Обзор рынка китайских авто
Выбора нет: как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России
В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.
Альтернатива «ВАЗам»
В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.
Дело пока не завершено. Китайская сторона настаивает на продолжении следствия. «Для нас важно, чтобы следствие как можно скорее продолжилось, чтобы сохранялся контроль со стороны органов власти. Ведь это влияет на инвестиционный климат, а значит это важно не только для нас, а для всей экономики и ее будущего развития», — заявлял Чжан Цзюньсюе, вице-президент Great Wall Motor и генеральный директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».
Китайскими автомобилями начинают заниматься все больше российских дилеров, среди них Major Auto, «АвтоСпецЦентр», «Ключавто», Fresh Auto. В 2020 году было открыто 406 новых дилерских центров, 211 из них — по продаже китайских автомобилей. Больше всего новых салонов — 42 — было открыто под брендом Changan.
«Спрос на китайские автомобили растет за счет их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций. Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом — SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95%)», — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Его компания осенью 2020 года открыла своей первый центр по продаже китайских автомобилей, сейчас она продает машины Haval, Geely и Chery. «Динамики у нас пока нет, но мы видим отчетливый рост доли продаж китайских брендов в общей структуре наших марок», — отмечает Петрунин.
«Китайские автомобили — это оптимальное соотношение цены и качества. За аналогичную стоимость китайского авто полной комплектации иногда невозможно приобрести европейскую или корейскую модель в базовой», — рассказывает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Например, бензиновый двухлитровый Haval Jolion стал самой доступной моделью марки на рынке — цена стартует от 1 189 000 рублей. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson стоит от 1 744 000 рублей, а переднеприводный Kia Sportage с тем же мотором (но с автоматической коробкой передач) обойдется минимум в 1 794 900 рублей.
Fresh Auto торгует «китайцами» с сентября 2019 года. Все прогнозы по продажам Haval оправдались, говорит Мигаль: средний ежемесячный рост составляет 3% с начала продаж. За четыре месяца 2021 года в трех салонах Fresh Auto доля этого бренда составила 16,48% от всех реализованных новых авто. С декабря 2020 года компания продает Changan, также в портфеле дилера есть Cherry и ее премиальная линейка CheryExeed. Все они также имеют положительную динамику, уверяет Мигаль.
Китайским автопром вышел на совершенно на новый уровень, считает он, за последние пять лет китайские производители достигли таких показателей, к которым другие марки идут примерно лет 20, например, меняют модельный ряд раз в три-четыре года.
Китайские автопроизводители устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды, добавляет Петрунин.
Крупнейший российский продавец автомобилей «Рольф» пока китайскую продукцию в свою линейку не запускает. Источник, знакомый с планами «Рольф», утверждает, что компанию сдерживают низкие объемы продаж и возможные проблемы с загрузкой сервиса.
В перспективе трех-пяти лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год, считает Сергей Целиков. «Могли бы и быстрее, однако, в головах россиян китайские автомобили все еще ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев — сломать этот стереотип на практике доказав обратное», — считает эксперт.
Как открывались и закрывались сборочные производства китайских автомобилей в России, читайте ниже.
Лучшие китайские кроссоверы по цене и качеству в 2021 году
Хотите стать обладателем хорошего и надежного кроссовера, но не знаете на чем остановить свой выбор? Мы предлагаем обратить внимание на китайский автопарк. На протяжении последних десяти лет инженеры Поднебесной стремились нагнать мировых лидеров, бесконечно совершенствуя собственные модели. Не так давно, а именно пару лет назад, они смогли выйти на уровень корейских, немецких и американских конкурентов. Сейчас китайские бренды пользуются завидным спросом, и даже те, кто когда-то «обжёгся» на их первых моделях, вновь проявляют интерес к появляющимся новинкам Китая.
Мы подготовили рейтинги лучших кроссоверов, представленных на российском рынке в 2021 году. Начнем с бюджетных вариантов.
Кроссоверы до одного миллиона рублей
В этом ценовом диапазоне представлено не так уж много моделей.
5. Brilliance V3
Этот компактный автомобиль появился в продаже сравнительно недавно. Причем в Россию он поставляется небольшими тиражами, поэтому найти его сложно. Но оно того стоит. Реализуется Бриллианс в четырех комплектациях. Причем все они богаты техническими «плюшками», которые не столько необходимы, сколько интересны в использовании. В самой дорогой версии предусмотрен бесключевой доступ.
В машине предусмотрен единственный атмосферный мотор, объемом 1,5 л и мощностью 107 л.с. Если ездить на машине в спокойном режиме и своевременно менять технические жидкости, то можно наслаждаться стабильной работой движка более 400 тысяч км пробега. С таким завидным ресурсом могут сравниться не все корейские атмосферники.
Для паркетника предусмотрен только передний привод, поэтому эксплуатировать его нужно в городе или на трассе.
4. Brilliance V5
Эта модель чуть больше своего предшественника – на целых 205 мм, но зато смотрится уже внушительнее. Стильная оптика, подтянутый силуэт – все это изящество сразу приковывает взгляд. Как и V3, V5 сложно отыскать на первичном рынке. Таких моделей мало, и их быстро раскупают.
На кроссовер устанавливается турбо-мотор, объемом 1,5 л и мощностью 143 л.с. Он сочетается только с автоматической коробкой передач. Привод, как у собрата, только передний. Полноприводных версий нет даже в Китае. Т.к. автомобиль создается исключительно для асфальтного полотна, инженеры считают, что двух ведущих колес для этого вполне хватает.
Даже в базовом исполнении Бриллианс богато оснащен. Помимо множества подушек безопасности присутствуют еще климат- и круиз-контроли, двойные уплотнители в дверях, аудиосистема с шестью динамиками.
3. JAC S3
В России эта машина встречается редко, хотя она уже довольно давно колесит по европейским странам. Внешность кроссовера имеет множество схожих с Hyundai черт, но все же индивидуальность в ее облике прослеживается. Хищный прищур, трапециевидная радиаторная решетка, состоящая из нескольких секций, размещенная по центру пятиугольная звезда (фирменный значок JAC) – все это придает машине спортивный и стремительный экстерьер.
В подкапотном пространстве встречается два бензиновых агрегата, мощность которых 109 и 111 л.с. Ресурс таких установок гарантирует 300 тысяч км пробега. Только вот смазочные материалы необходимо менять по установленному производителем регламенту и избегать агрессивного стиля вождения.
В целом кроссовер хорош: служит долго, рулится послушно, пассажиров размещает с комфортом. За такую стоимость это вполне отличный вариант для приобретения. Вот только на вторичке продается тяжело. Китайца «с рук» многие попросту боятся брать.
2. Changan CS 35
Эта модель активно набирает популярность у молодой аудитории, которая ценит стиль, ценовую доступность и хорошие проходимые характеристики. В помощь практикующемуся поколению установлены «умные помощники», которые помогают на тесных парковках, «следят» за мертвыми зонами и контролируют выезд из полосы. Причем такие опции доступны уже в базовой версии.
У китайца предусмотрена одна силовая установка, мощностью 113 л.с. С ней в паре может идти шестиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая коробка передач. Средний расход по городу составляет 8,7 л/100 км, в трассовом режиме – 5,5 л/100 км.
1. Chery Tiggo 4
Первый Тигго вышел в свет в 2019 году. Сначала его покупали с опаской, считая, что это экспериментальная модель инженеров Поднебесной. Но время показало, что это один из надежных китайских кроссоверов, получивший отличные ходовые качества и комфортабельный салон.
Чери не претендовал на звание спортивного автомобиля, поэтому особой динамики от него можно не ждать. Полуторалитровый движок на 113 л.с. разгоняется долго – 13 секунд до 100 км/час, но накат набирает хороший. По трассе Тигго 4 ездит уверенно, только при обгонах нужно учитывать его медлительность.
Для города этот кроссовер подходит идеально.
Рейтинг китайских кроссоверов от одного до двух миллионов рублей
7. Haval Jolion
Рекламу этого китайца можно встретить в любом свежем издании СМИ. Новинка пришла на российский рынок считанные месяцы назад и уже успешно завоевывает популярность. Стильный, подтянутый Jolion ориентирован на молодежь, однако по нраву приходится даже пожилым водителям. Корпоративный цвет китайца – небесно-голубой. Именно он подчеркивает все мускулистые выступы на металлическом теле машины. Яркий кроссовер выделяется на фоне остальных автомобилей и вносит красочности в серую обыденность.
Иномарка получила от китайских инженеров хорошие технические характеристики и отличные показатели проходимости. Благодаря компактным габаритам к машине быстро привыкаешь. Базовая версия вмещает в себе множество важных дополнительных опций, контролирующих движение и обеспечивающие высокий уровень безопасности.
Джолион поставляется в Россию пока с одним мотором – 1,5 л (150 л.с.). Но производитель уверяет, что если спрос на модель будет расти, то двигательная гамма расширится.
6. Geely Atlas
Еще 7-8 лет назад марка Geely не внушала доверия у россиян – все модели славились плохим качеством металла, некачественной сборкой и малоресурсными моторами. За эти годы инженеры смогли усовершенствовать свои технологии и добиться надежности выпускаемых машин. Сейчас марка Джили встречается во всех городах. Причем количество машин заметно увеличивается. Связано это с возросшим спросом покупателей и верой в качество китайских кроссоверов. Атлас не стал исключением.
Облик модели заключает в себе знакомые черты немецких и корейских брендов, но отличается от них уникальными вставками, молдингами и формой головной оптики. В целом кроссовер смотрится мощно. Внутри он вмещает просторный салон, который имеет свои недостатки, но все они меркнут на фоне уютных и больших кресел авто.
Моторная гамма у Атласа мощная, она состоит из силовых установок, объемом 1,8-2,4 л (139-184 л.с.). Управляется машина отзывчиво, не ловит колею и быстро набирает разгон. В комплектации с механической коробкой кроссовер чуть шустрее своей версии с АКПП.
5. FAW X40
Видя такую машину в городе, в голову приходит мысль, что едет компактный Мерседес, но приглядевшись к значку, понимаешь: это китайский кроссовер FAW. Говорить об экстерьере можно долго, и все выражения будут сводиться к восхищению. Поэтому, резюмируя, следует отметить, что на машину смотрят. Причем смотрят даже те, кто ездит на более дорогих и премиальных авто.
Салон автомобиля, хоть и отделан дешевым пластиком, смотрится хорошо. Нет лишних молдингов и заглушек. Все лаконично и строго. Несмотря на компактные габариты, пассажиры легко умещаются как на переднем, так и на заднем ряду.
Комплектации у FAW нацелены на безопасность, поэтому внутри салона даже в базовой версии предусмотрено шесть подушек безопасности, вспомогательные системы контроля движения и адаптивный круиз-контроль.
По проходимости паркетник преуспевает только в грязи и заснеженной трассе, для офф-роуда не подходит: отсутствует имитация блокировок дифференциала. Но в целом для города и пересеченной местности это очень достойный вариант.
4. Geely Coolray
Среди молодежных китайских автомобилей активным спросом в России пользуется Кулрей. Его хищный прищур не оставляет равнодушными никого, даже любителей дорогих брендов.
Главное удобство китайца – компактные габариты, к которым быстро привыкаешь. Машина имеет небольшой угол разворота и хороший отклик на поворот руля. По трассе Джили моментально набирает ход, благодаря турбированной 1,5-литровой установке, мощностью 150 л.с. В паре с двигателем предусмотрено два вида трансмиссии – механическая и роботизированная. Последняя не подходит тем, кто любит агрессивный стиль езды. Как отмечают владельцы: «РКПП немного медлительная и не дает ожидаемого ускорения». Зато механика подарит наслаждение от быстрой езды.
Сборка у Джили не самая идеальная, встречаются большие кузовные зазоры и недочеты, но в целом автомобиль стоит своих денег.
3. DONGFENG 580
На третьем месте нашего рейтинга разместился кроссовер DONGFENG 580. Назвать уникальной его внешность сложно: в ней позаимствован немецкий и корейский стиль. Но смотрится паркетник неплохо. Большая головная оптика китайца обеспечивает отличную видимость на дороге в плохую погоду и ночью. Компактные габариты машины позволяют быстро к ней привыкнуть.
Салон DONGFENG частично позаимствован у БМВ, но выполнен из доступных по цене материалов. Быстро стирающихся элементов нет, но пластик на сильном морозе неприятно скрипит. Приборная панель полна кнопок дополнительных опций. Все они расположены в доступности водителя. Салон имеет семиместное исполнение. Задний ряд при необходимости трансформируется в ровный пол.
Машина покупается для больших семейных поездок. Кстати, благодаря мягкой подвеске дальние расстояния переносятся хорошо даже маленькими детьми. Запчасти для DONGFENG 580 подходят от корейских автомобилей.
2. Geely Emgrand X7
Эта модель встречается на дорогах достаточно часто. Владельцы ее любят: она компактная, удобная и собрана на совесть. Помимо стильного экстерьера, машина привлекает хорошими проходимыми качествами. Доступна в переднем и полном приводе.
Для суровой зимней эксплуатации кроссовер отлично подходит: он быстро прогревает салон и держит тепло на протяжении длительного времени.
Моторная гамма представлена двумя бензиновыми агрегатами – 1,8 л (131 л.с.) и 2,0 л (139 л.с.). Они оба обладают высоким ресурсом (безремонтный пробег достигает 300 тысяч км), не требовательны к качеству топлива и смазочных материалов.
Комплектации, как и у всех китайцев, состоят из приятных опций. Среди них: подушки безопасности, вспомогательные ассистенты помощи на дороге, круиз-контроль и т.д. Штатная магнитола у многих вызывает нарекания, но она хорошо подходит для радиовещания.
1. Chery Tiggo 7
Тигго 7 занимает первую позицию нашего ТОП-листа. Он пользуется высоким спросом как в России, так и за рубежом. Внешность китайца притягивает взгляд: хищная оптика, подтянутый силуэт, большая зона остекления – все это выглядит стильно. Покупается модель и молодыми, и пожилыми водителями. Ее ценят за динамичную езду, комфортабельный салон и экономные двигательные модификации. Средний расход по городу составляет 6,5 л/100 км.
В Тигго 7 предусмотрен только передний привод. Но это не мешает авто исследовать легкое бездорожье и ездить по заснеженным дорогам. Благодаря высокому клиренсу – 190 мм – модель практически нигде не застревает.
Базовая версия предусматривает шесть подушек безопасности, климат-контроль, круиз-контроль, регулировку спинок второго ряда по наклону, вспомогательные системы контроля движения. В версии Elite машина оборудована камерой кругового обзора, бесключевым доступом, кресла имеют отделку из перфорированной кожи.
Популярный внедорожник даже на вторичном рынке пользуется спросом. Причем цены на него стабильны. Запчасти найти легко, можно использовать аналоги корейских производителей.
Рейтинг китайских кроссоверов от двух миллионов рублей
3. CheryExeed TXL
Поклонники марки Чери долго ждали от производителя полноприводного кроссовера. И в 2021 году их надежды оправдались. В свет появилась совершенно эксклюзивная новинка, претендующая на премиальный класс. За счет привлекательного экстерьера, отличных технических характеристик и люксового салона новинка имеет все шансы перетянуть клиентуру у BMW и Mercedes-Benz.
На российском рынке она появилась в очень ограниченном тираже, поэтому широкого распространения пока не получила. Комплектуется 1,7-сильной турбоустановкой, мощность которой 197 л.с. Автомобиль требователен к качеству топлива и смазочных материалов. Оснащен семиступенчатой коробкой передач.
В отделке салона используется натуральная кожа и высококачественный пластик, оформленный под дерево. Машина оснащена интеллектуальными системами для контроля над ситуацией на дороге. Камеры кругового обзора, а также вспомогательные ассистенты позволяют парковать машину даже на тесных городских стоянках. Без камеры большие габариты машины ощущаются сложно.
2. Geely Tugella
Эту китайскую модель достаточно быстро «раскрутили» в России. Еще полгода назад о ней только снимали репортажи иностранные СМИ, а сейчас уже модель встречается в каждом, даже небольшом городе.
Внешность Джили впечатлит даже заядлого противника китайского бренда. Здесь прослеживаются черты ведущих премиальных моделей, но их сочетание дает неповторимую комбинацию в виде изящного, подтянутого силуэта со стремительным нравом. Кросс-купе доступен в комплектации с полным приводом и автоматической коробкой передач.
Машина, несмотря на большие габариты, динамично ведет себя на дороге и уверенно берет разгон с места. В движение ее приводит турбированный бензиновый 2,0-литровый мотор, мощность которого 238 л.с. Экономным такой двигатель назвать нельзя – он потребляет порядка 10 л на 100 км пробега, но зато масло расходует умеренно, поэтому необходимости доливки во время межсменного интервала не возникает.
Салон Тугеллы комфортен как на переднем, так и на заднем ряду. Благодаря большому пространству для ног задние пассажиры могут наслаждаться поездками даже на длительные дистанции.
1. Chery Tiggo 8 Pro
Одно из последних творений инженеров компании Chery. Продажи новой версии Тигго начались во второй половине 2021 года. Если для китайского рынка модель доступна в гибридном исполнении, то для нашего рынка, где электрокары пока еще себя не проявили, кросс поставляется исключительно с бензиновым мотором.
Про внешность новинки можно говорить бесконечно. Чего только стоит одна радиаторная решетка красавца. Внимание здесь приковывает буквально каждый ее дюйм.
Ходовые качества тоже впечатляют. Это первый автомобиль в линейке Тигго, который обзавелся полноприводной версией. Уже благодаря этому фактору очередь на продажи выстроилась на месяцы вперед.
Комплектуется Чери, как и все современные китайцы, богато и дорого. Помимо множества подушек безопасности, установленных вкруг по салону, здесь есть камеры заднего, переднего и бокового вида, интеллектуальные помощники на дороге и множество других полезных опций.
И напоследок
Подбирая новый китайский кроссовер, не следует вестись исключительно на его привлекательную внешность. Изучить его следует со всех сторон. А именно: не лишним будет посмотреть обзоры корреспондентов, изучить отзывы реальных покупателей и ознакомиться с рынком автозапчастей. Последний пункт крайне важен, потому что полностью защититься от ДТП невозможно. Зачастую поставки из Китая идут с большими перебоями, и обладателям эксклюзивные авто приходится ставить свои машины в гаражи на долгие месяцы. У расходных материалов, используемых в подвеске, двигателе или других узлах автомобиля могут быть иностранные аналоги, но вот с кузовными элементами дела обстоят более серьезно. Вот почему важно продумывать все нюансы перед покупкой нового кроссовера.
Также перед покупкой нужно обязательно пройти тест-драйв на выбранной модели. Настройте ее под себя полностью – руль, зеркала, поясничный упор. Все это позволит вам трезво оценить индивидуальные особенности автомобиля и подобрать его под свое телосложение.
Даже если дилер уверяет, что заливать в автомобиль можно низкокачественные смазочные материалы, лучше приучите себя не экономить на содержании машины. Благодаря проверенным жидкостям кроссовер прослужит верой и правдой, а плохие смазки могут попросту погубить двигатель. Также регулярно проводите техническое обслуживание и соблюдайте рекомендации производителя по периодичности замены свечей зажигания, тормозной жидкости и составляющих подвески.
Что почитать
Вам будут полезны следующие обзоры кроссоверов:
Китайский авторынок 2020: лёгкое покашливание на фоне пандемии и надежды на рост
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 началась с Китая, но местной авторынок пережил её относительно легко: по итогам 2020 года реализовано 19,7 млн новых легковых автомобилей, всего на 6,7% меньше, чем в 2019-м. Многим маркам при этом удалось существенно улучшить свои показатели.
В то время как западные страны сейчас во всю борются со второй волной пандемии COVID-19 и считают убытки, в Китае после первой волны жизнь быстро наладилась: если в феврале 2020-го, в самой острой фазе китайского карантина, продажи новых легковушек сократились на 81,7% (по сравнению с февралём 2019-го — здесь и далее приведены данные с ресурса CarSalesBase), то уже в марте местные дилеры возобновили работу, к лету рынок перешёл в рост и закончил год мощной прибавкой в 10,9% и 6,2% в ноябре и декабре соответственно. Тем не менее провальное первое полугодие стало причиной сокращения продаж за весь 2020-й на 6,7% — получается, что китайский авторынок падает третий год подряд, но 2021-й имеет все шансы закончиться в плюсе, если, конечно, на мир не обрушится какая-нибудь новая диковинная хворь.
Honda CR-V — бестселлер японской марки в Китае и США, а вот российский рынок этот популярный кроссовер скоро покинет.
Лидером китайского рынка среди марок, несмотря на падение продаж на 15,8%, остался Volkswagen: реализовано чуть более 2,6 млн машин. Это, к слову, на миллион больше, чем объём всего российского авторынка в 2020-м — почувствуйте разницу.
Второе место — у Honda: продано 1 638 430 автомобилей, на 5,5% больше, чем в 2019-м, и таким образом китайский рынок для Honda постепенно становится более приоритетным, чем американский: в США японская марка по итогам 2020-го реализовала всего 1,2 млн автомобилей.
Toyota закрепилась на третьем месте с небольшим отставанием от Хонды: продано 1 537 296 машин (+9,1%). Geely заняла четвёртое место с результатом 1 134 433 проданных автомобиля (-9,5%) и сохранила за собой звание самой востребованной китайской марки. На пятом месте Nissan c падением продаж на 4,5% до 1 121 061 шт.
Разнообразные модификации, в том числе гибридные, вывели среднеразмерный кроссовер CS75 в частности и марку Changan в целом в лидеры китайского рынка.
На шестом месте один из лидеров роста в 2020 году — китайская марка Changan: спрос на её продукцию вырос сразу на 22,3% до 963 383 единиц. Если Changan сохранит такую динамику в 2021-м, то может обойти Geely и стать китайской маркой №1 на внутреннем рынке. Очень хорошо (+10,9%) прибавила марка Chery: реализовано 500 398 машин.
Среди местного премиума отметим марку Hongqi, она же «Красное знамя», которой в 2020 году удалось реализовать 196 684 машин — рост продаж составил 98%. А вот люксовые кроссоверы Wey (улучшенные версии моделей Haval) продаются плохо: 78 500 шт. по итогам 2020 года (-21,5%). Китайско-немецкий премиальный Borgward находится в коматозном состоянии: продано 8703 кроссовера (-80,8%).
Hongqi — это китайский аналог проекта Aurus, у которого всё получилось: машины запущены в производство, спрос отменный.
Продажи нишевого французского люкса DS исчезающие малы: дилеры реализовали всего 427 машин (-65,9%) — Groupe PSA явно переоценила свои возможности на китайском рынке. Citroën просел на 60,1% до 20 079 единиц, Peugeot – на 56,1% до 27 975 единиц. Французская марка Renault китайский рынок в этом году покинула.
К главным неудачникам года в Китае следует отнести Hyundai с падением продаж на 35,4% до 443 186 единиц — это следствие обострения политических отношений между КНР и Южной Кореей, китайцы просто отказываются покупать корейские машины. Продажи марки Kia снизились на 12% до 249 256 единиц.
Jetta VA3 — ещё одна вариация на тему VW Polo и Skoda Rapid, но только как бы для молодёжи. Китайцы новую марку пока не очень жалуют.
В сильном минусе в этом году оказались бюджетные джи-эмовские бренды: Baojun просел на 29,1% до 428 470 шт., Chevrolet — на 39,7% до 311 134 шт. Продажи чешской марки Skoda сократились сразу на 46% до 150 458 единиц. Молодёжный бренд Jetta (запущен концерном VW специально для Китая) за первый полный год продаж реализовал 160 511 машин — на фоне материнской марки VW скромно.
Tesla реализовала 135 449 седанов Model 3 китайской сборки. Tesla Model S, Tesla Model X и Tesla Model Y в прошлом году в Китае тоже официально продавались, но как импортные модели, а их китайская статистика, к сожалению, не учитывает. Кроссовер Model Y на днях тоже, наконец, был локализован на заводе Tesla в Шанхае и поступил в продажу, так что в 2021 году продажи Tesla на китайском рынке резко вырастут — по самым скромным оценкам, в два раза.
Добавим, что на долю китайских марок в 2020 году пришлись 38,2% китайского рынка, то есть иномарки пока уверенно доминируют.
№ | Марка | Кол-во проданных автомобилей | Изменение по сравнению с 2019 годом | Доля рынка |
1 | Volkswagen | 2 609 266 | -15,8% | 13,3% |
2 | Honda | 1 638 430 | +5,5% | 8,3% |
3 | Toyota | 1 537 296 | +9,1% | 7,8% |
4 | Geely | 1 134 433 | -9,5% | 5,8% |
5 | Nissan | 1 121 061 | -4,5% | 5,7% |
6 | Changan | 963 383 | +22,3% | 4,9% |
7 | Buick | 926 328 | +6,3% | 4,7% |
8 | Haval | 750 228 | -2,5% | 3,8% |
9 | Audi | 655 800 | +5,8% | 3,3% |
10 | Mercedes-Benz | 640 738 | +7,6% | 3,3% |
11 | BMW | 611 981 | +12,4% | 3,1% |
12 | Chery | 500 398 | +10,9% | 2,5% |
13 | Hyundai | 443 186 | -35,4% | 2,3% |
14 | Baojun | 428 470 | -29,1% | 2,2% |
15 | BYD | 411 241 | -8,9% | 2,1% |
16 | Wuling | 406 746 | +8,5% | 2,1% |
17 | Roewe | 378 841 | -11,1% | 1,9% |
18 | GAC | 360 274 | -7,2% | 1,8% |
19 | Chevrolet | 311 134 | -39,7% | 1,6% |
20 | MG | 297 317 | +10,2% | 1,5% |
21 | Dongfeng | 280 465 | -25,7% | 1,4% |
22 | FAW | 269 995 | +21,5% | 1,4% |
23 | Kia | 249 256 | -12,0% | 1,3% |
24 | Ford | 244 002 | +4,9% | 1,2% |
25 | Cadillac | 230 010 | +8,2% | 1,2% |
Верхнюю строчку в рейтинге самых популярных моделей китайского авторынка в очередной раз занял седан Nissan Sylphy, сменивший поколение в 2019 году: продано 542 725 шт. (+15,3%). Haval H6 вновь стал самым востребованным кроссовером: реализовано 376 864 едиинц (-2,5%). Лидер китайского рынка первой половины прошлого десятилетия — минивэн Wuling Hongguang — продолжает сдавать позиции: продано 270 310 шт. (-27,9%), 8 строчка рейтинга. Самым продаваемым премиальным автомобилем стал удлинённый седан Audi A6L (178 501 шт., +37,2%).
Доля сегмента SUV (внедорожники и кроссоверы) за год выросла на 5,1% до 47% китайского рынка и почти сравнялась с долей сегмента традиционных легковушек, которая сократилась на 6,7% до 47,4%. Оставшиеся 5,6% — это сегмент MPV, то бишь всевозможные минивэны. В следующем году сегмент SUV, скорее всего, станет доминирующим на китайском рынке.