Программа обучения по охране труда водителей грузовых автомобилей
Программа обучения по охране труда для водителя автомобиля
Дистанционное обучение по всей России
8-800-775-09-71 Звонок бесплатный! Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!
Дистанционное обучение по охране труда.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице «Обучение по охране труда».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!
Программа обучения по охране труда для водителя автомобиля
Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда: профессия водитель легкового авто
Пояснительная записка
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работы со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзамена, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Поскольку работа водителя автомобиля связана с опасными условиями труда, он должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год в объеме настоящей программы обучения.
Программа обучения разработана на основании действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда водителя автомобиля, его квалификационных характеристик в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также анализа условий и безопасности его труда.
Время, отводимое на изучение вопросов охраны труда, определяется в зависимости от объема изучаемого материала, а также сложности и опасности выполняемых работ. Обучение включает освоение теоретических знаний и практических навыков безопасной работы по профессии.
Программа обучения состоит из трех разделов:
Первые два раздела являются общими для всех профессий работников и служат для изучения общих организационно-правовых принципов охраны труда.
Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для профессии. Формирование тематики специальных вопросов основывается на тарифно-квалификационных характеристиках профессии, мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди водителей автомобиля.
Характеристика работ водителя автомобиля
Управление автомобилем. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила технической эксплуатации автомобиля, относящиеся к водителю. Возможные неисправности автомобиля: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта автомобиля. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
Тематический план обучения по охране труда водителя автомобиля
№ темы | Тема | Время изучения темы, час |
1. | Общие вопросы охраны труда | 0,5 |
2. | Законодательство по охране труда | 2,0 |
3. | Нормативные документы по охране труда | 0,5 |
4. | Организация и управление охраной труда | 0,5 |
5. | Обучение работников требованиям охраны труда | 0,5 |
6. | Несчастные случаи на производстве | 1,0 |
7. | Характеристика условий труда водителя автомобиля | 1,0 |
8. | Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля | 6,0 |
9. | Требования безопасности при управлении автомобилем | 6,0 |
10. | Средства индивидуальной защиты | 1,0 |
11. | Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | 1,0 |
Итого: | 20,0 |
Программа обучения по охране труда водителя автомобиля
Общие вопросы охраны труда
Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.
Законодательство по охране труда
Нормативные документы по охране труда
Организация и управление охраной труда
Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.
Обучение работников требованиям охраны труда
Несчастные случаи на производстве
Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве.
Характеристика условий труда водителя автомобиля
Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля
Требования безопасности при управлении автомобилем
Средства индивидуальной защиты
Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях
Экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля
Билет № 1
Билет № 2
Билет № 3
Билет № 4
Билет № 5
Билет № 6
Билет № 7
Билет № 8
Билет № 9
Билет № 10
Билет № 11
Билет № 12
Билет № 13
Билет № 14
Билет № 15
Дистанционное обучение по охране труда.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице «Обучение по охране труда».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!
Программа обучения по охране труда водителей грузовых автомобилей
Программа проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте для водителя-экспедитора
1. Пояснительная записка
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т. д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний безопасных приемов работы и навыков их применения лицом, проводившим инструктаж.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
· со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
· с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
· с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Настоящая программа инструктажа на рабочем месте разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и с учетом характеристики условий и безопасности труда водителя-экспедитора по перевозке грузов.
2. Характеристика работ водителя-экспедитора по перевозке грузов
Принимает грузы со складов в соответствии с сопроводительными документами. Проверяет целостность упаковки (тары). Контролирует наличие приспособлений для перевозки грузов и санитарное состояние соответствующих видов транспорта, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов. Сопровождает грузы к месту назначения, обеспечивает необходимый режим хранения и сохранность их при транспортировке. Сдает доставленный груз, оформляет приемосдаточную документацию. При необходимости участвует в составлении актов на недостачу, порчу грузов и других документов. Выполняет требования правил, норм и инструкций по охране труда.
Должен знать: организацию погрузочно-разгрузочных работ, порядок приема и сдачи грузов, адреса основных поставщиков грузов и их складов, условия перевозки и хранения экспедируемых грузов, нормативы простоя подвижного состава и контейнеров под погрузочно-разгрузочными операциями, маршруты перевозки грузов, формы документов на прием и отправку грузов и правила их оформления, основы организации труда, правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила пользования первичными средствами пожаротушения, способы оказания первой помощи при несчастных случаях, правила трудового распорядка организации.
3. Программа инструктажа
3.1. Условия труда водителя-экспедитора по перевозке грузов
Особенности и характеристика условий труда водителя-экспедитора по перевозке грузов. Характерные причины несчастных случаев и заболеваний среди водителей-экспедиторов. Примеры несчастных случаев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
3.2. Общие требования охраны труда
Порядок допуска водителя-экспедитора по перевозке грузов к работе. Отсутствие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Прохождение вводного, первичного и периодического инструктажей по охране труда. Проверка знаний правил безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Объем знаний, которыми должен владеть экспедитор по перевозке грузов.
Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя-экспедитора по перевозке грузов во время работы: физические перегрузки (например, при перемещении в течение длительного времени тяжелых грузов); движущиеся транспортные средства, грузоподъемные механизмы, средства малой механизации; перемещающиеся грузы, изделия, товары во время погрузочно-разгрузочных работ; незащищенные подвижные элементы средств транспортировки грузов, подъемно-транспортных механизмов; обрушающиеся и падающие грузы при штабелировании, складировании, погрузке, разгрузке; острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности тары; повышенная запыленность (при погрузке-разгрузке пылящих грузов); неудовлетворительные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха с учетом тяжести труда); повышенное скольжение (вследствие замасливания, увлажнения поверхностей, по которым перемещается экспедитор по перевозке грузов); расположение места экспедитора на высоте (например, при разгрузке грузовых автомобилей, при работе на высоком штабеле и др.).
Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека.
Производственные ситуации, представляющие наибольшую опасность для водителя-экспедитора по перевозке грузов.
Ограничения по массе перемещаемого вручную груза.
Меры пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение или невыполнение требований инструкций по охране труда.
Необходимость перед началом погрузочно-разгрузочных работ убедиться в том, что ничего не мешает безопасному выполнению этих работ, убедиться в наличии свободных проходов, проездов, исправности пола.
Контроль наличия необходимых вспомогательных приспособлений и средств малой механизации для погрузки-разгрузки автомобиля.
Требования, предъявляемые к освещенности рабочей зоны.
Необходимость перед началом работы по разгрузке грузов убедиться в том, что автомобиль правильно установлен (расстояние между задним бортом кузова автомобиля и зданием должно быть не менее 1,5 м; расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м; высота пола кузова автомобиля должна соответствовать высоте платформы, эстакады, рампы; если пол кузова автомобиля выше или ниже погрузочно-разгрузочной площадки, то необходимо установить трапы).
Меры безопасности, которые следует принять перед перемещением грузов с помощью катков (вдоль пути следует уложить две дорожки из шпал или досок толщиной 40–50 мм, подобрать одинаковые катки диаметром 80–100 мм и такой длины, чтобы их концы не выступали из-под груза более чем на 300–400 мм).
Меры безопасности, которые следует принять перед погрузкой-разгрузкой грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования (экспедитор по перевозке грузов перед началом работы должен: подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза; проверить исправность деревянных покатов с крюками, тормозных колодок, веревок, роликовых ломов, катальных досок, тележек и других приспособлений для перемещения грузов; проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений для вскрытия тары).
Необходимость перед началом работы убедиться в наличии и исправности необходимых средств индивидуальной защиты, а также вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.
Необходимость проверки исправности лестниц, стремянок, используемых во время работы, а также тележек, носилок, переносных помостов, стеллажей и тому подобных устройств.
Требования, предъявляемые к лестницам и стремянкам, используемым в работе (переносные лестницы должны иметь приспособления для предотвращения скольжения (например, металлические башмаки, резиновые подпятники); ступени лестниц должны быть прочно заделаны и углублены в продольные брусья; лестницы должны иметь не менее двух металлических стяжек; раздвижные лестницы-стремянки должны быть оборудованы устройствами, исключающими возможность самопроизвольного перемещения; тетивы лестницы через каждый метр должны быть стянуты болтами).
Необходимость проверки исправности деревянных покатов с крюками, тормозных колодок, веревок, роликовых ломов, катальных досок, тележек и другого оборудования и приспособлений для перемещения грузов, ограждений эстакад, отбойного бруса в местах производства погрузочно-разгрузочных работ.
Меры безопасности при использовании лифта (необходимо проверить: исправность освещения шахты, кабины и этажных площадок лифта; исправность световой и звуковой сигнализации, исправность замков, запирающих двери шахты, и дверных контактов лифтов).
Меры предосторожности при передвижении по территории склада.
Меры предосторожности при постановке транспортных средств под погрузку и разгрузку.
Требования безопасности при выгрузке из бортового автомобиля штучных грузов (нужно сначала открыть боковой борт автомобиля, находясь при этом в стороне от борта, и только после возможного выпадения отдельных грузов, упирающихся в борт, экспедитор по перевозке грузов может подняться в кузов и начать разгрузку).
Необходимость открывать и закрывать борт автомобиля вдвоем для предупреждения несчастных случаев.
Требования, предъявляемые к слегам и накатам, применяемым для разгрузки грузов с автомобилей (они должны состоять из металлических труб или твердых пород дерева, не имеющих трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на прочность; сечение слег и накатов должно быть таким, чтобы при максимальной нагрузке их прогиб не превышал 20 мм).
Необходимость проверки состояния тары (нельзя переносить товары в неисправной таре, имеющей задиры, заусенцы, с торчащими гвоздями, окантовочной проволокой и железом; экспедитор по перевозке грузов не должен перегружать тару; переносить продукты нужно в таре, соответствующей характеру переносимого груза).
Правила складирования и штабелирования товаров (рабочему склада следует выполнять следующее: размещать грузы следует на выровненных (с уклоном не более 5 градусов) и утрамбованных площадках, принимать меры против их самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания; между штабелями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды для транспортных средств; товары следует складировать с учетом их массы и способности деформироваться под воздействием вышерасположенных грузов; подкладки и прокладки в штабелях складируемых товаров следует располагать в одной вертикальной плоскости; в каждом штабеле должны храниться только одноименные товары, имеющие одинаковые габаритные размеры; не следует производить укладку грузов в штабель в слабой упаковке; не разрешается ходить по штабелю).
Меры предосторожности при использовании для перемещения грузов грузовой тележки (груз на платформе следует располагать равномерно и устойчиво; нельзя укладывать на тележку грузы массой, превышающей ее грузоподъемность; для предохранения рук от травм при проезде по узким проходам, через дверные проемы рукоятки тележки должны быть оборудованы предохранительными скобами; предельная высота укладки грузов на тележке не должна превышать 1,5 м, чтобы экспедитор по перевозке грузов, толкающий тележку перед собой, мог видеть путь следования; при уклоне пути до 2 процентов тележку может перемещать один рабочий; при уклоне от 2 до 6 процентов – двое; при уклоне более 6 процентов перемещать тележки вручную недопустимо).
Меры безопасности при работе на высоте (например, при укладке продуктов в штабель или их снятии с верхних полок стеллажей). Необходимость использовать только исправные приставные лестницы или лестницы-стремянки, снабженные противоскользящими устройствами; запрещение пользоваться для этих целей случайными предметами.
Правила хранения и размещения различных товаров на складе (тарные и громоздкие товары нужно хранить на специальных стеллажах, полках, подтоварниках; при стеллажном хранении более тяжеловесные товары следует размещать на нижних полках; при ручной укладке товаров в штабель его высота не должна превышать 2 м, при этом нельзя укладывать вплотную штабель к штабелю; укладывать товары в штабель нужно прочно, со связкой клетками или уступами и принимать меры к предупреждению обвала или раскатки груза; товары, затаренные в ящики, нужно укладывать «вперевязку»; работнику следует помнить, что при укладке (снятии) ящичных грузов в штабель зачастую происходят несчастные случаи в результате их падения либо защемления рук; кроме того, возможны порезы и другие ранения рук металлической лентой или проволокой, которой скреплены ящики; для предупреждения случаев травматизма при разборке штабеля следует обеспечить его устойчивость, для чего ящики следует разбирать равномерно, поярусно, а для защиты рук необходимо работать в рукавицах; при поштучном складировании тарно-штучных грузов в штабель следует складывать ящики одинаковой формы и размера; при этом крайние ряды ящиков следует для большей устойчивости устанавливать с небольшим уклоном внутрь штабеля; мешки следует укладывать устойчиво, «перевязывая» их тройками или пятерками; при укладке бочек на бок необходимо использовать специально приспособленные для них стеллажи; при отсутствии стеллажей между рядами бочек нужно класть прокладки, а крайние бочки подклинивать; при погрузке бочек или других тяжелых грузов на товарные весы, не установленные заподлицо с полом, следует пользоваться наклонным мостиком).
Меры безопасности при работе с ленточным конвейером-транспортером (следует убедиться в том, что питающие транспортер электрические провода заключены в резиновый шланг и защищены от механических повреждений, а рама транспортера заземлена; проверить, чтобы во время работы барабаны, ремни и другие подвижные элементы транспортера были закрыты сплошными ограждениями; устанавливать транспортер следует таким образом, чтобы по сторонам оставались проходы до 1 м, а верхний конец транспортера был расположен над погрузочной площадкой на высоте 0,5 м; нельзя устанавливать транспортер под углом, превышающим 30 градусов; не следует перемещать транспортер во время его работы; перед передвижением и после окончания работы следует опустить транспортер в крайнее нижнее положение; ручная поправка грузов, очистка ленты транспортера на ходу запрещаются; во время работы нельзя переходить через движущуюся ленту транспортера; не следует загружать ленту транспортера несвойственными для него грузами; регулировку и натяжение ленты можно производить только после полной остановки транспортера; нельзя набрасывать какие-либо предметы на барабан под движущуюся ленту с целью устранения ее пробуксовывания; нельзя работать на транспортере без приемного и подающего столов, а также без ограждения движущихся частей).
Действия водителя-экспедитора по перевозке грузов по окончании работы.
Необходимость визуального осмотра рабочей зоны после окончания работы.
Меры предосторожности при приведении в порядок средств малой механизации, грузозахватных приспособлений и другой оснастки.
Необходимость по окончании работы закрыть загрузочные люки, проемы и запереть их на замки изнутри помещения.
Требования к сообщению обо всех замеченных нарушениях требований охраны труда непосредственному руководителю.
Правила личной гигиены по окончании работы.
3.3. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
Действия водителя-экспедитора по перевозке грузов при возникновении аварийной ситуации. Случаи, при которых следует немедленно прекратить производство погрузочно-разгрузочных работ и покинуть опасную зону.
Неисправности, при возникновении которых не разрешается эксплуатация средств механизации. Необходимость немедленно прекратить работу транспортера при перекосе и пробуксовке его ленты.
Действия водителя-экспедитора по перевозке грузов при несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании. Способы оказания первой помощи пострадавшим. Обработка раны и ее перевязка. Необходимость о каждом несчастном случае, произошедшем во время погрузочно-разгрузочных работ, незамедлительно сообщить администрации, а пострадавшему оказать первую помощь.
Действия водителя-экспедитора по перевозке грузов при возникновении пожара. Необходимость немедленно сообщить об этом в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, внутреннего пожарного водопровода, установки пожаротушения и т. п.).