Обжим силового провода на авто
F.A.Q. Простой способ обжимки силовых наконечников.
Сегодня, в процессе листания драйва, наткнулся на вопрос, который я вскользь упоминал в бж, но не заострял на нем внимания.
Речь о работе с силовыми кабелями и наконечниками для них.
Многие новички в автозвуке, покупая свой первый кабель КГ
натыкаются на вопрос: как его обжать вот в таких наконечниках?
Сперва нужно отметить, что наконечники такие бывают алюминиевыми и медными. А медные бывают частично либо полностью луженые.
При выборе, естественно, лучше отдать предпочтение луженым медным наконечникам потому как они защищены от окисления. Проблема в том, что они весьма похожи на алюминиевые для неопытного взгляда.
Отличить их можно по весу. Медные всегда тяжелее и цветом более темные.
С этим разобрались.
Второй момент, при отрезке кабеля и его очистке от изоляции получается чтото типа такого:
Край распушается и становится больше диаметром чем остальная жила. Я в этом случае просто беру и снимаю край на точиле, поворачивая кабель так, чтобы круг снимал лишнее вдоль жилок, не заворачивая их. Снимаю очень аккуратно, чтобы жилки оставались плотно прилегающими друг к другу.
Третий момент. Сейчас очень многие кабели не соответствуют заявленным сечениям. Купив наконечник под заявку сечения, вы рискуете получить болтающуюся гильзу, которую зажать невозможно. По этому лучше всего за наконечниками ехать с кабелем и примерять. Выбрать стоит тот калибр гильзы, которая с трудом и натяжкой налезет на жилы провода.
Теперь, собственно к вопросу темы. В идеале наконечники нужно обжимать специальными пресс-клещами, но многим такой инструмент не доступен.
Предлагаю в таких случаях прибегать к простому, но вполне эффективному методу, который я в свое время подсмотрел в интернете.
Для него нам понадобятся несколько длинных болтиков, мощные тиски и воображение. ))
Собственно метод очень прост. Подбираем болтик диаметром достаточно малым, чтобы продавиться тисками в гильзу не сплющивая ее особо.
Укладываем болтик вдоль гильзы с проводом как на рисунке
И зажимаем в тисках. Площадь болтика будет меньше чем площадь прилегания тисков к гильзе с другой стороны, по этому он начнет проминать гильзу под собой вовнутрь. Вот как на рисунке:
Тем самым забирая лишний диаметр у гильзы и надежно зажимая провод в ней. Если одного болтика не достаточно то кладем еще один и поджимаем. Главное не переусердствовать и не порвать гильзу. Возможно придется поэкспериментировать в первый раз с диаметром болтика и усилиями, но в итоге вы получите отлично зажатый провод в наконечнике.
Я проверяю качество обжима, вешая провод за наконечник к потолку гаража и подтягиваясь несколько раз на проводе. Вес, конечно, у меня бараний, :D:D но для проверки вполне достаточно. :D:D
Фишка метода именно в заборе лишнего диаметра гильзы методом наполнения ее же внутри. Обычное сплющивание гильзы просто гоняет тоже сечение в форме эллипса и провод зажимается всего с двух сторон.
Безусловно, лучше использовать для этого пресс-клещи, но если их нет то вполне сгодится и этот метод. Пользовался им несколько раз. Время проверило обжим с положительными отзывами)
Есть еще метод. Метод пайки наконечников.
Дядя Стив из Америки, известный многим в СПЛ кругах отдает безоговорочно свой голос за этот метод, но лично я стараюсь не прибегать к нему при работе с наконечниками. Правилами безопасности (не помню правда какими) 😀 запрещается на проводах применять контакт созданный исключительно оловом. Допускается дополнительно пропаивать механические скрутки, но чистым оловом запрещено, особенно в агрессивных средах (подкапотка). Так что лично я пайку наконечников не использую и не рекомендую. Вы решайте сами.
На этом пока все.
ВСЕМ УДАЧИ И НАДЕЖНЫХ КОНТАКТОВ! )))
КАК ОБЖАТЬ АВТОМОБИЛЬНУЮ КЛЕММУ И ПРОВОД
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»).
выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.
Обжатие провода и наконечника подручными средствами, без пресса и специнструмента.
Что делать если у вас под рукой нет специальных инструментов для опрессовки или просто не хочется их покупать, если нужно обжать всего лишь один или два наконечника?
Многие сталкиваясь с этой проблемой прибегают к неправильным способам, которые в дальнейшем только ухудшают контакт, не обеспечивая надежного соединения.
Они начинают расплющивать наконечник молотками, просто сдавливать его в слесарных тисках, сминать пассатижами, запрессовывать зубилом. Все эти методы не верные и не приносят нужного результата.
После такой самодеятельности получается плохой контакт с его дальнейшим нагревом в процессе работы.
Правда некоторые умудряются и гидравлическим прессом обжать наконечник так, что провод спокойно вылезает из него, стоит потянуть с небольшим усилием.
Есть другие способы обжатия наконечниками силовых проводов с применением подручных средств, которые можно встретить практически у каждого в гараже или дома.
Самый простой и быстрый способ – это запрессовка с помощью кернера. Для этого вам потребуется:
Процесс очень прост и незамысловат:
При этом не нужно, как многие делают, предварительно расплющивать наконечник молотком. В процессе ударов это произойдет в любом случае.
Количество керн, то есть лунок от ударного воздействия на металл, зависит от длины наконечника.
При этом на обратной стороне наконечника, точки опрессовки не должны быть симметричны тем, что на лицевой части, а смещены на пару миллиметров.
Самое главное при этом не продырявить наконечник насквозь и контролировать силу удара. Поэтому если вы используете для этого гвоздь 200мм, прежде всего следует его затупить.
В итоге у вас получится достаточный контакт, который конечно не сравним с опрессовкой профессиональным инструментом ПГР-70, но при отсутствии сверхноминальных нагрузок прослужит долго.
Самое главное в этом способе правильно подобрать сечение провода и наконечника. Заявленное сечение очень часто бывает меньше фактического.
Для надежного контакта провод должен плотно входить внутрь гильзы без всякой слабины. Поэтому данный момент всегда проверяется вручную, не стоит слепо доверять цифрам на оболочке кабеля и на лопатке наконечника.
Есть и другие простые способы соединения наконечников с проводами без использования пресса. Для радиолюбителей, у кого нет проблем с припоями и другими приспособами, подойдет обыкновенная пайка.
Это не совсем можно назвать обжатием, но все же является способом соединения без использования специального опрессовочного инструмента.
Как обжать автомобильную клемму и провод
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Видео: Как обжать клемму на проводе
Обжим кабеля питания
Обжимка наконечников должна производиться спец инструментом — гексагональными пресс—клещами, конкурировать с ними по качеству нельзя.
Если есть возможность обжать таким инструментом, то это будет идеальный, на мой взгляд, решением. Я использовал метод болта и тисков, конечно же он уступает проф обжимке, но тем не менее неплохой вариант, да и почти в каждом гараже есть.
Нам понадобится сам кабель, наконечники ТМЛ, термоусадка разных размеров, автомобильная разрезная гофра, изолента, ну и тиски конечно же).
Наконечники медные луженые (не путать с алюминиевым)
Размеры ТТУ и гофры высчитывает из этой таблицы и из наружного диаметра провода (может отличаться).
Собственно метод очень прост. Подбираем болтик диаметром достаточно малым, чтобы продавиться тисками в гильзу не сплющивая ее особо. Укладываем болтик вдоль гильзы с проводом как на рисунке.
И зажимаем в тисках. Площадь болтика будет меньше чем площадь прилегания тисков к гильзе с другой стороны, по этому он начнет проминать гильзу под собой вовнутрь. Вот как на рисунке.
Тем самым забирая лишний диаметр у гильзы и надежно зажимая провод в ней. Если одного болтика не достаточно то кладем еще один и поджимаем. Главное не переусердствовать и не порвать гильзу. Фишка метода именно в заборе лишнего диаметра гильзы методом наполнения ее же внутри. Обычное сплющивание гильзы просто гоняет тоже сечение в форме эллипса и провод зажимается всего с двух сторон.
Заранее нарезаем отрезки нужной длины, я резал метабой.
И обжимаем — вдвоём удобнее
ТТУ цветной я не нашёл, будет брутально чёрный). Сажаем в ТТУ, защищаем провод от окисления
Укладываем кабель в гофру, помечаем наклейкой на концах что это за провод, сажаем в термоусадку и прогреваем.
Изолентой проходим каждые 15 см гофры, кто-то полностью изолирует.
Провод Rem синий с флажковым предохранителем в 1А, усилители включаются через кнопку.
Провод на питание ГУ с держателем и предохранителем 15А.
Через пайку подключаем колодку, всё в термоусадке.
От моторного отсека через тех отверстия (на кромку приклеена гофра) провода проходят в салон.
По салону провода идут вдоль водительского порога, крепление через такие самоклеющиеся пластины IEK, держат прочно.