Номера авто в марокко
Безопасно ли путешествовать на автомобиле по Марокко? Что нужно знать и к чему надо быть готовым? Где брать автомобиль в аренду и куда ехать? Отвечу на эти и другие вопросы о Марокко, которые могут возникнуть у автомобильных путешественников.
Все началось с желания съездить куда-нибудь на январские праздники. Хотелось туда, где я еще не был, где будет тепло и где можно будет покататься на автомобиле. Выбор пал сразу на два места: Марокко и Тенерифе. Про испанский остров напишу отдельно, тоже есть что рассказать. Почему Марокко? Эта страна манила своей экзотичностью после глянцевой и аккуратной Европы. А еще горами, кухней и географией, ни разу не был в Африке. По итогам поездки могу сказать, что не жалею о выборе. Путешествие удалось, впечатлений набрались, только впечатления эти очень противоречивые. Страна воспринимается неоднозначно, особенно после путешествий по странам Европы. Расскажу по порядку, что я имею в виду.
Самолет до Марокко
До Хельсинки добирались на личном автомобиле. 1-го января, когда все спали после новогодней ночи, мы выехали из Питера, очень быстро проехали границу и доехали до отеля Airport Hotel Pilotti, в 10 минутах езды от аэропорта Вантаа. У них есть очень удобная услуга. Если остаться у них на ночь, то можно оставить личный автомобиль на большой парковке отеля на срок до двух недель. А от отеля до терминалов аэропорта и обратно они бесплатно отвозят на собственных микроавтобусах. Уже второй раз пользуюсь этой услугой, до этого ночевал в их другом отеле Airport Bonus Inn, об этом писал в посте «Условно бесплатная парковка у аэропорта Хельсинки«.
У Марракеша приятный, светлый и современный аэропорт. Особых сложностей не было. Смутило только то, что нужно было заполнить миграционную карту на листочке с кучей вопросов. Половину из этих вопросов можно было бы переписать из загранпаспорта, а другая половина вообще непонятно зачем нужна. Например, название и адрес отеля, где предстоит жить. Ну ладно, при въезде пусть будет. Но зачем требовать точно такую же бумажку при вылете. Маразм и бумагомарательство, не иначе.
Виза в Марокко
Валюта Марокко и цены
Валюту можно обменять уже в аэропорту, курс вроде адекватный. В городах курсы более-менее одинаковые, комиссию не брали. До обратного вылета оставшуюся валюту можно поменять на евро или доллары. Но в пункте обмена это будут делать только если на руках есть посадочный билет после регистрации.
Рекомендую всегда иметь на руках наличные деньги. Более половины всех расчетов в стране будут наличными, карточные терминалы я замечал только в единицах отелей и крупных магазинах. Про бесконтактную оплату телефоном вообще забудьте, почти все терминалы не поддерживают этот способ, только совать карточку в терминал.
Постарайтесь всегда иметь в распоряжении мелкие суммы денег, вроде монет на 1, 2, 5 и 10 дирхам. Довольно часто возникают ситуации, когда нужно заплатить налом именно мелкими деньгами, а крупные давать на руки будет нежелательно или даже рискованно. Если вдруг дирхамы закончились, то марокканцы охотно примут в оплату евро, но могут при этом учесть курс в невыгодную для вас сторону.
Мобильная связь и интернет
Почти во всех путешествиях я пользуюсь симкой для путешественников Дримсим. Но именно в Марокко о ней стоит забыть, интернет через Дримсим в этой стране дорогой, в отличие от стран Европы. Не беда, прямо в аэропорту есть стойки мобильных операторов, где всего за 5 евро можно купить симку с 5 гигабайтами трафика. Мы взяли симку оператора Orange, этого нам с лихвой хватило на все 6 с половиной дней путешествия. Продавцы симок у стойки сами вставляют симку и вводят нужные параметры для связи. Интернет заработал практически сразу, качество связи было нормальным, интернета не было только в горах, вдали от шоссе и городов.
Аренда авто в Марокко
На выходе из терминала аэропорта нас встретил приветливый сотрудник компании, повел нас к машине, все показал и рассказал.
К слову про международных прокатчиков. За несколько дней до нас в Марокко поехал коллега по блогерскому цеху. Он забронировал автомобиль в Ависе, забирал его в аэропорту Касабланки. Хотел оформить с базовой страховкой. На стойке регистрации автомобиля ему сказали, что если он не оформит полную страховку автомобиля, то у него на карте заблокируют 2000 евро залога. И добавили прямым текстом, что всю эту сумму могут списать за любую новую царапку. Непонятно, это был способ припугнуть и мотивировать купить полную страховку или правда. В любом случае, это очень нечестный прием, фактически мошенничество. Но что еще можно сделать, когда впереди предстоит путешествие, а ты в чужой стране, где не знаком с порядками и менталитетом людей?
Цены на топливо
Заправок по всему Марокко немало. Почти в каждом городке минимум одна заправка должна быть. Проблемы с топливом могут быть только вдали от основных шоссе, если ехать далеко по горным дорогам или по пустыне. В любом случае, чтобы не остаться с пустым баком, стоит следить, чтобы уровень топлива не опускался ниже 2-3 делений.
На многих заправках не принимают карты, только наличные. Причем оплачивать часто надо не на кассе, а в руки заправщику. Поэтому заправляться стоит на круглую сумму, чтобы отдать ее и не ждать сдачу, которой может и не быть.
Дороги, водители и пешеходы
Качество дорог в Марокко я бы оценил на твердую четверку. Все основные шоссе и дороги в городах в очень хорошем состоянии. Разве что автобанов в стране очень мало. Дорог шириной по 2 полосы в каждую сторону я видел немного, и то на многих разрешенная скорость не больше 100 км/ч. Часть дороги из Марракеша в Эссуэйру такая, например. Нормальный автобан видел только на севере страны, у Танжера, он платный и ограничение скорости там 120 км/ч. Виньеток в Марокко нет.
Парковки
Ситуация с парковками в Марокко далека от той, к которой мы привыкли в странах Европы. Обозначенных знаками и разметкой парковок мало. Автомобили чаще всего стоят просто вдоль дорог, а иногда вообще где попало. Но не на это обращаешь внимание в первую очередь. Бросается в глаза другое, что я про себя назвал “парковочная мафия”. Дело в том, что все места, где люди часто оставляют автомобили, как будто распределены между людьми или группами людей. Они следят за машинами, помогают парковаться и берут за это деньги. Естественно, никаких чеков при этом не выдают.
Обычно это случается так: вы видите свободное место на обочине, начинаете парковаться, вдруг откуда ни возьмись рядом материализуется некто и начинает “помогать” парковаться. А когда вы выйдите из машины, оно с гордым видом запросит 10-20-30 дирхам. В Эссуэйре за въезд на огороженную парковку просили 50, я сторговался до 30. В центре Феса попался молодой и адекватный парковщик, даже помог найти риад и поругаться с хозяином за пометку «Бесплатная парковка» на букинге. В целом, запрашивают за парковку терпимые суммы, поэтому платили. Только в Шефшауэне платить не пришлось, хотя запарковался прямо в центре, у оживленного перекрестка. А еще были места для парковки ближе к медине. В Мерзуге проблем с парковкой вообще нет, можно прямо у эрга бросить автомобиль и идти сразу по пескам.
ПДД, дорожные знаки и разметка
Полиция и штрафы
Полицейские в стране чаще всего встречаются в виде мобильных постов. Они стоят с машинами обычно на въездах в города и выездах из них. Самая главная особенность, которую нужно знать: нельзя просто проезжать мимо таких постов. Нужно либо сильно замедлиться, либо остановиться и дождаться одобрения следовать дальше. За несколько метров до полицейских обычно стоит знак, указывающий на это, но туристы, которые впервые в Марокко, могут не обратить внимание и проехать мимо с обычной скоростью.
Следите за встречными машинами, у местных водителей принято моргать дальним, предупреждая машины о постах и засадах полиции. Местные обычно знают места засад, поэтому попутные машины могут замедляться перед такими местами.
Люди, языки и отношение к туристам
В Марокко есть три основных языка, на котором говорит население страны: арабский, берберский и французский. На английском могут говорить люди, которые связаны с туризмом: менеджеры отелей, продавцы в магазинах и лавках, гиды. В целом, с пониманием людей особых проблем не было. Может пару раз сталкивались с необходимостью общения вдали от туристических троп, обходились жестами и интернациональным словами 🙂
Вообще это тема, которой можно посвятить отдельную статью. Например, если в странах Европы вас спросят “Вам помочь или указать путь?”, то в 99% случаев это искреннее желание помочь. А в городах Марокко это 99% вероятности, что вас потом попросят заплатить за помощь. Коллеги рассказывали, что такие “помогалы” даже заманивали их в тупичок и целой группой выманивали у них деньги. На фоне этого, жалостливый взгляд и назойливые просьбы дать денег взамен какой-то пустяковой вещи, кажется ерундой.
В общем, нужно набраться хладнокровия и терпения с такими товарищами. Лучше всячески игнорировать их и даже не заводить разговор без крайней нужды. Но не опускаться до паранойи и мании преследования. Один товарищ в Шефшауэне хотел с нами заговорить, но встретив с нашей стороны вежливый игнор, обиделся и сказал что-то вроде “Не все такие, как в Марракеше”.
Отели и другие места проживания в Марокко
С поисками мест для проживания в Марокко проблем особых нет. В стране работает Booking.com и многие пристанища там зарегистрированы. За все дни путешествия у нас не возникало проблем найти там жилье.
Куда поехать и что посетить в Марокко?
У меня нет цели составить тут целый путеводитель по Марокко, их в интернете предостаточно. Вкратце опишу то, что мы сами посетили и какие впечатления у нас были.
Фес. Еще один крупный город Марокко со своей мединой, изобилующей узкими запутанными улочками и торговыми точками (куда же без них). Стоит побывать. В красильнях, кстати, не обязательно платить охраннику 20 дирхам за каждого. Мы нашли альтернативный балкончик, заплатив всего 10 дирхам за троих.
Шефшауэн (или Шауэн, Шавен). Город, который известен тем, что большинство домов в медине покрашены в оттенки синего. По сравнению с Марракешем, Шефшауэн более спокойный, люди не такие настырные (только сторонитесь цыганоподобных женщин с платочками и шапочками на мосту), и даже милый, чего не скажешь о других городах Марокко.
Атласские горы. Я, как большой любитель гор и перевалов, планировал красивый маршрут по местной горной системе. Не все получилось, как задумывалось: дороги в горах непростые, узкие и не всегда хорошего качества. Не успели посмотреть два красивых ущелья: Додес и Тодра. Я планировал круговой маршрут через них, но повернули не туда и долго ехали по другой горной дороге, пришлось отказаться от ущелий. У вас есть шанс сделать это вместо меня!