Обжим трубок кондиционера автомобиля
Трубки кондиционера своими руками
В одной из прошлых записей я уже рассказал, какие универсальные комплектующие для кондиционера я купил. С того момента я обзавелся еще некоторыми комплектующими.
Самое главное, для успешной работы — инструмент. Без нужного инструмента сложно сделать некоторые вещи. В моем случае, чтобы изготовить трубки кондея, мне понадобились труборез, и два трубогиба. Труборез дает качественный обрезанный конец трубки, который потом будет легче варить. Ну и трубогибы позволяют гнуть трубки под различными углами, не боясь сломать их.
Труборез взял тот что попроще, которые покрывает необходимые размеры труб.
Трубогиба пришлось заказывать два, потому как размеров трубок в системе три, а трубогибы бывают либо на три размера, либо на один. Но тот что на три размера имеет один лишний и не имеет один нужный размер 🙂 Но о размерах труб чуть ниже.
Трубогиб на один размер, полдюймовый, оказался не очень удобен, поскольку перед началом изгиба ручки находятся в одной плоскости, и немного мешает сама трубка которая гнется. Но пользоваться можно) Гнуть можно на 180 градусов)
Трубогиб на три размера немного получше. Гнет трубки 1/4″ — 5/16″ — 3/8″.У этого трубогиба ручки уже под правильным углом, и гнуть достаточно просто.
Да, трубогибы бывают и пружинные, и стоят они вроде не дорого, но пользоваться ими сомнительное удовольствие, хотя наверное вполне можно. Но смотрел ролик на юутубе, про то как пользуются пружинным — не впечатлило) Поэтому даже не стал покупать на пробу)
Теперь самое интересное. Трубки для кондиционера.
Трубки производятся двух типоразмеров — метрические и дюймовые. Да, трубогибы тоже есть метрические и дюймовые, но в принципе я дюймовыми гнул метрические трубки схожего типоразмера — все норм)
Дюймовые трубки я купил в интернет магазине Автокондиционеры.com
По ценам примерно от 170 рублей метр.
Метрические трубки я нашел… В Леруа мерлен 🙂 Стоят они там «несколько» дешевле) рублей 30-40 за метр, примерно. Там они продаются двухметровыми отрезками, чего вполне хватает.
Для того, чтобы выбрать самые подходящие трубки, пришлось отрезать и померить трубки на фитингах. Ну и поотрезал по образцу от всех имеющихся трубок. Надо же руку набить на труборезе)
Фитинги на моей волге стоят универсальные, как и все остальные комплектующие. Тип у них — O`Ring. Что означает, что соединения рассчитаны на использование крглых уплотнительных колец, которые собсно и называются O`Ring 🙂 Универсальность заключается скорее всего в ограниченных типоразмерах соединений. В основном используется всего три размера соединений. #6, #8, #10 — Что примерно означает внутренний диаметр трубки. Внешний диаметр может и меняться, главное чтобы внутренний был подходящим. Стандартные номера фитингов для стандартных универсальных элементов: Испаритель — #6 и #10, Компрессор — #8 и #10, Конденсор — #8 и #6, ресивер 2 х #6.
Диаметры (внешние) трубок и фитингов:
#6 — 8мм и фитинг и трубки с интернет магазина и леруа мерлен.
#8 — 10,5мм фитинг, 9,5 мм интернет магаз, 10мм из леруа.
#10 — 12,7мм фитинг, 12,7 из интернет магазина, 14мм из леруа.
Да, уточнаю — фитинги можно резать в двух местах — саму трубку, и там где проточка под обжим шланга. Но, сама трубка идет толщиной 2мм, и диаметром больше, таких трубок в продаже наверное и не найти совсем. А вот там где проточка — там и толщина стенок около 1 мм, и диаметры стандартные. Так что я отрезал по проточке:
В итоге, я использовал трубки 8мм и 10мм из леруа, и 12,7 мм из интернет магазина. И то, потому как не посмотрел, есть ли в леруа трубки на 13мм диаметром.
Дальше нарезал фитинги, отрезал и согнул трубки. Пока соединил на изоленту 🙂 Как доберусь до аргоновой сварки, то облагорожу)
Трубки кондиционера, своими руками, часть заключительная (надеюсь)
В предыдущих записях, я упоминал, что делаю трубки кондиционера. Приличное количество времени я потратил на это этим летом. Как я уже писал, мне пришлось искать компрессор кондиционера под фреон R134a взамен моего на R12. Был найден и куплен на разборке такой экспонат:
Как известно, практически на всех джейзетах компрессоры кондея имеют одинаковое крепление чуть ли не на всех моделях. Вобщем был найден компрессор от 1jz-ge JZS151.
По крепежу встал как родной.
Основные отличия от модели к модели — проводка и выходы на шланги. Ну и шкив чуть меньше чем на моем, возможно придется другой ремень подбирать. С проводкой все решилось очень просто, со старого компрессора снял разъем без пинов, и вставил пины в него на новом, даже не пришлось ничего переобжимать, чуть ли не болт-он)
А вот с трубками пришлось повозиться. На старый компрессор у меня были куски шлангов, которые еще можно было использовать в дело, только обжать вторую сторону подходящим фитингом. Но увы, на новом компрессоре трубок не было, только обрезки фитингов. Ну да не беда 🙂
Вобщем, я еще раз убедился, что заводские трубки тоже собираются на спец припое для алюминия — кастолин.:)
Всего лишь пришлось прогреть огрызки горелкой и огрызки трубки легко отделяются от основого фитинга.
Дальше, надо только подобрать подходящий фитинг, от которого подойдет нужная трубка с «елочкой», на которую будет обжиматься шланг. К сожалению, фото в процессе я не сделал, но вот какие фитингу у меня получились:
Фитинги-доноры были куплены в компании по продаже комплектующих для ремонта кондиционеров. И, что интересно, они продали мне шланги и хомуты, чтобы шланги можно было обжимать самому! Вот так новость, подумал я, но таки купил) Компания надежная, я чинил у них свой кондей на 406 двигателе еще лет 8 назад, так что мне в их опыте сомневаться не приходится. И они уверили, что давно чинят шланги таким методом, и пока никто не жаловался. Вот такие шланги и хомуты для обжима:
Обжать можно спец клещами или же обычными торцевыми кусачками. Я их пока не обжал, все руки не доходят) Но там делов на пять минут)
Итого у меня получилась вот такая система трубок и шлангов:
Вот тут кстати видно и трубку на слив конденсата с печки, тоже припаял припоем кронштейн чтобы красиво было)
Как отремонтировать трубку кондиционера автомобиля своими руками
В качестве хладагента в автомобильной системе кондиционирования используется фреон, которые обладает высокой текучестью и способен проникать через малейшие повреждения. Потеря даже небольшой его доли от общего количества резко снижает эффективность охлаждения воздуха в салоне.
Если дефект заключается в появлении трещины или небольшого отверстия в магистральной трубке, то газ уходит полностью, причём вместе со смазывающим маслом.
Почему трубки кондиционера начинают выходить из строя
Современные трубки изготовлены из тонкостенного алюминия и запасом прочности не обладают.
Причин образования утечек может быть несколько:
Обычно повреждения плохо различаются визуально, искать их приходится по косвенным признакам или методами диагностики утечек.
Как определить повреждение трубок
Иногда при осмотре магистралей можно заметить следы потёков масла, которое входит в состав фреона при заправке. Но и оно имеет свойство испаряться со временем или маскироваться внешней грязью.
Для точного определения места повреждения подкапотное пространство отмывается, после чего система опрессовывается с применением специального красителя, который хорошо виден в свете ультрафиолетового фонаря.
Его же можно добавлять в состав хладагента для определения следов медленной утечки в процессе эксплуатации.
Способы ремонта
Лучшим и наиболее радикальным методом ремонта будет замена пострадавшей трубки на новую оригинальную деталь. Это не очень дёшево, но надёжно, такая запчасть имеет ресурс, сравнимый с конвейерной комплектацией, и с большой вероятностью хлопот не доставит до конца срока службы автомобиля.
При покупке детали нужно сразу по каталожным номерам подобрать уплотнительные кольца из металла с нанесённым слоем резины, они одноразовые.
Но не всегда удаётся быстро добыть нужную запчасть. Особенно на старые, редкие автомобили. Ждать окончания сроков доставки в сезон тоже мало кто пожелает. Поэтому могут быть применены разной степени надёжности ремонтные технологии.
Аргонно-дуговая сварка
Варить алюминий и его сплавы непросто, именно по причине быстрого образования на его поверхности той самой окисной плёнки. Металл мгновенно реагирует с кислородом, который всегда присутствует в окружающей атмосфере. Особенно при высокой температуре, которой требуют процессы пайки или сварки.
Сварка алюминия производится специализированными аппаратами в среде аргона. Доступ кислорода к шву при этом исключается непрерывным потоком инертного газа, а заполнение дефектов обеспечивается подачей присадочного материала, поставляемого в виде прутков различного химического состава.
Работа с аргоновыми аппаратами вряд ли возможна самостоятельно, оборудование стоит очень дорого, а сам процесс требует большого опыта и квалификации.
Гораздо проще снять повреждённую трубку и воспользоваться услугами профессионального сварщика. Если повреждение одиночное, а в целом трубка сохранилась хорошо, то отремонтированная таким способом деталь будет служить не хуже новой.
Ремонтные составы
Для быстрого ремонта можно использовать эпоксидные составы типа «холодная сварка» и армирующие бандажи. Надёжностью такой способ не отличается и долго не прослужит, это можно считать лишь временной мерой. Но иногда удаётся получить достаточно прочное и герметичное соединение.
В любом случае трубку придётся снимать и тщательно очищать от следов грязи, жира и окислов. Для придания прочности заплате используется армирование тканевыми материалами, например, на основе стекловолокна.
Образуется стеклопластиковый бандаж, герметичность которого определяется качеством очистки и адгезии компаунда к металлической поверхности. Для лучшего контакта отверстие или трещину разделывают механическим способом.
Готовые комплекты
Иногда целесообразней заменить металлическую трубку на резиновый шланг с наконечниками, или изготовить её самостоятельно. Существуют наборы комплектующих для подобных работ. В их состав входят трубки, фитинги, инструмент для обжима.
Если используются гибкие шланги, то материал должен быть специальным, это армированные резиновые шланги со стойкостью к фреону, маслу, высоким и низким температурам, а также способные выдержать с запасом имеющееся в магистрали давление.
Популярные составы для ремонта трубки кондиционера
Можно выделить несколько составов, в зависимости от технологии ремонта.
Ремонт пайкой
Используется газовая горелка на пропановом баллоне и припой для алюминия компании Castolin. Внутри присадочного прутка уже имеется флюс, поэтому работа сводится к подготовке поверхности, механической обработке и разогреву трубки горелкой.
По мере плавления припоя, материал затекает в дефекты поверхности, образуя прочную металлическую заплату, надёжно внедрённую в стенку трубки. Потребуется некоторый опыт пайки алюминия, но в целом это значительно проще, чем сварка, и не требует дорогого оборудования.
Poxipol
Популярный эпоксидный состав южноамериканского происхождения, работающий, в том числе, и по алюминию. Такой ремонт не может быть абсолютно надёжен, но при аккуратном применении известны случаи удачного ремонта трубок, которого хватало на сезон. Затраты небольшие, вполне можно попробовать.
Шланги GoodYear
Имеются наборы из фитингов, шлангов и расходников для самостоятельного изготовления гибкого заменителя алюминиевых трубок. Шланги фреоноустойчивые, армированные, держат нужное давление.
Потребуется специальный инструмент – кримпер, для обжима наконечников. Можно подобрать нужный типоразмер для разных исполнений штатных трубок, а также уплотнительные кольца из обрезиненного металла разного диаметра.
Инструкция по самостоятельному применению
Для быстрого ремонта допускается использование технологии наложения стеклопластикового бандажа на эпоксидном клее.
Можно использовать популярный Poxipol.
Работать надо в перчатках, эпоксидные компоненты ядовиты и вызывают стойкое раздражение кожи. Компаунд быстро затвердевает, особенно при высокой внешней температуре.
При возникновении неисправности в пути, необходимо немедленно отключить кондиционер, если раньше это не сделает автоматика по сигналу датчика давления. Иначе работа компрессора без смазки вызовет необратимые повреждения и узел придётся менять в сборе.
Ремонт шлангов автокондиционера
Наименее прочными элементами автомобильной климатической системы, пожалуй, можно назвать шланги для автокондиционеров, которые изготавливают из синтетической резины, стойкой к воздействию фреонов и компрессорного масла. Дополнительную прочность гибким трубкам придаёт армирование капроновыми нитями. Шланги выдерживают рабочее давление системы, достигающее 10-15 бар, а кратковременно – аварийные скачки до 25-30 бар. Тем не менее, наиболее часто сотрудники сервиса обнаруживают протечки и повреждения именно у этих элементов системы.
Причины повреждения шлангов автокондиционера
Хотя прочность алюминиевых трубок намного выше, чем резиновых шлангов, отказаться от гибких участков магистрали невозможно. Основной причиной их использования является вибрация, возникающая во время движения машины. Шланги устанавливают на подвижных либо наиболее вибронагруженных участках магистрали, где невозможно использовать жёсткие металлические трубки. Эластичность позволяет им выдерживать нагрузки достаточно долгое время, однако менее прочная по сравнению с металлом резина часто выходит из строя из-за:
Ремонт шлангов автокондиционера
Единственно возможным способом ремонта является замена шлангов автокондиционера: старые резиновые трубки демонтируют, и на их место устанавливают новые. Разумеется, на их концы надевают фитинги, надёжно запрессовывая эластичный материал в металлические «стаканы» (гильзы). Варианты с завариванием или повторным обжатием старых шлангов не дают гарантии долгой последующей эксплуатации кондиционера: скорее всего, после такого «ремонта» шланги быстро вновь придут в негодность.
Процедура замены не занимает много времени и часто выполняется в присутствии владельца машины. Хорошей репутацией у специалистов пользуются специализированные шланги автокондиционера Goodyear Galaxy, предназначенные для систем, работающих на фреоне R134a. Изготовление шлангов для автокондиционеров не представляет большой сложности, хотя и требует использования специального гидравлического кримпера – оборудования для надёжного обжима металлических держателей. Достаточно отрезать кусок шланга нужной длины и обжать по концам, чтобы можно было установить на место старого шланга. После монтажа систему вакуумируют и заправляют новым хладагентом.
Ремонт трубки заднего контура кондиционера
Всем – добра!
Итак, после того как в августе прошлого года у меня прогнила тонкая трубка заднего контура кондея и моя попытка самостоятельно заглушить этот контур не удалась, я целый год проездил без кондиционера вообще. Предложения в интернете отремонтировать кондей за дикие 21-24 тыр не рассматривал, а искал вариант побюджетней. Постепенно выстроилась идея взять 2 откусанные концевые (с фитингами) трубки и обжать на них шланг высокого давления (типа Гудиер) для автокондиционеров. На том и порешил.
Хорошо замачиваем болт на 10мм WD-шкой, даём отстояться и аккуратно откручиваем его.
Бывает, что головка болта отламывается, тогда Вам не сюда – наверное, надо лезть уже в сам испаритель или искать другие варианты ремонта.
И аккуратно, руками – не пассатижами, вытаскиваем эту тонкую трубку.
Чтобы в испаритель не попали грязь, пыль и мусор, отверстие пока прикрываем кусочком картона или пластика и крепим фланец обратно.
Вторую трубку можно взять от соединения в районе арки правого переднего крыла. Но там фитинги у меня были разбитые после попытки заглушить трубку, и я решил взять вторую трубку из соединения под капотом, возле бачка с тормозной жидкостью.
Покупаем шланг высокого давления: прикинул необходимую длину от переда до зада – получилось примерно 5 метров, заказал, курьер привёз – всё обошлось в 2250 руб. Покупал шланг «Гудиер», но торгаши мне сказали, что щас он называется «Galaxy», ну и фиг с ним… Написано, что тоже Made in USA.
В Инете нашёл ближайший сервис, где ремонтируют автокондиционеры, созвонился, приехал к ним – обжали. Отдал 1 тыр.
Читал, что на концы сначала надо наварить «ёлочки», и только потóм обжимать – это будет, соответственно, дороже. Но также читал, что и так держится хорошо и не «травит» фреон. Пошёл по пути попроще. Наверное, можно было бы сделать на трубках насечки под «ёлочку», но уже поздно…
Заправляем — заправка подвернулась халявная :=))
Завожу Лекса, включаю оба контура кондея на минимальную температуру, вентилятор – в максимальное положение, и делаем полную заправку, периодически проверяя давление в системе и температуру воздуха из дефлекторов.
Всё – теперь мы с кондеем! И не беда, что лето заканчивается, тёплые деньки ещё будут!
Написáл пост быстро, фактически делал намного дольше, когда было время.
Итого стоимость ремонта трубки кондея обошлась в 3250 руб. Согласитесь – это совсем другая и более разумная и приятная цифра…
Позже надо будет ещё продезинфицировать оба контура.