Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 тонн
ЗАДАЧА №2
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАДАЧА №1
Определить плановую расчетную рентабельность при следующих данных: сметной стоимости, сметной себестоимости, среднегодовой стоимости ОПФ, величины нормируемых оборотных средств, ставки налога на прибыль.
Пч=(Сметная стоимость – сметная с/с)(1-ставку налога на прибыль)
Пример: Сметная стоимость запланированного объема работ составляет 47 млн. д.е., себестоимость объема работ – 38 млн. д.е. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов – 4,5 млн. д.е., величина нормируемых оборотных средств – 2,3 млн. д.е. Ставка налога на прибыль – 20%. Найти плановую расчетную рентабельность деятельности сервисного предприятия в планируемом периоде.
R=Пч/(опф+ос)=((Смет-С/ссмет)*(1-налог))/ (опф+ос)=((47-38)*(1-0,2))/ (4,5+2,3)=1,0588 или 105,88%
ЗАДАЧА №2
Определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений линейным методом, нелинейными по способу списания пропорционально объему продукции.
Линейный: При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации (АОмес) определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта (ПС) и нормы амортизации, определенной для данного объекта (Nмес):
АО мес.= (ПС * Nмес.) / 100
При этом месячная норма амортизации определяется по формуле:
Пример: В январе 2006 года организацией введен в эксплуатацию объект основных средств приобретенный в этом же месяце за 60 000 рублей (без НДС). Приобретенный объект основных средств относится к четвертой амортизационной группе и организацией установлен срок полезного использования равный 6 годам (72 месяца). Основное средство используется в предпринимательской деятельности организации.
Ежемесячная норма амортизации составит (1 : 72 месяца) х 100% = 1, 39%.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 834 рублей (60 000 рублей х 1,39%), Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль в состав расходов, связанных с производством и реализацией, будет включаться сумма амортизации по данному основному средству в размере 834 рубля.
Например, Организация приобрела объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.
Отсюда годовая норма амортизации: 100%÷5 = 20%.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит 120000 × 20÷100 = 24000 руб. (в месяц 2000)
Нелинейный метод начисления амортизации. Выработка объектов в i-м году*(Первоначальная стоимость/суммарную выработку за весь период)
Приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 000 км и стоимостью 800 000 руб. В отчетном периоде пробег составляет 5000 км. Определить сумму амортизационных отчислений с использованием способа списания пропорционально объему продукции (работ).
Первоначальная стоимость объекта 36 млн. руб. Срок полезного использования 20 месяцев. Требуется определить плановую сумму ежемесячных амортизационных отчислений, используя:
В данном случае первая группа. Норма амортизации 14,3%.
Первый месяц: 36 * 14,3% = 5,148 млн. руб.
Второй: (36 – 5,148) * 14,3% = 4,412 млн.руб. и т.д.
Пример 3: Приобретен автомобиль стоимостью 400 тыс. руб. грузоподъемностью 2 тонны, с пробегом 400 тыс. км. В отчетном периоде пробег составил 5 тыс. км. Рассчитать годовую плановую сумму амортизации по способу списания пропорционально объему продукции (услуг).
Сумма амортизации составляет 1 руб. на 1 км. Годовая сумма амортизации по плану составит 5 т.р.
Задача №92
Организация приобрела объект основных средств за 500 т. р. Срок его полезного использования составляет 5 лет. Учетной политикой данной организации определено, что амортизация по этому объекту производится линейным способом.
Определите амортизационные отчисления по данному объекту.
Амортизационный план, т. р.:
Год | Первоначальная Стоимость (Сперв.) | Годовая сумма амортизационных отчислений (АО) | Амортизационный Фонд (АФ) | Остаточная стоимость (Сост.) |
Первый | ||||
Второй | ||||
Третий | ||||
Четвертый | ||||
Пятый |
Задача №93
Организация приобрела объект основных средств за 500 т. р. Срок его полезного использования составляет 5 лет. Учетной политикой данной организации определено, что амортизация по этому объекту производится способом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения, равным 2.
Определите амортизационные отчисления по данному объекту.
Амортизационный план, т. р.:
Год | Остаточная стоимость | Годовая сумма амортизационных отчислений | Амортизационные отчисления за месяц | Амортизационный фонд |
Первый | 16,67 | |||
Второй | ||||
Третий | ||||
Четвертый | 43,2 | 3,6 | 435,2 | |
Пятый | 64,8 | 64,8 | 5,4 |
Сост.1-ый год=Сперв.-АО=500-0=500; AО1-ый год = 500*1/5*100*2/100=200; AОежемесяч. в 1-ый год = 500*1/5*100/12*2/100=16,67; АФ1-ый год=100
Сост.2-ой год=Сперв.-АО=500-200=300; AО2-ой год = 300*1/5*100*2/100=120; AОежемесяч. 2-ой год = 300*1/5*100/12*2/100=10; АФ2-ой год=320 и аналогично за каждый год.
Задача №94
Организация приобрела объект основных средств за 500 т. р. Срок его полезного использования составляет 5 лет. Учетной политикой данной организации определено, что амортизация по этому объекту производится способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Определите амортизационные отчисления по данному объекту.
Амортизационный план, т. р.:
Год | Перво- начальная стоимость | Годовая норма амортизации (в долях) | Годовая сумма амортиза-ционных отчислений | Амортизационные отчисления за месяц | Амортизационный фонд |
Первый | 5/(5+4+3+2+1) =0,33 | Фн * На= 0,33*500= | 165/12= 13,75 | ||
Второй | 4/(5+4+3+2+1) =0,27 | 0,27*500= | 11,25 | ||
Третий | 3/(5+4+3+2+1) =0,2 | 8,3 | |||
Четвертый | 2/(5+4+3+2+1) =0,13 | 5,42 | |||
Пятый | 1/(5+4+3+2+1) =0,07 | 2,92 |
Задача №95
Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 тонн с предполагаемым пробегом до 40 тыс. км и стоимостью 80 т. р.
В отчетном году пробег автомобиля составляет 10 тыс. км. Учетной политикой данной организации определено, что амортизация по этому объекту производится способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Определите амортизационные отчисления по данному объекту.
Транспортный налог для грузового автомобиля
Оплата транспортного налога на грузовые автомобили осуществляется по тому же принципу, что и на легковые. Ряд особенностей связан с наличием льготных категорий транспортных средств, освобождаемых от платежей в казну. В данной статье мы обсудим общие правила оплаты, а также поговорим о транспорте, не являющемся объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога на грузовые автомобили
Несмотря на то, что транспортный налог относится к региональным актам, общие правила его начисления и оплаты зафиксированы в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Базовая ставка на грузовые автомобили, установленная ст. 361 НК РФ, колеблется в пределах 2,5 — 8,5 рублей за лошадиную силу.
Регионы имеют право менять ставки в сторону увеличения или уменьшения. Однако установленная субъектом РФ норма оплаты не может отличаться от закрепленного на федеральном уровне норматива более чем в 10 раз. За исключением ТС, укомплектованных двигателями мощностью до 150 л.с. Для таких грузовиков ставку могут уменьшить и сильнее.
Кроме того, в итоговый расчет могут включать корректирующие коэффициенты, определенные на основании экологического класса грузовика или срока службы с момента выпуска.
Если субъект Федерации не принимает собственный закон, устанавливающий ставки по транспортному налогу, в регионе применяются нормативы, прописанные в НК РФ.
Касательно системы «Платон»: если грузовой автомобиль массой более 12 тонн зарегистрирован в системе «Платон», на текущий момент это не освобождает от уплаты транспортного налога и никак не влияет на величину ставки. Напомним, что ранее в НК РФ были внесены подпункты 1 и 2 в статью 361.1, устанавливающие льготу по системе «Платон», а с 01.01.2019 данные пункты удалили и эта льгота уже действовать перестала.
Порядок оплаты налога на грузовики
Оплата налога на грузовые автомобили в целом не отличается от процедуры платежей за легковые авто.
Налоговый орган направляет плательщику уведомление о необходимости произвести оплату. В уведомлении указывается информация об объектах налогообложения, периоде владения, сумме к оплате. Перечислить платежи гражданин может по указанным в уведомлении реквизитам с помощью сервисов оплаты, а также с помощью «Личного кабинета налогоплательщика», в котором отображаются уже сформированные платежные поручения по всем зарегистрированным надлежащим образом объектам.
Уведомление направляется по адресу регистрации собственника. Если письмо не будет доставлено, от необходимости совершить платеж в установленный срок это не освободит.
Для юридических лиц установлено обязательство внесения ежеквартального аванса. По общему правилу, такие платежи вносят до конца месяца, следующего за последним в квартале (например, до последнего рабочего дня апреля за первый квартал).
Чтобы рассчитать сумму аванса, предстоящий платеж делят на четыре равные части. Соответственно, — авансовый платеж равняется 1/4 общей суммы налога.
Чтобы рассчитать, какую сумму придется оплатить по итогам отчетного периода (года), нужно иметь следующие данные:
Формула расчета транспортного налога:
Мощность двигателя * Период владения = Сумма к оплате
Период владения автомобилем равняется 1, если ТС находился в собственности в течение всего года. Если регистрация грузового авто произведена в течение года, учитываются только целые месяцы (например, при постановке на учет 20 июля, срок владения будет учитываться с 1 августа).
Месяц считается полным, если срок владения ТС в нем составляет более половины от количества календарных дней.
При этом в формулу подставляется значение, равное соотношению количества месяцев владения к 12. Допустим, регистрация произведена 10 марта. Соответственно, вместо параметра «Период владения» в формуле будет 0,83 (10/12).
В каком случае налог можно не платить
Льготные категории налогоплательщиков, частично или полностью освобожденные от необходимости платить транспортный налог, определяются на уровне субъектов РФ. Однако ст. 358 Налогового Кодекса указывает, что не является объектом налогообложения техника, используемая для выпуска с/х продукции. Для того чтобы избежать уплаты налогов, юридическое лицо, владеющее таким ТС, должно быть зарегистрировано в качестве предприятия-товаропроизводителя.
Налогом облагаются только грузовые автомобили, зарегистрированные надлежащим образом в соответствии с законом.
Таким образом, не нужно оплачивать налог, если техника в угоне или не поставлена на учет по иным причинам: не передвигается по дорогам общего пользования, приобретена для разбора и т.п.
Важно понимать, что право не выплачивать транспортный налог наступает после того, как плательщик подает в ФНС соответствующее заявление. Это касается и случаев, когда гражданин или юридическое лицо имеет право на льготы по причинам, установленным на региональном уровне.
Зато не на дядю. О чем должны знать смельчаки, выбирающие первый грузовик 08:55, 26 октября 2020 Версия для печати
В нынешних условиях покупку нового автопоезда могут позволить себе единицы. Тот, кто хочет начать своё дело в перевозках, обычно выбирает грузовик поменьше и подешевле. К чему он должен быть готов?
Можно ли сегодня купить грузовик и начать свой бизнес в автоперевозках? Безусловно можно – если у вас есть деньги на новую машину, опыт работы и чёткое понимание того, что, куда и по каким ставкам вы будете возить. В противном случае путь к успеху будет очень непростым: начинающему предпринимателю придётся многому научиться и потратить немало времени, нервов и денег, чтобы найти своё место под солнцем на высококонкурентном рынке.
Люди, решившие начать свой бизнес в перевозках, практически никогда не приходят «из ниоткуда»: обычно у них уже есть опыт в смежной сфере предпринимательства или стаж за рулём грузового автомобиля. Главная проблема, с которой они встречаются – финансовая: стоимость новой сцепки сегодня может превышать 10 млн рублей, да и подержанный автопоезд, находящийся в приличном состоянии, будет стоить недешево. Поэтому выбором начинающих перевозчиков чаще всего становятся среднетоннажные и малотоннажные грузовики.
«Продай почку, купи сцепку!»
Олег занимается грузоперевозками с 2014 года. В отрасль он попал совершенно случайно: купил грузовик для нужд своего основного бизнеса, магазина автозапчастей, и вдруг заметил, что многим друзьям и коллегам постоянно нужно что-то перевозить. Малотоннажник Isuzu Elf пользовался спросом, и вскоре Олег начал брать заказы у сторонних клиентов.
В 2016 году мужчина перебрался из Подмосковья в Белгородскую область и столкнулся с высокой конкуренцией. Продолжать здесь бизнес по продаже запчастей было невозможно, и Олег решил плотнее заняться перевозками. На смену малотоннажному Эльфу пришёл более вместительный ГАЗ Валдай. С тех пор и по сей день он работает на себя: возит грузы по России и ведёт блог на YouTube, в котором рассказывает о своём деле.
— Всё очень просто. Представьте человека, который каждый день ходит на работу: пять дней работает, пять отдыхает. Каждое утро ему нужно вовремя появиться на проходной, провести карточкой, выйти с работы не раньше 18 часов. Сидеть изо дня в день в одном и том же помещении, точить одну и ту же деталь… А у меня работа другая: хочешь едешь, хочешь не едешь, – рассказывает Олег о главном преимуществе работы на себя.
— Человек, у которого есть своя машина, имеет права выбора. Можно найти груз из Москвы в Адлер и поехать загорать. А если груз большой и неудобный, всегда можно от него отказаться.
О приятном чувстве свободы говорят все без исключения водители, отважившиеся купить собственный транспорт. Это, пожалуй, один из главных плюсов работы на себя. Однако не все водители могут позволить себе уехать на юг в курортный сезон: если машина взята в лизинг, а денег нет, времени на отдых может не найтись.
— Какую машину взять с нуля? Берите фуру. Новая «башка» стоит миллионов восемь, да еще прицеп: всей семьёй почки сдадите, – смеётся наш собеседник. – Вопрос финансовый, всё зависит от того, сколько есть денег.
По данным дистрибьютора марки ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии» (ГК «СТТ»), среди предпринимателей, самостоятельно занимающихся перевозками или имеющими небольшие автопарки, стабильно высок спрос на малотоннажники. Почти треть (33%) всех реализуемых в России «ГАЗелей» приобретают физические лица и ИП. В сегменте среднетоннажных авто их доля несколько ниже (14%). Олег, однако, выбрал именно среднетоннажник.
— Лично в моём случае выбор очевиден: я взял «Валдая», потому что это вроде как ГАЗель, а вроде как и среднетоннажный грузовик, – объясняет наш собеседник. – Я могу возить грузы до 3,5 тонн, езжу по 25-28 рублей за километр.
Дешёвое топливо, низкие ставки
Самым популярным малотоннажником отечественного производства в России сегодня является ГАЗель NEXT, в среднетоннажном сегменте лидирует по продажам ГАЗон NEXT. Модификаций у этих моделей огромное множество, поэтому каждый перевозчик может подобрать машину под свои нужды. Среди различных опций, предлагаемых производителем, особенно популярна установка газобалонного оборудования, которое помогает сократить расходы на горючее.
В ГК «СТТ» нам рассказали, что машины, работающие на пропан-бутановой смеси, позволяют сэкономить на топливе до 60% в сравнении с коммерческими автомобилями, работающими на бензине. На метане тысячу километров можно проехать за 2880 рублей, а на бензине – за 7200 рублей. Горьковский автозавод реализовал уже более 5000 новых автомобилей с установленным на заводе ГБО, и объёмы продаж постоянно растут: за последние годы количество газовых заправок на российских дорогах увеличилось. В Нижнем Новгороде уверены, что спрос на коммерческий транспорт с ГБО будет увеличиваться и в будущем.
— ГАЗели на газу для меня большие конкуренты, – признаёт Олег. – При одинаковом объеме кузова они заправляют топливо не за 47 рублей, а, грубо говоря, за 18 и за счет этого могут опускать ставки. В каких-то случаях я говорю, что поеду за 18 тысяч, а они соглашаются ехать за 14.
Перевозчик уверен: предлагающие заниженные ставки конкуренты поступают неправильно, ведь они вложились в установку ГБО (или доплатили за приобретение машины с этой опцией), и с их стороны глупо отдавать эти деньги клиентам, а не оставлять их себе. Низкие ставки – проблема, общая для всех сегментов автомобильных перевозок. На них жалуются и «газелисты», и водители большегрузных фур. Олег отмечает, что во многом снижению ставок способствует поведение предпринимателей, купивших автомобили в лизинг и вынужденных работать за копейки – лишь бы денег хватало на ежемесячные платежи.
— Будем откровенны: я вижу, что в снижении ставок виноваты перевозчики. Никто ведь их за руку не тянет и не говорит: «Вези из Белгорода в Москву за 5000 рублей», они сами берут такие заказы. Но с другой стороны, виноваты и логисты, посредники.
Без связей не обойтись
Из-за сложившейся ситуации многие советуют начинать своё дело в перевозках лишь в том случае, если вы наперёд знаете, что и куда будете возить. Еще лучше, если вам удастся достичь предварительных договоренностей на перевозку грузов с каким-либо предприятием. Без связей здесь, понятное дело, не обойтись.
— Человек, который хочет купить машину и получать прибыль от грузоперевозок должен не только быть хорошим водителем и профессионально управлять автомобилем, но и сочетать в себе другие качества: быть человеком-зажигалкой, способным общаться с заказчиком, понимать рабочую атмосферу, подстраиваться под клиента. И в то же время ему придётся быть логистом, бухгалтером, диспетчером… – описывает обязанности начинающего предпринимателя Олег.
Располагающие небольшим количеством средств на покупку первой машины предприниматели чаще всего водят машины самостоятельно до тех пор, пока техника не окупит себя, а перевозки не начнут приносить стабильный доход.
Вне зависимости от того, кто будет выполнять перевозки (наёмный сотрудник или сам предприниматель), владельцу машины стоит позаботиться о комфорте водителя. По данным ГК «СТТ», наиболее популярными опциями, которые заказывают покупатели новых ГАЗелей и ГАЗонов, являются кондиционер и блокируемый дифференциал. Пользуются спросом и предпусковые подогреватели для дизельных двигателей: в северных регионах это насущная необходимость.
Еще одна причина, по которой российские предприниматели зачастую выбирают машины отечественного производства – их рамная конструкция, которая обеспечивает дополнительную прочность в сравнении с несущими кузовом на плохих дорогах, при движении с перегрузом и в других ситуациях.
Но всё же главной причиной популярности автомобилей ГАЗ является их доступность. Отремонтировать ГАЗель или ГАЗон можно практически везде: необходимые запчасти найдутся в любом магазине.
Сравнительно низкие цены и специальные предложения для физических лиц и предпринимателей делают машины доступными практически для всех желающих начать работать на себя.
Несмотря на большое количество проблем и непростую финансовую ситуацию, и сегодня хватает тех, кто решается начать своё дело в грузоперевозках. Недавно мы провели опрос в нашей группе ВКонтакте и выяснили, что несмотря на большое количество скепсиса, многие участники АТИ не считают это дело безнадёжным.
— Исходить нужно из финансов, лежащих в кармане. И самое главное заниматься тем, к чему душа лежит и руки тянутся. И всё получится! – резюмирует один из участников обсуждения.
Автомобиль в компании: принимаем к учету
Покупка авто в организации
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Оформление автомобиля
Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).
Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.
В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.
Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Начисление амортизации
Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
Срок полезного использования для грузовиков
Автомобиль | Срок полезного использования (код ОКОФ) |
---|---|
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны | Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) | Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197) |
Автомобили-тягачи седельные | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216) |
Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку
Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?
Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.
Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.
При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.
Как оформить ОСАГО бухгалтеру
Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.
Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.
При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Транспортный налог на авто в компании
По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.
Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.
По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.
Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).