Проблема машина времени уэллс

Идеолог англосаксонской элиты на пути от антиутопии к мировому заговору

Я уже писал, что авторство термина «новый мировой порядок» принадлежит Герберту Уэллсу (1866-1946), впервые употребившему это выражение в 1928 году в книге «Открытый заговор. Чертежи мировой революции» (The Open Conspiracy: Blue Prints for a World Revolution).

А первым романом Уэллса была «Машина времени», появившаяся в 1895 году. Роман возник не на пустом месте. В 1881 году американский писатель и журналист Эдвард Пейдж Митчелл (1852-1927) опубликовал рассказ «Часы, которые шли назад», описывавший путешествие во времени. Толчком к роману могло послужить и посещение Уэллсом в 1887 году заседания «Дискуссионного общества» в Южном Кенсингтоне, где был сделан доклад о возможностях неэвклидовой геометрии по мотивам книги выдающегося английского математика и физика Чарльза Хинтона «Что такое четвёртое измерение» (1884). У Хинтона четвёртым измерением, дополняющим трёхмерное пространство, являлось время и высказывалась гипотеза о возможности перемещения человека во времени.

Роман «Машина времени» – не столько фантастика, сколько антиутопия. Произведения этого жанра изображают картины мрачного, ужасного будущего. Считается, что жанр антиутопии родился 100 лет назад, когда русский писатель Евгений Замятин завершил роман «Мы», ставший классической антиутопией. В нём описано всемирное тоталитарное общество ХХХII века, управляемое Единым Государством. Людей там нумеруют, общество состоит из «человеков-нумеров», а уэллсовская «Машина времени» является ещё более жестокой антиутопией.

Главный герой – Путешественник во Времени – с помощью изобретённой Машины Времени перемещается в далёкое будущее, 8028 век. Он попадает в необычный мир, где пребывает восемь дней. Этот мир состоит из человекоподобных существ, которые делятся на две части, две расы, почти не контактирующие между собой. Сначала герой встречается с представителями одной части, так называемыми элоями. Они невысоки ростом (до четырёх футов), грациозны, но слабы физически, изнеженны. Путешественник сообщает: «Я пристально разглядывал их изящные фигурки, напоминавшие дрезденские фарфоровые статуэтки. Их короткие волосы одинаково курчавились, на лице не было видно ни малейшего признака растительности, уши были удивительно маленькие. Рот крошечный, с ярко-пунцовыми, довольно тонкими губами, подбородок остроконечный. Глаза большие и кроткие, но — не сочтите это за тщеславие! – в них недоставало выражения того интереса ко мне, какого я был вправе ожидать». Элои примитивны, они заняты преимущественно играми, присущими детям младшего возраста XIX века. Таков же и уровень их интеллекта. Они полностью лишены сострадания, имеют ряд устойчивых комплексов (например, страх перед темнотой и колодцами, ведущими в подземелья).

Затем Путешественник вступает в контакт с представителями второй части общества – морлоками, которые выглядят, как гуманоиды. Живут они под землёй, в Подземном мире (в отличие от элоев, живущих на поверхности земли, в Верхнем мире). Внешность морлоков жутковата: лица плоские, практически лишённые подбородка; глаза большие, серо-красные и отражают свет; кожа бело-серая, покрыта белой шерстью; конечности тонкие и длинные. Физически и умственно морлоки значительно уступают человеку XIX века, но превосходят в этом элоев. Морлоки напоминают роботов, которые изо дня в день выполняют одни и те же операции. На них лежит жизнеобеспечение общества; они обслуживают машины, производящие инструменты, одежду, продукты питания.

Элои у Уэллса – выродившиеся потомки буржуазии, морлоки – потомки рабочих. Первые полностью зависят от вторых. При этом элои из правящего класса служат пищей морлокам. Морлоки обеспечивают элоев всем необходимым, руководствуясь тем, что элои являются единственным доступным источником мяса для подземных обитателей.

Устройство общества в этой антиутопии Уэллса описывается так: «…в искусственном подземном мире шла работа, необходимая для благосостояния дневной расы?… В конце концов на земной поверхности должны будут остаться только Имущие, наслаждающиеся в жизни исключительно удовольствиями и красотой, а под землей окажутся все Неимущие – рабочие, приспособившиеся к подземным условиям труда. А очутившись там, они, без сомнения, должны будут платить Имущим дань за вентиляцию своих жилищ. Если они откажутся от этого, то умрут с голода или задохнутся. Неприспособленные или непокорные вымрут. Мало-помалу при установившемся равновесии такого порядка вещей выжившие Неимущие сделаются такими же счастливыми на свой собственный лад, как и жители Верхнего мира».

Путешественник приходит к выводу, что общество 8028 века давно застыло в развитии. Возник жутковатый status quo. Технический прогресс остановился, общество до предела поляризованно и пребывает в состоянии абсолютной неподвижности. И элои, и морлоки за тысячелетия существования, не требующего умственной деятельности, практически лишились разума, превратившись в существа, подобные животным.

Кое-что о жизни этого общества главному герою удаётся узнать от героини по имени Уина. Она из числа элоев. Как рассказала Уина, мэрлоки живут под землей потому, что боятся света. Они любят мясо, и, когда наступают сумерки, они выходят на поверхность и нападают на элоев. Поэтому последние боятся темноты, подсознательно пребывая в состоянии постоянного страха.

После восьмидневных приключений в мире элоев и мерлоков наш герой садится в Машину времени и улетает ещё на 30 миллионов лет вперед, где не обнаруживает уже никаких признаков человека. В конце концов, бесконечно устав и физически, и морально, он возвращается в то время, из которого стартовал.

Главное в романе Уэллса не приключения героя, а мысль автора о том, что капитализм – далеко не самая совершенная система общественных отношений. Она губительна и для капиталистов, и для наёмных работников (пролетариев). Причём губительна с антропологической точки зрения, так как порождает физическую, интеллектуальную, духовно-нравственную деградацию верхов и низов одновременно. В этом романе Уэллс заставляет задуматься о научно-техническом прогрессе, как о чём-то, что способно погубить человека.

Роман «Машина времени» ни у нас, ни за рубежом почти никогда не публиковался полностью. Издатели предлагали читателю версию без главы «Серый человек» (The Grey Man). В редких изданиях эта глава присутствовала под названием «Последние люди» (The Final Men). Она изображала далёких потомков человека предельно шокирующим образом.

Уэллс, будучи по образованию биологом, имел в молодости научным наставником Томаса Хаксли (1825-1895), знаменитого английского зоолога, который за пропаганду эволюционной теории Чарльза Дарвина получил прозвище Бульдог Дарвина.

Однако то, что мы видим уже в первом романе Герберта Уэллса, прямо противоречит теории эволюции Дарвина, согласно которой человек в процессе естественного отбора превращается из обезьяны в человека разумного (homo sapiens). В «Машине времени» всё наоборот: человек со временем превращается в звероподобное существо. Я подозреваю, что Уэллс не особенно верил в теорию Дарвина. Возможно, и Томас Хаксли, который принадлежал к британской элите и был членом масонской ложи, выступал в роли Бульдога Дарвина лишь для «внешних». Судя по всему, мировая закулиса поставила перед ним задачу энергичной пропаганды дарвинизма. Во-первых, ради разрушения христианства с его догматом о сотворении человека Богом. Во-вторых, ради того, чтобы насадить социал-дарвинизм. Социал-дарвинистом был и сам Чарльз Дарвин. Полное название его книги «Происхождение видов» звучит так: «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».

Герберт Уэллс вполне уяснил, что «теория эволюции» – это для «внешних». На самом деле человечеству, лишённому религиозно-культурных скреп, грозит эволюция наоборот, т. е. деградация и гибель. И в художественной форме это убедительно показано в «Машине времени».

Вторая половина жизни Уэллса была посвящена поиску предотвращения катастрофы человечества. Он исходил из того, что спасать надо элиту, к коей причислял интеллектуалов и представителей крупного капитала. Ядром этой элиты должны быть англосаксы как высшая раса. Что касается остальных, спасать их следовало лишь для того, чтобы «низшие» обслуживали «высших». И из-под пера этого англичанина вышли такие опусы, как «Мир Вильяма Клиссольда» (1926), «Открытый заговор» (1928), «Новый мировой порядок» (1940) и некоторые другие, которые я называю программными. Здесь Уэллс выступает как идеолог англосаксонской элиты, предлагая трансформацию капитализма в духе фабианства (что-то наподобие регулируемого капитализма Джона Кейнса и организованного капитализма Рудольфа Гильфердинга), с формированием Единой Мировой Религии, отказом от государственных суверенитетов и созданием в конечном счёте Единого Мирового Государства. Это тот самый план перестройки мира, который ведёт человечество к обществу звероподобных существ, изображённому в романе «Машина времени». И совершиться такая эволюция может намного быстрее, чем к 8028 веку.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Новые данные об элоях и морлоках. Осовремениваем «Машину времени» Герберта Уэллса

Проблема машина времени уэллс. Смотреть фото Проблема машина времени уэллс. Смотреть картинку Проблема машина времени уэллс. Картинка про Проблема машина времени уэллс. Фото Проблема машина времени уэллс

Одно из этих женственных существ вынуло из складок одежды прямоугольник с закругленными краями размером приблизительно с книгу, но гораздо тоньше. Затем нежно прикоснулось тонким пальчиком к поверхности прямоугольника, и та, к моему величайшему изумлению, засияла нежным голубоватым светом. Видя, как сильно я удивлен, элой простодушно улыбнулся и обратил ко мне всю закругленную поверхность, в переливах которой я разобрал надписи на незнакомом языке и маленькие картинки, все это на фоне очаровательного пейзажа.
Элой прикоснулся пальцем к одной из картинок на поверхности прямоугольника, затем еще и еще. Благодаря прикосновениям – я видел это совершенно отчетливо, – надписи и картинки изменились: одни увеличились, а другие, ненужные, съехали в сторону, чтобы не мешать обзору. В одном из открывшихся квадратиков возникло изображение другого элоя, столь достоверное, что на мгновение мне показалось, что я смотрю в зеркало, отражающее реально происходящие события. Изображение элоя двигалось по поверхности и, как мне на мгновение показалось, при виде меня удивленно вскрикнуло. Выразительный смех окруживших меня существ подтвердил, что так оно и есть. Я долго не мог в это поверить, но когда изображение элоя на прямоугольной поверхности в ответ на мои английские фразы отвечало на своем мелодичном языке, вынужден был признать, что меня по крайней мере слышат. Я действительно видел человеческое существо и, поскольку существо в свою очередь видело меня, общался с ним посредством плоских прямоугольников со светящейся поверхностью!
Впоследствии я не раз наблюдал, как существа будущего при помощи этих устройств не только переговариваются, но и слушают прелестную музыку, исполняемую на неведомых мне инструментах, или складывают в колонны сваливающиеся сверху разноцветные кубики. Иногда кубики лопались, и колонны опадали вниз, но сваливающиеся сверху, наподобие снежинок, кубики быстро восполняли недостаток. Колонны все возрастали и возрастали до тех пор, пока им хватало места – потом падение кубиков прекращалось.
Будучи по натуре изобретателем, я не мог не заинтересоваться устройством чудесных прямоугольников, но в результате нескольких попыток убедился, что о принципах их действия элоям ничего не известно. Элои умели управлять устройствами, проводя пальчиком по нужной картинке или надписи, либо произнося тихим голосом команды. Но когда я пытался объяснить существам из будущего, что хочу ознакомиться с внутренним механизмом прибора, те в ответ недоуменно пожимали плечами и продолжали свои занятия.
«Ад-мин, ад-мин», – иногда ворковали они между собой, полагая в простоте душевной, что этим словом все объясняется.
Несмотря на досадное взаимонепонимание, элои охотно, хотя ненадолго одалживали светящиеся прямоугольники, чтобы я поиграл с ними. Из этого редко что получалось. Я водил пальцем по гладкой, приятной на ощупь поверхности, изменяя в ответ надписи и картинки, но поскольку не знал элойского языка, не мог понять, что каждая из них означает, а картинки были слишком условны, чтобы на них ориентироваться.
После одного случая в обеденной зале я окончательно пришел к выводу, что светящиеся прямоугольники изобретены и построены не элоями.
Как-то во время приема пищи раздался негодующий вскрик: один из обедающих провел пальцем по поверхности своего прямоугольника, но поверхность, вопреки ожиданиям, не засветилась. Я решил, что прямоугольник сломался, и, довольный, приготовился смотреть, как его будут ремонтировать. Однако элой, недолго думая, выбросил прямоугольник в округлое отверстие рядом со столами, куда бросали остатки пищи, потом подбежал к стоящему в зале шкафу и вытащил оттуда совершенно новенький и исправный прямоугольник. Его негодование по поводу поломки сейчас же сменилось радостными возгласами, и существо будущего, как ни в чем не бывало, принялось переговариваться с кем-то из своих приятелей по новому аппарату.
Недостатка в светящихся прямоугольниках изнеженные элои не испытывали: каждый имел свой прямоугольник, как правило, белого, розового или черного цвета. Любопытно, что на обратной стороне аппаратов – я имел возможность рассмотреть это в деталях, поскольку брал в руки несколько разных машин, – располагалось изображение фрукта, немного напоминающего апельсин, причем надкусанного. Обратив внимание на этот странный факт, я попытался выспросить о нем и даже получил некоторую надежду, когда первый же спрошенный элой любезно закивал и куда-то стремглав убежал. Я решил, что он убежал за вещью, которая прояснит значение надкусанного фрукта, или по крайней мере за знающим человеком. Как оказалось, элой убежал за самим плодом: через минуту он возвратился, неся в руке большой спелый фрукт, затем сильно надкусил, как изображено на рисунке, и с довольным видом протянул мне. Существо решило, что я прошу принести надкусанной еды!
Люди будущего – они были как дети, и я совершенно не догадывался, что скрывается за фасадом их беззаботной жизни.

Можно подобрать подходящую роль и для морлоков, к примеру такую.
Чтобы прояснить ситуацию, Путешественник во Времени спускается в глубокую шахту-колодец, где встречается с обезьяноподобными жителями подземного мира.

Изнеможенный и почти раскаявшийся в своем предприятии, я разжал пальцы, спрыгнул на пол и смог наконец оглядеться, куда попал.
Спички не потребовалось, потому что открывшаяся моему взору пещера освещалась неярким голубоватым светом, исходившим от прямоугольников с закругленными краями. Однако эти прямоугольники находились не в руках подземных жителей: закрепленные вертикально на ребрах, они светили с заполнивших пещеру черных столов. Прямоугольники были раза в три крупней тех, которыми пользовались приветливые элои, и по ним перемещались не умиротворяющие картинки, а чертежи и полные странных обозначений математические формулы. Под землей не развлекались – здесь кипела важная созидательная работа, Бог весть какая.
В первое мгновение обратил внимание лишь на светящиеся экраны, во второе – заметил множество морлоков, ссутулившихся за светящимися прямоугольниками на низких сиденьях. Обитатели подземного царства, прищуриваясь слезящимися от света глазами, вглядывались в свои полноразмерные прямоугольники и как бы между прочим перебирали подагрическими пальцами по доскам, лежащим рядышком и сплошь усеянными мелкими черными квадратиками. В соответствии с движениями морлоков загадочные формулы на святящихся прямоугольниках преобразовывались: в одни формулы добавлялись новые ветви, другие под наплывом новых формул проваливались вниз и исчезали из виду. Плавным движением расположенного на доске колесика морлоки могли вызвать провалившиеся формулы из небытия, убирая из виду расположенные выше. Интересно, что до самих светящихся прямоугольников морлоки в отличие от элоев не дотрагивались, видимо считая это пустяковым, недостойным подземного жителя развлечением. Глубина во всем, производительность и эффективность труда – таков, насколько я понял, был девиз обитателей будущих подземелий.
Дорого бы я дал, чтобы понять устройство светящихся агрегатов морлоков и разгадать их безумные формулы, однако обстоятельства не позволяли надеяться на сотрудничество. Сначала один, потом второй и третий морлоки заметили меня и, прищурившись от слепоты, подозрительно повернули головы в мою сторону. Вздох легкого удивления прошелестел с черных сидений.
«Хаскелл?», – обращаясь ко мне, вопросительно прошептал один из морлоков.
Я отвечал несколькими словами элойского языка, которые предварительно заучил, однако они возымели на морлоков неприятное действие.
«Джава?», – спросил другой, несколько напрягаясь.
Я снова ответил, уже предчувствуя недоброе.
«Бейсик?», – закричали сразу несколько возмущенных голосов.
Тут я обратил внимание на длинный стол, находящийся между светящимися прямоугольниками, совсем недалеко от меня. На столе возлежал кусок копченого мяса, полуобернутый в цветную материю, которую я сначала не признал, но через секунду с ужасом обнаружил, что материя очень напоминает платье, носимое хрупкими жителями солнечной стороны Земли. Рядом с куском мяса находились золотистые цилиндры с кулак величиной, от которых разило пивным духом – на какой-то момент мне даже почудилось, что я нахожусь в захолустном шотландском пабе, – а рядом с цилиндрами по всему столу были рассыпаны горсти мелких орешков.
Сделав из увиденного выводы, я содрогнулся от отвращения и поднял глаза на подземных тварей, которые уже вставали со своих черных стульев и направлялись в мою сторону, угрожающе шевеля скрюченными пальцами.
«Юс-с-с-сер! Юс-с-с-сер!» – шелестело под сводами пещеры.
Переговоры были бесполезны.
Я развернулся к нападавшим спиной, в попытках нащупать в окружавшей меня колодезной тьме скобы, по которым проник в подземелье, а когда это удалось, попробовал подтянуться. Однако в мои ноги уже вцепилось несколько успевших подобраться морлоков. Я пнул верхнего из них каблуком, и когда проклятый ослабил хватку, смог подтянуться и опереться ногой о стену. Затем по скобам быстро, насколько хватало сил, полез по непроглядному колодцу вверх, к светлеющей надо мной и по мере того, как я продвигался, увеличивающейся точке.
«Юс-с-с-сер! Юс-с-с-сер!» – доносилось до меня снизу непримиримое шипение.
О, теперь до меня дошло, кто производил нарядные, со скругленными краями прямоугольники, которыми пользовались жители солнечного мира, и чем расплачивались элои за свои изощренные развлечения! С течением веков производство Земли ушло под землю, однако там не находилось пищи для производителей, и проблема была решена со всей основательностью и эффективностью, которые присущи голодающим пролетариям.

Если бы Герберт Уэллс изобразил нечто подобное, он встал бы вровень с Леонардо да Винчи. Ну почему, почему писатель не упомянул в «Машине времени» вычислительную технику и надкушенный фрукт – надкушенный фрукт в особенности, – неужели интуиция не подсказала?

Источник

“Машина времени” Герберта Уэллса. Взгляд в далекое будущее

Проблема машина времени уэллс. Смотреть фото Проблема машина времени уэллс. Смотреть картинку Проблема машина времени уэллс. Картинка про Проблема машина времени уэллс. Фото Проблема машина времени уэллс

Удивительно осознавать, что одно из лучших своих произведений Герберт Уэллс написал в самом начале писательского пути. Дебютный роман редко выходит столь ярким и интересным, а вложенная в него идея не столь часто находит отклик у читателя. Здесь же все наоборот. Причем поклонником произведения можно стать в любую эпоху: современник ли ты писателя или житель далекого будущего.

Содержание

Сюжет

Большинство ранних произведений Уэллса посвящены гениальному ученому, сумевшему добиться революционных открытий в той или иной области: “Машина времени”, “Остров доктора Моро”, “Человек-невидимка“. Кажется, что каждый из них является отражением той или иной черты самого писателя. Ведь Герберт Уэллс пришел в жанр научной фантастики не случайно: два ученых звания по биологии тому свидетельство. Не примерял ли автор на своих героях варианты развития собственной судьбы?

В “Машине времени” все крутится вокруг ученого, решившего переступить через порог четвертого измерения – времени. Для презентации данного события он созвал множество гостей, роль которых заключалась в том, чтобы стать очевидцами волнительного первооткрытия и засвидетельствовать его перед остальным населением планеты.

Герберта Уэллса часто хвалят за точность и детализацию описанных им научно-фантастических открытий, но, к сожалению, в “Машине времени” убедиться в этом удается только при чтении описания миров будущего. Читателя же чуть ли не в большей мере интересует строение аппарата, благодаря которому можно перемещаться из одной временной эпохи в другую. Прием ухода от конкретного описания аппарата потом повторился в “Человеке-невидимки” и обозвать его можно примерно как “Расскажу потом”. Само собой по данной теме следует тишина.

Путешественник по Времени, как его именует рассказчик истории, отправляется в 802 701 год, чтобы собственными глазами увидеть, каким предстанет человечество после множества скачков развития; что собой будет представлять планета Земля и ее экосистема. Хотелось бы знать, почему Уэллс отправил героя именно в этот самый год, прослеживается ли какой символизм?

Не желая быть простым зрителем происходящих вокруг него событий, Путешественник отправляется изучать мир будущего. Любопытство первооткрывателя берет верх, хотя опасения по каким-либо причинам не вернуться обратно должно было останавливать его от безрассудных действий. Ученый знакомится с расой миловидных потомков человеческой расы – элоями, живущими в полной гармонии с окружающей природой. Их пища – плоды растений, их образ жизни – абсолютное безделье и пребывании в состоянии умиротворения, которое нарушается только с наступлением темного времени суток. Тогда на поверхность выходят другие обитатели планеты – морлоки. Это такие же потомки людей, но их среда обитания – мрачное подземелье, выбраться откуда они могут лишь с наступлением ночи. Морлоки работают на обеспечение жизни элоев, а элои, складывалось впечатление, просто наслаждаются жизнью.

До возвращения в свое время Путешественнику по Времени придется в полной мере сопоставить два образа жизни, две существующие цивилизации потомков человеческой расы. Полное погружение в каждый из миров, сопровождающееся целой чередой приключений и даже обретением привязанности к одной из обитательниц мира будущего, окончится нестерпимым желанием откинуть в сторону свое любопытство первооткрывателя и вернуться поскорее в столь привычное и спокойное ему время, в общество себеподобных.

При этом Путешественник так и не смог предоставить доказательств своего прибывания в будущем, поэтому собравшиеся в его доме гости никоим образом не подтверждают достижения. Это безусловно задевает ученого, поэтому для подтверждения собственной правоты он отправляется в новое путешествия, из которого больше не вернется.

Классическая антиутопия Уэллса описывает нам не яркое и позитивное будущее человечества. Наоборот. После непродолжительного представления мира покоя и безмятежности автор обрушивает на читателя жестокую реальность, в которой есть все – безразличие друг к другу, бессмысленность существования, кровь, убийства и каннибализм. Война двух рас: союзник одной – свет, другой – тьма.

Таким видит Герберт Уэллс конечную стадию развития общества потребления, где есть элитный класс и класс работяг. Первые из них рано или поздно забудут, что такое труд и будут безмятежно коротать свои дни от рождения до самой смерти. А последние настолько позабудут все прелести жизни, что больше не смогут ни на чем сконцентрироваться, кроме как на работе. Причем на работе не на себя, а на противоборствующую расу. Но элои – это не небожители, они скот, за которым ухаживают и который откармливают, чтобы безжалостно отловить и сожрать в ночи.

“Машина времени” – отражение социалистических взглядов Герберта Уэллса, весьма специфических. Ему одинаково не импонировали непродуктивная элита и темный рабочий класс. Он не видел в них тяги к позитивному будущему. Сложившееся в его время общество негативно относилось к созидательным идеям и мыслям: безыдейный капитал и каторжный труд не могут быть двигателями прогресса. Иначе общество на планете так и превратится в жирующих от бессмысленности своего существования элит и в дремучий необразованный рабочий класс, для которого свет стал главным врагом. Надеюсь, не нужно объяснять, что свет не стоит воспринимать исключительно в буквальном смысле.

Экранизации

Режиссёр: Джордж Пал; в главных ролях: Род Тейлор, Иветт Мимо, Себастьян Кабот, Алан Янг, Себастьян Сабот, Том Хелмор, Уит Бисселл, Дорис Ллойд, Боб Бэрран, Ва Чанг, Пол Фрис.

Режиссёр: Саймон Уэллс; в главных ролях: Гай Пирс, Джереми Айронс, Орландо Джонс, Саманта Мамба, Марк Эдди, Филлида Ло, Сиенна Гиллори

Источник

Машина времени: Уэллс был прав

Разумеется, начинающий писатель изложил эту свою идею в первом же своем романе «Машина времени» (первоначальное название — «Аргонавты хроноса»), роман этот впоследствии многократно переиздавался на многих языках и вышел общим тиражем более 30 млн.экземпляров.

Работы в области времени после Уэллса

Работы в области времени в СССР

Считается, что научного приемника у Эйнштейна не было, поэтому после того, как в 1955 году истлел пепел от сожженных рукописей Эйнштейна по теории общих полей, переходящая палочка исследований Времени вновь как бы вернулась в СССР. Нет, речь идет не о физике Игоре Васильевиче КУРЧАТОВЕ, который повторил многие эйнштейновские исследования военного времени в области размагничивания и атомных проектов (частично описанные, к примеру в книге Петр Тимофеевич АСТАШЕНКОВА о И.Курчатове). Правда, о работах И.Курчатова под патронажем Лаврентия Павловича БЕРИИ над аналогом «Элдриджа» кроме скупых сплетен более ничего не известно… Зато известно про теоретические изыскания совсем другого человека в лагере, охраняемом людьми Берии.
Профессор Николай Александрович КОЗЫРЕВ занялся проектированием МВ еще во время своего заключения в тюрьме ГУЛАГа. Для окончания расчетов ему не хватало знания некоторых астрономических величин, но где их можно было узнать в тюрьме? Попав в безвыходное положение, Николай Александрович впервые в жизни обратился с подобной просьбой о помощи к Богу. И после нескольких дней молитвы к ногам Козырева упал… астрономический справочник! Возможно, это была своеобразная шутка надсмотрщика, но, как бы там ни было, книга была им отобрана обратно слишком быстро <Солженицын A. "Архипелаг ГУЛАГ">. Во всяком случае, так или примерно так описывают эти события лагерные легенды.
Через много лет Козырев все же приступил в Пулковской обсерватории к опытам со Временем. Изменений в ничтожные доли секунды удалось добиться на вращающихся маховиках и в воде при растворении в ней некоторых веществ. Еще более интригующие результаты Козырев получил с помощью обычных и не совсем обычных зеркал. Нет, здесь не было явного замедления-ускорения Времени, зато наблюдались иные «чудеса».

Зеркала Козырева

Эффекты, полученные при экранировании пространства с помощью зеркал, до сих пор не объяснены (если не считать опубликованной «теории времени» Козырева, в которой мало кто сумел разобраться). Итак, что такое зеркала Козырева?
Алюминиевые (реже — стеклянные, зеркальные или выполненные из иных метеллов) спиралевидные плоскости, которые, согласно гипотезе, предложенной известным астрономом Н.А.Козыревым, отражают физическое Время и подобно линзам могут фокусировать разные виды излучений, в том числе и исходящее от биобъектов. Обычная конструкция зеркал Козырева такова: свернутый по часовой стрелке в 1,5 оборота гибкий зеркальный лист из полированного алюминия, внутри которого помещается кресло испытуемого и измерительная аппаратура.
В начале 1990-х годов такие зеркала, в частности, использовались в опытах по сверхчувственному восприятию, проводившихся в Институте экспериментальной медицины Сибирского отделения Академии наук, опытами руководил академик В.Казначеев. В 1993-94 годах подобные эксперименты ставились в «Космопоиске», который планирует вернуться к этой теме.
Итоги экспериментов непонятны. Люди, помещенные в цилиндрические спирали, испытывали самые разнообразные аномальные психофизические ощущения, что зафиксировано в протоколах исследований. Испытуемые внутри зеркал Козырева ощущали «выход из собственного тела», кроме того, сотрудники Казначеева фиксировали случаи проявления телекинеза, телепатии, трансляции мыслей на расстояние… Целью экспериментов было также изучение и тренинг человеческих способностей к ясновидению, предвидению событий Будущего, заглядыванию в события Прошлого. И способности эти, согласно полученным данным, резко обострялись внутри камеры из 2-3-метровых слегка искривленных металлических зеркал. Согласно козыревской теории внутри зеркального помещения изменялась плотность Времени, возможно, это и влияло на обострение сверхчувственного восприятия. Люди, просидевшие внутри камеры в течении нескольких часов, начинали ощущать себя участниками давно минувших исторических событий, прямо перед ними словно на киноэкране разворачивались знакомые из учебников и совсем незнакомые действия и персонажи. Механизм взаимодействия зеркал, Времени и человеческого сознания только-только изучается, до сих пор невозможно сказать — переносятся ли испытуемые в реальные события Прошлого или отблеск этих событий (хрономираж) переносится к нам в Настоящее (подобно старой кинохронике)…
Эксперименты показали и наличие некой опасности, исходящей от применения непонятного эффекта, именно поэтому опыты во всех случаях были прерваны. И тем не менее, эти опыты эти по праву вошли в золотой фонд физики.

Спирали Вейника

Применялись и непрозрачные, незеркальные спирали. Некоторые из этих опытов (например тот, где экраны из расставленных в виде спирали массивных плит заставляют вращаться подвешенный на нити диск) повторил и доработали чуть позже член-корр. АН Белоруссии Альберт (Виктор) Иосифович ВЕЙНИК (1919-1996) и московский физик Анатолий Федорович ОХАТРИН.
Позже Альберт Вейник «ушел в религию», взял себе новое имя Виктор, а свои научные работы и книги, в том числе по физике Времени (от беса!), сжег на костре во дворе академии. Не будем сгоряча ругать или, тем паче, обвинять его в предательстве, несмотря на публичный уход из науки, он продолжал интересоваться новейшими разработками до конца своей жизни (последний раз мы с ним виделись и сфотографировались в 1996 году на последней его научной конференции; однако, когда я проявил пленку, увидел, что этот кадр чем-то засвечен, почти одновременно пришло сообщение, что Вейник трагически погиб в ноябре 1996-го)… Можно сказать, что практически весь остаток своей жизни Виктор Вейник опровергал работы Альберта Вейника. Быть может, он (как и Эйнштейн) действительно узнал что-то такое, что могло оказаться опасным для Человечества? То, о чем мы ведем разговор, действительно может оказаться более чем небезобидным (этому мы посвятим отдельный разговор)…
Вейник, повторив некоторые козыревские опыты, развил свою собственную, отличную от козыревской, теорию хронального поля (т.е. поля Времени), согласно которой в принципе возможно отсылать любое тело (систему) в ЕГО СОБСТВЕННОЕ прошлое или будущее (т.е. можно омолодить или состарить тело). Перемещения в физическом Времени «путем изменения хода условного, не существующего в природе времени» (а значит, и создание МВ) по этой теории невозможно. <Вейник A. "Термодинамика реальных процессов". Минск. Навука i тэхнiка. 1991, с.242>. Иными словами, на основе одних и тех-же практических результатов Козырев заявлял, что управление Временем и путешествия во Времени возможны, а Вейник фактически ставил на этих идеях крест, такой же как и на Времени, которого «не существует». Впрочем, позже Вейник поставил крест и на всех остальных идеях, что, конечно же, впечатлило и сбило с толку многих отечественных ученых.

Спирали Додонова

Впрочем, кроме опасности знания несут и несомненное добро. Достаточно скоро после исторического костра из книг Вейника еще один мой знакомый инженер-механик, канд.техн.наук Борис Петрович ДОДОНОВ (1925-1998) из Москвы, снова соорудил несколько козыревско-вейниковских экранных спиралевидных статоров, один из которых поистине колоссальных размеров был изготовлен из нескольких десятков листов жести каждый размером 3х1 м. Прямые листы после закрепления деревянными распорками располагались радиально с небольшим отклонением от центра, образуя кольцо с внешним диаметром чуть больше 6 метров и внутренним пустым пространством диаметром менее полуметра. В этом пустом круге на достаточно длинной нити подвешивался диск, который почти немедленно начинал медленную раскрутку, совпадающую по направлению с направлением спирали.
То, что некая сила (неважно, как она называлась: давление эфира, вакуума, Пространства, Времени..). должна была вращать диск,- это проистекало из выводов Козыревской теории Времени, однако, Б.Додонов подошел к практическому результату по большей части интуитивно. В 1991 году он запатентовал свой вихревой двигатель <патент N 2005505 на "двигатель, использующий космическую энергию">. А на его основе создал приборы для исследования патогенных зон и корректор биополя «КОРБИО» для безоперационного лечения. Корректор представлял из себя деревянный спил толщиной около 15-20 см с вынутой сердцевиной и радиально-спиралевидными пропилами количеством, кратным семи (7, 14, 21). В зависимости от сорта дерева (береза или осина) и направления спирали лечебный статор либо подпитывал неведомой энергией выздоравливающий организм, либо угнетал злокачественные опухоли. В отличие от своих предшественников, Додонов стал использовать этот аппарат не столько для научных экспериментов (никаких измерений хода Времени он не производил), сколько для лечения самых различных заболеваний.
Я принимал участие в экспериментах Додонова, и могу только засвидетельствовать их результативность, хотя в пользу лечебных деревянных статоров конечно же больше меня говорят многочисленные акты испытаний и истории болезней пациентов, излеченных по его методу в центре дендротерапии в Измайловском парке… Запланированные совместные эксперименты, для которых с моей стороны были приготовлены хронометры и кварцевые генераторы, не состоялись, Борис Петрович ушел из жизни на пике своей активности…
Впрочем, если что и объединяло темпоральные работы Козырева, Вейника, Додонова, а также Хлебникова, Бартини и многих других, так это ощущение того, что прервались они слишком уж внезапно. Быть может, это и приостановило пыл кого-либо из ученых, занимающихся проблемой Времени в России. Но… не приостановило зарубежных исследователей.

Споры вокруг теории машины времени

Идеи создания машины времени

В 1987 году мы, тогда еще только-только набирающий силу «Космопоиск» начали сборку первой лабораторной установки машины времени (идея ее создания относится к 1980 году)… Впрочем, к описаниям подробностей этой работы мы еще вернемся дальше.
Этот проект, вероятнее всего, был первым начатым и первым получившим положительный результат, но этот проект не был единственным. Уже через несколько лет стало известно, что идеи почти буквально «витают в воздухе»:
В самом начале 1990-х годов американец Ален К.ХОЛТ (тогда для советских читателей — просто некий малоизвестный сотрудник NASA) в своих статьях по теории поля теоретически подтвердил возможность постройки МВ. Каким образом? На этот прямой вопрос вы не найдете прямого ответа — его не было и нет в открытых работах. Возможно, для отвода глаз, а возможно, и абсолютно достоверно в коротких комментариях говорится, что теория МВ основывается на гипотезе существования в Пространстве-Времени «тех самых червоточин»… Зато очень скоро станет известно, что «некий А.Холт» на самом деле является руководителем весьма серьезной лаборатории, работающей «по весьма серьезному проекту».
Практически одновременно, в 1990-1993 годах, и в иных странах стали известны другие авторы идей по практическому созданию того, что можно было бы с той или иной натяжкой назвать машиной времени. Проекты для создания действующих моделей стали появляться в том числе и в России, ниже только некоторые фамилии из архива автора этих строк.
В 1989-1991 годах волгоградец Е.Г. пропагандировал создание МВ и подбивал на это других.
В начале 1990-х ученый Василий Васильевич ЛЕНСКИЙ из Вильнюса, автор нескольких книг о нетрадиционной физике, предположил, что трехполярный конденсатор способен влиять на Время… Через пару лет его последовательница из Москвы Ирина Викторовна ЧЕРНОВА предложила использовать для той же цели электромагнитное поле в форме ленты Мебиуса..
В 1991 году инженер Ю.М.Кунявский высказал свою идею создания МВ (о которой несколько ниже).
В 1992 году молодые москвичи Сергей Александрович ГАЛИЦКИЙ и Алексей ПОНОМАРЕВ предложили свой проект (по большей части дизайнерский). Их аппарат для перемещения во Времени включал в себя «3 специальные панели, генерирующие высокочастотные колебания», а саму МВ они предложили делать в виде автомобиля <"ЮТ" 1992, N 10, с.30-32>. Автору этих строк даже довелось комментировать эту идею <"ЮТ" 1992, N 10, с.32-33>. К сожалению, Галицкий и Пономарев больше не развивали свой проект…
В 1990-х годах изобретатель Е.И.Кеслер из Бийска предлагал в письмах в «Космопоиск» собственную эскизную идею «машины на основе первичной материи» (ПМ). При этом, правда, не объяснив, как получить такую ПМ…
В архиве автора обзора есть также проекты и эскизные идеи, которые предложили: Вячеслав В.КОСТЕНКОВ из Дзержинска, Вячеслав Павлович ОРЛОВ из Подмосковья, Евгений Юрьевич ХАБАРОВ из Урая Тюменской области, А.Сиднев из Химок, калининградец Сергей Павлович РАТНИКОВ, москвичи Александр Александрович ТИТОВ и Геннадий Сергеевич ЛЯПИН, группа изобретателей из Астрахани и некоторые другие ученые и энтузиасты…
Всего в картотеке «Космопоиска» насчитывается 45 изобретателей МВ (и 1100 изобретателей летающих тарелок). Уточню, что практически во всех почти без исключения случаях речь идет о теоретических идеях, не подкрепленных опытами, а в ряде случаев — и теорией, большинство авторов пользовались только наитием или «совершенствованием» уже опубликованных проектов, самостоятельные же теории можно вообще пересчитать по пальцам. Но энтузиазм, с которым авторы занялись дизайнерскими разработками совершенно пионерной техники, достоин только восхищения. Если завтра технологи смогут обеспечить все необходимые для постройки МВ параметры, то уже завтра и начнется производство, ведь самое главное — конструкторы, энтузиасты — уже есть…

«Подаренные идеи» машины времени

Появились и первые рассказы о том, что идею создания МВ преподносят землянам не кто-нибудь, а сами пришельцы.
Итак, в 1991 году, инженер ТЭЦ в подмосковных Люберцах Юрий Михайлович КУНЯВСКИЙ (р.1944), по его словам, однажды поздно ночью возвращался домой. Выйдя в тамбур покурить, Кунянский заметил, что к вагону электрички на ходу пришвартовалась (или взяла вагон на абордаж?) всамделишняя летающая тарелка. Будучи исследователем с философским уклоном, Юрий не удержался и нанес пришельцам визит продолжительностью более часа, после чего непонятным образом вновь оказался в прокуренном тамбуре…
В 1991 году Кунявский при первой встрече в редакции журнала «Техника-молодежи» вначале заявил, что проект «подсмотрел» у пришельцев, спустя несколько лет он утверждал, что проект — его собственный. Как ему пришла в голову идея создания МВ? В одном варианте — из-за того, что он запомнил «расположение кнопок» во внеземном аппарате; во втором — «благодаря политическим и философским работам В.Ленина», в которых Ю.Кунянский, по его словам, отлично разбирался и сумел разглядеть то, чего не заметили остальные философы и инженеры. Так или иначе, но он пришел к выводу, что побывал на борту настоящей машины времени! А движется, по его мнению, машина до чрезвычайности просто: надо лишь, чтобы 3 генератора сообща в соотношении 1:0,5:0,25 создали частоту излучения 3,3 ГГц.
Часть полученных от пришельцев идей оказалось типичной дезинформацией (что само по себе может говорить в пользу того, что Юрий действительно побывал в МВ): например, для путешествия во Времени предлагалось сначала на звездолете отправиться в точку пространства, где Земля находилась (или будет находиться) в нужный момент времени. С первого взгляда утверждение не лишено логики, действительно наша планета в каждый момент времени находится в новом месте Пространства. <"Люберецкая правда" 1991, 18 сентября>…
…И к ней, «вчерашней» или «завтрашней», возможно и пришлось бы лететь, если бы существовало Абсолютное Пространство, нам же во всех пространственных расчетах приходится пользоваться координатами ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕГО-ТО, а не абсолютными координатами. Лукавые пришельцы сообщили, что при расчетах местонахождения Земли нужно учитывать ее движение вокруг своей оси, вокруг Солнца и вокруг центра Галактики, при этом скромно умолчав, что и сама Галактика совершает весьма сложные движения во Вселенной, причем скорость ее движения настолько велика, что жалким движением Земли можно вообще пренебречь (какие-то несчастные 30 км/с на фоне тысяч км/с, а по данным В.Ацюковского, возможно даже и до миллионов км/ч — эта скорость даже больше С!). Никто еще не знает, движется ли наша Вселенная (некоторые полагают — она вращается!). Так не придется ли нам для того, чтобы попасть всего на секунду в Прошлое, лететь сначала в соседнюю галактику!? К счастью — нет!
Все перемещения во Времени могут происходить вблизи Земли, никуда наша планета не убежит из-под наших ног! Доказательство этому достаточно простое — на Земле огромное количество мест с измененным Временем (см. главу о заколдованных местах), тем не менее, они прекрасно с нами соседствуют. Да и человек иногда попадает в ситуации, при которых изменяется Время (см. главу о влиянии Времени на нас). Если было бы верно предположение о едином Времени Земли в Абсолютном Пространстве, то достаточно было бы изменить Время возле человека или какого-то места на доли секунды назад, для того, чтобы все они унеслись в Космос, в точку, где Земля была в прошедшее мгновение. Люди у нас действительно иногда бесследно пропадают, но не забывайте, что с изменением Времени сталкиваются ВСЕ, пропадают же немногие. Да и таинственные заколдованные места, где другое Время может сохраняться сколь угодно долго, также не спешат покидать гостеприимную Землю…
Так или иначе, но в 1991-1993 годах неутомимый Ю.Кунявский развернул бурную деятельность по пропаганде собственного проекта МВ, даже неоднократно находил спонсоров для ее создания, но каждый раз с воплощением мечты в жизнь возникали проблемы. Изобретатель пожертвовал ради машины времени всем: рассорился с семьей, развелся, ушел с прежней работы на ТЭЦ, бросил квартиру в Подмосковье, скитался по лабораториям и квартирам добрых спонсоров… Наконец, в середине 1990-х изобретательский порыв остыл и Кунявский вернулся к прежней жизни…

Машины времени «с человеческим лицом»

Некоторые исследователи (Казначеев, Прийма, Иванов, возможно, и другие) считали, что основной деталью МВ (если не единственной) должен являться сам человек.
В начале 1990-х годов директор Инстиута общей патологии и экологии человека СО РАМН Влаиль Петрович КАЗНАЧЕЕВ из Новосибирского Академгородка проводил эксперименты по изучению взаимодействия человека и Времени. Согласно козыревской теории внутри зеркального помещения должна была изменяться плотность Времени, что, возможно, и влияло на обострение сверхчувственного восприятия (о проекте Казначеева «Зеркала Козырева» мы уже писали). Казначеев никогда не говорил о настоящей МВ, целью его экспериментов было изучение и тренинг человеческих способностей к ясновидению, предвидению событий Будущего, заглядыванию в события Прошлого, которые явно обострялись внутри камеры из 2-3-метровых слегка искривленных металлических зеркал… Связь между зеркальным устройством, Временем и человеческим сознанием до сих пор не понятна, но не исключено, что эту связь можно будет не только выявить, но и развить. В планах «Космопоиска» обозначены подобные эксперименты, в которых для обучения людей воздействию на физическое Время должна быть использована уже обнаруженная обратная связь…
Механизм, или, правильнее сказать, принцип действия МВ, описываемой московским писателем Алексеем Константиновичем ПРИЙМА (условное название идеи — «Третий глаз») основывается на предположении, что мыслящий человек и машина добьются больших результатов, если будут работать совместно. Автор широко пропагандировал эту идею, выступая с лекциями в домах культуры. Однако, Прийма не уточнял принципа работы обеих частей этого механизма, т.е. и человека, и машины…
В начале 1990-х годов другой исследователь, Юрий ИВАНОВ (не путать с уже упомянутым Ю.Н.Ивановым), ученик знаменитого Порфирия ИВАНОВА, рассказывал в печати про свой проект «Летающий человек». Правильнее было бы сказать, что Иванов выражал уверенность, что все нужные способности к полетам в Пространстве-Времени заложены уже в самом человеке. <"Пропеллер" 1992, январь-февраль>. Как их активизировать? Я не обнаружил в словах автора практических рекомендаций, но вполне возможно, что эти рекомендации (если они вообще существуют) могут быть раскрыты только «посвященным». Одним словом, изучайте идейное завещание Порфирия Иванова (так называемые «Детки»), и, возможно, вы найдете ответ. Боюсь только, что не всех, даже самых терпеливых, учеников удовлетворит такой совет…
Но действительно, какой же способ изменения Времени выбрать для постройки МВ и перемещений во Времени? Вот вопрос, достойный того, чтобы вы все-таки еще немного набрались терпения. Не надейтесь получить полностью исчерпывающий ответ, оно и понятно, ведь мы говорим о самой грандиознейшей научно-технической проблеме со времен создания первых самолетов. Так что попытаемся найти ответы совместно…
Если же вы заранее чувствуете хоть слабые признаки робости перед этой Проблемой (с большой буквы), то для облегчения задачи давайте договоримся, что на самом деле речь идет о банальной мелочи, о которой можно будет прочитать в любой энциклопедии или в школьном учебнике… лет через пятьдесят!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *