Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Обмотки якоря

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Элементом обмотки якоря является секция, которая своими концами присоединена к двум пластинам коллектора. Секции могут быть одновитковыми и многовитковыми. Пазовые стороны секций расположены в пазах сердечника якоря. Расстояние между пазовыми сторонами секции приблизитеьно равно полюсному делению.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного токагде Da — диаметр сердечника якоря.

Обычно обмотки якоря выполняют двухслойными. В зависимости от порядка присоединения секций к пластинам коллектора обмотки разделяют на волновые и петлевые, простые, сложные и комбинированные.

Простая волновая обмотка

В простой волновой обмотке концы каждой секции присоединены к пластинам коллектора, находящимся на расстоянии, называемом шагом обмотки по коллектору,

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

где К — число коллекторных пластин в коллекторе.

На рис. 13.5 показана схема простой волновой обмотки якоря. Секции обмотки образуют две параллельные ветви (2а = 2). Число параллельных ветвей в обмотке и число секций в каждой ветви определяют ток Iа и ЭДС Еа обмотки якоря:

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

где S — количество секций в обмотке якоря; ес — ЭДС одной секции; Iс — допустимое значение тока в секции.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Сложная волновая обмотка

Применяется в машинах постоянного тока, рассчитанных на большие токи. Сложная волновая обмотка состоит из двух простых волновых обмоток, соединяемых щетками параллельно (рис. 13.6). Такая обмотка содержит четыре параллельные ветви, следовательно, ток в ней может быть увеличен в два раза, а ЭДС при этом остается прежней.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Простая петлевая обмотка

В машинах постоянного тока низкого напряжения (значительного тока) необходима обмотка якоря с большим числом параллельных ветвей. Таким свойством обладают петлевые обмотки. В простой петлевой обмотке якоря (рис. 13.7) каждая секция присоединена к двум рядом лежащим коллекторным пластинам, а число параллельных ветвей равно числу полюсов, т.е. 2а = 2р.Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Сложная петлевая обмотка

Для того чтобы распределение токов в параллельных ветвях обмотки якоря было одинаковым, необходимо, чтобы электрическое сопротивление этих ветвей не отличалось друг от друга и чтобы ЭДС, наводимые в секциях, составляющих каждую параллельную ветвь, были одинаковыми. При несоблюдении этих условий между параллельными ветвями появляются уравнительные токи, нарушающие работу щеточно-коллекторного контакта.

Исключение составляет простая волновая обмотка , секции которой равномерно распределены под всеми полюсами машины, поэтому магнитная не симметрия машины не вызывает появления в этой обмотке уравнительных токов. Что же касается простой петлевой и всех видов сложных обмоток якоря, то в них всегда имеются причины к появлению уравнительных токов. Это приводит к необходимости применения в указанных обмотках так называемых уравнительных соединений, по которым замыкаются уравнительные токи, разгружая щеточно-коллекторный контакт от перегрузки. Уравнительные соединения усложняют изготовление обмотки якоря и ведут к дополнительному расходу обмоточной меди.

Комбинированная обмотка

Источник

Петлевые обмотки якоря

Обмотки якоря машин постоянного тока

Основные понятия. Обмотка якоря машины постоянного тока представляет собой замкнутую систему проводников, определенным образом уло­женных на сердечнике якоря и присоединенных к коллектору.

Элементом обмотки якоря является секция (ка­тушка), присоединенная к двум коллекторным пла­стинам. Расстояние между пазовыми частями секции должно быть равно или мало отличаться от полюс­ного деления Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока[см. (7.1)] (рис. 25.1):

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. (25.1)

Здесь Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока— диаметр сердечника якоря, мм.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.1. Расположение пазовых сторон секции на сердечнике якоря

Обмотки якоря обычно выполняют двухслой­ными. Они характеризуются следующими парамет­рами: числом секций S; числом пазов (реальных) Z; числом секций, приходящихся на один паз, Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока; числом витков секции Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока; числом пазовых сторон в обмотке N; числом пазовых сторон в одном пазу Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Верхняя пазовая сторона одной секции и нижняя пазовая сторона другой секции, лежащие в одном пазу, образуют элементарный паз. Число элементарных пазов в реальном пазе Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного токаопре­деляется числом секций, приходящихся на один паз: Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока(рис. 25.2).

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.2. Элементарные пазы

Схемы обмоток якоря делают развернутыми, при этом все секции показывают одновитковыми. В этом случае каждой секции, содержащей две пазовые стороны, соответствует один элементарный паз. Концы секций присоединяют к коллекторным пластинам, при этом к каждой пластине присоеди­няют начало одной секции и конец другой, т. е. на каждую секцию приходится одна коллекторная пла­стина. Таким образом, для обмотки якоря справед­ливо Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, где Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока— число элементарных пазов; К — число коллекторных пластин в коллекторе. Число секций, приходящихся на один реальный паз, определяется отношением Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока.

Простая петлевая обмотка якоря. В простой петлевой об­мотке якоря каждая секция присоединена к двум рядом лежащим коллекторным пластинам. При укладке секций на сердечнике яко­ря начало каждой последующей секции соединяется с концом предыдущей, постепенно перемещаясь при этом по поверхности якоря (и коллектора) так, что за один обход якоря укладывают все секции обмотки. В результате конец последней секции оказывает­ся присоединенным к началу первой секции, т. е. обмотка якоря замыкается.

На рис. 25.3, а, б изобра­жены части развернутой схемы простой петлевой обмотки, на которых показаны шаги об­мотки — расстояния между пазовыми сторонами секций по якорю: первый частичный шаг по якорю Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, второй частич­ный шаг по якорю Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного токаи резуль­тирующий шаг по якорю Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока.

Если укладка секций об­мотки ведется слева направо по якорю, то обмотка называ­ется правоходовой (рис. 25.3, а), а если укладка секций ведется справа налево, то обмотка называется левоходовой (рис. 25.3, Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока).Для правоходовой обмотки результирующий шаг

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. (25.2)

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.3. Простая петлевая обмотка:

а — правоходовая; б — левоходовая; в — развернутая схема

Расстояние между двумя коллекторными пластинами, к которым присоединены начало и конец одной секции, называют шагом обмотки по коллектору ук. Шаги обмотки по якорю выражают в элементарных пазах, а шаг по коллектору — в коллекторных делениях (пластинах).

Начало и конец каждой секции в простой петлевой обмотке присоединены к рядом лежащим коллекторным пластинам, следо­вательно, Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, где знак плюс соответствует правоходовой обмотке, а знак минус — левоходовой.

Для определения всех шагов простой петлевой обмотки достаточно рассчитать первый частичный шаг по якорю:

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, (25.3)

где Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока— некоторая величина, меньшая единицы, вычитая или сум­мируя которую получают значение шага Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, равное целому числу.

Второй частичный шаг обмотки по якорю

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока(25-4)

Пример 25.1. Рассчитать шаги и выполнить развернутую схему простой петлевой обмотки якоря для четырехполюсной машины (2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 4) постоянного тока. Обмотка правоходовая, содержит 12 секций.

Решение. Первый частичный шаг по якорю по (25.3)

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока3 паза.

Второй частичный шаг по якорю по (25.4)

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока=2паза.

Прежде чем приступить к выполнению схемы обмотки, необ­ходимо отметить и пронумеровать все пазы и секции, нанести на предполагаемую схему контуры магнитных полюсов и указать их полярность (25.3, в). При этом нужно иметь в виду, что отмечен­ный на схеме контур является не полюсом, а зеркальным отобра­жением полюса, находящегося над якорем. Затем изображают коллекторные пластины и наносят на схему первую секцию, пазо­вые части которой располагают в пазах 1 и 4. Коллекторные пла­стины, к которым присоединены начало и конец этой секции, обо­значают 1 и 2. Затем нумеруют все остальные пластины и наносят на схему остальные секции (2, 3, 4 и т. д.). Последняя секция 12 должна замкнуть обмотку, что будет свидетельствовать о пра­вильном выполнении схемы.

Далее на схеме изображают щетки. Расстояние между щетка­ми А и В должно быть равно К/(2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока) = 12/4 = 3, т. е. должно соот­ветствовать полюсному делению. Что же касается расположения щеток на коллекторе, то при этом следует руководствоваться сле­дующим. Предположим, что электрический контакт обмотки яко­ря с внешней цепью осуществляется не через коллектор, а непо­средственно через пазовые части обмотки, на которые наложены «условные» щетки (рис. 25.4, а). В этом случае наибольшая ЭДС машины соответствует положению «условных» щеток на геомет­рической нейтрали (см. § 25.4). Но так как коллекторные пластины смещены относительно пазовых сторон соединенных с ними сек­ций на 0,5 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока(рис. 25.4, б), то, переходя к реальным щеткам, их сле­дует расположить на коллекторе по оси главных полюсов, как это показано на рис. 25.3, в.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.4. Расположение условных ( Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока) и реальных (б) щеток

При определении полярности щеток предполагают, что маши­на работает в генераторном режиме и ее якорь вращается в направлении стрелки (см. рис. 25.3, в). Воспользовавшись прави­лом «правой руки», находят направление ЭДС (тока), наведен­ной в секциях. В итоге получаем, что щетки Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного токаи Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, от которых ток отводится во внешнюю цепь, являются положительными, а щетки Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного токаи B2 — отрицательными. Щетки одинаковой полярно­сти присоединяют параллельно к выводам соответствующей полярности.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Параллельные ветви обмотки якоря. Если проследить за прохождением тока в секциях обмотки якоря (см. рис. 25.3, в), то можно заметить, что обмотка состоит из четырех участков, соеди­ненных параллельно друг другу и называемых параллельными ветвями. Каждая параллельная ветвь содержит несколько после­довательно соединенных секций с одинаковым направлением тока в них. Распределение секций в параллельных ветвях показано на электрической схеме обмотки (рис. 25.5). Эту схему получают из развернутой схемы обмотки (см. рис. 25.3, Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока) следующим образом. На листе бумаги изображают щетки и имеющие с ними контакт коллекторные пластины, как это показано на рис. 25.5. Затем со­вершают обход секций обмотки начиная с секции 1, которая ока­зывается замкнутой накоротко щеткой Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Далее идут секции 2 и 3, которые образуют параллельную ветвь. Таким же образом обходят все остальные секции. В результате получаем схему с четырьмя параллельными ветвями, по две секции в каждой ветви.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.5. Электрическая схема обмотки рис. 25.3, в.

Из полученной схемы следует, что ЭДС обмотки якоря определяется значением ЭДС одной параллельной ветви, тогда как значение тока обмотки определяется суммой токов всех ветвей обмотки:

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, (25.5)

где 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока— число параллельных ветвей обмотки якоря; Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока— ток одной параллельной ветви.

В простой петлевой обмотке число параллельных ветвей равно числу главных полюсов машины: 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока.

Нетрудно заметить, что число параллельных ветвей в обмотке якоря определяет значение основных параметров машины — тока и напряжения.

Пример 25.2. Шестиполюсная машина постоянного тока имеет на якоре простую петлевую обмотку из 36 секций. Определить ЭДС и силу тока в обмотке якоря машины, если в каждой секции наводится ЭДС 10 В, а сечение провода секции рассчитано на ток не более 15 А.

Решение. Число параллельных ветвей в обмотке 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 6, при этом в каждой параллельной ветви Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 36/6 = 6 секций. Следовательно, ЭДС обмотки якоря Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 6∙10 = 60 В, а допустимый ток машины Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 6∙15 = 90 А.

Если бы машина при прочих неизменных условиях имела восемь полюсов, то ее ЭДС уменьшилась бы до 40 В, а ток увеличился бы до 120 А.

Сложная петле­вая обмотка. При не­обходимости полу­чить петлевую обмот­ку сбольшим числом параллельных ветвей, как это требуется, на­пример, низковольт­ных машинах посто­янного тока, приме­няют сложную петле­вую обмотку. Такая обмотка представляет собой несколько (обычно две) простых петлевых обмоток, уложенных на одном якоре и присоединен­ных к одному коллектору. Число параллельных ветвей в сложной петлевой обмотке 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока, где т — число простых петлевых обмо­ток, из которых составлена сложная обмотка (обычно т = 2). Ширина щеток при сложной петлевой обмотке принимается такой, чтобы ка­ждая щетка одновременно перекрывала т коллекторных пластин, т. е. столько пластин, сколько простых обмоток в сложной. При этом про­стые обмотки оказываются присоединенными параллельно друг дру­гу. На рис. 25.6 показана развернутая схема сложной петлевой обмот­ки, состоящей из двух простых = 2): 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 4; Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 16. Результирующий шаг обмотки по якорю и шаг по коллектору слож­ной петлевой обмотки принимают равным у = ук = т. Первый частич­ный шаг по якорю определяют по (25.3).

Сначала располагаем все секции одной из простых обмоток (секции с нечетными номерами: 1, 3, 5 и т. д.), а концы этих сек­ций присоединением к нечетным пластинам коллектора (рис. 25.6). Затем располагаем на якоре секции другой петлевой обмот­ки с номерами 2, 4, 6 и т. д. Изображаем на схеме щетки шириной в два коллекторных деления. Число параллельных ветвей обмотки 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 2 Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока= 4-2 = 8.

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рис. 25.6. Развернутая схема сложной петлевой обмотки

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Простая петлевая обмотка

Шаги обмотки

На рисунке 1 представлены два возможных варианта последовательного соединения секций простой петлевой обмотки. Эту обмотку называют также параллельной. На рисунке 1 показаны шаги y1, y2, y рассматриваемой обмотки, которые будем определять по элементарным пазам. Первый частичный шаг y1 вычисляется по формуле (1), в статье «Электродвижущая сила секций», и определяет расстояние по поверхности якоря между начальной и конечной сторонами секции. Второй частичный шаг обмотки y2 определяет расстояние между конечной стороной данной секции и начальной стороной следующей за ней по схеме обмотки секции. Направление движения по якорю и коллектору вправо будем считать положительным. Так как в петлевой обмотке движение при переходе от конечной стороны предыдущей секции к начальной стороне последующей совершается влево, то шаг y2 в петлевой обмотке будем считать отрицательным числом. Результирующий шаг обмотки

определяет расстояние между начальными сторонами данной и следующей за ней секцией.

Рисунок 1. Секции неперекрещенной (а) и перекрещенной (б) простой петлевой обмотки

Коллекторным делением называется ширина коллекторной пластины плюс ширина одной изоляционной прокладки между пластинами. Шаг по коллектору yк определяет расстояние в коллекторных делениях между серединами коллекторных пластин, к которым присоединены концы данной секции или, что то же самое, начала данной и следующей за ней секций. Очевидно,

Соотношения (2), в статье «Электродвижущая сила секций», а также (1) и (2) этой статьи применимы для всех типов обмоток.

Отличительным свойством простой петлевой обмотки является то, что для нее

Знак плюс соответствует случаю |y2| y1, и такие обмотки называются перекрещенными (рисунок 1, б). Во втором случае расход меди несколько больше, и поэтому выполнения таких петлевых обмоток избегают. В электромагнитном отношении эти обмотки равноценны и различаются только тем, что при той же полярности полюсов и том же направлении вращения, полярности щеток противоположны.

Схема и основные свойства обмотки

Рассмотрим симметричную простую петлевую обмотку с данными:

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Смотреть картинку Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Картинка про Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока. Фото Простая петлевая обмотка якоря машины постоянного тока

Рисунок 2. Таблица соединений секционных сторон простой петлевой обмотки, изображенной на рисунке 3

Будем присваивать секционным сторонам номера тех элементарных пазов, в которых они лежат. Тогда по известным значениям шагов можно составить таблицу соединений секционных сторон обмотки (рисунок 2), исходя из определенного элементарного паза и прибавляя к номеру этого паза значение первого частичного шага, значение второго шага, затем опять первого и так далее. Номера верхних сторон секций, изображенных сплошными линиями, проставлены в таблице на рисунке 2 сверху, а номера нижних сторон секций, изображенных штриховыми линиями, – снизу. От нижней секционной стороны 4” (справа на рисунке 2) по ходу обмотки вернемся опять к верхней стороне 1’, так как 4 + y2 = 4 – 3 = 1. Таким образом, обмотка является замкнутой.

По известным шагам или таблице соединений секционных сторон можно начертить также схему обмотки (рисунок 3).

На рисунке 3 проставлены номера элементарных пазов. Условимся, как это сделано на рисунке 3, присваивать коллекторной пластине номер той секции, с началом которой соединена эта пластина.

Линия на поверхности якоря, проходящая в осевом направлении посередине между двумя соседними полюсами, называется линией геометрической нейтрали или геометрической нейтралью, так как вдоль этой линии магнитная индукция B = 0 (смотрите рисунок 2, в статье «Электродвижущая сила секций»).

При вращении якоря некоторая часть секций, выделенных на рисунке 3 жирными линиями, оказывается неизбежно замкнутой накоротко через щетки. Чтобы индуктируемые в этих секциях электродвижущие силы были минимальны и в секциях не возникало чрезмерных токов, которые вызовут перегрузку щеточных контактов, такие короткозамкнутые секции должны находиться на линии геометрической нейтрали или в ближайшей от этой линии нейтральной зоне. Для этого щетки устанавливают так, чтобы в середине периода короткого замыкания стороны секции располагались симметрично относительно середины полюса. Тогда говорят, что щетки установлены на нейтрали. При симметричной форме лобовых частей секций щетки расположены по осям полюсов (рисунок 3).

Совершим обход цепи обмотки (рисунок 3) слева направо, начиная с секции 2. Проходя последовательно, начиная от щетки В1, секции 2, 3, 4 и 5, мы мысленно движемся по направлению индуктируемых электродвижущих сил и выходим к щетке А1. Следовательно, эти секции составляют одну параллельную ветвь, электродвижущая сила которой равна сумме электродвижущих сил этих секций. Проходя затем от щетки А1 к щетке В2 по контуру секций 6, 7, 8, 9, мы обойдем вторую параллельную ветвь, двигаясь против направления индуктируемых электродвижущих сил. Секция 10 замкнута накоротко. Секции 11, 12, 13 и 14, расположенные между щетками В2 и А2, составляют третью ветвь, а секции 15, 16, 17 и 18, расположенные между щетками А2 и В1, – четвертую ветвь. Обход этой последней ветви также совершается против направления электродвижущей силы, причем после нее мы приходим к пластине 1. Секция 1 также замкнута накоротко. Через каждую щетку простой петлевой обмотки протекают токи двух параллельных ветвей.

Верхние стороны секций каждой параллельной ветви находятся под одним полюсом, а нижние – под другим. На рисунке 2 короткозамкнутые секции обведены штриховыми прямоугольниками.

Таким образом, обмотка на рисунке 3 имеет четыре параллельные ветви, а в общем случае простая петлевая обмотка содержит

параллельных ветвей, что является характерной особенностью этой обмотки. Очевидно, что условия симметрии, описанные в соотношениях (5), (6) и (7), в статье «Общие сведения о якорных обмотках машин постоянного тока», для обмотки, изображенной на рисунке 3, удовлетворяются.

Если машина работает в режиме генератора, стрелки на рисунке 3 указывают также направление токов в обмотке. При этом полный ток якоря Iа тоже распределяется по четырем ветвям. В соответствии с изложенным цепь обмотки (рисунок 3) можно изобразить упрощенно, как показано на рисунке 4, где ветви обмотки и распределение тока выглядит более наглядно.

Рисунок 4. Упрощенное представление цепи обмотки, показанной на рисунке 3

На основании рассмотрения рисунка 3 можно установить также следующее. Если обмотка имеет полный шаг и щетки установлены на нейтрали, то электродвижущая сила ветви будет наибольшей. Кроме того, при этом направления токов всех проводников, лежащих под одним полюсом, будут одинаковы, и поэтому развиваемый электромагнитный момент будет максимальным. Следовательно, такое устройство обмотки и такое расположение щеток являются наиболее выгодными. Небольшое отклонение шага y1 от полного не оказывает заметного влияния на значения электродвижущей силы и вращающего момента, так как изменение направлений электродвижущих сил и токов при этом происходит только в таких проводниках параллельной ветви, которые располагаются вблизи нейтрали, то есть в зоне слабого магнитного поля.

Расположение параллельных ветвей в пространстве относительно неподвижных полюсов определяется положением щеток и также неизменно. При вращении якоря секции переходят попеременно из одной ветви в другую, причем во время такого перехода секция замыкается накоротко щеткой и в ней происходит изменение направление тока, например от значения +iа до значения –iа. Это явление называется коммутацией секции. Явления в короткозамкнутой секции влияют, как уже указывалось, на значения токов в щеточном контакте и на работу щеток. Совокупность явлений, связанных с замыканием секций накоротко щетками, переходом этих секций из одних параллельных ветвей обмотки в другие и передачей тока через скользящий контакт между коллектором и щеткой, называется коммутацией машины. Подобно вопросы коммутации рассматриваются в статье «Процесс коммутации».

Векторная диаграмма электродвижущих сил обмотки

Рисунок 5. Векторная диаграмма электродвижущих сил обмотки, показанной на рисунке 3

Пользуясь рассмотренной в статье «Электродвижущая сила секций» звездой электродвижущих сил секций, можно построить векторную диаграмму электродвижущих сил обмотки, складывая векторы электродвижущих сил секций в той последовательности, в какой секции соединены по контуру обмотки.

Такая диаграмма вместе со звездой электродвижущих сил секций для обмотки, показанной на рисунке 3, изображена на рисунке 5. Поскольку векторы электродвижущих сил соседних секций при Z = 18 и 2 × p = 4 сдвинуты на 40° (смотрите статью «Электродвижущая сила секций»), то после построения векторов девяти секций происходит поворот на 9 × 40° = 360° и многоугольник электродвижущих сил замыкается. После обхода остальных девяти секций получается второй многоугольник, накладывающийся на первый.

Каждый многоугольник электродвижущих сил соответствует одной паре параллельных ветвей. В общем случае при простой петлевой обмотке получается p многоугольников, которые при полной идентичности всех пар параллельных ветвей накладываются друг на друга, что свидетельствует о симметрии обмотки.

коллекторных делений. Такой вывод для симметричной обмотки вполне естественен, так как стороны секций, сдвинутых на yп элементарных пазов, находятся под полюсами одинаковой полярности, в одинаковом магнитном поле. Величина yп называется потенциальным шагом.

На диаграмме электродвижущих сил можно показать условно также щетки, как это сделано на рисунке 5 для положения обмотки относительно щеток согласно рисунку 3. Многоугольник электродвижущих сил надо представлять себе вращающимся, и сумма проекций векторов одной ветви или одной половины многоугольника на вертикальную ось щеток будет равна электродвижущей силе ветви и обмотки в целом. Значение этой электродвижущей силы пульсирует между значениями, которые соответствуют длинам двух штрих-пунктирных линий на рисунке 5. Можно показать, что уже при K / 2×p = 10 эти пульсации составляют менее 1%. В действительности эти пульсации еще меньше вследствие того, что вблизи геометрической нейтрали индукция поля полюсов значительно меньше его основной гармоники.

Уравнительные соединения

В идеальных условиях, когда обмотка симметрична и потоки всех полюсов равны, электродвижущие силы всех ветвей также равны и ветви нагружаются токами равномерно. Однако в действительности из-за производственных и иных отклонений (неодинаковый воздушный зазор под разными полюсами, неоднородность материалов сердечников и тому подобного) потоки отдельных полюсов не будут в точности равны. При этом электродвижущие силы ветвей простой петлевой обмотки также не будут равны, так как ветви сдвинуты относительно друг друга на одно полюсное деление (рисунок 3).

Предположим, что на рисунке 4 электродвижущие силы нижних ветвей больше, чем электродвижущие силы верхних ветвей. При этом уже при холостом ходе генератора, когда Iа = iа = 0, внутри обмотки будут циркулировать уравнительные токи iур, которые замыкаются через щетки одинаковой полярности и соединительные провода или шины между ними. Так как внутреннее сопротивление обмотки мало, то эти токи могут быть значительными уже при небольшой разнице в потоках отдельных полюсов. При работе машины токи нагрузки щеток 2 × iа будут алгебраически складываться с токами 2 × iур, в результате чего щетки В1, В2 окажутся перегруженными, а щетки А1, А2 – недогруженными. Правильная работа щеток при этом может нарушиться. Еще более серьезное влияние на условия работы щеток оказывает нарушение баланса электродвижущих сил в короткозамкнутых секциях, вызванное уравнительными токами.

Для того чтобы разгрузить щетки от уравнительных токов и дать этим токам возможность замкнуться внутри самой обмотки, обмотка снабжается уравнительными соединениями, или уравнителями. Уравнители соединяют внутри обмотки точки, которые теоретически имеют равные потенциалы.

Как было установлено выше, эти точки сдвинуты на пару полюсов или при 2×p = 4 на половину окружности якоря или коллектора. Одно уравнительное соединение показано на рисунке 4 штриховой линией аб по вертикальному диаметру. Так как сопротивление щеточных контактов значительно больше сопротивления уравнительного провода, то токи iур замыкаются по этому проводу, минуя щетки, как показано на рисунке 4. Такие соединения, применяемые в простых петлевых обмотках, называются уравнителями первого рода.

На векторных диаграммах при наличии равнопотенциальных точек концы или начала векторов соответствующих секций совпадают.

Уравнители выполняются либо на стороне коллектора (и тогда они соединяют пластины с равными потенциалами), либо на противоположной от коллектора стороне (и тогда они соединяют равнопотенциальные точки лобовых частей секций). Шаг уравнителей yур равен потенциальному шагу обмотки yп:

При равенстве потоков полюсов токи в уравнителях не возникают. На рисунке 3 штриховыми линиями показаны два уравнителя первого рода.

Рисунок 6. Уравнители (2), размещенные под лобовыми частями (1) на стороне якоря, противоположной коллектору

Для достижения надлежащего эффекта при всех положениях вращающегося якоря обмотку нужно снабдить достаточным числом уравнителей. Из рассмотрения многоугольника электродвижущих сил (рисунок 5) видно, что максимальное число возможных уравнителей первого рода на одной стороне якоря равно K/p, причем каждый из них соединяет p точек равного потенциала. Полным количеством уравнителей снабжаются только крупные машины с тяжелыми условиями коммутации тока. В остальных случаях выполняют от 1/3 до 1/6 всех возможных уравнителей или один уравнитель на один-два паза машины. При этом их размещают равномерно по окружности якоря. Сечение уравнителей берут равным 20 – 50% сечения витка обмотки якоря. На рисунке 6 показан один из вариантов конструктивного выполнения уравнителей.

Протекающие по обмотке уравнительные токи являются переменными, и по правилу Ленца они создают магнитное поле, которое стремиться устранить неравенство потоков полюсов. Поэтому наличие уравнителей приводит также к значительному ослаблению уравнительных токов.

Простые петлевые обмотки с uп > 1

Схему такой обмотки можно изображать двояким образом, как показано на рисунке 7, а и б. Верхний ряд цифр на этом рисунке представляет собой номера секций, а нижний ряд – номера пазов.

Так как число пазов не изменилось, то и звезда пазовых электродвижущих сил не изменится (смотрите рисунок 2, б, в статье «Электродвижущие силы секций»). Векторы электродвижущих сил каждой пары секций (12, 34 и так далее) будут совпадать по фазе, а векторы электродвижущих сил секций, лежащих в соседних пазах (секции 23, 45 и так далее), будут сдвинуты на 40°, как и в предыдущем случае. Поэтому многоугольник электродвижущих сил обмотки будет выглядеть так же, как и на рисунке 5, с тем лишь различием, что каждая сторона многоугольника будет представлять собой сумму электродвижущих сил двух секций, лежащих в общих пазах.

Если при тех же значениях 2 × p, Z и Zэ выбрать шаги по элементарным пазам

то обмотка будет ступенчатой. Схема такой обмотки также может быть изображена двояким образом, как показано на рисунке 8, а и б. При этом обмотка имеет два значения шага y1z по зубцам; y1z = 4 и y1z = 5.

Рисунок 9. Векторы электродвижущих сил секций обмотки, показанной на рисунке 8

Построим векторы электродвижущих сил секций 1, 2, 3 этой обмотки (рисунок 9). Секция 1 лежит в пазах 1 и 5, и ее электродвижущая сила равна разности векторов 1 и 5 звезды на рисунке 2, б, в статье «Электродвижущие силы секций». Построенный таким образом вектор секции 1 на рисунке 9 обозначен 1, а составляющие его векторы пазов или секционных сторон обозначены 1’ и – 5”. Секция 2 лежит в пазах 1 и 6, а секция 3 – в пазах 2 и 6, и векторы электродвижущих сил этих секций построены и обозначены на рисунке 9 по такому же принципу, как и вектор секции 1. Как следует из этого рисунка, векторы электродвижущих сил секций сдвинуты относительно друг друга на 20°, то есть на половину угла, соответствующего пазовому делению. Таким образом, ступенчатая обмотка с Z = 18 и Zэ = 36 в этом отношении равноценна обмотке с удвоенным числом пазов Z = Zэ = 36. Соответственно этому многоугольник электродвижущих сил ступенчатой обмотки будет иметь в два раза больше сторон и в большей мере приближаться к окружности, чем при равносекционной обмотке. Это является некоторым преимуществом ступенчатой обмотки. Однако главное преимущество такой обмотки состоит в улучшении условий коммутации.

Уравнители первого рода для рассмотренных равносекционной и ступенчатой обмоток выполняются также просто, как и в ранее рассмотренном случае. Разница заключается лишь в том, что вследствие удвоения S = K шаг уравнителей yур также удваивается.

Аналогично схемам на рисунках 7 и 8 можно изображать также схемы и других типов обмоток при uп > 1.

Источник: Вольдек А. И., «Электрические машины. Учебник для технических учебных заведений» – 3-е издание, переработанное – Ленинград: Энергия, 1978 – 832с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *