Нужно ли водительское удостоверение на кроссовый мотоцикл
Нужно ли водительское удостоверение на кроссовый мотоцикл
Нужно ли регистрировать кроссовый мотоцикл и получать права?
В последние годы кросс-байки стали очень модной темой среди активной молодежи, увлекающейся offroad-поездками на мотоциклах по пересеченной местности.
В сегодняшней статье на «Автоправоведе» мы рассмотрим некоторые юридические нюансы, связанные с эксплуатацией такой техники и ответим на вопрос – является ли кроссовый мотоцикл транспортным средством?
Нужно ли получать права для поездок на кросс-байке?
В строго юридическом смысле, кросс-байк – это не транспортное средство, а специальный инвентарь, предназначенный для занятия спортивным мотокроссом.
Характерные отличительные признаки кросс-байка – отсутствие каких-либо световых указателей (габаритных огней, поворотников, стоп-сигнала и т.п.).
Вывод однозначен – получать права на кросс-байк не нужно, при этом, кроссовый мотоцикл можно эксплуатировать без ПТС, которого, собственно говоря, на этот вид техники и не существует.
Нужно ли ставить кросс-байк на учет в ГАИ?
Ответ на вопрос о необходимости регистрации кроссового мотоцикла в ГИБДД вытекает из самого статуса этой техники. Поскольку, кросс-байк не является транспортным средством, соответственно, ГИБДД к таким мотоциклам не имеет никакого отношения и ставить их на учет не требуется.
Наверняка, после прочитанного у читателя возникнет логичный вопрос – а как понять, является ли мотоцикл спортинвентарем или он предназначен для поездок по дорогам общего пользования? В каких документах это должно быть отражено?
Некоторые мотоциклы комплектуются документами, в которых прямо указано, что это не транспортное средство, а спортинвентарь (например, в ГТД при ввозе кроссовика, купленного за границей).
Где можно ездить на кроссовом мотоцикле?
На кроссовом мотоцикле по дорогам общего пользования (ДОП) ездить нельзя. Соответственно, следовать на кросс-байке своим ходом к месту катания, например, в лес, тоже запрещено. Для того, чтобы доставить технику к нужному месту, необходимо перевозить кроссовый мотоцикл на прицепе или ином приспособлении.
Соответственно, ездить без прав на кроссовом мотоцикле можно тоже только вне дорог общего пользования.
Существует ли ответственность за передвижение на кроссовом мотоцикле по ДОП без прав?
В России, пусть небогатая, но практика привлечения водителей таких мотоциклов к административной ответственности существует. Иногда, в таких случаях, сотрудники ГИБДД составляют протоколы по ст. 12.7 КоАП РФ.
Однако, вопрос законности таких действий сотрудников полиции не так прост, как кажется на первый взгляд.
Несколько лет назад свою позицию по данному вопросу высказал Верховный суд России, который указал, что спортивный кросс-мотоцикл не является транспортным средством и следовательно, привлечение водителя по ст. 12.7 КоАП РФ за движение на нем по дорогам общего пользования нельзя.
Это решение родилось после того, как один из жителей Тамбовской области, привлеченный за поездку на кроссовике по ДОП, был привлечен к ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ – «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления». Для того, чтобы доказать свою правоту, гражданину пришлось дойти до высшей судебной инстанции России.
Несмотря на такое решение, вопрос о возможности привлечения к ответственности водителей кросс-мотоциклов за передвижение по общим дорогам, остается дискуссионным даже среди высокопрофессиональных юристов.
По мнению многих экспертов, привлечение к ответственности за езду на кросс-байке по ДОП является правомерным, поскольку, иное, фактически приводит к тому, что на мощном и потенциально опасном для окружающих кросс-байке можно безнаказанно ездить где вздумается, в том числе и в пьяном виде.
Сторонники этого подхода считают, что для целей, установленных КоАП РФ или УК РФ, кроссовый мотоцикл (питбайк) соответствует всем признакам транспортного средства, независимо от того, требуются ли для его управления права и регистрация в ГИБДД.
Такой подход подкреплен существующей судебной практикой привлечения водителей кроссовиков по ст. 12.8 КоАП РФ за управление ТС в состоянии опьянения.
Учитывая, что ни одно из существующих мнений не претендует на истину в последней инстанции, мы призываем вас в рамках конструктивного диалога обсудить этот вопрос в комментариях к статье.
Есть вопросы к автоюристу? Задавайте их прямо сейчас онлайн-консультанту нашего сайта – это бесплатно!
Как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД в 2021 году
Содержание
В этом материале разберем, как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД, сколько на это отводится времени и какой штраф придется заплатить, если не уложиться в срок.
Когда и кому нужно регистрировать мотоцикл в ГИБДД
Заниматься постановкой двухколесного транспорта на учет должен новый владелец или его представитель по доверенности, заверенной у нотариуса.
Отсчет срока регистрации не зависит от места приобретения байка:
Все модели мототранспорта, мощность которых превышает 50 лошадиных сил, подлежат обязательной постановке на учет.
Не требуют регистрации питбайки и кроссовые мотоциклы. Они не приспособлены к условиям трафика на дорогах общего пользования из-за отсутствия зеркал заднего вида и поворотных огней. Заприметив такой транспорт в городе, сотрудники ГАИ могут его изъять и отправить на штрафстоянку.
Исключением являются отдельные виды кроссбайков, которые все-таки можно поставить на учет и передвигаться на них по дорогам общего пользования. Это мотоциклы супермото и мотоциклы класса эндуро.
Где можно зарегистрировать мотоцикл
На регистрацию байка в ГИБДД, как было сказано выше, отводится 10 дней после покупки, независимо от того, какой мотоцикл приобрели – подержанный или новый. Если не уложиться в этот срок, могут грозить следующие санкции:
Двухколесный транспорт можно поставить на учет в любом отделении ГИБДД, независимо от адреса прописки владельца. Найти ближайшее отделение и уточнить часы приема можно на сайте Госавтоинспекции.
Отправляясь в ГИБДД для регистрации мотоцикла, возьмите с собой стандартный набор документов:
Чтобы оформить мотоцикл на юридическое лицо, предоставьте:
В десятидневный срок нужно успеть пройти ТО и получить полис ОСАГО. Если мотоциклу не больше четрех лет, проходить техосмотр не нужно.
В других случаях потребуется диагностика, которая обойдется в 200 рублей. Для оформления диагностической карты обратитесь в аккредитованный сервис (найти можно на сайте ГИБДД или в Реестре ОТО).
Полис ОСАГО можно оформить в любой страховой компании. Из документов нужны:
На регистрацию можно прийти в любое удобное время, если з аранее записаться через портал «Госуслуги». Войдите в личный кабинет, если он есть. Если нет, зарегистрируйтесь на сайте, загрузите копии документов, перечисленные ранее, и выберите удобный день и время оформления мотоцикла. Если не записываться через «Госуслуги», попадете на прием в порядке живой очереди.
Сколько стоит регистрация мотоцикла
Размер госпошлин при регистрации ТС единый по всей России. Полная стоимость может достигать 10 тыс. рублей, включая оплату услуг эвакуатора.
Примерный перечень базовых затрат:
При оплате госпошлины на портале «Госуслуги» предоставляется скидка 30%. Удастся сэкономить почти тысячу рублей: вместо 3 150 рублей потратите 2 205 рублей.
В назначенный день ТС необходимо доставить в отделение ГАИ для осмотра инспектором. Перевозку осуществляют самостоятельно в прицепе или с помощью эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора зависит от региона проживания и расстояния до места назначения.
Следуйте инструкции, указанной в электронном талоне на портале «Госуслуги», чтобы передать байк на осмотр инспектору.
При осмотре транспортного средства инспектор проверит:
Если состояние мотоцикла не вызывает вопросов, инспектор оформит свидетельство и выдаст номера. Садиться за руль мотоцикла можно сразу после их установки.
Как зарегистрировать мотоцикл без документов
Оформить мотоцикл без документов можно, но это займет много времени и сил. Если на руках нет ПТС на мотоцикл (например, потеряли), придется д оказать факт покупки, предоставив чек и ДКП. Если не будет и этих доказательств, дело будет рассмотрено в суде. На основании статьи 234 ГК РФ можно легализовать транспорт, после чего оформить по стандартной схеме. Важно, чтобы при обращении в судебные органы не возникли какие-либо претензии, которые могут повлечь за собой потерю или арест транспортного средства.
Сколько стоит сесть за руль мотоцикла
Однажды я прокатилась на мотоцикле как пассажир — и захотела водить его сама.
Ездить на мотоцикле — совсем не то, что на машине. Это ветер, скорость и красивые пейзажи. Еще это дождь, холод, затекшие спина и руки, но влюбленный человек не замечает недостатков. Чтобы ехать куда хочу и когда хочу, я пошла в мотошколу, научилась водить и купила собственный мотоцикл.
Вот сколько это стоило.
Дорогой Харли Давидович!
Ты матерый байкер и объехал на мотоцикле не меньше чем полмира. Перед тем как читать эту статью, приготовь платочек. Он пригодится, чтобы вытирать слезы смеха и умиления.
