Оборудование для ремонта кузова автомобиля список
Инструмент для кузовного ремонта
Кузовной ремонт — это одна из самых сложных и ответственных разновидностей работ по устранению неисправностей автомобиля. Здесь важна точность и аккуратность, поэтому от вас потребуются не только специальные знания в этой области, но и определённые навыки во владении инструментом и в обработке материалов. По сути, это технологический процесс правки кузова автомобиля. Он бывает двух видов:
Полный ремонт необходим, если машина попала в аварию, и требуется серьёзное исправление геометрии кузова с заменой некоторых его частей.
Локальный ремонт подразумевает исправление более мелких неисправностей. Это могут быть следующие операции:
Очевидно, что для работ такого плана вам будет необходимо специальное оборудование. Специалисты используют в таких случаях инструмент для кузовного ремонта и специальные приспособления, которые делают возможным выполнение операций и упрощают операции с машиной. Давайте рассмотрим, каким бывает кузовной инструмент, и для чего конкретно он служит.
Стапель
При столкновении или наезде на препятствие у автомобиля могут возникать различные нарушения геометрии кузова. Они требуют грамотной правки — машина с неправильной геометрией плохо подаётся управлению, и велик риск возникновения новой аварийной ситуации.
Для правки геометрии кузова применяется кузовной инструмент, который называют стапелем. При помощи системы фиксации одних частей и нагрузки на другие части машины происходит выправление дефектов. Стапель оборудован специальными гидравлическими приспособлениями для нагрузки и силовыми захватами для фиксации.
Есть следующие разновидности стапелей:
Гидравлика для рихтовки
Гидравлика — это инструмент для кузовного ремонта, который помогает выполнению работ по рихтованию. Набор состоит из гидравлического насоса, различных насадок и удлинителей. Такие наборы различаются по тоннажности.
Рихтовочные инструменты
Суть работ по рихтовке заключается в том, что детали возвращают первоначальный вид. Иначе говоря, это разнообразные методы правки элементов автомобиля. Для выполнения работ подобного рода у вас в арсенале должны быть следующие инструменты:
Домкрат гидравлический подкатной
Перечень инструментов может быть длиннее или короче — всё зависит от того, насколько серьёзные виды работ по восстановлению автомобиля вы планируете.
Оборудование для окрашивания автомобилей
В перечень работ кузовного ремонта входят операции по окрашиванию. Очевидно, что для них также понадобится специальное оборудование. Вот краткий список того, что вам может понадобиться в процессе восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля:
Вам не нужны все 3 категории — будет достаточно и одной. Просто определитесь с оптимальным вариантом. Вам следует знать, что аэрограф предназначен для окрашивания небольших поверхностей и не годится для серьёзных объёмов.
Обязательно будет нужен компрессор — он включается в схему оборудования для нанесения краски.
Неплохо иметь пескоструйный аппарат для очистки и обезжиривания поверхностей, когда вы готовите их для окрашивания. Для работы с этим аппаратом также понадобится компрессор.
Оборудование для работ с пластиковыми деталями
Кузовной ремонт автомобилей может подразумевать и комплекс работ с пластиковыми элементами кузова. В основном это сварка, поскольку пластик — легкоплавкий материал, или операции по удалению дефектов.
Паяльник для ремонта пластиковых деталей машины
Для термоопераций используется в основном следующее оборудование:
Используемые материалы
Расходные материалы для кузовного ремонта нельзя в прямом смысле классифицировать как инструмент. Однако они необходимы так же, как специальный инструмент и приспособления. Поэтому давайте рассмотрим, что необходимо иметь в мастерской:
Заключение
Для ремонта кузова машины необходим целый арсенал специальных инструментов и приспособлений. Чем лучше вы оснащены в техническом плане, тем больше у вас шансов на успех в устранении неисправности вашего авто, тем выше качество и меньше времени и энергии вы потратите.
Каждый автолюбитель, стремящийся достигнуть каких-либо высот в ремонте машины, должен очень ответственно отнестись к своему инструментарию — это один из определяющих факторов вашего успеха.
Без каких инструментов не обойтись при проведении кузовного ремонта?
Работы по восстановлению кузовов автомобилей осуществляют как в автосервисах, так и в домашних и гаражных условиях своими руками. Для этого требуются инструменты для кузовного ремонта автомобилей, которые рассмотрены в приведенной статье.
Обустройство помещения
Если одиночные ремонтные работы можно производить в бытовых условиях обычного гаража, то для регулярного осуществления кузовного ремонта следует превратить его в специализированное помещение. Прежде всего, следует оборудовать гараж смотровой ямой либо эстакадой в зависимости от особенностей помещения. Для создания эстакады можно использовать пиломатериалы.
Также для обеспечения возможности работы в гараже на протяжении всего года следует оборудовать его отоплением, к тому же потребуется утепление.
Нагревать помещение потребуется лишь на срок осуществления кузовных работ, а не постоянно, поэтому лучшим вариантом отопительного оборудования для такого гаража является тепловая пушка.
Это устройство обеспечивает интенсивный нагрев, который требуется для покраски.
Для подключения тепловой пушки потребуется сеть. К тому же при кузовном ремонте используют как пневмо-, так и электроинструменты, которые требуют источника питания, следовательно, необходимо провести сеть в гараж. Наконец, желательно создать места в виде ям под крупногабаритные инструменты, такие как компрессор и сварочный аппарат.
Классификации оборудования
Существует несколько классификаций инструментов для кузовного ремонта. Так, по назначению их подразделяют на такие системы:
По этапам кузовных работ, к которым относятся выправление вмятин, удаление коррозии, покраска и подготовка к ней, инструменты подразделяют на соответствующие категории. Помимо этого рассматриваемая классификация включает группу дополнительных материалов.
По принципу функционирования оборудования для кузовного ремонта его классифицируют на ручные и автоматические инструменты. Модели второго подтипа по источнику питания подразделяют на пневмо- и электроинструменты. К первым относят, например, шлифовальные машины, в то время как краскораспылитель — это пневмоинструмент.
Сварка
Сварочные аппараты также подразделяют на несколько типов, каждый из которых имеет определенные особенности функционирования и осуществления работ. При этом они обеспечивают различное качество сварных швов. Следовательно, выбирать сварочный аппарат для осуществления кузовных работ своими руками нужно на основе требований к их качеству и навыков исполнителя.
Так, агрегаты переменного тока подходят для восстановления крупных неисправностей вроде сварки рамы, однако такие инструменты не используют для устранения мелких дефектов.
При кузовном ремонте своими руками обычно используют вольфрамовый электрод либо углекислотный полуавтомат.
Компрессоры
Эти устройства также различаются по конструкции. Встречаются поршневые и диафрагменные модели компрессоров, а объем ресивера может быть от 20 до 50 л. Рассматриваемый инструмент для кузовного ремонта желательно оснастить маслоотделительным фильтром. Компрессоры обеспечивают воздухом пневмоинструмент. Также для покрасочных работ потребуется приобрести и сам пневмоинструмент, представленный покрасочным пистолетом.
Рассмотренные инструменты для кузовного ремонта являются наиболее крупногабаритными, поэтому вышеупомянутые ямы в гараже оборудуют именно под них.
Рихтовка
Приспособления для ремонта вмятин и дефектов кузова отличается разнообразием. Рихтовочные инструменты представлены:
Наиболее оптимальными вариантами рихтовочных молотков считают двусторонние инструменты со сторонами различной формы. От прочих молотков рихтовочные отличаются массой и материалами. Для обеспечения возможности правки вмятин различных размеров и форм следует приобрести набор рихтовочных молотков.
Рихтовочные молотки при кузовном ремонте своими руками применяют в комплекте с наковальней либо с различными блоками, предназначенными для смягчения ударов.
Еще один инструмент для кузовного ремонта автомобилей, относящийся к рихтовочным, представлен ложкой. Она предназначена для правки плоских бугорков небольших размеров путем распределения удара молотка по площади. Причем с данным инструментом можно использовать обычный молоток, однако острые складки нужно обработать рихтовочным молотком перед применением ложки.
Для правки вмятин в труднодоступных местах предназначен инструмент для кузовного ремонта, называемый фигурным стержнем. Он представляет собой инструмент длиной от 30 см до 1 м с наконечником в виде зубила или пробойника. Принцип применения близок к технологии использования названных инструментов.
Наковальни, предназначенные для кузовных работ, отличаются по форме от обычных. Встречаются варианты в виде пятки, куриного яйца, большого пальца. Различные наковальни применяют для правки в зависимости от формы вмятин, поэтому для осуществления кузовных работ своими руками желательно иметь несколько вариантов данных приспособлений.
Блоки насечки являются вспомогательными инструментами для кузовных работ. Они служат для определения мест применения силы и поддержки металла при осуществлении правки. Для этого рассматриваемые приспособления размещают с обратной стороны обрабатываемого фрагмента кузова. После нанесения ударов по нему на блоке насечки остаются следы.
Шлифовка и полировка
Оборудование, предназначенное для зачистки, к которому относится наждачная бумага, шлифовальные и полировочные машины, называют инструментами чистовой доводки.
Что касается наждачной бумаги, при кузовных работах для правки и зачистки рабочих поверхностей наиболее часто применяют варианты зернистостью Р120 — Р500.
Для зачистки листового металла и обработки шпатлевки применяют кузовные напильники, которые отличаются наличием держателя изогнутой формы с изменяемой геометрией, что обеспечивает возможность правки труднодоступных мест.
Электроинструменты, представленные шлифовальными машинами, служат для правки крупных неровностей, а также для удаления лакокрасочного материала и грунтовки.
Прочие приспособления
Оборудование для кузовного ремонта – то, что необходимо каждому автосервису!
Содержание:
Кузов – одна из самых дорогих частей современного автомобиля, но, к сожалению, и самая уязвимая. Она принимает на себя все «удары судьбы». Дорожно-транспортные происшествия, ошибки при парковке, действия хулиганов – все это оставляет свой след в виде вмятин, царапин, бугров и других дефектов. Продолжать ездить на помятом авто – сомнительное удовольствие, а зачастую даже опасное. Ведь сильное нарушение геометрии кузовной части может привести к несчастному случаю. Автолюбители это понимают и обращаются за помощью к специалистам автомастерских.
Замена кузовных частей или их восстановление? Этот вопрос часто встает как перед владельцем авто, так и перед мастером, который будет его обслуживать. Естественно, замена дорого обойдется клиенту, гораздо выгоднее для обеих сторон провести восстановление кузова, если это возможно. Качественно выполненная работа и довольный клиент – что еще нужно для процветания фирмы?
Предоставление услуг по рихтовке кузова не только выгодно, это повышает престиж автомастерской, говорит о высокой квалификации сотрудников. Желание качественно отремонтировать кузов заставляет клиентов ездить в разные части города и даже за его пределы. Поэтому конкуренция между мастерскими очень серьезная, и в выигрыше остаются те, у кого есть все возможности для проведения сложных кузовных работ.
Что такое рихтовка?
Это один из основных этапов ремонта кузовной части автомобиля и возвращение ему первоначальной формы без замены заводского металла. Мы не будем вдаваться в подробное описание самой техники, это тема для отдельного разговора. Скажем лишь, что рихтовка включает в себя следующие виды работ: возвращение первоначальной геометрии кузова, удаление царапин и следов механических повреждений, выравнивание вмятин и бугров, финишное устранение дефектов выпрямленной поверхности.
Как известно, дефекты бывают выпуклые и вогнутые (то есть, бугры и вмятины). Для исправления каждого из них используют разные способы воздействия:
Естественно, вернуть идеально гладкую поверхность с помощью рихтовки не всегда удается. Зачастую, чтобы приблизить состояние металла к первоначальному, приходится покрывать отремонтированные участки шпаклевкой и красить. Задача мастера состоит в восстановлении поверхности таким образом, чтобы на нее можно было нанести как можно меньше шпаклевки (толстый слой будет подвержен образованию трещин).
