Необходимость приобретения автомобиля для организации
Покупка авто премиум-класса: как обосновать расходы?
Налоговый риск дорогостоящих активов — это снятие расходов по налогу на прибыль и отказ в вычетах по НДС.
Как обосновать расходы для избежания претензий проверяющих?
1. Обосновываем деловую цель.
Для этого готовим Локальный нормативный документ (например, положение об использовании служебного транспорта) и Приказ за подписью руководителя, в котором:
о приобретении автомобиля
г. Москва «__» _____ 2020 года
1. В целях поддержания делового имиджа и репутации Компании «Н» приобрести легковой автомобиль бизнес-класса марки _____________.
Автомобиль необходим для поездок генерального директора ___________ на переговоры, деловые встречи и подписание контрактов с заказчиками. Средняя продолжительность поездки составляет ______ часов день. Для обеспечения комфортных условий, автомобиль должен быть оборудован __________________________.
2. Ответственным за приобретение автомобиля назначить ведущего специалиста отдела хозяйственных операций ______________________.
3. После приобретения автомобиль передать в пользование на срок ______ генеральному директору Компании «Н» на основании акта приема-передачи автомобиля.
4. Генеральному директору __________________ обеспечить использование автомобиля исключительно в деловых целях, указанных в настоящем Приказе и в соответствии с Положением «Об использовании служебного автотранспорта».
5. Ответственным за исполнение настоящего Приказа назначить _____________.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера Компании «Н» _________________.
Генеральный директор Компании «Н» _______________
С Приказом ознакомлены:
2.Подписываем с ответственным сотрудником Акт приема-передачи автомобиля
3. Доказываем, что автомобиль используется в производственной деятельности. Для этого:
Транспортные средства в организации
Не секрет, что у перевозчиков автотранспорт является главным активом, приносящим прибыль. Поэтому неудивительно, что ему уделяется так много внимания, в том числе и на страницах журнала. Детальное рассмотрение всех нюансов приобретения, эксплуатации и выбытия транспортных средств в организации, конечно, полезно. Но иногда бухгалтеру и не обязательно глубоко копать, а нужно лишь знать, как отразить сущность операции. Поэтому редакция журнала открывает рубрику, посвященную бухгалтерскому учету транспортных средств, в которой будет акцентировано внимание на основных бухгалтерских записях.
Транспортные средства в организации.
Виды приобретения ТС.
Автомобиль для осуществления коммерческой деятельности может быть приобретен (получен) следующими способами:
В каждой из перечисленных ситуаций бухгалтеру нужно решить ключевые (базовые) вопросы: ставить или не ставить на баланс ТС, при положительном ответе – как оценить актив и какие затраты включить в его стоимость. Только после этого операция отражается на счетах бухгалтерского учета в стоимостной оценке. Все это описать сложно и достаточно трудоемко, поэтому сформулируем основные выводы и дадим проводки без цифр.
Приобретение по договору поставки.
Приобретение за счет собственных средств. Пожалуй, это самый простой вариант.
Корреспонденция счетов при обычной покупке ТС будет следующей:
Отражено приобретение ТС по договору плюс регистрация
Отражен предъявленный поставщиком НДС*
ТС введено в эксплуатацию в составе ОС
Произведены расчеты с поставщиком и иными контрагентами
* Налог может быть либо поставлен к вычету (Дебет 68 Кредит 19), либо включен в стоимость ТС (Дебет 08 Кредит 19) (по облагаемым либо необлагаемым операциям).
Приобретение по системе trade-in. Данный вариант подразумевает обмен подержанного автомобиля с доплатой на новый автомобиль. Перевозчик как лицо, передающее менее ценное имущество, обязан доплатить разницу в ценах, указанную в договоре с автосалоном, который предлагает данный вид обмена ТС. При обмене автомобиля в бухгалтерском учете транспортных средств нужно отразить доходы и расходы от выбытия старого автомобиля и расходы на приобретение и стоимость нового автомобиля.
Правила определения доходов, расходов при исполнении обязательств неденежными средствами прописаны в п. 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», а также в п. 11 ПБУ 6/01. Суть их в рассматриваемой ситуации сводится к тому, что основные стоимостные данные следует взять из договора, в котором должны быть указаны цена нового автомобиля, оценка старого ТС, идущего в зачет, разница, которую нужно доплатить. Не указывается остаточная стоимость прежнего автомобиля, списываемая при обмене ТС, плюс возможные расходы на предпродажный ремонт.
В бухгалтерском учете транспортных средств сделка по обмену автомобилей по схеме trade-in отражается посредством двух встречных реализаций ТС с последующим зачетом взаимных требований и доплатой в цене. Это не противоречит сущности хозяйственной операции и к тому же отвечает оформлению договорных отношений двумя договорами купли-продажи.
Корреспонденция счетов при обмене транспортных средств в организации по системе trade-in будет следующей:
Передача бывшего в употреблении ТС
Отражена передача старого авто как реализация
Начислен НДС с передачи ТС
Списана остаточная стоимость ОС
Приобретение нового автомобиля
Отражено поступление нового ТС
Показан предъявленный НДС
Автомобиль введен в эксплуатацию
Расчеты по обязательствам
Произведен зачет взаимных обязательств сторон
Доплачена разница в цене автомобилей
Автосалон может взять прежнее ТС на комиссию с условием, что если авто будет продано, то часть средств будет возвращена его владельцу. В таком случае сначала придется отразить приобретение нового ТС с уплатой его стоимости, а затем реализацию прежнего автомобиля с последующим получением за него денежных средств.
Приобретение с привлечением бюджетных средств. В таком случае есть два источника финансирования: собственные средства и средства целевого финансирования. Это влияет главным образом на расчеты сторон по договору (перевозчику меньше платить), но не затрагивает квалификацию ТС как объект ОС и его первоначальную стоимость (уплачиваемую по договору с поставщиком сумму плюс иные затраты для приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования по назначению).
В отношении целевого финансирования нужно знать несколько основных правил, установленных ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Во-первых, можно выбрать один из двух способов отражения целевого финансирования (п. 7 ПБУ 13/2000):
Во-вторых, целевые средства п. 4 ПБУ 13/2000 разделяются на предназначенные:
В-третьих, целевые средства на капитальные расходы по приобретению внеоборотных активов, включая ТС, списываются систематически на протяжении срока их полезного использования (как правило, в течение срока амортизации) (п. 9 ПБУ 13/2000). При этом само финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию, после чего списывается на прочие доходы в течение срока полезного использования имущества одновременно с начислением амортизации.
Корреспонденция счетов при покупке ТС с использованием бюджетных средств такая:
Получены бюджетные средства для частичного финансирования
Автомобиль в компании: принимаем к учету
Покупка авто в организации
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Оформление автомобиля
Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).
Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.
В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.
Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Начисление амортизации
Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
Срок полезного использования для грузовиков
Автомобиль | Срок полезного использования (код ОКОФ) |
---|---|
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны | Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) | Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197) |
Автомобили-тягачи седельные | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216) |
Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку
Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?
Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.
Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.
При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.
Как оформить ОСАГО бухгалтеру
Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.
Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.
При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Транспортный налог на авто в компании
По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.
Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.
По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.
Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Берегись автомобиля: как обосновать дорогую покупку
Как вы думаете, чем отличается обычный автолюбитель от бизнесмена-автолюбителя? Отвечаю: ошибками. Первый нарушает ПДД, покупает машину с рук без проверки и страхуется в сомнительных конторах.
А второй, т.е. бизнесмен, пользуясь своим статусом и типа «налоговыми привилегиями» рассуждает следующим образом: «Как давно я мечтал о новеньком Rolls-Royce! Наконец-то, я могу позволить себе этого красавца, да еще и сэкономлю. Куплю через свою компанию, оформлю, снижу НДС и буду катать свою попу». Такие покупки ради личных понтов налоговики раскрывают на раз-два-три.
Но начнем с хорошего примера: как «ездить» на престижном автомобиле правильно? Итак, Постановление АС Уральского округа № Ф09-5640/18 от 04.10.2018 года по делу №А47-13583/2017.
Компания купила Mercedes-Benz GLE и комплект зимней резины к нему. Инспекция подумала: «Зачем покупать такую дорогущую машину? Даже если приспичило, неужели нельзя кататься, например, на отечественной тарахтелке? Учредитель явно купил для личного пользования, а заодно решил получить необоснованную налоговую выгоду. Экономия по НДС-то нехилая получается… Тем более, покупка совершена на займы взаимозависимых лиц». В логике проверяющих есть доля здравого смысла. Но налогоплательщик доказал, что это разумное и нужное приобретение:
Инспекторы не смогли доказать, что автомобиль использовался исключительно в личных целях владельца компании.
Но если вы подумали, что отстоять приобретение шикарной машины, – раз плюнуть… Вы заблуждаетесь. Смотря какие инспекторы придут проверять ваши «золотые колеса»… Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-37224/2018 от 21.09.2018 года по делу №А55-34867/2017 сотрудники фискальной службы докопались до истины. Покупка Tоyота Camry и Tоyота Land Cruiser – пустая трата денег, потому что:
Кстати, на «смешных» ценах налогоплательщики прокалываются довольно часто. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5395/18 от 28.09.2018 года по делу №А34-12500/2017 индивидуальный предприниматель по договорам лизинга приобрел два грузовых и один легковой автомобиль. Грузовое авто сдал почти задарма в аренду взаимозависимому лицу: за 1 000 рублей в месяц. Т.е. в 100 раз ниже ежемесячной суммы лизинговых платежей. А на легковом транспорте, по всей вероятности, передвигался сам бизнесмен исключительно в личных целях: путевых листов, документов, подтверждающих расходы на ГСМ и расходы на содержание автомобиля, ИП не предоставил.
Как указал суд, «руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», на предпринимателя возлагалось обязанность по оформлению путевого листа, поскольку именно этот документ позволяет определить кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных автомобилем при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимых для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта».
Итак, что еще следует предусмотреть перед покупкой дорогостоящего авто, чтобы не вляпаться на доначисления?
Комментарий Юлии Барановой, юриста и партнера ЮК «Туров и партнеры»:
Если вы задумались над тем, чтобы помочь своей организации в оптимизации налогов за счет лизинга и себя родимого не обидеть, то учтите несколько нюансов:
Необходимость приобретения автомобиля для организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter