Причина выкипания аккумулятора авто
Что нужно делать в случае кипения аккумулятора на автомобиле
Нельзя сказать, что в настоящее время автомобилисты с завидной регулярностью сталкиваются с проблемой закипания аккумуляторной батареи на машине. Но подобные ситуации исключать нельзя.
Это действительно явный признак неисправности. Подобная проблема может спровоцировать отказ системы пуска ДВС, нарушения в работе электропроводки, стать причиной распространения коррозии и запустить разрушительные процессы в АКБ, которые станут уже необратимыми.
Характерные симптомы
Закипание АКБ нельзя считать конкретно физическим или химическим процессом. Дело всё в том, что электролит состоит из дистиллированной воды с температурой закипания 100 градусов Цельсия, и серной кислоты, способной кипеть только при 337 градусов.
Что же касается физического закипания электролита, то по данным специалистов, температура должна быть около 113 градусов. Достичь такой температуры жидкость может лишь в условиях сильной жары и длительного простоя машины в пробках, когда отсутствует эффективное охлаждение.
Кипением АКБ обычно называют электролиз. Это электрохимический процесс, при котором вода распадается на компоненты. Это кислород и водород.
То есть пузыри газов, а вовсе не водяные или кислотные испарения, создают эффект физического закипания. Потому АКБ может начать пузыриться даже при сравнительно небольшой температуре. Иногда и при отрицательных показателях.
Определить кипение достаточно просто. Это проявляется в виде образования пузырей выделяющегося газа на поверхности рабочей жидкости. Но обнаружить такой признак можно только путём прямого доступа к содержимому АКБ. Для этого придётся снимать пробки, что актуально лишь для обслуживаемой батареи.
Если же АКБ необслуживаемая, определить визуально кипение не получится. Тут придётся задействовать альтернативные методы диагностики:
Какой именно метод диагностики задействовать, зависит от конкретных обстоятельств. Но даже без посторонней помощи узнать о проблеме со стороны аккумулятора можно.
Причины закипания
Существует несколько основных причин, из-за которых на машине кипит аккумулятор.
Обычно это связано с:
Их следует рассматривать отдельно.
Перезаряд
Одна из основных причин, почему на машинах кипят аккумуляторы, связана с перезарядом источника питания.
Когда машина эксплуатируется, а не просто стоит подключённой к зарядному устройству, перезаряд происходит из-за проблем с генератором. После запуска ДВС в работу вступает генератор и берёт на себя питание всех потребителей. Параллельно он заряжает АКБ. В норме напряжение заряда батареи от генератора должно составлять 14,5 В. Но это значение может увеличиваться. Виной тому обычно выступает неисправное реле, регулирующее напряжение.
Также перезаряд аккумулятора возможен при использовании неисправного или неподходящего зарядного устройства, где нет возможности регулировать подачу тока и напряжения. Ток заряда по нормативам должен составлять 10% от ёмкости АКБ. На зарядку обычно уходит до 10 часов. Если повысить ток и увеличить время, электролит начнёт подкипать.
Оптимальным решением станет проверка генератора, реле-регулятора и диодного моста, а также покупка современного автоматического зарядного устройства.
Короткое замыкание
Здесь речь идёт про короткое замыкание самих банок аккумуляторной батареи. Ещё одна возможная причина, почему при езде активно кипит аккумулятора.
Короткое замыкание встречается на новых и старых АКБ, отслуживших не один год. Обусловлено это тем, что любая батарея при эксплуатации сталкивается с вибрациями и тряской. От этого постепенно разрушаются внутренние компоненты аккумулятора. И в итоге они могут закоротить.
Когда возникает короткое замыкание, протекает ток большого значения, и секцию (банку) АКБ может попросту разорвать. Если же такую нагрузку банка выдержала, визуально это никак не будет заметно. Зато часть мощности батарея потеряет, поскольку каждая банка в среднем выдаёт 2,1 В.
Чтобы узнать, почему в машине активно кипит аккумулятор, причём в процессе эксплуатации, проверьте состояние секций на предмет КЗ. Сделать это можно мультиметром.
Если одну банку замкнуло, общее напряжение сократится до 10,5 В. При этом генератор будет подавать около 14,5 В, что приведёт к превышению допустимого зарядного тока.
Короткие замыкания в банках не редкость. Зачастую восстановить АКБ после такого проблематично. Лучше взять новую батарею.
Сульфатация
Очередная возможная причина того, почему ваш аккумулятор в машине активно кипит, причём при эксплуатации.
Сульфатацией называют процесс образования сернокислого свинца на поверхностях пластин аккумулятора. Из-за них нарушается течение электрохимического процесса, АКБ частично теряет свою ёмкость по мере покрытия налётом пластин.
Если сульфатация пластин оказалась достаточно сильной, батарея не сможет в полной мере заряжаться и начнёт быстро терять заряд. В итоге нередко напряжение падает ниже 10 В.
В процессе зарядки от ЗУ или генератора через АКБ проходит большой ток, что и провоцирует эффект кипения.
Если батарея сильно разряжена, заряжать её от генератора не рекомендуется. Иначе можно спровоцировать закипание АКБ и поломку самого генератора.
Лучшим решением станет подключить АКБ к ЗУ и выбрать ток заряда не 10, а 5% от ёмкости.
Перегрузка
Нельзя исключать и такую проблему, как перегрузка электрической автомобильной системы.
Когда машина движется, а водитель при этом одновременно включает большое количество потребителей, АКБ начинает работать в режиме повышенного тока нагрузки.
Мощности, выдаваемой генератором, оказывается недостаточно, чтобы компенсировать заряд аккумулятора. Батарея греется, начинается процесс кипения.
Вентиляция
Иногда бывает так, что виновником кипения оказывается недостаточная вентиляция для источника питания.
Есть категория автомобилистов, которые игнорируют рекомендации автопроизводителей и их ограничения. Вместо АКБ, предназначенных для конкретной машины, под капот ставят более ёмкие и крупные батареи. Это способствует уменьшению технологических проёмов, сужается пространство между АКБ и другими элементами.
Всё это ведёт к тому, что аккумулятор охлаждается плохо, ему не хватает естественной вентиляции. В итоге наблюдаются перегрев и закипание.
Переполюсовка
Достаточно редкой, но всё же возможной причиной считается переполюсовка. Среди автомобилистов такие ситуации до сих пор встречаются.
Да, сейчас АКБ и машины создают таким образом, чтобы минимизировать вероятность установки клемм на батарею с нарушением полярности.
Суть переполюсовки заключается в том, что минус соединяется с плюсом, а плюс с минусом. Это провоцирует соответствующие проблемы. В результате неправильного подключения может выйти из строя батарея, обычно перегорают предохранители, а также сгорает диодный мост генератора.
Возможные последствия
Вполне закономерно будет узнать, к каким именно последствиям может привести закипание аккумулятора под капотом вашего автомобиля.
Здесь возможно развитие одновременно нескольких различных сценариев. А именно:
Но лучше не настраивать себя на то, что какая-то проблема обязательно возникнет и даст о себе знать.
Самым правильным решением будет заняться профилактическими мероприятиями.
Но если кипения не удалось всё же избежать, нужно знать, как правильно действовать в такой ситуации.
Порядок действий при закипании АКБ
Остановить кипение при зарядке от ЗУ довольно просто. Достаточно просто отключить зарядное устройство от сети, а затем поснимать все клеммы.
Но несколько иначе выглядят рекомендации о том, что делать, если аккумулятор кипит на машине именно во время движения. Здесь специалисты и бывалые автомобилисты дают следующие советы:
В самых серьёзных случаях, либо когда вы опасаетесь ехать своим ходом, отключите зажигание, скиньте провода с аккумулятора и дождитесь приезда эвакуатора.
При работе машины источник питания, то есть АКБ, на практике кипит не так часто, если говорить о статистике последних лет. Это обусловлено активным переходом на более современные и устойчивые аккумуляторные батареи.
Профилактические мероприятия
Как уже говорилось ранее, самым правильным и действенным способом борьбы с кипением аккумулятора является профилактика, направленная на недопущение возникновения подобных ситуаций.
Если вы не хотите, чтобы на вашей машине аккумулятор не закипал, достаточно придерживаться таких правил:
Кипение аккумулятора – явление редкое, но возможное. К нему следует быть готовым.
Если не удалось предотвратить закипание по тем или иным причинам, вы будете хотя бы знать порядок действий в подобных ситуациях.
Почему на машине кипит аккумулятор и как этого избежать
Автомобильный аккумулятор – устройство довольно чувствительное к характеру эксплуатации и температурному режиму. Небрежная эксплуатация и отсутствие обслуживания АКБ приводит к значительному сокращению срока службы батареи. К примеру, зимой в разряженном аккумуляторе электролит может просто замёрзнуть из-за низкой плотности. В летнее время чаще всего другая напасть. Аккумулятор «кипит». Здесь стоит сразу определиться с понятиями. Под кипением электролита в АКБ понимают процесс гидролиза воды, то есть её разложение на кислород и водород. Причины такого кипения электролита свидетельствуют о неисправностях в бортовой электрической системе машины.
Причины закипания электролита
Причинами того, что на машине кипит аккумулятор, могут быть следующие:
Перезаряд аккумуляторной батареи
Основной причиной избыточного заряда аккумулятора на машине является неисправное реле-регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущего числа оборотов двигателя и меняется во времени. Поэтому предусмотрено реле-регулятор, которое стабилизирует напряжение в сети. В идеале напряжение, подаваемое на выводы аккумуляторной батареи, должно быть 12,9─13,4 вольта. На практике у большинства машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 вольта. Большие значения – повод провести диагностику.
Если генератор изношен или неисправен, то напряжение будет ниже установленных пределов. Тогда аккумулятор не будет полноценно заряжаться между пусками двигателя. Если напряжение выше установленных пределов, то в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Как говорят, аккумулятор на машине кипит.
Неправильная эксплуатация
Часто наблюдается такая ситуация. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, обогрев и другие потребители при заглушённом двигателе. В результате аккумулятор сильно разряжается, а затем при пуске двигателя и движении электролит в АКБ кипит. Это происходит из-за того, что ток от генератора на разряженный аккумулятор подаётся значительно выше, чем на заряженный. Поэтому разряженный аккумулятор следует подзарядить сетевым зарядным устройством током 0,1 от номинальной ёмкости.
Другая ошибка часто бывает при эксплуатации аккумуляторов для грузовых автомобилей. На автобусах, спецтехнике и грузовых автомобилях часто ставят 2 аккумуляторные батареи. Но при этом часто совершают ошибку, устанавливая аккумуляторы с разными значениями ёмкости или сроком эксплуатации. Если они заряжаются общим током, то возникает ситуация, когда одна АКБ ещё не заряжена, а в другой уже перезаряд и аккумулятор кипит.
Короткое замыкание пластин
Причиной того, что АКБ на автомобиле кипит, могут стать и неисправности автомобильного аккумулятора. Бывают ситуации, когда в результате короткого замыкания выходит из строя одна из банок (элементов) аккумулятора.
Тогда общий вольтаж батареи уменьшается на величину напряжения отдельного элемента (2,1 вольта). В результате вместо 12,6 мы имеем 10,4 вольта. В результате напряжение 14 вольт от генератора значительно превышает значение, необходимое для заряда. И электролит в оставшихся банках кипит.
Короткое замыкание может произойти по разным причинам:
Высокая температура
Эта проблема появляется в летнее время года. В жаркий период температура под капотом с разогретым двигателем может доходить до 100 градусов Цельсия. Для АКБ рабочая температура не больше 50 градусов. В результате дистиллированная вода просто испаряется и уровень электролита понижается.
Вернуться к содержанию
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Вредные последствия кипения электролита существуют как для самого аккумулятора, так и для окружающих его узлов под капотом. При электролизе воды или простом её испарении снижается уровень электролита и меняется его концентрация.
Это отражается на работе и характеристиках батареи. В частности, увеличивается сульфатация пластин и снижается ёмкость АКБ.
Если нерегулярно следить за аккумулятором, то уровень электролита может упасть ниже уровня пластин. В таком состоянии эксплуатация крайне не рекомендуется, поскольку резко сокращается его срок службы.
Когда аккумулятор кипит, на поверхность корпуса поднимаются пары электролита. В результате начинается окисление токовыводов. Если электролит находится на крышке, то к нему тут же прилипает грязь, пыль, масло. Образуется токопроводящая плёнка, которая способствует увеличению саморазряда АКБ. То есть, пагубные процессы с аккумулятором растут лавинообразно. А вы потом ломаете голову над тем, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Что делать, если аккумулятор кипит?
Предпринимать действия нужно в зависимости от того, какой причиной вызвано кипение электролита. Если это перезаряд АКБ на машине, то следует приводить в порядок регулятор напряжения или генератор. За этим придётся обращаться к автомобильному электрику. Регуляторы напряжения бывают механические, электромеханические и электронные. В зависимости от того, какой у вас на машине, специалисты проводят его замену или регулировку.
Поломки генераторов обычно сводятся к выгоранию диодов, износу щёток. В зависимости от поломки и состояния генератора его либо реставрируют, либо заменяют. В ходе эксплуатации стоит периодически проверять напряжение, выдаваемое генератором.
Если неисправность в самом аккумуляторе. Допустим, аккумулятор кипит по причине замыкания в одной из банок. Тогда уже нужно менять АКБ. Если аккумулятор ещё новый, то его можно сдать по гарантии производителя на АКБ. Если гарантийный срок закончен, то, скорее всего, придётся покупать новый. Восстановление автомобильного аккумулятора при замыкании банок крайне затруднительно на современных батареях.
При высокой температуре под капотом и испарении дистиллированной воды в летнее время постарайтесь чаще проверять уровень электролита. Доливайте дистиллированную воду при необходимости.
аккумулятор кипит,
по немногу выкипает, а под пробками какая то фигня :
да и ни кто не сказал, что за мех )))под пробками?
Комментарии 117
У меня такая же фигня тоже акум кипит, как вылечили?
Ох давно это было :-), я уже не помню толком, протер весь, пробки промыл, долил воды до уровня, зарядил дома, плотность поднялась …Он меня еще до зимы катал, потом полностью в рабочем состоянии был поменян на новый с доплатой:-)
понятно надо ставить другой акум и проверять
Пойдем простым логическим путем. Выкипает, значит вода кипит. Кипеть она в АКБ может только по двум причинам. Во время зарядки и если банки закоротило. У тебя с напряжением все в порядке. Значит закоротило. АКБ под замену.
да второй день вроде не плачет, ))))хз че с ним )))
температура воздуха, давление от многого может зависеть такое поведение.
Нормальная плотность электролита 1,25-1,27 летом. Скроее всего аккуму уже хана. Попробуй поставить аккум на зарядку и посмотри поднимется ли плотность. Если нет то выкидывай аккум.(скорее всего крайние банки замкнуты, если при зарядке они не будут также кипеть как и остальные)
У брата кипел акб на машине. Замерили плотность. А она 1.19 вместо 1.27
и? что дальше делали? акб заменили?
Да. Просто брат только купил ее. Хотелось кататься )
Отец предлагал заряжать чтобы вода выкипела немного. Тогда плотность повысилась бы.
Акб что у меня, что у него одинаковы были. Только у меня уровень такой что я ареометром не мог плотность замерить. Не дотягивался. А у него почти под завязку. Думаю старый хозяин воды налил туда много.
Я такую гадость под пробками нашёл в АКБ с машины, в котрой проводка была замкнута. Т, е. плюсовая клемма на землю. Когда мультиметром подключился, сперва оболдел, 0 показывает. Клемму скинул, 0, а плотность мерить стал под пробками это. а плотность норм, и заряд сам восстанавливаться стал. Минут за десять до нормы дошёл. Так, что тоже интересно, ч то за хрень.
А как обнаружил замыкание?
НУ собственно так и обнаружил, что замыкание. Напряжение падает.
понятно ))), что ни чего непонятно)
Канал газоотводящий забит может быть.Как версия.Может он не кипит, газ выделается и при нормальной работе.У меня один когда-то круглый стал)))почистили канал, немного сдулся, но отработал.В твой электролит доливать по-любому надо
Я бы попробовал заменить
у меня тоже такая фигня была из пробок вытекало… разьело пол моторки( поставил новый и все стало норм)
да у меня чуток протекло, а так на коврик попадает
«Не менее недели раз в год на десульфате стоит» это как?
Зарядник КЕДР, режим заряд-разряд, воды до уровня и на неделю (с открытыми крышками — откручены но не вытащены чтоб сильно не испарялась вода)
а это в самом заряднике такой режим?!
Да, в толковых зарядниках такой режим есть.
Зарядить аккум, слить по методу V21099, залить дисциллированную воду. постоять.зарядить. так 3 раза. Должна уменьшиться сульфатация.Заодно вымоется.
Маршрутники врать могут, так как и китайский тестер.
У меня на приборке цифровой завышал, «Штат» занижал, реально ср. арифметическое было.
ок, у меня они одинаково врут или нет)))
скоее нет, но 3-м проверь.
Зарядить аккум, слить по методу V21099, залить дисциллированную воду. постоять.зарядить. так 3 раза. Должна уменьшиться сульфатация.Заодно вымоется.
Маршрутники врать могут, так как и китайский тестер.
У меня на приборке цифровой завышал, «Штат» занижал, реально ср. арифметическое было.
«Зарядить аккум, слить по методу V21099, залить дисциллированную воду. постоять.зарядить. так 3 раза.» что то я читаю и еще больше запутался, зачем заряжать потом сливать, а потом заливать дистилированную воду и опять заряжать?
Для уменьшения сульфатации.
При зарядке повышается плотность электролита, т е SO4 из пластин переходит в воду, повышая концентрацию электролита, уменьшая содержание в пластинах. По простому.
Сульфатация переходит из пластин в воду и удаляется.
Метод — не переворачивать полностью аккум, чтобы осыпавшаяся часть пластин не замкнула их.
Хотя один товарищ промывал полностью, сливая всё, дождевой водой несколько раз аккум и он выжил. И работал неплохо.
У тебя нормальная зарядка, так, что проверяй АКБ и не мучай машину. Чтобы проверить исправность батареи купи ориометр и смотри по банкам плотность как выше писали.
ок, спс, ну как же без пыток)))
Было тоже самое, непонятный налет, кипит аккумулятор, чуть проехал потом не заведешь. Поменял реле-регулятор, поездил все равно разряжается, поставил вольтметр в машину, заряд прекрасныйЭ, больше 14.2 не поднимается, но аккум разряжается. Разряжал лампочкой, заряжал на низком токе заливал воду, все равно разряжается. поменял аккум и избавился от проблемы и плюс к этому заморочился и поставил дневные ходовые, чтобы генератор лучше зарядку давал. Прибор показал что больше единицы забирает свет.
ок, да свет забирает где то так )
У меня аккум перезаряд дает, не замерял сколько, но пока ближний не включишь не перестает мигать лампа (с одной стороны конечно же хорошо, не забываю включать свет, но и зимой в минус 30 стартер крутит хорошо и аккум не садится тьфу тьфу тьфу). Езжу второй год так и ничего
У меня аккум перезаряд дает, не замерял сколько, но пока ближний не включишь не перестает мигать лампа (с одной стороны конечно же хорошо, не забываю включать свет, но и зимой в минус 30 стартер крутит хорошо и аккум не садится тьфу тьфу тьфу). Езжу второй год так и ничего
Ну индикатор аккума на спидометре (ВАЗ 2106)
У меня аккум перезаряд дает, не замерял сколько, но пока ближний не включишь не перестает мигать лампа (с одной стороны конечно же хорошо, не забываю включать свет, но и зимой в минус 30 стартер крутит хорошо и аккум не садится тьфу тьфу тьфу). Езжу второй год так и ничего
У меня так было, это диодный мост под замену.
В запасе все равно держу еще одного «гену» на всякий случай)
Правильно пишут про перезаряд, и даже на оборотах не факт что увидишь что он есть, лучше всего проверять напряжение в движении когда обороты длительное время (10-15минут ) выше 3000, вот тогда будет четко видно есть перезаряд или нет. Была ситуация на 99 вышел из строя один из дополнительных диодов и гена на небольших оборотах выдавал меньше положеного а на высоких кипятил акб, напряжение в тот момент резко возрастало до 16в
хорошо а бортовик то показывает напряжение в салоне постоянно, я правда не всегда на него пялюсь))) так поглядываю
Ну так то смотреть напругу по бк можно только косвенно, т.к. он отображает напряжение на эбу а оно например у меня ниже реального на 0.8в, вот и получается если бк показывает 14.7 то реально может быть 15.5
сей час мерил на фото есть и мультиметром и на бортовике совпало при оборотах1050
Купи ореометр для измерения плотности и сразу все поймешь, если в одной из банок плотность вообще никакая (практически вода) значит банка замкнута и аккум на помойку, если же завышена плотность то перезаряд: проверь напряжение на заведенном двигателе)))
Да, тестером, если напруга больше 14.4 В то в этом причина
и только так. Только не на холостом ходу, а дай оборотов хотя б1200
есть варик «взбодрить» аккум, берешь литра 3 электролита уже готового с плотностью 1,27, снимаешь аккум, на землю кладешь кирпич плашмя, ставишь дальним краем аккум на кирпич(банки сначала открой) и плавно!плавно! начинаешь переворачивать аккум чтоб старый электролит начал вытекать, переворачиваешь до тех пор пока верхний край аккума не коснется земли( ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВАРАЧИВАТЬ АККУМ НЕЛЬЗЯ!), после того как старый электролит вытек сколько можно было, опять ПЛАВНО переварачивай аккум в обычное положение и доливай новый до уровня, потом аккум на зарядку малым током 3-4 А на ночь.не один аккум так «вылечили»!
После на помойку «лекарь».
Ну это куда захочешь туда и иди!писатель.
если банки замкнутые то это не поможет, а если плотность и так высокая то просто долить воды
После на помойку «лекарь».
вчера замерил плотность, в темноте уже правда)) по банкам ко торые ближе к клеймам там ниже где то 1,17-1,19 те которые в середине там примерно 1,2 уровень в норме, даже выше указателя
Нормальная плотность электролита 1,25-1,27 летом. Скроее всего аккуиу уже хана. Попробуй поставить аккум на зарядку и посмотри поднимется ли плотность. Если нет то выкидывай аккум.(скорее всего крайние банки замкнуты, если при зарядке они не будут также кипеть как и остальные)