Обзор рынка запчастей для легковых автомобилей
Структура рынка автозапчастей в сегменте Aftermarket 2019 – 2020 гг.
о структуре рынка автозапчастей
Статистика предоставлена аналитической платформой Aftermarket-DATA ©.
Методология: Aftermarket-DATA © является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет
4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество).
Рынок автокомпонентов в 2019 году продемонстрировал стагнацию
5%. В первую очередь, это связано с уменьшением покупательской способности. Люди стараются экономить, а запчасти не входят в список товаров первой необходимости. При этом, в денежном выражении Aftermarket снизился ещё более значительно. Это связано с проникновением на рынок бюджетных азиатских брендов. И основным драйвером здесь выступают дистрибьюторы, расширяющие долю private label в своём ассортименте.
Рынок НСТО, напротив, показал рост
4%. Автопарк стареет, всё больше машин сходят с гарантии. Даже в гарантийный период владельцы новых авто едут на обслуживание в независимые автосервисы. Здесь экономический фактор для НСТО играет позитивную роль. Однако, внутри самого сегмента конкуренция усиливается. Если в 2018 средний чек на fastfit работы составлял
3.100 руб., то в 2019 году этот показатель снизился до 2.800 руб. Сервисы стараются завлечь клиентов скидками и акциями. Например, бесплатную диагностику подвески или прокачку тормозной системы теперь регулярно предлагают большинство станций автотехобслуживания.
В этой ситуации возрастает роль интеграции участников рынка для снижения издержек на масштабе. Владельцы магазинов и СТО выделяют три ключевые проблемы автобизнеса. Персонал: привлечение сотрудников, оценка квалификации, обучение. Диджитал: интернет-маркетинг, автоматизация процессов, контроль KPI. Взаимодействие с производителями: гарантийная поддержка, мануалы по ремонту и поиску запчастей, технические консультации. Бизнес-форматы, которые смогут предложить комплексное решение этих задач, станут лидерами Aftermarket в долгосрочной перспективе.
Рынок запчастей — 2020: тенденции, перспективы, прогнозы
О том, что происходило в 2020 году и какие это будет иметь последствия для автомобильного рынка России, мы подробно описали на стр. 8 этого номера. Однако помимо непосредственно реализации автомобилей не менее важную роль играет рынок послепродажного обслуживания, который эксперты отрасли обсудили в рамках онлайн-выставки MIMS Automechanika 2020. Журнал «Движок» подвел краткие итоги этой дискуссии.
Итак, согласно данным независимого аналитического эксперта Александра Груздева, непростая ситуация пандемийного года изменила и эту сферу жизни автомобилистов, причем так, что подстраиваться теперь придется практически всем игрокам рынка послепродажного обслуживания.
Одним из главных факторов, конечно, стал всеобщий переход на онлайн-торговлю, в данном случае запчастями. Интернет-магазины и так постепенно отбирали лидирующие позиции у магазинов классических, и особенно у СТО, благодаря более выгодному ценовому позиционированию. А в 2020 году произошел настоящий рывок — с 22% онлайн-продажи прыгнули сразу до 34%, фактически уйдя в недосягаемый для остальных продавцов отрыв. Кстати, интересно, что вторыми по увеличению доли рынка в сегменте продаж автодеталей за время пандемии оказались официальные дилеры, которые до половины сократили отставание от обычных магазинов запчастей.
Второй, причем куда более значимый и долгоиграющий фактор — цена. Вернее, ее роль возросла настолько, что окончательно стала определяющей. Косвенным фактором стала резко возросшая динамика сравнительного клиентского анализа: если раньше увеличение интереса к сравнению цен на запчасти возрастало в среднем на 1–2%, то в 2020 году этот показатель увеличился до 5–7% и достиг отметки 47%. То есть каждый второй автолюбитель гарантированно сравнивает цены — само собой, выбирая лучшие.
Как ни странно, параллельно с этим продолжает существование другой тренд: автовладельцы не спешат интересоваться стоимостью непосредственно сервисных работ. Как указывает Александр Груздев, 64% автолюбителей не сравнивают цены на СТО, что для последних является определенным шансом для «маневров».
Если же переходить к конкретным позициям, то ситуация выглядит настолько показательной, что может привести к перестройке всего российского рынка запчастей. Для примера был взят, наверное, самый популярный продукт послепродажного обслуживания — моторное масло.
Как показал анализ предложений, разброс стоимости на одинаковую по характеристикам продукцию отличается почти втрое: разные марки предлагают моторное масло по цене от 481 до 1324 рублей за литр. При этом 81% автомобилистов признались, что отдадут предпочтение более дешевому маслу, даже если не будут до конца уверены в бренде.
Последний фактор подтверждает и статистика за последние шесть лет, с докризисного 2014 года. Тогда качество масла играло важнейшую роль для 54% покупателей, а его цена — только для 38%. К сегодняшнему дню все стало наоборот: значение качества масла и репутации бренда-производителя снизилось до рекордных показателей 32 и 20% соответственно, зато значение стоимости продукции поднялось до 56%. То есть более чем половина автомобилистов России сегодня готова лить в мотор своей машины что угодно — главное, подешевле.
Кстати, в таком подходе есть свой смысл. Анализ деятельности российского автобизнеса показал, что на пути от производителя запчастей до конечного потребителя деталь в среднем дорожает на 310%. То есть в три раза! Так что народная фраза «цена в три конца» имеет под собой реальное обоснование. Связано это с цепочкой посредников: от производителя продукция уходит федеральным и региональным оптовикам, а затем распределяется между магазинами, СТО и интернет-площадками и только потом с тройной наценкой попадает к автовладельцу.
Влияние стоимости запчастей на принятие решения о покупке имеет градацию. Как показывает статистика, если деталь стоит до 1000 рублей, то сумма имеет значение только для 4% автолюбителей. Если стоимость детали составляет от 1000 до 5000 рублей, то уже 34% покупателей задумываются о выборе. Ну а если цена запчасти превышает 5000 рублей, то 58% водителей будут искать альтернативу подешевле
Ситуация в дилерских центрах
Параллельно с независимым рынком послепродажного обслуживания продолжает функционировать и дилерский сегмент, который так же активно занимается сервисной деятельностью. О проблемах этой части автобизнеса на онлайн-выставке MIMS Automechanika рассказал председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.
Как выяснилось, основная проблема дилеров за десятилетия так до сих пор не изменилась: это взаимоотношения с представительствами автомобильных марок. Несмотря на официальный партнерский статус, отношения между предприятиями строятся по принципу начальника и подчиненного, когда дилер обязан выполнять требования представительства в рамках дилерского соглашения.
Одно из них — определенный уровень цен, в том числе на сервисные услуги и запчасти. Г‑н Подщеколдин открыто заявил, что по самым ходовым позициям стоимость запчастей в дилерских центрах в среднем на 50–70% превосходит цены на продукцию брендов производителей компонентов, поставляемых на тот же конвейер, только без маркировки автомобильной компании. Из-за этого дилерский сегмент теряет огромную аудиторию и прибыль, а также доверие клиентов именно на этапе послепродажного обслуживания.
По словам спикера, связано это с тем, что импортер, имея огромные издержки на организацию бизнеса в России, компенсирует это повышенными ставками на официально поставляемую продукцию. Проще говоря, закупочная цена запчастей для дилера иногда больше, чем розничная для клиентов в независимых магазинах.
В результате вместо того, чтобы зарабатывать больше на большем количестве клиентов при меньшей наценке, дилер ждет обеспеченного покупателя, который в итоге заплатит за всех, кто на официальный сервис не приехал. А с учетом масштабного кризиса таких становится все меньше.
Выход из подобной ситуации игроки отрасли видят один: разрешение на продажу дилерами неоригинальной продукции, но от брендов, которые являются конвейерными поставщиками автомобильных марок. Это даст дилерам возможность заметно расширить аудиторию.
Частично подобной практикой в России занимаются официально представительства Volkswagen и PSA, в рамках которых действуют специальные программы сервисного обслуживания на негарантийные машины. Причем французы первые и пока единственные запустили в РФ свой дочерний бренд Eurorepar, который не только поставляет запчасти по более привлекательным ценам, но и имеет развитую сеть сертифицированных СТО.
Учитывая, что ценовой фактор в сложившейся экономической ситуации окончательно установился в России как определяющий, есть основания полагать, что данная модель развития сервиса дилерских предприятий действительно может оказаться спасительной.
Итоги конференции «Автосервис – 2020. Сервис, запчасти, оборудование»: эксперты – о главном.
26 августа 2020 года
25 августа 2020 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело онлайн-конференцию «Автосервис – 2020. Сервис, автозапчасти, оборудование». Мероприятие проводилось в рамках онлайн марафона международной выставки MIMS AUTOMECHANIKA (Московская международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля). Стратегическим партнером мероприятия выступила компания «Avito Авто».
Уже в первый час после начала конференции к ней присоединилось более 700 человек: дилеры, представители крупнейших холдингов по продаже и обслуживанию автомобилей, владельцы независимых СТО, учебных центров и IT-компаний – все, кому интересны текущие изменения и тренды развития в этой отрасли.
По традиции, в начале конференции выступил Сергей Удалов, «АВТОСТАТ», с аналитическим обзором, в котором привел основные цифры по рынку автосервиса в России. Так, согласно данным «АВТОСТАТ», в 2019 году в России на запчасти для легковых автомобилей было потрачено 1 трлн 390 млрд руб., для грузовиков – 431 млрд руб. Этот рынок очень важен для всех сервисменов и для страны в целом, отметил эксперт. В отличие от рынка новых или подержанных легковых автомобилей, которые в июле только-только начали выходить из «минуса», для сервисов объемы работ в июне и июле существенно превысили уровень прошлого года.
Что же касается российского парка легковых автомобилей, то его средний возраст сегодня приближается к 14 годам. При этом 35% парка составляют автомобили старше 15 лет. Этот сегмент больше интересен частным СТО, а не официальным сервисам, считает Сергей Удалов. Он также привел данные о количестве точек продаж и обслуживания автомобилей на территории РФ, которых насчитывается более 75 тысяч, включая 3,5 тысячи официальных дилеров. Суммарный объем рынка по ТО и ремонту в России превышает 310 млрд руб., из которых 51 млрд руб. приходится на официальные сервисы, 97 млрд руб. – на независимые СТО, а оставшиеся 163 млрд руб. – это потенциал рынка. Ёмкость рынка запчастей в прошлом году также увеличилась и в Евро, и в рублях, при этом эксперты отмечают продолжающийся рост цен на запчасти.
Много внимания на конференции было уделено работе недавно созданного Союза автосервисов. Что это за организация и в чем заключаются ее задачи, рассказал председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов. Главным направлением деятельности Союза он назвал защиту интересов отрасли, а также установление в ней новых стандартов и организацию прямого диалога между сервисменами и производителями запчастей.
Тему продолжил Юрий Валько, генеральный директор «Гидравлика», который подчеркнул важность консолидации усилий всех участников рынка автосервиса для решения вопроса по изменениям в техрегламент. Как известно, сейчас этот документ рассматривается в Министерстве промышленности и торговли России, и регламентирует, в том числе, возможность использования при ремонте подержанных или восстановленных автозапчастей. По словам Юрия Валько, прежний техрегламент имел определенные недостатки, но его текущая редакция просто поражает количеством внесенных изменений. Если документ примут в таком виде, то под его действием целая отрасль нивелируется до уровня мелких мастерских. Основные проблемы, которые возникнут после внесения этих изменений в закон, таковы:
— регистрация всего дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобиль после покупки. Это, в том числе, проблема чип-тюнинга, который могут запретить полностью, внесение изменений в магнитолы и бортовые компьютеры, установка охранной сигнализации, добавление подкрылок или фаркопа, спойлеров и воздухозаборников, багажников и антенн на крышу – все эти мелочи нужно будет сертифицировать в специальных лабораториях, расстояние до которых часто измеряется сотнями километров. Например, ближайшая к Якутску лаборатория находится в Челябинске, а машину до нее должен везти эвакуатор. Это может окончательно «добить» нашу промышленность по производству «допов», считают в Союзе.
— использование восстановленных б/у агрегатов, в частности рулевых реек, глушителей, компонентов тормозной системы, подушек и ремней безопасности в сборе, иммобилайзеров, каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. Все это хотят запретить на основании европейской редакции техрегламента, где прописан запрет на установку б/у деталей на НОВЫЕ автомобили. У нас же такой запрет предлагается распространить и на автомобили с пробегом. Напомним, что сегодня основным источником восстановленных деталей являются разборы и предприятия-утилизаторы, чья деятельность также регламентируется законом. Оборот таких деталей довольно большой, а за Уралом они вообще являются основным источником запчастей для машин.
Союз автосервисов категорически возражает против внесения таких изменений в техрегламент и работает над тем, чтобы его эксперты получили возможность участвовать в обсуждении этой темы в Минпромторге, отметил Юрий Валько.
Об особенностях продажи новых или б/у запчастей через удобную онлайн-платформу рассказал Александр Куроптев, руководитель категории Запчасти, Авито. Он подчеркнул, что сейчас на Авито продается все больше новых товаров, в том числе и запчастей, а для бизнеса предлагается широка линейка инструментов, помогающих привлекать новых клиентов и получать максимальную выгоду.
Тему продажи «допов», а также изменения к ним отношения со стороны потребителей раскрыл в своем докладе Виталий Новиков, директор по продажам франчайзинговой сети ЕвроАвто и исполнительный директор Союза Автосервисов. По его мнению, для официальных дилеров продажа «допов» сегодня является основным источником дохода, поскольку на продаже самой машины заработать почти невозможно. При этом зачастую неоригинальный «доп» оказывается конкурентнее оригинала, а например, для автомобилей LADA стоимость «допов» может быть сопоставима со стоимостью самой машины. Что же касается «изменения в головах клиентов», то еще вчера, покупая дополнительное оборудование в машину, они хотели «сделать лучше себЕ», а сегодня они стремятся «сделать лучше себЯ». И этот тренд – повод для мозгового штурма изготовителей дополнительного оборудования. Именно с такой точки зрения нужно предлагать этот товар сегодня, расширяя горизонты, рассказывая и показывая клиенту возможности автомобиля.
Возвращаясь к теме законодательного регулирования рынка автосервиса, Юлия Фахрудинова, менеджер группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности, Deloitte, рассказала об изменениях в налогообложении, которые коснутся большинства участников этого рынка. С 1 января 2021 года нас ожидает отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который сегодня дает возможность автосервисам не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и экономить на уплате налогов в бюджет государства. Однако, по мнению государства, ЕНВД изжила себя как система, и взамен нее предлагается выбрать один из трех возможных режимов, которые также позволят платить налоги в упрощенной форме: упрощенная система налогообложения (для ИП или юрлиц, численность персонала которых не превышает 100 человек), патентная система налогообложения (только для ИП с количеством работников менее 15 человек), применение налога на ИП (для тех, у кого нет наемных работников).
Кроме того, Юлия Фахрудинова перечислила возможные варианты легального снижения налоговой нагрузки: аренда оборудования у работников, заключение договоров подряда, создание резерва для ремонта оборудования – все это поможет средним и малым предприятиям по ремонту и обслуживанию автомобилей не превратиться в убыточные.
Что касается прогнозов на будущее, то и здесь участники конференции были единодушны: канал продаж запчастей через автосервисы станет основным уже через 2 – 3 года, благодаря, в том числе, росту сетевых сервисов. Так, Виталий Новиков уверен, что сети продолжат расти, потому что людям нужны простые рецепты и технологии, которых нет у частных сервисов. Его поддержал Александр Кучеров, который добавил, что очень скоро соотношение сетевых и несетевых СТО изменится в пользу «сетевиков», а в дальнейшем, по примеру Европы, в сервисах начнут выкупать автомобили с пробегом. Сегодня гарантийный парк становится все меньше, а парк постгарантийных машин, напротив, растет, поэтому официальным дилерам нужно учиться работать с сетевыми СТО, отметил Александр Кучеров. Эту идею разделяет и Барно Турсунова, которая прогнозирует более медленный, но при этом более качественный рост сетевых СТО. Она также считает, что покупка и продажа автомобилей в сервисах возможна, особенно при наличии некой платформы с данными и сервисами для работы в этом направлении.
Кроме того, уже сегодня IT-решения помогают сократить время коммуникации между клиентом и дилером: клиенту удобно выбрать мастера, время и дату проведения ТО без лишних разговоров, только с помощью мессенджеров. А в дальнейшем создание искусственного интеллекта поможет персонализировать предложение для клиентов и подобрать для него продавца или технического специалиста по психотипу.
Рынок автозапчастей в России: рейтинг крупнейших продавцов и производителей автозапчастей
Основные показатели автомобильного рынка в России
Начиная с 2016 года и далее в течение двух лет рынок новых автомобилей показывал высокий темп роста, однако в конце 2018 года началась его стагнация. По официальным данным, которые собирает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей на конец 2019 года сократились на 2,5%, в стране было продано 1 млн 634 тыс. новых легковых автомобилей.
Многие эксперты отмечают взаимосвязь между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent. В 2019-м цены на нефть и спрос на автомобили слегка просели. По итогам 2020 год автопроизводители прогнозируют дальнейшее падение минимум на 2% (рис.1).
Рис. 1. Взаимосвязь между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть
Рис. 2. Структура автомобильного рынка в 2019 году по отношению к 2018 году
Рис. 3. Структура рынка автомобилей и мототехники по сегментам в 2019 году
Прогноз на 2020 год оптимизма не внушает: те же минус 2%. Хотя некоторые игроки рынка ожидают падения продаж на пять или даже десять процентов.
Характеристика российского рынка автомобильных автозапчастей
В России насчитывается порядка 55 млн. автомобилей. Все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В таких условиях, естественно, повышается спрос на автозапчасти.
Наиболее высокие темпы роста рынка автозапчастей демонстрирует Москва, где продается около 20% всех запасных частей. Нужно сказать, что рост российского рынка запасных частей продолжается, несмотря на то что в мире он стремительно падает, поскольку ужесточение экологических требований вынуждает владельцев автомобилей в западных странах либо не покупать авто вообще, либо менять машину до того, как какая-либо деталь сломается.
Порядка 35-37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке имеет высокий уровень и колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%.
Для корректной общей характеристики рынка автозапчастей и точного анализа необходимо разделить его на 2 рынка: первичный и вторичный.
Вторичный рынок автозапчастей в России
На первичном рынке (ОЕМ) реализуются комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе, тогда как вторичный рынок (автомаркет) предназначен для реализации автозапчастей в автомагазинах.
Если за рубежом приоритетное положение занимает первичный рынок автозапчастей, то в нашей стране на автомобильном рынке доминирующая роль отведена вторичному рынку. В свою очередь, на этом «унтер-рынке» запчастей доминируют детали для российских автомобилей, хотя их доля постепенно уменьшается, что связано с локализацией производства в России иностранными производителями и, как следствие, удешевлением иномарок.
Рис. 4. Динамика объема вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.
В структуре объема вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей традиционно ведущее место занимают шины, детали подвески, масла и смазки. Шины являются самой затратной долей в структуре вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей. В 2019 году россияне потратили на покупку покрышек порядка 189,3 млрд руб. или 13% от общего объема (рис. 5).
Рис. 5. Структура вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.
На закупку деталей подвески у россиян ушло порядка 158 млрд руб., что составляет почти 11% от общего объема рынка, а на масла и смазки – 111,2 млрд руб. или 7,6%.
В целом, в 2019 году общий объем вторичного рынка автозапчастей перешагнул отметку в 1 млн. экземпляров разного рода деталей. В денежном выражении это эквивалентно сумме в 1 трлн 473 млрд рублей.
Контрафактная продукция на российском рынке автозапчастей
Спрос на автомобильные компоненты неэластичен, так как автомобильный транспорт используется для ежедневных поездок и транспортировки всех категорий товаров. При этом значительная часть автовладельцев не обладает достаточными знаниями для подбора качественных лицензионных деталей. По этим причинам рынок автокомпонентов, объем которого в России превышает 1 трлн руб., притягателен для производителей контрафакта.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, под контрафактным товаром мы понимаем тот, на котором незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Контрафактные товары в подавляющем большинстве случаев также являются и фальсификатом, то есть товарами, не соответствующими принятым для данной продукции техническим стандартам и регламентам и/или содержащими недостоверную информацию о своих свойствах и характеристиках.
За последние четыре года доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов возросла на 3%. При этом стоимость компонентов, для которых факт контрафакта доказан в суде, а их производители или распространители привлечены к административной или уголовной ответственности, составляет менее 0,01% от общего объема контрафактной продукции на рынке.
В 2019 г. доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов составила порядка 31%, по оценкам ТИАР-Центра, составленным на основе анализа судебной статистики, данных по производству, экспорту, импорту и продажам автокомпонентов, экспертных интервью. Это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом: по данным исследования ТИАР-Центра «Рассадники контрафакта», на рынке непродовольственных товаров доля контрафакта оценивается в 30%.
Рис. 6. Вторичный рынок автомобильных запчастей и доля контрафакта на нем в 2015-2019 гг., млрд руб.
Источник: ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»
При этом на товары, на которые незаконно нанесены защищенные товарные знаки, приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов; остальные поддельные детали (составляющие приблизительно 2/3 от рынка контрафакта) продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения.
Однако еще в середине 2010-х ситуация была иной: среди контрафактных деталей большинство продавалось непосредственно под известными марками, нарушители не утруждались модифицированием фирменного дизайна. По мнению опрошенных экспертов, во многом изменение этого соотношения свидетельствует об улучшении работы государственных органов и правообладателей по выявлению и пресечению оборота контрафакта.
В общем, доля контрафактной продукции на рынке с 2016 г. по 2019 г. выросла на 3%. При этом тренд разнонаправленный для разных категорий компонентов: при общем росте нелегального оборота для некоторых типов деталей доля контрафакта сокращается (например, свеч зажигания, ламп).
Чаще всего подвержены контрафакту фильтры (по степени убывания популярности: масляные, воздушные, салонные и топливные); тормозные комплектующие: диски, колодки; ремни и цепи; детали подвески; лампы и фары.
Наиболее подделываемыми запасными частями являются так называемые «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%.
Доля контрафактных компонентов для автомобилей премиальных категорий довольно низка. Она значительно больше для брендов средней и низкой ценовых категорий. Чем дороже автомобиль, тем больше владельцы склонны заказывать техническое обслуживание у официальных дилеров.
Существует также связь между объемом оборота контрафактных деталей и годом выхода модели автомобиля. Доля контрафактных компонентов для конкретной линейки машин достигает максимума не ранее чем через пять лет после ее выхода на рынок. Новые модели пользуются меньшим спросом среди нелегальных производителей ввиду того, что требуется время для организации производства новых компонентов и появления эффекта масштаба, то есть насыщения рынка достаточным количеством автомобилей новой линейки и накопления ими некоторого износа.
Рис. 7. Соотношение между импортом и внутренним производством контрафактных автокомпонентов в зависимости от страны происхождения автомобиля
Источник: ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»
Анализ рынка контрафактных автокомпонентов показывает, что предложение формируют товары трех основных категорий:
Самая массовая для отечественных автомобилей категория – это запасные части, произведенные в кустарных условиях. Эти производства, как правило, расположены в гаражах и помещениях бывших производственных предприятий. Запчасти изготавливаются из бывших в употреблении запасных частей («восстанавливаются»), либо из низкокачественных материалов, не отвечающих требованиям технологического процесса.
Категория, характерная для автомобилей иностранных производителей – это неоригинальные запасные части из Китая, Турции и других стран, импортируемые на территорию Российской Федерации и других стран ЕАЭС недобросовестными предпринимателями. Эти запасные части в целом внешне соответствуют оригинальным, при этом материалы и технологический процесс, используемые при их изготовлении (и как следствие, эксплуатационные характеристики), не отвечают стандартам автопроизводителей и государственным регламентам. Упаковка продукции данной категории в контейнеры, имитирующие фирменные, по большей части происходит после прохождения таможенного контроля.
Небольшую долю рынка занимают детали, произведенные на полноценных промышленных предприятиях, которые затем фасуются заказчиками в упаковку, незаконно использующую зарегистрированные товарные наименования. Как отмечают эксперты, при этом такие заказчики, как правило, договариваются с производственной площадкой об использовании более дешевых материалов (сплавов, пластмасс, резин и т.д.), чтобы увеличить свою прибыль.
Импорт автозапчастей в РФ
Как было отмечено выше, доля импорта автозапчастей на российском рынке оценивается в 62,5–66,5%.
В период 2016-2019 гг. общий объем импорта автозапчастей в России оценивается в 33,3 млрд долл., при этом максимальное количество поставок пришлось на 2018 год, когда в Россию было ввезено автозапчастей на сумму 8,97 млрд долл. В 2019 году наблюдается снижение доли импорта по сравнению с 2018 годом на 0,01 млн т. в натуральном выражении или на 0,23 млрд долл. – в денежном (рис. 8).
Рис. 8. Динамика импорта автозапчастей, млрд долл.
В 2019 году ведущими поставщиками импорта автозапчастей в Россию выступили Германия, Япония и Китай.
Рис. 9. Топ-5 ведущих стран-поставщиков импортных автозапчастей, % в денежном выражении
Рис. 10. Товарная структура импорта ключевых автозапчастей в 2019 году в денежном выражении, %
Как и в предыдущем году, география импортных поставок автозапчастей в России – Санкт-Петербург, Москва и Калининградская область. Импортные поставки в Санкт-Петербург составили в натуральном выражении 1,22 млн т. (23,3%), в денежном выражении – 8,13 млрд долл. или 24,4%. В Москву из-за рубежа было поставлено 842 тыс. т. автозапчастей (16%), что в стоимостном выражении составило 5,8 млрд долл. или 17,4%. Калининградская область получила 425,7 тыс. т. автозапчастей (8,13%) на сумму более 4,2 млрд долл. или 8,13%.
Российский экспорт автозапчастей
Что касается экспорта автозапчастей, в 2019 году Россия экспортировала порядка 137,74 млн т. автокомпонентов и автозапчастей, что на 1,14 млн т. меньше предыдущего года. Однако в денежном выражении в 2019 году стоимость экспортируемых автозапчастей составила 605,4 млн долл., что выше предыдущего года на 48,87 млн долл. (рис. 11). Такое соотношение, прежде всего, вызвано увеличением в структуре экспорта дорогостоящих прочих деталей для грузовых автомобилей.
Рис. 11. Динамика экспорта автозапчастей, млн долл.
Основными странами-получателями автозапчастей российского производства являются, прежде всего, Казахстан, Белоруссия и Украина (рис. 12).
Рис. 12. Топ-5 ведущих стран-получателей российских автозапчастей, % в денежном выражении
В 2019 году основными автозапчастями, которые экспортировались из России, являлись, в первую очередь, прочие части и принадлежности автомобилей, которые в натуральном выражении превысили 114,8 тыс. т., а в денежном – 577,1 млн долл. или 26,6% в общем объеме экспорта (рис. 13). Второе место в экспортных поставках занимают части и принадлежности кузовов общей стоимостью 282,8 млн долл. (13%), в натуральном выражении – более 77,6 тыс. т. На третьем месте – колеса ходовые и их части (228,2 млн долл. или 10,5%).
Рис. 13. Товарная структура экспорта ключевых автозапчастей в 2019 году в денежном выражении, %
Основными регионами России, из которых экспортируются автозапчасти, являются Москва и Московская область, Самарская область и Республика Татарстан. Экспортные поставки из Москвы составили в натуральном выражении 69,3 тыс. т. (12,9%), в денежном выражении – 370,6 млн долл. или 17%. Из Московской области за рубеж было поставлено 47,3 тыс. т. автозапчастей (8,8%), что в стоимостном выражении составило 276,7 млн долл. или 12,7%. Самарская область поставила за рубеж 92,2 тыс. т. автозапчастей (17,1%) на сумму более 271,2 млн долл. или 12,5%.
Крупнейшие производители и дистрибьюторы автозапчастей в России
В настоящее время в России функционирует порядка 370 крупных компаний, занимающихся производством автозапчастей для автомобилей разных категорий. Из них 292 – российские компании, включая компании с некоторой долей иностранных вложений, и 73 – зарубежные компании, которые полностью созданы на иностранные инвестиции (табл. 1).
Таблица 1. ТОП-5 крупнейших отечественных производителей оригинальных автокомпонентов и автозапчастей на территории России в 2019 году