Процент автомобилей в россии старше 4 лет
Кризис и санкции: в России стремительно стареет автомобильный парк. Какой выход?
Только 12% водителей в России ездят на машинах моложе семи лет — за 10 лет этот показатель сократился почти в пять раз. Средний возраст автомобилей в стране, по данным портала Drom.ru, достиг 15 лет, а в некоторых регионах — 19,5. Аналитики указывают, что доходы россиян падают, а цены на машины в рублях растут — стоимость новых с начала года увеличилась на 7%, подержанных — на 15%. Перспектив омоложения автопарка практически нет, если власти не изменят таможенную политику и отношение к потребителям.
Где ездят на самых старых, а где — на самых молодых машинах
В России на начало 2021 года, по данным «Автостата», было зарегистрировано 62,7 млн транспортных средств и прицепов к ним, из них 45 млн — легковые автомобили.
Аналитики Drom.ru проанализировали около 1 млн объявлений о продаже подержанных автомобилей, публиковавшихся с начала года, и выяснили, что на самых старых машинах ездят жители Дальневосточного и Сибирского федерального округов.
Анти-лидеры рейтинга по возрасту автомобилей
Регион | Средний возраст автомобилей (количество лет) |
Камчатка | 19,5 |
Республика Алтай | 19,4 |
Еврейская автономная область | 19 |
Алтайский край | 17,5 |
Новосибирская область | 16,5 |
Красноярский край | 15,3 |
Кемеровская область | 14,9 |
Приморье | 14,4 |
Аналитик Drom.ru Игорь Олейников считает, что такая ситуация на Дальнем Востоке и в Сибири обусловлена, в частности, распространенной здесь еще с начала 1990-х годов практикой ввоза подержанных иномарок из Японии и ряда других стран Юго-Восточной Азии.
На Урале ситуация выглядит несколько иначе. В Челябинской области, по данным портала, средний возраст автомобильного парка сейчас составляет 13,2 года, в Свердловской области — 13 лет, в Тюменской области — 12,6 года.
Примерно в этом же диапазоне находятся регионы Южного федерального округа. Средний возраст машин, которые находятся во владении у жителей Краснодарского края, составляет 13,4 лет.
В Поволжье, где расположены крупные российские автозаводы, ситуация лучше. Например, в Нижегородской области, где находятся мощности группы ГАЗ, возраст автопарка сейчас составляет 12,2 лет.
Регионы со самым свежим автопарком
Регион | Средний возраст автомобилей (количество лет) |
Татарстан | 9,8 |
Москва | 11,3 |
ХМАО | 11,4 |
«В центральной России, где принято покупать новые автомобили в салоне у официальных дилеров, автопарк моложе. Татарстан, где сейчас концентрируются самые свежие машины в стране — один из самых развивающихся регионов России. Именно здесь расположено большое количество автомобильных автозаводов, включая Sollers и Камский автомобильный завод», — объясняет разницу между регионами Игорь Олейников.
По его данным, за десять лет доля машин возрастом до 7 лет в России сократилась с 58 до 12%. Аналитик считает, что автопарк страны стал стремительно стареть после кризиса 2008 года, санкции 2014 года ситуацию усугубили, и пока «нет никаких предпосылок», что она изменится — «доступность новых автомобилей для россиян продолжает снижаться».
Самые молодые и самые старые машины по маркам
Наибольшее количество сравнительно молодых автомобилей в России приходится на легковые машины Datsun российской сборки, которые относятся к эконом-сегменту. Согласно статистике Drom.ru их средний возраст — 4,5 года. Далее идут китайцы: Geely — 8 лет и Lifan — 7,5 года. Самые возрастные машины в России это популярные в тучные 2000-е годы Toyota. Сейчас средний возраст автомобилей этой марки в РФ составляет 17,7 года. Чуть моложе еще две японские марки: Honda и Mitsubishi. Средний возраст этих машин в стране сейчас составляет 16 лет.
Почему растут цены на машины
Цены на новые автомобили в России в 2021 году, по данным Drom.ru, выросли на 7%, на подержанные — примерно на 15%. Касается это не только иномарок, но и российских авто — продукции АвтоВАЗа и УАЗа — в том числе из-за роста стоимости импортных запчастей. Среди других факторов — подорожание металла, рост тарифов на электроэнергию, необходимость повышения зарплат сотрудникам.
Также на стоимость автомобилей влияет постоянный рост утилизационного сбора. «Если к ввозным пошлинам все более-менее привыкли, и даже одно время пошлины уменьшались, то утилизационный сбор растет ежегодно», — говорит Игорь Олейников. Он полагает, что единственный путь к омоложению автопарка россиян сейчас — «увеличивать объемы» и «наращивать локализацию» собираемых в России машин.
Блогер и автоюрист Кирилл Форманчук считает, что с тенденцией старения автопарка уже ничего не сделаешь — «можно только смириться и ждать». «Мы в массе своей уже не зарабатываем столько, сколько стоят сейчас нужные нам товары, в том числе автомобили. Чтобы понять это, достаточно посмотреть, сколько людей летом продолжают ездить на зимней резине. Они просто не в состоянии себе купить другую», — говорит Форманчук, который ездит на Mercedes 1999 года и пока не собирается менять автомобиль.
Таможенные пошлины на ввозимые машины он считает слишком высокими и даже «заградительными», но сомневается, что их снизят. «Тогда (в начале 2000-х. — Прим. Znak.com) нам это объясняли стремлением поддержать отечественный автопром и сконцентрировать сборку в самой России. А сейчас это уже просто огромные деньги, и от них никто просто так не откажется», — говорит Форманчук.
Между тем, благодаря низким таможенным сборам в 1990-х — в начале 2000-х годов в страну завозилось много подержанных, но еще сравнительно свежих иномарок. Это позволило россиянам начать пересаживаться на машины принципиально иного качества, чем те, что выпускались на оставшихся после СССР предприятиях страны.
Форманчук поддерживает мнение экспертов Drom.ru о том, что ситуация на автомобильном рынке России в последнем десятилетии стремительно меняется, причем не в лучшую сторону.
«Последние три года все стало заметно хуже. В Германии цены на Audi A4 10 лет остаются на одном уровне. В России из-за ослабления рубля она подорожала в три раза», — подсчитал эксперт.
Дилеры пытались сдерживать рост цен за счет «сокращения своей маржинальности», но дальше в этом направлении двигаться бессмысленно, утверждает Форманчук. «С каждой проданной машины из сегмента масс-маркет дилер получает сейчас 15 тыс. рублей. Они сейчас фактически выживают, вынуждено впаривая нам страховки, кредиты и зарабатывая на допоборудовании», — добавляет собеседник.
Как старый автопарк бьет по кошелькам водителей
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает, что старение автомобильного парка — это «общемировая тенденция». В США средний возраст эксплуатируемых автомобилей растет второй год подряд. В пандемию, по мнению Едрышова, многие начали думать так: «Лучше оставлю-ка я свою старую машину, так как деньги могут понадобиться сейчас совсем на другие вещи».
Однако, в России, с его слов, ситуация несопоставимо хуже. «Мы сейчас стремительно идем в сторону Латвии, Литвы, Венгрии и Румынии, где средний возраст машин превышает 17,5 года. Нам хочется в Британию, где возраст машин — восемь лет, а мы идем в Прибалтику. Люди ездят на старых автомобилях не потому, что они им так нравится, а потому что у них нет возможности купить новые», — говорит Едрышов. Он вспоминает, что раньше в России были программы господдержки автомобилистов, но сейчас их нет.
Как и другие опрошенные эксперты, он говорит, что ситуацию улучшило бы сокращение «хотя бы в два раза» таможенных пошлин. «По крайней мере, мы снова получили бы доступ к нормальным и безопасным автомобилям», — отмечает глава ФАР.
Дальнейшее старение автомобильного парка в России, по его словам, если и не приведет мгновенно к росту аварийности на дорогах, то точно продолжит бить по кошелькам россиян. В первую очередь — из-за роста эксплуатационных затрат на старые машины. «За последний год цены на те же масла и колодки выросли в России на 20-30%. Бензин также продолжает дорожать. Хотя это, скорее, признак стабильности — что бы ни происходило, топливо у нас дорожает год от года», — напоминает эксперт.
Что говорят оптимисты
Тем не менее в первом полугодии 2021 года продажи новых автомобилей в России выросли на 36,9% (всего продано 870,75 тыс. машин), говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса. Это на 28,7% больше, чем в июне 2020 года, и на 9,8% больше по сравнению с июнем 2019 года.
Так, продажи китайского Haval за июнь выросли на 143%. Продажи Hyundai увеличились на 44%, Lada — на 43%, Skoda — на 38%, Volkswagen — на 35%, ГАЗ — на 23%, Kia — на 11%, Toyota — на 2%.
Основываясь на этих цифрах, в АЕБ смотрят в будущее автомобильного рынка в РФ со сдержанным оптимизмом. «Динамика рынка сейчас превышает ожидания. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Ситуация с COVID-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
На 1 000 жителей России приходится 91 автомобиль, возраст которого не превышает 7 лет.
На 1 000 жителей России приходится 91 автомобиль, возраст которого не превышает 7 лет. Количество таких машин в стране составляет 13 млн. (36,5% всего российского автопарка), доля иномарок среди них 67%. Больше всего относительно новых автомобилей на душу населения и в абсолютном значении в Москве и области. Таковы данные исследования, проведенного Аналитическим центром компании «АльфаСтрахование».
Аналитический центр «АльфаСтрахование» провел исследование обеспеченности жителей России легковыми автомобилями, выпущенными с 2005 года (далее новыми), и составил рейтинг субъектов федерации по количеству таких автомобилей на 1 000 человек населения, определил долю машин, не старше 7 лет, в автопарке каждого региона и долю иномарок среди них. В основе исследования данные о количестве легковых автомобилей в каждом из регионов России и численность населения субъектов федерации (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). Выбранный 7-летний возраст автомобиля является общепризнанной границей между ликвидным и «старым» транспортным средством. Это нашло отражение и в таможенных правилах ввоза иномарок в Россию – на автомобили старше 7 лет существенно повышается пошлина, и в новых правилах техосмотра – эти автомобили должны проходить ГТО ежегодно.
Более всего новыми автомобилями обеспечены жители Москвы и Московской области, здесь на 1 000 человек населения приходится 160 и 152 новые машины соответственно. Столичные регионы опережают остальные также и по показателю абсолютного количества новых авто. В Москве их 1,8 млн., что составляет 53,4% от общего числа машин в городе, доля иномарок среди них – 91%; в области показатели немногим скромнее: 1,1 млн. авто возрастом не старше 7 лет – 49% всего автопарка, доля иномарок среди них 82%.
В Центральном федеральном округе, имеющем наибольший показатель обеспеченности автомобилями, возраст которых не превышает 7 лет, на 1 000 жителей приходится 120 таких машин (44% от общего количества авто в регионе, доля иностранных марок среди новых транспортных средств – 77%). За ним следуют Уральский (110 авто, 43% автопарка, иномарок 70%), Северо-Западный (108, 39%, 77%), Приволжский (98, 44%, 54%), Южный (85, 34%, 60%), Северо-Кавказский (51, 30%, 35%), Сибирский (44%, 19%, 63%), Дальневосточный (24, 7%, 83%) федеральные округа.
В европейской части России каждый 10-й житель имеет новый автомобиль – здесь на 1 000 жителей приходится 101 машина не старше 7 лет, за Уральскими горами этот показатель ниже – 74. В среднем по России показатель обеспеченности автомобилями, выпущенными с 2005 года, равен 91.
ТОП-15 регионов по обеспеченности населения автомобилями не старше 7 лет выглядит следующим образом:
№ Регион Кол-во новых автомобилей
на 1 000 человек Доля в автопарке Доля иномарок среди новых автомобилей
1 Москва 160 53% 91%
2 Московская область 152 49% 82%
3 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 149 51% 77%
4 Республика Татарстан 138 56% 54%
5 Санкт-Петербург 137 48% 86%
6 Самарская область 131 51% 49%
7 Тюменская область 130 43% 69%
8 Калужская область 118 34% 66%
9-10 Ямало-Ненецкий автономный округ 117 43% 81%
9-10 Вологодская область 117 46% 67%
11 Челябинская область 109 42% 65%
12-14 Рязанская область 107 39% 58%
12-14 Мурманская область 107 33% 77%
12-14 Новгородская область 107 38% 56%
15 Ленинградская область 103 38% 73%
Замыкают рейтинг дальневосточные регионы: Еврейская автономная область (15 новых машин на 1 000 жителей, 7% от общего количества авто в субъекте федерации, доля иностранных марок среди новых транспортных средств – 79% – 81 место), Магаданская область (14, 6%, 71% – 82 место), Чукотский автономный округ (11, 17%, 49% – 83 место по России). Отметим, что по показателю абсолютной обеспеченности автомобилями регионы Дальневосточного федерального округа находятся на лидирующих позициях в России. Низкие показатели в текущем рейтинге объясняются тем фактом, что Дальний Восток является местом ввоза в Россию недорогих поддержанных иномарок из азиатских стран, соответственно, «новизна» автопарка здесь гораздо ниже, чем в остальных регионах России.
В России вырос средний возраст частных автомобилей
Средний возраст легковых автомобилей в России на начало августа 2020 года составил 13,6 года, по данным аналитического агентства «Автостат». В 2019 году аналогичное исследование агентства показало, что средний возраст автомобилей был чуть меньше — 13,4 года.
Негативные тенденции в российском парке автомобилей набирают обороты: для сравнения, в 2011 году, когда продажи новых автомобилей в стране были на высоком уровне, средний возраст легковушки в РФ составлял 11,8 года. Кардинально ситуация началась ухудшаться после 2014 года, когда рынок новых автомобилей упал практически вдвое из-за снижения курса рубля.
В зависимости от региона возраст локального автопарка может отличаться значительно. Так, в Москве, где уровень зарплат выше, показатель среднего возраста автомобиля составляет 10,2 года, лучше эти цифры только у Татарстана — 10 лет. Схожие данные «Автостат» приводит по Санкт-Петербургу (10,8 года), Ханты-Мансийскому автономному округу (10,8) и Пермскому краю (11,1 года).
А хуже всего с возрастом автомобилей дела обстоят на Камчатке (23,4 года), в Еврейской автономной области (21,7), Приморском крае (21,5), Магаданской области (20,7) и на Сахалине (20,3).
Большие классифайды, где россияне продают автомобили с пробегом, отмечают рост спроса и на запчасти для них. По данным «Авито», в январе-июне этого года россияне искали запчасти с помощью их сервиса на 21% чаще, чем за первую половину 2019 года.
«В этом году россияне чаще делают выбор в пользу подержанных автомобилей. Соотношение сделок по покупке подержанных и новых автомобилей впервые в истории российского авторынка достигло 5 к 1. На этом фоне растет спрос на ремонтные работы и автозапчасти.
Кроме того, спрос подстегивает то, что водители, отказавшиеся от покупки автомобиля в этом году, инвестируют в ремонт уже имеющегося транспортного средства»,
— рассказывал ранее руководитель направления «Авито Запчасти» Александр Куроптев.
Отрицательная динамика автопарка совпадает с кривой курса российской валюты, которая в 2014 году пошла стремительно вниз, считает автоэксперт Сергей Ифанов. С того времени рубль обесценился практически вдвое по отношению к ключевым валютам, в которых происходят сделки по закупке автомобилей для российского рынка, а также комплектующих для сборки машин на территории РФ, напомнил он.
«Если сравнивать нынешние показатели продаж, то рынок новых машин к 2014 году обвалился практически вдвое. Из-за этого существенно замедлилось омоложение вторичного рынка.
То есть в продажу поступает все меньше трехлетних и пятилетних машин после первого покупателя, которые как молодая кровь обновляют авторынок страны.
Но негативная ситуация сейчас только набирает оборот — в этом году рынок сократится еще сильнее», — предупреждает эксперт.
Если не брать отдельные регионы России, пока что средний возраст автомобилей сопоставим с некоторыми европейскими странами. К примеру, по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в Польше, Литве и Словакии средний возраст машин — 13,9 года, а в целом по Евросоюзу — 10,6 года. В США, по данным компании IHS Markit, аналогичный показатель составляет 11,9 года.
Однако сравнивать автомобили в Европе и США с российскими некорректно, считают специалисты.
«В сравнении с развитыми странами в России за один и тот же срок машина подвергается более жесткому режиму эксплуатации.
Сюда входит некачественный бензин, о чем неоднократно говорит Росстандарт, а также плохие дороги, перепробеги между процедурами ТО, ремонт некачественными запчастями либо деталями с разбитых машин на авторазборках.
Ну, и конечно, наш климат — частые переходы температуры за ноль градусов и обратно и вездесущий реагент, разрушающий все узлы автомобиля», — объясняет Ифанов.
Из-за этого в России машины быстрее изнашиваются, а риск ДТП по вине отказа той или иной системы автомобиля резко возрастает, отмечает он. В России действуют программы поддержки спроса, в 2020 году на них выделено суммарно 45 млрд рублей, но и они не смогут решить проблемы старения автопарка, говорит лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин.
Главная проблема — падение реальных доходов граждан страны, и пока они не начнут расти, автопарк будет продолжать превращаться в «автохлам», заключил правозащитник.
Треть россиян ездят на одном автомобиле по 6-10 лет
Большинство автомобилистов России готово ездить на одной и той же машине не менее пяти лет, свидетельствуют данные опроса, проведенного классифайдом «Авито Авто».
В частности, 31% опрошенных готовы менять свой автомобиль на другой через 4-5 лет эксплуатации, еще 29% ездят на одной и той же машине 6-10 лет. Причем большие пробеги наших соотечественников не пугают: 23% респондентов считают, что автомобиль пора менять, когда его пробег достигнет 100-150 тыс. км, еще 20% согласны ездить и того дольше – до 150-200 тысяч км.
При этом тратить большие суммы на обновление автомобиля большинство опрошенных не готовы:
более 40% видят для себя приемлемой покупку автомобиля с небольшой доплатой к цене старого, либо сдачу старой машины в трейд-ин – опять же с небольшой добавкой сверху.
Радикально увеличивать бюджет покупки, в том числе за счет кредитов, готовы всего 14% респондентов.
Ожидания российских автомобилистов вполне соотносятся со статистическими данными.
Средний возраст легкового автомобиля в России составил по итогам 2020 года около 14 лет,
свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».
Россия по этому показателю существенно отстает от стран Европы. В Евросоюзе средний возраст легкового автомобиля составлял 11,5 года по состоянию на 2019 год, свидетельствует статистика Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA).
Однако эта цифра существенно колеблется в зависимости от уровня экономического развития конкретной страны. В частности, в Германии средний возраст машины – 9,6 года, в Австрии – 8,3 года, а в Люксембурге – и вовсе 6,5 года.
Россия по этому показателю находится на уровне стран Восточной Европы – Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Латвии. Средний возраст легкового автопарка в них лежит в промежутке от 13,4 до 14,9 года.
Среднестатистический легковой автомобиль еще старше в Румынии, Литве, Греции и Эстонии: там его возраст уверенно переваливает за 16 лет.
В структуре российского автопарка, между тем, за прошедшие 10 лет ощутимо снизилось количество «свежих» машин — в возрасте до трех лет и от четырех до шести лет. И, наоборот, в диапазоне от семи до 20 лет доля парка существенно выросла – «постарели» автомобили, купленные во времена бурного роста российского автомобильного рынка в начале нулевых.
«Средний срок эксплуатации автомобиля у нас традиционно выше, чем в европейских странах, время владения автомобилем в России составляет пять-шесть лет. Так что данные опроса вполне соответствуют объективной реальности», — говорит «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому Владимир Беспалов.
Надежнее всего к снижению возраста автомобилей могли бы привести объективные обстоятельства — например, рост благосостояния россиян, указывает эксперт.
Автомобиль – это товар длительного пользования, и его покупка во многом связана с уровнем доходов населения и уверенностью в том, что эти доходы будут стабильны,
Результаты опроса вполне соответствуют рыночной ситуации, согласен директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
«В настоящий момент можно сказать, что последствия пандемии дались людям нелегко. Произошло понижение средней стоимости покупки и перераспределение спроса. Многим покупателям пришлось снизить планируемую стоимость покупки или временно отложить приобретение нового автомобиля», — говорит Баскаков «Газете.Ru»
Рост среднего срока пребывания автомобиля в одних руках можно объяснить тем, что в целом увеличилась стоимость владения автомобилем, повысился транспортный налог, плата за парковку в городах, полагает представитель дилерского холдинга.
Вместе с тем, стимулировать покупку новых автомобилей можно и с помощью регуляторных мер – субсидирования или введения различных ограничений – в частности, увеличения стоимости страховки для старых машин, либо ужесточения экологического законодательства, перечисляет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»
«Но сильное ужесточение в условиях низкой покупательной способности населения может вполне может привести к обратным последствиям», — предупреждает он.
Стало известно, на сколько выросло количество машин в России за последние пять лет
Согласно отчету специалистов, за последние пять лет количество всех транспортных средств увеличилось на 9,2 %, что эквивалентно пяти миллионам машин. Основной прирост, чуть более 10 %, показали легковые автомобили, количество которых в 2020 году составило 49,3 миллиона. Кроме того, в стране стало больше грузовых автомобилей и мототранспортных средств, прирост которых соответствует 6,6 и 2,3 миллионам, соответственно. При этом число автобусов сократилось на 2,3 % и составило 850 000 экземпляров.
Согласно официальным данным, в 2020 году на учете в Госавтоинспекции находилось почти 59 миллионов транспортных средств всех типов. В это число не входят прицепы и полуприцепы. Одной из главных автомобильных проблем в России остается большое количество старых транспортных средств. Среди всех легковых автомобилей в стране числятся 22,5 миллиона легковых автомобиля, выпущенных минимум в прошлом десятилетии, около 60 % «уставшего» грузового транспорта, а также примерно 370 000 устаревших автобусов и два миллиона мотоциклов, которые эксплуатируют более десяти лет.
По мнению экспертов, такие транспортные средства характеризуются низкой технической надежностью, а также не соответствуют современным требованиям экологической безопасности. Кроме того, они могут внезапно выйти из строя в ходе движения и спровоцировать ДТП. В то же время, за последний год в России уменьшилось количество автомобилей старше 15 лет. В 2020 года доля таких транспортных средств составила 34,6 процента от всего автопарка. Однако число аварий, с участием таких машин составляет 32,8 % от всех дорожных происшествий.
Согласно статистике ГИБДД, уровень обеспеченности легковыми автомобилями в России по итогам 2020 года составил 337 машин на 1000 человек. Такой показатель сопоставим с данными таких стран, как Венгрия, Латвия и Южная Корея.
В конце апреля эксперты посчитали количество ДТП, которые произошли с участием автомобилей каршеринга. Согласно статистике, с января по март 2021 года в России зафиксировали 153 аварии с участием арендных машин, в которых погибли восемь человек.