Прядильная машина ричарда аркрайта
Прядильная машина ричарда аркрайта
Ровница или лента, намотанная на большие катушки, проходит через 4 пары вытяжных валиков и, в виде нити М, направляется на рогульчатое веретено Р. Как и в самопрялке, нить скручивается здесь деревянной рогулькой и одновременно (проходя через крючки) наматывается катушкой. Блочок катушки захвачен шнуром R, который, в зависимости от степени натяжения, заставляет нить наматываться крепче или слабее. Так как веретено приводится в движение непосредственно блочками S, захваченными ремнями маховика и сидящими на одной оси с ним, то оно является опережающим, а катушка отстает в своем вращении, в особенности благодаря тормозящей роли шнура R. Таким образом, здесь применен принцип, обратный тому, который мы имели в основных типах самопрялок XVII—XVIII вв. Это конструктивное изменение в станке Аркрайта диктовалось, по-видимому, тем обстоятельством, что при автоматической подаче нити вытяжными цилиндрами опережение катушкой веретена по мере наработки слоя пряжи повлекло бы за собой слишком большое натяжение вертикально висящей нити, грозящее ее разрывом (при ручной вытяжке на самопрялке быстрота подачи мычки регулируется самим прядильщиком).
К числу удачно разрешенных в станке Аркрайта конструктивных вопросов следует отнести введенный здесь способ передачи движения от ведущего колеса к веретенам. В то время как в «Дженни» Харгривса ремень маховика был накинут на промежуточный барабан, приводивший при помощи веретен в движение веретенные блочки, в рассматриваемой машине, благодаря применению направляющих валиков (второй валик не виден на рисунке), ремень непосредственно захватывает шкивы s, вследствие чего скорость вращения веретен здесь оказывается большей, чем в машине «Дженни».
Прядильная машина Аркрайта была родоначальницей машин непрерывного действия, до настоящего времени являющихся важнейшим средством механического производства пряжи.
Деятельность первой прядильни Аркрайта не оправдала, по-видимому, возлагавшихся на нее надежд. Через год после пуска ее в ход Райты отказались от дальнейшего финансирования предприятия. Аркрайту пришлось искать новых компаньонов. Он нашел их в 1771 г. в лице чулочных фабрикантов — Нидда из Ноттингема и Стратта — из Дерби (Baines, History of the cotton manufacture). Заключив договор с новыми компаньонами, Аркрайт перенес свое предприятие в Кромфорд, расположенный на берегу р. Дервент, близ острова Дерби. Прядильня была построена в больших размерах по чипу расположенной недалеко обширной шелкокрутильной мануфактуры братьев Ломб и явилась первой английской фабрикой в собственном смысле этого слова.
Вместо старого конного двигателя на Кромфордской фабрике был установлен новый, более мощный и дешевый двигатель — водяное колесо, способное работать круглый год, благодаря теплым течениям, не дававшим реке зимой в этом месте замерзнуть. С этого времени машины Аркрайта получили название ватерных станков (water frame — водяной станок) или ватер-машин — термин, сохранившийся за такого рода машинами (непрерывного действия) до настоящего времени.
О конструкции прядильных машин, применявшихся на Кромфордской фабрике, и о схеме соединения их с водяным двигателем дает представление рисунке.
Прядильная машина с водяным двигателем на Кромфордской фабрике Аркрайта (по Юру). |
Водяное колесо приводит в движение зубчатое колесо А, зацепляющееся за шестерню и вращающее насаженный на вертикальный вал В цилиндр С. На последний натянуто несколько бесконечных ремней, каждый из которых приводит в действие блочки веретен одной машины. Лента хлопка, сматываясь с питательных початков F, поступает на вытяжные цилиндры, а оттуда идет для крутки на рогульчатые веретена. Специально устроенное приспособление обеспечивает автоматическую равномерную намотку нити на катушку: это — система рычагов Е, D, е, заставляющих двигаться попеременно вверх и вниз полку М, которая соответственно передвигает катушки с наматывающимися на них нитями вдоль оси веретена. Вытяжные цилиндры приводятся в движение непосредственно зубчатыми колесами р при помощи ряда валов и зубчаток от общего двигателя (Ure, A. The cotton manufacture of Great Britain).
На Кромфордской фабрике мы имеем, таким образом, машинный агрегат, состоящий из двигательного, передаточного и исполнительного механизма, причем единая энергетическая установка приводит в действие ряд рабочих станков.
Ватерные станки первоначально выпускали пряжу, хорошо скрученную, но низких и средних номеров, идущую, главным образом на основу и для чулочного производства. «Дженни», наоборот могла изготовлять очень тонкую, но вместе с тем рыхлую пряжу годную для утка. Таким образом, обе машины как в отношении сфер производства, где они применялись, так и по назначению изготовлявшиеся ими пряжи на первых порах не конкурировали, а дополняли друг друга.
В 1773 г. Аркрайту удается наладить впервые в Англии выпуск чисто бумажной ткани. Но против Аркрайта и его компаньонов тот час выступили мелкие мануфактуристы, опасавшиеся конкуренции Они сослались на закон 1736 г., запретивший (в интересах суконных предпринимателей) ввоз и продажу в Англии набивных бумажных материн и разрешивший только производство смешанных тканей с льняной основой и бумажным утком. Угроза конфискаций выпускавшегося товара или уплаты за него высоких пошлин заставила Аркрайта подать в парламент в 1774 г. петицию в защиту новой зарождавшейся отрасли промышленности. Петиция была удовлетворена; закон 1736 г. отменялся и всем разрешалось производить материи из чистой бумаги, причем пошлины на эти ткани (внутри страны) были снижены вдвое. Этот закон имел огромное значение. Строго говоря, с этого момента Англия вступает в полосу блестящего подъема своего хлопчатобумажного производства, очень скоро оттеснившего на второй план другие отрасли текстильной промышленности.
Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.
Аркрайт, Ричард
Сэр Ри́чард А́ркрайт (англ. Richard Arkwright ; * 23 декабря 1732 в Престоне; † 3 августа 1792 в Кромфорде) — крупный английский текстильный промышленник, изобретатель, владелец многочисленных патентов в области прядения, отец Ричарда Аркрайта младшего. Являлся выдающимся предпринимателем эпохи промышленной революции. Cчитается родоночальником промышленного способа производства
Содержание
Ранние годы
Изобретения
В 1769 году Аркрайт изобрёл прядильную машину «Waterframe» и зарегистрировал на неё патент. Два партнёра профинансировали сумму, необходимую для подачи заявки на патент и организовали промышленное применение прядильной машины. Было открыто крупное прядильное предприятие в Кромфорде, использовавшее как двигатель водяные колёса. С 1790 года он перестроил свои прядильные машины под паровые двигатели. Помимо прядильной машины Аркрайт изобрёл ещё несколько других революционных устройств и станков, повысивших эффективность текстильной продукции. Несмотря на патент, прядильная машина Аркрайта была скопирована немцем Иоганном Готфридом Брюгельманном, что положило начало промышленной революции на европейском материке.
Признание заслуг
Достижения Аркрайта получили широкое признание и позволили ему занять высокое положение в обществе. Он был главным шерифом (англ. high sheriff ) графства Дербишир и в 1786 получил дворянство [1]
Мнение Карла Маркса
Кто знаком с биографией Аркрайта, тот никогда не даст этому гениальному цирюльнику названия «благородный». Из всех великих изобретателей XVIII века это был бесспорно величайший вор чужих изобретений и самый низкий субъект. [2]
Сноски
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Аркрайт, Ричард» в других словарях:
АРКРАЙТ Ричард — АРКРАЙТ (Arkwrigth) Ричард (23 декабря 1732, Престон, Ланкашир 3 августа 1792, Кромфорд, Дербишир), английский изобретатель и предприниматель, создатель практически пригодной прядильной машины. Бывший цирюльник, Аркрайт с 1767 занялся… … Энциклопедический словарь
Аркрайт Ричард — Аркрайт (Arkwright) Ричард (1732‒1792), английский предприниматель в области текстильной промышленности, бывший цирюльник. С 1767 занялся изобретательством. Присвоив изобретённую английским механиком Т. Хайсом механическую прядильную машину, А. в … Большая советская энциклопедия
АРКРАЙТ Ричард — (Arkwright, Richard) (1732 1792), английский предприниматель в области текстильной промышленности. Родился 23 декабря 1732 в Престоне (гр. Ланкашир). Обучался парикмахерскому делу; стал мастером по изготовлению париков. Примерно в 1767 занялся… … Энциклопедия Кольера
Аркрайт Ричард — … Википедия
Аркрайт, Ричард младший — Ричард Аркрайт младший Richard Arkwright junior … Википедия
Ричард Аркрайт — Сэр Ричард Аркрайт (англ. Richard Arkwright; * 23 декабря 1732 в Престоне; † 3 августа 1792 в Кромфорде) крупный английский текстильный промышленник, изобретатель, владелец многочисленных патентов в области прядения. Считается основателем… … Википедия
Ричард Аркрайд — Ричард Аркрайт Сэр Ричард Аркрайт (англ. Richard Arkwright; * 23 декабря 1732 в Престоне; † 3 августа 1792 в Кромфорде) крупный английский текстильный промышленник, изобретатель, владелец многочисленных патентов в области прядения. Считается… … Википедия
Аркрайт — английская фамилия. Известные носители: Аркрайт, Ричард (1732 1792) английский текстильный промышленник, изобретатель, владелец многочисленных патентов в области прядения, отец Ричарда Аркрайта младшего. Аркрайт, Ричард младший (1755 1843)… … Википедия
АРКРАЙТ — (Arkwright), сэр Ричард (1732 92), английский изобретатель и промышленник. Внедрил механическое оборудование с силовым приводом в текстильную промышленность (прядильный станок с водяным приводом); начал работать над своей машиной в 1764 г. и… … Научно-технический энциклопедический словарь
Аркрайт — Ричард (Arkwright Richard) усовершенствовал бумагопрядильные машины; родился в Престоне, в Ланкашире, 1732 г. Сначала цирюльник в Виркстворте (в Дербишире), в 1767 году бросил это ремесло и отдался своей склонности к механике, занявшись в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Изобретатель механической прялки: история создания
Что такое прялка
Прялкой (или по-украински «прядкой») называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели (очищенного волокна).
Слово «прялка» пришло в русский и украинский языки из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому.
В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель», которое в этом языке зовется pakuły – и также означает и паклю (непригодное для прядева волокно).
В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.
Особенности ручной прялки
Ручная прялка деревянная – это был наиболее распространенный, а главное, доступный для предков прибор для изготовления нитей. По конструкции выделяли два вида прялок: составная (собиралась из горизонтальной и вертикальной деталей) и цельная (изготавливали из корня и ствола дерева).
Независимо от того, к какому виду принадлежала ручная прялка (фото ниже) она имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце» (в украинском: «днище», «сідце» или «присідка»). Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати (по-украински «кужівник») и ножки или шейки («держівно»).
Несмотря на доступность этого вида прялки, работать на ней приходилось очень долго, чтобы изготовить достаточное количество ниток. Поэтому даже самые большие любители старины, сегодня предпочитают ей механическую прялку.
Как ткач помог пряхе
В XVIII в. ткачи уже работали на простых ткацких станках, ускоривших выработку тканей, а прядильщики, трудясь вручную, не успевали снабжать их пряжей. С дефицитом пряжи столкнулся английский ткач из Стендхилла Джеймс Харгривс. Его жена, пряха, за день не могла напрясть столько, сколько было надо мужу для работы на следующий день. Однажды маленькая дочь Харгривса Дженни опрокинула раскрученную матерью ручную прялку, и та, упав, продолжала крутить веретено, оказавшееся в вертикальном положении. Этот случай подал Харгривсу идею заставить колесо крутить вместо одного горизонтального несколько вертикальных веретён. В 1764 г. он построил прядильную машину, в которой 8 (а впоследствии 16, 80 и больше) вертикальных веретён через систему блоков вращались одним колесом.
Харгривс упростил и процесс вытяжки, плотно зажав ровницу между двумя брусками, поставленными на ролики, и получив каретку вытяжного пресса. Работа прядильщика свелась к тому, чтобы одной рукой двигать каретку, а другой — крутить колесо.
Прядильная машина Харгривса «Дженни» на 8 веретен I ЭТАП. Каретка вытяжного пресса (1) с зажатыми в ней лентами ровницы (2) отводилась назад от веретён (3), вытягивая ровницу с початков (4), неподвижно укреплённых на наклонной раме. Отодвигая каретку, прядильщик раскручивал большое колесо (5), с помощью струны (6) вращающее барабан (7). На барабан намотаны струны (8), раскручивающие блоки (9) с укреплёнными в них веретёнами. Пока каретку отодвигали назад до упора, веретёна вращались, скручивая вытягивающиеся из пресса нити (10). II ЭТАП. Большое колесо продолжало вращать веретёна. Контрольная проволока (11) опускалась и придавливала скрученные нити, направляя их в положение наматывания на вращающимися вместе с веретёнами катушки (12). По мере наматывания каретка притягивалась к веретёнам. Каретку снова отводили, и она вытягивала новую порцию ровницы из початков. Процесс повторялся.
Прялка «Дженни» — изобретение, сделавшее возможным промышленную революцию.
Будь то носки или что-нибудь из модных предметов одежды, именно достижения текстильной промышленности в период промышленной революции сделали возможными эти вещи для масс.
Прялка «Дженни», или прядильная машина Харгривса, внесла большой вклад в развитие этого процесса. После того как сырье — хлопок или шерсть — собирается, из него нужно сделать пряжу, и зачастую эта работа весьма кропотлива для людей.
Джеймс Харгривс решил этот вопрос. Принимая вызов британского Королевского общества искусств, Харгривс разработал устройство, которое намного перевыполнило требования конкурса, чтобы оно сплетало не менее шести пряж одновременно. Харгривс построил машину, которая выдавала восемь потоков одновременно, что резко повышало эффективность этой деятельности.
Устройство состояло из прялки, которая контролировала поток материала. На одном конце устройства находился вращающийся материал, а на другом нити собирались в пряжу из-под ручного колеса.
Что изобрел Джеймс Харгривс?
С 1740 по 1750 годы работал в городе Стэндхилл ткачом на ручном станке. Спустя 10 лет упорной работы ему удалось усовершенствовать кардочесальную машину. В 1765 году Хагривс собрал собственноручно разработанное устройство, которое увековечило его имя в истории — прядильную машину «Дженни». Идея создания прялки пришла в голову совершенно случайно. На его глазах случайно упал на пол обычный прядильный станок. Колесо и веретено продолжали крутиться.
Харгривс посмотрел на эту систему и сообразил, что если рядом установить несколько веретен, то они одновременно смогут обрабатывать несколько нитей. Идея была воплощена в жизнь и изобретатель не прогадал. Джеймс Харгривс изобретатель 12 июня 1770 года получил патент на свою разработку. Вначале он сам пользовался устройством. После продавал нескольким своим знакомым ткачам. Так прядильная машина Джеймса Харгривса разошлась по свету и стала популярной.
В 1768 году переехал в Ноттингем. Остаток жизни Харгривс вместе с Томасом Джеймсом управлял маленькой мельницей в Хокли. Рядом он и жил. Изобретателя прялки «Дженни» не стало в 1778 году.
Каково устройство прялки?
Прялка оснащена несколькими веретенами. В основании каждого из них был блок с приводным шнуром. Шнуры перекидывались через барабан, который с помощью колеса приводился в движение. Для управления аппаратом достаточно было крутить одной рукой колесо.
Значение изобретения механической прялки Джеймса Харгривса достаточно велико. Устройство увеличивало производительность труда и стало важным шагом к переходу от ручного производства к механизированному. Прялка «Дженни» ознаменовала начало промышленной революции. В дальнейшем она послужила прообразом для создания других механизмов.
Вращающаяся «дженни»
Модель прялки «дженни» в музее города Вуперталь (Германия)
Улучшенная прялка «дженни», использовавшаяся на текстильных фабриках
Прялку «Дженни», названную им, по некоторым данным, в честь своей младшей дочери, он изобрёл в 1764 году, после чего начал изготавливать её копии на продажу, однако запатентовал своё изобретение лишь 12 июля 1770 года, что позволило многим людям украсть его идею и начать собственное производство подобных машин, а спустя годы привело к многочисленным спорам относительно права Харгривса именоваться изобретателем первой механической прялки.
Двумя годами ранее, в 1768 году, Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем, так как незадолго до этого производители ручных прялок, видевшие в нём конкурента, совершили вооружённое нападение на его дом и уничтожили несколько экземпляров «Дженни». Кроме того, его изобретение первоначально приветствовалось другими прядильщиками, пока не началось падение цен на пряжу.
Харгривсу пришлось уехать в Ноттингем, где бурно развивалась хлопкобумажная трикотажная промышленность. В Ноттингеме Харгривс сделал «дженни» для человека по имени Шипли, и 12 июня 1770 года ему был выдан патент, который послужил основанием для судебного иска (позже отозванного) против ланкаширских производителей, которые начали его использовать.
В Ноттингеме Харгривз вместе с компаньоном по имени Томас Джеймс приобрёл небольшую мельницу и работал на ней до конца жизни, проживая при этом в частном доме по соседству с нею; параллельно он продолжал изготавливать пряжу для клиентов на изобретённой им прялке. Харгривс категорически отказывался продать права на использование своего изобретения (хотя ему предлагались за это суммы в размере от 700 до 4000 фунтов стерлингов) и судился с людьми, использовавшими его прялку на своих мануфактурах. Он не достиг финансового благополучия и умер в относительной бедности; его семья после его смерти получила от Томаса Джеймса материальную помощь в размере 400 фунтов стерлингов. Когда в 1779 году Сэмюэл Кромптон изобрел вращающуюся мюль-машину, он заявил, что научился прясть в 1769 году на «дженни», которую построил Харгривс.
Переезд в Ноттингем
Вначале соседи Джеймса не относились к его разработкам враждебно или настороженно, даже с удовольствием покупали у него прядильные машины. Но вскоре люди поняли, что улучшение производительности труда прядильщиков приводит к большим, чем раньше объемам пряжи, поставляемых на продажу. Спрос перестал сильно превышать предложение, что привело к снижению цены на их товар. Люди, привыкшие поколениями иметь стабильный заработок, встретили эту новость с недовольством.
Фото: Джеймс Харгривс
Конфликт между изобретателем и местными жителями привел к тому, что в 1768 горожане вломились в его дом, сломали оборудование и привели в негодность жилище. Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем. С новым местом жительства он не прогадал, ведь там в это время занимались производством чулочно-носочных изделий и был стабильный спрос на пряжу.
В этом городе Джеймс Харгривс совместно с Томасом Джеймсом основал ткацкую фабрику. В 1770 году он получил патент на свое изобретение. Это позволило Харгривсу подать в суд на пользовавшихся его разработками ткачей из графства Ланкашир, который ему не удалось выиграть. Умер изобретатель в 1778 году, до последних дней жизни оставаясь деятельным и не отходя от дел.
Спор по поводу вклада Харгривса
Ложные заявления о Харгривсе выдвигались еще в 1835 году. В 1780-х годах велась жестокая юридическая борьба за аннулирование самых важных патентов Ричарда Аркрайта. Томас Хайс утверждал, что он был настоящим изобретателем как прядильной машины, так и вращающейся «дженни». Были собраны противоречивые доказательства относительно обстоятельств нескольких изобретений, и, хотя патенты Аркрайта были аннулированы, вопрос об авторстве не был решен.
Ричард Гест, писавший в Edinburgh Review, допустил несколько ошибок, и с тех пор сохраняется искаженное представление о жизни и вкладе Харгривса. Записи приходских захоронений показывают, что Харгривс (неправильно написано как «Харгрейвс») не умер в работном доме, как утверждалось; другие записи показывают, что ни жена Харгривса, ни какая-либо из его дочерей не носили имени Дженни, вопреки мифу, повторяемому в школьных учебниках еще в 1960-х, детских книгах еще в 2005 году и на образовательных сайтах по настоящее время.
«Дженни» относится к двигателю, распространенному сленговому термину в Ланкашире XVIII века, который иногда встречается даже сейчас.
Народные традиции славян, связанные с прялкой
Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой (как более древней) было связано много традиций.
В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением.
Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку.
Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр.
У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она украшала по своему желанию и подписывала. Ее не принято было одалживать — это считалось дурной приметой.
Однако с тех пор как появилась механическая прялка с колесом, многие из этих традиций постепенно упразднились.
Как правило, у славян пряли во время свободное от работ на земле. Чаще всего это происходило с октября по март месяц, с перерывом на Рождественские праздники. Хотя у сербов распространено было символичное прядение в Рождество в хлеву подле скота.
1769 г. Прядильная машина Аркрайта
Прядильная машина Аркрайта, запатентованная в 1769 г.
Машина Харгривса отчасти помогла преодолеть прядильный голод и способствовала мощному подъему производства в Англии, однако это было все-таки не совсем то, что требовалось. Вытяжное приспособление «дженни» оказалось несовершенным. Из-за недостаточной вытяжки пряжа получалась хоть тонкая, но слабая. Для большей прочности полотна ткачам приходилось добавлять в пряжу льняную нитку.
Более удачная машина была создана вскоре Аркрайтом. Она представляла собой соединение вытяжного механизма Уайта с крутильно-наматывающим аппаратом самопрялки Юргенса. По профессии Аркрайт был цирюльником в городе Больтоне в Англии. Большинство его клиентов были мелкие прядильщики и ткачи. Однажды Аркрайт стал свидетелем разговора ткачей, говоривших о том, что полотно ткется из нитей льна вперемежку с нитями хлопка, так как машина Харгревса не в состоянии поставлять много пряжи и нитки ее не обладают достаточной прочностью. Вскоре после этого Аркрайт раздобыл себе машину «дженни», изучил ее и пришел к убеждению, что сможет построить другую, которая будет прясть скорее и тоньше. Он взялся за дело и действительно ему удалось построить прялку, которая совершенно автоматически исполняла все процессы. Прядильщику приходилось лишь следить за тем, чтобы в машину поступало достаточно материала, и соединять порвавшиеся нити.
Работа на машине Аркрайта происходила следующим образом. Приводное колесо приводило во вращение веретена с рогульками (они видны на правой части рисунка внизу). Предварительно приготовленная из хлопка ровница находилась на початках, которые помещались на горизонтальном валу в верхней части станка. Ровничная ленточка хлопковых волокон поступала в находящиеся перед початками вытяжные валики. В каждой паре нижний валик был деревянный, рифленый, а верхний – обтянут кожей. Каждая последующая пара валиков вращалась быстрее, чем предыдущая. Верхние валики прижимались грузами к нижним. Вытянутая нить выходила из последней пары валиков, проходила через крючки рогульки и наматывалась на веретено. Для того, чтобы получить отставание сидящих на веретенах катушек от рогулек, катушки несколько задерживались шнуром, проходившем через желобки шкивов в нижней части каждой катушки. В результате получались нити такой крепости, что отныне можно было делать ткани из чистого хлопка, без примеси льна. В описываемой машине был полностью осуществлен принцип непрерывности работы, поэтому ее стали называть ватермашиной.
Аркрайт оказался не только удачливым изобретателем, но и ловким дельцом. Вскоре в сообществе с двумя коммерсантами он построил свою прядильную фабрику, а в 1771 г. открыл вторую фабрику в Кромфорде, где все машины приводились в движение водяным колесом. Вскоре фабрика разрослась до размеров крупного предприятия. В 1779 г. на ней было несколько тысяч веретен и работало 300 рабочих. Не останавливаясь на этом, Аркрайт основал еще несколько фабрик в разных концах Англии. В 1782 г. на него работало уже 5000 рабочих, а его капитал оценивался в 200 тысяч фунтов стерлингов.
Аркрайт продолжал работать над созданием новых машин, которые
позволили бы механизировать весь процесс обработки пряжи. В 1775 г. он получил патент сразу на несколько вспомогательных механизмов. Главными из них были: кардная машина, подвижной гребень, ровничная машина и питающий прибор. Кардная машина состояла из трех барабанов и служила для расчесывания хлопка. (Это была усовершенствованная машина Уайта). Подвижный гребень использовался как дополнение к кардной машине – им снимали прочесанный хлопок с барабанов. Ровничная машина превращала расчесанный хлопок в цилиндрическую ровницу, готовую для переработки на прядильной машине. Питающий прибор представлял собой подвижное полотно, которое доставляло кардной машине хлопок для обработки.
В последующие годы слава Аркрайта была омрачена обвинениями в плагиате и воровстве чужих изобретений. Целый ряд судебных процессов показал, что все запатентованные им машины не были в действительности изобретены им. Так оказалось, что прядильную ватермашину изобрел часовщик Джон Кэй, кардную машину – Даниэль Борн, питающий прибор – Джон Лис. В 1785 г. все патенты Аркрайта были аннулированы, но к этому времени он уже был одним из самых богатых английских фабрикантов.