Прохождение техосмотра на мотоцикле
Техосмотр мотоцикла
В наше время имеется большое количество владельцев мототехники. Очень важно следить за ее состоянием для того, чтобы езда всегда была безопасной. В нашей стране каждый владелец мотоцикла может пройти процедуру технического осмотра транспортного средства. Она представляет собой полный осмотр мототехники, при котором является пригодность транспортного средства для использования для езды.
Специалисты уделяют большое внимание проверке номера рамы, мотора и многих других деталей, неполадки которых могут привести к аварийным ситуациям на дорогах. После проведения процедуры технического осмотра выдается талон технического осмотра.
От технического осмотра освобождаются:
Для чего необходимо проходить техосмотр на мотоцикл
Каждый владелец мотоциклетной техники должен знать, что технический осмотр на байк является обязательным в нашей стране. Сотрудники ГИБДД не требуют предъявлять талон во время, когда они Вас останавливают. Однако если у Вас не будет страховки, они могут выписать штраф. На сегодняшний день он составляет не менее 2500 рублей.
Талон технического осмотра, прежде всего, необходим для получения страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Без наличия этого очень важного документа невозможно поставить мототехнику на учет или зарегистрировать ее. В отделении ГИБДД для проведения данных процедур обязательно необходимо иметь при себе страховку на транспортное средство.
Внимание: Все данные о такой процедуре, как техосмотр на мотоцикл проверяются страховыми компаниями при помощи единой автоматизированной системы технического осмотра транспортного средства. Поэтому даже при большом желании не дастся обмануть страховую компанию.
Получить талон технического осмотра на мотоциклетную технику можно непосредственно в учреждениях, которые занимаются проведением данной процедуры при ГИБДД. Также многие дилерские центры проводят технический осмотр.
Важно: Необходимо обращаться к тем дилерам, которые обладают необходимым для выдачи соответствующих документов разрешением.
Какие существуют требования для прохождения технического осмотра на мототехнику
Целью любого технического осмотра мотоциклетной техники является проверка систем на функциональность. Специалисты проверяют налаженность работы всех мотоциклетных систем, чтобы транспортное средство полностью соответствовало всем необходимым нормам безопасности.
Для прохождения технического осмотра мотоциклетной техники необходимо иметь при себе следующие документы:
Техосмотр мотоцикла требования имеет следующие:
Исправная система электрообрудования.
Для того чтобы пройти технический осмотр необходимо иметь исправные фары. Также проверяется работа сигналов. Специалисты также во время проверки электрооборудовании, проверяют и работу поворотников. В большом количестве случаев именно их неисправность приводит к аварийным ситуациям на дороге.
Исправная система тормозов.
Специалисты тщательным образом проверяют работу тормозной системы. В большинстве случаев именно из-за ее неисправность на дрогах случаются ДТП. На мотоциклах проверяется работа и задних и передних тормозов. Также, если мотоцикл с люлькой или коляской, то ее тормоза тоже подвергаются проверке.
Исправная ходовая.
Специалисты любого отдела технического осмотра проверяют колеса. Очень важно, чтобы вилки колесных дисков были надежно закреплены. Этому необходимо уделить пристальное внимание.
Данным системам уделяется большое количество внимания сотрудниками технического осмотра. Однако не маловажным фактором является и исправность других систем мототехники.
В нашей стране имеется множество учреждений, где можно пройти технический осмотр своего байка. Во всех них сотрудники работают по – разному. Не которые уделяют большое внимание проверке каждого транспортного средства. Другие же осматривают мотоциклы поверхностно. Для выдачи талона технического обслуживания достаточно, чтобы мототехника заводилась и имела никаких нареканий во время езды.
Цены на технический осмотр мотоцикла
Наша страна обладает большим количеством регионов. В каждом из них индивидуально устанавливаются тарифы на прохождение технического осмотра мотоциклетной техники. Таким образом, важно учесть тот факт, что в одном регионе стоимость будет очень низкой, а в другом очень высокой. Каждый владелец байка должен знать, что стоимость техосмотра мотоцикла не должна превышать шестисот рублей. В большинстве случаев сотрудники компаний, которые имеют право выдавать талоны технического осмотра мотоциклетной техники, требуют оплаты непосредственно в день обращения перед тем, как транспортное средство будет проверено на наличие неисправностей. Однако есть и такие фирмы, которые требуют оплаты в другом месте и предъявления им квитанции об уплате.
Техосмотр на мотоцикл в 2022 году
Примечательно, что далеко не всегда техосмотр мотоцикла фиксируется. Инспектор ГИБДД, к слову, также не сможет проверить факт техосмотра.
Как можно стать обладателем диагностической карты?
Большое количество владельцев мотоциклов уверено, что для получения подобного документа потребуется такое же количество усилий и времени, сколько на получение этого документа автомобилистами. На деле же мотоциклист, напротив, может пройти процедуру быстрее и проще. С чем это связано? Да хотя бы с тем, что мотоцикл обладает во много раз меньшим количеством узлов и компонентов.
Что потребуется для прохождения техосмотра
Кроме того, подбираться ко всем компонентам мотоцикла не в пример проще, чем к агрегатам автомобиля.
По состоянию на 2017 г. вследствие некоторых изменений процедура проверки стала чуть сложнее, но не сильно. Пошаговый процесс получения диагностической карты выглядит так.
Необходимо приехать на мотоцикле, предварительно собрав все требуемые документы. После этого оператором аккредитованной организации осуществляется проверка общей работы ТС и колес. Далее следует проверка номеров, фар, звукового сигнала, руль проверяется люфт. После этого идет диагностика стоп-сигналов, габаритных огней и т. д. Если все вышеуказанные компоненты не вызывают нареканий, проверяющий проводит осмотр шин и смотрит соответствие сезону. Непременно учитывается и внешний вид мотоцикла, повреждения также принимаются в расчет. При наличии на транспортном средстве нештатных ламп, аксессуаров, фар – даже этикеток – владелец будет обязан показать разрешение на все это, в противном случае техосмотр не зачитывается – диагностическую карту владельцу не дадут, пока ТС не будет приведено в соответствующий вид или предъявлены документы на нештатные аксессуары. На устранение несоответствий требованиям хозяину мотоцикла предоставляется 21 день. Лицам, которые не могут в данный период привести мотоцикл в должный вид или не обладают разрешением на дополнительные модули, придется начинать процедуру техосмотра с самого начала.
Если же инспектирующее лицо не выявило никаких проблем при проверке, обладателем карты можно стать буквально за 30-60 минут.
Техосмотр на мотоцикл по доверенности
Такое в 2017 г. тоже возможно. Доверенность не предусматривает какой-то особой формы и пишется в произвольном виде, причем в ней должны стоять подписи обеих сторон. Кстати, некоторые пункты техосмотра дают ряду категорий граждан всевозможные скидки. Это касается, в первую очередь, инвалидов и пожилых людей. Часто сразу по окончании успешного проведения техосмотра центры предлагают оформить ОСАГО.
Следующий вопрос, который часто интересует хозяев мототранспорта – отличается ли процедура техосмотра нового мотоцикла от ТС с пробегом? Безусловно. Ведь не секрет, что огромное число мотолюбителей чуть ли не десятилетиями стремились скрыть неисправности своих аппаратов. Хорошему специалисту пункта техосмотра об этом прекрасно известно, поэтому подобные мотоциклы он будет изучать особенно пристально.
Действительно ли главным поводом для прохождения техосмотра является полис ОСАГО?
Диагностическая карта в 2017 г. потребуется для доказательства того, что ТС действительно прошло техосмотр – и это касается не только мотоциклов, разумеется. Данные о прохождении фиксируются в единой базе ЕАИСТО.
Еще один интересный вопрос – если владелец катается на мотоцикле с коляской, потребуется ли последняя для проведения техосмотра? Да, это возможно, однако придется запастись свидетельством о регистрации, где должно быть четко написано, что ТС было зарегистрировано без коляски. В противном случае придется приехать с ней, даже если хозяин мотоцикла коляской не пользуется.
Техосмотр шаг за шагом
Процедура выглядит следующим образом.
Заранее необходимо выбрать организацию, где вам удобнее всего будет проводить осмотр. Это можно сделать по телефонному звонку, где оператор пункта техосмотра подскажет вам ответы на интересующие вопросы и назначит дату/время проверки. После этого надо будет произвести оплату квитанции. Затем уже по приезду все документы и чек оплаты квитанции вы передаете диспетчеру, а он направляет вас на площадку, где непосредственно производится техосмотр. Если проверка пройдена успешно, диагностическая карта выдается очень быстро, если же были найдены неисправности, их потребуется устранить и пройти процедуру заново.
Внимание! После получения карты не лишним будет проверить ее через базу ЕАИСТО. То же относится к базе РСА.
Получение ОСАГО
После карты настает через получения полиса ОСАГО, который будет страховать вас от выплаты ущерба после возможной аварии. Полис также возможно оформить по доверенности. Приятный момент также состоит в том, что без ОСАГО любой инспектор ГИБДД просто штрафует вас.
Во сколько все это может обойтись?
Большое число владельцев мотоциклов из-за отсутствия должных сведений побаиваются данной системы, они уверены, что цена вопроса довольно существенна. В реальности для владельца все обстоит куда дружелюбнее – так, средняя стоимость ОСАГО будет составлять от 800 до 2 тыс. руб.
А проведение техосмотра и процесс получения диагностической карты так и вовсе обойдутся в 250 р. в год. По сравнению с серьезностью проблем, которые могут грозить владельцу ТС при ДТП – это просто капля в море.
Помимо прочего, новым мотоциклам (как и машинам) разрешено не проводить техосмотр в течение 3-х лет.
Как пройти техосмотр для ОСАГО на мотоцикл
Пройти техосмотр для ОСАГО на мотоцикл нужно по тем же правилам, что и на автотранспорт. Основанием для выдачи полиса будет являться диагностическая карта, а периодичность ее обновления зависит от срока эксплуатации мотоцикла. В этой статье расскажем, где проводится техосмотр мотоциклов, и что будет проверять эксперт.
Кому и когда нужно проходить техосмотр мотоцикла
Закон рассматривает мотоцикл как механическое транспортное средство, а его водитель признается участником дорожного движения. Это автоматически означает, что обладатель мотоцикла должен ежегодно оформлять полис ОСАГО для страхования своей гражданской ответственности. Одним из ключевых условий для оформления страховки является представление диагностической карты о прохождении техосмотра.
Обязанность проходить техосмотр отсутствует только для владельцев новых мотоциклов, чей период эксплуатации не превышает 3 лет. Если транспорт эксплуатируется от 3 до 7 лет, периодичность обращения за диагностической картой составит 1 раз в 2 года (24 месяца). Если же мотоцикл старше 7 лет, проходить техосмотр нужно ежегодно.
Выделим общие правила, которые нужно учитывать для получения диагностической карты для ОСАГО в 2021 году:
Страховая компания, в которую граждан обращается за оформлением полиса, может предложить конкретного эксперта для прохождения техосмотра. Однако водитель вправе сам решать, какой организации нужно доверить диагностику своего транспорта. Обязать гражданина обращаться к назначенному эксперту нельзя.
Как проводится техосмотр
Чтобы пройти техосмотр для ОСАГО и получить диагностическую карту, гражданин должен самостоятельно выбрать эксперта. При обращении нужно проверить, имеет ли эксперт или организация документ, подтверждающий членство в СРО. Для прохождения техосмотра представляются следующие документы:
Закон допускает проведение диагностики не только по месту расположения эксперта или организации, но и по месту жительства владельца транспорта, на специально оборудованных центрах ТО, и т.д. Однако выдача диагностических карт заочно, без реального осмотра транспортного средства, запрещена.
Технический осмотр заключается в проверке работоспособности основных узлов и агрегатов транспортного средства, а также на предмет соответствия иным требованиям ПДД. Конструкция мотоцикла существенно проще автомашины, поэтому и диагностика пройдет относительно быстрее. В обязательном порядке эксперт будет проверять:
Также у водителя, доставившего мотоцикл эксперту, должен быть при себе шлем. Исключение составляют случаи, когда транспорт был доставлен на техосмотр на эвакуаторе.
Техосмотр проводится путем внешнего осмотра и проверки работоспособности основных агрегатов. Все сведения эксперт сразу заносит в шаблон диагностической карты. При наличии замечаний, препятствующих допуск мотоцикла к эксплуатации, эксперт излагает их в устной или письменной форме. Отдельные претензии могут быть устранены непосредственно на месте диагностики – в этом случае экспертиза будет продолжена по общим правилам.
Если замечания носят существенный характер, получить диагностическую карту не получится. Дело в том, что эксперт несет ответственность за достоверность сведений, указанных в карте. Если впоследствии выяснится, что эксперт допустил к эксплуатации неисправный мотоцикл, он может привлекаться к ответственности за потенциальный ущерб пострадавшим.
Специальные правила предусмотрены для оформления бланка диагностической карты. Помимо заполнения письменного бланка с отражением всех результатов осмотра, эксперт обязан внести регистрационные сведения о карте в единую базу данных ЕАИСТО. Этот реестр ведется в электронной форме, а доступ к нему имеют специалисты всех страховых компаний. При оформлении полиса будет обязательно сверяться дата, номер и серия диагностической карты со сведениями, указанными в реестре. Также специалист страховой компании сможет узнать, какой эксперт проводил обследование.
Что делать с диагностической картой
Чтобы не остаться без полиса ОСАГО, оформить диагностическую карту нужно заблаговременно. Процедура осмотра мотоцикла экспертом займет не более 1-2 часов, а карта будет оформлена сразу при обращении гражданина. Полученный документ нужно представить специалисту страховой компании. Если полис оформляется через онлайн-сервис, в форме нужно указать обязательные реквизиты диагностической карты (серия, номер и дата выдачи).
Получив диагностическую карту, владелец мотоцикла сможет использовать ее по следующему назначению:
Диагностическая карта не входит в перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе во время движения. Следовательно, представитель ГИБДД не может требовать представление этого документа при остановках на дороге, либо при оформлении ДТП.
В ходе оформления полиса может устанавливаться представление диагностической карты, не внесенной в базу данных ЕАИСТО. Нередко мошенники размещают рекламу о проведении техосмотров по сниженным ценам, однако выдают на руки документ, не позволяющий получить полис ОСАГО. В этом случае в оформлении страховки будет отказано, а водителю придется обращаться на техосмотр повторно.
Диагностическая карта может признаваться недействительной, если на момент осмотра эксперт не состоял в СРО. При выявлении таких случаев также может потребоваться повторное прохождение диагностики, так как без членства в СРО эксперт лишается права на оказание подобных услуг.
Как пройти техосмотр на мотоцикл, и нужен ли он?
Интересный, но достоверный факт – техосмотр на мотоцикл в принципе не принято фиксировать и даже сотрудник ГИБДД его не проверит. Но с другой стороны, без него могут возникнуть определенные проблемы, например мотоциклист не сможет получить страховой полис.
Если же ездить без страхового полиса, можно просто нарваться на штраф и это только часть проблем. Например при аварии и отсутствии талона ТО, страхового иска мотоциклисту не видать. Ввиду этого такой вопрос как, нужен ли техосмотр на мотоцикл, как минимум неактуален.
Что нужно сделать?
Многие мотоциклисты избегают процедуры техосмотра, предполагая, что она занимает столько же времени как и с получением талона ТО на автомобиль. На самом деле скорость прохождения ТО на мотоцикл, на порядок быстрее. Почему? Как минимум потому – что на мотоцикле в несколько раз меньше разного рода комплектующих и деталей.
К тому же в отличие от автомобиля, ко всем деталям на мотоцикле подобраться при осмотре значительно проще. Ввиду некоторых изменений и дополнений, процесс получения талона ТО на момент 2021 года, честно говоря, усложнился.
Теперь для того чтобы получить диагностическую карту на мотоцикл необходимо:
Если все вышеописанные характеристики в полном порядке, оператор просматривает шины на предмет их состояния и сезонности. Также обязательно акцентируется внешний вид ТС и повреждениям, если они зафиксированы.
Если на мототранспорте найдены дополнительные фары, лампы, иные аксессуары и даже наклейки, собственник должен будет предъявить на них соответствующее разрешение. Если его нет, техосмотр будет считаться не пройденным и соответственно талон не выдадут до тех пор, пока дополнительное оборудование не снимется, либо не будет получена разрешающая документация.
На это обычно собственнику дается 21 день. Те, кто не успевает уложиться в этот срок, автоматически переходит в начальную стадию прохождения обслуживания. Если же все в порядке, диагностическую карту можно получить буквально за полчаса, в некоторых случаях за 1 час.
Можно ли пройти ТО по доверенности?
В 2021 году ТО можно пройти и по доверенности на ТС. Заполняется она в свободной письменной форме и подписывается обеими сторонами.
Интересно! Многие центры техосмотра предоставляют отдельным категориям граждан систему скидок. Например к этой категории можно отнести пожилых собственников и инвалидов. Также при прохождении сразу же предоставляется возможность оформления полиса ОСАГО.
Нередко собственники мототранспорта интересуются, отличается ли процедура получения диагностической карты у нового мототраснпорта и подержанного? Конечно да. Это обуславливается тем, что определенный процент хозяев подержанной техники на протяжении десятилетий всячески скрывают поломки и дефекты. Специалисты уже привыкли к такому подходу и относятся к осмотру такой техники более пристально.
Правда ли что основная причина получения диагностической карты на мотоцикл является ОСАГО?
В 2021 году для того чтобы получить страховку на мотоцикл, как впрочем и на автомобиль, необходимо представить доказательство того, что диагностическая карта находится в базе ЕАИСТО.
Что касается следующего вопроса, когда мотоцикл идет с коляской, можно ли пройти техосмотре без нее? На самом деле можно. Необходимо лишь предоставить свидетельство о регистрации, в котором и указано, что ТС по факту зарегистрировано без коляски. Если же коляска зарегистрирована, придется ее прицепить, даже если собственник ею и не пользуется.
Пошаговое прохождение техосмотра
Чтобы было понятно, проверка мототранспорта происходит лишь для того, чтобы гарантировать безопасное передвижения его по дорогам общего пользования.
Сама процедура для мотоцикла требует перечень определенной документации:
Сам процесс прохождения осмотра мотосредств выглядит так:
Если процедура осмотра нарушений не выявила, сразу же выдается диагностическая карта. В случае обнаружения неисправностей – устранение и повторный осмотр.
Важно! При успешном прохождении и получении карты ее необходимо проверить в базе ЕАИСТО. Также это касается и РСА.
Следующий этап — страховка
Как только карта оказалась на руках, собственнику мотоцикла нужно получить полис страхования. Это поможет избежать лишних затрат при возможном дорожно-транспортном происшествии. Его, кстати, также можно получить по доверенности. Еще один аргумент в пользу страхования ОСАГО является то, что при отсутствии страховки, любой сотрудник ДПС просто выпишет штраф.
Сам процесс получения страховки элементарен:
Сколько придется заплатить за все?
Многие мотоциклисты просто пугаются всей этой системы и буквально уверены в том, что придется выложить крупную сумму денег за эти процедуры. На самом деле Полис ОСАГО для них среднего уровня будет стоить в пределах 800 – 2000 рублей.
Говоря о техосмотре и диагностической карте, следует заметить что стоимость и вовсе смешная. Владельцам мотоциклов это обойдется не более чем в 250 рублей в год. Это сравнительно немного, особенно если учитывать от каких проблем наличие данной документации способно уберечь.
Кстати мотоциклы, как и автомобили, если они новые, полностью освобождаются от необходимости прохождения технического осмотра и получения диагностической карты, если их возраст не превышает трех лет.
Как пройти техосмотр в 2021 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.