Пчелиное крым как добраться на машине
Село Пчелиное (карта, фото)
Село Пчелиное (Куртлук) — это полузаброшенное селение в горах Крыма. По мнению некоторых учёных и большинства романтиков, именно здесь, в долинах между отрогами Караби-яйлы и горами Чомбая, в давние времена жили тавры. В этих местах обитало одно из племён этого древнего народа — напеи. В окрестных лесах сохранились каменные ящики — могильники тавров и даже их святилища.
Жизнь здесь существовала многие столетия, а вот «закисание» началось совсем недавно, после развала Советского Союза. Пчелиное — самое высокогорное село на полуострове. Высота над уровнем моря в его частях различна. Гористый рельеф даёт о себе знать, высот менее пятисот метров тут нет. Самые «высокогорные» строения находятся на высоте почти шестисот метров.
В советское время именно здесь были большие конефермы. И даже сейчас не все местные жители из Головановки или Зеленогорска знают, что обозначают слова Куртлук, или Пчелиное, зато наверняка помнят название Кумыс. Именно так в простонародье именовали окрестности села. Надеюсь, вполне понятно почему! Да, кумыс здесь делали знатный, и совхоз «Зеленогорский», единственное коневодческое хозяйство в Крыму, славился этим продуктом далеко за пределами полуострова.
Сейчас коневодство в этих краях ещё сохранилось. Теплится огонёк в дальней конюшне урочища Казанлы, несколько малочисленных табунов можно встретить в окрестностях Пчелиного. И всё это держится на местном энтузиазме. Официально в селении Пчелином числится одиннадцать жителей.
Возможно, история Куртлука — Пчелиного начинается она от древнего пещерного города на склонах горы Карт-Кая. Она ещё называется Хотурлес и примечательна своей высотой — шестьсот шестьдесят шесть метров над уровнем моря. В переводе с тюркского «карт, харт» — старый, а «кая» известнее — скала. «Котур» и «лез» считаются родоплеменными названиями, но чьими? Уж не от тавров ли остались они? А старое название селения — Куртлук — попробуем объяснить сами. «Курт» на тюркских наречиях означает «волк», а вот аффикс «лук, лык» образует от названия предмета имена со значением названия местности, изобилующими данными предметами. Вот и получается: «место, изобилующее волками», в русском языке более привычно звучит — «волчий угол».
Кроме таврской старины в селении прослеживается более поздняя история — это и средневековье, и времена Крымского ханства, и тишина девятнадцатого века. А уж двадцатый век прочно вошёл в жизнь Куртлука, которое после Великой Отечественной стало называться Пчелиным.
Страна Напеев
Турбаза «Страна Напеев» находится в селе Пчелиное, в 60 км от Симферополя, в горной долине на высоте 600 м над уровнем моря. База подходит любителей отдыха на природе и сторонников активного туризма. Гостей ждут живописная горная местность, чистый воздух, комфортные условия размещения, разнообразие экскурсионных и походных маршрутов. Принимаются как индивидуальные туристы, так и группы. Отдыхающие могут посетить одну из предлагаемых экскурсий или составить индивидуальный маршрут. Можно отправиться к горе Кубриали-Кыр, каньону Шан-Кая-Кобасы, дольменам, жилищам древних тавров. Помимо активного туризма, гости базы могут отдохнуть в тихой сельской местности, посетить баню, продегустировать местную экологически чистую фермерскую продукцию.
Добраться до турбазы можно на личном автотранспорте через Белогорск, Головановку или через Симферополь, Зеленогорское. Подъездные пути проходят по лесной дороге протяженностью 10-12 км, которая доступна для автомобиля с повышенной проходимостью. Для удобства отдыхающим предлагается трансфер на автомобиле ГАЗ-66.
Отапливаемый каменный дом общей вместимостью 12 человек.
В доме два шестиместных номера, терраса, общий санузел, горячая и холодная вода, электричество, обеденная зона.
Возможна аренда всего дома для проведения праздников и корпоративов.
Инфраструктура турбазы: сауна, костровая площадка, мангальная площадка.
Пешие и автомобильные маршруты: горный массив Караби-Яйла, пещеры Караби-Яйла, хребет Чомбай, каньон Шан-Кая-Кобасы, Таврские дольмены, река Молбай-Узень, жилища древних тавров, гора Кубриали-Кыр.
Фермерская продукция: гомогенат, маточное молочко, мед, пыльца, молокопродукты, куриные яйца.
Прокат туристического снаряжения.
Организовано трехразовое питание. В меню представлены блюда домашней кухни. Для приготовления пищи используются мед, молоко и свинина собственного производства.
На территории базы обустроено костровое место и мангальная площадка, где постояльцы могут готовить пищу самостоятельно.
На краю «Холодной горы»: крымское село Пчелиное
«Пчелиное? – как-то недоуменно переспросила меня женщина на автобусной остановке в центре села Головановка и после небольшой паузы продолжила. – Мы его больше знаем как отделение Крымкумыса. Километров пять до него. Пройдете по шоссе до конца деревни, а потом повернете направо в лес».
Дожидаться попутного транспорта не стал, а по старой туристической привычке рванул вперед на своих двух. За два с половиной часа в пути меня догнала лишь одна машина, новенькая «Нива Шевроле». Кстати, на отдельных горных участках мы двигались приблизительно с одинаковой скоростью. Причем подъем мне давался легче, тогда как детище российского автопрома даже на пониженной передаче периодически постоянно ударялось ведущими мостами или поддоном двигателя о скальные выступы. Этих известняковых выступов, скользких после утренней росы, было немало на пути.
От автодороги Белогорск-Алексеевка к селу Пчелиное – одиннадцать километров. Именно такую цифру мне назвали уже в самом селе. Минимум раз в неделю половина его жителей – а это три-четыре человека – на одном УАЗике спускается в Головановку за необходимыми продуктами, в том числе и питьевой водой.
Дорога проходила по самому берегу полностью высохшей реки Молбай-Узень, которая прижалась к отвесным скалам с гротами.
Последний небольшой дождик в здешних местах, оказывается, прошел еще в июле.
«На территории всех речных бассейнов Крыма наблюдается существенный недобор осадков, в условиях преобладания высоких температур воздуха водность большинства рек понижена», – сообщает пресс-служба российского Госкомводхоза Крыма.
Местные грибники в унынии: в белогорских лесах, впрочем, как и во всем Крыму, не найти даже «всепогодной» серой рядовки. Туристы-любители тоже не в восторге от нынешней осени, ведь на горных речушках повсеместно исчезли водопады и «ванны молодости». Другие водоемы превратились в большие лужи, подобно этому пруду рядом с Пчелиным.
Дважды на маршруте попадались охранные таблички с картой местности и предупреждением о запрете охоты в границах крымского бюджетного учреждения «Холодная гора», на краю которой значилось – «Пчелиное».
Несколько раз открытые участки местности с холмами и балками, над которыми высоко в небе парили орлы, чередовались с дубовым и буковым лесом.
Извилистая проселочная дорога тогда напоминала живой тоннель.
Пчелиное предстало во всей красе на фоне величественных отрогов хребта Чомбай. В центре заметно выделялись современные деревянные постройки.
Это недостроенная турбаза – собственность предпринимателя из Запорожской области. От турбазы в разные стороны размещались по долине старенькие типовые домики – с огородами, фруктовыми деревьями и стогами сена возле них.
Следует отметить, что к Пчелиному (до 1948 года – Куртлук) подходит сразу несколько определений с местоимением «самое». Это самое маленькое и самое отдаленное от автобусного сообщения село.
Краеведы склонны полагать, что история села зачинается от древнего пещерного города на склонах горы Карт-Кая. В переводе с тюркского «карт, харт» — старый, а «кая» — скала. Гору еще называют Хотурлес, она примечательна тем, что имеет «сатанинскую» высоту – ровно 666 метров. В советские времена здесь, под Карт-Кая, функционировало отделение совхоза «Зеленогорское» с центральной усадьбой в селе Зеленогорское. В Зеленогорском, к слову, по-прежнему продолжают производить кумыс, правда, в значительно меньших объемах. В Пчелином же, откуда до Зеленогорского приблизительно десять километров, сохранились лишь конюшни хозяйства. Изредка туда на какое-то время загоняют табуны лошадей.
Приморский: Ленин на площади, шторм и патриархальность
От другой совхозной инфраструктуры в Пчелином остались лишь фрагменты стен и фундаменты магазина, школы, кузницы и пруда-охладителя молока. И все же маленькое горное село после всех пертурбаций не кануло в лету, жизнь в нем теплится. Прежде всего, благодаря двум семьям пенсионеров и еще двум одиноким мужчинам, которым тоже за шестьдесят. Еще пару человек считают себя коренными жителями и время от времени наведываются в родные пенаты из районного центра Белогорска или того же Зеленогорского.
Самый молодой из нынешних постояльцев Пчелиного – Юрий Архипов. Он единственный, кто своим профессиональным занятием, так сказать, оправдывает само название затерявшегося в горах населенного пункта.
Ранее Юрий работал водителем, а потом кузнецом на Центральном горно-обогатительном комбинате в Кривом Роге на материковой Украине. Десять лет назад вышел на пенсию, купил домик в Пчелином и занялся пчелами. Теперь у него 15 ульев с карпатской и немецкой породами пчел.
«Раньше я много лет один по всему Крыму ходил как турист, бывало по две недели пропадал в горах. И как-то раз случайно забрел сюда. Это было весной, все вокруг цвело и пахло. Райское место. Подумалось тогда: вот выйду на пенсию – поеду сюда жить. Так оно и случилось», – вспоминает Юрий.
Почти похожая история у его 65-летнего соседа Александра Гринько. Дипломированный геолог теперь разводит породистых кроликов, голубых мускусных уток и бройлерных курей.
И заодно подрабатывает охранником на упомянутой выше турбазе (есть еще в Пчелином и отдельный турприют). Александр более словоохотлив, чем Юрий. Мужчина признается, что иногда ему все же тоскливо без живого общения с людьми.
Изгнание садов из крымского «Парадиза»
«В Крым переехал из Дальнего Востока (Россия – КР), – делится он воспоминаниями. – Серьезно занимался туризмом, обошел полуостров буквально вдоль и поперек. Очень нравилось место под Балаклавой, на мысе Айя, ну там, где Янукович (экс-президент Украины Виктор Янукович – КР) потом построил дачу. Еще Форос нравился. Но кто же меня туда пустил бы? А здесь можно было спокойно купить домик. Вначале он был для нас как дача, лишь периодически сюда приезжали. А три года назад, после выхода на пенсию и смерти супруги, я уже переселился в Пчелиное».
Александр Николаевич показал свой разборный домик из настоящей финской лиственницы, где под крышей установлены пластиковые емкости для сбора дождевой воды.
Оказывается, таких домов в Пчелином сохранилось всего три. Хозяева других домов разобрали и перевезли их на новые места жительства. В брежневские времена, то есть в 70-ые годы, началась ликвидация маленьких неперспективных сел и деревень. Появились же финские домики в тогдашнем Куртлуке после депортации крымских татар из села в 1947 году. Домики в свою очередь достались Советскому Союзу в качестве репараций после заключенного ранее, в 1944 году, перемирия с Финляндией.
Новый Свет: бархатный сезон, магазины во дворце и кактусовая поляна
Говоря об издержках сельской жизни, мой собеседник Александр не многословен. Хотя все же признается, что, помимо затянувшегося «водного кризиса», существует проблема с электроэнергией. «Сюда подходит ЛЭП – десять киловатт. Линия идет по лесу. Деревья выросли, во время ветров они падают и обрывают провода. И мы, три деда, сами их восстанавливаем, лазим по столбам ЛЭП», – поясняет мужчина.
Тем не менее такая жизнь Александра Гринько вполне устраивает. По его словам, в Симферополь, где у пенсионера остался благоустроенный дом (в нем теперь живет Гринько-младший), особенно не тянет. Ему по душе пришлись эти скалы и леса вдали от мирской суеты. В Пчелином собрались все те, кому нравятся одиночество и природа, утверждает бывший геолог.
Максим Денисов, крымский блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Крымский блог
Неизвестные страницы истории Крыма
Село Пчелиное — самое высокогорное село в Крыму
Автор фото — Alex Pap
Именно об этом рассказывали все встреченные нами жители села Пчелиного, отвечая на сакраментальное: «Что нового у вас в Куртлуке?». И, слушая описание той битвы на вершине «старой скалы», поглядываешь на её заснеженные поляны и скалистые выходы — и невольно переносишься туда. И даже не возникает вопросов, куда делись олени: наверное, сама Дева Диана, богиня охоты, приняла эту жертву — во имя будущего. Будущего Куртлука-Пчелиного.
Это заброшенное селение в горах уже немного известно нашим читателям. По мнению некоторых учёных и большинства романтиков, именно здесь, в долинах между отрогами Караби-яйлы и горами Чомбая, в давние времена жили тавры. В этих местах обитало одно из племён этого древнего народа — напеи. Отсюда и название — Страна Напеев, в которую сведены и тенистые леса, и просторы Молбайской долины, и чернеющие отверстия неведомых пещер.
В окрестных лесах сохранились каменные ящики — могильники тавров и даже их святилища. Жизнь здесь существовала многие столетия, а вот «закисание» началось совсем недавно, после развала Советского Союза. Пчелиное — самое высокогорное село на полуострове. Высота над уровнем моря в его частях различна. Гористый рельеф даёт о себе знать, высот менее пятисот метров тут нет. Самые «высокогорные» строения находятся на высоте почти шестисот метров.
В советское время именно здесь были большие конефермы. И даже сейчас не все местные жители из Головановки или Зеленогорска знают, что обозначают слова Куртлук, или Пчелиное, зато наверняка помнят название Кумыс. Именно так в простонародье именовали окрестности села. Надеюсь, вполне понятно почему! Да, кумыс здесь делали знатный, и совхоз «Зеленогорский», единственное коневодческое хозяйство в Крыму, славился этим продуктом далеко за пределами полуострова.
Сейчас коневодство в этих краях ещё сохранилось. Теплится огонёк в дальней конюшне урочища Казанлы, несколько малочисленных табунов можно встретить в окрестностях Пчелиного. И всё это держится на местном энтузиазме.
«С такой фамилией только и вести род от казаков», — улыбается в пышные запорожские усы Валерий Михайлович Отченашенко. И тут же раскрывает семейный секрет: родители — коренные керченские рабочие, а вот дед, Григорий Михайлович, всю жизнь ходил на пароходе через Керченский пролив.
У Валерия жизнь тоже оказалась кочевой: долго работал на севере, в Сибири. «От Тюмени до Салехарда протопал пешком в сейсмологической экспедиции», — рассказывает Отченашенко. Прошёлся и от Одессы до Керчи. Жизнь побила Валеру, но он не сдался, не ушёл на дно или в глубину стакана. Хотя выжить сможет в самых непростых условиях.
Автор фото — Alex Pap
Единственное, без чего Валерий Михайлович не может прожить, — лошади. С детских лет эти животные стали близкими и даже вполне родными. О них Валерий Отченашенко может говорить часами и с такой любовью в карих глазах, что невольно увлекаешься рассказом.
Столько специфических познаний и умений у молодого мужчины сейчас встретишь нечасто. Он и шорник, и коневод, и объездчик, и ветеринар. Потому и не раздумывал, когда пригласили в Пчелиное, на конеферму. Участвовал Валерий Михайлович и в нескольких фестивалях коневодов и вместе со своими питомцами получал призовые места. По его стопам прошла и жена Марина, которой Пчелиное понравилось с первых минут пребывания в этой древней стране.
Действительно, в эти скалы и дубовые рощи, шибляк в яркой желтизне осенней листвы или снежные кружева инея зимой влюбляешься сразу. Быстро и навсегда. Именно так когда-то, наверное, сражала стрела из таврского лука.
Местные жители знают эту особенность окрестных красот. И потому всегда зовут приехать как-то ненавязчиво, потому что уверены: «Эти обязательно вернутся. ». Дядя Паша, местная легенда типа Синей Бороды, не спрашивает, когда ты появишься в следующий раз — то ли полакомиться мёдом, то ли половить рыбку в ставках, то ли просто пройтись по окрестным лесам. «Когда придёшь, сигарет принеси», — щурится он на ярком зимнем солнышке. Сигареты тут — дефицит, ведь ни магазина, ни какой иной торговой точки в селении нет.
Автор фото — Alex Pap
Официально в селении Пчелином числится одиннадцать жителей. «Но я вот насчитал тринадцать с половиной, — смеётся Валера Отченашенко. — За половинку можно посчитать единственного ребёнка — четырёхлетнего Вовчика Толстова». Его дед, тоже Володя, известный в куртлукской округе краевед и спелеолог. Правда, местные жители за взгляды на жизнь прозывают его Коммунистом. Владимир Толстов не обижается, убеждения всё же сильнее житейских мелочей.
Автор фото — Alex Pap
Он объяснил историю Куртлука — Пчелиного. И начинается она от древнего пещерного города на склонах горы Карт-Кая. Она ещё называется Хотурлес и примечательна своей высотой — шестьсот шестьдесят шесть метров над уровнем моря. В переводе с тюркского «карт, харт» — старый, а «кая» известнее — скала. «Котур» и «лез» считаются родоплеменными названиями, но чьими? Уж не от тавров ли остались они? Толстов уверен в этом. А старое название селения — Куртлук — попробуем объяснить сами. «Курт» на тюркских наречиях означает «волк», а вот аффикс «лук, лык» образует от названия предмета имена со значением названия местности, изобилующими данными предметами. Вот и получается: «место, изобилующее волками», в русском языке более привычно звучит — «волчий угол».
Кроме таврской старины в селении прослеживается более поздняя история — это и средневековье, и времена Крымского ханства, и тишина девятнадцатого века. А уж двадцатый век прочно вошёл в жизнь Куртлука, которое после Великой Отечественной стало называться Пчелиным.
В войну селение сильно пострадало от звериной злобы оккупантов на партизан — многие его дома были сожжены. Волки из своей вотчины исчезли ещё раньше, поэтому и развели лошадей.
Основательно занимались в этих краях и пчеловодством. Причём и его истоки надо искать в седой древности Крыма. Как рассказали местные жители, в расщелинах скал Карт-Каи и других гор есть множество природных поселений пчёл. Даже пару лет назад местным парням повезло найти такой «улей» и вытащить оттуда несколько десятков килограммов мёда.
Вот откуда произошло и подтверждается ежегодно современное название села. Зимой пчёлы не летают, предпочитая тёплые свои жилища — то ли изделия человеческих рук, то ли природные образования. Зато оказалось, что в лесу встречаются и олени, и косули, и другая, более мелкая живность.
На обратном пути, чуть не доходя до околицы бывшего села Молбай, дорогу не перебежали — спокойно перешли две лисицы. Плутовки лишь взглянули в нашу сторону и достойно скрылись в заснеженных кустах. А через километр, невдалеке до известного грота на склоне горы Медием, нашу дорогу пересекла огромная олениха с каким-то белесо-седым окрасом. Может, это и была мать Олениха из старых сказок? Знаете, а ведь после посещения этих мест в сказки верить начинаешь снова.
Потомки древних тавров в селе Пчелиное:
Новые напеи села Пчелиное
В Крыму множество населённых пунктов, расположенных в горах. Самый высокогорный находится в Белогорском районе. Село Пчелиное расположено на высоте 660 метров над уровнем моря, в нём — двенадцать домиков, четыре семьи…
Село Пчелиное, Крым
До него нетрудно, но долго добираться — сначала от Белогорска до Головановки автостопом, потом километров двенадцать по лесной дороге, по которой попутный транспорт не ходит. Но ноги кормят журналиста.
По дороге встретились несколько интересных природных объектов — каменистая почти высохшая речка Молбай-Узень, большой грот — почти пещера, дубы-великаны до трёх метров в обхвате, таврские могильные каменные ящики.
И слева — отроги Караби-яйлы, а справа — горы Чомбай с множеством гротов.
Когда была пройдена большая часть пути, лес вдруг расступился — и показалось поле с прудом. В низинах припрятались одичавшие груши и вишни. Это — урочище Свободное, или Молбай по-местному.
В древние времена тут жили тавры. Их племена обитали почти всюду в горном Крыму, но именно в этих местах проживали напеи. Много позже появилось село, известное нам, как Молбай, переименованное уже после войны в Свободное. В семидесятых годах прошлого века неперспективное и далёкое Свободное бросили на произвол судьбы. Никто не остался жить даже в статусе хуторянина. А места здесь замечательные — чистый воздух, превосходного вкуса вода в сохранившихся родниках, покосы луговых трав с таким ароматом… Но людей нет.
Такая судьба чуть не постигла и Пчелиное, находящееся на пять километров дальше. Единственная дорога с сопутствующей ей линией электропередачи снова нырнула в лес и вывела к лесному кордону, за которым замаячили домики.
Самое высокогорное крымское село раньше называлось Куртлук. Но мало кто помнит это название — из уроженцев и старожилов остался один Слава, точнее, Вячеслав Босов. Братья его разъехались, устроились на хороших должностях, а Слава так и остался тут, в Пчелином. Увы, зелёный змий — не самый лучший друг человека. «А что остаётся, если других друзей в селе просто нет?» — отреагировал он на мою сентенцию.
Пройдя по селу мимо нескольких домов, раскиданных по небольшой долине, я уж было загрустил — ни души. И тут встретил Владимира.
Иначе для чего бы в наш прагматичный век переезжать им из курортной Феодосии, с депутатских должностей и бухгалтерской работы в потребкооперации, в этакую глухомань? Но Владимир Толстов-старший не просто увлечён спелеологией, он влюблён в пещеры. И нагорье Караби, на склоне которого и расположилось Пчелиное, с сотнями открытых и неоткрытых карстовых полостей — пещер, шахт, гротов, лучшее место для спелеолога. Своей увлечённостью он захватил сына и, думаю, подрастающего внука тоже. А Нина Ивановна всегда была рядом.
Я не знаю другого такого знатока пещер Караби, хотя и знаком с несколькими специалистам по спелеологии. Владимир Юрьевич не только исследует известные карстовые полости, но ищет и открывает новые! Как рассказал Юрий, отец открыл до десятка новых пещер. Сам Толстов-старший из скромности не стал этот факт комментировать, а только сказал: «Каждый ищет и находит свою пещеру. А я просто нашёл их для каждого».
В гости к Толстову частенько заглядывают спелеологи и туристы. Всем им всегда рады в доме на единственной сельской улице Лесной. Всех тут угостят чаем из целебных трав, собранных на высокогорной Караби, дадут голодному обед, а путнику — приют.
Мужчины рода Толстовых много могут рассказать о селе и его окрестностях, о яйле. Радушных хозяев гости прозвали напеями — по имени таврского племени.
Сводил Владимир и меня в глубины этой крымской яйлы. Побывали мы в большой пещере Шан-Кая-Кобасы. В древнейшие времена служила она таврам святилищем и домом для жреца. Показал Толстов мне таврский пещерный город на горе Карт-Кая, который много старше знаменитых пещерных городов, но почти неизвестен в научном мире.
Насколько я помню древнегреческую мифологию, напеями назывались и нимфы долин — хранительницы природных мест и объектов. И Толстовы уж точно напеи долины Куртлук — Пчелиного.
Заинтересовался я и затерянным городом в долине речки Бой-Су, недалеко от Пчелиного. Путь туда лежал через вековой буковый лес под «стеной» склонов Караби-яйлы. Действительно, город был, и я нашёл его руины. От бывших сооружений остались фундаменты, крепиды улиц, основание какого-то храма. Всё сильно поросло лесом и перелопачено «чёрными археологами». Из исторической литературы знаю, что официально в городище никто не копал. Потому никто и не знает, что это за населённый пункт, как он назывался и кто в нём жил. Краеведы именуют его по названию реки — Бой-Су, что переводят как «берег», опираясь на второе слово «су» — вода. Выскажу и свою гипотезу. «Бой» или «бай» в тюркских языках означает богатый. Не оттого ли тут не один сезон роют «чёрные» археологи? В городище нашёл я много средневековой керамики, но не её фрагменты интересуют «чернушников».
Затерянные городища средневековья и глухие высокогорные сёла 21 столетия, что роднит и объединяет вас? Только ли отсутствие людей и схожесть условий горно-лесной зоны Крыма? Молчат в ответ обомшелые камни старинного укрепления и развалившегося полвека назад дома в Пчелином. Люди ушли оттуда и отсюда. Остаются лишь напеи — одни в легендах, другие — на месте своего нового обитания, выбранного ими для того, чтобы продолжала жить древняя высокогорная страна наших пращуров. И в этом видны и схожесть, и смысл, и будущее глубинки.