Окоф автомобиль медицинской службы
Машина «скорой помощи». Считаем налоги
Автомобили «скорой помощи» есть у многих медицинских организаций. Можно ли классифицировать такие машины как важнейшую и жизненно необходимую медицинскую технику и не платить НДС при их реализации? В какую амортизационную группу включать эти автомобили для целей налога на прибыль? Как уплачивать транспортный налог? И положена ли организации льгота по налогу на имущество? Ответы – в нашей статье.
Избежать уплаты НДС не удастся?
Как известно, реализация на российской территории важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Но только если эта техника значится в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19 (далее – Перечень).
В пункте 17 указанного Перечня перечислено оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки с кодом ОКП (Общероссийский классификатор продукции) 94 5100. Под кодами, относящимися к данной группе (94 5110, 94 5120, 94 5130, 94 5140), указано санитарно-гигиеническое оборудование, а под кодом 94 5150 – средства перемещения и перевозки (носилки, тележки и др.).
При этом в примечании 2 Перечня сказано, что коды ОКП, приведенные в Перечне, должны соответствовать тем кодам, которые указаны в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Напомним, что требования на автомобили скорой медицинской помощи установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытания». В нем указан код ОКП 45 1785 (автобусы санитарные).
Получается, что специализированные автомобили медицинского назначения не могут быть отнесены к продукции с кодами ОКП 94 5100. А присвоение одновременно двух кодов ОКП не предусмотрено.
Это подтверждают и суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 12 ноября 2004 г. № Ф09-4825/04-АК). Аналогичная позиция высказана и в письме ФНС России от 25 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/349@*.
В то же время другой арбитражный суд признал, что автомобили «скорой помощи» конкретного производителя (ООО «Берегиня Люкс») относятся к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике. Ведь они сертифицированы с присвоением кода ОКП 94 5100. А значит, их реализация не должна облагаться НДС (постановление ФАС Поволжского округа от 22 июня 2006 г. № А72-651/06-16/38).
Платим транспортный налог
Пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень транспортных средств, которые не являются объектом обложения по транспортному налогу. Машины «скорой помощи» в него не включены и поэтому подлежат обложению транспортным налогом в общем порядке.
Между инспекторами и организациями зачастую возникают споры об отнесении машин «скорой помощи» к легковым либо грузовым автомобилям, либо к автобусам для целей уплаты транспортного налога.
К какой же группе отнести специальный транспорт медицинского назначения? Обратимся к пункту 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» (утверждены приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). В нем указано следующее.
При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
– Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госкомстата России от 26 декабря 1994 г. № 359;
– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII.
Заметим, что суды классифицируют машины «скорой помощи» как легковые автомобили, основываясь на ОКОФ, типе (категории) транспортного средства, указанном в регистрационных документах, и его фактическом использовании. Такие выводы, например, содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 16 марта 2007 г. № А09-5517/06-29 и ФАС Западно-Сибирского округа от 10 января 2007 г. № Ф04-2399/2006 (29657-А75-37).
Амортизационная группа по налогу на прибыль
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В соответствии с нею автомобили-фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов (код ОКОФ 15 3410346) отнесены в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования составляет от 7 лет и 1 месяца до 10 лет включительно.
А вот автомобили легковые специальные (санитарные) для медицинской помощи на дому (код ОКОФ 15 3410166) отнесены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно.
Согласно пункту 9 статьи 259 Налогового кодекса РФ, по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим соответственно первоначальную стоимость более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. Однако, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 8 июня 2006 г. № 03-03-04/2/161, в отношении автомобилей-фургонов медицинской службы и для перевозки медикаментов коэффициент 0,5 не применяется. Ведь данные автомобили не относятся по ОКОФ ни к легковым автомобилям, ни к микроавтобусам.
Что с налогом на имущество?
Движимое имущество российских организаций облагают налогом на имущество. Таково требование пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А налоговые льготы по данному налогу установлены в статье 381 главного налогового документа. В настоящее время федеральным законодательством в отношении автомобилей «скорой помощи» таких налоговых привилегий не установлено. Однако не стоит забывать, что указанные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством. Об этом сказано в пункте 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
ОКОФ ОК 013-2014 310.29.10.59.160, амортизационные группы, налоговые льготы и переходный ключ к ОКОФ ОК 013-94 и ОКПД2 ОК 034-2014
Общая информация
Код: | 310.29.10.59.160 |
Описание: | Автомобили скорой медицинской помощи |
Примечание: Информация об изменениях, которые произошли с выбранным кодом. |
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
Актуально для классификаторов ОКОФ (ОК 013-2014 СНС 2008), ОКПД2 (ОК 034-2014 КПЕС 2008) и ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2).
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
Актуально для классификаторов ОКОФ (ОК 013-2014 СНС 2008), ОКПД2 (ОК 034-2014 КПЕС 2008) и ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2).
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
Свернуть
Дочерние коды (кодов: нет)
Дочерние коды отсутствуют. Код можно использовать для классификации объекта основных средств.
Сведения об амортизационных группах
Правильность набора амортизационных групп к коду можно подтвердить с помощью ссылок в информационно-правовой системе ГАРАНТ, размещенных в соответствующем столбце таблицы.
Курсивом выделены амортизационные группы, не определенные коду напрямую в Постановлении, а унаследованные от кода более высокого уровня, согласно иерархической структуре классификатора.
Тщательно изучите сообщения, помеченные знаком ВНИМАНИЕ.
Для правильного выбора амортизационной группы проверьте соответствие характеристик объекта словесному примечанию (см. столбец Примечание).
Если ни одно примечание не подходит, амортизационная группа и срок полезного использования для данного кода на выбранный год определяются из срока эксплуатации объекта по правилам п. 3, п. 6 ст. 258 НК РФ сооветственно (см. в таблице строку нулевой амортизационной группы).
Признаки идентификации недвижимого имущества по ОКОФ
‘ data-html=»true» data-title=’ ×’>
Свернуть
Сведения о налоговых льготах
Информация о льготах указана на основании соответствующих Постановлений Правительства РФ, действующих на указанную дату ввода объекта в эксплуатацию. Условие применения льготы описано в примечаниях к конкретному постановлению.
Для более подробной информации нажимайте на кнопки со знаком вопроса ? в заголовках подразделов, описывающего конкретные виды льгот.
Сведения об отнесении к энергоэффективным объектам
В случае ошибки в применении льготы есть риск налоговых санкций!
Для подтверждения обоснованности применения льготы необходимо сопоставить технические характеристики объекта учета и критерии, установленные постановлением, а также убедиться в правильности классификации основного средства по коду ОКОФ (ОК 013-94).
Курсивом выделены сведения, унаследованные от кодов более высокого уровня.
Для данного кода на выбранный год отсутствуют сведения об отнесении к энергоэффективным объектам, для которых не указан класс энергетической эффективности.
Применить специальный коэффициент к норме амортизации по конкретному объекту, классифицированному этим кодом, можно при одновременном выполнении двух условий (см. п. 4 ст. 259.3 НК РФ) :
Сведения об отнесении к сетям общего пользования
В случае ошибки в применении льготы есть риск налоговых санкций!
Для подтверждения обоснованности применения льготы необходимо убедиться в соответствии функционального назначения объекта учета и правильности классификации основного средства кодом ОКОФ (ОК 013-2014 СНС 2008).
Курсивом выделены сведения, унаследованные от кодов более высокого уровня.
Для данного кода на выбранный год отсутствуют сведения об отнесении к сетям общего пользования.
Сведения об отнесении к инновационным объектам
В случае ошибки в применении льготы есть риск налоговых санкций!
Информация приведена в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2017 г. N 1299-р. Для подтверждения обоснованности применения льготы необходимо сопоставить технические характеристики объекта учета и критерии, установленные постановлением, а также убедиться в правильности классификации ОС кодом ОКОФ.
Курсивом выделены сведения, унаследованные от кодов более высокого уровня.
Для данного кода на выбранный год отсутствуют сведения об отнесении к объектам, использующим наилучшие доступные технологии.
Сведения об отнесении к объектам водоснабжения и водоотведения
В случае ошибки в применении льготы есть риск налоговых санкций!
Для подтверждения обоснованности применения льготы необходимо сопоставить технические характеристики объекта учета и характеристики, установленные Постановлением, а также убедиться в правильности классификации ОС кодом ОКОФ.
Курсивом выделены сведения, унаследованные от кодов более высокого уровня.
Для данного кода на выбранный год отсутствуют сведения об отнесении к объектам водоснабжения и водоотведения.
Переходные ключи
Документы-основания, использованные при создании переходных ключей, можно узнать из справки к соответствующим подразделам (Левый переходный ключ или Правый переходный ключ).
Левый: ОКПД2 (ОК 034-2014 КПЕС 2008) (кодов: 1)
Показаны коды, образованные от данного кода ОКОФ2 (ОК 013-2014 СНС 2008) по двум принципам:
Автомобиль «скорой помощи»: проблемы налогообложения и бюджетного учета
«Бухучет в здравоохранении», 2012, N 3
«Входной» НДС
Приобретая автомобиль скорой помощи, медицинское учреждение не сможет принять к вычету «входной» НДС, если даже и является плательщиком НДС. Ведь услуги скорой медицинской помощи не облагаются этим налогом (абз. 5 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Напомним читателям журнала, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению (абз. 5 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Поэтому «входной» НДС по автомобилю скорой помощи нужно включить в его первоначальную стоимость в налоговом учете (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Налог на имущество
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Льготы по налогу на имущество устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) соответствующими законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).
Например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» в редакции от 17.11.2010 N 49. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 этого Закона с 1 января 2011 г. от уплаты налога на имущество организаций освобождаются бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и муниципальные образования в г. Москве. В этой связи бюджетное медицинское учреждение г. Москвы со стоимости автомобиля скорой помощи не должно уплачивать налог на имущество. При этом коммерческие медицинские организации г. Москвы со стоимости таких автомобилей должны уплачивать налог на имущество на общих основаниях (п. 1 ст. 374 НК РФ).
На этом основании бюджетные медицинские учреждения и коммерческие медицинские организации Смоленской области со стоимости автомобилей скорой помощи не должны уплачивать налог на имущество.
Транспортный налог
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ установлен исчерпывающий перечень транспортных средств, которые не являются объектом обложения транспортным налогом. Автомобили скорой помощи в него не входят, поэтому облагаются транспортным налогом в общем порядке, установленном гл. 28 НК РФ.
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и их отнесении к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
Отметим, что вышеназванные Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, они являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).
Читателям журнала следует иметь в виду, что судьи классифицируют автомобили скорой помощи как легковые автомобили, основываясь на ОКОФ, типе (категории) транспортного средства, указанном в регистрационных документах, и его фактическом использовании. Такие выводы, например, содержатся в Постановлениях ФАС Центрального округа от 16.03.2007 по делу N А09-5517/06-29, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2007 по делу N Ф04-4562/2007(36093-А27-37) и от 10.01.2007 по делу N Ф04-2399/2006(29657-А75-37), ФАС Поволжского округа от 21.02.2008 по делу N А55-7555/07.
В соответствии с гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401).
Срок полезного использования для целей бюджетного учета
Как показывает аудиторская практика, автомобиль скорой медицинской помощи (санитарный автомобиль) часто относится бюджетными учреждениями к коду ОКОФ 15 3410166. Более того, бухгалтер нередко поднимает вопрос о том, какой срок полезного использования для целей бюджетного учета может быть установлен для такого автомобиля в случае, если эксплуатация его проходит в условиях повышенной сменности?
В обоснование такой позиции можно привести следующие аргументы.
Согласно вышеуказанной норме срок полезного использования объекта основных средств устанавливается:
ожидаемого срока использования основного средства в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования объекта, а также его гарантийного срока использования;
При этом величина срока полезного использования в бюджетном учете не зависит от режима эксплуатации автомобиля скорой медицинской помощи (санитарного автомобиля), в частности от его работы в условиях повышенной сменности.
Автомобили скорой медицинской помощи (санитарные автомобили) бывают разных типов и категорий:
Кроме того, согласно (п. 3.3 Национального стандарта Российской Федерации «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний. ГОСТ Р 52567-2006», утвержденного и введенного в действие с 01.01.2007 Приказом Ростехрегулирования от 18.09.2006 N 201-ст, автомобили «скорой медицинской помощи» (ambulance) подразделяются на классы:
Согласно (п. 3.4 ГОСТ Р 52567-2006 в отдельную группу выделены автомобили скорой медицинской специализированной помощи (specialized ambulance): автомобили скорой медицинской помощи, предназначенные для оказания узкоспециализированной медицинской помощи (кардиологической, неонатальной, токсикологической и т.д.), созданные на базе автомобиля скорой медицинской помощи класса B или C.
В целях определения в бюджетном учете срока полезного использования рассматриваемого транспортного средства учреждению прежде всего важно правильно классифицировать тип (конструктивные особенности и назначение) и категорию (A, B или C) имеющегося у него автомобиля скорой медицинской помощи (санитарного автомобиля). Сделать это нужно, руководствуясь ОКОФ ОК 013-94, Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, Приложением N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011), на основании сведений, указанных в регистрационных документах, документах, удостоверяющих право собственности, а также паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении (см. п. 1 Письма Минфина России от 08.06.2006 N 03-03-04/2/161, п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2008 по делу N А05-8497/2007).
Например, автомобиль скорой медицинской помощи (санитарный автомобиль) отнесен учреждением к коду ОКОФ 15 3410166, то есть к подклассу ОКОФ «Автомобили легковые». Если именно такой тип транспортного средства (легковой автомобиль) определен учреждением с учетом конструкторских особенностей и назначения данного транспортного средства на основании регистрационных документов, документов, удостоверяющих право собственности, а также паспорта транспортного средства и иных документов, подтверждающих возможность его допуска к участию в дорожном движении, такой автомобиль учреждение вправе включить в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно, а п. 44 Инструкции N 157н позволяет учреждению по своему транспортному средству установить наибольший срок, то есть 5 лет.
Возможность использования кода ОКОФ 15 3410166 в отношении легкового автомобиля скорой медицинской помощи (санитарного автомобиля) подтверждает и абз. 1 п. 31.2 ч. 2 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Минздравсоцразвития России, согласно которому автомобили скорой медицинской помощи, реанимационные автомобили, оснащенные специальным оборудованием, учитываются в качестве единого инвентарного объекта, включая вышеуказанное оборудование, и относятся к транспортным средствам в соответствии с классификацией, установленной ОКОФ (код 15 3410166). Код ОКОФ 15 3410166.
Некоторую путаницу в возможность использования кода ОКОФ 15 3410166 в отношении легкового автомобиля «скорой медицинской помощи» (санитарного автомобиля) внесли Письма Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73 и от 12.01.2004 N 230-ИМ/10.
Так, данное министерство рекомендовало (в связи с отсутствием автомобилей скорой медицинской помощи (санитарных автомобилей) в Классификации основных средств) в Письме от 15.08.2006 N Д19-73 руководствоваться своим же Письмом от 12.01.2004 N 230-ИМ/10, согласно которому учреждению следует устанавливать срок полезного использования основных средств, не указанных в Классификации основных средств, одним из следующих способов:
Такая рекомендация дана Минэкономразвития России на основе распределения автобусов для целей начисления амортизации в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, по следующим группам (приведена в Письме Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73):
транспорта общего пользования;
транспорта общего пользования;
Однако позиция Минэкономразвития России в отношении применения кодов ОКОФ для автомобилей скорой помощи (санитарных автомобилей) спорна по следующим причинам:
Согласно ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 15.12.2002 N 473-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 06.04.2009 N 123-ст), автомобили линейной службы и специализированной скорой медицинской помощи относятся к транспортным средствам оперативных служб.
В соответствии с (п. 6.1.1.2 разд. 6.1 Требований к автомобилям «скорой медицинской помощи» Национального стандарта Российской Федерации «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 52567-2006», утвержденного и введенного в действие 1 января 2007 г. Приказом Ростехрегулирования от 18.09.2006 N 201-ст, габаритные размеры автомобилей скорой медицинской помощи не должны превышать следующих значений: