Нет электроники для авто
Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?
Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.
Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп
Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.
Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.
Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.
Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.
Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители
Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.
Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.
Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.
Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.
По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.
Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников
Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.
Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.
Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.
Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.
Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).
Toyota — приостановила производство в Чехии.
Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.
Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.
Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников
TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников
Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.
Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.
В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.
По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.
Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.
Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.
Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.
В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Машины в дефиците из-за нехватки чипов. Что вообще происходит?
Всплеск спроса на новые автомобили вызвал дефицит машин в салонах и многомесячные очереди за ожиданием самых востребованных моделей. Впрочем, теперь, когда рынок показывает устойчивый спад, нехватка автомобилей связана уже не с ажиотажным спросом, а со сложностями на производствах. Российский автопром вслед за мировым столкнулся с нехваткой микросхем для электронных блоков управления для двигателей, внешних элекроприборов, тахографов, панелей управления приборами, мультимедийных систем, а также системы ЭРА-ГЛОНАСС. Объемы производства комплектующих были сокращены из-за пандемии, а также ограничительных мер, наложенных на предприятия производителей комплектующих в разных странах мира.
Еще в начале марта генеральный директор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик заявил «Коммерсанту» о том, что автопроизводители испытывают высочайший дефицит компонентов. По словам Горелика, нехватка чипов во всем мире возникла из-за простоя некоторых производств еще весной прошлого года. Из-за этого на фоне пандемии автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению прежних объемов производства с учетом ограничительных мер. Основная проблема заключается в том, что производство микросхем занимает свыше 6 месяцев и включает в себя два цикла. Первый представляет собой процесс выращивания кремниевых кристаллов, а второй — их установку в корпуса. Производители чипов испытывают именно дефицит кристаллов.
При этом в Минпромторге не раз заявляли, что на рынке нет дефицита автомобилей, а у российских автопроизводителей нет перебоев с поставками комплектующей электроники.
Один из источников Autonews.ru в крупной дилерской сети заявил, что наиболее востребованные модели российской сборки по-прежнему остаются дефицитным товаром, и ожидание в очереди за предзаказанным автомобилем может составлять от трех недель до трех месяцев.
«Конечно, покупательская способность снизилась, и поток клиентов уже не такой высокий, как сразу после режима самоизоляции летом и осенью прошлого года, однако спрос на популярные модели по-прежнему ажиотажный. При этом готовых автомобилей в наличии не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Поэтому многие клиенты заказывают машины и готовы ждать их несколько месяцев», — рассказал собеседник.
По его словам, сроки поставок уже заказанных автомобилей порой сдвигаются на несколько недель или даже месяц из-за нехватки комплектующих на производстве. Наиболее серьезные проблемы дилеры испытывают с локализованными моделями: Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia.
Ранее компания Skoda признавала проблемы с поставками микросхем на свои предприятиях. В официальном заявлении марки было сказано, что «значительное сокращение производства полупроводников привело к возникновению проблем в различных видах промышленности. По причине возросшего спроса на потребительскую электронику (в том числе и в результате перехода на удаленную работу) с одной стороны и возросшему спросу на автомобили с другой, это привело к возникновению «узких мест» и в автомобильной промышленности».
Результатом стала необходимость адаптации к новым условиям работы в автомобильном производстве, например, на площадках Skoda. В последние месяцы компания интенсивно работала над минимизацией последствий нехватки полупроводников на производстве. В то же время в Skoda предполагают, что доступность чипов сохранится ограниченной в ближайшие месяцы.
Раннее и в BMW признали, что в конце прошлого года производители почувствовали нехватку полупроводников, но в компании якобы «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». Ford, Toyota и Nissan также заявляли, что столкнулись с нехваткой микрочипов в начале года. Из-за дефицита компонентов многим из них пришлось отложить производство некоторых моделей.
По оценке агентства IHS Markit, из-за этого в первом квартале текущего года по всему миру было отложено производство почти 1 миллиона легковых автомобилей, это при том, что общий годовой объем должен составить около 84,6 миллионов.
Ранее в интервью Financial Times Жак Ашенбройх, исполнительный директор Valeo, одного из крупнейших производителей комплектующих, заявил, что уже во второй половине года ожидает «полное восстановление производства», однако прогнозирует, что именно начавшийся второй квартал 2021-го года «будет самым сложным».
По сообщению Reuters, южнокорейская компания SK Hynix, второй по величине производитель чипов в мире, близка к заключению сделки по поставке автомобильных микросхем немецкой Bosch. Однако даже в случае успешного исхода этой сделки восстановление прежних объемов производства ранее, чем во второй половине года, ждать не стоит.
ТОП-5 искрометных новинок автомобильной электроники с AliExpress
Ловите порцию новинок из мира автомобильной электроники! Китайская индустрия не стоит на месте: постоянно что-то изобретается для комфорта не только водителя, но и пассажиров.
Ежедневно, листая Алиэкспресс, встречаешь что-то новое, и руки так и тянутся это скорее заказать, чтобы потом установить в свою ласточку.
Надеемся, что предложенная нами автомобильная электроника с отзывами покупателей будет интересна и Вам, удачи!
Иммобилайзер универсальный Рerorider
Надёжность продавца: отличная!
Доставка по России: бесплатно!
Отзывы покупателей:
Отзыв №2: Все пришло! Работает, сирена звонкая! Чувствительность средняя, дальность пульта на открытой местности примерно 60 метров! Рекомендую.
Отзыв №3: Сигнализация хорошая, подойдет на любой мотоцикл с аккумом, поставил нс планету 5 отлично работает. Спасибо.
Видеорегистратор-зеркало для автомобиля OBDPEAK
Надёжность продавца: отличная!
Доставка по России: бесплатно!
Отзывы покупателей:
Отзыв №1: Камера хорошая. Пришла в ЛО за месяц. Трек отслеживался с Китая и на каждой остановке, так сказать. С виду очень качественная. Установил пока только зеркало. Боялся, что экран разобьют наши почтмены, но видимо повезло. А так, упакован так, что хоть кидайся. очень классная даже коробка, вроде картон, но очень прочный, а закрывашки на магнитах. Прям не ожидал такого качества, даже выбрасывать коробоку жалко)) А ещё добавили листочек с номером. Как раз хотел поменять свой). Приятно).
Отзыв №2: Проверил на блоке питания. Все работает. От камеры по разъёму идут 5 выводов 2 питания, 2 видеосигнал (естественно не hd), и один управляющий на +. Стандартный режим потребляет 300 мА, если в режим задней камеры,то 350 мА, а без задней вообще 250 мА. Значит, на ночь можно оставлять в записи спокойно. Просто достаточно подсоединить красный управляющий провод на фару заднего и будет экран переходить в режим парковки. Очень удобно, что поделать нужно только один провод, все остальные идут с регистратора. Рекомендую.
Отзыв №3: Доставка до Санкт-Петербурга за 17 дней). Продавца рекомендую). Запаковано хорошо, но коробочка с торца чутка замялась. Регистратор сразу на русском языке, был не севший, включился, работает!
Монитор парковки для авто с камерами GSPSCN
Надёжность продавца: отличная!
Доставка по России: бесплатно!
Отзывы покупателей:
Отзыв №2: Заказывал дисплей с доставкой из России. Курьер подвез посылку прямо к работе. Никаких стояний в очереди на почте. Монитор работает как положено. Все отлично!
Автомобильное зарядное устройство Kongyide (Dual USB)
Надёжность продавца: отличная!
Доставка по России: бесплатно!
Отзывы покупателей:
Отзыв №2: Пришло в рабочем состоянии, вольтаж показывает, телефон заряжается. Покупкой доволен.
Отзыв №3: Девайс очень удобный, дисплей информативный. При подключении нагрузки, работает как вольтметр и амперметр. в штатном режиме работает как вольтметр. Рекомендую.
Проектор на лобовое стекло машины Cacoonlisteo 4E 5,5″(HUD OBD II EOBD)
Надёжность продавца: отличная!
Доставка по России: бесплатно!
Отзывы покупателей:
Отзыв №1: Отличная вещь. За неделю пришла! Днём вообще ярко показывает. Рекомендую!
Отзыв №3: К машине аппарат подключился. регулировать не понадобилось. включается от зажигания быстро, выключается долго. В комплекте нет кнопки, и это хорошо, потому что по моему мнению она и не нужна.
Российский автопром столкнулся с дефицитом микросхем для электроники машин
Производители электроники для российского автопрома столкнулись с общемировым дефицитом микросхем — в отдельных случаях не покрывается до 40% заказа. Сейчас автозаводы покрывают дефицит со складов, но проблемы могут затянуться не менее чем на полгода, а без модулей с чипами автомобили не смогут попасть на российский рынок, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка электроники и автопроизводителей.
Дефицит коснулся тех микросхем, которые необходимы для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем и других, рассказал глава комитета АЕБ по автокомпонентам Алексей Беляев. По его словам, даже для работы кнопок на руле нужна управляющая микросхема. По оценке гендиректора НПП ИТЭЛМА Евгения Горелика, у производителей «высочайший дефицит компонентов, работают по их фактическому наличию». Собеседник газеты предположил, что дефицит чипов для автомобильной промышленности в мире возник из-за того, что весной прошлого года автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению производства.
По словам Горелика, цикл производства микросхем составляет до полугода. Сначала выращиваются кремниевые кристаллы, а потом их устанавливают в корпус. «Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — рассказал эксперт. По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру (около 5% от общего выпуска). Спрос на чипы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021 года, сообщала Financial Times.
«Мы закупаем у поставщиков не чипы, а изготовленную по нашей документации печатную плату терминала ЭРА-ГЛОНАСС, где уже напаяны около 200–250 основных элементов, и сейчас наш заказ не покрыт примерно на 30–40%», — рассказал Николай Борисенко, гендиректор «Сантэл Навигации», которая поставляет приборы ЭРА-ГЛОНАСС СП Daimler и КамАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery, «Белджи» и другим автопроизводителям. В НП ГЛОНАСС газете сообщили, что трудности начались в ноябре 2020 года, «если раньше сроки поставки составляли три-четыре месяца, то сейчас — шесть-девять месяцев, на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». По словам представителя НП, производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС находятся «в трудных переговорах» с автоконцернами по переносу сроков поставок. Машины без ЭРА-ГЛОНАСС на российском рынке продать нельзя. В Минпромторге заверили, что у российских автопроизводителей нет перебоев с поставками электроники.
В BMW признали, что большинство производителей почувствовали нехватку полупроводников в конце 2020 года, но «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». В АвтоВАЗе сообщили, что создали специальную рабочую группу по мониторингу ситуации с дефицитом. В Daimler ее тоже постоянно отслеживают «в тесном сотрудничестве» с поставщиками и адаптируют производственные программы, если требуется. В Stellantis «держат ситуацию на контроле», но отметили, что рисков, связанных с производством Peugeot, Citroen, Opel, нет. В «Соллерсе» сказали, что предприятий группы проблема не коснулась, но из-за общей ситуации на мировом рынке риски дефицита сохраняются. Основные поставщики электроники у «Соллерса» — Bosch (УАЗ / Ford Transit), а также Continental, Valeo и Visteon (Ford Transit).
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» сказал, что в среднем запас комплектующих у автоконцернов рассчитан на один-два месяца. Он считает, что дефицит мог прямо не отразиться на российских заводах из-за небольших объемов рынка и из-за того, что глобальные офисы перераспределяют поставки в пользу хорошо продаваемых моделей. Горелик отметил, что замена поставщика микросхем в автопроме сильно затруднена. В случае с ЭРА-ГЛОНАСС сертификация терминала длится четыре-пять месяцев, и только по ее итогам транспортное средство получает разрешение на выпуск на рынок (ОТТС), добавил Борисенко. Беляев указал, что непокрытый заказ может быть опасен в долгосрочной перспективе. «В 2020 году TSMC (крупнейший производитель микросхем с долей рынка 55%) отвечала за 70% мирового рынка автомобильных микроконтроллеров, что при этом составило лишь 3% ее товарооборота. Для сравнения: микросхемы для смартфонов составили 48% продаж TSMC. Несложно представить, что для них в приоритете», — отметил собеседник издания.
Электроника в автомобилях станет наполовину российской
Целевые показатели Минпромторга отражены в презентации «Точки роста в электронной промышленности РФ», предоставленной «Ведомостям» главой радиоэлектронного департамента министерства Василием Шпаком.
В 2019 г. доля российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении, по данным Минпромторга, составляла 20% (126 млрд руб.) от общего объема в 630 млрд руб. Оперативно решить задачу импортозамещения в области отраслевой электроники профильный департамент Минпромторга предлагает с помощью управления сквозными проектами. «Это комплекс мероприятий, включающий разработку и организацию производства радиоэлектронной продукции, в том числе создание встроенного программного обеспечения (ПО), адаптацию существующего ПО и вывод продукции на рынок», – объясняет Шпак.
Для каждой отрасли (всего их 16) определены кураторы в лице заместителей председателя правительства и профильных федеральных органов исполнительной власти, обозначены финансовые показатели до 2025 г. и намечен план создания профильных консорциумов. «Компании-производители объединяются по специализации, консорциумы заключают соглашения с министерствами, в которых согласуют дорожные карты по профильным сферам деятельности, включая продуктовые сегменты, а министерства со своей стороны выстраивают отраслевую регуляторику таким образом, чтобы эти продуктовые линейки через систему сквозных проектов органично внедрялись в соответствующие отрасли народного хозяйства, – говорит Шпак. – Некоторые консорциумы уже сформированы: вычислительной и медицинской техники, телекоммуникационного оборудования, автоэлектроники и ряд других».
Для всех участников сквозных проектов предусмотрены меры поддержки, включая финансовые. Уже действует субсидия для разработчиков электронной аппаратуры, а в скором времени будут доступны субсидии для якорных заказчиков и разработчиков модулей и компонентов, пояснил Шпак.
Представитель «АвтоВАЗа» сообщил «Ведомостям», что компания поддерживает инициативы Минпромторга по стимулированию локализации электроники, но точных цифр по локализации компонентов Lada называть не стал.
Все автоальянсы держатся за своих поставщиков из-за конкурентного преимущества продукта, отметил один из представителей автоиндустрии: «У альянса Renault-Nissan-Mitsubishi (в который входит «АвтоВАЗ») основной поставщик электроники – это Bosch, у Kia-Hyundai поставщики – LG и Samsung».
Из российских компаний одним из основных поставщиков электроники является компания «Итэлма», она поставляет датчики, актуаторы, комбинации приборов, блок электронного замка, модули «ЭРА-Глонасс» – в основном эту комплектацию закупают «Камаз», автобусный дивизион ГАЗа, «АвтоВАЗ». «Но при этом сами продукты «Итэлмы» созданы из импортных комплектующих, так что назвать их российскими можно только при большом желании», – уточнил собеседник «Ведомостей».
В России традиционно слабо развито производство автомобильной электроники, признает представитель Volvo Trucks в России: «Однако такие компании, как, например, «Итэлма» и «Форт-телеком», активно развиваются, а их продукция в целом соответствует высоким стандартам качества и надежности, предъявляемым глобальными автопроизводителями, в том числе работающими в России».
Планы Минпромторга представляются хоть и весьма амбициозными, но необходимыми для встраивания российских производителей электроники в глобальный контекст, заключают в Volvo Trucks.
Локализация техники «Камаза» безотносительно электроники составляет более 80%, говорят представители компании. В целом проблема наличия отечественной электроники для автомобильной отрасли существует давно, но в последнее время автопроизводители стараются переориентироваться на российских поставщиков, особенно в связи с возникавшими проблемами поставок в период коронавирусного локдауна, рассказал «Ведомостям» представитель «Камаза».
«Рынок автомобилестроения в мире идет по пути унификации, а это приводит к тому, что практически во всех автомобилях используют схожие наборы компонентов, – констатирует директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. – Их производят лидеры европейского рынка STMicroelectronics и Infineon Technologies. Если смотреть на российскую промышленность, то крупнейший производитель автомобилей – «АвтоВАЗ» контролируется альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi и подчиняется технической политике глобальной корпорации. Рассчитывать на то, что «АвтоВАЗ» будет проводить самостоятельную политику в отношении электроники, сложно». Что касается грузовых автомобилей («Камаз», автобусы), то доля этого сегмента относительно легкового транспорта очень мала и не позволит достичь доли в 50%, утверждает Покровский.
План Минпромторга по импортозамещению электроники вполне реалистичен с учетом того, что у нас огромное количество электроники используется в военной технике, считает замдиректора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин: «Государством перед военными поставлена задача по конверсии предприятий и выходу на гражданский рынок с конкурентными предложениями».
На текущий момент около 80% компонентной базы спецтехники в России – это западные решения не потому, что нет отечественных аналогов, а потому, что импортеры предлагают конечные решения, говорит Пронин: «Если связываться с российскими поставщиками, придется тратить деньги и время на разработку, испытания, сертификацию». Низкий платежеспособный спрос в нашей стране тормозит развитие технологичных продуктов, в том числе электроники, заключает Пронин.
В электронике доля российских компонентов повышается ежегодно, уже удалось локализовать производство ключевых радиоэлектронных систем, рассказали «Ведомостям» в ГК «Ростех». Сегодня прорабатывается ряд проектов, реализация которых позволит существенно расширить отечественную компонентную базу в авиапромышленной отрасли. Например, ведется работа над созданием полностью отечественного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Еще одним подтверждением эффективности проектов по импортозамещению является SSJ-New (Сухой Суперджет Нью), который будет более чем на 97% состоять из российских комплектующих, в том числе электроники. При этом в военной сфере уже сейчас удалось обеспечить полное импортозамещение радиоэлектронного оборудования, говорят в «Ростехе».
Если предполагается набрать 50% российских комплектующих от совокупного объема транспортных отраслей, то это реализуемо, с учетом того что в авиационной и судоходной технике уже сейчас большая доля российских разработок. Это будет подтягивать общий показатель вверх, как и те сегменты, которые связаны с производством военной техники, объясняет Покровский: «А в автомобильной электронике доля российских комплектующих сейчас минимальна. Нет оснований предполагать, что в автомобильной электронике к 2025 г. доля российской составит 50%. Даже если мы предположим, что в автобусах и грузовых автомобилях будет стоять только российская электроника, что можно с трудом представить, то вклад этого сегмента в общий объем невелик».