Определите какое средство выразительности использовано в каждом примере автомобиль гудя
Средства художественной выразительности
Презентация для подготовки решения задания 26 ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности»
Средства художественной выразительности Задание 26 ЕГЭ
Средства художественной выразительности
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот, оборот, образ)- это употребление слов, фраз в переносном смысле.
Фигура (от лат. Слова «оборот речи, очертание, внешний вид»).
Такие синтаксические построения, которые используются для выразительности текста.
Средства художественной выразительности
Риторические фигуры: обращение, восклицание, вопрос.
Тренировочные упражнения на закрепление.
Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком (С.Есенин)
Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье…
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.» (С.Есенин)
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: « В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.» (А. Пушкин)
Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М.Горький)
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс
1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)
3. риторическое восклицание
2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». (А.С. Пушкин)
3. синтаксический параллелизм
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)
4. экспрессивная книжная лексика
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)
5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (А.С. Пушкин
2. контекстуальные антонимы
6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (А.С. Пушкин
4. развернутая метафора
7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (А.С. Пушкин
8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (А.С. Пушкин
1. вопросительно-ответное единство
3. именительный представления
4. ряды однородных членов
9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)
1. именительный представления
10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)
4. развернутая метафора
11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)
3. неполное предложение
12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ
I. Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ”. Слайд №1.
Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений.
II. Повторение и углубление ранее изученного материала.
Слайд №2 (работа по схеме).
Средства художественной выразительности
Тропы | Фигуры речи |
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. | Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. |
Эпитет. | |
Сравнение. | Антитеза. |
Метафора. | Инверсия. |
Олицетворение. | Градация. |
Гипербола. | Анафора. |
Литота. | Эпифора. |
Перифраза. | Оксюморон. |
Метонимия. | Синтаксический параллелизм. |
Синекдоха. | Парцелляция. |
Ирония. | Лексический повтор. |
Эллипсис. | |
Бессоюзие. Многосоюзие. | |
Риторические фигуры: | |
Обращение. | |
Восклицание. | |
Вопрос. | |
Умолчание. |
(В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов).
2. Работа по памяткам.
Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).
Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов. Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)
III. Тренировочные упражнения на закрепление.
1. Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
2. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье…
Ответы к заданию : 1)3; 2)2; 3)2; 4)2; 5)2.
IV. Найдите соответствие.
1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.
1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов) | А. Вопросно-ответное единство. |
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) | Б. Гипербола. |
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? | В.Многосоюзие. |
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) | Г. Риторический вопрос. |
Д. Сравнение. |
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.
2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев) | А. Градация. |
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) | Б. Инверсия. |
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. (К.И. Чуковский) | В. Оксюморон. |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) | Г. Риторическое обращение. |
Д. Синтаксический параллелизм. |
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.
3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский) | А. Историзмы. |
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой) | Б. Лексический повтор. |
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М.Ю. Лермонтов) | В. Олицетворение. |
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) | Г. Фразеологизм. |
Д. Эпитет. |
Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д.
V. Работа с текстом.
(Текст с заданиями раздается учащимся).
(1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.
(5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.
— Рассуждение и описание;
— Рассуждение и повествование;
— Рассуждение;
— Повествование.
Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ______ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _______ (“человек выбирает жизнь”, “возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми”). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию _____ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ______ (“просить судьбу”, “доброе сердце”).
VI. Компьютерная презентация. “Берегите матерей!”
Средства выразительности речи
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Повтор слов в началах смежных отрезков речи
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. ()
Стилистически значимый повтор согласных звуков
Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! ()
Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы
Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза
Стилистически значимый повтор согласных
Пропуск союзов при перечислении
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…()
Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает
Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета
У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями ()
Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н. В Гоголь)
Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах)
Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе)
Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный)
Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура)
Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы
Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава)
Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания
Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. С Пушкин)
Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию
Я памятник себе воздвиг нерукотворный ()
Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. ()
Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке
Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол
Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического
Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной
Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов)
Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)
Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. ()
Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение
1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита»
Намеренные повторы союзов и, да, или.
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()
Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века
Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.
Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь
Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ()
Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью
«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание
Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. ()
Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки
Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)
Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе
Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)
Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? ()
Придание высказыванию восклицательной интонации
Ну как не порадеть родному человеку! ()
Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного
Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. ()
Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков
Белеет прус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение
1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону
Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи
Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)
Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства
Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие
Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг
Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. ()
Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы
Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.
Экспрессивная книжная лексика
Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи
Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. ()
Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения
Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор()
Повторы слов в концах смежных отрезков речи
Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере