Немецкий военный мотоцикл с коляской бмв
BMW R75 – трехколесный вездеход рейха. Исторический нарратив.
П ризнанный успех баварского мотоцикла BMW R75 обусловлен его уникальной способностью работать в экстремальных условиях военного времени. Независимо от того, двигался ли он по горячим пескам пустыни или пересекал холодную грязь Восточного фронта, R75 всегда оставался надежным транспортным средством для самых разных целей.
BMW R75 на Восточном фронте
Штрихи к портрету
Продвижение гитлеровской Германии по Европе привело командование вермахта к мысли о необходимости небольшого и подвижного транспортного средства, одинаково успешного на любой местности. Ответом стала трехколесная мотоциклетная коляска R75 производства компании BMW. Транспорт оказался быстрым, гибким и чрезвычайно подходящим для бездорожья.
Немецкая армия использовала BMW R75 на всех театрах войны: от пустыни Северной Африки до непролазной грязи Восточного фронта. Несмотря на то, что мотоколяска в снаряженном состоянии имела достаточно большой вес, более 400 кг, двигатель объемом 750 куб. см. позволял разгонять «аппарат» почти до 100 км/час.
Для обеспечения безопасности и надежности, инженеры BMW оснастили тормозами все три колеса. Причем, тормоза задних колес были гидравлическими, а на переднее колесо установили механический тормоз. Мотоцикл имел карданный привод с четырехступенчатой коробкой передач, из которых три предназначались для движение вперед, одна – обеспечивала задний ход.
Конструкция позволяла буксировать легкое оруди
Конструкция мотоколяски изначально позволяла вытягивать легкое артиллерийское орудие, но экипаж повышал универсальность и боевую ценность R75, установкой пулемета.
С августа 1942 г. вермахт пытался упростить производственный процесс. Генералитет настаивал на том, чтобы компании BMW и ее конкурент фирма Zundapp стандартизировали свои детали и разработали единую гибридную модель. Договорились приступить к проекту после того, как выпуск BMW R75 достигнет 20200 ед. Однако, до этого момента бомбардировщики союзников разрушили завод в г. Айзенах (Eisenach). В итоге компания BMW смогла выпустить только 16510 мотоколясок R75.
ТТХ BMW R75
BMW R75 в пустынном камуфляже
Мест | 3 |
Габариты (с коляской), мм | 2400х1730х1000 |
Колесная база, мм | 1444 |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклаппанный BMW тип 275/2 |
Рабочий объем, см. куб. | 745 |
Мощность, л.с./оборотов в мин. | 26/4400 |
Снаряженная масса. кг | 670 |
Диапазон скоростей, км/час | от 3 до 95 |
Расход топлива л/100 км | 9 (по шоссе) |
Конкуренты BMW R75
Английский BSA M20
Объем двигателя: 496 см. куб.
Произведено: 126 335 ед.
Машина изначально была подвергнута критике как медленная и тяжелая. Однако, M20 отличался надежностью и простой в обслуживании. Британцы использовали их различными способами почти на всех театрах военных действий.
Американский HARLEY-DAVIDSON WLA
Объем двигателя: 740 см. куб.
Произведено: 90 000 ед.
На рубеже 1940 г. мотоцикл имелся в сравнительно небольших количествах. После вступления США во Вторую мировую войну – производство значительно возросло. Во время войны WLA использовался для эскортов, служб связи, обеспечения полиции, а также в качестве обычного транспортного средства.
Советский М72 «Днепр»
Объем двигателя: 750 см. куб.
Произведено: 6000 ед.
Из-за слабой мощности советских мотоциклов во время советско-финляндской войны 1939-40 гг., в СССР взяли модели BMW в качестве ориентира. Результатом разработок советских конструкторов стал надежный M72.
По материалам военно-исторического журнала Clausewitz
Почему мотоцикл BMW R75 так пришелся по душе врагам Третьего рейха
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Итак, BMW R75 – это мотоцикл повышенной проходимости, который использовался подразделениями вермахта, когда требовалась относительная незаметность и скорость. Мотоцикл часто использовался для разведки и сопровождения. В большинстве случаев на фронт поставлялся с коляской, на которую ставился пулемет. Использовали его и в качестве штабного транспортного средства для транспортировки офицеров. Наконец, BMW R75 использовался военной полицией Германии. Мотоциклисты в брезентовых плащах и касках с очками и сегодня вспоминаются как один из символов скоропостижной оккупации Западной Европы.
Конструкция BMW R75 была воистину совершенна. Стоит подержаться за руль этого мотоцикла, чтобы понять, что «баварцы» во все времена делали потрясающие вещи, жаль не всегда (как показывает история) они служили благим целям. Оборотной стороной надежности и качества мотоцикла была его дороговизна и сложность в производстве, даже по меркам педантичных немцев. За те же ресурсы, которые уходили на одну «Сахару», можно было бы собрать два автомобиля Фольксваген!
На мотоцикле могло поместиться 3 человека, при условии, что он был оборудован коляской. Поднимал BMW R75 до 350 кг полезного веса. Габаритные размеры транспортного средства составляли 2400х1730х1000 мм. Длина колесной базы – 1444 мм. Ездил мотоцикл на двигателе BMW Type 275/2 с объемом 736 куб.см, мощностью 26 л.с при 4400 об/мин. Снаряжённая масса мотоцикла достигала 670 кг. Разогнать на шоссе такой можно было до 95 км/ч, а расход топлива составлял 9 литров на 100 км.
Что же касается прозвища «Сахара», то оно вполне официальное. Назвали так мотоцикл по причине того, что он поставлялся в Африку. Разработали R75 еще в 1938 году, однако производство началось только в 1941 году. Тогда же мотоцикл приняли на вооружение в германской армии. Повоевал мотоцикл на всех фронтах. Благодаря своему качеству, отличной проходимости и выносливости стал одним из любимых трофеев как советских военных, так и солдат союзников.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мотоцикл BMW R75
BMW R75 считается самым совершенным армейским мотоциклом Второй мировой войны. Образ автоматчиков на мотоцикле с коляской, вооруженный пулеметом, стал символом немецкого блицкрига.
В 1930-х годах перед европейскими сухопутными войсками встала задача улучшения мобильности. С отказом от кавалерии к 1935 году появилась концепция мотоциклетной пехоты. На мотоциклы возлагались задачи службы обеспечения, разведки, охранения, подвижной обороны, преследование противника накоротке. Первоначально в армиях использовали гражданские модели, которые перекрашивались в защитные цвета. Но очень скоро стала понятна необходимость создания специальных армейских мотоциклов повышенной проходимости, которые могли бы эффективно применяться вне дорог, на пересеченной местности.
РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО
В ноябре 1937 года Верховное командование вермахта сформулировало основные технические требования к армейскому мотоциклу повышенной проходимости, которые включали: широкие шины (16 х 4,5 дюйма), широкие крылья с достаточным просветом для установки противобуксировочных цепей на ведущие задние колеса; запас хода 350 км; максимальная скорость по шоссе полностью снаряженного мотоцикла – 95 км/ч. средняя скорость по шоссе – 80 км/ч; дорожный просвет – не менее 150 мм; грузоподъемность – 250 кг на мотоцикл. 250 кг – на коляску.
В 1939 году свои прототипы представили компании «Цюндапп» и BMW. Оба мотоцикла (KS750 и R75) имели одинаковый объем двигателя – 750 см! – и колесную формулу 3×2 (колесо коляски также было приводным). После испытаний к производству был рекомендован «Цюндапп» KS750 Компании BMW предложили выпускать KS750 по лицензии.
BMW отказалась от этого предложения. Компания решила доработать R75 в сторону унификации с KS750 основных узлов и механизмов, доведя ее до 70 %. Правда, унификации подверглись не все основные агрегаты, что плохо сказалось на реальной эксплуатации в боевых условиях. От KS750 модель BMW R75 получила систему заднего привода на колесо коляски, верхнее расположение клапанов и гидравлические тормоза на задних колесах. Доработка R75 шла под руководством конструкторов Йозефа Хопфа и Алекса фон Фалькенхаузена до 1941 года. В результате в производство пошли оба мотоцикла, и R75 и KS750.
Первые серийные BMW R7S были выпущены в июле 1941-го. Они предназначались в африканский корпус фельдмаршала Роммеля и на Восточный фронт. «Африканский» вариант R75, который получил название «Сахара», был доработан под особенности действий в пустыне. Самой заметной доработкой стало размещение нового воздушного фильтра на бензобаке. Фильтр прикрывался большим колпаком, похожим на каску. Мотоциклы R75, выпускавшиеся до 1942 года, имели неофициальные названия «Европа» или «Россия». BMW R75 стал вершиной технической мысли 1940-х годов. Но за техническое совершенство пришлось заплатить высокой ценой производства. Мотоцикл стоил 2630 рейхсмарок, что было дороже автомобиля повышенной проходимости VW Тип 82 «Кюбельваген» или американского джипа «Виллис» MB.
Возможно, по этой причине за весь период производства с начала 1941-го по 18 октября 1944 года было выпущено всего 17 635 мотоциклов BMW R75 (по другим данным – 16 510 единиц), еще около 350 единиц собрали в мастерских из запчастей. После войны с января по июнь 1946-го для СССР в счет репараций было сделано еще 98 экземпляров BMW R75. Для сравнения в США за годы войны сделали (с учетом фордовских лицензионных копий) 659 тыс. джипов “Виллис» MB.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Это было изначально предусмотрено в конструкции – в штатную комплектацию входил фаркоп с жесткой тягой, располагаемые между мотоциклом и коляской. BMW R75 мог буксировать противотанковую 37-мм пушку РаК-35/36 или прицепы. Для R75 выпускались специальные двухколесные прицепы грузоподъемностью до 350 кг. Их можно было сцеплять по несколько штук и транспортировать вереницей. Прицеп использовался, в частности, для перевозки 81-мм миномета s.Gr.W.34 или противотанкового ружья. Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что при буксировке у мотоцикла приподнималось переднее колесо, отчего нарушалась управляемость.
КОНСТРУКЦИЯ
BMW R75 был спроектирован специально для вермахта. Он предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья, оторванности от баз технического обслуживания и снабжения. Все это отразилось в его конструкции.
За время выпуска BMW R75 его конструкция кардинально не менялась. Сварная рама стала разборной, произвели доработку по усилению отдельных деталей, а также защиту цилиндров и карбюратора. Модель “Сахара” получила новый воздушный фильтр.
РАМА И ВИЛКА
Мотоцикл имел трубчатую раму, состоящую из восьми основных частей, которые соединялись болтами. Это позволяло в случае поломки не чинить и не менять раму целиком, а ограничиваться заменой поломанного фрагмента. Такая конструкция позволяла держать в запасе на отделение 10-12 мотоциклов всего три запасные рамы. Вилка BMW R75 была телескопической, усиленной с масляными амортизаторами. Использование в амортизаторах обычного машинного масла упрощало эксплуатацию в полевых условиях.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Двигатель мотоцикла BMW R75 – двухцилиндровый оппозитныи объемом 746 см³. Система газораспределения (два карбюратора: на правом цилиндре – Graetzin Sa 24/1, на левом – Graetzin Sa 24/2) и полусферическая камера сгорания обеспечивали мотоциклу отличную тягу. Двигатель выдавал 26 л. с. при 4400 об/мин, а крутящий момент составлял около 49 Нм при 3600 об/мин. Все подшипники в двигателе были шариковыми, что увеличивало надежность узлов и снижало трение. Система зажигания типа магнето, могла работать без генератора и аккумулятора, которые использовались для питания освещения и электроприборов мотоцикла.
Головки цилиндров были сделаны из алюминия и имели широкие радиаторные ребра. Это эффективно охлаждало двигатель даже на небольших скоростях. Распредвал и масляный насос работали через шестерни от коленвала. Выхлопные трубы выходили традиционно перед двигателем, но затем соединялись в одну приемную трубу в правой части мотоцикла, которая у заднего колеса переходила в массивный глушитель, поднятый до уровня пассажирского сидения. Это позволяло преодолевать достаточно глубокие броды. Кроме того, глушитель отлично снижал шум двигателя, что было немаловажно при разведывательных операциях.
ТРАНСМИССИЯ
Проходимость и хорошие тяговые характеристики мотоциклу обеспечивала уникальная трансмиссия. R75 имел сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач с передачей заднего хода. Коробка была объединена в один узел с двухступенчатым понижающим редуктором. Таким образом в сумме получалось восемь передач переднего и две заднего хода. Редуктор имел два режима – Strasse («улица») и Gelande («местность»), Рычаги переключения передач и понижающего ряда располагались справа от бензобака. Кроме того, можно было переключать передачи и с помощью традиционного рычажка под левой ногой мотоциклиста.
В поздних моделях было изменено передаточное число ведущей шестерни дифференциала. При этом максимальная скорость снизилась до 85 км/ч, но улучшились тяговые возможности. В отличие от традиционной цепи, крутящий момент в R75 передавался на ведущие колеса мотоцикла и коляски через карданный вал. Распределение момента между ведущими колесами осуществлялось через дифференциал, который можно было блокировать вручную. На выходе коробки передач для уменьшения нагрузки на трансмиссию устанавливался шарнир с резиновыми демпферами. Мотоцикл имел эффективные барабанные тормоза – диаметр барабанов 250 мм. Передний тормоз был механическим, задние – гидравлические. Три одинаковых колеса с внедорожными шинами имели размер 4,5 х 16 дюймов.
КОЛЯСКА
Коляска крепилась на прямоугольной раме, сваренной из четырех мощных труб. Торсион подвески и привод размещались в заднем трубчатом подрамнике. Корпус коляски подвешивался сзади на двух рессорах и крепился двумя резиновыми уплотнителями спереди. В передней части располагалась пулеметная турель с несколькими уровнями регулировки и быстросъемным разъемом для установки пулемета MG-34 (MG-42) или огнемета. Внутренний объем пассажирской части коляски позволял не только разместиться солдату, но и перевозить значительное количество багажа или боеприпасов. На бортах коляски и слева на мотоцикле располагались кронштейны и ремни для закрепления различных ящиков для боеприпасов и запчастей, канистр и маскировочных сетей. На мотоциклах BMW R75 использовалась система подогрева пола коляски и ног водителя теплым воздухом от двигателя.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛА BMW R75
BMW R75
This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада №54
Однозначно, очень важную роль в разработке немецких военных мотоциклов сыграли испытательные пробеги в целом, и особенно Международные шестидневные испытания. Особенно сильно это отразилось на подготовке многочисленных мотоциклетных корпусов, которые стали авангардом германских бронетанковых дивизий.
До начала Второй мировой войны Германия уделяла очень много внимания мотоциклам с колясками, это хорошо было видно по количеству участников Международных соревнований, среди которых больше всего было немцев на мотоциклах с колясками. Позже, германская пропаганда открыто признала, что именно эти спортивные состязания помогли выявить недостатки конструкции и обучить высококлассных водителей, используя тяжелые условия соревнований.
Конечно, военные действия очень сильно отличались от соревнований: водителям приходилось гнать свои машины на тысячи километров в течение месяцев, часто не имея возможности сделать капитальный ремонт уставших узлов. К тому же местность была намного суровее, чем на испытаниях, а то, что эти машины никто специально не отбирал, как лучшие из числа произведенных, накладывало свой отпечаток на требования к этим «вездеходам».
В середине 1930-х мотоциклы с приводом на колесо коляски начали появляться в Бельгии (FN M12a SM), во Франции (Gnome-Rhone AXII), Англии (Norton Big Four) и даже Японии (Rikuo Type 97). Эти мотоциклы с колёсной формулой 3х2 отлично показывали себя на бездорожье, но немецкая военная машина не торопилась с выводами. Вермахт хотел получить в свое распоряжение самый лучший внедорожный мотоцикл.
FN M12a SM из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Gnome Rhone AXII из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Norton Big Four из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Rikuo Type 97 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Предком R75 была модель R12, представленная в 1935 году, которую отличала телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами. Мощный двигатель объемом 746 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач и привод от вала делали машину быстрой и надежной, однако небольшое расстояние между колесом и крылом создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.
BMW R12 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
BMW R75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
Двигатель отчасти напоминал нижнеклапанный от R71. Тоже бензиновый четырехтактный, двухцилиндровый «квадратный» (диаметр цилиндра и ход поршня равны 78 мм) двигатель рабочим объемом 745 куб. см, все также смонтированный поперек рамы.
Но в отличие от своего более мирного предка, новый двигатель стал верхнеклапанным, причем, для удобства обслуживания, коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. Новая силовая установка, сконструированная не столько для максимальной мощности, сколько для максимального срока службы, развивала 26 л.с. при 4400 оборотах в минуту.
Заводился мотоцикл кикстартером. Использованное в системе зажигания магнето с механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания обеспечивало надёжную работу зажигания, о чем свидетельствовали свечи, которые спокойно «проходили» по 12 тысяч километров без чистки и замены. Магнето, также использованное в мотоциклах Zundapp KS600 и BMW R71, поставлялось двумя производителями: Noris ZGA2 и Bosch FJ2 R134. На экземпляре «Мотомира» установлено магнето фирмы Noris, которое отлично показало себя в процессе эксплуатации.
Магнето и распределительный вал приводились системой шестеренок. Двигатель получился очень надежным, не перегревался на маленьких скоростях и не «капризничал» в морозы, это заслуга двух карбюраторов Graetzin Sa 24. Хорошую проходимость в преодолении водных препятствий обеспечивали резиновые колпачки на смесительных камерах карбюраторов и специальные наконечники для свечей.
Сразу оговоримся, было несколько модификаций мотоцикла R75, он менялся на протяжении всего срока производства: изменялись детали двигателя, навеска, раскраска и многое другое. Официально, первая версия не имела названия, но в ходу были такие клички, как «Европа» и «Сибирь», наиболее же известная из последующих версий получила имя «Сахара».
Клапанные крышки тоже изменялись, и в версии «Сахара» они уже не окрашивались в цвет мотоцикла. Добавилось неярко выраженное оребрение для лучшего охлаждения цилиндров.
Первые версии мотоцикла окрашивались в темно-серый (Фельдграу) цвет. Версия “Сахара” одной из первых первой получила желто-песочный цвет окраски, а чуть позже, с февраля 1943 года, “песчаный камуфляж” получили все боевые машины Вермахта, за исключением служивших на Восточном фронте.
На первых версиях R75 фильтрующий элемент располагался под бензобаком, на стандартном для BMW месте, в отливке корпуса КПП. На решение изменить его местоположение повлияли пески африканских пустынь и грязь русских дорог, которые забивали воздушный фильтр слишком быстро. На «Сахаре» фильтр занял место вещевого ящика на бензобаке и был закрыт крышкой, очень напоминающей по форме немецкую каску. Конструкция и расположение воздушного фильтра, с устройством для обеспечения подсоса во время запуска двигателя, делали запуск менее проблемным и были оправданы.
Выхлопная система тоже была с «изюминкой». Выхлопная трасса из цилиндров приходила в небольшой ресивер, расположенный перед картером двигателя, и только после этого уходила в заднюю часть мотоцикла, к «банке» глушителя. «Банка» была закрыта перфорированным листом железа, для защиты ног заднего пассажира от ожогов.
В 1943 году у «Сибири» немцы изменили выхлопную систему. Теперь выхлопные газы проходили через теплообменник, теплый воздух из которого использовался для обогрева ног и рук водителя, а также подогревал пол у коляски.
Двигатель и коробка передач смонтирована в один блок. Сцепление в BMW R75, не выделяясь ничем особенным, было сухим, однодисковым. Зато четырехступенчатая коробка с задним ходом и демультипликатором была настоящим произведением искусства. Переключение передач осуществлялось либо левой ногой, либо внутренним рычагом, установленным на правой стороне бензобака, задняя передача включалась только ручным рычагом. Наружный рычаг управлял демультипликатором.
Крутящий момент с коробки передач снимался с помощью карданного вала, и через дифференциал передавался на заднее колесо мотоцикла и колесо коляски. Привод на коляску – постоянный, но благодаря дифференциалу мотоцикл ехал прямо, и не сходил со своей траектории даже на высоких скоростях. Если мотоцикл «увязал» на бездорожье, да так что одно колесо вращалось свободно, можно было включить блокировку дифференциала, что значительно повышало проходимость мотоцикла. Рычаг для включения блокировки располагался под бензобаком с правой стороны.
К передаточному числу, получаемому при помощи конической и коренной передач дифференциала добавлялось дополнительное передаточное число, получаемое в трансмиссии заднего колеса и колеса коляски двумя дополнительными цилиндрическими шестернями. Это напоминало устройство трансмиссии тяжелых грузовиков тех лет, так похожих на эти мотоциклы.
Колесо коляски имело торсионную подвеску, а сама коляска крепилась на листовых рессорах. При необходимости, привод колеса коляски отсоединялся и позволял использовать мотоцикл как одиночку. На передней части коляски устанавливался пулемёт MG 34 ил MG 42.
Пространственная рама, построенная из труб и штампованных деталей, была крепкой и выдерживала высокие нагрузки, часто возникавшие на полях сражений.
Сиденья на R75 поставлялись известной в то время компанией Drilastic. У «Сахары» изменена форма сидений, и отличается от первых версий.
Сахара – мотоцикл тяжелый, намного тяжелее современников, которые согласно ПДД ограничены массой в 350 кг.
R75 же весит 420 кг. И едет он так, как положено тяжелому мотоциклу, уверенно и плавно, несмотря на неподрессоренный зад. Однако, R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли, особенно левой, а это очень выручает при опасных ситуациях на колеях и косогорах, когда мотоцикл норовит опрокинуться или ускользнуть в сторону на скользкой лесной дороге.
BMW R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли.
По-современному расположенные органы управления, а именно переключение передач ногой, в отличие, например, от Harley-Davidson тех лет, добавляют уверенности, быстроты и чёткости управления мотоциклом. Зажигание выполнено грамотно и включается поворотом тумблера, без ключей, которые так легко потерять в военное время!
Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок. Ну или не забьётся насмерть грязью промежуток между передним колесом и крылом.
BMW R75 — безусловно технический шедевр. Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок.
Так же хорош и гидравлический тормоз этих двух колёс, останавливает мотоцикл не хуже современных, разумеется, если всё исправно и отрегулировано. Однако прокачка тормозов- это та ещё задача. Равно как и езда на одиночке. Всё бы ничего, но, чтобы отсоединить коляску с её приводом- приходится изрядно попотеть!
И все-таки, несмотря на все недостатки, BMW R75 является центральной частью коллекции музея «Мотомир Вячеслава Шеянова». Вячеслав поставил себе целью собрать под одной крышей лучшие мотоциклы войны и мира Золотого века мотостроения, пик которого пришёлся на 30-е – 40-е года прошлого века. В коллекции музея собрано более 90 экспонатов, каждый из которых любовно обслуживается и ревностно оберегается, но самое главное, все экспонаты – «живые» и попеременно принимают участие в небольших тест-драйвах, что проводятся по полям и лесам Самарской области.
Передняя подвеска представлена телескопической вилкой с гидравлической амортизацией. На первых версиях мотоцикла применялись металлические щитки, защищавшие подвижные части амортизатора, но грязь и песок очень быстро забивались в щели, подвижные части быстро приходили в негодность. На «Сахаре» исправили эту проблему и начали устанавливать резиновые пыльники, надежно защищавшие амортизаторы от внешних стрессоров.
По крайней мере, так было на бумаге, в реальности же, когда начинаешь рассматривать военные фотографии, удивляешься тому разнообразию, что встречалось на полях сражений: версии с «каской»-фильтром и металлическими щитками, с резиновыми пыльниками и «бардачком» на бензобаке и даже с «правильными» пыльниками и фильтром, но с клапанными крышками старого образца.
Спицы, применявшиеся на R75, были усилены, для того чтобы выдерживать высокие нагрузки. Все три колеса – взаимозаменяемые, запасное колесо крепилось на крышку багажника коляски. Размер шин (4,5 х 16 дюймов) был унифицирован с Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen).
Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.
На всех трех колесах установлены барабанные тормоза, но передний тормоз приводится тросом, а задние тормоза – гидравлические. Принцип работы с тех пор не изменился: водитель давит на педаль, на R75 находящуюся слева по ходу движения, и она приводит главный тормозной цилиндр, находящийся в отливке корпуса КПП. Цилиндр перемещает тормозную жидкость, которая по трубкам приходит на задние колеса и выталкивает поршни тормозных цилиндров.
Благодаря высоким аркам, на колеса можно было установить цепи, что еще больше повышало проходимость мотоцикла. Часть арки заднего колеса откидывается, для упрощения процесса замены колеса. У версии «Сахара» арки сделаны более узкими и расположены дальше от колеса, нежели у первых R75. Как и любая другая внедорожная машина, при помощи экипажа BMW R75 мог преодолеть практически любое бездорожье.
Топливный бак R75 объемом 24 литра обеспечивал запас хода в 350 км, что соответствует расходу в 7л/100км по трассе. Чтобы его увеличить запас хода, на коляску крепились бензиновые канистры с дополнительным запасом топлива.
Сегодня, бензиновые канистры – неотъемлемая часть нашей жизни, практически у каждого автомобилиста такая лежит в багажнике, а уж у бывалых мототуристов – это обязательный атрибут экипировки.
Во время Второй Мировой Войны союзники называли канистру с топливом – «Jerrycan». Слово «can» означает банка, ёмкость. Слово «Jerry» – это часть военного сленга англоговорящих союзников, которое означало «Germans» (Немцы).
Три ручки у канистры были сделаны не случайно, а для соответствия техническому заданию Вермахта, которое требовало возможности переноса солдатом двух полных канистр, или четырех пустых.
Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34. По некоторым данным, R75 мог тащить за собой до 8 (!) прицепов сцепленных друг с другом.
Хоть BMW R75 и мог сравниться по проходимости с новыми внедорожниками «Jeep», но только у опытных мотоциклистов, а это еще больше усложняло его эксплуатацию. В целом, R75 – один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту ту же сумму, что и 3 Kübelwagen’а. Такие расходы во время войны – недопустимая вещь, и в 1944 производство свернули. Всего было выпущено 16500 мотоциклов BMW R75.
Все любители «немцев» просто обязаны посетить музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова», где и находится прекрасно отреставрированный мотоцикл BMW R75 «Sahara».