz 170VK в исполнении Kfz.2 с радиостанцией на заднем сиденье. 1938-1942 гг.​

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Отреставрированный трёхдверный штабной автомобиль Mercedes-Benz 170VK образца 1938 года с радиостанцией

Одним из самых маленьких кюбельвагенов был доработанный трёхместный вариант Opel Р4 на 23-сильном шасси с кузовом без боковин и радиостанцией. Он предназначался для дорожной военной полиции и поступал в болгарскую армию. Автомобиль весил всего лишь 600 килограммов и развивал скорость 85 км/ч. Параллельно с ним в производстве находилась военизированная легковушка Super-6 с рядной 55-сильной «шестёркой», достигавшая 115 км/ч.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Лёгкая полицейская машина Opel P4 с радиостанцией на заднем сиденье

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Четырёхместный кюбельваген Opel Super-6 в оккупированном Крыму

Фирма Horch специализировалась на самых мощных и дорогих легковых машинах высокого класса. Для военных нужд она выпускала удлиненный кюбельваген 830R с двигателями V8 мощностью 62 и 70 л.с.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Открытый Horch 830R в исполнении Kfz.16 с приспособлением для прокладки телефонного кабеля. 1934-1937 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Тяжёлый пятиместный кюбельваген Horch 830R с 70-сильным двигателем V8 и 20-дюймовыми вездеходными шинами. 1937 год

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Открытый штабной кюбельваген Horch 830R во главе мотоциклетной роты Вермахта. 1940 год

В военной программе фирмы Stoewer («Штёвер») главным кюбельвагеном была модель M12RW, выполненная на стандартном легковом шасси М12 с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 60 л.с. Она снабжалась открытым кузовом с тентом и задним ящиком-багажником для амуниции и снаряжения. Её скорость достигала 90 км/ч, выпущенное количество – 569 единиц.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Кюбельваген Stoewer M12RW германских ВВС с четырёхместным кузовом и вместительным багажником. 1935-1936 гг.

На практике большинство кюбельвагенов не удовлетворяли военных. К их недостаткам относились крайне плохая проходимость на местности, недостаточная мощность, слабая конструкция шасси и невысокий пробег до ремонта (10 тыс. км). С началом активных боевых действий Германии эти машины начали снимать с производства, хотя они прослужили еще несколько лет.

Кюбельвагены Volkswagen

В 1940 году на смену рядовым кюбельвагенам пришла новая армейская заднемоторная машина Volkswagen-82 («Фольксваген», сокращенно VW-82) с открытым угловатым кузовом, которая со временем превратилась в самый известный и распространенный германский лёгкий штабной и разведочный автомобиль.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Лёгкий кюбельваген Volkswagen-82 принципиально новой конструкции, соперничавший с американским «Виллисом»

История военного «Фольксвагена» была тесно связана с созданием массовой легковой машины Volkswagen-38, известной как «Народный автомобиль». Её разработку Гитлер поручил конструктору Фердинанду Порше, который уже занимался проектированием будущих кюбельвагенов. В марте 1939-го он построил один из первых прототипов Porsche-62 или Volkswagen-62 с упрощенным кузовом и дорожными 18-дюймовыми шинами, обеспечивавшими весьма высокий дорожный просвет.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Предшественник «Фольксвагена-82» – низкопрофильный прототип Volkswagen-62 с несущим основанием. 1939 год

До войны наладить массовый выпуск «народных легковушек» не удалось, и ещё недостроенный одноименный завод был перепрофилирован под выпуск военной машины VW-82. Пробный образец появился зимой 1940-го, опытные версии прошли испытания летом. Их серийный выпуск начался в ноябре, а 20 декабря с конвейера сошла пятитысячная машина.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Предсерийный прототип армейского автомобиля Volkswagen-82 для массового производства. 1940 год

Её главными техническими особенностями являлись оппозитный однолитровый четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 23,5 л.с. с двумя парами противоположных цилиндров. С марта 1943-го применялся 1,1-литровый мотор в 25 сил. Базой автомобиля служило несущее основание с гладким днищем вместо лонжеронной рамы. На нём монтировали независимую рычажно-торсионную подвеску, шестеренчатые колёсные редукторы и самоблокирующийся межколёсный дифференциал, увеличивавшие крутящий момент и повышавшие проходимость.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Серийный Volkswagen-82 для Военно-воздушных сил Германии в базовом исполнении Kfz.1. 1942 год

Кузова получили короткие боковые полудвери, открывавшиеся в разные стороны, пологий клиновидный передок с креплением для запасного колеса и плоский задок с крышкой моторного отсека. Рама лобового стекла откидывалась вперед, а при раскладывании тента в оконные проёмы вставляли рамки со стёклами. Запасные канистры с бензином или водой помещались над моторным отсеком, а шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Заднемоторный 25-сильный патрульный автомобиль VW-82 в многоцелевом исполнении Kfz.1

Все машины комплектовали в нескольких военных исполнениях: базовый многоцелевой четырёхместный вариант, трёхместная машина с радиостанцией, разведывательный автомобиль и полевая мастерская, отличавшиеся друг от друга компоновкой кузова и комплектацией. Все имели колесную базу 2400 мм, весили 725 кг и развивали скорость 80 км/ч.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

«Колониальный» 25-сильный Volkswagen-82 на широкопрофильных шинах для Африканского корпуса. 1944 год

Предельно простая, непритязательная, экономичная и практичная машина «Фольксваген-82» с утилитарным кузовом заслужила славу самого известного и популярного лёгкого многоцелевого заднеприводного автомобиля Второй мировой войны и своеобразного аналога американского джипа. Он широко использовался на всех фронтах и буквально во всех воинских формированиях, в том числе в качестве трофея служил в Красной Армии и в частях союзников на Западном фронте.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Трофейный Volkswagen-82 на вооружении Красной армии в освобожденной Литве. Июль 1944 года

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Американские солдаты на трофейном кюбельвагене после высадки в Нормандии. 1944 год

Реальная военная обстановка и тяжелые дорожные условия на Восточном фронте привели к модернизации машины, которую безуспешно оснащали всевозможными средствами повышения проходимости. Кроме того, модель VW-82Е получила закрытый кузов от довоенной легковушки, а вариант VW-83 с двухместной кабиной и деревянным кузовом служил для перевозки раненых. О полноприводной версии VW-87 наш рассказ впереди.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Кюбельваген Volkswagen-82E 1943 года с кузовом от малолитражки VW-38 и задними колёсными редукторами

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Машина медицинской службы Volkswagen-83 c кабиной от легковушки VW-38 и деревянным кузовом. 1945 год

Выпуск военных «Фольксвагенов» продолжался до апреля 1945 года. К тому времени в Германии изготовили 101 тысячу кюбельвагенов, из них 50,4 тысячи приходились на Volkswagen-82.

В довоенные времена сходные по конструкции и внешности кюбельвагены местной сборки выпускали «дружеские» страны Европы – аннексированные Австрия и Чехословакия, к которым в 1939-м добавилась Польша. По завершении Второй мировой все эти изобретения канули в вечность.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Австрийский кюбельваген Steyr-250 с тупоносой внешностью, построенный для Вермахта в количестве 1200 штук. 1938-1940 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Чехословацкая командирская легковушка Tatra-57А с 20-сильным оппозитным мотором и центральной трубчатой рамой. 1937 год

На заглавной фотографии – «африканский» кюбельваген Volkswagen-82 экспедиционного корпуса генерала Роммеля снабжался широкопрофильными шинами, приспособлениями для преодоления барханов и запасными канистрами для бензина и воды.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

MAN, Borgward, Mercedes-Benz и не только: немецкие грузовики Второй мировой

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Широкая публика не так много знает об армейских грузовиках Третьего рейха. Более-менее известен в России Opel Blitz, но этой машиной модельный ряд Вермахта вовсе не исчерпывается. В этой статье рассказываем о множестве малоизвестных автомобилей, успевших послужить в германской армии перед и во время войны, как от ныне существующих производителей, так и от уже давно обанкротившихся.

За годы Второй мировой войны полтора десятка предприятий нацистской Германии (без учета сателлитов) собрали 429 тысяч грузовиков – всего лишь вдвое больше, чем два советских автозавода за время Великой отечественной – 205 тысяч. Самыми важными немецкими достижениями тех лет считались расширение выпуска полноприводных и дизельных машин, а также множественность вариантов для выполнения боевых и транспортных операций, а также эксплуатации в различных климатических зонах.

Как немцы обманули Версальский договор

В 1926 году, вопреки положениям Версальского мирного договора, в Германии начались разработки трёхосных армейских грузовиков. В первое семейство 1928-1937 гг. входили 1,5-тонные машины с бензиновыми моторами мощностью 60-70 л.с., трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами и индивидуальными карданными приводами задних двускатных колёс.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Военный грузовичок Mercedes-Benz G3a первого полуторатонного семейства. 1929 год

Второе поколение 1931-1942 гг. составляли стандартизованные трёхтонки с шестицилиндровыми двигателями в 90-110 сил и двумя карбюраторами, коробками передач с двухступенчатыми редукторами, главными червячными передачами и подвесками неразрезных мостов на полуэллиптических рессорах. В конце 30-х на ряде грузовиков стали появляться дизельные силовые агрегаты.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Трёхтонный автомобиль Büssing-NAG G3GL второго поколения. 1931-1938 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Стандартизованный трёхтонный грузовик Henschel 33D1 третьей серии. 1933-1942 гг.

Наведение порядка в грузовом семействе Вермахта

К началу Второй мировой войны Вермахт обладал обновлённым, обширным и разношёрстным грузовым автопарком, основу которого составляли военизированные двухосные трёхтонки с колёсной формулой 4х2 и индексом S (Standard) в маркировке. После того, как германские войска столкнулись с непроходимым российским бездорожьем, появились их полноприводные версии 4х4 с раздаточными коробками и индексом А (Allrad-Antrieb). Однако максимально развернуть их массовый выпуск не успели, и справиться с нашими суровыми морозами не удалось.
Тема немецких армейских грузовиков неиссякаема, поэтому обратим внимание только на самые известные и важные конструкции.

Borgward

Главной военной продукцией фирмы «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тысяч экземпляров. Их комплектовали разными бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 65-78 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или открытой кабиной с мягким верхом.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Серийный трёхтонный 65-сильный Borgward B3000S на Украине. 1941 год

Büssing-NAG

В 1941-м фирма «Бюссинг-НАГ», считавшаяся наиболее авторитетным изготовителем тяжёлых грузовиков, приступила к выпуску 4,5-тонных версий 4500S и 4500А с шестицилиндровым дизелем в 105 сил и пятиступенчатой коробкой передач. В октябре 1943 года они получили упрощённые деревянные кабины. До весны 45-го было собрано около 15 тысяч таких машин.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Тяжёлый дизельный полноприводный Büssing-NAG 4500S-1. 1942-1943 гг.

Klöckner-Deutz-Magirus​

Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные фирмой Magirus. В 1941-1944 годах её основной продукцией являлись простые армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Одновременно до 1942-го фирма собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Полноприводный высокобортный грузовик Klöckner-Deutz-Magirus A3000. 1941-1943 гг.

В военные годы компания MAN собрала около двух тысяч грузовиков ML4500S и ML4500A с полезной нагрузкой 4,5 тонны, 110-сильным дизелем и цельнометаллической кабиной, приспособленных для установки различных кузовов и буксировки прицепов. По заказу Красного креста на таких шасси фирма Miesen собирала вместительные раздвижные кузова для мобильных госпиталей, служивших для перевозки и лечения до 40 раненых.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Смешанная колонна Вермахта во главе с грузовиком MAN ML4500S. 1940 год

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Мобильная операционная с раздвижным кузовом на шасси MAN ML4500S. 1940-1942 гг.

Mercedes-Benz​

В конце 30-х концерн Daimler-Benz сформировал новое семейство военизированных грузовиков марки Mercedes-Benz, базой которых по-прежнему являлись многочисленные гражданские машины.

С 1940 года основой лёгкой гаммы являлся простейший заднеприводный грузовичок L1500S с 60-сильным мотором, на котором монтировали санитарные цельнометаллические кузова.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Войсковая санитарная машина L1500S на базе Mercedes-Benz образца 1940-1941 годов

Через год он появился в полноприводном исполнении L1500A и использовался как штабной автомобиль с открытым кузовом и четырьмя короткими дверками, боковыми подножками, съёмным тентом и задними односкатными колёсами.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Открытый пятиместный штабной автомобиль Mercedes-Benz L1500A. 1941-1943 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Односкатная штабная машина Mercedes-Benz L1500A в экспозиции немецкого музея Auto und Technik

С 1938 года среднюю гамму составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с., которые применялись на общих войсковых перевозках, а в цельнометаллических фургонах монтировали полевые мастерские и радиостанции.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Фургон с авиационным оборудованием на шасси Mercedes-Benz L3000S в бельгийском музее Victory. 1938-1942 гг.

С 1939-го в тяжёлую гамму входил дорожный грузовик L4500S с шестицилиндровым дизелем в 112 сил и цельнометаллической кабиной, к которому в 41-м добавился вездеходный вариант L4500A с пятиступенчатой коробкой передач и 20-дюймовыми колёсами. На шасси с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком монтировали артиллерийские установки калибра 37 и 50 мм с боекомплектами и местами для боевого расчёта. В целом «Мерседес» выпустил около 50 тысяч упомянутых выше машин.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Тяжёлый бортовой автомобиль Mercedes-Benz L4500S в музее техники Auto und Technik

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Полноприводный дизельный грузовик Mercedes-Benz L4500A. 1941-1944 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Полубронированная артиллерийская установка Flak-41 (37 мм) на шасси L4500A. 1941 год

После разрушительных бомбардировок заводов «Опеля» в 1944 году продолжение выпуска армейских грузовиков Blitz 3,6-36S было поручено компании Daimler-Benz. Помимо нового индекса L701 эти машины получили дешёвую эрзац-кабину на деревянном каркасе со стенками и дверями из прессованного картона и двумя плоскими лобовыми стёклами. Привычных подножек, задних крыльев и инструментальных ящиков на ней уже не было. До весны 45-го собрали 3,5 тысячи машин L701.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Грузовик Mercedes-Benz L701 с деревянной кабиной, по конструкции идентичный модели Opel Blitz 3,6-36S. 1944 год

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Военная трёхтонка Mercedes-Benz L701 с газогенераторной установкой, сохранённая в музее техники

Фирма «Опель» пользовалась особым уважением нацистского правительства, что позволило ей стать крупнейшим национальным изготовителем массовых армейских грузовиков марки Blitz («Молния»), которые служили во всех воинских формированиях Германии и её сателлитах. Наибольшую известность получили два вида унифицированных трёхтонок «Блиц», выпущенных за семь лет производства в количестве 95 тысяч машин.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

На параде в Берлине массовые грузовики Opel Blitz 3,6-36S со скамьями в кузовах на 12 солдат

Базовый заднеприводный грузовик Blitz 3,6-36S (Blitz S) с колёсной базой 3,6 метра был приспособлен к всевозможным армейским перевозкам и буксировке двухтонных прицепов или пушек.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Отреставрированный типовой армейский грузовик Opel Blitz 3,6-36S с надставными бортами

С 1940-го в производстве находился полноприводный вариант Blitz 3,6-6700А (Blitz А) с двухступенчатой «раздаткой» и укороченной на 150 мм колёсной базой. На вертикальных облицовках радиаторов этих машин крепились фирменные эмблемы в виде росчерка молнии.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Серийный полноприводный высокобортный автомобиль Opel Blitz 3,6-6700А. 1940-1944 гг.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Сохранившийся до сих пор многоцелевой автофургон Вермахта на шасси Opel 3,6-6700A

Все эти простые и прочные автомобили снабжались дефорсированным 3,6-литровым мотором в 68 сил от легковушки Admiral, пятиступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах и гидроприводом тормозов. На обоих вариантах применялась лонжеронная рама из стальных П-образных профилей, цельнометаллическая кабина с округлыми крыльями и задняя двускатная ошиновка.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Повреждённый трофейный грузовик Opel Blitz 3,6-36S в частях Красной армии

Удлинёнными мелкосерийными грузовиками являлись 3,5-тонные версии 3,6-42 и 3,6-47 с колёсными базами в 4,2 и 4,7 метров соответственно. В общей сложности «Опель» собрал 112 тысяч автомобилей для Вермахта.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Редкий длиннобазный высокобортный грузовик Opel Blitz 3,6-42 для доставки войск SS

Phänomen​

На военном поприще фирма «Феномен» стала известной только в 1941-м, выпустив лёгкий армейский пикап Granit 1500А с 50-сильным мотором воздушного охлаждения и кузовами со скруглённой передней облицовкой. Впоследствии «Феномен» выпускал штабные, санитарные и прочие версии с открытыми кузовами и деревянными кабинами.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Штабной Phänomen Granit 1500А с цельнометаллическим кузовом и вращавшимися боковыми колёсами. 1941-1944 гг.

Ford-Köln​

В ходе войны немецкий филиал американской корпорации Ford в Кёльне (Ford-Köln) собирал для Вермахта военизированные грузовики трёхтонного класса с характерными для «Форда» двигателями V8 и ежегодно менявшимися американскими облицовками.

Первым в этой гамме был доработанный гражданский вариант G917T с 90-сильным мотором, овальной облицовкой радиатора и объёмными крыльями коммерческого образца.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Первая военизированная трёхтонка Ford G917T с американизированной облицовкой. 1939-1941 гг.

В 41-м появился новый 95-сильный агрегат, который монтировали на армейских грузовиках серии V3000 с остроносой передней решёткой. На завершающем этапе войны их оборудовали угловатыми деревянными эрзац-кабинами с плоскими стёклами. В целом было собрано 50 тысяч машин не существовавшей марки «Форд-Кёльн».

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Восстановленный Ford G398T образца 1942-1943 гг. на демонстративном показе старинной автотехники

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Бортовой Ford G997T последнего выпуска с деревянной кабиной и штампованными крыльями. 1944 год

Редкости военных лет – стандартизованные дизельные вездеходы​

В середине 30-х разработка принципиально нового семейства полноприводных 2,5-тонных армейских автомобилей считалась одним из важнейших направлений деятельности довоенного автомобилестроения Германии. После реорганизации программы «Айнхайтс» было образовано специальное подразделение по созданию унифицированных дизельных грузовиков для Вермахта (Leichter Einheits-Lkw), известного как Einheits-Diesel («Айнхайтс-Дизель»). В него вошли шесть германских компаний, которым за короткий срок удалось довести до массового производства новый шестицилиндровый дизель, сложный и дорогой привод всех колёс и односкатную ошиновку. В 1937-м на шасси Henschel 33G1 были собраны первые образцы марки «Айнхайтс-Дизель», выпускавшиеся до середины 1940 года.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Зимние испытания полноприводного грузовика Einheits-Diesel с 105 мм пушкой. 1937 год

Все автомобили до последнего винтика были одинаковыми. На них использовали верхнеклапанный двигатель HWa-526D в 80 л.с. водяного охлаждения, четырёхступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную с межколёсными дифференциалами, барабанные тормоза с пневматическим приводом и независимую рычажно-пружинную подвеску всех колёс. Все имели единые параметры, но заводские таблички на них отсутствовали.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

На виде сзади видна открытая кабина и широкий стальной кузов с тентом и двумя задними торцевыми створками

Грузовики снабжались упрощенными двухместными кабинами и металлическими кузовами для перевозки 24 солдат и специальными кузовами-фургонами двух типов. Все они могли буксировать 1,5-тонные прицепы или полевые орудия и передвигаться со скоростями от 3,5 до 70 км/ч.

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Опробование готового автомобиля Einheits-Diesel с балластом и неподвижным правым запасным колесом. 1938 год

Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть фото Немецкие военные авто второй мировой. Смотреть картинку Немецкие военные авто второй мировой. Картинка про Немецкие военные авто второй мировой. Фото Немецкие военные авто второй мировой

Опытная мобильная радиостанция в деревометаллическом кузове для военно-воздушных сил Германии

Немецкие солдаты вспоминали, что эти машины «были неприхотливыми, выносливыми и безотказными в любую погоду, обладали достаточной мощностью и даже из непролазной русской грязи выбирались своим ходом». С началом войны в целях экономии слишком сложные, дорогие и трудоёмкие в обслуживании автомобили были сняты с производства. В целом было собрано около 12 тысяч машин семейства «Айнхайтс-Дизель».

На заглавной фотографии – колонна германской автобронетехники: на переднем плане – полноприводный грузовик Einheits-Diesel, за ним – 95-сильная трёхтонка Mercedes-Benz LG3000.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *