Обязан ли водитель носить маску в личном авто
Все работники общественного транспорта должны быть обеспечены масками и респираторами
liukov / Depositphotos.com |
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации потребовал от губернаторов обеспечить контроль за тем, чтобы персонал транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств (метрополитен, поезда, автобусы и другие виды общественного транспорта) и других мест с массовым пребыванием людей обязательно использовал маски и респираторы (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9).
Однако свежие поправки в закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разрешают регионам устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Таким образом, можно ожидать от них восполнения соответствующего правового пробела.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Масочный режим в 2021 году: как предпринимателю избежать штрафа
С начала эпидемии коронавируса рекомендации врачей по ношению масок менялись. Их то признавали неэффективными, то советовали обязательно надевать в помещениях с людьми. Но по закону стабильно: почти во всех регионах России масочный режим действует с марта или апреля и пока не отменён. Предприниматели в сфере торговли и бытовых услуг обязаны работать в масках. За клиентов без масок тоже попадает — но тут есть защита. Теперь обо всём подробно 😷
Масочный режим ещё не отменили
Чтобы остановить коронавирус, регионы объявили режим повышенной готовности, ввели запреты и защитные санитарные меры. Ограничения снимают постепенно — это зависит от уровня заболеваемости в городе. Как именно и насколько долго бороться с эпидемией, местные власти решают самостоятельно на основании указов Президента от 02.04.2020 № 239 и от 11.05.2020 № 316.
В большинстве городов ввели обязательное ношение масок в общественных местах. Например, в Москве надо надевать маску при любом выходе из дома и на рабочих местах. А в Санкт-Петербурге — при посещении объектов торговли и бытовых услуг. В других городах правила примерно такие же. Найти свой город и посмотреть, где нельзя ходить без маски, можно в этой таблице. Отменят масочный режим тоже региональным указом.
Работать с клиентами нужно в маске
Роспотребнадзор рекомендует носить маски персоналу в магазинах, парикмахерских, автосервисах и всем людям вообще. Согласно плану поэтапного снятия ограничений по covid-19 носить маски нужно до победного конца.
Другие санитарные меры тоже действуют. Предприниматели обязаны дезинфицировать помещение, ставить антисептик для рук, следить за дистанцией 1,5 метра в очереди. За нарушения штрафуют или закрывают точку.
Предприниматели обязаны купить маски работникам на свои деньги. Так обеспечиваются безопасные условия труда по ст. 212 ТК РФ. Покупать медицинские не нужно, подойдут многоразовые — строгого требования нет. Работодатель отвечает за рядовой персонал и в случае проверки платить штраф придётся из своих денег.
Клиент тоже обязан надеть маску. Продавать маски на входе — законно
Предпринимателя могут оштрафовать за обслуживание клиента без маски.
В обычное время магазины обязаны продавать товар любому человеку, такси — возить, парикмахеры — подстригать. Тут работает правило о публичном договоре из ст. 426 ГК РФ. Все потребители равны.
Пока не стихла эпидемия, клиентов без масок можно не обслуживать и даже вежливо просить выйти. По мнению Роспотребнадзора, такой отказ потребителю не нарушает закон. Предприниматель заботится о здоровье персонала и других клиентов. А человек может болеть, и от него заразятся другие. Роспотребнадзор сказал только про магазины. Но, скорее всего, проверяющие не встанут на сторону клиента из сферы услуг, который игнорируют правило про маски.
Следить за клиентами сложно. И справедливо, что предприниматель не может отвечать за маску на лице каждого и рисковать штрафом. Но выталкивать клиента на улицу тоже нельзя. Минпромторг рекомендует не штрафовать магазин, если персонал сделал всё возможное:
— повесил на дверях объявление или плакат про маски;
— предложил купить маску на входе;
— устно объяснил покупателю, что маска обязательна, и сослался на местный указ;
— отказался показывать товар, консультировать и отбивать покупку на кассе;
— если слова не помогли, вызвал полицию «не вступая в конфликт с нарушителем».
Если вмешается полиция, штраф грозит уже посетителю, а не предпринимателю.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Штрафы за обслуживание клиентов без маски
За масочным режимом следят полиция и сотрудники Роспотребнадзора, если приходят с внеплановой проверкой. На предпринимателя составляют протокол по статье 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил во время режима повышенной готовности. Потом суд оштрафует или закроет. Хотя для небольших магазинов мелкая, но обидная история с масками иногда заканчивается предупреждением.
Наказания для предпринимателей такие:
Штраф от 10 000 до 50 000 ₽
Штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Штраф от 100 000 до 300 000 ₽
Если поймают второй раз или докажут, что после посещения точки люди заболели коронавирусом, накажут более сурово:
Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или запрет быть директором на срок от года до трёх лет
Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работать на срок до трёх месяцев
Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работы на срок до трёх месяцев
К сожалению, административных дел нашли много:
Директора магазина оштрафовали на 10 000 ₽ за кассира без маски.
Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Сотрудник пункта выдачи принимал клиентов без маски.
Хозяйку салона красоты оштрафовали на 30 000 ₽. Парикмахер оказала услугу по уходу за волосами без маски.
Администратору «Пятёрочки» вынесли предупреждение. Она не среагировала на покупателя без маски.
Предпринимателю вынесли предупреждение. В своём магазине автозапчастей она обслужила клиента. Её маска висела на шее.
Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Продавцы в его магазине работали без масок. И без перчаток. Дело было в Москве.
В общем, расслабляться пока рано.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Автомобилистам нужно ездить с масками. Подробности и нюансы
Власти выступили с очередным заявлением, порекомендовав россиянам без «острой необходимости» не выезжать за границу. Причем речь идет не только о перелетах, но и перемещениях на личном транспорте — количество заболевших в Европе продолжает стремительно увеличиваться.
Российские и, в частности, московские автомобилисты во время второй волны COVID-19 не получили никаких ограничений. Весной, напомним, была введена пропускная система — для передвижений по городу нужно было оформить специальное разрешение. Тем, кто выезжал без него, камеры присылали штрафы на 5 тыс. рублей. Осенью власти пока только ограничились рекомендациями для водителей по ношению масок. Autonews.ru разобрался в нюансах.
В октябре столичные власти ввели обязательное ношение масок для водителей такси. Причем сразу же были организованы строгие проверки по всему городу: сотрудники ГИБДД вместе со специалистами Роспотребнадзора контролировали соблюдение норм и даже выписывали водителям штрафы. Причем это же правило касалось и пассажиров: если клиенты отказывались надевать маску, таксист мог без штрафных санкций со стороны агрегатора отменить заказ.
Крупные заправочные комплексы, где кассы находятся в торговом зале, могут отказать в обслуживании водителям без масок. Все чаще соблюдение норм контролируют при входе — тех, кто отказывается надеть маску, могут вообще не пустить на территорию АЗС. При этому на многих АЗС в Москве появилась система бесконтактной заправки — выбрать нужное топливо, оплатить и залить бензин можно, не выходя из машины.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова в конце октября уточнила места, в которых ношение масок стало обязательным. Это, помимо общественного транспорта и такси, еще и парковки. При этом глава ведомства не уточнила, о каких именно парковках идет речь. Вероятнее всего, имелись в виду подземные паркинги у крупных торговых центров. Часто это закрытые пространства, где могут одновременно находиться 50 и более человек.
Средства защиты в личном автомобиле можно не использовать, но и здесь есть нюансы. Например, при общении с инспектором ГИБДД лучше надеть маску. Специальных рекомендаций по этому поводу Госавтоинспекция осенью не давала, однако весной сотрудники полиции часто контролировали ношение масок водителями и даже делали «обязательные внушения».
«В подобных случаях инспекторы ОГИБДД вручают нарушителям комплект из двух медицинских масок. Затем следует обязательное строгое внушение. Ведь человек без маски — тоже нарушитель», — сказал в мае начальник отдела ГИБДД полковник полиции Владимир Егоров.
Масочный режим для автомобилистов: подробности и нюансы
Масочный режим стал частично или полностью обязательным во многих странах. И если для пешеходов правила ношения масок расписаны довольно подробно, то у автомобилистов некоторые моменты остаются непонятными. В каких случаях водитель должен быть в маске, а в каких допустимо ее снимать?
Как вторая волна повлияла на российских водителей
Весной, в разгар первой волны коронавируса, просто так ездить было нельзя. Для передвижения по Москве и некоторым другим городам необходим был специальный пропуск. Те водители, которые рисковали и выезжали без разрешения, фиксировались камерами. Такое нарушение обходилось автомобилистам в 5 тысяч рублей.
С началом второй волны многие водители опасаются, что снова будет объявлен пропускной режим. Но пока этого не случилось — власти лишь дали ряд рекомендаций, которые следует соблюдать.
Одна из них — не выезжать за пределы страны. Казалось бы, причем тут водители?! Это ограничение касается не только авиаперелетов или поездок на поездах, но также и перемещений за границу на личных транспортных средствах.
Еще одно обязательное правило — ношение масок в определенных местах. К счастью, за рулем личного авто надевать средство защиты не требуется. А в каких случаях могут оштрафовать и заставить надеть средство защиты?
В такси обязательно
Это правило действует с октября 2020 года. В маске обязаны находиться все московские таксисты, а также их клиенты. Правило строгое, и за его нарушение полагается штраф.
За соблюдением этой нормы следят сотрудники ГИБДД и специалисты Роспотребнадзора. Также ответственность несут владельцы таксопарков, да и сами таксисты. Например, если пассажир отказывается надеть маску, то водитель имеет право отменить поездку. В этом случае штрафов со стороны таксопарка не будет.
На заправке тоже
Для тех водителей, кто не хочет надевать маску, чтобы заправить свой автомобиль, есть только один вариант. А именно — найти АЗС с системой бесконтактной заправки. На таких станциях можно оставаться в машине без средства защиты. Выбор топлива, оплата и сама заправка происходят без личного контакта с сотрудниками АЗС.
В других случаях на заправку могут даже не пустить, если автомобилист не соблюдает масочный режим. Особенно на крупных АЗС с торговыми залами, где расположены кассы для оплаты.
Что насчет парковки
Парковки также вошли в список обязательных мест с соблюдением масочного режима, который в конце октября 2020 года огласила Анна Попова, глава Роспотребнадзора. В списке не уточняется тип парковок, на которых нельзя быть без масок. Но логично предположить, что правило касается закрытых подземных автостоянок. Такими парковками обычно оснащены торговые центры, и в час пик там может находиться от 50 и более человек.
Получится ли пообщаться с инспектором ГИБДД без маски
Пока это не строго прописанное правило, но весной некоторые автомобилисты уже пострадали от его несоблюдения. Так, в мае Владимир Егоров, полковник полиции и начальник отдела ГИБДД, четко заявлял, что водитель без маски является нарушителем. Его смело могут остановить автоинспекторы.
Весной инспекторы ГИБДД останавливали автомобилистов без средства защиты, делали им «строгое обязательное внушение», в некоторых случаях даже выдавали 2 защитные маски. Как ситуация сложится во время второй волны — пока неясно, но лучше перестраховаться и всегда иметь при себе в машине медицинскую маску. Скорее всего, если эпидемиологическая ситуация в стране ухудшится, Госавтоинспекция даст особые рекомендации на этот счет.
Вывод
В целом на данный момент масочный режим для водителей авто нельзя назвать слишком строгим. Носить средства защиты нужно обязательно лишь в такси, на парковках и некоторых заправках. Если вы без соответствующей защиты ездите за рулем личного транспортного средства, то можете не опасаться, что вас оштрафуют, остановят и сделают вам строгое предупреждение. Но при себе ее все же стоит носить, так как она пригодится, если придется зайти в магазин или в другое общественное место.
Автомобильные новости
Штрафуют ли водителей за отсутствие маски?
Напомним, на днях соцсети заполонили фотографии машин ГИБДД, патрулирующих улицы разных городов Татарстана. Автоинспекторы при помощи громкоговорителей призывают людей одевать маски, вернуться в квартиры и не нарушать режим самоизоляции.
Надо ли одевать маску в машине?
Здесь стоит отметить, что основная задача автоинспекторов, как и других оперативных служб, сейчас заключается в максимальной самоизоляции граждан. Если же человеку всё-таки необходимо находиться в общественном месте, он должен одеть маску или респиратор.
Когда нужна маска за рулём?
Маска для водителя всё-таки может быть необходима в случаях, когда это предусмотрено региональными законодательными актами. Грубо говоря, если в отдельно взятом регионе введён «масочный режим», то за рулём также возможно придётся одевать маску, если это прописано в местном постановлении или указе.
Кроме того, к примеру, в Татарстане издано Постановление, согласно которому в период распространения коронавируса все водители и пассажиры легковых такси должны быть в масках или респираторах. Поэтому, чтобы обезопасить себя, лучше предварительно изучить местные нормативно-правовые акты, так как ситуация может меняться в буквальном смысле ежедневно.