Новая военная машина россии
«Гром», «Стрела», «Гермес»: какие новинки представила российская оборонная промышленность в 2020 году
По мнению экспертов, уходящий год оказался достаточно богатым на новации в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. Отечественные предприятия представили целый ряд интересных образцов военной техники.
«Мы проанализировали мировые тренды»
Большая часть новинок была продемонстрирована на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». В частности, на выставке был показан полноразмерный макет тяжёлого реактивного разведывательно-ударного БПЛА «Гром» разработки группы «Кронштадт» (Санкт-Петербург).
Беспилотный комплекс предназначен для применения в едином звене с самолётами ВКС. Как считает разработчик, его детище облегчит задачу вскрытия и поражения систем войсковой и объектовой ПВО противника. Благодаря достаточно высокой скорости и малозаметности «Гром» может эксплуатироваться в первом атакующем эшелоне.
«Мы проанализировали мировые тренды и ситуацию в нашей стране и пришли к выводу, что для такого аппарата в наших войсках существует ниша. Задел, который мы создали во время опытно-конструкторских работ по «Ориону», позволяет нам реализовать проект «Гром», — сообщил ранее в беседе с RT директор Центра перспективных исследований группы «Кронштадт» Владимир Воронов.
В материалах компании говорится, что беспилотник сможет подниматься на высоту до 12 км и развивать скорость до 1 тыс. км/ч. Радиус боевого применения «Грома» разработчик оценивает в 700 км. Длина БПЛА должна составить 13,8 м, высота — 3,8 м, размах крыла — 10 м, взлётная масса — 7 т, полезная нагрузка — 2 т.
Арсенал «Грома» позволит уничтожать надводные и наземные цели, расположенные в тактической и оперативно-тактической глубине. Наведение вооружения БПЛА будет осуществляться с помощью лазерных, телевизионных и спутниковых комплексов.
Помимо «Грома», дебютантами форума «Армия-2020» стали новейшие образцы армейской техники. ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК) представила на открытой экспозиции лёгкий бронеавтомобиль «Стрела» в варианте командирской машины и амфибии.
Преимуществом новинки является невысокая цена по сравнению с ближайшими родственниками — семейством «Тигр». При этом «Стрела» обладает достаточно высоким уровнем баллистической защиты — автомобиль выдерживает выстрел бронебойно-зажигательным патроном с дистанции 30 м.
Также «Стрела» сохраняет жизнь экипажу после взрыва фугаса мощностью до 2 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем. В салоне автомобиля могут поместиться до восьми человек.
«Ближайший аналог «Стрелы» — это линейка автомобилей «Тигр». Но представленная на форуме машина значительно легче — это 4,7 т против 8 т у «Тигра». При этом в её конструкции использована сталь А3 толщиной 6,5 мм, которая обеспечивает хорошую пулезащиту», — заявил в интервью RT на полях «Армии-2020» гендиректор ВПК Александр Красовицкий.
Небольшая масса позволяет «Стреле» ускоряться быстрее «Тигра». По шоссе машина может разгоняться до 130—140 км/ч. Военные, которые уже прокатились на бронеавтомобиле, похвалили его за плавность хода.
Ещё одним смелым экспериментом ВПК является получивший широкое распространение в войсках «Тигр» в варианте багги. За счёт демонтажа тяжёлых бронированных дверей конструкторы смогли значительно уменьшить массу машины и конвертировать её в полезную нагрузку.
«Уничтожение любого западного танка»
Из новейших образцов ракетного вооружения, представленных в уходящем году, опрошенные RT эксперты выделили 207-мм высокоточный комплекс «Гермес» с загоризонтной дальностью стрельбы до 100 км.
Образец был разработан тульским Конструкторским бюро приборостроения (КБП) им. академика А.Г. Шипунова (входит в «Ростех»). «Гермес» занимает нишу между управляемыми артиллерийскими снарядами и оперативно-тактическими системами.
«Ракета комплекса «Гермес» имеет автономную систему наведения по принципу «выстрелил и забыл». В комплексе реализован режим залповой стрельбы по нескольким (до шести) разнесённым целям, а также автоматическая синхронизация лазерного целеуказания для поражения целей высокоточным боеприпасом с промахом не более 0,5 м», — говорится в материалах «Ростеха».
Особенность «Гермеса» состоит в том, что он может монтироваться на самых разных платформах — сухопутных машинах, малых боевых кораблях и беспилотниках.
Как сообщил в комментарии ТАСС представитель КБП им. Шипунова, комплекс уничтожит любой западный танк с почти 100%-ной гарантией. По его словам, скорость боеприпаса этой системы превышает 4 Маха.
«По итогам проведения полного цикла испытаний «Гермеса» на полигоне с поражением различных типов мишеней был сделан вывод, что на гарантированное уничтожение любого существующего западного танка достаточно одной-единственной ракеты комплекса», — подчеркнул представитель КБП.
По информации источников «Известий», на базе технических решений по «Гермесу» оборонная промышленность РФ начала разработку новых ракет. Проект получил название «Клевок-Д2». Один из перспективных боеприпасов будет оснащаться прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), разгоняющим его почти до гиперзвуковой скорости.
Огонь может выполняться с наземных и воздушных платформ. Мощности боезаряда должно хватить на уничтожение бронетехники, артиллерийских систем, штабов, пунктов управления и инженерных сооружений.
Эксперты считают, что «Гермес» войдёт в арсенал мотострелковых и танковых частей ВС РФ. Таким образом, российские подразделения получат возможность проводить более масштабные операции на театре военных действий (ТВД).
«Такие компактные высокоточные тактические комплексы значительно облегчат решение задач по поражению группировки неприятеля до того, как она успеет предпринять враждебные действия. В нашей армии это будет очень важное промежуточное звено между ствольной артиллерией, РСЗО и дальнобойными оперативно-тактическими системами», — отметил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Помимо средств огневого поражения, оборонный сектор РФ продолжает совершенствовать электронную начинку различных видов вооружения. В октябре сотрудники военного инновационного технополиса «Эра» (Анапа) совместно с департаментом информационных систем Минобороны РФ разработали программно-аппаратный комплекс (ПАК) для исследования и отработки технологий искусственного интеллекта.
Применение данного оборудования внесёт значимый вклад в автоматизацию разведывательно-ударных систем российской армии. Суть в том, что ПАК способен идентифицировать цели, отслеживать передвижение вражеских войск, в том числе при применении ими разнообразных способов маскировки.
Нейросеть этого уникального комплекса работает с информацией в банке данных, который содержит 100 тыс. изображений военной техники в оптическом диапазоне и 5 тыс. целей в радиолокационном. Точность обнаружения объектов противника специалисты «Эры» оценивают в 95%.
«Комплекс можно установить на беспилотник армейского разведывательного подразделения. Благодаря нашему изделию БПЛА получает возможность идентифицировать и классифицировать наблюдаемые объекты противника», — сообщил ранее в комментариях каналу RT замначальника научно-исследовательского отдела (поисковых и прогнозных исследований) «Эры» майор Евгений Назаров.
В беседе с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин заявил, что уходящий год запомнился развитием направлений, связанных прежде всего с беспилотной техникой, ракетным вооружением и армейскими автомобилями.
«Главное достижение России в сфере оборонной промышленности в 2020 году, на мой взгляд, это разработка первых ударных БПЛА. Если говорить в целом, то новинки, которые мы увидели, свидетельствуют о том, что у России есть технологическая база, которая будет и в дальнейшем способствовать созданию новых, современных изделий для выполнения самых разных задач», — заключил Литовкин.
От нового «Соболя» до родстера для полиции. Все автопремьеры «Армии-2021»
В Подмосковном парке «Патриот» стартовал ежегодный военно-технический форум «Армия-2021». Традиционно на этом мероприятии зрителям демонстрируются передовые достижения отечественного оборонного комплекса, новые образцы техники и вооружений. Впрочем, среди многочисленных танков, бронетранспортеров и других боевых машин на выставке можно отыскать автомобили, которые в скором времени вполне можно будет встретить не только на полигонах, но и на обычных дорогах. Самые важные и интересные автопремьеры военного форума — в подборке Autonews.ru.
Большой внедорожник «Стрела»
Среди «гражданских» моделей, представленных на выставке, больше всего интереса у публики вызвал новый большой внедорожник «Стрела» от «Военно-промышленной компании» (ВПК)» и Конструкторского бюро молодежи при МГТУ им. Баумана. В основе машины лежат узлы и агрегаты от «Газели» и «Соболя». Поэтому длина пятиместного автомобиля превышает 5 метров, а его дорожный просвет составляет внушительные 270 миллиметров!
Новинка оснащена 2,8-литровым турбодизелем Cummins ISF мощностью 149 лошадиных сил. Агрегат работает совместно с пятиступенчатой механической коробкой передач от ГАЗа. Силовая установка может разгонять автомобиль до 120 км/ч. Прототип имеет задний привод, хотя запланирована и полноприводная версия. По словам самих разработчиков, на выставке пока продемонстрирован ходовой макет, который лишь в общих чертах намекает на финальную версию внедорожника. Поэтому не исключается, что серийная «Стрела» будет существенно отличаться от представленного концепта. Впрочем, когда и на каких мощностях планирует собирать эту машину, пока не известно.
Скоростной родстер для полиции
«Военно-промышленная компания» (ООО «ВПК») и Конструкторское бюро молодежи (КБМ) представили на форуме также и первый скоростной родстер для полицейских. Автомобиль создали на базе спорткара «Крым», в основе которой лежит пространственная рама собственной разработки. По словам разработчиков, разгон до «сотни» у родстера занимает всего 4,9 секунды, а максимальная скорость достигает 220 км/ч. При этом информация о моторе родстера пока держится в секрете. Однако напомним, что на стандартной версии «Крыма» установлен 1,6-литровый ВАЗовский агрегат мощностью 160 лошадиных сил, который также применялся на спортивной версии Lada Kalina с литерой NFR.
Представленный на выставке экземпляр «Крыма» получил проблесковые маячки и раскраску Военной автомобильной инспекции (ВАИ). Впрочем, в будущем родстер может пополнить и автопарк ГИБДД. Соответствующие переговоры стороны уже ведут.
Беспилотник от Московского Политеха
Не обошлось на мероприятии и без нового беспилотного прототипа на электротяге от отечественных разработчиков. Так, специалисты Московского Политеха показали на форуме свою разработку в этой области под названием Smart шаттл. Машина предназначена для передвижения по парковым зонам в автоматическом режиме, сообщает пресс-служба университета. Также новинка может использоваться в качестве экскурсионного транспорта, способного доставить пассажиров в места, куда проезд обычным автомобилям с ДВС запрещен или физически невозможен.
В пространстве Smart шаттл ориентируется с помощью комплекса камер, радаров и ультразвуковых датчиков. Также машину оборудовали специальной системой глобального позиционирования. В движение автомобиль приводит электрическая силовая установка. Запас хода у Smart шаттл — 140 километров. Традиционные руль и педали у машины отсутствуют, а необходимый маршрут передвижения сохраняется в памяти бортового компьютера. Дизайн и функционал новинки похож на беспилотное такси Sber FLIP от компании Sber Automotive Technologies. Эта модель была представлена чуть раньше, во время Петербургского международного экономического форума.
Грузовик будущего от «Урала»
Наверное, самым интересным армейским грузовиком на форуме стоит признать новинку от «Урала» под индексом 4966. Автомобиль с очень брутальным дизайном и колесной формулой 4×4 позиционируется, как замена легендарной «Шишиги» ГАЗ-66. Новинка построена на базе гражданской модели 43206. Грузовик получил бронированный кузов, наклонную переднюю часть, светодиодную оптику, электролебедку, широкую решетку радиатора, тентовый кузов, внедорожные шины и агрессивный бампер с круглыми противотуманками.
Машину оборудовали 4,4-литровым дизельным мотором ЯМЗ-534, который работает совместно с девятиступенчатой механической коробкой передач и системой полного привода. Максимальная скорость машины превышает 100 км/ч, при этом новинка может перевозить до 4 тонн груза.
Парадный кабриолет Aurus
Российский премиальный автопроизводитель Aurus на форуме «Армия-2021» продемонстрировал парадный кабриолет, который уже несколько раз принимал участие в торжественных мероприятиях на Красной площади. До этого на протяжении 58 лет для этих целей использовались автомобили марки ЗИЛ.
Кабриолет Aurus построен на Единой модульной платформе ФГУП НАМИ. Автомобиль оснащен гибридной силовой установкой совокупной мощностью 598 лошадиных сил, которая включает в себя 4,4-литровый бензиновый турбомотор V8 и электродвигатель. С ними в паре работает девятиступенчатый автомат KATE российского производства, а тягу на колеса передает система постоянного полного привода.
Внешний вид новинки выполнен в стиле лимузинов Aurus Senat, на котором передвигаются первые лица государства. Правда в кабриолете установлен дополнительный поручень и стойка с микрофонами для усиления голоса командующего парадом. Кроме того, на автомобиле предусмотрен специальный парадный режим движения, в котором его скорость ограничена 20 км/ч, а работа подвесок и трансмиссии становится максимально мягкой для наиболее плавного движения.
Модульная электроплатформа
Еще одна «зеленая» разработка, показанная на выставке, — это беспилотная платформа от концерна «Алмаз-Антей», который специализируется на создании зенитных ракетных комплексов. Утверждается, что на ее базе можно сконструировать автомобили любых классов с разными типами привода.
Платформа весом в 1,2 тонны может выдержать нагрузку до 1650 килограммов. При желании она может передвигаться самостоятельно (для этого предусмотрены специальные датчики и лидары) по заданному маршруту. Кроме того, предусмотрен вариант с дистанционным управлением. Платформу оборудовали двумя электромоторами и аккумулятором емкостью 90 КВт/ч. Запас хода оценивается в 400 километров.
«Соболь NN»
Еще одна важная новинка от «Военно-промышленной компании (ООО «ВПК») — полноприводный микроавтобус «Соболь NN». По словам разработчиков, такой автомобиль, в первую очередь, подойдет для использования спецслужбами в условиях бездорожья. Новинка получила черную решетку радиатора, специальные усиленные рейлинги на крыше, тонированные стекла и особую окраску кузова. Дорожный просвет «Соболь NN» с дизельным мотором — 200 миллиметров.
Интерьер новинка позаимствовала у «Газели Next» и может перевозить до восьми человек. Максимальная скорость — 130 км/ч. Также на выставке была представлена модификация машины в кузове пикап. Пока оба автомобиля носят статус концепта. Когда у «Соболь NN» появится серийная версия — неизвестно.
Главные новинки «Армии-2021»
Международный военно-технический форум «Армия» к настоящему времени стал главной площадкой для первого показа новейших разработок в области вооружений и военной техники. На «Армии-2021» впервые публично показывают более полусотни различных образцов, как уже известных, так и анонсированных накануне открытия форума. Эти разработки представляют практически все основные сектора оборонной промышленности.
Стрелковое вооружение
Главным поставщиком новинок в сфере стрелкового вооружения остается Концерн «Калашников». В этом году наибольшее внимание уделяется перспективному пистолету-пулемету ППК-20, впервые демонстрируемому на публичном мероприятии. Это изделие представляет собой вариант переработки существующего пистолета-пулемета «Витязь-СН» и предназначается для использования в составе носимого аварийного запаса летчиков. ППК-20 уже прошел испытания и готов к производству в интересах российских ВКС. Также возможно исполнение экспортных заказов.
Впервые демонстрируется автомат АК-12СП – модификация хорошо известного АК-12, предназначенная для спецподразделений. В этом проекте базовый автомат получает некоторые нововведения эргономического характера, упрощающие эксплуатацию, в т.ч. с применением дополнительных устройств.
Сухопутная техника
Промышленность и армия сохраняют интерес к тематике сухопутных машин различного назначения, что видно по статической и динамической экспозиции. Демонстрируются как варианты модернизации существующей техники, так и совершенно новые образцы с большим будущим.
Сразу несколько полноценных новинок показывает «Военно-промышленная компания». Наибольший интерес представляет «многоцелевая бронированная плавающая машина». Это современный броневик, представляющий собой дальнейшее развитие идей семейств «Тигр» и «Атлет». Фактически он рассматривается в качестве современной версии устаревших БРДМ: броневик может решать те же задачи и лишен их характерных недостатков.
ВПК продолжает развивать уже известный проект «Стрела». Базовый и плавающий вариант этого бронеавтомобиля демонстрировались ранее. Кроме того, упоминалась возможность создания унифицированного невоенного автомобиля. Опытный внедорожник, нацеленный на гражданский рынок и силовые структуры, впервые показали в этом году.
На том же шасси выполнен грузовик К-4386 АМН-Д. Он сохранил бронированный капот и получил однорядную кабину, за которой помещается бортовая грузовая платформа. Сохранена возможность парашютного десантирования. Автомобиль может использоваться как транспортное средство и в качестве носителя вооружений или различных систем.
Наиболее интересные новинки в области грузовых автомобилей представил завод «Урал». Так, на выставке демонстрируется новое шасси «Урал 432067-71», не оснащенное кабиной или целевой нагрузкой. По желанию заказчика, это изделие может комплектоваться различными надстройками, в т.ч. военного назначения.
Еще одна любопытная разработка – макетный образец изделия «Урал-66» или «Проект 80» на шасси «Урал-43206». Это полноприводный грузовик с платформой, способный перевозить или буксировать различную нагрузку. Одно из обозначений проекта может указывать, что его рассматривают в качестве современного аналога старого грузовика ГАЗ-66.
Противовоздушная оборона
ЗРК «Викинг», представляющий собой экспортную версию комплекса средней дальности «Бук-М3», уже известен специалистам и публике. На этот раз имеет место первая демонстрация станции обнаружения целей 9С38Э для этого ЗРК. Она выполнена на унифицированном шасси и оснащается АФАР с высокими характеристиками.
На «Армии-2020» состоялась премьера нестратегического комплекса ПВО-ПРО 98Р6Е «Абакан» в составе нескольких основных средств. На нынешней выставке их дополнили новой станцией обнаружения и целеуказания 98Л6Е.
Авиация и средства поражения
В области авиационной техники «Армия-2021» обходится без громких новинок. Однако впервые демонстрируются новые и модернизированные изделия разных классов, представляющие большой интерес для общественности и для потенциальных заказчиков. Кроме того, «Объединенная авиастроительная корпорация», «Вертолеты России» и другие предприятия представляют весь спектр современных образцов.
Улан-Удэнский авиационный завод впервые показывает опытный модернизированный вертолет Ка-226Т. Впервые в практике завода вся конструкторская документация по проекту выполнена в электронном виде. С таким подходом была разработана новая конструкция фюзеляжа, обновлены основные системы и т.д. По результатам таких доработок улучшены весовые и летные характеристики.
Группа «Кронштадт» представляет БПЛА вертолетного типа БВС-ВТ 450. Машина массой 450 кг с продолжительностью полета до 6 ч способна нести различную нагрузку. Ее предлагается использовать для наблюдения, разведки и мониторинга, а также для сбора проб, тушения пожаров и т.д.
Вместе с модернизированным вертолетом Ка-52М впервые публично показали легкую многоцелевую управляемую ракету (ЛМУР) «Изделие 305Э» от КБ машиностроения. 105-кг изделие несет боевую часть массой 25 кг и может лететь на 14,5 км. Наведение – комбинированное, с инерциальной и телевизионной системами, предусматривается контроль с вертолета-носителя. В будущем ракеты «305Э» могут войти в боекомплект отечественных вертолетов разных типов.
Разработки для флота
Представлено несколько новых разработок в области морской техники, причем охвачены все основные направления, от крупных кораблей до мелких плавсредств. Основную массу подобных проектов презентует «Объединенная судостроительная корпорация».
Демонстрируются актуальные разработки в области десантного флота. Так, на стенде командования ВМФ впервые представлен макет модернизированного десантного корабля пр. 1171.1. Кроме того, ОСК вновь покажет уже известный макет УДК следующего поколения «Кайман».
Впервые показан макет корабля обеспечения и поддержки пр. 15550 «Хаски». По своему облику такой корабль похож на существующие БДК, однако имеет отличия, связанные с предполагаемым использованием в Арктике. При водоизмещении ок. 14 тыс.т. «Хаски» сможет перевозить 1 дивизион береговых ракетных комплексов, до 30 автомобилей или схожие грузы.
Не забыты и другие направления. Так, «Рыбинская верфь» из состава «Калашникова» представила свою первую надувную лодку, предназначенную для спецподразделений. Изделие DS-RIB может выполняться в двух размерах, на 10 или 12 пассажиров с грузом. Предусматривается возможность перевозки на внешней подвеске вертолета; имеется автономная система подкачки баллонов.
Время премьер
МВТФ «Армия» является основной отечественной площадкой для демонстрации новых достижений оборонно-промышленного комплекса, подписания контрактов и поиска экспортных заказчиков. Уже до открытия форума предприятия-участники раскрывают свои планы и оглашают круг планируемых к демонстрации изделий – и среди них зачастую оказываются интереснейшие новинки.
На этот раз количество интересных новинок во всех областях превышает несколько десятков. Большая их часть имеет все шансы поступить на вооружение российских вооруженных сил и силовых структур, а также стать предметом экспортных контрактов. Впрочем, это новые разработки – и путь к эксплуатации займет некоторое время. А в ближайшие дни им предстоит находиться на выставке и привлекать внимание потенциальных заказчиков.
Новая «Шишига» и еще 25 крутых колесных машин форума «Армия-2021»
Главная российская оборонная выставка привычно порадовала любопытной техникой.
Военные опять обыграли гражданских. В то время как некогда традиционные для конца лета столичные автомобильные салоны, увы, окончательно деградировали до состояния унылых отраслевых междусобойчиков, армейское шоу в подмосковном парке «Патриот» с каждым годом набирает обороты. Все логичнее организация, все насыщеннее экспозиция, все интереснее развлечения.
Нисколько не хочу принизить политическое и финансовое значение военно-технического смотра, где серьезные чины в погонах, министры да представители крупнейших концернов оборонки подчас действительно обсуждают дела и заключают контракты, непосредственно влияющие на судьбу страны. Однако фанатеющему от машин обывателю куда важнее, что форум «Армия» дает доступ к образцам, которые в повседневной жизни просто так не встретишь. Причем происходит таинство в без преувеличения праздничной обстановке, с кучей тематических зрительских бонусов.
Глаза разбегаются от активностей! На детальный осмотр выставочных площадок и целого дня не хватит, придется выбрать главное. Поэтому, когда вылезете из парадного танка Т-34-85, пройдете курс минно-подрывной науки и оцените боевые стрельбы на полигоне, рекомендую присмотреться к колесной технике – на этот раз особенно разнообразной: от беспилотных шаттлов до хорошо защищенных бронетранспортеров.
В легковом автопроме снова вошли в моду ностальгические мотивы – современная публика охотно принимает переосмысленные на новый лад знаковые решения из прошлого. Теперь общемировой тренд докатился и до грузового завода в Миассе. Здесь тоже решили сыграть на добрых армейских воспоминаниях и построили «Урал-66» (он же «проект 80»).
Название недвусмысленно намекает на легендарную «Шишигу» – ГАЗ-66. Да и концепция похожа: компактный полноприводный двухосник для перевозки личного состава, воинских грузов либо монтажа специальных кузовов. Интересно выглядит тупоносая кабина – это модульная конструкция, которую могут исполнить как в незащищенном, так и в бронированном вариантах.
Хотя пока это только теория. «Урал-66» – макетный образец для оценки реакции потенциальных заказчиков. Вот почему известно о машине не так и много:
«Стрела-ВПК-КБМ» – тоже прототип, притом довольно топорно сработанный: грубое соединение кузовных деталей, кривые стыки, неряшливая отделка с головой выдают опытный образец на макетной стадии. Впрочем, разработчики из «Военно-промышленной компании» и «Конструкторского бюро молодежи» МГТУ имени Баумана уверяют, что машина уже способна передвигаться своим ходом, пусть какие-либо испытания она еще и не проходила.
Цель проекта – изучение рыночных перспектив эдакого «русского Хаммера»: высокопроходимого (хотя брутальный концепт оказался заднеприводным), однако комфортабельного вездехода, широко унифицированного по агрегатам как с новыми газовскими «Газелями» да «Соболями», так и с легким бронеавтомобилем «Стрела».
Если дело пойдет гладко, со временем в России появится целое семейство автомобилей на этой платформе. А пока о машине известно следующее:
Подробнее о «Стреле-ВПК-КБМ» читайте в нашей новостной заметке.
Перспективный «Соболь-NN» на стенде ВПК тоже присутствовал, причем сразу в двух полноприводных исполнениях – в виде командно-штабного автобуса и пикапа с боевым модулем «Арбалет ДМ» (пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм, дистанционное управление с правого пассажирского кресла). Машине обещана независимая передняя подвеска, дизель 2.8 или бензиновый мотор 2.7, шестиступенчатая механика, блокировки всех дифференциалов, клиренс 200 мм, максимальная скорость не менее 130 км/ч. В серию «Соболь-NN» со всеми ведущими колесами попадет ориентировочно в течение двух лет.
Есть в линейке ВПК машины и посерьезнее. Вот так на самом деле выглядит БТР-82АТ, который нынче на параде Победы сопровождает колонны техники. Только по Красной площади проходят слегка раздетые бронетранспортеры, а на форуме «Армия» образец показывают во всей красе – с решетчатыми противокумулятивными экранами по периметру.
В Беларуси неспокойно, но жизнь на Минском заводе колесных тягачей, похоже, идет своим чередом. В прошлом году предприятие под торговой маркой Volat показало на форуме «Армия» двухосный бронеавтомобиль 490101, а в 2021 году привезло в парк «Патриот» машину повнушительнее.
Характерной формой корпуса и компоновкой бронетранспортер Volat V2 (МЗКТ-690003) несколько напоминает нашу БМП К-17 («Бумеранг»), однако белорусская 22-тонная амфибия с 30-мм автоматической пушкой – полностью оригинальная разработка. Заводчане заявляют баллистическую защиту уровня Бр4 по ГОСТ и противоминную стойкость класса 2a/2b по стандарту STANAG 4569. Силовой агрегат БТРа образуют экзотический 550-сильный дизель Weichai WP 13.550 и автомат собственной разработки МЗКТ. Еще из интересного – гидропневматическая независимая подвеска всех колес на одинарных поперечных рычагах.
Если испытания пройдут гладко, Volat V2 скоро встанет на вооружение белорусской армии.
Не успели в наших войсках толком освоить продвинутый камазовский бронеавтомобиль «Тайфун-К», как предприятия оборонного комплекса начали строить спецтехнику на его шестиколесном шасси. Так, например, выглядит РХБ-9 (фото выше) – современная машина радиационной, химической и биологической разведки. Ключевые особенности: высокий уровень защиты от обстрела и подрыва, улучшенный обзор с места водителя, откидная аппарель сзади, способность автоматически распознавать более 3 тысяч химических веществ, исследовательский беспилотник на борту с радиусом действия до 25 км.
Компания «Ремдизель» (своего рода военный филиал «КамАЗа») активно расширяет линейку компактных двухосных «Тайфунов». К-4386 АМН-Д – многоцелевой бортовой грузовик с бронированной кабиной, приспособленный для десантирования парашютным способом и способный перевозить до трех тонн грузов. Характеристики:
Куда более грозно выглядит еще один свежий вариант «Тайфуна» – К-4386 За-СпН, заточенный на перевозку спецназа и разведывательных подразделений. Броневик песочного цвета серьезно вооружен: пулемет, противотанковый ракетный компекс, сзади даже миномет пристегнут. Характеристики:
«Тайфун-ВДВ» – тоже свежая модификация, которую торжественно выкатили на парад Победы в прошлом году. А на форуме «Армия-2021» машину с 30-мм автоматической пушкой в поворотной башне показали в полностью подготовленном к авиадесантированию варианте. Вот так это выглядит.
Свой вариант бронированного колесного транспорта теперь есть и у военных медиков. Официально машина называется ЗСА-Т – защищенный санитарный автомобиль тактического звена. Пусть описание его назначения звучит несколько зловеще: «для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь». Зато у бойцов шансов выжить теперь и правда больше. ЗСА-Т способен за раз эвакуировать в безопасное место до шести сидячих и до 2-4 лежачих раненых.
«Тайфуны» – техника прогрессивная, однако дорогая и сложная. Поэтому вводится в войска постепенно, а основную лямку армейской автомобильной службы продолжают тянуть заслуженные «КамАЗы» да «Уралы». Неудивительно, что модернизации этих машин тоже уделяют пристальное внимание.
В вооруженные силы уже начали поступать вот такие многоцелевые полноприводные грузовики «Урал-63706-0122» семейства «Торнадо-У» с бронированной кабиной и пулеметной точкой на крыше. Оснащенная 440-сильным турбодизелем ЯМЗ-652 машина способна брать на борт до 16 тонн и вдобавок тянуть 12-тонный прицеп.
«Ремдизель» тоже снабдил обновленный полноприводный «КамАЗ» защищенной кабиной оригинального дизайна. Однако установку вооружения посчитал излишней. Модернизированный К-5350 К-1 «Мустанг-М» имеет грузоподъемность шесть тонн и снабжен 300-сильным турбодизелем 740.635-300.
Другой проект ОКБ «Техника» – сверхлегкое специальное транспортное средство «Сармат-2». По сути, проворное внедорожное багги, приспособленное для перевозки 3-4 человек и монтажа различного вооружения – от пулеметов до минометов. Машина влезает в кузов грузовика, может размещаться на внешней подвеске вертолета. В общем, хорошо подходит для разведчиков и десантников.
Российские военные темой багги интересуются пристально, поэтому и недостатка в подобных разработках нет. Компании Rif и «Интралл» даже выставили целое семейство из двух «Эскадронов» – поменьше (9903) и побольше (9904).
Впрочем, Министерство обороны России не только изучает сторонние предложения, но и ведет собственную научную деятельность. Полюбуйтесь, к примеру, на творчество коллектива военного технополиса «Эра». Миниатюрный концептуальный электромобиль, кстати, так и называется.
Качество исполнения прототипа едва ли выше, чем у «Стрелы-ВПК-КБМ» – сделано весьма неряшливо, зато в крохотный формат военные умы постарались упаковать максимум продвинутых решений. Здесь и полный привод на основе двух электромоторов (по одному на каждую пару колес) с функцией рекуперации, и встроенные в крышу солнечные батареи на 100 Вт, и площадка для запуска дрона. Вдобавок в компактную капсулу армейцы умудрились засунуть два кресла – за спиной водителя выкроили место для пассажира.
Но самое интересное – система изменения клиренса. Некоторые СМИ поспешили приписать «Эре» некую «электрическую подвеску», однако по факту электрокар имеет обычные сдвоенные пружинные стойки. Фишка в другом – при нажатии кнопки в салоне машинка как бы «горбится», подтягивая под себя задние колеса. Соответственно, дорожный просвет увеличивается или уменьшается, меняется и колесная база. Смотрите видео, как это работает.
Характеристики «Эры» таковы:
Предполагается, почти бесшумный и малозаметный электромобиль станет удачным решением для разведки, скрытной доставки боеприпасов и медикаментов. Подробнее об «Эре» читайте в нашей заметке.
Гражданские спецы из Московского политехнического университета ответили военным не просто электрическим, но вдобавок беспилотным шаттлом под названием Smart. Забавный тяни-толкай («лицо» у него со стороны белой полосы на кузове) рассчитан на работу в парковых зонах, однако в перспективе на этой платформе хотят строить технику различного назначения – вплоть до коммерческих фургонов. Любопытно, что студенческое КБ готово выпускать машину малыми партиями на собственных мощностях.
Внутри капсулы нет руля и педалей – только расположенные напротив друг друга диваны да большой монитор, на который, к примеру, можно выводить информацию о достопримечательностях на маршруте. Места вполне хватает на четырех взрослых, а если потесниться, то и шесть человек, вероятно, влезут. Представитель политеха уверял, что Smart уже способен ездить самостоятельно, но на многолюдной выставке продемонстрировать умения шаттла не рискнул и передвигал его при помощи радиопульта, как игрушечную машинку.
Вообще в окружении военной продукции нарядный Smart смотрелся странно. Но дело в том, что необходимые электронные компоненты российского производства беспилотнику способна дать только оборонка. Прототип же пришлось строить на зарубежных деталях. И сейчас идут переговоры об импортозамещении, к чему резонно стремятся в политехе.
Ну а пока Smart в цифрах выглядит так:
Больше подробностей и фотографий «Смарта» ищите в отдельной новости.
На то, что именно оборонка способна оплодотворить отечественный автопром передовыми решениями, намекнул и Обуховский завод концерна «Алмаз-Антей», известного зенитно-ракетными комплексами вроде С-300 и С-400. Предприятие показало опытную беспилотную архитектуру Eneva, на которой в перспективе можно будет строить технику различных размеров и назначения – от внедорожников до грузовиков.
Выставочный образец – это стальная платформа с алюминиевыми независимыми подвесками, дисковыми тормозами по кругу и 20-дюймовыми колесами. На каждой оси расположен отдельный электромотор, то есть привод полный. При этом отдача двигателей внушительная – суммарно 435 л.с.
Остальные параметры «тележки» Eneva выглядят так:
Есть такое понятие – технология двойного назначения, способная одинаково успешно применяться как в народном хозяйстве, так и в армии. Характерный пример из автомобильного мира – внедорожники. К примеру, Lada Niva Travel в ливреях военной автоинспекции или военной полиции смотрится вполне уместно.
Однако порой попытка угодить и нашим и вашим принимает достаточно курьезные формы. Как вам, к примеру, идея службы родстера «Крым» в рядах ВАИ? Напомним, прототип на вазовских агрегатах пока существует в двух экземплярах. И вот на базе второго подготовили выставочный образец. Отличия от гражданского спорткара минимальные – «маячки», громкоговоритель, орнамент кузова. Разработчики из ВПК и МГТУ имени Баумана (авторы упомянутой выше «Стрелы-ВПК-КБМ») поясняют концепцию так:
«Родстер ВАИ является демонстрацией возможности использования молодежного автомобиля в качестве базы для специального транспортного средства».
Куда более интересным выглядит проект трансформации заслуженной Lada Niva Legend в современную скорую помощь для отдаленных районов страны. Взамен пассажирского салона на модель под названием Prima монтируют легкую медицинскую надстройку (композитные панели на алюминиевом каркасе), изолированную от водителя на случай перевозки инфицированных больных. Внутри нашлось место для носилок и двух поворотных кресел. Любопытно, что на задний мост поставили пневмоподвеску, призванную повысить плавность хода и обеспечить постоянный уровень кузова.
А сколько времени нужно на постройку приличной дороги с нуля? Вот эта инженерная машина на восьмиколесном шасси КамАЗ-63501 готова управиться ровно за пять минут, после чего болото или непроходимую целину покроют полсотни метров непрерывного стального настила.
Лента выглядит ажурной и не слишком прочной, однако первое впечатление обманчиво. На деле материал выдерживает даже основные боевые танки, равно как любую другую гусеничную технику массой до 60 тонн и колесную с нагрузкой на ось не более 12 тонн. Причем штука многоразовая. После прохода транспорта настил снова наматывается на барабан и отправляется на следующую точку.
Называется хитроумный агрегат КРВД – механизированный комплект оперативного развертывания временных дорог.
Трехосный КамАЗ-65224 по запросу инженерных войск превратился в полугусеничный агрегат. Это ПЗМ-2М – полковая землеройная машина, способная даже в замерзшей земле отрывать траншеи, ходы сообщения, котлованы со скоростью от 35 до 180 метров в час. Дополнительный движитель необходим для повышения проходимости при работе на сложных поверхностях: зубастые ленты опускаются вниз, снижают давление на грунт и помогают увереннее продвигаться вперед.
Ну а завершим обзор автомобилем, который по статусу находится выше всей этой суеты с беспилотниками, броней и оборонными контрактами. Ведь созданный специально для главного парада страны царь-кабриолет Aurus Senat нельзя купить простым смертным. Его удел – штучный тираж, роль символа России и исключительно важные пассажиры на борту. Настолько важные, что подходить вплотную к машине посетителям выставки запретили.