Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

11 класс. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Проверочные тесты за курс средней школы

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру кр

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста.

(1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру красной краской, был нарисован во множестве один и тот же условный человечек в разных позах, так что стоило нажать большим пальцем угол тетради и быстро пустить веером уголки страниц, как в их мелькании возникала движущаяся картинка размахивающего руками человечка – нечто вроде теперешней мультипликации: нарисованный человечек в течение нескольких секунд поднимал руки и дрыгал ногами. (3) Не обращая внимания на человечка, Бунин перелистывал мою тетрадь. (4) Он останавливался на некоторых стихотворениях, несколько раз про себя перечитывая их, иногда делал короткие замечания по поводу какой-нибудь неточности или неграмотности, но все это – коротко, необидно, деловито. (5) Когда он не разбирал моего почерка, то надевал пенсне и спрашивал: – (6) Какое это слово? (7) И никак нельзя было понять, нравятся ли ему мои стихи. (8) Дойдя до одного стихотворения, где я описывал осень на даче, Бунин не торопясь прочитал его вполголоса и остановился на последней строфе, где мною в поэтической форме была выражена та мысль, что поэт, он же и живописец, написав натюрморт – глиняный кувшин с астрами, как бы спас эти последние цветы от смерти, дал им на своем полотне вечную жизнь – или что-нибудь в этом роде. (9) «А в кувшине осенние цветы, их спас поэт от раннего ненастья, и вот они – остатки красоты – живут в мечтах утраченного счастья». (10) Бунин поморщился, как от зубной боли. – (11) Вы, собственно, что здесь имели в виду? – спросил он. – (12) По всей вероятности, мастерскую Александра Митрофановича на втором этаже, где он пишет свои натюрморты? (13) Не так ли? (14) В таком случае лучше было бы написать так. (15) Бунин перечеркнул последнюю строфу карандашом, а на полях написал: «А на столе осенние цветы. Их спас поэт в саду от ранней смерти». (16) Он немного подумал и затем решительно закончил: «Этюдники. Помятые холсты. И чья-то шляпа на мольберте». (17) Я был поражен точностью, краткостью, вещественностью, с которой Бунин, как бы тремя ударами кисти, среди моих слепых общих строчек вдруг изобразил мастерскую своего друга Федорова, выбрав самые что ни на есть необходимые подробности: этюдники, холсты, шляпа, мольберт. (18) Какой скупой словарь! (19) С поразительной ясностью я увидел тяжелый, грубо сколоченный, запачканный красками мольберт и на нем небрежно повешенную бархатную шляпу с артистически заломленными полями, по-тирольски – вверх и вниз. (20) Правда, меня немного смутили «помятые холсты». (21) У художников редко бывают помятые холсты: они или натянуты на подрамник, или стоят в углу, свернутые в толстые трубы. (22) Попробуйте-ка их смять! (23) И до сих пор меня мучают эти помятые холсты, показывающие, что даже у самых лучших поэтов иногда попадаются проходные эпитеты, хотя на первый взгляд и точные, но в самой своей глубине неверные. (24) Несколько дней потом бегал я по знакомым, рассказывая о своем визите к Бунину; почти ни на кого мой рассказ не произвел сколько-нибудь заметного впечатления. (25) Бунин был малоизвестен. (26) Только мои товарищи – молодые поэты – заинтересовались рассказом. (27) Правда, большинство из них совсем не признавало Бунина как поэта, но зато все трепетали перед ним как перед почетным академиком. (28) Они, узнав, что Бунин, известный своей беспощадной строгостью, из пятнадцати моих стихотворений два удостоил поощрительной птички, сначала не хотели этому верить, а потом, уверившись и собственными глазами увидев присочиненную Буниным шляпу на мольберте, прониклись ко мне некоторым интересом, хотя и откровенно пожимали плечами. (29) Они меня тоже не признавали. (30) Вообще в то время никто никого не признавал. (31) Это было признаком хорошего литературного тона.

Какое из перечисленных в ответах утверждений является ошибочным?

Источник

11 класс. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Проверочные тесты за курс средней школы

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру кр

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста.

(1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру красной краской, был нарисован во множестве один и тот же условный человечек в разных позах, так что стоило нажать большим пальцем угол тетради и быстро пустить веером уголки страниц, как в их мелькании возникала движущаяся картинка размахивающего руками человечка – нечто вроде теперешней мультипликации: нарисованный человечек в течение нескольких секунд поднимал руки и дрыгал ногами. (3) Не обращая внимания на человечка, Бунин перелистывал мою тетрадь. (4) Он останавливался на некоторых стихотворениях, несколько раз про себя перечитывая их, иногда делал короткие замечания по поводу какой-нибудь неточности или неграмотности, но все это – коротко, необидно, деловито. (5) Когда он не разбирал моего почерка, то надевал пенсне и спрашивал: – (6) Какое это слово? (7) И никак нельзя было понять, нравятся ли ему мои стихи. (8) Дойдя до одного стихотворения, где я описывал осень на даче, Бунин не торопясь прочитал его вполголоса и остановился на последней строфе, где мною в поэтической форме была выражена та мысль, что поэт, он же и живописец, написав натюрморт – глиняный кувшин с астрами, как бы спас эти последние цветы от смерти, дал им на своем полотне вечную жизнь – или что-нибудь в этом роде. (9) «А в кувшине осенние цветы, их спас поэт от раннего ненастья, и вот они – остатки красоты – живут в мечтах утраченного счастья». (10) Бунин поморщился, как от зубной боли. – (11) Вы, собственно, что здесь имели в виду? – спросил он. – (12) По всей вероятности, мастерскую Александра Митрофановича на втором этаже, где он пишет свои натюрморты? (13) Не так ли? (14) В таком случае лучше было бы написать так. (15) Бунин перечеркнул последнюю строфу карандашом, а на полях написал: «А на столе осенние цветы. Их спас поэт в саду от ранней смерти». (16) Он немного подумал и затем решительно закончил: «Этюдники. Помятые холсты. И чья-то шляпа на мольберте». (17) Я был поражен точностью, краткостью, вещественностью, с которой Бунин, как бы тремя ударами кисти, среди моих слепых общих строчек вдруг изобразил мастерскую своего друга Федорова, выбрав самые что ни на есть необходимые подробности: этюдники, холсты, шляпа, мольберт. (18) Какой скупой словарь! (19) С поразительной ясностью я увидел тяжелый, грубо сколоченный, запачканный красками мольберт и на нем небрежно повешенную бархатную шляпу с артистически заломленными полями, по-тирольски – вверх и вниз. (20) Правда, меня немного смутили «помятые холсты». (21) У художников редко бывают помятые холсты: они или натянуты на подрамник, или стоят в углу, свернутые в толстые трубы. (22) Попробуйте-ка их смять! (23) И до сих пор меня мучают эти помятые холсты, показывающие, что даже у самых лучших поэтов иногда попадаются проходные эпитеты, хотя на первый взгляд и точные, но в самой своей глубине неверные. (24) Несколько дней потом бегал я по знакомым, рассказывая о своем визите к Бунину; почти ни на кого мой рассказ не произвел сколько-нибудь заметного впечатления. (25) Бунин был малоизвестен. (26) Только мои товарищи – молодые поэты – заинтересовались рассказом. (27) Правда, большинство из них совсем не признавало Бунина как поэта, но зато все трепетали перед ним как перед почетным академиком. (28) Они, узнав, что Бунин, известный своей беспощадной строгостью, из пятнадцати моих стихотворений два удостоил поощрительной птички, сначала не хотели этому верить, а потом, уверившись и собственными глазами увидев присочиненную Буниным шляпу на мольберте, прониклись ко мне некоторым интересом, хотя и откровенно пожимали плечами. (29) Они меня тоже не признавали. (30) Вообще в то время никто никого не признавал. (31) Это было признаком хорошего литературного тона.

Какое из перечисленных в ответах утверждений является ошибочным?

Источник

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста.

(1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру красной краской, был нарисован во множестве один и тот же условный человечек в разных позах, так что стоило нажать большим пальцем угол тетради и быстро пустить веером уголки страниц, как в их мелькании возникала движущаяся картинка размахивающего руками человечка – нечто вроде теперешней мультипликации: нарисованный человечек в течение нескольких секунд поднимал руки и дрыгал ногами. (3) Не обращая внимания на человечка, Бунин перелистывал мою тетрадь. (4) Он останавливался на некоторых стихотворениях, несколько раз про себя перечитывая их, иногда делал короткие замечания по поводу какой-нибудь неточности или неграмотности, но все это – коротко, необидно, деловито. (5) Когда он не разбирал моего почерка, то надевал пенсне и спрашивал: – (6) Какое это слово? (7) И никак нельзя было понять, нравятся ли ему мои стихи. (8) Дойдя до одного стихотворения, где я описывал осень на даче, Бунин не торопясь прочитал его вполголоса и остановился на последней строфе, где мною в поэтической форме была выражена та мысль, что поэт, он же и живописец, написав натюрморт – глиняный кувшин с астрами, как бы спас эти последние цветы от смерти, дал им на своем полотне вечную жизнь – или что-нибудь в этом роде. (9) «А в кувшине осенние цветы, их спас поэт от раннего ненастья, и вот они – остатки красоты – живут в мечтах утраченного счастья». (10) Бунин поморщился, как от зубной боли. – (11) Вы, собственно, что здесь имели в виду? – спросил он. – (12) По всей вероятности, мастерскую Александра Митрофановича на втором этаже, где он пишет свои натюрморты? (13) Не так ли? (14) В таком случае лучше было бы написать так. (15) Бунин перечеркнул последнюю строфу карандашом, а на полях написал: «А на столе осенние цветы. Их спас поэт в саду от ранней смерти». (16) Он немного подумал и затем решительно закончил: «Этюдники. Помятые холсты. И чья-то шляпа на мольберте». (17) Я был поражен точностью, краткостью, вещественностью, с которой Бунин, как бы тремя ударами кисти, среди моих слепых общих строчек вдруг изобразил мастерскую своего друга Федорова, выбрав самые что ни на есть необходимые подробности: этюдники, холсты, шляпа, мольберт. (18) Какой скупой словарь! (19) С поразительной ясностью я увидел тяжелый, грубо сколоченный, запачканный красками мольберт и на нем небрежно повешенную бархатную шляпу с артистически заломленными полями, по-тирольски – вверх и вниз. (20) Правда, меня немного смутили «помятые холсты». (21) У художников редко бывают помятые холсты: они или натянуты на подрамник, или стоят в углу, свернутые в толстые трубы. (22) Попробуйте-ка их смять! (23) И до сих пор меня мучают эти помятые холсты, показывающие, что даже у самых лучших поэтов иногда попадаются проходные эпитеты, хотя на первый взгляд и точные, но в самой своей глубине неверные. (24) Несколько дней потом бегал я по знакомым, рассказывая о своем визите к Бунину; почти ни на кого мой рассказ не произвел сколько-нибудь заметного впечатления. (25) Бунин был малоизвестен. (26) Только мои товарищи – молодые поэты – заинтересовались рассказом. (27) Правда, большинство из них совсем не признавало Бунина как поэта, но зато все трепетали перед ним как перед почетным академиком. (28) Они, узнав, что Бунин, известный своей беспощадной строгостью, из пятнадцати моих стихотворений два удостоил поощрительной птички, сначала не хотели этому верить, а потом, уверившись и собственными глазами увидев присочиненную Буниным шляпу на мольберте, прониклись ко мне некоторым интересом, хотя и откровенно пожимали плечами. (29) Они меня тоже не признавали. (30) Вообще в то время никто никого не признавал. (31) Это было признаком хорошего литературного тона.

Какое из перечисленных в ответах утверждений является ошибочным?

Источник

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, сформулированный после текста.

(1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки. (2) На потертых углах этих страниц, выкрашенных по ребру красной краской, был нарисован во множестве один и тот же условный человечек в разных позах, так что стоило нажать большим пальцем угол тетради и быстро пустить веером уголки страниц, как в их мелькании возникала движущаяся картинка размахивающего руками человечка – нечто вроде теперешней мультипликации: нарисованный человечек в течение нескольких секунд поднимал руки и дрыгал ногами. (3) Не обращая внимания на человечка, Бунин перелистывал мою тетрадь. (4) Он останавливался на некоторых стихотворениях, несколько раз про себя перечитывая их, иногда делал короткие замечания по поводу какой-нибудь неточности или неграмотности, но все это – коротко, необидно, деловито. (5) Когда он не разбирал моего почерка, то надевал пенсне и спрашивал: – (6) Какое это слово? (7) И никак нельзя было понять, нравятся ли ему мои стихи. (8) Дойдя до одного стихотворения, где я описывал осень на даче, Бунин не торопясь прочитал его вполголоса и остановился на последней строфе, где мною в поэтической форме была выражена та мысль, что поэт, он же и живописец, написав натюрморт – глиняный кувшин с астрами, как бы спас эти последние цветы от смерти, дал им на своем полотне вечную жизнь – или что-нибудь в этом роде. (9) «А в кувшине осенние цветы, их спас поэт от раннего ненастья, и вот они – остатки красоты – живут в мечтах утраченного счастья». (10) Бунин поморщился, как от зубной боли. – (11) Вы, собственно, что здесь имели в виду? – спросил он. – (12) По всей вероятности, мастерскую Александра Митрофановича на втором этаже, где он пишет свои натюрморты? (13) Не так ли? (14) В таком случае лучше было бы написать так. (15) Бунин перечеркнул последнюю строфу карандашом, а на полях написал: «А на столе осенние цветы. Их спас поэт в саду от ранней смерти». (16) Он немного подумал и затем решительно закончил: «Этюдники. Помятые холсты. И чья-то шляпа на мольберте». (17) Я был поражен точностью, краткостью, вещественностью, с которой Бунин, как бы тремя ударами кисти, среди моих слепых общих строчек вдруг изобразил мастерскую своего друга Федорова, выбрав самые что ни на есть необходимые подробности: этюдники, холсты, шляпа, мольберт. (18) Какой скупой словарь! (19) С поразительной ясностью я увидел тяжелый, грубо сколоченный, запачканный красками мольберт и на нем небрежно повешенную бархатную шляпу с артистически заломленными полями, по-тирольски – вверх и вниз. (20) Правда, меня немного смутили «помятые холсты». (21) У художников редко бывают помятые холсты: они или натянуты на подрамник, или стоят в углу, свернутые в толстые трубы. (22) Попробуйте-ка их смять! (23) И до сих пор меня мучают эти помятые холсты, показывающие, что даже у самых лучших поэтов иногда попадаются проходные эпитеты, хотя на первый взгляд и точные, но в самой своей глубине неверные. (24) Несколько дней потом бегал я по знакомым, рассказывая о своем визите к Бунину; почти ни на кого мой рассказ не произвел сколько-нибудь заметного впечатления. (25) Бунин был малоизвестен. (26) Только мои товарищи – молодые поэты – заинтересовались рассказом. (27) Правда, большинство из них совсем не признавало Бунина как поэта, но зато все трепетали перед ним как перед почетным академиком. (28) Они, узнав, что Бунин, известный своей беспощадной строгостью, из пятнадцати моих стихотворений два удостоил поощрительной птички, сначала не хотели этому верить, а потом, уверившись и собственными глазами увидев присочиненную Буниным шляпу на мольберте, прониклись ко мне некоторым интересом, хотя и откровенно пожимали плечами. (29) Они меня тоже не признавали. (30) Вообще в то время никто никого не признавал. (31) Это было признаком хорошего литературного тона.

Какое из перечисленных в ответах утверждений является ошибочным?

Источник

Авиационный транспорт

Авиация началась с мечты

Убедившись, что подъем в воздух не грозит неприятностями живым существам, стали летать на аэростатах и люди. Первый полет был совершен в Париже 21 ноября 1783 г. Аэронавты Пилатр де Розье и д’Арланд пробыли в воздухе 25 мин и поднялись на высоту 1000 м. Началась эра воздухоплавания.

Однако аэростат оказался игрушкой стихии: он летел туда, куда нес его ветер. Поэтому воздухоплавателей не оставляла мысль сделать полет управляемым. С этой целью изобретатель А. Жиффар построил в 1852 г. сигарообразный аэростат (дирижабль), с гребным винтом, приводившимся во вращение небольшой паровой машиной. Конструктор оснастил свой летательный аппарат рулем. К сожалению, мощность машины была слишком мала, чтобы двигать этот дирижабль против сколько-нибудь сильного ветра. Строительство дирижаблей смогло начаться, по существу, лишь после изобретения мощного и легкого двигателя внутреннего сгорания. Первый такой двигатель был создан в конце 80-х годов XIX в., а в ноябре 1899 г. француз А. Сантос-Дюмон на дирижабле своей конструкции облетел вокруг Эйфелевой башни. Дирижабли, наполненные водородом, гелием, стали вполне послушными воле человека. Правда, дирижабли были громоздки, неуклюжи и тихоходны. И эти недостатки заставляли изобретателей искать иных путей покорения воздушного океана. Человек хотел летать, как птица. И он полетел, опираясь не на силу мышц, а на силу своего разума. В 1884-1885 гг. русский морской офицер А. Ф. Можайский первым в мире спроектировал и запатентовал самолет, который был построен и испытывался. По схеме своей эта машина имела все основные черты современного самолета: фюзеляж, крыло, оперение, шасси, управление, силовую установку.

Модель геликоптера (вертолета) Леонардо да Винчи, созданная по его эскизам.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Дирижабль А. Сантос-Дюмона, 1899 г.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Самолет братьев У. и О. Райт, на котором был совершен первый продолжительный полет, 1903 г.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Начало XX в. охарактеризовалось бурным развитием самолетостроения во многих странах. В России И. И. Сикорский в 1913 г. создал первый в мире большой четырехмоторный самолет «Русский витязь», первенец тяжелой авиации. «Русский витязь» по размерам и весу превосходил примерно вдвое все существовавшие тогда самолеты. Прямым продолжением «Русского витязя» был получивший мировую славу самолет «Илья Муромец», способный поднять несколько человек и значительный по тем временам груз.

Жизнь далеко обогнала даже самые смелые прогнозы и надежды первых создателей летательных аппаратов. Судите сами: официальный рекорд скорости, установленный в 1920 г., равнялся 320 км/ч (заметьте, самой быстрой птице соколу-сапсану никогда не удавалось развить скорость больше 300-315 км/ч); через 10 лет это достижение было увеличено почти в 2,5 раза, а с появлением реактивной авиации сначала учетверено, а позже и удесятерено!

3000 км/ч теперь не рекорд, а скорость многих современных истребителей. Да что говорить об истребителях, когда в последние годы даже транспортная, пассажирская авиация далеко перешла рубеж скорости звука.

Машины нашего неба

Сложное начинается с простого

Чтобы поближе познакомиться с крылатой машиной, мы не станем сразу подниматься на борт многоместного воздушного лайнера, а рассмотрим сначала самолет попроще.

В хвостовой части фюзеляжа размещаются киль и руль поворота, стабилизатор и руль высоты. Все эти важные части вместе составляют хвостовое оперение. По конструкции хвостовое оперение напоминает крыло: оно тоже собирается из лонжеронов и нервюр. Но назначение его иное. Рули хвостового оперения подвижны, и это позволяет летчику поворачивать самолет, снижаться и набирать высоту, выполнять сложные маневры. Рули поворота, высоты и элероны составляют систему рулевого управления самолета.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Современный воздушный лайнер, как и учебно-тренировочный самолет, имеет фюзеляж, крылья, хвостовое оперение. Конечно, каждый основной элемент конструкции много сложнее, значительно больше, вместительнее, объемнее. Если в фюзеляж учебного самолета вмещается 2 человека, то такие самолеты, как «Антей» (СССР), «Боинг-747» (США), принимают на борт до 500 человек.

Транспортные самолеты, специально предназначенные для перевозки грузов, могут принимать на борт до 80 т! 80 т весит землеройная машина, или несколько порожних железнодорожных вагонов, или маневровый тепловоз, или даже небольшое судно.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Дозвуковые воздушные лайнеры с лучшими скоростными показателями летают на стреловидных, скошенных назад крыльях. Такие плоскости позволяют самолету развивать скорость 1000 км/ч и более (см. т. 3 ДЭ, ст. «Крылатый полет»).

Заглянув в пилотскую кабину воздушного лайнера в полете, вы увидите, что машину на большей части пути ведут послушные и исполнительные автопилоты, а летчики только контролируют их действия и время от времени вносят поправки в программу управления.

Самолет не имеет привычного хвостового оперения, крыло у него треугольное, малого размаха. Носовая часть фюзеляжа острая, как игла. На малых скоростях при взлете и посадке она опускается, что существенно улучшает обзор.

Силовая установка машины расположена под крылом в его центральной части, 4 реактивных двигателя обеспечивают самолету достаточный запас мощности на всех режимах полета.

В такой форме самолета воплотились все достижения современной аэродинамики. Самолет может летать и на малых скоростях, и на сверхзвуковых (см. т. 3 ДЭ, ст. «Крылатый полет»).

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолетыПрошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

И авиация для того и родилась, чтобы покорять скорость, сокращать расстояние, сближать страны.

Скорость не только выигрыш во времени, но и повышение экономичности самолета. Чем быстрее пролетит самолет между 2 пунктами с одним и тем же грузом, тем меньше будет затрачено средств на выполнение этой работы (амортизация машины и двигателя, стоимость топлива). В результате снижается стоимость перевозок, уменьшаются цены на билеты.

Есть и другие преимущества у сверхзвуковой машины. Во-первых, ее трассы проходят на высоте 16-22 км, где не бывает обледенения, болтанки, где всегда ясное небо. Во-вторых, прогноз погоды на 1,5-2 ч вперед более точен, чем на 6-9. Поэтому, когда аэродром дает разрешение на вылет, можно быть уверенным, что в 99 случаях из 100 погода останется летной и при посадке.

Наконец, надежность. На сверхзвуковом самолете ТУ-144 впервые в мире четырехкратно зарезервированы, абсолютно все системы, имеющие отношение к «жизнеспособности» машины. Например, управление. На каждом крыле рули-элероны разделены на 4 секции: если выйдет из строя одна из них, это никак не отразится на летных характеристиках самолета. Больше того, каждая из секций управляется 2 гидравлическими приводами, действующими от 4 независимых гидросистем. И так всюду: выпуск и уборка шасси, опускание и подъем носового обтекателя, электрооборудование, радиосистемы, установки кондиционирования воздуха. Везде 4 блока делают одно общее дело. За всем этим сложнейшим хозяйством следит автоматическая система контроля; не дожидаясь, пока аппаратура выйдет из строя, она поднимает тревогу, как только характеристики какого-то блока приближаются к опасному пределу. Вот почему ТУ-144 не только скачок в скорости, но и новый рубеж безопасности полета.

Когда в авиации появились первые реактивные самолеты, пришлось увеличивать размеры аэродромов. Однако когда появились сверхзвуковые машины, этого не случилось: ТУ-144 доказал, что новым самолетам вполне годятся старые аэродромы.

Идея полета без крыльев очень давняя. Она родилась даже раньше, чем идея самолета. Она увлекла гениального Леонардо да Винчи. Известно, что М. В. Ломоносов не только много занимался теоретическими исследованиями в этой области, но и построил модель геликоптера, которую- успешно демонстрировал в Петербургской академии наук. Однако вертолет, такой, каким мы его знаем теперь, появился значительно позже.

Вплоть до 1930 г. мировой рекорд высоты полета вертолетов составлял 18 м! Создать первый хорошо держащийся в воздухе вертолет удалось советскому инженеру, ученому и летчику А. М. Черемухину. 14 августа 1932 г. на построенном под его руководством вертолете ЭА-1 А. М. Черемухин поднялся на высоту 605 м, перекрыв в 12-минутном полете прежнее мировое достижение в 33,5 раза!

Вертолеты, созданные за последние годы,- машины широчайшего диапазона. Среди них есть и такие, в которых свободно помещаются 2 автомобиля, есть и совсем маленькие машины, предназначенные, например, для людей, наблюдающих за высоковольтными линиями электропередачи.

Первые вертолеты, подобно старым самолетам, имели поршневые двигатели. Более поздние конструкции получили турбовинтовые двигатели.

Авиация в народном хозяйстве

Воздушные машины, состоящие на службе в самых различных отраслях народного хозяйства, называют самолетами спецприменения. Они помогают людям многих специальностей.

Некоторые самолеты оборудованы приборами, которые с высокой точностью измеряют магнитные поля того или иного района, безошибочно определяют радиоактивность пород с воздуха и указывают геологоразведчикам, где недра притаили залежи железной руды, где они припрятали месторождение урана, где укрыли нефть.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Самолет АН-22, созданный авиаконструктором О. К. Антоновым, способен взять на борт несколько автобусов.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Объектив аэрофотосъемочной аппаратуры позволяет во много раз точнее и быстрее, чем топограф-пешеход, нанести на карту береговую черту залива, излучину реки или границу лесного массива-До последнего времени самолеты помогали метеорологам только исследовать атмосферу, уточнять границы распространения воздушных масс. Теперь наступает новая пора. Метеорологи в содружестве с летчиками получают возможность активно воздействовать на погоду. Найдены способы «обработки» облаков. Например, с помощью сухой углекислоты, вызывающей конденсацию паров, пилоты могут заставить облако пролиться дождем.

Во время путины воздушные разведчики наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыбы в открытом море. Дежурные самолеты по первому сигналу, полученному по радио, вылетают на помощь людям, терпящим бедствие.

А сколько лесных пожаров ликвидировали отважные вертолетчики! Сколько тысяч квадратных километров лесов протаксировали (расписали по сортам) «воздушные лесничие»! А какую неоценимую помощь оказывают вертолеты в строительно-монтажных работах!

И совершенно особое место занимает у нас санитарная авиация.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Авиация специального применения и в мирное время живет по строгому военному распорядку. Дежурят у машин летчики, всегда готовые к срочному вылету врачи, пожарные-парашютисты, лесничие. Здесь каждый день люди выполняют «боевые задания», здесь ни на минуту не прекращается великое сражение за здоровье и жизнь людей, за плодородие земель и урожайность садов, за сохранность леса и богатые уловы рыбы.

Наши крылатые защитники

К сожалению, в наши дни даже самые миролюбивые государства не могут обходиться без армий, без мощного вооружения. Вот почему военная ветвь самолетной семьи многочисленна и по-прежнему занимает заметное место в авиации большинства стран мира.

Всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Боевой реактивный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Группа истребителей на взлете.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Летать на сверхзвуковом самолете на дальность меньше 2000 км нет смысла: самолет не успеет разогнаться и набрать расчетную высоту, как ему уже необходимо спускаться и садиться. Поэтому на ближних и средних линиях (до 2000-3000 км) по-прежнему будут применяться дозвуковые самолеты.

Однако семья дозвуковых самолетов пополнится. Будут созданы новые типы дозвуковых самолетов, которые соединят в себе все лучшие черты современных пассажирских лайнеров этой группы. Новые самолеты будут летать с такими же скоростями, как, например, ТУ-154, и перевозить столько же пассажиров, но они будут комфортабельнее и смогут летать в любую погоду. Борьба за увеличение скорости у дозвуковых самолетов тоже будет продолжаться. Сейчас наиболее быстрые из них летают со скоростью 950 км/ч, а в ближайшее время будут летать со скоростью, близкой к скорости звука,-1050-1100 км/ч. И делается это ради того, чтобы полет длился, скажем, не 3 ч, а 2 ч 40 мин, а билет стоил не 20, а 17 руб.

Околозвуковой самолет должен иметь особое стреловидное крыло со специальным профилем. Фюзеляж такого самолета будет совсем непривычной для нас формы: у него появится «талия».

Будут созданы и совершенно новые типы самолетов, например пассажирские самолеты с изменяемой геометрией крыла. На разных режимах полета самолету нужна разная скорость, а следовательно, и разная стреловидность крыла. На небольших скоростях самолету нужен большой размах крыльев, а на сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях размах крыльев должен быть как можно меньшим, а стреловидность как можно большей. Только при этом самолет будет иметь малое сопротивление. Изменять геометрию крыла можно, поворачивая его вокруг специального шарнира, расположенного около фюзеляжа.

Этот пассажирский самолет такой необычной для нас формы может летать со скоростью, близкой к скорости звука. Поэтому его называют околозвуковым.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

На разных режимах полета самолету нужна разная скорость, а следовательно, и разная стреловидность крыла. Поэтому будут созданы пассажирские самолеты с изменяемой геометрией крыла, как у этого, который вы видите на снимке.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Он сможет перевозить 350 человек на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 950 км/ч. Предполагается, что билеты станут продавать прямо у трапа, а посадка всех пассажиров на ИЛ-86 будет занимать максимум 25-30 мин.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Конец XX в. Вы, москвич, решили навестить друзей в Ленинграде. Через 15-20 мин вы уже в аэропорту.

С точностью до нескольких метров ваш самолет касается полосы ленинградского аэродрома, расположенного вблизи от центра города. Через 15 мин вы уже у друзей. А ведь прошло всего 2 ч, как вы вышли из своего дома в Москве!

Чтобы эти картины стали реальностью, много работают ученые, инженеры, конструкторы во всех странах мира.

Техника помогает водить самолеты

Высота, скорость и курс самолета определяются и выдерживаются в полете навигационно-пилотажными приборами. К ним относятся указатели скорости, высотомеры, компасы, часы, авиагоризонты и многие другие.

С высотой плотность воздуха уменьшается, а значит и давление его встречного потока. Поэтому при одной и той же скорости полета самолета показания указателя скорости на высоте будут меньше, чем у земли. А для определения пройденного расстояния штурман должен знать истинную воздушную скорость полета, поэтому указатель скорости автоматически учитывает это изменение и стрелка показывает истинную воздушную скорость полета.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Пульт управления автопилотом. Автопилот ведет самолет без вмешательства пилота, точно выдерживая заданную траекторию полета самолета.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Индикатор кругового обзора панорамного радиолокатора.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Указатель скорости. Снимок сделан на аэродроме; самолет неподвижен, обе стрелки на нуле.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

Направление полета штурман определяет по карте, измерив угол между меридианом и линией, соединяющей пункты вылета и назначения,- путевой угол.

Астроориентаторы автоматически выдерживают направления иа светила и непрерывно показывают координаты самолета.

Навигационный индикатор, получая данные от компаса, указателя скорости, учитывая направление и скорость ветра, непрерывно вычисляет пройденное самолетом расстояние в определенном направлении и выдает на индикатор текущие координаты самолета.

Чтобы облегчить работу летчика, на современных самолетах устанавливают автопилот, который может вести самолет без вмешательства человека. Автопилот точно выдерживает заданный курс, скорость, высоту, горизонтальное положение самолета. Если самолет отклонился от курса, приборы автопилота немедленно сообщают об этом счетно-решающему устройству. Оно точно определяет, на какой угол нужно повернуть руль, чтобы самолет лег на правильный курс, и дает команду электрической рулевой машине. По команде летчика автопилот выполняет виражи, подъем и спуск. При дальних полетах большую часть времени ведет самолет не летчик, а автопилот.

Радиомаяки, различного назначения показывают направление полета или рубежи полета при снижении.

Здесь рассказано лишь о немногих, самых основных приборах н системах, помогающих водить самолеты. Но, как вы видите на фотографии приборной доски самолета, их значительно больше. Экипаж пользуется не одним, а несколькими способами определения навигационных элементов полета. Ведь полет может проходить над районами магнитных аномалий или в высоких географических широтах, где нельзя пользоваться магнитными компасами из-за искаженного или слабого влияния на них магнитного поля Земли, за пределами поля действия радиотехнических систем, когда не видно небесных светил. Кроме того, и приборы могут «ошибаться» из-за радиопомех, неточности пеленгации на больших расстояниях и т. п. Вот почему необходимы дублирующие средства для определения курса и местонахождения самолета.

Первым самолетам для взлета и посадки хватало лужайки, лишь бы не было на ней канав и кочек. Современным воздушным лайнерам нужны уже громадные летные поля, площадь которых измеряется многими тысячами гектаров. Размеры аэродромов становятся со временем все внушительнее: воздушный порт Руасси во Франции, который недавно вошел в строй, по территории равен трети Парижа!

Что это, стремление поразить мир?

Нет. Это не что иное, как «производственная необходимость».

Чтобы самолеты могли садиться ночью и в плохую погоду, на подходах к ВПП, на расстоянии около 1000 м от ее торца, с обеих сторон устанавливают посадочные огни приближения. Это ровная цепочка прожекторов, расположенная точно по осевой линии полосы. Перпендикулярно огням приближения устраивают 5-6 световых горизонтов: по их взаимному расположению летчик определяет, идет ли самолет к земле под нужным углом глиссады (см. ст. «Техника помогает водить самолеты»). Все эти огни красного цвета н видны с расстояния в несколько километров.

Однако летчик ориентируется не только по огням, но и по радиомаякам, стоящим вблизи ВПП. Курсовой маяк указывает самолету направление на осевую линию ВПП, а глиссадный задает траекторию снижения.

Есть на аэродроме и радиолокатор кругового обзора. Он показывает на экране воздушную обстановку в зоне аэродрома: где именно, на каких высотах и с какими скоростями летят самолеты. Благодаря этому локатору диспетчер может управлять движением так, чтобы самолеты все время находились на безопасном расстоянии друг от друга.

От взлетно-посадочной полосы к местам стоянки и зданию аэровокзала идут рулежные дорожки. По сравнению с ВПП они более узкие и ограждены синими огнями. По ним самолеты либо рулят сами, используя тягу своих двигателей, либо буксируются машиной-тягачом.

Современный аэродром. На схеме (внизу) показано внутреннее устройство здания аэровокзала и подземные переходы в зоны посадки и высадки пассажиров.

Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Смотреть картинку Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Картинка про Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты. Фото Прошло менее ста лет и первые крылатые машины превратились в реактивные и сверхзвуковые самолеты

После того как самолет зарулит на стоянку, к нему подъезжает топливозаправщик. Таким гигантским машинам вроде ИЛ-62, ТУ-144 нужно для заправки 70-80 т топлива. Приходится подгонять к самолету не один, а 4-5 заправщиков. Это неудобно, и потому на новейших аэродромах топливо подается к стоянкам по подземным трубопроводам.

Зимой, когда идет снег, не обойтись без снегоочистителей и машин с реактивными двигателями в кузове: струей этих двигателей сдувают снег и лед с ВПП и рулежных дорожек, с фюзеляжей, крыльев и оперения самолетов на стоянках. Поэтому при аэродроме всегда имеется довольно большая автобаза с различными автомобилями.

В отдалении от зданий и самолетов расположился склад топлива и масел. Его легко узнать по громоотводам, обступившим его со всех сторон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *