Обозначение грузовых автомобилей методики присваивания номеров моделям автомобилей
Материалы
Маркировка автомобилей и классификация
Маркировка автомобилей и классификация
Классификация и маркировка автомобилей советского производства (до 1966 г.)
В СССР до 1966 г. маркировка автомобилей производилась буквами, обозначающими завод-производитель и цифрами номера модели. Каждому заводу выделялся свой диапазон цифр.
Маркировка автомобилей по заводам-производителям:
Классификация автомобилей, общая классификация грузовых автомобилей
По назначению автомобили классифицируются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров.
Грузовые автомобили — для перевозки грузов.
Специальные автомобили перевозят специальное оборудование, установленное на них. К специальным относятся пожарные автомобили, уборочные, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.
Грузовые автомобили разделяют на автомобили общего назначения и специализированные грузовые автомобили.
Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов, в том числе, оборудованный дугами и тентом.
Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.
Примеры специализированных грузовых автомобилей:
Специализированные грузовые автомобили оборудуются кузовом или оборудованием для перевозки определенного вида груза.
Грузовые автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.
Принцип маркировки автомобилей по ОН 025270 66
ОН 025270 66 определяет классификацию автомобилей и их маркировку. Маркировка каждого нового автомобиля включает название завода-производителя и цифровой индекс из цифр (не менее четырех цифр в маркировке).
В ОН 025270 66 определена система маркировки автомобилей, используемая до настоящего времени.
Классификация грузовых автомобилей
Классификация грузовых автомобилей ОН 025270 66 разделяет автомобили на 7 классов в зависимости от полной массы автомобиля. Классификация автомобилей по массе дает первую цифру маркировки грузового автомобиля:
Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)
Обозначение грузовых автомобилей методики присваивания номеров моделям автомобилей
КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ ЕГО АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ, ВЫПУСКАЕМЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Дата введения 1966-08-01
УТВЕРЖДЕНА 30 июня 1966 г.
Срок введения 1 августа 1966 г.
* ПЕРЕИЗДАНИЕ с изменением, внесенным в нормаль в феврале 1968 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Данная нормаль устанавливает классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями, в том числе предприятиями топливной аппаратуры и электрооборудования.
Нормаль не распространяется на индексы моделей автомобилей, прицепов, полуприцепов и роспусков, присвоенные до утверждения настоящей нормали.
3. Обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса.
4. Экспортным вариантам базовой модели автомобиля и ее модификации, а также прицепа, присваивается обозначение в шестом цифровом знаке его индекса.
По изделиям специализированных предприятий экспортным вариантам присваивается обозначение в следующем знаке за модификацией индекса модели.
5. Полное обозначение автомобиля и прицепа, как товарной продукции предприятия, состоит из индекса модели, дефиса, семизначного номера, дефиса и возможного суффикса вариантного исполнения.
Полное обозначение изделий применяется в технической документации, прейскурантах и официальных документах.
6. По автомобилям и прицепам устанавливаются следующие ступени классификации:
8. Номер модели изделия (двухзначный) устанавливается порядковой нумерацией в пределах каждого вида и класса.
9. Агрегаты, узлы и их детали (кроме принадлежащих к электрооборудованию и топливной аппаратуре), изготовляемые автомобильными заводами, сохраняют в качестве пpeфикса индекс модели автомобиля или прицепа, в котором они впервые нашли применение согласно действующим отраслевым нормалям автомобилестроения.
1. Под топливной аппаратурой следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей воздушные фильтры, карбюраторы, топливные насосы высокого и низкого давления, форсунки, регуляторы и ограничители числа оборотов двигателя, газовое оборудование, аппаратуру факельного зажигания и электронное управление впрыском топлива.
2. Под электрооборудованием следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей источники тока, узлы зажигания, освещение, сигнализацию и электропуск двигателей, а также приборы контроля режимов работы и эксплуатации автомобилей.
11. Предприятие, изготовляющее отдельные узлы и агрегаты автомобилей и прицепов в качестве комплектующих и товарных изделий и запасных частей по своим собственным чертежам, определяется данной нормалью как специализированное (агрегатное) головное предприятие по данным изделиям.
12. Агрегаты, узлы и детали автомобилей и прицепов, изготовляемые смежным предприятием по чертежам предприятия-заказчика в качестве комплектующих изделий и запасных частей, сохраняют присвоенное им заказчиком обозначение с установлением между предприятиями отношений головного предприятия и предприятия-дублера.
13. Агрегаты и узлы, передаваемые вместе с их технической документацией на производство специализированному предприятию, которое становится калькодержателем, сохраняют присвоенное им обозначение. Их номера меняются по системе изделий специализированных предприятий лишь в случае появления невзаимозаменяемых вариантов.
14. Агрегатам и узлам автомобилей и прицепов, изготовляемым специализированными предприятиями по своим чертежам, присваивается новое обозначение, предусмотренное данной нормалью для изделий специализированных предприятий.
15. По заимствованным деталям и узлам в осваиваемых изделиях специализированного предприятия, выпуск которых на автомобильных заводах продолжается, сохраняется присвоенное им обозначение с установлением между предприятиями по каждой номенклатуре деталей и узлов и специализированным предприятием отношений головного предприятия и предприятия-дублера.
16. Сокращенное обозначение новой модели узла или агрегата автомобиля и прицепа, кроме двигателя, изготовляемого головным специализированным предприятием в качестве комплектующего изделия, составляется из 4, 5, 6 и 7 знаков (00.00; 000.00; 00.0000; 000.0000). Знаки эти обозначают:
— знак «точка» используется в обозначении изделия специализированного предприятия и его деталей и узлов в отличие от знака «дефис», применяемого в обозначении деталей и узлов, изготовляемых предприятиями, производящими автомобили и прицепы, отделяет номер модели и ее модификации от номера типовой группы или подгруппы;
Примечание. При отсутствии модификации ноль в третьем знаке не ставится.
17. По мере разработки типажа отдельных узлов и агрегатов впереди к номеру модели изделия специализированного предприятия прибавляется знак типоразмерности.
18. Сокращенное обозначение модели двигателя, выпускаемого головным специализированным предприятием, состоит из 5 или 6 знаков (000.10 или 0000.10), причем:
Примечание. При отсутствии модификации ноль в четвертом знаке не ставится.
19. Полное обозначение деталей и узлов, образующих изделие специализированного предприятия, состоит из сокращенного обозначения и дополнительных пяти или трех знаков по единой системе обозначения автомобильных деталей (ОН 025 210-66), если данное изделие соответственно предусмотрено типовой группой или подгруппой.
20. Двигателям, агрегатам и узлам топливной аппаратуры и электрооборудования, предназначенным для производства на головных специализированных предприятиях, присваивается обозначение по системе, установленной данной нормалью для таких изделий, и в случае их проектирования автомобильными заводами, научно-исследовательскими институтами и проектными организациями.
Примечание. Этот порядок распространяется и на другие узлы и агрегаты автомобилей и прицепов по мере организации их производства на головных специализированных предприятиях.
21. Присвоение индексов изделиям основного производства автомобильной промышленности, а также знаков модификаций производится централизованно (ГОСТ 5294-60*, п.22).
22. Индексы автомобилям, прицепам, а также их агрегатам и узлам, выпускаемым специализированными предприятиями, присваиваются лишь при наличии разрешения вышестоящей организации на ведение проектирования.
23. Индекс, присвоенный по данной нормали какому-либо изделию основного производства, не может быть использован для другого изделия.
II. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
24. Установлены следующие классы автомобилей по первому знаку четырехзначного цифрового индекса их обозначения:
Примечание. Полный вес равен весу снаряженного автомобиля (собственный вес, снаряжение и заправка) с полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель и т.д.), водителем и пассажирами в кабине (см. ОН 025 274-66).
26. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полного веса в пределах 0,25 т для 1 и 2 классов и 1 т для остальных классов, например при использовании в конструкции автомобиля ранее спроектированных и изготовляемых узлов и агрегатов предприятия.
27. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.
Установлены следующие виды по второму знаку четырехзначного цифрового индекса моделей автомобилей:
28. Автомобили по данной классификации подразделяются на следующие категории:
— специальные (вид 9), имеющие технологическое или другое назначение.
29. Автомобилям повышенной и высокой проходимости разного эксплуатационного назначения присваиваются отдельные индексы моделей в пределах их класса и вида в отличие от их базовых моделей.
30. Легковым автомобилям с грузопассажирским кузовом типа «Универсал» присваиваются отдельные индексы в отличие от базовых моделей.
31. Санитарным автомобилям, сконструированным на базе агрегатов легковых автомобилей, присваиваются отдельные индексы изделий.
Санитарные автомобили, спроектированные на базе легковых автомобилей с грузопассажирским кузовом «Универсал», рассматриваются как модификации последних.
Санитарным автомобилям, спроектированным на базе шасси грузовых автомобилей, присваиваются из соответствующих классов индексы специальных автомобилей.
32. Автомобилям-такси со специальным кузовом присваиваются новые индексы моделей.
III. ОБОЗНАЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ И ПРИЦЕПОВ
Обозначение грузовых автомобилей методики присваивания номеров моделям автомобилей
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие технические требования
Vehicles. Marking. General technical requirements
Дата введения 2004-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. N 469-ст
3 Разделы (подразделы, приложения) настоящего стандарта, за исключением раздела 1, пунктов 2.1 и 3.2.8, подраздела 3.3 и приложения В, представляют собой идентичный текст международных стандартов ИСО 3779-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура», ИСО 3780-83 «Транспорт дорожный. Международный идентификационный код изготовителей», ИСО 4030-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Расположение и установка»
ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 6, 2009 год, ИУС N 5, 2011 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 транспортные средства (ТС): Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.
2.6 изготовитель: Лицо или организация, несущая ответственность за ТС, собранное до состояния готовности к эксплуатации. Изготовитель также несет ответственность за неповторяемость кода VIN.
2.7 разделитель: Символ, знак или другое обозначение границы, которое может быть использовано для разграничения разделов кода VIN или обозначения его начала и конца. Разделители должны быть такими, чтобы их нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы.
2.8 год выпуска: Календарный год, в котором было произведено ТС.
2.9 модельный год: Условный год, указываемый изготовителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска ТС).
3 Технические требования
3.1 Требования к структуре и содержанию кода VIN
3.1.1 Код VIN состоит из трех разделов:
— международного идентификационного кода изготовителя (кода WMI);
— описательной части (VDS);
— указательной части (VIS).
3.1.2 В качестве знаков, составляющих код VIN, используют:
3.1.3 Коды WMI учитывает и контролирует Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).
3.1.4 Коды WMI присваивает (по соглашению с Международным агентством) компетентный орган страны, в которой изготовитель имеет основные производственные мощности. Каждому изготовителю может быть присвоено несколько кодов WMI.
3.1.5 Код WMI, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.
3.1.6 Код WMI состоит из трех знаков.
3.1.6.1 Первый знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же географической зоне могут соответствовать несколько знаков.
3.1.6.2 Второй знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько знаков. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и второго знаков. Комбинацию (комбинации) первого и второго знаков каждой стране присваивает Международное агентство (3.1.3).
3.1.6.3 Третий знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает компетентный орган страны (3.1.4). Однозначную идентификацию конкретного изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего знаков кода WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 ТС в год, в качестве третьего знака кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган страны.
3.1.7 Описательная часть VDS кода VIN состоит из знаков (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяются изготовителем.
Если для кодирования VDS не используют одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору изготовителя.
3.1.8 Указательная часть VIS кода VIN состоит из восьми знаков, последние четыре из них должны быть цифрами. На всех неиспользуемых позициях должны быть проставлены нули.
Коды для обозначения года выпуска (модельного года) приведены в приложении Б.
3.1.9 Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN (3.1.2), а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Разделители применяют на границах каждой строки кода VIN, наносимого по 3.2.3. Допускается также применять разделители для разграничения разделов идентификационного номера. В документах разделители не используют.
3.2 Требования к простановке кода VIN
3.2.1 Одному транспортному средству может быть присвоен только один код VIN.
3.2.2 Код VIN, указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов (см. также 3.1.9).
3.2.3 Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов.
3.2.4 Код VIN, наносимый на ТС, располагают в правой стороне ТС, по возможности в передней его половине, в легкодоступном для считывания месте.
3.2.5 Знаки кода VIN должны быть четкими, долговечными и защищенными от легкого их изменения.
3.2.6 Код VIN, наносимый на ТС, располагают на раме, шасси или части кузова, не являющейся легкосъемной.
3.2.7 Высота букв и цифр кода VIN следующая:
— для ТС категорий М, N и О: не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 4 мм для таблички изготовителя;
— для ТС категории L: не менее 4 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 3 мм для таблички изготовителя.
3.2.8 Допускается дополнительно наносить на ТС видимую и(или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.
3.3 Требования к табличке изготовителя
3.3.1 Табличка изготовителя должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части ТС, не подлежащей замене в процессе эксплуатации. На ней должна быть четко и способом, исключающим стирание, представлена информация следующего характера:
— номер «одобрения типа» ТС, присвоенный в установленном порядке;
— максимально допустимая масса ТС;
— максимально допустимая масса автопоезда, если ТС используют для буксировки прицепа (полуприцепа);
— максимально допустимые нагрузки на оси, начиная с передней оси;
— максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство (в случае полуприцепа).
3.3.2 Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе надписи, перечисленные в 3.3.1.
Примеры построения идентификационного номера (кода) VIN
Коды для обозначения года выпуска (модельного года)
Обозначение грузовых автомобилей методики присваивания номеров моделям автомобилей
3) вторая цифра — номер вида автомобиля (1 — легковой, 2 — автобус, 3 — грузовой автомобиль, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резервный номер вида, 9 — специальные автомобили);
4) третья и четвертая цифры — номер модели от 01 до 99;
5) пятая цифра — номер модификации от 1 до 9 или 0 при отсутствии модификации;
6) шестая цифра — номер экспортного варианта, номер исполнения.
КамАЗ-5320 расшифровывается следующим образом:
1) КамАЗ — Камский автомобильный завод;
2) 5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 тонн;
3) 3 — автомобиль грузовой;
4) 20 — номер модели автомобиля.
ВАЗ-2105 расшифровывается следующим образом:
1) ВАЗ — Волжский автомобильный завод;
2) 2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;
3) 1 — автомобиль легковой;
4) 05 — номер модели автомобиля.
ЛиАЗ-5256 расшифровывается следующим образом:
1) ЛиАЗ- Ликинский автобусный завод;
2) 5- длина его находится в пределах 10,5. 12 м (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м);
3) 2 — автобус;
4) 56 — номер модели.
Понятие колесной формулы автомобиля
Для закрепления полученных знаний просмотрите презентацию в формате SWF.
Для проверки приобретенных знаний скачайте и решите тестовое задание для программы MyTest 10.2.0.2:
Поиск
Новое на сайте
Наши друзья
Маркировка транспортных средств.
Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия. Дополнительная маркировка ТС является рекомендуемой и осуществляется как производителями ТС, так и специализированными предприятиями.Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:
— грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специ-альных на их шасси, тягачах с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;
— легковых автомобилях, в том числе специализированных и специ-альных на их базе, грузопассажирских;
— автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;
— троллейбусах;
— прицепах и полуприцепах;
— автопогрузчиках;
— двигателях внутреннего сгорания;
— мототранспортных средствах;
— шасси грузовых автомобилей;
— кабинах грузовых автомобилей;
— кузовах легковых автомобилей;
— блоках двигателей внутреннего сгорания.
Содержание и место основной маркировки
Кроме того, что ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828, а изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, производится специальная маркировка ТС и его составных частей.
Б. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:
— VIN;
— индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);
— допустимую полную массу;
— допустимую полную массу автопоезда (для тягачей);
— допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси;
— допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.
VIN имеет следующую структуру: WMI VDS VIS
За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.
Маркировка составных частей ТС
Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS VIN.
Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабине грузового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.
Двигатели маркируют на блоке двигателя в одном месте.
Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, разрешается не указывать.
Содержание и место дополнительной маркировки
Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).
Технические требования к маркировке
Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.
В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.
Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.
Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.
Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.
При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.
Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.
При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:
Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.
Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При вы-полнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.
Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей. Способы нанесения маркировки не оговорены стандартами и могут быть как ручными так и механизированными.
При ручном способе нанесения марки-ровки ударом молотка по клейму получают вдавленное изображение цифры, буквы, звездочки или иного знака на панели или площадке. При этом порядок нанесения знаков выбирается рабочим. В результате ручной набивки знаки смещаются по горизонтали и вертикали, происходит отклонение вертикальных осей, для исключения этого может использоваться шаблон. В этом случае неодинакова глубина цифр маркировки.
Механизированное нанесение маркировки осуществляется двумя способами: ударным и накаткой. Оба способа имеют свои особенности. Так, при микроскопическом исследовании маркировки, выполненной на-каткой, видны следы входа рабочей части клейма с одной и выхода ее с другой стороны знака. При ударном способе рабочая часть клейма перемещается строго по вертикали.
Довольно часто при механизированном способе нанесения марки-ровки, особенно на алюминиевых блоках, происходит «недобивка», в результате чего знаки маркировки слишком мелки либо еле заметны. В таких случаях выполняется ручная добивка или повторная механизиро-ванная. При ручной добивке появляются сопутствующие ей признаки. При повторном механизированном нанесении могут быть видны сдвоенные очертания с одинаковым сдвигом знаков.
При комбинированном способе нанесения маркировки часть знаков наносится механизированным способом, а остальные добиваются вручную. Для такого варианта характерны признаки обоих способов.
Дополнительная маркировка наносится, как правило, пескоструйной обработкой или фрезерованием деталей автомобиля, выполненных из стекла, либо нанесением обозначений специальным, содержащим люминофоры, составом на элементы интерьера салона автомобиля. В первом случае маркировка наблюдается визуально без помощи специальных приборов, во втором для ее обнаружения требуется применение ультрафиолетовой лампы.
Примеры маркировки ТС отечественного и зарубежного производства
В настоящем разделе приведены примеры расположения маркировки агрегатов автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Пежо. Автомобили выпуска начала 80-х годов и ранее могут иметь маркировку, отличающуюся от приведенной ниже, что было обусловлено отсутствием единых требований к ней. В этом случае необходимо обращаться к специальной справочной литературе. Расположение мест маркировки некоторых автомобилей зарубежного производства приведено в приложении 3.
Волжский автомобильный завод.
Структура и содержание идентификационного номера
Структура и содержание маркировки двигателя
Маркировка двигателя наносится на специальные фрезеровочные площадки блоков цилиндров двигателей. Блок отливается из специального серого чугуна. Процесс маркирования механизирован.
На двигателях моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083 маркировка наносится на верхней части задней стенки блока со стороны маховика слева по ходу движения автомобиля ударным способом в одну строку шрифтом ПО-5. Она содержит обозначение модели и порядковый семизначный номер двигателя, заключенный между двумя звездочками и являющийся сквозным для данных моделей. Звездочки вписываются в круг диаметром 3,0 мм.
Блоки цилиндров, поставляемые в запасные части, не маркируются.
В случае ошибочного нанесения знака маркировки перебивка про-изводится вручную с помощью клейм и оправки. Знак забивается специальным штифтом и набивается новый. В случае ошибочного нанесения всего номера (или нескольких знаков) он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (зна-ков), то его не отобразившуюся часть, набивают вручную. Не отобразившиеся знаки технологического номера не набиваются. Маркировка кузовов наносится с помощью маркиратора ударным способом. С 1 октября каждого года в идентификационный номер вносится буквенное обозначение следующего календарного года.
Горьковский автомобильный завод.
Приведем пример маркировки для моделей ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и их модификаций.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на брызговике правого переднего крыла.
2. Код года выпуска и номер кузова (указательная часть VIN) выбит в желобе водостока капота справа.
3. Модель, номер и год выпуска двигателя выбиты на приливе в нижней части блока цилиндров слева.
Структура и содержание идентификационного номера
Завод ПЕЖО (Peugeot).
Способы и признаки изменения маркировочных данных
В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.
Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.
Способы и признаки изменения маркировки кузовов
Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.
Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.
К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
— нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
— следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
— различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
— несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
— сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.
Способы и признаки изменения маркировки двигателей
Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
— спиливание с помощью напильника вручную;
— удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
— забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
— наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
— термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.
К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
— следы механической обработки площадки;
— следы первичной маркировки;
— отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
— отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).
Средства исследования маркировки
Способы подделки маркировочных данных обусловливают методы поиска и анализа «посторонних дефектов» в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия (ЛКП), таких, как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т.п.
Вихретоковые дефектоскопы
Одним из первых вихретоковых приборов, разработанных специально для решения задач ГИБДД, является прибор «Контраст-М» (г. Воронеж). Прибор предназначен для оперативного выявления признаков маркировочных данных на кузовных деталях автотранспортных средств. Прибор позволяет выявлять изменение толщины лакокрасочного покрытия, напайку, наклейку или вварку металлических фрагментов с измененными маркировочными данными. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов и регистрации отклонений вторичного электро-магнитного поля, создаваемого этими токами, вследствие изменения мар-кировочных данных.
По результатам испытаний хорошо зарекомендовал себя и малогабаритный вихревой дефектоскоп МВД-2 (3) (г. Казань). Его функциональные возможности можно улучшить с помощью датчика, который имеет малую, практически точечную рабочую поверхность (поверхность соприкосновения с контролируемым образцом). Поэтому с помощью МВД-2(3) можно, например, определить наличие заливки отдельных элементов знаков при исправлении знаков со схожей конфигурацией.
В Московском энергетическом институте (МЭИ) разработан вихретоковый индикатор ВИ-96Н. Приборы МВД-2(3) и ВИ-96Н имеют практически одинаковые технические возможности, но в отличие от прибора «Контраст-М» позволяют выявлять:
— имитации точек сварки (заклепками из стальных и цветных металлов, кернением, механической выработкой, нанесением шпатлевки);
— места крепления деталей методом сварки, клепкой (из стальных и цветных металлов), скрытых последующим нанесением ЛКП;
— уменьшение толщины маркируемой детали;
— «зачеканивание» отдельных элементов знаков;
— наличие включений в отдельных элементах знаков: металлических (как правило, цветных металлов), неметаллических (эпоксидная шпатлевка, полимерные соединения и т.п.).
Прибор ВИ-96Н более удобен в эксплуатации (имеет автоматическую настройку на контролируемую поверхность, настройку порога чувствительности). ВИ-96Н рекомендован ГУГАИ МВД России сотрудникам ГИБДД для оперативной проверки зоны расположения маркировочных обозначений кузовов автотранспортных средств и сотрудникам экспертных подразделений как техническое средство предварительной проверки способом неразрушающего контроля.
Вихретоковые дефектоскопы позволяют обнаружить изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с иной маркировкой, заменой части панели, наложени-ем на первичную маркировку фрагмента панели со вторичной маркировкой.
Если дефектов в зоне, прилегающей к маркировочной площадке, обнаружить не удалось, проверяется наличие (отсутствие) сварного шва по всей длине полки коробки воздухопритока. Такой шов может появиться в результате замены части панели.
Работая с вихретоковыми дефектоскопами необходимо помнить, что срабатывание сигнализации может быть вызвано трещинами, возникшими в процессе рихтовки (ремонта, выправки) исследуемой панели. Как правило, эти трещины располагаются в хаотическом порядке, а потому их дифференциация не вызы-вает особых затруднений.
Опыт эксплуатации указанных технических средств показывает, что они наиболее приемлемы для нужд практических работников (портативность, возможность работы в полевых условиях, универсальность и др.).
Магнитопорошковые дефектоскопы
Использование данного метода предполагает наличие постоянного магнита определенной конфигурации и суспензии железного порошка с водой (расход порошка 20-30 г на 1 л воды). Портативные образцы оборудования типа МДЭ-20Ц, разработанные в ЦНИИТМаше, включают выпрямитель, соединительный кабель и электромагнит. Габаритные размеры прибора 150х150х100 мм, масса до 5 кг.
Для обнаружения возможного изменения маркировки кузова достаточно небольшое количество суспензии нанести на исследуемый участок, где создается магнитное поле. При наличии на панели сварных швов или иных аналогичных дефектов, образовавшихся при изменении маркировки, магнитные частицы четко обозначат контуры этого повреждения.
Рентгеновские дефектоскопы
Стационарный рентгеновский комплекс «Рентген-30-2» (МНПО «Спектр») позволяет выявлять изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с новой маркировкой, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой, может эксплуатироваться в стационарных условиях или монтироваться на шасси грузовых автомобилей-фургонов, имеет значительные массу и габаритные размеры.
Переносные рентгеновские дефектоскопы типа МИРА-2Д (или аналогичные импортные) позволяют решать аналогичные задачи, но имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу.
Для исследования панели переносными рентгеновскими дефектоскопами прибор помещают над исследуемым участком (обычно начинают с маркировочной площадки), а снизу, под панелью, помещают рентгеновскую пленку. После просвечивания пленку обрабатывают стандартным способом, а полученные снимки анализируют. Достоинством таких приборов является то, что в ряде случаев с их помощью можно выявить первичную маркировку кузова (если она не была уничтожена в процессе ее изменения). Приборы данной группы используются в экспертно-криминалистических подразделениях.
Магнитные толщиномеры
Магнитный толщиномер МТ-41НУ конструкции МНПО «Спектр» предназначен для измерения толщины немагнитных покрытий (шпатлевка, олово, латунь и др.), нанесенных на ферромагнитные основания; имеет габаритные размеры 127х200х280 мм и массу 3,5 кг.
С использованием данного прибора можно выявить изменения маркировки, связанные с нанесением поверх первичной маркировки слоя шпатлевки, олова, латуни или иных диа- и парамагнитных покрытий (например, эпоксидная смола).
Установление факта изменения маркировки кузова в данном случае производиться путем измерения толщины немагнитного покрытия, нанесенного на стальную панель, в месте расположения маркировки и в нескольких точках, удаленных от нее. Реализация предлагаемого метода возможна благодаря тому, что толщина слоя вещества, нанесенного поверх маркировочной площадки, в результате произведенных манипуляций становиться значительно больше его толщины в отстоящих местах. Практика исследования маркировочных данных ТС сложилась таким образом, что объектами исследования являются только маркировочные площадки, с нанесенными на них обозначениями, и заводские таблички. Подобное необоснованное сужение круга объектов исследования снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных ТС необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования. Такой комплексный подход предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль. Как уже было отмечено, это:
— исследование регистрационных документов;
— установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
— осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
— определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
— исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
— исследование дополнительной и скрытой маркировки;
— исследование целостности маркируемых деталей;
— исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
— исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и. т. п.);
— выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
Результатом исследования должно быть решение о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и (в необходимых случаях) составление запроса для проверки ТС по учетам угнанных и похищенных ТС.
Основные варианты выводов представляются следующими:
— маркировочные данные подлинны (не изменялись);
— маркировочные данные изменены на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка;
— маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка (полностью или частично);
— маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, первичная маркировка уничтожена (не поддается выявлению), составляется ориентирующая информация.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Распределение первых двух знаков WMI, характеризующих зону и страну-производителя (согласно SAE)
Приложение 2
Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств
СНГ и страны Балтии
ХТА ВАЗ
XIR БЕЛАЗ
XTB АЗЛК
XIS КОВРОВСКИЙ З-Д
XTC КАМАЗ
XIT П/Я 7204
XTD ЛУАЗ
XIV КРАСНОДАРСКИЙ З-Д
XTE ЗАЗ
XIW СТАВРОПОЛЬСКИЙ З-Д
XTF ГОЛАЗ
XIX МИНСКИЙ ТУРТРАНС
XTG ХЕРСОНСКИЙ З-Д
XSA БАКИНСКИЙ З-Д
XTH ГАЗ
XSB КИРОВАБАДСКИЙ З-Д
XTJ СЕРПУХОВСКИЙ З-Д
XSC ОРСКИЙ З-Д
XTK ИЖМАШ
XSD ТУЛЬСКИЙ З-Д
XTL КЗКТ
XSE ИРБИТСКИЙ МОТОЗАВОД
XTM МАЗ
XSF БАЗ
XTN ШУМЕРЛЯНСКОЕ ГКСБ
XSG ОДЕССКИЙ З-Д
XTP ММЗ
XSH РИЖСКИЙ МОТОЗАВОД
XTR МОЛДАВ. РЕФРИЖЕРАТ. З-Д
XSK МИНСКИЙ МОТОВЕЛОЗАВОД
XTS ЧЕЛЯБИНСКИЙ З-Д
XSL ЛЬВОВСКИЙ МОТОЗАВОД
XTT УАЗ
XSM КИРГИЗАВТОМАШ
XTU ЗИУ
XSP КИЕВСКИЙ МОТОЗАВОД
XTV ВОРОШИЛОВГРАДСК. З-Д
XSR ЛИПЕЦКИЙ З-Д
XTW ЛАЗ
XSS АССОЦИАЦИЯ АВТОКАМ
XTX ОДАЗ
XST АССОЦИАЦИЯ АВТОКАМ
XTY ЛИАЗ
XSW КИЕВСКИЙ АВТОРЕМ. З-Д
XTZ ЗИЛ
XSX СП АЛЬТКАМ
XIA ГОРЬКОВСКИЙ З-Д
XSY АО “КОНТЕС”
XIC КРАЗ
XSZ СЕРПУХОВСК. ТОО “ЭМОС”
XID РАФ
XVA РУБЦОВСКИЙ З-Д
XIE КаВЗ
XVB АО “ЗАЩИТА”
XIF НЕФТЕКАМСКИЙ З-Д
XVC КУРГАНСК. З-Д ДОР. МАШИН
XIG МоАЗ
XVD СЕМЕНОВСКИЙ АО “СЕМЕР”
XIH СЕРДОБСКИЙ З-Д
XVE АО “КРАСНОПАХОРСКИЙ”
XIJ КРАСНОЯРСКИЙ З-Д
XVF КУРГАНСКИЙ МАШИН. З-Д
XIK ШУМЕРЛЯНСКИЙ З-Д
XVG МИЧУРИНСКИЙ З-Д
XIL ТАВДИНСКИЙ З-Д
XVH МИНСК. З-Д КОЛЕСН. ТЯГАЧЕЙ
XIM ПАЗ
XVK ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ
XIN ИШИМСКИЙ З-Д
XVL АРЗАМАССКИЙ З-Д
Приложение 3
Цифры и буквы, используемые в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства
Год Код года Год Код года Год Код года Год Код года 1980 А 1988 J 1996 T 2004 4 1981 B 1989 K 1997 V 2005 5 1982 C 1990 L 1998 W 2006 6 1983 D 1991 M 1999 X 2007 7 1984 E 1992 N 2000 Y 2008 8 1985 F 1993 P 2001 1 2009 9 1986 G 1994 R 2002 2 2010 А 1987 H 1995 S 2003 3