Обучение вождению автомобиля скания
Правила вождения фуры
Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом.
Особенности и сложности вождения фур
К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.
Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
Начало движения
Для того чтобы узнать, как правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами.
Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным.
Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную.
При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач «Даф» и «Вольво» оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПД.
Посмотреть, как надо начинать движение на примере фуры MAN, вы сможете здесь:
При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя.
Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.
Повороты
Радиус поворота фуры длиной 20 м схема выполнения. Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик.
Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов «Скания» оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.
Посмотрите, как правильно выполнить поворот на фуре:
Задний ход
Как загнать фуру задним ходом? Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.
Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста. Сделать это можно прямо тут:
Торможение
Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности.
Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.
Разъяснение, как пользоваться моторным тормозом, можно посмотреть тут:
Остановка
Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути.
Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, нежели на сухом асфальте.
Выбор скоростного режима
Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:
Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.
Тормозной путь
Управление фурой – тяжелый и сложный процесс, включающий в себя ряд особенностей. Остановить автомобиль на сухом асфальте сможет каждый, а вот на скользкой поверхности – большинству необходимо учиться. Часто в нашей стране используют барабанные тормозные системы. Они немного хуже дисковых, которые распространены в Европе.
Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости в ноль на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров.
Казалось бы, разница небольшая, но она может кому-то спасти жизнь. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.
Посмотреть, как выглядят тормозные пути разных фур, и сравнить их, можно тут:
Эффект складывания
При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой.
Чаще всего такие моменты заканчиваются трагично. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.
Предлагаем вашему вниманию видео со складыванием фур:
Научиться ездить на фуре – несложно, а вот грамотно рулить куда тяжелее. Так, к примеру, если шофер опытен, то он при заносе среагирует моментально. Основные причины возникновения складывания – заснеженная обочина или лопнувшее колесо. Поэтому техническое состояние автомобиля должно находиться на высшем уровне.
Главные правила
Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.
Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:
Где учиться
В поиске ответа на вопрос «Как правильно водить фуру?» необходимо рассматривать всевозможные варианты. Научиться виртуозно управлять транспортным средством можно, пройдя курсы вождения в автошколе, где основной уклон делается на езду с инструктором.
Для экономии времени посмотрите бесплатный учебный материал на «Ютуб». Например, вот такой:
Для тех, кто хочет получить азы вождения в домашних условиях, были созданы онлайн-симуляторы. Они имеют ряд разновидностей, продуманы и реалистичны.
Советы опытных дальнобойщиков
Кто-то работает на заводе, кто-то – предприниматель, а кто-то всю жизнь крутит баранку, то есть является дальнобойщиком. Некоторые бывалые водители поделились советами:
Работа дальнобойщиком – нелегка и требует особых навыков вождения. Вождение фуры – целая наука, и теоретических знаний мало. Чтобы стать профессионалом в перевозке, очень важно применять полученные факты на практике.
12 советов по вождению, чтобы стать настоящим мастером по экономии топлива
Какие приемы экономичного вождения наиболее эффективны? Сем Кизилкая (Cem Kizilkaya), один из самых опытных водителей-инструкторов Scania, предложил верный способ, позволяющий уменьшить расход топлива.
Сем Кизилкая за рулем всю сознательную жизнь. От таксиста и водителя автобуса Сем дорос до инструктора и водителя грузовика: он побывал за рулем всех видов коммерческих автомобилей, которые только можно придумать.
Благодаря огромному багажу знаний он получил должность начальника службы эксплуатации и водителя-инструктора во внутренней автотранспортной компании Scania — Scania Transport Laboratory.
Scania Transport Laboratory входит в структуру научно-исследовательского подразделения Scania. Компания служит в качестве испытательной базы, где происходит тестирование новых технологий и способов вождения, направленных на повышение эффективности перевозок.
Благодаря таким мастерам, как Кизилкая, за шесть лет работы специалисты лаборатории добились впечатляющих результатов: существенное снижение топливных затрат и сокращение собственных выбросов углекислого газа на 50 %.
В чем же состоит секрет экономичного вождения? Вот несколько отличных советов от Сема Кизилкая:
Проверьте развал и схождение колес
Многие люди не понимают, насколько важно проверять углы установки колес и положение осей на грузовике и прицепе. Плохая регулировка приводит к дополнительному расходу топлива и преждевременному износу шин. Также увеличивается нагрузка на ось, что приводит к износу шин.
Итак, мой первый совет: необходимо регулярно выполнять проверку углов установки колес на ваших грузовиках и прицепах. Это продлит срок службы деталей и поможет вам меньше расходовать топливо.
Не стоит «прокачивать» автомобиль
Существуют ситуации, когда дополнительные огни приходятся весьма кстати, но в большинстве случаев они становятся просто ненужным украшением.
Помните, что каждый дополнительный установленный на грузовик компонент — элементы освещения, проблесковые маячки, дополнительные бампера и т. п. — увеличивают аэродинамическое сопротивление. Например, дополнительные фонари повышают расход топлива на 2 %.
Все модели грузовой техники Scania рассчитаны на минимальное сопротивление. Поэтому я советую не устанавливать ненужные аксессуары. Откажитесь от наворотов и сэкономьте топливо!
Проверьте шины
Правильные ли шины установлены на вашем грузовике? Давление в шинах соответствует требованиям? Превосходно, эти две простые вещи обеспечат долговечную эксплуатацию шин.
Очень часто водители не следят за давлением в шинах: оно может быть не скорректировано или не подходить для выполнения определенной задачи.
Таким образом, необходимо проверять этот параметр минимум один раз в неделю. Регулярно отлеживайте показания электронной системы контроля давления в шинах (TPM), индикатор которой установлен в кабине. В итоге вы сбережете топливо и уменьшите износ шин, а ваш автомобиль еще долго будет служить вам верой и правдой.
Используйте движение накатом как можно чаще
Как может водитель максимально эффективно расходовать топливо в холмистой местности?
Достигнув вершины подъема, я отключаю круиз-контроль. Я также отпускаю педаль газа. После этого я с наслаждением свободно качусь вниз, не тратя ни капли топлива.
Хороший прием для дальнобойщиков — во время каждого рейса постараться двигаться по инерции как минимум 20 % пути. На самом деле именно к такому показателю стремимся мы в Scania в ежедневных грузоперевозках.
Поэтому принимай вызов и попытайся обойти нас!
Планируйте будущее
Прогнозирование дорожной обстановки — ключ к успешному экологичному вождению. Если вы будете просчитывать дорожную ситуацию, то сможете уменьшить расход топлива.
Когда я подъезжаю к перекрестку с круговым движением, то пытаюсь предугадать поведение автомобиля, который едет впереди меня. Я сбрасываю скорость, использую инерцию и проезжаю перекресток.
При приближении к светофору с красным сигналом я применяю ту же схему. Я двигаюсь по инерции с малой скоростью. Я стараюсь все просчитывать правильно и проезжаю, как раз когда загорается зеленый сигнал, не нажимая на тормоз или газ.
Проходите необходимое техническое обслуживание
Мечтаете, чтобы ваш автомобиль оставался на ходу? Вы хотите достичь 99,8 % коэффициента непрерывной эксплуатации, как это удалось Scania Transport Laboratory?
Тогда ваш путь лежит в мастерскую. Регулярное техническое обслуживание у механиков Scania сохранит автомобиль в идеальном состоянии. Вы будете уверены, что ваш грузовик работает исправно, и вам не придется платить за дополнительный ремонт.
Все это также позволяет экономить топливо, снижать количество выбросов и уменьшать износ запчастей.
Держитесь ближе к идущему впереди автомобилю для снижения сопротивления ветра
Грузовики, используемые компанией Scania в перевозках, зачастую перемещаются группами или колоннами. Дистанция между автопоездами составляет примерно 70 метров. Применение такой техники движения позволило нам снизить расход топлива как минимум на 5 %.
Если вы движетесь не в составе автоколонны, вы по-прежнему можете экономить топливо, держась ближе к грузовику впереди вас. Даже на расстоянии в 100 метров вы получите преимущество в результате меньшего сопротивления воздуха.
Просто не забывайте сохранять безопасную, установленную правилами дистанцию.
Используйте подогреватель двигателя
Ваш грузовик оснащен электрическим подогревателем двигателя, и когда на улице холодно, его применение наилучшим образом подготовит транспортное средство к поездке.
Если вы выезжаете с собственного заднего двора или со стоянки, оборудованной линией электропитания, просто воткните удлинитель в электрический разъем. Вы прогреете двигатель безопасным для природы способом.
Ваш грузовик тоже это оценит. Кроме того, прогретый двигатель позволяет уменьшать выбросы с самого начала любой работы.
Регулярно проверяйте тормоза
Если вы часто используете моторный тормоз-замедлитель, возможно, тормозная система прицепа используется недостаточно часто. Это может привести к запаздыванию или защемлению тормозов.
Запаздывание тормозов, разумеется, обусловит заметное увеличение расхода топлива. Поэтому вы должны регулярно проверять тормозную систему грузовика и прицепа. Мой совет — выполняйте такую проверку хотя бы раз в год во время планового технического обслуживания.
Избегайте движения на холостом ходу
Существует много мифов относительно движения на холостом ходу. Некоторые водители думают, что это лучший способ прогреть двигатель. Другие считают, что это положительно сказывается на работе турбокомпрессора.
Но в большинстве случаев движение на холостом ходу совершенно излишне. Единственное, что оно дает, это чрезмерная трата топлива и повышенное загрязнение окружающей среды.
Моя рекомендация состоит в том, чтобы выключать двигатель, когда предоставляется такая возможность. Если вы останавливаетесь дольше, чем на 20 секунд, вам нужно заглушить двигатель. Вы сэкономите не только топливо, но и деньги.
Сбрасывайте скорость с 90 до 80 км/ч
Прежде чем обгонять впереди идущий грузовик, подумайте дважды. Вместо того чтобы разгоняться до 90 км/ч, целесообразнее сохранить скорость на 80 км/ч.
Это осчастливит вашего босса. Так вы снизите расходы компании на топливо на 10 %, вы уменьшите риск аварий со смертельным исходом на 40 % и сохраните в целости запчасти вашего автомобиля.
Учтите: движение на скорости 80 км/ч вместо 90 км/ч увеличивает продолжительность поездки всего на 1 %. Без сомнения, выбор очевиден: снизьте скорость до 80 км/ч.
Выбирайте правильные аксессуары
Каждая мелочь важна, когда речь идет об экономичном вождении. Установка боковых юбок уменьшает сопротивление воздуха автомобиля — и потребление топлива.
А еще лучше, если вы установите воздушные дефлекторы по бокам кабины. Вы снизите расход топлива на дополнительные 5 %.
Вы также должны убедиться в том, что боковые шторки тентованного фургона натянуты должным образом. И не забудьте затянуть фиксирующие скобы и подвернуть свободные концы.
Соревнуйтесь с другими водителями
Scania Fuel Masters Europe — это интерактивное соревнование, участники которого сравнивают свои самые экономные поездки с результатами других водителей с помощью мобильного телефона.
Как шведы учили нас грузовик водить, или что такое Scania Driver Коучинг
Российские перевозчики стали больше внимания уделять обучению водителей. Реагируя на эту тенденцию, европейские производители коммерческой техники продолжают совершенствовать программы повышения водительского мастерства. Знакомимся с новым сервисом «Scania Driver Коучинг», который будет полезен как профессионалам, так и новичкам.
Хорошего водителя отличает желание стать лучше. Но одно дело приобрести навыки в процессе обучения и совсем другое — иметь стабильный эффект в долгосрочном периоде. Обычно крупные логистические компании заказывают тренинги не чаще одного раза в год — сертифицированные инструкторы обучают водителей-наставников на базе заказчика, а те передают полученный опыт своим коллегам на местах. Так действует, например, программа MAN Profi Drive (подробности см. «Автопарк» №4/2019). Аналогичные курсы с привязкой к особенностям парка клиента сегодня предлагают все представители большой европейской семёрки. Наибольших успехов в решении этой проблемы достигла шведская Scania, предложившая перевозчикам систему онлайн-сопровождения водителей «Scania Driver Коучинг».
Возможно создание специальных учебных программ под требования заказчиков.
Современное решение является приложением к базовой системе мониторинга FMS (Fleet Management System), имеющейся в каждом грузовике с эмблемой грифона. Напомним, с 2012 года все новые грузовики Scania штатно оснащаются коммуникаторами для обмена данными с центральным сервером, находящимся в ведении автопроизводителя. На сегодня только в России парк подключенных автомобилей составляет около 27 тыс. грузовиков. «Это достаточно серьёзная база для моделирования условий эксплуатации транспорта, составления прогностических расчётов», — рассказывает Алексей Олин, руководитель направления обучения водителей Scania. Основные параметры, например, такие как скорость и средний расход топлива по каждой машине, клиент отслеживает бесплатно. Лишь в том случае, если потребуется расширенная детализация — её предложат по подписке. «Коучинг» — один из ключевых элементов платного контента, реализованного в пакетных предложениях «Контроль» и «Контроль+». Уникальность данного решения в объективной оценке, которая даёт возможность сопоставить данные водителя и нескольких его коллег.
Алексей Олин, руководитель направления обучения водителей Scania в России.
Это похоже на многопользовательскую онлайн-игру PUBG. После идентификации водителя посредством ключа ID или карты тахографа «Scania Driver Коучинг» автоматически выбирает ему подходящих «соперников». В расчёт принимаются тип шасси, средняя скорость и суточный пробег — то есть все те показатели, которые позволяют судить, что машины выполняют одинаковую работу. Таким образом формируется многочисленная группа, в которой водители начинают сравниваться между собой по разным показателям — времени работы на холостом ходу, использование круиз-контроля, превышению скорости и т.д. Менеджер предприятия может следить за этой увлекательной «игрой» удалённо и еженедельно определять рейтинг своих водителей в сравнении с компаниями-конкурентами (для пользователя системы они обезличены). Онлайн-ресурс не только определяет лучших и худших в группе, но и даёт рекомендации, как поступить, чтобы улучшить текущие оценки.
Главное назначение Scania Driver Support — обеспечить правильную техническую эксплуатацию, сохранить ресурс узлов и агрегатов грузовика.
Разные формы обучения имеют неодинаковый эффект со временем.
Считается, что опытный водитель может существенно снизить топливные затраты, а бережное отношение к автомобилю сведёт к минимуму вероятность дорогостоящего ремонта. Получив от «Scania Driver Коучинг» информацию о пробелах, перевозчик задаётся вопросом: как повысить квалификацию своих сотрудников? И тут на помощь приходит очное обучение в школе водительского мастерства Scania. Штат её сотрудников в России самый большой — 58 инструкторов, имеющих международный сертификат RoSPA (Royal Society for the Prevention of Accident) и диплом австрийской программы Test and Training. Наряду с уже известными стандартными направлениями обучения имеется ряд индивидуальных программ, которые разрабатываются под конкретного клиента, исходя из типа эксплуатации и конструктивных особенностей автопарка. «Мы не просто готовы провести процесс обучения, в нашем активе имеются наработки, позволяющие на основании данных мониторинга выстроить систему мотивации водителей, — говорит Алексей Олин. — В десятках транспортных компаний такие решения уже работают». По словам эксперта, в 95 % случаев расход топлива после обучения реально падает.
Ещё одним инструментом, оценивающим действия находящегося за рулем, является система Driver Support, входящая в стандартную комплектацию всех грузовиков Scania. Главное назначение упомянутой системы — обеспечить правильную эксплуатацию автомобиля и сохранить ресурс узлов и агрегатов. Непрерывно анализируя данные, поступающие от различных датчиков, Driver Support даёт водителю рекомендации во время движения, а также выставляет общую оценку его стилю вождения.
В Scania уверяют, что при грамотной эксплуатации можно уменьшить расход дизтоплива и увеличить пробег шин аж на 20 %. Конечно, в это верится с трудом. А вот другие данные, приведённые компанией, более реальны. Если водитель сможет уменьшить средний расход топлива хотя бы на 2 л/100 км, то при годовом пробеге в 100 тыс. км и нынешних ценах на топливо он сэкономит 92 тыс. рублей. Хорошие деньги! Главное — не растерять полученные навыки.
Обучение водителей
«SCANIA DRIVING ACADEMY» представляет курсы по повышению водительского мастерства:
«БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ»
Цель: снизить затраты на обслуживание автопарка клиента (уменьшить износ автомобилей и нагрузку на водителей, а также повысить безопасность перевозок и экономию топлива).
Содержание: осознание рисков; рациональная техника наблюдения и распознания опасностей; основы безопасности в профессии водитель; Основы рациональной техники управления а/м.
Структура: 1 день/8 часов:
Теория – 4 часа
Практика – вождение в реальных условиях – 4 часа
«УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО С АВТОМОБИЛЕМ»
Цель: ознакомить водителей с особенностями устройства и эксплуатации автомобилей Scania для – уменьшения степени их износа; снижения вероятности возникновения поломок; возможности попадания в ДТП.
Содержание: Основы технического устройства и эксплуатации автомобиля. Основы безопасного управления и действий в критических ситуациях с учетом особенностей а/м Scania.
Структура: 1 день/8 часов
Теория – 4 часа
Практика на автодроме – 4 часа
«ЭКОНОМИЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ»*
Цель: значительно снизить расход топлива.
Содержание: Способы и средства позволяющие добиться максимальной экономии топлива; Рациональная техника управления автомобилем направленная на достижение цели тренинга.
Структура: 1 день/8 часов:
1-я тестовая поездка – 1 час на человека (макс 3ч.)
2-я тестовая поездка– 3 часа
Теория – 2 часа
*Рекомендуется проходить после первых двух курсов
«ТЕСТИРОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ»
«БЕЗОПАСНОВЕ ВОЖДЕНИЕ САМОСВАЛА»
Цель: ознакомить водителей с особенностями устройства и эксплуатации самосвалов Scania и снизить комплексные затраты на обслуживание автопарка клиента.
Содержание: Основы технического устройства, эксплуатации автомобиля и безопасного управления им в условиях бездорожья.
Структура: 1 день, 8 часов.
• Теория – 4 ч.
• Практика в карьере – 4 часа.