Неправильно подключил аккумулятор на машине последствия
Перепутал клеммы аккумулятора — возможные последствия
Если пользоваться чем-то правильно – оно прослужит дольше. Проблемы с новыми аккумуляторами случаются редко, особенно если речь идет о необслуживаемой модели. Но порой возникает необходимость снять источник питания, например, для подзарядки. Процедура несложная, но подключая назад батарею, важно не перепутать провода. В статье разберем момент, что будет, если перепутать клеммы аккумулятора на машине.
При неправильном подключении аккумулятора возможны его поломки и воспламенение.
О полярности клемм аккумулятора
Батареи выпускаются с разными характеристиками, различаются и места размещения клемм. Простой способ визуального определения полярности:
У автомобилей разная конструкция, от чего зависит принцип размещения аккумулятора. В машинах азиатского производства (Hyundai, Kia, Daewoo и др.) и на моделях ВАЗ полярность прямая.
Прямая полярность была придумана еще в советские годы, и на российском рынке ее принято обозначать как «1». Обратная полярность используется в зарубежных автомобилях (Ford и другие «американцы»). При этом клеммы могут быть размещены не в верхней части корпуса, а по бокам.
Полярность клемм АКБ.
Что будет, если перепутать клеммы
Если водитель перепутал клеммы аккумулятора и при этом ничего не произошло, что случается редко, необходимо сразу снять батарею. Последствия неправильного подключения разные, и самое безобидное – замена плавких предохранителей.
Замыкание
Не заметить короткое замыкание сложно – из-за обильного искрообразования. И даже неопытный водитель сразу сообразит, что что-то не так. Если предположить, что АКБ работает с электричеством, и так и должно быть, плавящиеся провода и дым сообщат об обратном.
Водителю, столкнувшимся с коротким замыканием, первое, что нужно сделать – сразу же отсоединить хотя бы одну клемму.
Воспламенение, пожар
Наиболее критичный сценарий. Искры, летящие во все стороны из-под капота, ни к чему хорошему не приведут. И если при переполюсовке оставить аккумулятор минут на 10 – велика вероятность пожара. Мелкая электрическая проводка начинает плавиться при силе тока 55 – 60 А, и так недалеко до воспламенения ее оплетки. А в моторном отсеке также присутствуют горючие технические жидкости. В среднем, легковой автомобиль сгорает всего за 10 минут.
Действовать в таких ситуациях надо быстро. Если АКБ заряжался от зарядного устройства – выдергивают вилку. Если все же случилось воспламенение – тут же тушат источник возгорания.
Падение мощности АКБ
В конструкции автомобильной батареи есть пластины: одни с плюсовой, другие с минусовой полярностью. Каждая держит заряд и, если неправильно подсоединить клеммы, случится переполюсовка – «минусы» будут стремиться к тому, чтобы стать «плюсами», и наоборот.
Из-за переполюсовки пластины начнут деформироваться. И, если хотя-бы одна разрушится, часть мощности батареи будет потеряна. Как результат – снизится уровень емкости, которого в суровую зиму может даже не хватить, чтобы завести автомобиль. А если пластины «посыпятся», можно смело искать новый источник питания.
Поломка электронного блока управления
Бывает, водитель неправильно подключает клеммы, и первое время ничего не происходит. То есть предохранители никак не реагируют, что тоже случается. В такой ситуации пострадает плата ЭБУ, важный электронный компонент – она перегорит. Плата бортового компьютера, которую еще называют «мозгами», не терпит перепадов напряжения, и если она выйдет из строя – эксплуатировать автомобиль не получится.
Выгорание предохранителей
В плане последующих расходов на восстановление – это наиболее оптимистичный сценарий. Блоки предохранителей для того и нужны, чтобы защитить потребителей от повышенных значений тока.
Поломка генератора
Эта часть автомобиля защищена от выхода из строя диодным мостом (если он есть). Из-за короткого замыкания он перегорает, при этом батарея, вырабатывающая ток, остается в рабочем состоянии.
О проблемах с генератором скажет иконка в виде АКБ, загоревшаяся на приборной панели. Если сгорит диодный мост, ток на батарею не будет поступать, то есть генератор не сможет ее зарядить.
Индикатор поломки генератора.
Как правило, самостоятельно генератор не меняется, так как это трудоемкий процесс. Обычно автомобиль отвозят на СТО.
Отказ работы сигнализации
Сразу отметим, что штатные средства защиты не испортятся, а вот сторонняя сигнализация может выйти из строя. Обычно в комплектацию к таким устройствам добавляют специальные триггеры, работающие при конкретной схеме подключения. И переполюсовка способна вывести их из строя.
Чтобы восстановить защиту автомобиля, придется обращаться к мастеру, установившему сигнализацию.
Частичная оплавка проводов
Из-за короткого замыкания, вызванного неправильным подключением клемм, оплавиться могут не только провода, идущие к батарее. Пострадает изоляция всей проводки, где наблюдается повышенная нагрузка.
Нарушения изоляции могут стать причиной того, что некоторые системы автомобиля будут функционировать не так, как положено. Из-за потерь мощности в цепи увеличится расход топлива, снизится яркость фар и пр.
Как устраняется поломка – провода изолируют специальной лентой. Но это только при экстренных случаях, например, когда проблема застала в дороге, и нет возможности качественно выполнить диагностику автомобиля. Так, оплавившиеся провода следует заменить новыми.
Что будет, если перепутать клеммы при зарядке АКБ
Если вовремя увидеть ошибку и принять соответствующие меры, последствий получится избежать. В ином случае велика вероятность, что сгорит зарядное устройство. Если аккумулятор был сильно разряжен, он может «переполюсоваться», то есть клеммные выводы сменят полярность.
Чтобы вернуть нормальную полярность, необходимо полностью разрядить аккумулятор, но медленно, например, оставив фары включенными, а затем зарядить его, уже подключив полярность как следует.
Рекомендуется отдавать предпочтение зарядным устройствам с плавким предохранителем – он защитит от перегорания. В комплектных ЗУ такая защита есть, а во многих китайских моделях – нет, и лучше не рисковать работоспособностью батареи.
Что будет, если перепутать клеммы при «прикуривании»
Если неправильно подключить провода, произойдет короткое замыкание. И если они некачественные, тонкие, то просто перегорят. Чем выше сечение – тем ниже вероятность перегорания, но провода начнут греться, а это приведет к другим последствиям.
«Плюс» подключают первым, затем «минус». После «прикуривания» порядок отсоединения проводов такой: сначала «минус», потом «плюс».
«Прикуривание» – крайняя мера, так как нагружает бортовую сеть.
Перепутав клеммы аккумулятора, первым делом необходимо их сбросить, и тогда получится избежать более серьезных последствий. Ценой ошибки может стать сам автомобиль, и водителю надо оставаться бдительным.
Что будет, если перепутать клеммы аккумулятора
На первый взгляд кажется, что перепутать клеммы аккумулятора — ситуация абсурдная. В реальности же от этого не застрахован никто. Их банально можно перепутать в темноте, в спешке, при подключении пуско-зарядного устройства или во время «прикуривания», а чаще всего это происходит из-за простой невнимательности к полярности.
Если все-таки перепутать клеммы и попытаться завести автомобиль, то начнется короткое замыкание, последствия которого будут зависеть исключительно от скорости вашей реакции.
Давайте рассмотрим варианты поломок, которые могут произойти.
Самое безобидное — вы отделаетесь тем, что сгорят несколько предохранителей. Понять, что произошло замыкание, помогут электрические щелчки, за этим могут последовать искры и даже дым. Провода в таком случае нагреваются. Дальнейшие масштабы катастрофы зависят, как мы уже говорили, от вашей реакции. Заметив признаки допущенной ошибки, поспешите выключить зажигание и сбросить клеммы.
Даже если после того, как вы наконец-то подключили все правильно и снова завели двигатель, кажется, что автомобиль исправно работает, необходима дополнительная проверка. Возможно пока что вы просто-напросто не нашли то, что повредилось в результате замыкания. Проверьте все электрические системы. Вполне вероятно, вы обнаружите предохранители (фары, печка, аудиосистема, поворотные огни и пр.), которые взяли резко возникшую повышенную нагрузку на себя, и их нужно заменить
Если вышеописанные признаки замыкания проигнорировать, следом могут оплавиться провода, причем не только аккумуляторные.
А вообще таким образом можно спалить всю машину. Провода плавятся очень быстро. После воспламеняется их оплетка, а с учетом того, что рядом располагаются различные горючие жидкости (бензин и масло), риск возгорания автомобиля весьма велик. Причем за считанные секунды.
Из всевозможных последствий самым глобальным (кроме пожара) может стать поломка электронного блока управления (ЭБУ). Без него вы не сможете даже завести автомобиль. Когда сгорела плата, поможет только ее замена.
В целом перепутанные клеммы вообще не обещают ничего хорошего. В первую очередь, если промедлить со сбросом контактов, пострадает сам аккумулятор. Новую АКБ это моментально не убьет, но если замыкание будет продолжаться длительное время, повреждения гарантированы — емкость аккумулятора снизится. Чем это грозит? Когда емкость сильно падает, батарея уже не может отдавать нужный пусковой ток и заводить машину и подлежит замене.
Если вы перепутали клеммы при зарядке АКБ с помощью специального зарядного устройства, то сам аккумулятор, вероятнее всего, не будет поврежден, а вот устройство пострадает.
При подобной ошибке во время «прикуривания» малыми жертвами обойтись уже не получится. Последствия могут стать самыми плачевными для обоих автомобилей. Первый сигнал об опасности — фейерверк искр. Срочно отсоединяйте провода, чтобы предотвратить их перегорание и пожар.
Перепутал клеммы аккумулятора — 8 основных последствий!
Как всегда читая достаточно статей по всему что связано с автомобилями, нашел подробный материал о достаточно распространенной можно так сказать не внимательности или просто ошибке при подключении клемм аккумулятора, подключении пуско-зарядного устройства и при «прикуривании» от другого автомобиля.
Запись сделана как напоминание!
Самое безобидное что может произойти, ну сгорит пару — тройку предохранителей, это решаемо, причем достаточно легко (читаем вот эту статью). Если честно, то я немного не понимаю, как вы вообще смогли перепутать клеммы аккумулятора! Ведь это чистой воды замыкание, искр и электрических щелчков должно быть много! Также провода нагреваются – плавятся! Возможно даже от клемм или от проводов начнет идти дым — нужно быстро включить мозг, и отсоединить клеммы. От вашей реакции здесь много чего зависит, если сделаете все действительно быстро, то можно обойтись даже без перегоревших предохранителей.
Если неправильно, подсоединить аккумулятор на долгое время то самое страшное что может случиться — это пожар! Все же средний аккумулятор дает примерно 55 — 60 Ампер, это достаточно сильный ток! Мелкие провода очень быстро расплавятся, загорится их оплетка — как понимаете, рядом бензин и масло, все это может вспыхнуть за считанные секунды. Особенно быстро загорается пластик в салоне автомобиля, поэтому — опять же будьте внимательны! Ибо если перепутали клеммы — то есть большая вероятность спалить свой авто, в прямом смысле этого слова.
Для батареи автомобиля также нет ничего хорошего, если вспомнить устройство — то внутри есть пластины, плюсовые и минусовые, которые находятся внутри в электролите. Каждая из пластин держит свой заряд, и если вы путаете минус и плюс, то это заставляет вашу батарею работать в другом порядке — то есть начинается так сказать переполюсовка — минусовые элементы хотят стать плюсовыми и наоборот! Если не вдаваться подробности, то аккумулятор это быстро не убьет (в том случае если она у вас новая), но замыкание для нее очень не нужное испытание — если будет продолжаться долго, то скорее всего плюсовые пластины осыпятся, что понизит мощность, и она уже не сможет «стартануть» двигатель. Опять же повторюсь, что 2 — 3 минуты скорее всего не сделают ничего плохого, но в том случае если это новая батарея новая, для старой это может быть фатально!
4. Бортовой компьютер
Известен еще как блок ЭБУ (электронный блок управления). Если очень сильно не повезет, то можно спалить и его! А это уже очень неприятно, без него автомобиль будет практически парализован – завестись не сможете, работать ничего не будет – от стеклоочистителей до поворотных огней! Ведь это по сути мозг вашей машины, он контролирует все процессы. Если сгорела плата, то ничего не поделаешь — нужна замена, а это ой как не дешево! Посмотрите видео как это происходит.
Если повезло, то сгорят предохранители, таким образом защитив систему от неправильного подключения аккумулятора. Если после правильного подключения все заработало (автомобиль завелся), то проверьте все электрические функции автомобиля, могут выгореть и другие предохранители, взяв нагрузку на себя — это фары, печка, поворотные и основные огни и т.д. Просто меняем.
Также может пострадать и генератор. Однако это вещь дорогостоящая, поэтому обычно его защищают — устанавливают в цепь диодный мост, как раз от таких случаев — (если перепутать провода) так вот он просто выгорает, нужно будет менять! Сделать самому это не так-то просто, поэтому едем на СТО. При его повреждении, заряд не будет идти на АКБ, будет постоянно гореть лампа аккумулятора. Так что если зарядка не идет, то нужно смотреть генератор.
Может погореть и сигнализация, не путать со штатными замками! При подключении на СТО используются специальные устройства (триггеры) которые работают только со своими полюсами, если перепутать клеммы, то это их «убьет». Если не работает сигнализация, едем проверять — ремонтировать, скорее всего это из-за того что перепутали провода.
Частично могут оплавиться провода, причем не только аккумуляторные, но и другие на которых есть нагрузка. Так что проверяйте провода, по необходимости замените или заизолируйте.
p\s
Это основные моменты. Однако на современных автомобилях система автомобиля защищена от переполюсовки! Во многих блоках стоят диоды, также могут быть диоды даже на самих клеммах аккумулятора, борются они как раз с таким неправильным подключением. Сгорит один предохранитель, который питает этот диодный мост и все!
Что будет если перепутал клеммы при зарядке?
Если речь идет о зарядке дома через зарядное устройство, то нужно отметить что вашему аккумулятору скорее всего ничего не будет! В 95% случаев сгорит само устройство, ведь в нем стоит предохранитель, который от неправильного напряжения — просто сгорит, тем самым защитив и батарею, и сам «зарядник». Вам нужно будет поменять в нем предохранитель, после чего постараться правильно поставить провода для зарядки. У моего друга бывало такое, ничего страшного — после того как опомнился подсоединили провода к клеммам, ничего не происходило, то есть приборы на заряднике были по нулям и сила тока, и вольтаж. Однако если у вас дешевый Китайский зарядник, то он может полностью погореть, ничего не поделаешь нужно будет покупать новый!
Если подвести итог, то получается — что последствия после такого «перепутывания» не очень хорошие, ребята если сами не понимаете в авто, лучше доверить дело профессионалам! И еще раз — внимание и только внимание, если перепутали, но вовремя «скинули», то возможно что ничего страшного не случится!
Интересная информация взята ТУТ
Очень много интнресного для информации : ТуТ
Что будет, если перепутать клеммы и неправильно подключить аккумулятор?
Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.
Последствия неправильного подключения аккумулятора
Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.
Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.
Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.
Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):
Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.
Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.
Cгоревший диодный мост генератора
А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.
Вышедшие из строя конденсаторы
И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.
Короткие замыкания в сети
Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.
Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета
Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.
При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные предпусковые обогреватели на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.
Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.
Неправильное прикуривание
Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.
Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.
Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.
Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.
Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.
Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить?
Какие последствия будут, если перепутать клеммы АКБ
С новой аккумуляторной батареей неприятности случаются достаточно редко, особенно если она необслуживаемая. Поэтому и необходимость в её снятии возникает нечасто. И всё же даже такие АКБ нуждаются в периодической зарядке, и эта операция требует внимательности во время подключения зарядного устройства. Если с установкой батареи на автомобиль обычно проблем не бывает, то при зарядке вероятность перепутать провода не такая уж маленькая. Насколько опасна такая ошибка, и что будет, если допустить её во время прикуривания от другого аккумулятора?
Перепутал клеммы аккумулятора: возможные последствия
Самый простой ответ на вопрос о том, что будет, если перепутать клеммы автомобильного аккумулятора, короток: не ждите ничего хорошего. При самом оптимистичном сценарии вам придётся менять плавкие предохранители, но зачастую последствия гораздо печальнее. Перечислим их.
Замыкание
Первое, что нужно уяснить: переполюсовка (это не совсем правильный термин, но суть проблемы отражает верно) – это короткое замыкание. И оно всегда сопровождается визуальными и звуковыми эффектами, заметить которые невозможно: искрами, характерными щелчками, не исключена и задымленность.
Если у вас очень хорошая реакция, всех нижеперечисленных проблем можно избежать, просто отдёрнув руку с проводом. Увы, так бывает не всегда. А значит, читаем дальше.
Воспламенение, пожар
Самый катастрофический вариант бывает, если водитель «впал в ступор» после того, как после неправильного подключения с клемм начался сыпаться град искр. Переполюсовка – это, по существу, КЗ, при котором провода начинают раскаляться, плавя оплётку. Изоляция не всегда бывает негорючей, а если в месте замыкания проводка проходит вплотную к другим горючим материалам или контактирует с техническими жидкостями, риск возгорания увеличивается кратно.
В таких случаях действовать нужно быстро, не допуская длительного замыкания при неправильном соединении проводов. Если это провода от зарядки, можно выдернуть вилку ЗУ из розетки – это будет безопаснее, чем сбрасывать клеммы.
Падение мощности АКБ
Если вы перепутали клеммы аккумулятора не на машине, а когда ставили батарею на зарядку, то проблемы будут локализованы только самой батареей и зарядным устройством.
Если аккумулятор был полностью разряжен, то его подключение с перепутанными проводами приведёт к зарядке, при которой его клеммы сменят полярность – плюсовая станет минусовой и наоборот. Вот эта процедура и называется переполюсовкой. В некоторых случаях её используют целенаправленно, но падения ёмкости батареи при этом не миновать.
Другое дело – ошибка с проводами в отношении частично заряженной АКБ. Здесь, скорее всего, пострадает зарядное устройство, причём безвозвратно. Вследствие короткого замыкания.
Выход из строя ЭБУ
Если пожар автомобиля следует считать катастрофическим сценарием, поскольку в этом случае вы лишаетесь транспортного средства, то перегорание бортового компьютера – вторая по последствиям неприятность. Без электронного бока управления современный легковой автомобиль работать не может, а сам блок – вещь дорогостоящая. Потеря настроек – ещё одно последствие перегорания электронного блока БК.
Перегоревшие предохранители
Это самый оптимистичный вариант (по деньгам, разумеется). Но, если честно, надеяться на то, что всё обойдётся только заменой плавких предохранителей, не стоит. Даже если у вас неплохая реакция, до того, как от возрастания тока перегорит рассчитанный на определённое сопротивление проводок, может пострадать чуткая к перепадам напряжения электроника.
Впрочем, и с перегоревшими предохранителями могут возникнуть проблемы, поскольку далеко не всегда удаётся сразу определить, что именно не работает. Так что при форс-мажоре, вызванном вашей ошибкой с подключением аккумулятора, не поленитесь перед поездкой проверить работоспособность всех потребителей.
Поломка генератора
Если вы перепутали клеммы АКБ, первым, кто про это узнает, будет именно генератор. Правда, он хорошо защищён против таких ошибок наличием диодного моста, но встречаются модели (в основном устаревшие или очень дешёвые), где он отсутствует, и тогда генератор первым подвергается воздействия короткого замыкания и перегорает.
Отказ работы сигнализации
Поскольку сигнализация обычно подключается непосредственно к батарее, вероятность того, что она сгорит, достаточно велика. Особенно если её конструкция предусматривает наличие триггеров – они изменения полярности не переносят.
Частичная оплавка проводов
Об этой проблеме мы уже упоминали – вследствие КЗ через провода начинает течь ток, превышающий номинал допустимого значения. Сопротивление растёт, металл быстро греется, изоляция плавится. Так что допустили ошибку – обязательно проверьте целостность проводов.
Если перепутал клеммы при зарядке автомобильного аккумулятора
Обычно именно так и случается. Дело в том, что при установке АКБ на штатное место неправильно подключить провода маловероятно, даже если вы перепутаете полярность – плюсовая и минусовая клеммы имеют разный диаметр.
Другое дело – подключение ЗУ к батарее. Крокодилы по размерам не отличаются, а вероятность перепутать провода хоть и небольшая, но существует.
Если вы достаточно быстро сообразили, что ошиблись, последствий можно избежать. В противном случае есть риск, что сгорит зарядное устройство. В случае глубокой разрядки аккумулятора неправильное подключение грозит переполюсовкой, то есть сменой полярности клеммных выводов. Если конструкция АКБ позволяет использовать её в таком виде – можете попробовать, но о переполюсовке нужно всегда помнить.
Лучше всё же вернуть нормальную полярность батареи, полностью разрядив её (обязательно медленно!) и зарядив уже с нормальной полярностью подключения проводов. Разумеется, самое опасное в этом случае – глубокий разряд. Для некоторых разновидностей аккумуляторов (например, кальциевых), такая процедура крайне нежелательна.
Использование самодельных зарядок допустимо, если они оснащены плавким предохранителем, который защитит от перегорания ЗУ. Заводские устройства в своём большинстве такую защиту имеют.
Впрочем, это не относится к дешёвым китайским зарядным устройствам. Если вы перепутали клеммы АКБ при зарядке, они, скорее всего, такого надругательства не выдержат.
Если перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании
Такая операция, как прикуривание «дохлого» аккумулятора от заряженного, достаточно редкая. Но она таит в себе немало опасностей и для донора, и для акцептора.
Дело в том, что при последовательном и неправильном подключении проводов мы будем иметь дело с коротким замыканием с номиналом 24 В, а не 12. Если вы будете использовать некачественные провода малого сечения, они, скорее всего, просто перегорят в месте, где имеется самое значительное снижение их диаметра. С повышением сечения вероятность перегорания проводов снижается. По крайней мере, этому будет предшествовать процесс их быстрого нагрева, но здесь уже возрастает вероятность возникновения пожара.
После успешного прикуривания не менее важно соблюсти правильную очерёдность отключения проводов: сначала минусовый, и только после этого – положительный.
Помните, что к прикуриванию следует прибегать, только если другого выхода нет – эта процедура очень опасна для бортовой электроники из-за неизбежных скачков напряжения.