Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения машина мама пришла в школу
Контрольная работа на тему Контрольная работа 150310-04
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:
Как скачать реферат, курсовую бесплатно?
Фрагмент работы:
Предмет: «Практикум межличностного взаимодействия»
(Вариант 4)
1. СИТУАЦИЯ 1 3
2. СИТУАЦИЯ 2 11
3. СИТУАЦИЯ 3 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на нее обрушивается то один, то другой учитель: – Ваша дочь – законченная лентяйка. – А, Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет… Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берет маму под руку и уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чем-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу она принимает все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: – Спасибо, голубушка. Я уж постараюсь, прослежу. И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей.
Задание и вопросы:
1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения.
2. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.
Ответ на поставленные вопросы
1. Низкая культура общения и неспособность людей понять друг друга весьма болезненно проявляются в повседневных жизненных ситуациях. Все, что мы называем хамством, и от чего постоянно страдаем, редко является сознательной жизненной позицией, целенаправленной стратегией отношения к людям. Чаще всего это невинное выражение невежества в сфере понимания других людей, духовной слепоты, проявляющейся в неумении выслушать и понять другого человека, выразить сочувствие и помочь ему. Для этого нужно преодолеть стандартное отношение к восприятию других людей, порожденное все той же психологической безграмотностью; выработать индивидуальный эталон отношения к ним; научиться слушать, слышать и понимать окружающих.
Не менее важной для взаимопонимания является и проблема самопознания. Понять себя часто бывает труднее, чем правильно оценить других людей. И в этом нет ничего удивительного. Обнаруженный в исследованиях психологов «эффект ореола» состоит в том, что правильно оценить человека труднее при длительном знакомстве, чем при менее тесных и продолжительных контактах. Но с кем, как не с самим собой, наиболее знаком человек? Чей ореол может помешать трезвой и справедливой оценке? Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что человеку, не понимающему самого себя, не следует понапрасну тратить силы на понимание психологических тонкостей взаимоотношений. Разумеется, каждый из нас имеет многолетний и непрерывный стаж общения с самим собой. И, казалось бы, кого, как не самого себя, человек знает настолько хорошо, что у него не так уж много оснований для сомнений в глубине и правильности этих знаний. Однако знания эти часто оказываются почерпнутыми из одного источника, а, следовательно, односторонними. Если справедливо, что о других нельзя «судить по себе», то еще более справедливо, как это ни парадоксально на первый взгляд, что и о себе нельзя «судить по себе». Умение взглянуть на себя глазами окружающих имеет принципиальное значение не только для самопознания, но и для правильного понимания достоинств и недостатков, которые помогают или мешают нам понять других и быть понятыми ими. Понять другого, понять себя и, наконец, быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания.
Проблема психолого-педагогической грамотности молодежи является сейчас одной из наиболее актуальных. Человек становится личностью не только и не столько под воздействием извне, сколько усилиями самовоспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое внимание. Вот в этом и должно помочь данное пособие молодому читателю. Предполагается, что использование психолого-педагогических знаний, изложенных в пособии, поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и прио
Практикум по методике преподавания специальных дисциплин
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогическая ситуация №1
На мой взгляд, когда мать Маши вошла в учительскую и на нее обрушился негатив по отношению учебы ее дочери, она была в недоумении, скорее всего она испытала негативное переживание. Чувство не комфортности. Считаю, что у педагогов в учительской отсутствует высокий уровень компетентности и конечно же нравственные качества. В первой части педагогической ситуации наблюдаем наличие негативной установки преподавателя на ученицу. Это мы определили по следующим признакам: скорее всего учитель не создавал благоприятную атмосферу, часто порицал, чем поощрял. Учащаяся чувствовала неприязнь в отношении педагога.
Но вот в учительской появилась Машина классный руководитель. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. Считаю, когда классный руководитель берет под руку мать Маши, тон речи классного руководителя (шепотом) тем самым педагог пытается расположить родителя к беседе. Классный руководитель демонстрирует положительные качества Маши. Мы видим наличие позитивной установки педагога. И конечно же подбирая слова, говорит о ее неуспехах в учебе. Таким образом, считаю, что у классного руководителя высокий уровень компетентности, умение вести диалог, наблюдаем интерес учителя в работе с ребенком, гибкость, умение управлять собой, присутствует положительный стиль общения, а также нравственные установки.
Считаю правильным, что у читель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу. Слушать и понимать собеседника. Не отталкивать, а привлекать к сотрудничеству.
Развивать в себе стремление к равной позиции с родителями. Привлечение родителей к сотрудничеству.
Показать родителю хорошее отношение к его ребёнку.
Искать новые формы сотрудничества с родителями.
Обсуждать проблему, а не личные качества ученика.
«Не верить генетике»
Беседа с родителями должна иметь конфиденциальный характер.
Речь педагога должны быть правильной, точной, ясной, доступной, эмоциональной.
На мой взгляд, взаимопонимание, возникшее в беседе классного руководителя с мамой было достигнуто благодаря уровня компетенции классного руководителя и взаимного доверия к конструктивному диалогу.
Педагогическая ситуация №2
2.Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: «Честь, имею!», которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать?
А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: «Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение».
Б. Не обратить внимание и начинать урок.
В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке.
Г. Принять приветствие: «О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр. )».
Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите, какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассников.
Считаю, что учитель должен принять приветствие. Именно в этом примере наблюдается совпадение целей педагога и восьмиклассников. Присутствует демократический стиль взаимодействия, так как мы видим взаимоприятие и сотрудничество. Наблюдается в выбранном примере контакт учителя с учащимися, проявление доверия и уважения к ним, не подавляет строгость и наказание.
Общие вопросы к педагогическим ситуациям:
*Какие правила педагогического общения нарушены в предложенных ситуациях
В первой ситуации, на мой взгляд, нарушено правило демонстрации собственной расположенности ( когда мать Маши зашла в учительскую).
*Как вы охарактеризуете стили педагогического общения в предложенных ситуациях
В первой ситуации- в первой части ситуации негативный стиль общения, затем наблюдаем демократический стиль общения.
Во второй ситуации демократический стиль общения. Общение на основе дружеского расположения.
Практикум межличностного взаимодействия кейс
Живоой поиск
Ситуация 1
Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведѐт себя еѐ дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на неѐ обрушивается то один, то другой учитель:
– Ваша дочь – законченная лентяйка.
– А, Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет…
Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берѐт маму под руку и уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чѐм-то шепотом.
Классная руководительница обязательно найдѐт что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадѐжным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят еѐ в классе, как близко к сердцу она принимает все классные дела. И только потом разговор пойдѐт о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики.
И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы:
– Спасибо, голубушка. Я уж постараюсь, прослежу.
И уходит она из школы не раздражѐнная, а озабоченная новыми задачами,которые придѐтся решать вместе с классной руководительницей.
Задание и вопросы:
1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения.
2. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.
Речевое поведение человека – сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.
Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.
Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей.
Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения.
Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.
Умение педагога построить взаимодействие с учащимися так, чтобы его речь стала действенной и эффективной, умение удерживать внимание и находить оптимальные способы коммуникации в сложных ситуациях урока – основные элементы профессионализма современного учителя.
Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения.
Наиболее распространены следующие:
1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);
2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);
3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;
4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);
5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).
Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.
Словесная агрессия – очевидный, негативный, но до конца неустранимый элемент школьной жизни.
Некоторые давно известные проявления агрессии в речевом поведении педагога получают новые названия, становятся актуальным предметом публичных дискуссий.
Учителю следует проявлять речевую гибкость и словесную избирательность, отказаться от категоричности, нетерпимости, заносчивости.
Ситуация 2
С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, как Вы строите свои
отношения с коллегами и друзьями? Приведенные ниже вопросы дадут Вам
возможность подумать о себе в ситуации общения.
Задание и вопросы:
1. Нравится ли Вам руководить людьми? Позволяете ли Вы другим
руководить Вами? Часто ли Вы уступаете другим?
2. Ожидаете ли Вы, что вы с Вами будут общаться как с равным? Хотите ли вы вести себя с другими, особенно с друзьями, как с равными?
3. О чем Вы просите друзей? О чем просят Вас Ваши друзья?
4. Манипулируете ли Вы людьми? Легко ли Вами манипулировать?
5. Чувствуете ли Вы ответственность за то, что происходит в Ваших отношениях с другими людьми или оставляете все как есть?
6. Не мешают ли Ваши личные отношения с коллегами выполнять работу?
Трудно сказать, почему вам нравится кто-то. Может быть, у него славная улыбка, или ум острый как бритва, или с ним легко общаться – вопрос интересный. Вам он просто нравится — и все.
Но ученых не удовлетворяют подобные ответы, и они тратят годы, пытаясь точно определить те факторы, благодаря которым один человек становится привлекательным для другого.
Ниже перечислены некоторые из наиболее интригующих выводов в этой области.
Они позволят вам увидеть ваших друзей в новом свете – и помогут завязать новые успешные отношения, гораздо быстрее, чем раньше.
Эта стратегия называется «отзеркаливанием» и заключается в скрытом подражании поведению другого человека. Когда вы говорите с кем-то, попытайтесь копировать его позу, жесты и выражение лица.
Исследователи описали так называемый «эффект хамелеона», который происходит, когда люди бессознательно подражают поведению друг друга. Имитация усиливает привлекательность.
В ходе эксперимента 72 мужчины и женщины работали над задачей с партнером. Партнеры (которые получили задание от экспериментаторов) либо подражали поведению другого участника, либо нет, а исследователи записывали их взаимодействие на пленку.
В конце задания, участников попросили определить, насколько им понравились их партнеры. В результате люди чаще говорили, что им понравился их партнер, если он подражал их поведению в ходе работы над заданием.
В соответствии с «эффектом привязанности к увиденному» нам больше нравятся люди, которые уже нам знакомы.
В университете Питсбурга был проведен эксперимент для исследования этого феномена.
Четыре женщины выдавали себя за студенток курса психологии. Каждая женщина появлялась на лекциях разное количество раз.
Когда экспериментаторы показали студентам-мужчинам фотографии этих женщин, студенты отметили, что больше симпатизируют тем из них, которых они видели чаще– даже если совсем не общались с ними.
3. Делайте комплименты
Люди будут ассоциировать прилагательные, которые вы используете для описания других людей, с вашей личностью. Этот феномен называется «спонтанная передача признака».
Этот эффект имеет место даже когда люди знают, то окружающим не свойственны те черты, которые вы им приписываете. Таким образом, все, что вы говорите о других, влияет на то, как другие видят вас.
Если вы описываете кого-нибудь как благородного, искреннего и доброго, люди будут ассоциировать эти качества с вами.
Верно и обратное: если вы постоянно поносите людей за их спиной, вашу друзья начнут также связывать негативные качества с вами.
«Эмоциональное заражение» описывает феномен того, что люди сильно подвержены настроению окружающих.
Человек может подсознательно считывать эмоции людей вокруг себя. Мы следим за мимикой окружающих и выражениями их лиц, что в свою очередь, заставляет нас чувствовать нечто похожее на что, что переживают они.
Если вы хотите заставить других испытывать радость и счастье, когда они находятся рядом с вами, демонстрируйте только позитивные эмоции!
Психологи Принстонского университета предложили термин «стереотип содержательной модели», для описания того, что люди судят других, основываясь на их теплоте и компетентности.
В соответствии с этой моделью, если вы можете представить себя как теплого человека – доброжелательного и не настроенного на конкуренцию – люди с большей вероятностью решат, что могут доверять вам.
Если вы выглядите компетентным – например, у вас высокий финансовый или образовательный статус – они будут более склонны уважать вас.
Очень важно продемонстрировать теплоту вначале, а затем компетентность, особенно в деловой среде.
С эволюционной точки зрения, для выживания более важно знать, заслуживает ли новый знакомый нашего доверия.
Согласно «эффекту оплошности», вы больше понравитесь людям после того, как совершите небольшую ошибку – но только если они убеждены в вашей компетентности.
Обнаружение того факта, что вы не совершенны, делает вас более понятным человеком, с которыми проще выстроить взаимосвязь.
В эксперименте университета Миннесоты студенты слушали запись того, как другие люди отвечали на вопросы викторины.
Когда люди хорошо отвечали на вопросы, но проливали чашку кофе в конце интервью, студенты оценили их привлекательность выше, чем когда они также хорошо ответили, но избежали казуса с кофе или ответили плохо и все равно опрокинули чашку.
7. Подчеркивайте общие ценности
По данным классических исследований, людей больше привлекают те, кто похож на них. Это известно как «эффект привлекательности сходства».
В серии исследований участников с позитивным и негативным восприятием самих себя спросили, хотят ли они взаимодействовать с людьми, которые имели позитивное или негативное впечатление о них.
Участники с позитивной самооценкой предпочитали людей, которые думали о них положительно, в то время как имеющие негативное представление о себе предпочитали критически настроенных собеседников.
Людям нравиться взаимодействовать с теми, кто предоставляет им обратную связь, согласующуюся с их представлением о собственной личности.
Другие исследования показывают, что когда убеждения людей относительно нас самих согласуются с нашими собственными, отношения протекают более гладко. Скорее всего это происходит потому, что мы чувствуем себя понятыми, а это является важной составляющей близости.
Эффект «самораскрытия» является одной из лучших техник построения отношений.
В исследовании Калифорнийского университета студенты колледжа были разбиты на пары и им было предложено провести 45 минут, беседуя друг с другом.
Некоторым парам была предложена серия вопросов, которые были очень глубокими и личными. Например, «Какими были ваши отношения с мамой?». Другим парам выдали вопросы, подходящие для светской беседы, типа «Какое твое любимое время года? Почему?».
В конце эксперимента студенты, которые задавали больше личных вопросов, сказали, что чувствуют большую близость друг к другу, чем те из них, которые ограничились светской беседой.
Вы можете использовать эту технику, чтобы лучше узнать кого-то. Лучше начинать с легких вопросов (например, узнать, какой последний фильм смотрел собеседник), постепенно переходя к более личным, в частности, к расспросам о значимых в его жизни людях.
Когда вы делитесь личной информацией с другим человеком, они более вероятно почувствует близость к вам и захочет поделиться чем-то сокровенным в ответ.
Люди высоко ценят надежность и доверие в отношениях.
Эти две черты оказывались особенно важными, когда люди описывали идеального друга или коллегу.
Надежность состоит из нескольких составляющих, включая честность, доверие и преданность, и хотя каждый важен для успешных отношений, честность и надежность были определены как наиболее важные в сфере дружеских и близких отношений.
Независимо от того, что люди думают об идеальном друге или романтическом партнере, чувство юмора очень важно.
Использование юмора, когда вы впервые знакомитесь с кем-то, может заставить человека симпатизировать вам больше.
Ситуация 3
1. Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.
2. Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных
покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на
следующую партию будет уже выше.
3. Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и
ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.
Задание и вопросы:
1. Определите виды общения, актуализирующиеся в предложенных ситуациях деятельностное общение. материальное общение им мотивационное общение прямое общение и воспитательное общение.
Список использованной литературы
1. Макарова Д.В. Выразительность объяснительного монолога учителя как средство эмоционального взаимодействия в педагогическом дискурсе // Преподаватель XXI век. – 2007. – №2. – С. 157-163.
2. Макарова Д.В. Фразеологизмы как средство диалогизации объяснительной речи учителя // Русский язык в школе. – 2008. – № 7.- С. 15.
3. Макарова Д.В. Активизация интеллектуально-эмоционального потенциала младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №10.
4. Макарова Д.В. Реализация стратегий педагогического дискурса в речевом поведении учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №11. – С.190-196.
5. Синицына, Ю. Н. Интерпретационный потенциал дискурсивных практик: на материале русского и английского языков [Текст] : дис. … канд. фил. наук: 10.02.19 / Синицына Юлия Николаевна. – Краснодар, 2008. – 187 с.
6. Суворова, С. Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: методологические, теоретико-педагогические и технологические аспекты [Текст] / С. Л. Суворова. – Шад- ринск : Шадринский Дом печати, 2008. – 225 с.
7. Тихомиров, А. Р. Прецедентные тексты как основа формирования дискурсивных умений (при подготовке переводчиков) [Текст] / А. Р. Тихомиров // Сб. науч. тр. Вып. 449. – М. : Моск. лингвист. ун-т,- С. 112-119.
8. Шевченко, О. В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в профессиональном образовании специалистов по связям с общественностью.- М.,2010.
Практическая работа по теме «Педагогическое общение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по теме «Педагогическое общение»
1. Изучите информационный блок по теме «Педагогическое общение»(этапы педагогического общения, барьеры педагогического общения, стили руководства, стили педагогического общения).
2. Актуализируйте знания по вопросам коммуникативные барьеры, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения (см. учебное пособие «Психология общения)
Рассмотрите и проанализируйте предложенные ситуации с использованием знаний по психологии общения для преодоления барьеров общения и разрешения ситуаций
Описание психолого-педагогических ситуаций
Анализ ситуации с точки зрения психологии общения, пути преодоления барьеров педагогического общения
Ситуация №1 Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки.
Тогда она обратилась к лидеру класса: «Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?» Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело.
Учитель использует демократический стиль общения с обучающимися. Учитель выразила иронию и юмор без насмешливости.
Учительница уверены в себе, обладают проницательностью и
хорошо понимает мотивы поведения учеников. Обладает высоким уровнем самоконтроля, эмоционально устойчива,
Ситуация №2 Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявлял: «Ну и ставьте!» Как-то раз при очередном опросе ученик опять ответил плохо. Учитель.
Скорей всего у ребёнка сложилось негативное отношение к учителю, он не имеет для него авторитета У ребёнка могут быть проблемы в семье или в школе, поэтому у него пессимистическое отношение к обучению.
Возможно стоит оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки.
Ситуация №3 Вы решили со своим классом пойти в поход. Возле вашей школы находится два лесных массива, оба приблизительно на одинаковом расстоянии. Около половины детей живет около одного леса, а другая половина – возле другого. Когда Вы объявили детям, что намечается поход, одна половина сразу закричала: «Пойдем в наш лес!», а другая: «Нет, в наш!» Когда же Вы резонно возразили, что не можете разорваться на две части и пойти сразу в два места, то одна половина класса заявила другой: «Ну и идите себе в свой лес, а нам и дома хорошо!» Таким образом, если пойти в один лес, обидится одна половина класса, если в другой – другая; все это может привести к возникновению вражды между детьми.
1. Выберете маршрут и объявите об обязательном участии в походе всех
2. Откажетесь от проведения похода как наказание за конфликтное поведение
3. Предложите детям поход в кинотеатр
Я бы предложила ученикам два похода. Один из них в место, куда хочет одна половина класса, а второй поход (в другой день) – в место, куда хочет вторая половина класса. Таким образом, все ученики побывают в тех местах, куда хотели пойти.
Ситуация №4 Звонок на урок. Учитель входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать.
Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: «Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?» И, обращаясь к классу, попросил: «Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо». Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно. Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.
На уроке у учителя возник барьер – сужение функций общения. Учитель поставил перед собой только информационную задачу, быстро разрешил сложившуюся ситуацию в классе и урок прошел как обычно. Я считаю, что на 2-м уроке учитель поступил неправильно. Ему не нужно было возмущаться и требовать от обучающихся признания в сорванном уроке. Нужно было поговорить спокойно, так же как на 1-м уроке. Своей доброжелательностью расположить к себе детей, дать им понять, что их не собираются ругать, а хотят спокойно разобраться в ситуации. К тому же, воробей мог сам залететь в класс, а дети, стараясь его поймать и отправить на свободу.
Ситуация №5 Учительница дала детям задание: написать о своих домашних животных. В одном из сочинений она читает: «У меня нет домашних животных, потому что я их не люблю: они лают, мяукают, пакостят в доме, от них везде в доме шерсть и сними нужно гулять». Ну и дела! Как реагировать?
Отдавая сочинение, весело заметить? «Ты Серёжа, слишком суров к домашним животным – они же не люди!».
Отдавая сочинение, спокойно сказать: «Я не разделяю твоё мнение, но уважаю его»;
При случае поинтересоваться у ребёнка: сам он думает то. что написал, или слышал от взрослых?
При случае посоветовать родителям сводить мальчика в цирк или в зоопарк;
При случае проконсультироваться со школьным психологом о таком ребёнке;
Обязательно посоветовать мальчику завести какое-нибудь животное, чтобы он сам увидел сколько радости оно приносит;
Чего тут рассуждать – за такое сочинение надо ставить двойку.
Ответ обоснуйте с позиции психологии общения.
Решение ситуации: учителю нужно избрать стиль продуктивного педагогического общения. Поинтересоваться у ребёнка: сам он думает то, что написал, или слышал от взрослых?
Попросить детей в классе, у которых есть животные, рассказать о них мальчику, о достоинствах этих зверушек.
Вопрос: Как поступить учительнице?
Обучающийся привык к повышенному внимаю со стороны. И ему не важно, какая сложилась ситуация-он хочет быть в центре внимания. Вот и на уроках постоянно тянет руку. Учительнице следует поговорить с учеником. Сказать ему, что не следует каждый раз тянуть руку, лучше хорошо подумать над ответом на вопрос.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.