Проверка авто на дымность
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ.
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ.
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Нормы и методы измерений.
Требования безопасности
Automobiles with diesel engines. Smoke emission,
Norms and methods of measurements.
Safety requirements
Дата введения 01.01.77
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ
1.2. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега* (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице.
Режим измерения дымности
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:
Максимальная частота вращения
** Нормы даны для L = 0,43 м (см. приложение 1).
* Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы дымности.
1.3. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных предприятием-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства.
1.5. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам по пп. 1.2, 1.3 и 1.4:
а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:
при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию по пп. 1.3.4 и 1.4;
после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности по пп. 1.2 и 1.3;
б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей по пп. 1.2, 1.3, после осуществления услуг и работ;
в) на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили по пп. 1.2 и 1.3, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях;
г) при сертификационных испытаниях по п. 1,3;
д) при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах:
автомобили во время их гарантийного пробега (срока службы) по п. 1.2;
автомобили, официально утвержденные в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24 в период всего срока эксплуатации по п. 1.3;
автомобили после гарантийного пробега срока службы по п. 1.4.
1.6. Агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах).
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия измерений
2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1 Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре:
— за результат измерения принимают среднее арифметическое результатов четырех измерений.
2.3.2. Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.
2.3.3. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
2.3.4. Результаты измерений рекомендуется занести в карточку, указанную в приложении 3.
2.3.5. Колебание стрелки прибора не должно превышать ± 3 % от всей шкалы прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям.
2.3.6. Результаты измерений следует занести в карточку, указанную в приложении 3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.4. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
Разд. 3. (Введен дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 a
Пересчет значений К в N
(для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м)
Примечание. Курсивом выделены нормы дымности, указанные в таблице п. 1.2. Значения К, не приведенные в таблице, пересчитывают в ТУ по формуле, указанной в п. 3 приложения 2.
(Введено дополнительно, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Основные требования к дымомеру
1. Прибор должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Величина L должна быть указана на приборе.
2. Прибор должен быть оборудован устройствами для измерения давления и температуры отработавших газов в его рабочей камере и перепускным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.
Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкалами вычисляют по формуле
6. Попадание на фотоприемник света от посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на 1 % по линейной шкале.
7. Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна обеспечивать линейную зависимость тока фотоприемника от силы света в диапазоне рабочих температур фотоприемника.
10. Время срабатывания электрической измерительной цепи, соответствующее времени, необходимому для того, чтобы показание индикатора изменилось от 0 до 90 % шкалы при установке экрана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9-1,1 с.
12. Давление в рабочей камере не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 75 мм вод. ст.
15. Допускается применять дымомеры, отличающиеся по техническим характеристикам, указанным в пп. 1-14. При этом результаты сравнительных измерений дымности на режиме свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 2 % по линейной шкале для всех типов автомобилей.
Измерение дымности отработавших газов дизельных двигателей
Для автомобилей с дизельными двигателями, находящимися в эксплуатации, действует ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» с изменением №2. Стандарт распространяется на автомобили и автобусы с дизельными двигателями.
Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока K м-1, вспомогательным – коэффициент ослабления светового потока N %. Натуральный показатель ослабления светового потока K, м-1 – величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя через который поток излучения от источника света ослабляется в «е» раз (е=2,178 – основание натуральных логарифмов).
Коэффициент ослабления светового потока N, % представляет собой степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Пересчет значений К в N приведены в таблице.
Пересчет значений натурального показателя ослабления светового потока в коэффициент ослабления светового потока (для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м).
Показатели ослабления светового потока K м-1 и коэффициент ослабления светового потока N %. определяются на холостом ходу: на режиме свободного ускорения, а также при максимальной частоте вращения.
Измерения производятся на неподвижно стоящем автомобиле с исправной системой выпуска отработавших газов и после подготовки дымомера к работе.
Проведение измерений в режиме свободных ускорений
Перед началом измерений должна быть выполнена серия из шести повторений цикла изменения частоты вращения вала дизеля от минимальной до максимальной, который осуществляется путем быстрого, но плавного нажатия на педаль подачи топлива (до упора) с интервалом не менее 7 и не более 15 с. Затем производится серия из не менее чем четырех измерений следующего типа. Быстро, но не резко нажимают на педаль управления подачей топлива и удерживают ее в нажатом положении 2…3 с, поддерживая постоянную частоту вращения, ограничиваемую регулятором ТНВД. При этом измеряется пиковое значение натурального показателя ослабления светового потока К, частота вращения, ограниченная регулятором, и частота вращения при холостом ходе.
При каждом последующем измерении фиксируют пиковое значение натурального показателя ослабления светового потока К, когда четыре последовательных значения показателя располагаются в зоне шириной 0,25 м-1 по шкале К, но не образуют убывающую последовательность. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение результатов этих четырёх измерений. Пример: пусть при проведении испытаний получены следующие значения по шкале К при проведении проверки на режиме свободных ускорения для двигателя без наддува 1,15; 1,0; 0,8; 1,0. Несмотря на то, что максимальная величина К не превышает допустимого значения 1,2, разница между значениями 1,15 и 0,8 превышает значение 0,25 м-1, а это значит что данный автомобиль не проходит тестовую проверку.
Проведение измерений в режиме максимальной частоты вращения
Измерения на этом режиме производятся не позднее, чем через 60 с после испытаний на режиме свободного ускорения. Плавно нажимают на педаль управления подачей топлива и удерживают ее в нажатом положении 2…3 с.. При этом частота вращения коленчатого вала двигателя будет поддерживаться регулятором частоты вращения ТНВД. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 секунд после впуска ОГ в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение крайних показаний дымности.
Предельно допустимые показатели дымности при испытаниях автомобилей с дизелями по ГОСТ 21393-75 с изменениями №2 указаны в таблице:
Таблица. Допустимые нормы дымности для автомобилей с дизельными двигателями
Режим измерения дымности
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:
Проверка авто на дымность
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Нормы и методы измерений
Automobiles with diesel engines. Smoke emission,
Norms and methods of measurements.
Safety requirements
Дата введения 1977-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.12.75 N 3944
Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)
Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС N 3123
За принятие изменения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
Главная государственная инспекция
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которую дана ссылка
5. Ограничение срока действия снято Приказом Минприроды от 16.04.92 N 60
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в декабре 1985 г., ноябре 1998 г. (ИУС 3-86, 6-99)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2003 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ
1.2. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега* (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице.
* Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы дымности.
Режим измерения дымности
Предельно допускаемый коэффициент ослабления светового потока , %, не более*
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:
Максимальная частота вращения
* Нормы даны для = 0,43 м (см. приложение 1).
1.3. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных предприятием-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства.
1.5. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам по пп.1.2, 1.3 и 1.4:
а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:
д) при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах:
1.6. Агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах).
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия измерений
2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1 Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре:
Порядок проверки выхлопа на содержание CO, CH и дымность
По Правилам дорожного движения эксплуатация транспортных средств запрещена, если содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность, а также уровень внешнего шума превышают величины, установленные ГОСТами:
ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
ГОСТ Р 52160-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
ГОСТ Р 52231-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения.
Все указанные ГОСТы отменены. Постановление Правительства Российской Федерации N 1008 от 5 декабря 2011 г. «О проведении технического осмотра транспортных средств» отсылает нас к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а именно к пунктам 9.1-9.2 (выбросы и дымность), а также к пункту 9.3 (шум) приложения N 8. Прежде, чем изучать данное приложение, стоит ознакомиться с категориями транспортных средств.
Категории и комплектация транспортных средств
L — Мототранспортные средства.
M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
1. Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относится к категории:
M, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
Приложение N 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации
9. Требования к двигателю и его системам
9.1. Требования в отношении выбросов
Измерение содержания углеводородов (CH) проводится только на транспортных средствах с карбюраторными двигателями.
9.1.3. В условиях, установленных в пункте 9.1.2, значение коэффициента избытка воздуха для транспортных средств экологического класса 3 и выше при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть в пределах, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение. При отсутствии таких данных проверка не проводится.
9.2. Дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ООН N 24-03, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, либо установленных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. При отсутствии вышеуказанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений:
9.2.1. Для двигателей экологического класса 3 и ниже:
9.3. При проведении проверки соответствия требованиям пунктов 9.1 и 9.2 пробег транспортного средства должен быть не менее 3000 км. При меньшем пробеге проверка не проводится.
9.4. Отсутствие и видимые повреждения элементов системы контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие) не допускаются.
9.5. Показания размещенных на комбинации приборов сигнализаторов средств контроля двигателя и его систем должны соответствовать исправному состоянию двигателя и его систем. На транспортных средствах, оснащенных системой бортовой диагностики, эта система должна быть комплектна и работоспособна, а также должны отсутствовать коды неисправностей систем обеспечения безопасности транспортного средства, сохраненные системой бортовой диагностики.
9.6. Системы питания и выпуска транспортных средств должны быть комплектны и герметичны. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания двигателей не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, должны быть комплектны и герметичны.
9.7. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются. Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускается.
9.8. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать следующим требованиям:
9.8.2. На каждом газовом баллоне, установленном на транспортном средстве, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, следующие данные:
обозначение «СНГ» или «КПГ».
9.8.3. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве.
9.8.4. Внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями свидетельством о соответствии газобаллонного оборудования требованиям безопасности.
9.8.6. Не допускается:
9.8.6.1. Использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.
9.8.6.2. Нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования.
9.8.6.3. Утечки газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.
Целевая частота вращения коленчатого вала двигателя составляет:
Если двигатель внутреннего сгорания не может достичь указанной частоты вращения коленчатого вала, то целевая частота принимается на 5% ниже максимально возможной для неподвижного транспортного средства.
Для транспортного средства, у которого двигатель внутреннего сгорания не может работать, когда транспортное средство неподвижно, проверка не проводится.
Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств
Категория транспортного средства | Уровень звука, дБ А |
M1, N1, L | 96 |
M2, N2 | 98 |
M3, N3 | 100 |
9.10. Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.
Методы проверки
Как видите, в Приложении N 8 указаны требования, но нет методов проверки. Зачастую порядок проверки нарушается, что может привести к неверным результатам измерений.
Изучив данный Перечень, я пришёл к выводу, что единственным подходящим документом, где можно найти методы проверки, является ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».
Действие настоящего стандарта не распространяется на КТС:
1) максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;
2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием
5.8.1 В эксплуатационных документах КТС изготовители указывают штатную комплектацию КТС оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ; предельно допустимое содержание СО и диапазон допустимых значений коэффициента λ избытка воздуха; минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя при выполнении проверок; экологический класс КТС.
5.8.2 При отсутствии данных изготовителя о минимальной частоте nmin вращения коленчатого вала двигателя, ее значение не должно превышать:
5.8.3 Для измерений применяют газоанализаторы, соответствующие требованиям приложения Г, а также штатные на КТС или внешние тахометры и измерители температуры масла.
5.8.4 Выполнение измерений содержания СО и коэффициента избытка воздуха λ в отработавших газах допускается при следующих атмосферных условиях:
5.8.5 Перед измерениями выполняют следующие операции.
5.8.5.1 Проверяют техническое состояние систем КТС и двигателя органолептическими методами согласно таблице 5.1.
Система КТС | Требования к техническому состоянию |
Система выпуска отработавших газов | Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается). Герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек) |
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов | Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода, а также перепуск отработавших газов, минуя нейтрализатор, не допускаются) |
Система вентиляции картера | |
Система управления двигателем | Функционирование диагностического индикатора встроенной (бортовой) системы диагностирования двигателя соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен) |
Система питания | Герметичность (подтекание бензина и утечки газа* не допускаются) |
* Герметичность газовой системы питания проверяют на открытой площадке течеискателем. |
При несоответствии КТС указанным требованиям состав отработавших газов не проверяют, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.2 На КТС категорий М и N, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования двигателя, по показаниям диагностического индикатора на приборной панели проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации:
— при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включиться на короткий промежуток времени;
— после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться.
При отсутствии сигнала диагностического индикатора после включения зажигания и в случае включенного состояния диагностического индикатора при работе двигателя дальнейшую процедуру проверки прекращают, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.4 После прогрева двигателя проводят следующие операции:
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передач для КТС с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «Нейтраль» или «Паркинг»;
— затормаживают КТС стояночным тормозом и заглушают двигатель;
— устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса;
— вводят пробоотборный зонд в выпускную трубу КТС на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При невозможности введения пробоотборного зонда на требуемую глубину допускается использование дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность соединения с выпускной трубой. При проведении измерений в закрытом помещении обязательно используют принудительный отвод отработавших газов от выпускной трубы с ответвлением для пробоотборного зонда;
— полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии);
— проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора с учетом инструкции изготовителя газоанализатора.
5.8.6 Измерения на КТС, не оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, проводят в следующем порядке:
— запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов и выдерживают ее не менее 15 с;
— отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая nmin и не ранее, чем через 30 с, измеряют содержание СО;
— устанавливают nпов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО;
— полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.7 Измерения на КТС, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, выполняют в следующем порядке:
— запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов, выдерживают этот режим в течение 2. 3 мин при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С или 4. 5 мин при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
После стабилизации показаний фиксируют содержание СО и значение λ для КТС 3-го экологического класса и выше;
— устанавливают nmin и не ранее чем через 30 с, но не позднее чем через 60 с измеряют содержание СО;
— полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.8 На КТС с раздельными выпускными системами измерения выполняют для каждой из них, а за результат принимают наибольшее значение.
5.8.9 На двухтопливном КТС измерения проводят как на газовом топливе, так и на бензине.
5.8.10 Для бензиновых двигателей гибридных КТС измерения проводят в соответствии с 5.8.6 или 5.8.7 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима двигатель и систему нейтрализации проверяют по показаниям диагностического индикатора на приборной панели по 5.8.5.2.
5.8.12 Для мотоциклов, оснащенных коробкой передач с ручным или полуавтоматическим управлением, измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач и при включенном сцеплении.
5.8.13 Для мотоциклов с автоматической трансмиссией измерение проводят при стояночном либо нейтральном положении селектора.
5.8.14 Выпускные трубы мотоциклов должны быть оборудованы воздухонепроницаемым удлинителем достаточной длины для введения пробоотборника на глубину не менее 600 мм без нарушения нормальной работы двигателя и без подсоса воздуха.
5.8.17 При проверках отработавших газов в помещениях для проведения измерений состава должны соблюдаться предписания по безопасности труда национальных нормативных документов. Перед въездом в помещение газобаллонного КТС течеискателем проверяют герметичность газовой системы питания, наличие обозначений (СНГ, КПГ, СПГ) на КТС и нестираемых данных на газовых баллонах, а при необходимости принимают дополнительные меры для исключения самопроизвольного перемещения КТС.
Дымность, шум и дизельные двигатели
В статье для наглядности приведены лишь методы проверки бензиновых двигателей. Методы проверки дымности, шума, дизельных двигателей, рулевого управления и т.п. вы можете найти самостоятельно в ГОСТе 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».