Нет массы на мопеде

Фотоотчёт: Как проверить коммутатор скутера?

Друзья, сильно не обольщайтесь. Интернет, в частности этот сайт призван только лишь помочь вам в решении той или иной проблемы. А остальное будет зависеть только от вас, вернее только от вашего желания и не от чего больше.

Что есть такое коммутатор и зачем он нужен?

Если быть проще, то коммутатор — это некий модуль (по фен-шуй — модуль DC CDI либо AC CDI) в котором накапливается электрическая энергия, которая в нужный момент в виде импульса подается на катушку зажигания, где многократно умножается и в виде электрической искры проскакивает между электродами свечи зажигания.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

В зависимости от типа коммутаторов, энергия необходимая для формирования икры может накапливаться в коммутаторе двумя способами:

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Катушки питания коммутатора на генераторе выглядят примерно так. На некоторых моделях генераторов их две, на некоторых всего одна

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Для прохождения искры в нужный момент в конструкцию генератора и иже с ним коммутатора внесен магнитоиндукционный датчик (по-колхозному — «датчик холла» ). Магнитоиндукционный датчик по сути представляет из-себя обычный генератор переменного тока, только в миниатюре.

На внешней стороне ротора генератора есть небольшой выступ при прохождении которого возле датчика — в обмотках датчика формируется небольшой знакопеременный импульс, который поступает на тиристор коммутатора — тиристор открывается и энергия накопленная в конденсаторе поступает на катушку зажигания

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Инструменты

Для работы нам понадобится:

Проверка коммутатора

Чтобы не терять попусту время — проверку стоит начинать с проверки электрического импульса, который накапливается в коммутаторе и в нужный момент поступает к катушке зажигания.

Берем контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к зеленому проводу массы, вторым к черно-желтому проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

При исправном коммутаторе и модулях обеспечивающих его работоспособность лампочка мощностью 3Вт в режиме прокручивания двигателя стартером должна гореть в пол накала

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Проверка массы

При любых подозрениях на неисправность любого модуля зажигания скутера в первую очередь проверяется масса. Хотя, масса в двухпроводной проводке понятие относительное, но пока назовем сие дело так.

Берем тестер, переводим его в режим «прозвонки» (значок диода или пиктограмма звукового сигнала), ищем на коммутаторе зеленые провода — это есть нечто иное как масса (по фен-шуй — минусовой провод), любым щупом тестера касаемся металлической части двигателя, другим щупом тыкаем в зеленые провода:

В зависимости от того, что вам покажет тестер — устраняйте неисправность или продолжайте проверку:

Пример хорошей массы: тестер в режиме «прозвонки» пищит, на дисплее сплошные нули

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Проверка питания

Для того, чтобы между электродами свечи проскочила искра — конденсатор коммутатора должен от чего-то зарядится. А заряжается он либо от аккумулятора либо от генератора. Значит что? Правильно! Проверяем поступает ли питание к коммутатору.

Прежде чем начинать измерять питание — определяемся какой тип коммутатора стоит на вашем скутере. Если визуально, то коммутаторы типа DC CDI раза в два больше чем AC CDI. Но это не точный критерий. Самый точный критерий — смотрите вывод высоковольтной катушки генератора:

Вывод высоковольтной катушки генератора находится там же где и вывод самого генератора: ищем где провода идущие от генератора соединяются с бортовой сетью скутера и если один из двух проводов с круглым клеммами не подключен — значит катушка не задействована

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Проверка питания коммутатора типа DC CDI

Если у вас провод высоковольтной катушки генератора висит без дела (при условии, что так все и было с завода, а не после вмешательства какого-нибудь «гуру») — переключаем тестер в режим измерения постоянного тока на диапазон 20 V. Ищем на коммутаторе провод питания. Обычно это провод черного или серого цвета, касаемся одним щупом массы, другим — провода питания:

С питанием этого коммутатора полный порядок

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Проверка питания коммутатора типа AC CDI

Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 200V. Одним щупом касаемся массы, вторым — провода питания и проворачиваем стартером двигатель:

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Проверка датчика генератора

Магнитоиндукционный датчик является ключевым элементом системы зажигания. И при любых подозрениях на неполадки в системе зажигания его также следует проверить.

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V. Одним щупом касаемся массы, вторым щупом касаемся бело-голубого или красно-желтого провода идущего от датчика и крутим двигатель стартером.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Подытожим вышесказанное

Сперва лампочкой проверяем формирует ли коммутатор импульс или нет:

В заключении, хочется предостеречь вас от соблазна взять у кого-то заведомо исправный коммутатор и воткнуть его вместо своего. Да, таким экспресс-методом неисправный коммутатор определится сразу. Если он действительно был неисправен, то с заведомо исправным искра сразу появится.

Но как мы можем быть на 100% уверены в том, что с проводкой скутера полный порядок и в нее никто до вас не успел засунуть свою умную личность. А вдруг там что-то коротнуло или какой-нибудь бивень намутил проводку на свой лад и тогда рабочему коммутатору придет «полная попа». И будите потом покупать два коммутатора — один тому у кого попросили, второй — себе. А оно вам нужно?

Источник

Фотоотчет: Как проверить генератор скутера?

Просто так, без минимальных познаний в электронике, хотя бы на уровне школьной программы (как у меня) и простейшего тестер-мультиметра — проверить генератор у вас не получится, даже не мечтайте. Прежде чем браться за подобную работу, вы должны хотя бы уметь пользоваться тестером и понимать, что ток может быть переменным или постоянным, знать, что такое электрический импульс и что такое сопротивление. Знаете все это? Держали в руках тестер? Если да, то не будем медлить.

Проверку работоспособности генератора — следует начинать с измерения напряжения, которое собственно говоря генератор должен генерировать и передавать по проводам к потребителям. Смотрим где с двигателя выходит жгут проводов от генератора — двигаемся по нему, пока не дойдем до разъема, с помощью которого генератор подключается к бортовой сети скутера.

На подавляющем большинстве скутеров, разъем генератора выглядит примерно как на картинке. В общем разъеме, есть один штекер и два провода, которые подключаются в бортовую сеть скутера через круглые клеммы.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Штекер объединяет в себе разъемы двух основных обмоток генератора: Рабочей обмотки (желтый провод), которая обеспечивает работу фары, поворотников, подсветки и других потребителей. И управляющей обмотки (белый провод), управляющая обмотка обеспечивает контроль напряжения в основной обмотке генератора. То есть, при повышении напряжения в рабочей обмотке генератора выше заданных пределов, реле-регулятор напряжения, подает ток на управляющею обмотку генератора, за счет чего напряжение в рабочей обмотке генератора падает до заданного предела. При понижении напряжения — происходит обратный процесс.

В данном генераторе основные обмотки намотаны толстым медным проводом на шести катушках.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Третья обмотка генератора, которую принято назвать высоковольтной либо наводящей и магнитоиндукционный датчик генератора, подключаются к бортовой сети скутера через круглые клеммы.

Высоковольтная обмотка генератора — обеспечивает генерацию высокого переменного напряжения (напряжение в этой обмотке может достигать 160 V и больше), которое напрямую поступает в коммутатор где оно выпрямляется, затем накапливается в конденсаторе и в определенный момент в виде импульса подается на катушку зажигания.

В данном генераторе высоковольтная обмотка намотана тонким медным проводом на двух катушках. Катушки высоковольтной обмотки снаружи тщательно изолированы.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Встречаются генераторы у которых высоковольтная обмотка намотана только на одну катушку.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Небольшое уточнение: системы зажигания в которых установлен коммутатор типа DC CDI, высоковольтная обмотка в формировании искрового заряда на свече зажигания не участвует, поэтому проверять ее нет смысла. Производители скутера устанавливают генератор с высоковольтной обмоткой, но не задействуют ее (имеются ввиду системы зажигания с коммутатором DC CDI). Она просто намотана на генератор и все. Скажу больше: из-за того, что обмотка во время работы генератора ни чем не нагружена, со временем она просто-напросто сгорает.

Пример генератора, на двух катушках которого намотана ни как не задействованная в работе высоковольтная обмотка. Я проверил эту обмотку — тестер показал обрыв цепи, что подтверждает вышесказанное.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Сопротивление наводящей обмотки генератора — всегда больше чем у остальных обмоток. Провод идущий от наводящей обмотки генератора, почти всегда имеет красно-черный цвет.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Магнитоиндкукционный датчик при прохождении мимо него специального уступа на роторе генератора — генерирует знакопеременный импульс, который открывает теристор через который конденсатор коммутатора разряжается на катушку зажигания.

Датчик собственной персоной

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Уступ на роторе генератора

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Провод идущий от магнитоиндукционного датчика почти всегда имеет бело-голубой цвет.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Небольшой ликбез: Торгаши и колхозные бивни, магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI — называют датчиком холла. Родные мои… Может хватит уже. Откуда эта безграмотность. Магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI, а именно об этой системе речь идет в этой статье — никакого отношения к датчику холла не имеет! И не слушайте вы этих торгашей и «гуру», которые утверждают обратное…

Собственно сама проверка

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока (ACV) на диапазон 200 V и не меньше. Помним, что напряжение наводящей обмотки может достигать 160 V и больше, поэтому диапазон измерения напряжения наводящей обмотки должен быть не менее 200 V.

Разъединяем штекер и круглые клеммы основного жгута — подключаем один щуп тестера на массу, другой подключаем к клемме (черно-красный провод) наводящей обмотки генератора. Включаем зажигание, и крутим двигатель стартером. Полностью исправная наводящая обмотка должна выдать примерно такие значения.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Импульс генерируемый датчиком очень слабый, поэтому — переключаем тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 2 V. Измерение импульса от датчика в более высоком диапазоне, может не дать результата, так как тестер может его попросту не уловить. Используйте для этой цели только тестер с диапазоном в режиме измерения переменного напряжения не более 2 V.

Делаем все точно также как и в первом примере. Импульс от датчика должен выдавать примерно такие значения.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

По аналогии с первыми двумя примерами — проводим измерение напряжения в рабочей обмотке и управляющей. Ставим тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 200 V и проводим замер.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Ну что замерили. Все обмотки генерируют ток? Или не все. Если какая-либо обмотка не выдает ток, то хочешь-не хочешь — придется снимать генератор и проверять его более детально. А вот если обмотки генерируют ток, примерно такой величины как на картинках, то это значит, что ваш генератор в полном порядке. Как-то так…

Укладываем генератор так, чтобы выводы обмоток генератора были вам доступны. Определяем концы выводов всех обмоток генератора. Найти концы обмоток очень просто: смотрим на цвет провода, который припаян к клеммнику и определяем, что это за обмотка.

Я вам тут стрелками пометил концы обмоток. Стрелки подобрал по цвету в соответствии с цветом проводов припаянных к клеммнику. Зеленой стрелкой отмечен клеммник на который припаяны концы всех обмоток — это клеммник массы.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Переключаем тестер в режим прозвонки, берем любой провод из общего жгута, подключаем любой щуп тестера к этому проводу, вторым щупом касаемся клеммника к которому припаян этот провод. Тестер должен издать звуковой сигнал и показать нулевое сопротивление.

Если тестер «молчит», показывает вместо нолей цифры, то это значит, что где-то есть обрыв провода или плохой контакт между концевой клеммой и проводом. Осмотрите внимательно провод на обрыв и в случае необходимости замените его на новый. Оставшиеся провода в том числе провод датчика, проверяем точно по такому же принципу.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

После проверки проводов, приступаем к проверке обмоток генератора на обрыв и межвитковое замыкание. Переключаем тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом тестера корпуса генератора, вторым щупом касаемся конца провода любой обмотки или клеммника.

Высоковольтная обмотка в режиме прозвонки должна показывать примерно такое значение сопротивления. Если высоковольтная обмотка сопротивление не показало или показала но малое, то это значит, что где-то есть внутренний обрыв или межвитковое замыкание. Сами понимаете — такая неисправность не «лечится».

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

При проверке остальных обмоток, тестер должен издавать звуковой сигнал, сопротивление рабочих обмоток очень малое, так что, скорей всего на дисплее тестера вы увидите только нули. Если тестер сигнал не издал, то это значит, где-то есть внутренний обрыв. Такая неисправность «лечению» не подлежит.

Нет массы на мопеде. Смотреть фото Нет массы на мопеде. Смотреть картинку Нет массы на мопеде. Картинка про Нет массы на мопеде. Фото Нет массы на мопеде

Ставим тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом корпуса датчика, вторым щупом касаемся провода датчика или клеммы на корпусе к которой припаян провод. Сопротивление обмотки датчика должно быть примерно в таких пределах. Если сопротивление мало или его вообще нет, то меняйте датчик на новый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *