Оборудование для реставрации автомобилей
Про реставрацию автомобилей. Ценность и стоимость.
Хочу поделиться информацией и личным мнением на тему щепетильной темы реставрации автомобилей.
Для простого обывателя важнее всего внешнее впечатление. И если говорить об оригинальности автомобиля, то зритель получает одинаковое удовольствие и от машины на 100% аутентичной по запчастям, и в случае 20% аутентичности тоже. Но, как мы понимаем, цена этих машин будет разная. Грань между реставрацией и новоделом – вопрос весьма не простой и принципиальный. Немцы, на сегодняшний день окончательно запутавшись в вопросах разграничений, вывели формулу: если машина на 70% была комплектна (детали сохранились с момента схода с конвейера), а на 30% была сделана заново – это признаётся реставрацией. Если расклад был 50 на 50 – это уже новодел. Машины первой категории (более 70% деталей сохранилось с момента схода с конвейера) можно подразделить на пять классов.
Кондиция классики делится на пять ступеней.
Note1. Это заводское конвейерное состояние с нулевым пробегом, и машины в этом виде, как правило, не появляются на открытом рынке.
Note2. Заводское состояние, но уже с учётом некоторой амортизации. Такая машина эксплуатировалась определённый период: год, два или три, — и за это время накатала 10-20 тысяч километров. Она сопровождается заводским сертификатом аутентичности и документами, которые подтверждают все работы, проведённые ранее. Автомобили в состоянии Note2 – самый ходовой и дефицитный продукт на рынке. Если автомобили в состоянии Note1 принадлежат в высшей ценовой категории, то для Note2 цена снижается в зависимости от того, сколько надо вложить денег, чтобы вернуть состояние Note1.
Note3. Машина никогда не реставрировалась в комплексе. Это оригинальный автомобиль на ходу и во очень достойном состоянии. Прежние владельцы пытались за ним ухаживать, какие-то вещи подправляя по мере необходимости. Автомобили с пробегом более 100 тысяч. Тем не менее «тройка» — тоже ходовой товар на рынке, составляющий 90% от имеющейся на сегодня классики. Эти машины с удовольствием покупают, они участвуют во всевозможных пробегах и ралли.
Note4. Металлолом, но почти комплектный. Может не ездить и, как правило, этого не делает. Рассматривается в качестве объекта для реставрации.
Note5. Те же куски металла. Но если эта машина в мире всего одна – она представляет ценность. Такие машины, от которых осталось 5-10% не подлежащих восстановлению, порой встречаются в известных мировых коллекциях. Но это отдельная тема.
P.S. Личное мнение по поводу реставрации машин: в памяти сразу же всплывают «отреставрированные» довоенные Мерседесы, облитые удручающе безвкусным металликом, улучшенные современными моторами, «украшенные» модными колёсными дисками. Ни один серьезный коллекционер никогда не заинтересуется подобной машиной.
И, наконец, сколько это стоит.
В Германии цена автомобиля сильно, порой в несколько раз, колеблется в зависимости от состояния, распространённости конкретной модификации и амбиций владельца. Аккуратный седан BMW-321, что выпускался крупной серией во второй половине 30-х, обойдётся совсем недорого — примерно в 10 тысяч евро, послевоенный экземпляр – ещё дешевле, а за более редкую, идеально отреставрированную спортивную модель 327/328 попросят уже 120 тысяч. Её уникальный аэродинамический кузов, подготовленный для гонки Mille Miglia 1940-го года, поднимает цену машины на порядок выше.
Сколько стоит реставрация?
Когда я написал о стоимости реставрации своей Пантеры, многие в комментариях отозвались: зачем считать? Это ведь для души, а значит, никаких денег не жалко!
Отвечаю: считать – это не про «жалко» или «не жалко». Это нужно для понимания того, что вообще происходит. Для опыта. Деньги – они в принципе любят счет. Можно, конечно, жить и так: есть деньги – веселимся, нету – чего их считать? Таких людей мы все, думаю, слышали и видели этой весной, когда полстраны осталось без работы.
Но не будем отвлекаться. Считать расходы надо, во-первых, для того, чтобы в следующий раз (если он будет) уже четко представлять себе, во что вписываешься. Во-вторых, это полезно для окружающих – тех, кто раздумывает, не ввязаться ли в подобную авантюру. В конце концов, чужой опыт – самая дорогая вещь, которую можно получить бесплатно.
Итак, сколько стоит реставрация старой, уставшей машины? Ответ зависит от многих переменных – начиная с Вашего места жительства и заканчивая, что очевидно, маркой автомобиля. Каждый случай индивидуален, поэтому я сразу озвучу конкретные параметры, а Вы уже будете смотреть, какие поправки нужно внести в лично Вашем случае.
Для простоты возьму за основу ту задачу, которая в свое время стояла передо мной – восстановление «Волги». И дело не только в том, что я лучше знаю эту ситуацию. Просто по затратам «Волга» представляет собой нечто среднее. Так, восстановление «Москвича-412» или «копейки» обойдется ощутимо дешевле (да и найти их в идеале из дедушкиного гаража куда как проще), а породистого «немца» — в разы дороже.
Итак, допустим, Вы живете в Петербурге, и у Вас под окном стоит классическая «Волга» массовой серии на базе ГАЗ-24 (на которой делалось все вплоть до модели 31105). Ржавенькая, уставшая, но технически исправная. Вы хотите, чтобы она стала «как новая» — то есть сток, без всяких «проЭктов». При этом Вы по какой-то причине (не умеете/не хотите/нет времени) не будете делать все своими руками, а обратитесь к специалистам. Какие расходы закладывать?
Сначала дам простой ответ: миллион.
Выдохнули? Теперь давайте разложим все по полочкам.
Первое: Вам нужен хороший гараж или машиноместо. Сразу, без всякого «потом накоплю и куплю». Потому что эксплуатация Вашей «Волги» теперь будет строго сезонной. Да, я знаю людей, которые мечтают отреставрировать свою машину и кататься на ней круглый год. Ключевое слово – «мечтают». Я не знаю ни одного человека, который реально привел бы свою машину в идеал и после этого катался бы на ней зимой в Питере. Даже те, кто перед реставрацией говорил про «круглый год», потом как паиньки стали ставить машину в гараж на зиму. Еще бывают люди, которые приезжают в Питер из других регионов на идеальных «Волгах» и начинают гонять на них зимой со словами «да у нас тоже сыро и реагенты, да ниче ей не будет». Через пару лет, посмотрев на результат и выдав замысловатую матерную тираду, они тоже бредут покупать или снимать гараж. Как метко сказал однажды Стас Асафьев, «три зимы в Питере — это как двадцать зим в Барнауле или сто зим в Сочи». Так что подберите своей любимице домик.
Итак, гараж или машиноместо – 200 тысяч.
Второе: кузовное железо. На «Волги» с железом беда, при этом – парадоксально – чем проще была модель и чем больше их наштамповали, тем хуже ситуация. Например, новые хромированные бампера на 3102 найти не в пример легче, чем хром на бампер 3110. Поэтому иногда имеет смысл поискать «донора» — машину в идеале «из дедушкиного гаража», но с проблемными документами («вечный учет»). Такие экземпляры редко, но встречаются. Если Вы – человек не сентиментальный, можно даже взять экземпляр с ровными документами. У меня лично рука не поднимется распиливать живую «Волгу», но Вам я советовать ничего не вправе. Иногда это действительно окажется проще и дешевле, чем собирать железо по всей стране.
Итак, эта статья бюджета – около 100 тысяч рублей.
Третье: кузовной ремонт и покраска. Самая большая статья расходов. В части покраски она же и самая предсказуемая: качественная покраска машины стоит в Питере около 200 тысяч рублей. Да, найдутся люди, которые возьмутся за работу за существенно меньшие деньги, скажем, за 100 тысяч. В 99 случаев из 100 покраска обойдется Вам в итоге в 300 тысяч: сотка первому «мастеру» и две сотни тому, кто потом сделает все еще раз нормально. Подумайте сами: зачем человек будет красить за 100 тысяч, если он может делать это за 200? Избытка хороших кузовщиков и маляров у нас на рынке нет. Кроме того, не каждый возьмется за старую машину, особенно отечественную – делать кузовной ремонт свежих иномарок ощутимо проще и выгоднее.
Так что не слушайте «авторитетных баяр» на гнилых полутрупах, которые всегда все знают лучше всех и будут Вам втирать, что все очень просто и дешево (но сами при этом никогда ничего не делали, запчасти собирают по помойкам, а машину подкрашивают из баллончика).
Впрочем, возможно, покраска за сотку Вас тоже устроит. Если для Вас главное – чтобы машина прикольно смотрелась в Инстаграме, сфотканная на камеру смартфона на полутемной подземной парковке гипермаркета. Но тогда у меня встречный вопрос – может, ничего не красить, а просто обойтись Фотошопом? Он вообще бесплатный.
Теперь про кузовной ремонт. Поскольку Вы меняете ряд элементов кузова, возникает трудоемкая операция подгонки деталей, выставления зазоров и т.п. В целом на работу с «железом» имеет смысл закладывать не меньше 100 тысяч рублей. А дальше все зависит от Вашей фантазии и хотелок – качественная шумо-вибро-изоляция, например, обойдется Вам еще в сотку.
Итого – от 300 тысяч рублей.
Четвертое: салон. Ну не бывает так, что кузов сгнил, а салон в идеале! Сейчас Вы этого не замечаете, но когда снаружи машина будет сверкать, усталость салона непременно бросится в глаза. Что именно потребуется менять или освежать, я не знаю (обычно руль, сиденья, дверные карты). Как минимум понадобится хорошая химчистка. Сюда можно заложить еще тысяч пятьдесят.
Пятое: «начинка». Да, мы исходим из того, что Ваша машина исправна (а значит, ей не потребуется дорогостоящая переборка двигателя или коробки). Но раз уж мы ее делаем, имеет смысл привести в идеал ходовую, сменить расходники и так далее. Поверьте, те мелочи, которые вообще не парили Вас на убитом ведре, будет несказанно бесить на отреставрированной машине. Тысяч пятьдесят сюда заложить просто необходимо.
И вот в итоге рисуется цифра 700+. То есть вроде бы вполне реально уложиться в 750-800 тысяч. Если так и получится – отлично! На сэкономленные деньги можно съездить отдохнуть на море или купить жене норковую шубу (если жена еще не развелась с Вами, узнав, куда Вы угрохали весь семейный бюджет). Но я бы на это особенно не рассчитывал (я про сэкономленные деньги, а не про развод, если что). Потому что в процессе ремонта обязательно вылезает тысяча и одна мелочь, которую невозможно предусмотреть заранее. Какая-нибудь деталь исправно работала, пока ее не трогали, а тронули – она и отвалилась. Какой-то элемент выглядел вполне бодро, пока его не начали зачищать, а как начали… замена, без вариантов. И это будет обязательно. И вот уже заветный миллион не то что замаячил на горизонте, а встал перед нами в полный рост.
И это мы еще взяли довольно оптимистичный сценарий. При котором Вы правильно выбрали мастеров, и они сделали все пусть небыстро и недешево, но качественно и с первого раза. А так бывает, мягко говоря, далеко не всегда. От чистой потери денег и времени застраховаться нельзя – можно только снизить риски.
Да, не исключено (и даже вполне вероятно) что при правильном, грамотном подходе и большом везении конечная сумма окажется меньше миллиона. 800, 700, даже 600 тысяч… Миллион в данном случае – это не минимум, а та сумма, которая гарантирует, что при отсутствии серьезных ошибок и неудач Вы доведете процесс до успешного конца. Если изначально заложить существенно меньше, то велик риск, что в какой-то момент Ваша реставрация «зависнет» на половине пути. Излишний оптимизм еще никого до добра не доводил. Автомобилей, в которые вбухана куча сил и средств, а в итоге они так и не выехали на дорогу, гораздо больше, чем вы можете себе представить. На их фоне даже моя не слишком удачная реставрация Пантеры – история с умеренно счастливым финалом.
Еще один вопрос, который возникает при виде столь круглой суммы – может, просто отдать машину профессионалам, которые отреставрируют ее целиком? Ну, заплачу на сотку больше, но сэкономлю кучу сил, нервов и времени?
Сама по себе мысль более чем разумная. Вот только найти профессионалов – задача небанальная. Высказывания в стиле «косячат все, доверять нельзя никому» я слышал от целого ряда людей, отреставрировавших далеко не одну и не две машины. Поэтому фирму надо выбирать особо тщательно и все равно контролировать, контролировать и еще раз контролировать. Лично я на сегодняшний день не знаю людей, которым отдал бы машину для реставрации «под ключ» с чистой совестью. Правда, я их пока всерьез и не искал.
UPD. Для тех, кто не понял, о чем идет речь:
1. Нет, я не призываю вкладывать миллион в старую «Волгу». Я, наоборот, рекомендую здраво оценить свои возможности и подумать, надо ли Вам это за такие деньги и потянете ли Вы.
2. Нет, моя машина не стоит миллион, и ее восстановление стоило ощутимо меньше — около полумиллиона на нынешние деньги. Правда, процесс по-хорошему не завершен, и результатом я недоволен.
3. Да, я с самого начала сказал, что пишу про Питер. Я не знаю, сколько стоят кузовные работы в Смоленске, Саратове или Новосибирске. Догадываюсь, что меньше, но утверждать ничего не буду. И да, я пишу про «Волгу»; я примерно представляю себе, сколько стоит восстановление других распространенных в этой среде марок («копейки», W123 и так далее), но утверждать ничего не буду. Правда, доказывать мне, что W123 можно довести до идеала за три пачки сигарет, тоже не стоит.
Бизнес-идея: организация своего бизнеса по реставрации автомобилей
«Дед подарил мне на двадцатилетие машину «ГАЗ-21» 1964 года выпуска, с двигателем 2.5 литра, весьма в неплохом состоянии. Сказались гаражное хранение и уход, – рассказывает молодой автомеханик Игорь из Санкт-Петербурга. – Я её на эвакуаторе привез к себе в гараж, ворота открыл, думаю, что со старушкой делать. Подходит сосед по подъезду, крутой тип, в мэрии работает, и говорит: «продай». Я подумал, что прикалывается, и открыл капот, а там, все чистенькое. Говорю мужику, тоже в прикол: «триста тысяч». А он мне в ответ: «без проблем». Тут я юлить начал, мол, другу обещал и не продал».
И это не шутка. Если автомобиль «ГАЗ-21» 1964 года выпуска находится в хорошем состоянии, то есть салон, корпус и машинное нутро являются заводскими, то его легко можно продать не то что за триста, а за все пятьсот тысяч рублей.
С этой машины Игорь и сделал первые шаги на ретромобильном поприще. А дело это пахнет не только машинным маслом, но хрустящими дензнаками, — так охарактеризовал он свой бизнес.
«Для талантливого механика это интересное и прибыльное занятие, — далее поведал Игорь. — Лично я каждый день спешу в мастерскую. Ночами сижу в интернете, переписываюсь с коллегами по электронной автобарахолке, а, когда покупаю оригинальную запчасть пятидесятилетней давности, испытываю археологический восторг». На вопрос о доходах, Игорь скромно ответил: «Миллион в год, легко».
Первым делом автобарахолка, ну, а девушки – потом…
Собственно, бизнесом на ретромобилях может заняться каждый. Для этого нужно не так уж много денег. Стартовых двести тысяч рублей, душа автомеханика, просторный гараж, набор инструментов, чутье и упорство.
Проще всего подыскивать автомобиль для последующей доработки и продажи в интернете. Там подобных предложений хоть отбавляй. Причем если в крупных городах старые машины стоят не так уж и дешево, то в селах такие агрегаты можно получить почти даром.
Но, как правило, стоимость не отражает реальное состояние автомобиля. По словам бывалых, иной раз за десять тысяч долларов предлагают насквозь проржавевшее корыто, а порой очень приличный автомобиль можно найти и за пять тысяч рублей.
И понятно почему! К примеру, в пятидесятые годы прошлого века салон автомобиля ГАЗ М-20, известного всем, как «Победа», был обит сукном специальной фактуры, которую отечественная промышленность уже не выпускает. Покупать ткань, впрочем, как и резину, придется за рубежом, в США. Такая же ситуация с пластиком. Хотя наши умельцы и научились копировать салонные детали из пластика, но истинные специалисты легко определяют подделку. Так, что у реставраторов старинных авто первым делом – автобарахолка, а девушки – потом.
Всё, как у Ремарка в «Трех товарищах»
Когда в качестве базы выбран и куплен старенький, но вполне достойный автомобиль, претендующий на приставку «ретро», и собраны основные запчасти, можно приступать к реставрации. Начинать лучше с кузовного ремонта.
Сперва снимается лакокрасочное покрытие, а кузовные детали очищаются до металла. Это необходимость, которую нельзя игнорировать, иначе легко прогореть. Ведь только так можно определить истинное состояние кузова.
Затем, при необходимости, производится сваривание, как правило, встык поверхности. Безусловно, появившиеся швы требуют тщательной обработки.
Последний этап ремонта кузова заключается в рихтовке и подгонке по зазорам. К зазорам должно быть особое внимание, особенно, если это касается дверных проемов. По заводским нормам допуск был + – сантиметр.
После кузовного ремонта наступает этап покраски. Но перед этим корпус лудится. Причем тщательно, иначе это чревато преждевременной ржавчиной.
Далее наносится первый слой грунта, так называемый, защитно-проявочный. Потом второй проявочный слой краски. Затем поверхность обрабатывается, и после этого наносится окончательный слой краски.
Когда корпус автомобиля заблестел, и машина стала выглядеть как новая, ее необходимо укрыть специальной материей. Не дай Бог поцарапать!
Теперь можно приступать к реставрации механики. В первую очередь речь идет о двигателе. Как правило, приходится делать расточку цилиндров, шлифовку головки, балансировку. Одним словом — капремонт.
Зачастую оригинальные запчасти на рынке не найти, так что многие реставраторы заменяют их более современными аналогами, хотя тоже не новыми. Например, на «Победу М-20» устанавливают детали и узлы с более поздней двадцать первой «Волги». Работа эта кропотливая и требует максимальной внимательности.
Зато, когда мотор оживает после многолетней спячки, и автомобиль проезжает первые метры, испытываешь ни с чем несравнимый выброс адреналина.
«Наверное, поэтому, моя любимая книга «Три товарища» Ремарка об автомеханиках, — признается специалист по ретромобилям Игорь. — Там тоже торчали от этого».
Продажа ретромобиля – дело тонкое
Вот, наконец-то новая-старая машина, пусть это будет «Победа», красуется в гараже. Механик еще несколько дней ходит вокруг да около, озабоченный одной мыслей, все ли сделал.
По словам людей, давно работающих на этом рынке, первым делом объявление о продаже такого ретромобиля выставляется в интернете. Но особых надежд на удачную сделку через Сеть возлагать не стоит. Куда важнее здесь парады и выставки ретромобилей, которые проходят регулярно. Только там можно успешно продать машину.
«Иногда, натру корпус полиролью, еду в элитные поселки и стою у ворот, с надписью «Продаю. Дорого», — делится опытом Игорь. — Что касается цены, то свои «Победы» я оцениваю в миллион рублей».
Но надо учитывать, что, в отличие от обычных машин, ретроавтомобили продаются долго — в среднем два-три месяца. Лучшее время для продажи весна – время обновления, или осень – время легкой тоски по прошлому.
За это время Игорю пришлось переговорить со многими людьми, с зеваками и потенциальными покупателями, не раз обрести надежду и потерять её, ответить на сотни звонков и выехать по ложным звонкам. И, наконец, на очередном параде у «Победы» Игоря останавливается седой и крепкий мужчина в дорогом кашемиром пальто. За ним, в двух шагах, стоят крепкие ребята, с квадратными подбородками и низкими лбами.
«У моего отца была такая, — тихо говорит он, — он меня в школу возил. Как это давно было».
Мужчина нежно касается зеркала и еще некоторое время молчит. Игорь его не торопит. Он уже знает, машина продана, как минимум, за миллион рублей. А это значит, пора браться за очередную «Победу», чтобы подарить ей новую жизнь.
Безусловно, бизнес на реставрации старинных автомобилей в нашей стране может получить широкую прописку, ибо богатство, как правило, приходит с возрастом, в котором так хочется вернуться в прошлое и прокатится на машине ушедшей молодости.
Реставрация ретро автомобилей. Этапы работы.
Данный очерк, надеюсь, будут полезен как владельцам советских автомобилей (ГАЗ 20 «Победа», ГАЗ 21 «Волга», ГАЗ 12 «ЗИМ», ГАЗ 13 «Чайка», ЗИС 110, ЗИЛ) так и других ретро автомобилей, которые планируют проводить реставрацию собственного автомобиля или размышляют о покупке машины с перспективой дальнейшего капитального ремонта.
В предыдущей статье мы рассмотрели затраты на комплектацию автомобиля ГАЗ 21 «Волга» необходимыми деталями и комплектующими: недостающие оригинальные утраченные и требующие замены детали, хромированные элементы экстерьера и интерьера, салон, пластик, резино-технические изделия. Теперь поговорим об этапах выполнении работ по реставрации автомобиля.
Естественно, если Вы не планируете самостоятельно выполнять работы, связанные с ремонтом и реставрацией Вашей машины, а делегируете эту работу профильной реставрационной мастерской, все нижеизложенное будет для Вас полезно лишь в ознакомительном порядке.
Этап 1.
Демонтаж и разборка ретро автомобиля, каталогизации частей, удаление старой краски, очистка кузова
Нет разницы, говорим мы о коллекционном Mercedes 300 SL или советском ГАЗ 21 «Волга» реставрацию каждой машины начинать нужно с поиска необходимой литературы.
Каждая деталь сравнивается с каталогом запасных частей. После этого составляется перечень оригинальных требующих замены или утраченных деталей, которыми необходимо доукомплектовать машину.
Обширная библиотека собрана сотрудниками компании «Антикварные Автомобили» за десятилетия работы (машины которые когда-либо реставрировались, обслуживались или ремонтировались):
Готов поделиться книгами и знаниями, если что-то нужно — пишите в личную почту.
На этом этапе рекомендую всем, кто планирует проводить ремонт самостоятельно:
-фотографируйте каждую деталь и элемент во время разборки машины (это существенно упростит Вам процедуру последующей сборки)
-заведите необходимое количество полок/коробок/стеллажей для хранения деталей, подписывайте каждую коробку, жгуты проводки, мелкие детали (разобранный автомобиль занимает как минимум два машино-места).
-не торопитесь, разобрать машину можно и за один день, гораздо важней ее потом собрать, завести и обкатать.
После демонтажа и полной разборки вашего ретро автомобиля проводите тщательную очистку кузова и деталей. Процесс очистки кузова и удаления старой краски, ржавчины на автомобиле зависит от целей, сохранности металла и труднодоступности места, и может быть механическим, химическим или ручным. Также варьируется абразивный материал.
Совет: обязательно загрунтуйте детали после обработки, воздействие влаги и воздуха крайне губительно для голого металла
Этап 2.
Производство/ ремонт частей кузова
На данном этапе все очень индивидуально (зависит от машины, состояния кузова и целей реставрации) и каких-либо общих рекомендаций не существует.
Единственно советую «грязные» работы проводить отдельно от «чистого» помещения, где Вы планируете проводить сборку Вашего олдтаймера.
Этап 3.
Реставрация шасси автомобиля.
Сложно недооценить важность данного этапа, т.к. шасси и рама является основой для крепления кузова и агрегатов машины. От качества проведения реставрационных работ напрямую зависит дальнейшая безопасность в эксплуатации восстановленного автомобиля. Рамная конструкция широко распространена среди олдтаймеров, что связано с особенностями конструкторских разработок того времени. Крепление всех узлов и агрегатов, таких как двигатель, трансмиссия, мосты и подвеска, происходит на раме. Таким образом, формируется шасси автомобиля, представляющее собой законченную конструкцию со своими, зачастую уникальными для модели, характеристиками.
По малярным работам подробно на примере автомобиля Mercedes 190 SL изложено здесь:(покраска ретро автомобиля), уверен, что некоторую полезную информацию Вы найдете.
Этап 5
Технический ремонт узлов ретро автомобиля.
Работы с тормозной системой, рулевым управлением, системой охлаждения, амортизаторами, подвеской, бензобаком.Выполнение этого этапа начинается сразу, с момента разборки автомобиля. Зачастую эта работа кажется незаметной. Но именно из мелочей складывается общая картина. Из 8000 часов работы, необходимой для восстановления машины, как минимум треть тратится на эти узлы и агрегаты.
Этап 6.
Капитальный ремонт двигателя и коробки передач.
При необходимости изготовление новых подшипников, поршней, колец, клапанов, седел и многого другого. Перевод двигателя на современное не этилированное топливо (АИ-92). Каждый двигатель, прошедший капитальный ремонт, проходит предварительную обкатку и проверку параметров на специальном стенде.
Этап 7.
Гальванические работы при восстановлении ретро машины.
Хромирование — один из самых нужных и самых трудоемких процессов гальванотехники. Практически все старинные автомобили имеют множество хромированных деталей, которые портятся и теряют внешний лоск с течением времени. Чтобы новое хромированное покрытие служило долго необходимо провести предварительную подготовку поверхности детали: снять старое покрытие, удалить очаги коррозии, заделать коррозионные кратеры, трещины, отшлифовать и заполировать поверхность.
Подробнее о гальванике и стандартах Завода им. Лихачева (ЗИЛ).
Этап 8.
Реставрация салона ретро автомобиля.
Кроме непосредственного пошива сидений, реставрация салона включает в себя и полное обновление внутренних деталей интерьера ретро машины: пружин или пены сидений, боковых панелей, дверей, напольных покрытий, и т.д.
Этап 9.
Работы по деревянным покрытиям.
Ремонт и обновление деревянных полов, балок, кузова, фанерование панели приборов, а также других частей в пассажирском салоне.
Этап 10.
Изготовление и восстановление мягкой крыши. Ремонт кабриолетной механики.
Этап 11.
Изготовление и ремонт электропроводки.
В общем основных моментов два:
1. чем старше машина тем меньше там электрических систем и проводов
2. для коллекционных и ретро машин при изготовлении жгута электропроводки используются аутентичные материалы, а сама оплетка тканевая.
Этап 12.
Комплектация недостающими частями.
Общее правило:
если деталь нельзя купить — ее можно изготовить. Для этого нужно иметь чертеж или образец
Для советских массовых машин практически любые детали можно купить.
Для реставрации европейских олдтаймеров для комплектации рекомендую выставки, такие как Veterama или Техно Классика и заказывать детали у производителей (кто-то изготавливает радиаторы, кто-то фары, кто-то уплотнители и т.д.)
Для американских машин найти можно почти все, там отрасль реставрации ретро автомобилей хорошо развита проблема лишь в доставке и накладных расходах.
Надеюсь, что в скором времени современный 3d-принтеры позволят изготовить любую запчасть, пока печать из металла очень затратна, а возможности применения ограничены.
Этап 13.
Испытания и доставка.
Обкатка автомобиля это его испытания по специальным дорогам (500 — 1500 км) и устранение всех возникающих проблем и неполадок. Необходимо для того, чтобы у реставратора была уверенность в выполненной работе, а у владельца — уверенность в работе машины.
P.S. некоторые из прошлых работ:
Как-то пытался посчитать, сколько необходимо специальностей освоить для реставрации машины, по разным подсчётам получается от 15 до 20. Ну а затраты, на полную реставрацию машины составляют не менее 6000 часов работы. Учтите это, прежде чем начинаете разбирать автомобиль. Очень много ретро машин так и доживают свой век в разобранном состоянии.
Уважаемые форумчане, если у Вас есть какие-то конкретные вопросы — пишите, всегда постараюсь ответить и по возможности помочь.