Пожалуйста, не суди меня за мою наивность. Я знаю о мотоциклах не так много, как ты. Но мой опыт пригодится людям, которые только знакомятся с мотоциклами и хотят просто ездить по городу.
Как получить права на вождение мотоцикла
Права на мотоцикл получают так же, как и на автомобиль. Нужно записаться в школу, получить медицинскую справку, пройти теорию и практику, сдать экзамен в ГИБДД и прийти за водительским удостоверением. Статьи расходов совпадают, но учиться водить мотоцикл немного дешевле.
Сезон. У многих школ есть только уличная тренировочная площадка, поэтому практика начинается только в апреле-мае — когда сойдет снег. Отучиться и сдать экзамен можно до октября-ноября — пока не станет холодно и не ляжет снег. Но начинать лучше весной, чтобы не спеша подготовиться к экзамену.
Моя знакомая пошла учиться в сентябре. У нее не получилось сдать практику с первого раза, а пересдачу пришлось пропустить из-за командировки. Следующую пересдачу ей назначили только на весну. Из-за того что между экзаменами пройдет 6 месяцев, ей придется пересдавать еще и теорию.
В Москве, Санкт-Петербурге и моем родном Екатеринбурге есть мотошколы с закрытыми площадками. Учиться в них можно круглый год. Такие школы даже организуют для своих курсантов экзамен в ГИБДД на своей территории.
Автошкола. Отучиться на права можно в любой автошколе, но я выбирала специализированную для мотоциклистов: там лучше инструкторы и техника. Я училась в «Мотоакадемии» в Екатеринбурге.
На теоретических занятиях вместо зубрежки ПДД нам рассказывали, как устроен мотоцикл, что нужно проверять перед каждым выездом, какую экипировку выбрать и как оказывать медицинскую помощь при ДТП.
Моим инструктором был чемпион по мотокроссу и мотоджимхане — маневрированию между конусами на время. На практике он объяснял, как сидеть, куда смотреть и как правильно работать сцеплением. А в обычной школе просто показывают фигуры и не контролируют учеников: такие занятия я видела на автодроме обычной районной автошколы.
Еще мотошколы следят за техникой: покупают новые мотоциклы, вовремя меняют запчасти. Эти же мотоциклы они привозят на экзамены в ГИБДД. Я училась ездить на новом KTM Duke 250, на нем же сдавала экзамен. А курсанты обычной школы сдавали экзамен на старых Минсках и китайских Ирбисах — на них плохо работает сцепление и сложно найти нейтральную передачу.
Нужно ли водительское удостоверение для езды на кроссовом мотоцикле?
Чтобы ездить на мотоцикле, его водитель должен иметь права. Однако существуют виды мототехники, для которых водительского удостоверения не требуется. К ним относится кроссовый мотоцикл, на котором разрешено ездить без прав – правда, только по специально предназначенным трассам и бездорожью.
Нужны ли права владельцам кросс-байков?
Согласно законодательству РФ, никаких документов для управления такой техникой не требуется и на учет в ГИБДД кросс-байк не ставится.
Считается ли кроссовый мотоцикл транспортным средством?
Допустимый возраст мотоциклиста
В секцию по мотокроссу принимают детей с четырехлетнего возраста. Их обучают на легких и безопасных трассах при использовании специальных детских мотоциклов. Взрослые спортсмены имеют дело с более серьезной техникой.
Где запрещено и разрешено ездить на кроссовых мотоциклах?
Согласно законодательным актам пользоваться городскими трассами для перемещения с помощью кроссового мотоцикла запрещается. Это создаст опасную ситуацию на трассе.
Для такого ограничения есть ряд причин:
Для передвижения по городу пользуются похожими дефорсированными моделями: супермото, эндуро.
За счет конструкции кроссовый мотоцикл может быть использован только на трассах с мягкой почвой. Допускается езда по специальным тренировочным площадкам, где отсутствует возможность выезда к проезжей части, частным территориям, лесным просекам, самостоятельно оборудованным дорожкам.
Ответственность за езду по ДОП
Владельцу кроссового мотоцикла грозит штраф при передвижении на нем по городской дороге даже при наличии прав. На трассу для мотокросса такая техника доставляется только с помощью другого транспортного средства.
Итак, владельцу кросс-байка не обязательно иметь водительские права, т.к. эта техника не относится к транспортному средству. В то же время, если мотоциклиста на кроссаче остановит инспектор ГИБДД на городской дороге, ему грозит либо простое предупреждение, либо штраф. Поэтому для гонок лучше использовать специальные площадки, леса, бездорожье.
Нужны ли права на кроссовый мотоцикл?
Двухколесный транспорт – большое преимущество для автолюбителей в условиях городских пробок. Тех, кто впервые приобретают мотоциклы или пользуются ТС нерегулярно, волнует вопрос – нужны ли права для транспорта с оглядкой на модель, мощность двигателя и другие показатели. Можно ли ездить на Эндуро без прав? В статье рассмотрено, когда вождение без прав будет наказуемо, и когда необходимо получать права для управления мототранспортом.
Когда права на мотоцикл не нужны?
ФЗ №196, принятый в конце 1995 года, разделяет транспорт на несколько категорий:
Последние изменения в законодательных нормах обязуют автолюбителей, которые имеют ТС с объемом мотора до 50 кубов, получать права. Введена дополнительная подкатегория М, на которую можно сдать, начиная с 16 лет. Единственные виды ТС, для которых не нужно сдавать на права, являются байки, относящиеся к спортивному инвентарю или детскому транспорту. При этом стоит обратить внимание, что иметь дело со спортивным инвентарем могут взрослые люди, достигшие совершеннолетия. Управление детским транспортом, участие в секциях по мотокроссу могут принимать дети, начиная с 4 лет.
Нужны ли права на электробайк?
Электробайки – отдельный вид мототранспорта, который характеризуется более мощным двигателем, отсутствием коробки передач, благодаря чему водитель может развивать скорость, превышающую 160 км/ч. Необходимость в получении прав определяется техническими нюансами электрических ТС. Например, права не нужны, если у транспорта:
Для мотоциклов, которые отступают от указанных выше норм, получение разрешения на вождение обязательно.
Нужны ли права на кроссовый мотоцикл?
Кроссовые байки рассматриваются законодательством как спортивный инвентарь, так как такие ТС используются не для передвижения по городу, а для соревнований, прохождения сложных трасс, кроссов. На таких байках нельзя передвигаться по городу, поэтому для вождения не требуются права, и не нужно ставить на учет кроссовый мотоцикл. Управлять байком без разрешения можно на отдельных видах территорий:
Также к таким территориям можно отнести участки, где встреча с другими участниками движения и сотрудниками ГИБДД сводится к минимуму, как и вероятность попасть в ДТП, столкнуться с другими водителями или прохожими.
Нужны ли права на Эндуро?
Данный вид мототранспорта используется для поездок по бездорожью, труднопроходимой местности, на нем можно выполнять те же трюки, что и на спортбайке. При этом Эндуро отличается от других мотоциклов следующими характеристиками:
Байки Эндуро могут использоваться на трассах общего пользования, поэтому для вождения необходимо зарегистрировать транспорт, получить номерной знак. Также обязательно получение прав на вождение.
Категория А и B – нюансы управления
Если водитель решает отправиться в путь на транспорте без категории А, подобные действия будут рассматриваться как нарушение, повлекут наложение штрафа в размере от 5000 до 15000 руб. Данный момент не относится к мопедам, скутерам и маломощным двухколесным ТС, для управления которыми необязательно получать категорию А. При этом нужно иметь разрешение с открытой подкатегорией, отвечающая данному виду транспорта.
При наличии категории В допускается управление транспортом, который по техническим параметрам относится к подкатегории М. Например, имея права типа В, можно водить советский квадрицикл, но не мотороллер, оснащенный закрытой кабиной, например – грузовой муравей.
Где можно ездить на мотоцикле без прав?
Законодательство предусматривает два варианта, когда водителю не нужно получать водительское удостоверение для вождения мототранспорта. В первом случае это относится к специальным площадкам, мотодромам и частным владениям, где нет доступа другому ТС. Во втором случае водить байк без разрешения можно в рамках соревнования или кросса, где движение происходит по перекрытых участках дороги.
Стоит обратить внимание, что на законодательном уровне прописано получение штрафа за езду как по дорогам общего пользования, так и по отдельным трассам. Независимо от того, где можно ездить на Эндуро без прав, управление мотоциклом сопряжено с необходимостью получения водительского удостоверения. Также подобный момент относится к обстоятельствам, когда езда на мотоцикле сопряжена с чрезвычайным происшествием, необходимостью спасти здоровье или жизнь другого человека. При этом суд может как учесть, так и не учесть смягчающее обстоятельство. Важные нюансы:
За отсутствие прав, экипировки или паспорта сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф. Нередко, при наличии отягчающих обстоятельств, угрозы жизни для других участников движения, водителя могут не только оштрафовать, но и лишить права вождения.