Существуют другие техники удаления дефектов (сварка, нагревание и др.), но для них используются совершенно другие инструменты, речь о которых в данной статье не пойдет. Мы расскажем о специализированном оборудовании для рихтовки. Стоит сказать, что для разных по величине повреждений применяют различные приспособления.
Исправление локальных дефектов
Если на кузове автомобиля имеются небольшие повреждения в виде вмятин и бугров, их легко устранить с помощью набора рихтовочного оборудования.
Кроме того, существуют наборы узкого назначения, например, оборудование для правки рычагов рулевого управления, стоек и частей подвески. Инструмент также имеет гидравлический привод, только используются другие насадки.
Ручные приспособления используются для исправления небольших дефектов. А если при аварии машина получила более серьезные повреждения, и вручную их уже не исправить? Тут не обойтись без мощного специализированного оборудования.
Восстановление геометрии кузова
Для вытягивания кузовных частей и возвращения первоначальных заводских параметров корпусу автомобиля применяют стенд кузовного ремонта (его еще называют стапель). Это необходимое оборудование для диагностики повреждений и рихтовки. Без него не удастся восстановить кузов после серьезных аварий. Существует несколько видов стендов: платформенные, напольные и рамные. Последний вид наиболее распространен, поэтому о нем поговорим подробнее.
Рамный стенд представляет собой конструкцию из рам, к которой с помощью устройств-захватов крепится автомобиль. Конструкция также включает силовые устройства с гидравлическим приводом, которые создают тяговое усилие, и домкрат для поднятия машины на высоту. Стрела с цепью применяется для вытягивания верхних частей автомобиля (крыши, капота). Также конструкция может оснащаться блоком для вытяжки днища. Стенд позволяет закрепить автомобиль таким образом, чтобы легче было измерить соответствие геометрии кузова по контрольным точкам и сравнить его с заводскими параметрами. Наличие нескольких силовых устройств позволяет вести работы различной сложности, например, если нужно удерживать автомобиль с двух сторон и тянуть в третью. При вытягивании одной части другие не будут смещаться.
По статистике, не более трети авторемонтных мастерских сегодня имеют профессиональные рихтовочные стенды. Остальные же предпочитают обходиться самодельными, сооружая конструкцию из швеллеров и направляющих. К сожалению, это не позволит им предложить своим клиентам качественных услуг по возвращению заводской геометрии кузова автомобиля.
Как быстро окупит себя оборудование?
Этот вопрос Вы наверняка задавали себе при прочтении статьи и задумались о целесообразности оснащения мастерской стендом и набором для рихтовки. Организация участка кузовного ремонта в автосервисе хотя и требует значительных первоначальных капиталовложений (от 100 до 300 тысяч рублей), является в перспективе прибыльным делом. Сегодня стоимость услуг по восстановлению кузова колеблется от 5 до 16 000 рублей. Таким образом вложения вернутся уже через несколько месяцев эксплуатации. А если кузовные работы будет проводить высококвалифицированный специалист, то об их качестве быстро узнают многие автовладельцы и будут обращаться в Вашу автомастерскую регулярно.
Купить стенды кузовного ремонта и наборы для рихтовки можно в нашем интернет-магазине. Кроме того, мы предлагаем и другое автогаражное оборудование, а также компрессоры, пневмоинструмент и электрогенераторы. Просто оформите заказ через сайт или позвоните менеджеру. Он поможет определиться с выбором, расскажет о сроках доставки и способах оплаты товара. Не откладывайте покупку – начните работать и зарабатывать с новым оборудованием уже сейчас!
Материалы и оборудование, применяемые при ремонте кузовов автомобилей.
Материалы и оборудование, применяемые при ремонте кузовов автомобилей.
На АТП для ремонта кузовов легковых автомобилей применяются несколько групп технологического оборудования, оснастки и инструмента:
— оборудование и оснастка для правки кузовов;
— оборудование и механизированный инструмент для механической обработки металлического листового материала и профиля;
Стенды для правки кузовов (кузовные стапели)
Данная группа представляет собой специализированное отраслевое оборудование. Правку кузовов осуществляют на специальных стендах — кузовных стапелях, и при помощи гидравлических или механических приспособлений — кузовной оснастки. Все виды кузовных стапелей можно разделить на три основные группы:
— оборудование, не требующее специально оборудованного места (сюда относятся передвижные и подкатные стапели);
— стапели рамные и анкерные напольного исполнения. То есть те которые фиксируются на фундаменте;
— стапели, используемые в сочетании с ножничными или четырехстоечными подъемниками.
В зависимости от функционального назначения различают стенды, на которых осуществляют только силовое вытягивающее воздействие на кузов, и стенды, на которых возможно осуществление одновременно или последовательно не только вытяжки кузова, но и контроля его геометрии.
Кузовные рамные стенды состоят из рамы и тягового устройства. Рама является основой стенда. Она выполняется прочной и массивной, для того чтобы обеспечить жесткое закрепление кузова и противостоять без деформаций вытягивающим усилиям.
Вытягивающие усилия могут достигают 10 тонн и выше. К раме при помощи зажимов крепится деформированный кузов, а также разные устройства и приспособления, необходимые для его правки.
Если конструкция стапеля предусматривает проведение операций по контролю геометрии кузова, то тогда на раме крепится также измерительная система. В некоторых конструкциях используются одни и те же элементы для крепления кузова и контроля его геометрии. Они называются шаблонами.
Рамы стендов могут быть передвижными на колесиках, стационарно устанавливаемыми на бетонном основании или монтироваться стационарно на подъемном устройстве.
Вытяжные устройства (или тяговые выпрямители) выпускаются двух типов — в виде качающихся рычагов (а) и в виде силовых башен (б) (рисунок 5.2). Тяговые выпрямители состоят из гидравлического привода с ножным насосом и силового цилиндра.
В устройствах первого типа цилиндр отклоняет качающийся рычаг в сторону приложения вытягивающей силы. С рычагом связана цепь, закрепленная на деформированном элементе кузова.
В устройствах типа «силовая башня» силовой гидроцилиндр расположен внутри корпуса. На конце штока цилиндра находится шкив, через него проходит цепь, один конец этой цепи закреплен в корпусе, а другой соединен с деформированным элементом кузова.
Вытяжные устройства как первого, так и второго типа могут сочленяться с рамой в нескольких разных точках по ее периметру, благодаря чему тяговую силу можно направить в нужную сторону.
В некоторых моделях кузовных стапелей как напольного исполнения, так и устанавливаемых на подъемниках возможно подсоединение одновременно нескольких тяговых выпрямителей, что дает возможность производить правку кузова сразу в нескольких направлениях. Эти стенды удобны для среднего и мелкого ремонта кузовов.
Стенд (рисунок 5.3) представляет собой раму, сваренную из стальных балок специального профиля. Рама установлена в уровень с бетонным основанием и закреплена на нем фундаментными болтами. Рама может комплектоваться четырьмя кронштейнами для установки автомобиля, несколькими силовыми гидроцилиндрами с индивидуальными ножными гидроприводами, тяговыми цепями и набором зажимных приспособлений. Конструкция стенда позволяет использовать подкатной тяговый выпрямитель с усилием 10 тонн по любому направлению рамы. Стапель возможно комплектовать довольно большим количеством разнообразной оснастки, что естественно повышает его универсальность. В нерабочем разобранном состоянии стапель практически не занимает производственную площадь.
Подкатной тяговый выпрямитель с усилием 10 тонн может устанавливаться в нескольких фиксированных местах по периметру кузова и через цепь осуществлять его правку в нужном направлении.
Для восстановления геометрических размеров кузова автомобиля, задаваемых производителем, предполагается жесткая установка кузова на стапеле. В настоящее время широко распространены две системы правки кузовов — классическая и шаблонная. В их основу заложены разные принципы крепления кузова к стапелю и процесса правки. СЛАЙД 11
Классическая система предусматривает крепление кузова за пороги автомобиля. Прикладывая определенные усилия к различным точкам, методом последовательного приближения, периодически проводя замеры, добиваются требуемого положения контрольных точек.
Достоинствами данного метода являются достаточно простое и быстрое крепление автомобиля на стапеле, а также сравнительно низкая цена такого стапеля. Недостатки проявляются в процессе работы. При приложении усилия к одной точке кузова возможно смещение других, ранее выставленных точек. По этой причине необходимо постоянно контролировать изменение размеров. В результате сложно добиться приведения размеров кузова к исходным, заданным в конструкторской документации на автомобиль.
Шаблонная система основывается на креплении кузова автомобиля за его технологические отверстия к конструкции стапеля. На каждый тип автомобиля имеются карты расположения технологических отверстий кузова. Для осуществления крепления используются специальные адаптеры-переходники (джиги), которые обеспечивают точную и надежную фиксацию кузова к стапелю.
При правке кузов закрепляют к раме стапеля за точки, которые сохранили свое правильное расположение. Далее прикладывается усилие к точке, положение которой смещено. При достижении точкой заданного положения ее крепят при помощи зажимов-джиг к раме стапеля, после чего приступают к вытяжке другой точки. При такой технологии «исправленная» точка находится неподвижно на закрепленном месте. Данная система фиксации имеет две разновидности.
В первом случае джиги крепятся на раму стапеля через специальные колонны и балки. Для каждого типа кузова требуется свой комплект джиг, колонн и балок, поэтому для универсального участка кузовного ремонта стоимость всех необходимых комплектов очень высока, а при появлении новых автомобилей их потребуется еще больше.
Во втором случае (система предложена и запатентована итальянской фирмой ВВМ) джиги крепятся на универсальные колонны, высота которых задается и фиксируется по необходимым размерам. Положение колонн на раме стапеля тоже задается и фиксируется при помощи универсального комплекта балок. И колонны, и балки, и сама рама имеют удобные встроенные линейки. В результате можно создать шаблон для любого кузова, требующего ремонта. Стоимость такой системы значительно ниже и обладает еще одним преимуществом — устройство крепления джиг является одновременно и системой измерения. В любой момент наглядно видна вся геометрия нижней части кузова с точностью до 1 мм. После правки нижней части кузова производится ремонт верхней части. Недостаток такого метода — более длительная установка кузова на стапель, что компенсируется точностью геометрии восстановленного кузова и отсутствием необходимости постоянных измерений в процессе ремонта из-за «ухода» размеров.
Стапели на подъемниках
Эти стапели являются стендами рамного типа, конструктивно выполненными заодно с подъемниками (рисунок 5.5). В большинстве случаев для этой цели используются заглубленные подъемники ножничного типа, что дает достаточно легкую возможность установки кузова автомобиля на стенд, реже применяются четырехстоечные подъемники. По функциональным возможностям и комплектации средствами правки кузова и измерения его геометрии такие стенды не отличаются от других стендов рамного типа. Однако условия труда механиков на таких стапелях гораздо лучше за счет возможности менять высоту установки кузова относительно пола помещения, что дает дополнительные удобства для осмотра поврежденных элементов кузова, наблюдения за процессом правки и управления всеми операциями устранения деформации.
На АТП при ремонте автомобилей используются следующие виды сварочного оборудования:
для дуговой сварки покрытыми электродами;
для дуговой сварки в среде защитных газов;
для сварки флюсовой проволокой без защитного газа;
для контактной сварки.
Аппараты для дуговой сварки штучными электродами реализуют метод сварки ММА (ManualMetalArc, т. е. ручная сварка металлическим электродом). Они включают в себя источник сварочного тока; сварочные провода и электрододержатель. Источником сварочного тока может быть генератор (преобразователь), трансформатор или выпрямитель. Сварочный преобразователь представляет собой агрегат, состоящий из электродвигателя и генератора постоянного тока.
При дуговой сварке электродами покрытыми флюсом выделяется большое количество тепла, которое, вызывая местный нагрев свариваемых металлов, может вызвать появление внутренних напряжений и коробление. В этой связи оборудование этого вида находит ограниченное применение при ремонте автомобилей, особенно в кузовном ремонте.
Аппараты для дуговой сварки в среде защитных газов подразделяются на две основные группы:
— для сварки неплавящимся электродом — методом TIG;
— для сварки плавящимся электродом — методом MIG / MAG.
Аппараты для сварки неплавящимся электродом реализуют метод сварки TIG (Tungsten + InertGas, т. е. вольфрам + инертный газ), суть которого заключается в следующем. Электрическая дуга возникает между неплавящимся вольфрамовым электродом и свариваемым металлом. Из концентричного сопла электрода в зону сварки из баллона подается инертный газ, обычно аргон или гелий. В среде защитного газа сварочный шов охлаждается и твердеет. Сварка может осуществляться без присадочного материала, если свариваемые металлы тонкие, или с присадочным материалом в виде проволоки, которая плавится одновременно со свариваемыми металлами.
Сварочные аппараты типа TIG могут иметь источник для получения переменного или постоянного сварочного тока. Оборудование первой группы, в свою очередь, делится на две подгруппы — аппараты для сварки током промышленной частоты (50 Гц) и аппараты с инвертором, преобразующим частоту тока с 50 до 5000 Гц, что обеспечивает лучшее качество сварного шва, делает аппарат легче и уменьшает потребляемую мощность в 5—6 раз.
Сварочные аппараты типа TIG выпускаются как оборудование полуавтоматического или ручного действия. Они компонуются на передвижной тележке, на которой установлены баллон с инертным газом и источник сварочного тока, выполненный в отдельном корпусе (собственно сварочный аппарат). Аппарат и баллон с газом соединены со сварочным пистолетом, соответственно, кабелем и шлангом.
Аппараты для сварки плавящимся электродом относятся к оборудованию как неавтоматизированному, так и полуавтоматического действия. Процесс сварки плавящимся электродом в среде защитного газа происходит за счет электрической дуги, возникающей между проволокой-электродом и свариваемыми металлами. Проволока одновременно является и электродом, и присадочным материалом.
В зависимости от вида защитного газа реализуются три метода сварки:
— MIG (Metal + InertGas), он требует применения аргона или гелия;
— MAG (Metal +AktivGas), здесь используется углекислый газ;
— MIG / MAG с использованием смеси газов — аргона и двуокиси углерода, например, для сварки стальных листов требуется 80% аргона и 20% углекислого газа.
Сварочные полуавтоматы типа MIG, MAG и MIG / MAG выпускаются в отдельном корпусе, внутри которого размещены: привод подачи проволоки, источник сварочного тока и блок управления. Проволока с бобины сматывается принудительно вращающимися роликами. Вращение роликов осуществляет мотор-редуктор с автоматически регулируемой скоростью в зависимости от вида свариваемых металлов, толщины проволоки и вида защитного газа.
Аппараты для дуговой сварки флюсовой проволокой без защитного газа относятся к аппаратам полуавтоматического действия и реализует метод сварки плавящимся непрерывным электродом. В качестве плавящегося электрода выступает специальная проволока в виде тонкой трубочки, набитой сварочным флюсом. В зоне сварки флюс выполняет защитную функцию для сварного шва. По конструкции эти аппараты аналогичны сварочным полуавтоматам типа MIG / MAG, за исключением того, что они не подсоединяются к баллону с защитным газом.
Комбинированные аппараты для дуговой сварки. Ряд производителей сварочного оборудования для автосервиса выпускают сварочные аппараты, которые могут реализовывать различные методы дуговой сварки в разных комбинациях, благодаря чему расширяется область их применения и повышается степень универсальности, что немаловажно для их использования на малых предприятиях автосервиса.
Аппараты для двусторонней точечной сварки состоят из двусторонних сварочных клещей, которые включают сварочный трансформатор, клещевого механизма с приводом от рукоятки и пружинным, пневматическим или гидравлическим исполнительным механизмом и электродов, закрепленных в клещевом механизме.
Аппараты для односторонней точечной сварки состоят из блока питания, включающего источник сварочного тока и аппаратуру управления, сварочного пистолета и провода с зажимом. Эти аппараты успешно применяют для приварки гвоздиков, необходимых при правке тонких панелей. Величина сварочного тока и время импульса сварки таковы, что не приводят к дополнительной деформации панели и не вызывают повреждение лакокрасочного покрытия или пластмассовых накладок с другой стороны листа панели.