Путешествие на авто по балканам
Балканы в мае 2021 — Албания, Македония и путь домой
Это четвертая статья (об Албании и Македонии) в цикле статей о поездке на Балканы. Первая статья (о планировании), вторая статья (о пересечении границ), третья статья (о Черногории).
После двух недель в Черногории (недели на побережье в Херцег-Нови и недели в столице Подгорице) мы решили немного сменить обстановку и перебраться снова к морю и нежиться на балконе под солнечными лучами. Выбрали Албанию, больше всего в нашем бюджете нам понравилась квартирка в городе Саранда. Границу прошли без проблем, хотя таможенник на албанской стороне как-то сильно удивился паспорту Украина и куда-то с ним ушел. Ни тесты, ни букинг ничего не спрашивали. Доехали без приключений.
Сначала я переживал, что у них нигде нет 98\100 бензина, но подъезжая к Саранде такие заправки стали появляться. Что еще кидается в глаза пока едешь, так это то, что среди каких-то полей есть реально дворцы. И это выглядит как-то нелепо. И да, тут действительно много Мерседесов, но нельзя сказать, что это каждая вторая машина.
Культура вождения у них отличается от нашей. Например, когда я кого-то обгонял, практически все как-то аж шарахались в сторону. Разумеется, я включал аварийку, типа “спасибо”. Уже в самой Саранде выяснилось, что они включают аварийку, если хотят остановиться. А если они хотят тебя обогнать, то пользуются дальним светом, а не поворотником. Чуваки на скутерах и мопедах бибикают. В городе и на трассах довольно много полиции. Был инцидент — решили обогнать бусик через сплошную и сразу после обгона нас тормознули. Копы на идеальном английском провели профилактическую беседу, что так делать нельзя, что за это обычно выписывают штрафы, но так как мы покидаем их страну, то этот раз они прощают. Что-то довольно долго записывал в свой планшет, а потом отпустил.
Сам по себе город Саранда чисто туристический, во всяком случае главная улица вдоль набережной и две-три параллельные улицы выше. Кругом одни кафе, гостиницы, апартаменты и все такое. В отличии от Черногории, тут совсем не принято парковаться на тротуарах, но и тротуары очень узкие и порой полностью исчезают. Тем не менее, передвигаться пешком комфортно. Что стоит отметить, так это то, что у них не принято использовать карточку. На 10 кафе только в одной принимают, и то, будут максимально долго просить использовать наличку. Это был первый сюрприз. Второй — банкоматы. Они есть, правда, не так много, как в Украине, что практически в каждом доме. Учтите, что практически все банкоматы берут огромную комиссию — от 500 ALL, что довольно много. Комиссия не зависит от сумы снятия, будь то 1000 ALL или 20000 ALL. Но погуглив я нашел банкомат, который выдает без комиссии — CREDINS банк. Рекомендую воспользоваться им. Вообще, возможно, это абсолютно нормальная ситуация, но в Украине как-то уже и не вспомню времена, чтобы банкоматы брали свою комиссию. Сам по себе банк берет 0.5% за снятие (и это зависит от карточки), но вот чтобы банкомат брал — такого нет.
Квартира у нас оказалась неплохая, можно сказать, с видом на море. Пешком до моря идти одну или две минуты — просто спуститься вниз. Был балкон, который все время был в тени. Это хорошо, потому что не жарко. Владелец квартиры выделил нам место в подземном паркинге, что тоже было плюсом. Сразу над нами было довольно милое кафе. Ни в одном кафе я не встретил ни бизнес-ланч или какие-то комплексные обеды, ни английское меню. Еще одна особенность кафе — после того, как просишь счет, они сначала приносят тебе какой-то бесплатный десерт. Чаще всего это какая-то нарезка из фруктов, но иногда и что-то другое, вроде пирожные или какие-то конфетки. Еда у них вкусная и дешевая, каждый день объедались клубникой и черешней.
Что касается людей, то все довольно очень милые и добродушные, пытаются помочь. Много людей в паранже, но это не вызывает чувство какого-то дискомфорта, напротив, они ходят с другими, весьма европейскими, девушками и поэтому чувствуешь какое-то разнообразие культур.
В общем-то, неделя прошла довольно быстро, и мы решили поехать дальше в Македонию.
На албанской границе при выезде было страшнее всего. Нас завернули на дополнительную проверку. Машину посмотрели со всех сторон, и даже проверили днище. Перебрали все вещи. В общем, минут 15 все это заняло. На македонской стороне вообще никто ничего не смотрел, кажется, даже багажник не просили открыть. Македония нас встретила довольно плохой дорогой, ехать было некомфортно. И поэтому остановились у озера Охрид на ночь. Довольно милый туристический городок. У отеля своя подземная парковка, на которую нужно заезжать через лифт. Я впервые в таком прокатился. Было очень необычно. Сразу решил, что если буду строить себе дом, то нужно что-то такое замутить, только не опускать, а поднимать машину, чтобы все офигевали и задавались вопросом, зачем он это сделал?
Местные очень хорошо говорят на английском, везде принимают карточку. В общем, тут очень понравилось и если будете проездом, обязательно не пропустите.
Дальше была дорога до Скопье, местами платная. Система идиотская — нужно каждые 10-15 километров останавливаться и оплачивать снова. Но нам повезло и в этот день машин практически не было на дороге. Местные ездят медленно, довольно скучно так ехать. Добравшись до Скопье, сразу попадаешь в какой-то цирк, где каждый сигналит каждому. Я хоть и пытался найти какую-то логику, но так и не получилось. Дальше практически не пользовался машиной всю неделю, так как все было в пешей доступности.
Да и сам по себе городок маленький, но который содержит так много памятников, что они начинают мерещиться везде.
Арендовали неплохую студию, очень уютную и со всем необходимым. Единственным минусом было то, что окна выходили на улицу прямо на дорогу, и когда там останавливались какие-то дизельные машины, то, буквально говоря, комната наполнялась дымом. Еще из окна был виден вокзал, но я за всю неделю ни разу не услышал, чтобы там были ездили поезда.
На обратном пути нас снова тормознули копы. Сначала он попросил надеть маску. Окей. Потом попросил выйти и открыть багажник. Сразу взял огнетушитель и нашел то, что он закончился в 2020 году. Говорит, мол, это штраф. Я согласился, что так быть не должно. Дальше полицейский пошел в машину и что-то начал обсуждать с коллегой. Затем его коллега спросил у меня на ломанном английском, семья ли мы? Отвечаю, что да. Очень странное лицо. Спрашивает, женаты ли мы? Говорю, что нет. Начинает улыбаться и говорит, мол, по их законам, если вы не семья, то в машине нужно ездить в масках. При этом они вдвоем сидят в машине без масок. Спрашиваю у него, не женаты ли они? Он, похоже, не совсем понял вопроса. Объяснил ему на языке жестов то же самое. Он ответил, что у них открыты окна. Я спросил, могут ли они доказать, что у нас в момент остановки были закрыты окна? Коп посмотрел на машину, где я не закрывал окно, пока общался с ним. Он нахмурился и снова вернулся к теме огнетушителя. Начал что-то рассказывать на англо-македонском, но я его перебил и сказал, что спешу. В общем-то, все в его виде показывало то, что ему бы детей накормить. Я сделал вид, что не понимаю, спросил уже просто на русском “Штраф?” и показываю ему карточку. Он грустно посмотрел на своего коллегу и отдал наши документы.
Буквально через пару километров была граница с Болгарией. Тут я переживал больше всего, потому что мы въезжаем в ЕС и у нас ничего нет, по сути. Как оказалось, их это не волновало. Нас пустили и сказали поехать к окошку с красным крестом. Там спросили, куда мы направляемся и услышав “Украина”, сказали, чтобы ехали дальше. Затем на таможенном контроле типичный уже вопрос “Cigarette? Alcohol?”. Чувак очень удивились, что едем в Украину и нас нет водки с собой. Что за нелепый стереотип? Что ж, пришлось его огорчить. Сразу после него висит довольно огромный плакат о том, что нужно приобрести виньетку. Плакат и киоск, который переливается всеми цветами радуги, чтобы было заметно. Но мы купили через интернет заранее, поэтому просто поехали. Местные ездят неплохо, очень хорошо предупреждают, когда какие-то патрули стоят. Вообще, вся Болгарии обвешена камерами, но их видно издалека, так как камеры находятся на балках над дорогой, а не на столбах, как у нас. С этим проблем не было. Дорога неплохая, но ближе к границе с Румынией становится посредственной и такой, по которой больше 100 ехать не хочется из-за сильного шума. Город Русе и мост через Дунай — 2 евро. Дальше небольшая будка с двумя окошками. Над одним — Болгария, над другим — Румыния. Никаких проблем. Снова-таки, отъезжая от этой будки, плакат о виньетке и затем киоск, где можно его купить. Тут ситуация такая же, как и с Болгарией, купили заранее через интернет.
Все пугали, что дороги в Румынии не очень, но на участке от города Русе и дальше не было ни одной ямы или чего-то такого, что заставляло переживать. Несколько ремонтов, но все организовано. Тут народ уже более горячий и ездит агрессивнее. Хотя в городах столкнулся с тем, что “уступи по помехе справа” не работает. Останавливался и я, и люди справа. Возможно, нехватка знаков или знак только уступи дорогу. В общем, тут было непонимание, но ничего критичного.
Уже совсем вечером ехали по какому-то очень промышленному району, кругом рельсы, бухты для кораблей, краны, плохое освещение и немного разбитое покрытие. Заехали на КПП завода и машина высветила “Молдова” и типичные знаки ограничений в этой стране. Мы как-то удивились, потому что из всего, что там было — еле светящий фонарь, потрепанный шлагбаум и будка, в которой вообще никого не было. Почему Молдова, задавались мы вопросом? Крутили карту так и так, но Молдова была немного севернее нашего местоположения. Пока искали это все, к нам подошел мужик и сказал, что это КПП румынской границы. Взял паспорта и поставил там штампы. Дальше мы погрузились в полный сумрак. И снова какой-то шлагбаум в полной темноте. Спустя минуту подошла девушка и дала бумажку, где нужно вписать свои данные и “ознакомиться” с транзитом по стране Молдова. Ну ладно. Заполнили, отъезжаем. И начинается просто поле, без асфальта, без освещения, вообще ничего. Проехали так 100 метров и хотели свернуть обратно, так как явно нафигатор показывал дорогу, которой нет в природе. Но немного дальше увидели небольшой свет и решили ползти к нему. Чудом брызговики остались с нами. Появился свет и какой-то автобус. Там стоял человек в зеленой форме — наши, улыбнулся я. Молодой человек подошел к нам, спросил, едем ли мы в Украину, и, услышал утвердительный ответ, попросил скачать приложение “Вдома”, чтобы пройти самоизоляцию. Все это довольно быстро сделали, вбили свои данные, и он пропустил дальше. И затем начался треш…
Подъехали к очередной будке. Подошла какая-то девушка и очень резким тоном “Открывайте дверь”, “Выходите из машины”, “Открывайте багажник”, “Открывайте бардачек”, “Почему аптечка тут, а не под сиденьем?”. Ну в общем, как-то очень мерзко и грубо. “Идемте за мной”. Иду за ней в эту будку. Что-то долго и упорно вбивает и потом спрашивает: “У вас виньетка есть?”.
Говорю: “Какая виньетка? Меня в Украине не было месяц, тут что-то изменилось?”. “А вы не в Украине, это Молдова. У Вас нет виньетки, это штраф 230 евро.” и показывает на распечатанную А4 бумажке на своем стекле. Там написано, что за пользование дорогами нужно покупать виньетку.
Говорю, окей, но как я должен был об этом узнать?
— Ну вы откуда приехали?
— Из Румынии.
— Ну вот, вы же знали, что там нужно покупать виньетку.
— Ну да, там же огромный знак стоит при въезде в страну.
— У нас тоже стоит.
— Я не видел. Идемте посмотрим видео с регистратора?
— У вас что, еще и регистратор? Сейчас выпишу и за это вам штраф.
Я стою и просто недоумеваю с происходящего.
— Но можете принести зеленую карту свернутую пополам и я попробую решить ваш вопрос.
Меня это жутко разозлило, отказываюсь и говорю, что штраф так штраф.
— Сейчас свяжусь с главным, он оформит. Оформление займет часа 2-3 (мы были единственные, кроме автобуса, который до них еще даже не доехал). Потом Вам нужно будет оплатить штраф. Оплатить можно будет только в банке. Банк откроется в понедельник с 10. Ближайший банк в каком-то городе.
— Ну раз так, то что делать, буду искать Ваш банк и платить штраф.
— Хорошо, езжайте обратно на первый пункт. Там главный, я с ним свяжусь.
В этот момент у моей девушки, которая осталась в машине, был опрос по поводу нет ли коррупции на этом КПП и все такое. Разумеется, она еще не знала, что и как, и ответила, что все замечательно и 5 звезд.
Через это минное поле вернулись обратно. Тут нас уже встретил добрый полицейский. Говорит, мол, чего вы переживаете, это она вас пугала, ничего страшного нет, сейчас просто оформим Вам виньетку и поедете себе спокойно. В общем, дядя нам полчаса рассказывал, как у них все плохо, что дороги не делают, что на том посту все злые. Потом просто провел в свою будку, где стоит обычный автомат, где можно купить эту виньетку. Стоит удовольствие 4 евро. Но за свои услуги сопровождения до этого автомата он попросил благодарность в виде бутылки шампанского и коробки конфет. К сожалению, у нас было только 50 евро из наличных денег.
В общем, развели как …, все поставлено на поток. Имейте в виду, если вдруг будете ехать через ПГТ (поселок государственного типа) Молдова.
Дальше заехали в Украину и тут нас встретили идеальные дороги до самой Одессы. Ну хоть тут…
Общие итоги поездки.
Несмотря на то, что планированием занимались несколько недель, все пошло не так, как хотели. Тем не менее, все получилось. Балканы мне понравились и я с удовольствием поехал бы еще. Дальше в списке детальнее изучить Боснию, посетить побольше замков, которых оказалось довольно много, дробить маршрут на более мелкие отрезки и останавливаться в нескольких городах одной страны.
Автомобиль пережил все хорошо и преодолел метку в 30 тысяч пробега. Уже в Украине появилось сообщение о том, что что-то не так с давлением в колесах. На ближайшей заправке подкачал, нажал на “SET” и с тех пор ничего не изменилось. Заметил, что на больших скоростях появляется какой-то довольно странный звук где-то в центре днища. Возможно, попал какой-то камушек или что-то такое. Разберусь на ТО.
Общий пробег составил 7300 км.
Поездка на Балканы: готовый маршрут
Балканы — один из лучших вариантов бюджетного путешествия по Европе, которое будет насыщенно впечатлениями, достопримечательностями, необычной архитектурой, разнообразными природными ландшафтами и историей. Вариантов поездки может быть много, ниже представлен примерный маршрут, охватывающий все страны бывшей Югославии и Албанию: Сербию, Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Хорватию и Словению. Проехать по этому маршруту можно как самостоятельно на автобусах, так и на машине.
Как добраться до Белграда
Начать путешествие можно из Белграда: сюда летают регулярные рейсы из Москвы. Полёт занимает чуть менее трёх часов, билет стоит 4000-7000 рублей. Текущие и самые дешёвые предложения удобно смотреть в календаре низких цен.
Сербия
Валюта: сербский динар.
Виза: не нужна (россиянам на пребывание до 30 дней).
Также в Белград легко добраться из Будапешта, куда летают дешёвые рейсы Wizzair из Москвы и Петербурга. Из Будапешта в Белград проще всего доехать на автобусе. Дорога займёт примерно 6 часов, стоимость — примерно 1150 руб.
Белград — это удивительный и многогранный город с богатой историей, обязательный к посещению в рамках путешествия по Балканскому полуострову.
Путеводитель по Белграду: главные достопримечательности и необычные места города.
Из Белграда можно отправиться в другие сербские города: южнее — в Ниш или бывшую столицу Крагуевац, севернее — в Нови-Сад. Для этого удобнее воспользоваться рейсовыми автобусами, билеты на которые можно купить на центральном автовокзале (продажа онлайн обычно не предусмотрена). Можно также поехать на поезде, но зачастую на Балканах они идут дольше и намного менее комфортные.
Белград-Приштина
Учитывая непростую историю Сербии и Косово, о тонкостях въезда в Республику Косово нужно знать заранее. Фактически северные регионы не контролируются косовскими властями, поэтому как правило проблем при въезде не возникает, однако будьте готовы к допросу о целях поездки. Билет Белград-Приштина также приобретается на автовокзале, часть дороги идёт по гористой местности, поэтому путь может занять до восьми часов. Сам автобус идёт до Косовско-Митровицы, после чего идёт пересадка на маршрутку (уже с косовскими номерами). Билет стоит около 1000₽.
Республика Косово
Валюта: евро.
Виза: нужна, шенгенская.
Несмотря на возможные трудности и долгий путь, Приштина стоит посещения, как необычная столица молодого государства, образованного лишь в 2008 году. Здесь много странного: например, памятник Биллу Клинтону или главная библиотека, которая попала в список самых уродливых зданий мира.
Необычная и самобытная столица частично признанного государства Косово.
Приштина-Скопье
Из Приштины можно направиться в столицу Македонии Скопье. Билет также нужно купить на автовокзале, автобус идёт около четырёх часов по красивейшей горной местности и стоит около 600₽. На границе Косово-Македония допросов уже нет, и обычно всё проходит без проблем.
Македония
Валюта: македонский денар.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней).
Центр Скопье был разрушен землетрясением и отсроен заново в 00-е годы. Поэтому сейчас его наполняет преимущественно современно-классическая архитектура, для многих кажущаяся лишённой аутентичности, и гигантские статуи. Старые районы тоже сохранились, именно они являются самыми уютными и дают представление о том, каким Скопье был раньше.
История города, разрушенного и отстроенного заново, фотографии из поездки и сравнение с историческими панорамами.
Белград-Скопье
В Скопье можно добраться сразу из Белграда, минуя Косово, на автобусе. Путь займёт 6 часов, билет стоит примерно 1500₽.
Скопье-Охрид
Одно из самых красивых мест Македонии — город Охрид на берегу Охридского озера. Чистейшее озеро, окружённое горами, напоминает Женевское озеро или Комо, а курортный городок вокруг него ещё не наполнен туристами и сохранил историческую аутентичность. Билет Скопье-Охрид можно купить на автобусном вокзале, он стоит примерно 600₽. Дорога идёт по красивейшим местам через горы, включая другой македонский курорт Тетово.
Исторические достопримечательности и панорамные виды.
Охрид-Тирана
Следующей точкой маршрута логично выбрать столицу Албании или прибрежный курорт Дюррес. Билет на автобусы в Тирану удобнее всего купить в центре Охрида накануне поездки. Автобусы ходят не с автобусного воказала, а также из центра, и стоят 1000-1500₽. Дорога занимает около 6 часов, часто идёт по горной местности.
Албания
Валюта: албанский лек.
Виза: обычно не нужна — следует уточнять текущие условия.
Тирана не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, но имеет очень интересную историю и оставляет крайне приятное впечатление. Это прогрессивный город, который активно развивается и пытается нагнать упущенное после десятилетий тотальной изоляции. Также интересно увидеть сочетание мусульманской и католической культуры.
Всё, что нужно посмотреть в столице Албании.
Тирана-Котор
Из Албании можно поехать в Черногорию. Автобус OldTownTravel идёт через Подгорицу и Будву в Котор, можно остановиться в любом из этих городов. Практически все дороги этого маршрута красивы, однако эта дорога самая красивая из них с горами и побережьем Адриатики и главными курортами Черногории. Билет можно купить на автовокзале или заранее онлайн по ссылке, стоимость 1600₽.
Котор — жемчужина Черногории, а Боко-Которский залив, окружённый горами, часто называют самым южным фьордом Европы. Небольшой центр прекрасно сохранился вместе со средневековой архитектурой, испытавшей в том числе венецианское влияние. В городе нет пляжа, однако есть красивейший вид с гор.
Черногория
Валюта: евро.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней). В Черногории при заселении нужно обязательно получить регистрацию.
Архитектура Старого города и природные достопримечательности.
Тиват
В Тивате есть пляжи, магазины, рестораны, но здесь нет исторических достопримечательностей, поэтому это просто хорошее место для тихого отдыха.
Котор-Сараево
Из Котора в Сараево проще всего добраться на машине, ведь автобус идёт около восьми часов по не самому короткому маршруту. До столицы Сараево в целом непросто добраться, а в Боснии и Герцеговины отсутствуют полноценные автомобильные трассы, однако Сараево — один из самых интересных городов маршрута. Мечети и мусульманский центр города сочетаются с европейскими кварталами австро-венгерского периода и новыми стеклянными бизнес-центрами и торговыми комплексами. Кроме того, многие фасады хранят осколы — следы осады 1992-1995 годов, когда город понёс значительные разрушения. Сараево особенно интересен с исторической точки зрения, но подходит и для бесцельных прогулок.
Босния и Герцеговина
Валюта: конвертируемая марка.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 30 дней).
Если вы путешествуете на машине, обязательно заезжайте на заброшенный олимпийский бобслейный трек (43.840026, 18.443255), который находится в неподалёку от города.
Многонациональный город с непростой историей, сохранивший следы войны и сочетающий восточную архитектуру с европейской.
Сараево-Сплит
Считается, что Мостар сохранился намного лучше Сараево, и если вы хотите погрузиться в атмосферу древней Боснии, то следует посетить и этот город.
Следующей точкой путешествия будет курортный хорватский город Сплит. Туда намного легче добраться на машине, так как рейсовый автобус идёт через всю страну, а дорога займёт 8 часов. С одной стороны, это хорошая возможность проездом увидеть все главные города страны и посмотреть на природу. С другой, путь на машине занимает всего 4 часа. В любом случае, заранее можно купить лишь билет на автобус, сделать это можно здесь по цене примерно 1500₽. Будьте готовы, что переход боснийско-хорватско границы может занять больше часа. Всех пассажиров допрашивают, а некоторых досматривают.
Сплит очень похож на Котор: это тоже город на берегу Адриатического моря с хорошо сохранившимся средневековым центром и здесь тоже практически вся береговая линия занята портом. Обычно после прогулок по центру, люди отправляются на морские прогулки по островам, и уже там отдыхают на пляжах.
Хорватия
Валюта: хорватская куна.
Виза: нужна национальная виза либо многократный шенген.
Сплит-Загреб
В столицу Хорватии идёт 5-6 часовой автобус, стоит примерно 1000₽. Живописная дорога проходит по побережью и горам.
Загреб — невероятно уютный и красивый город. В нём есть, что посмотреть, и общий архитектурный облик оставляет очень приятное впечатление. По ощущениям Загреб — это смесь Южной, Восточной и Западной Европы: он не пафосный, но чистый и аккуратный, здесь много классических зданий, но нет напыщенности, а ещё довольно низкие цены.
Путеводитель по Загребу со всеми главными достопримечательностями и интересными местами в окрестностях.
Загреб-Любляна
Чтобы дёшево вернуться в России, из Загреба можно поехать в Будапешт, откуда летает лоукостер Wizzair, и билет может стоить 2000-3000₽. Или можно направиться в последнюю страну бывшей Югославии — Словению. В Любляну также ходят автобусы, путь займёт 2,5 часа, стоит примерно 650₽.
Любляна — это зелёный и атмосферный город, также сочетающий что-то от Восточной и Западной Европы и чем-то похожий на Загреб.
Словения
Валюта: евро.
Виза: шенген.
Возможные сложности и решение
Балканские страны имеют некоторые особенности, о которых нужно знать перед поездкой.
1. Практически в каждой стране своя валюта, а карты и евро принимают далеко не везде. Это значит, что постоянно нужно будет менять деньги на местную валюту и держать в уме обменный курс, который разный в разных странах. Например, сербский динар больше российского рубля примерно в два раза, а македонский денар — наоборот чуть меньше рубля. Хорватская куна равна десяти российским рублям, а боснийская конвертируемая марка в два раза меньше евро. Постоянно перемещаясь по странам, начинаешь путаться в валютах и ценах, зато становится примерно понятно, сколько денег понадобится на один день. Кстати, касательно цен: самые дешёвые страны маршрута — это Македония, Сербия, Босния. Самые дорогие — Словения, Черногория и Хорватия.
2. Отсутствие возможности купить билет онлайн или посмотреть расписание. Часто нужно ориентироваться по ситуации и узнавать об автобусах только на автобусном вокзале. Другим минусом является обязанность платить за багажное место (в Сербии, Албании, Македонии и Боснии), даже если у вас небольшой рюкзак. Плата обычно составляет 1-2 евро. Но несмотря на то, что билет редко можно купить заранее, они практически всегда есть в наличии, поэтому на автобусный вокзал можно приходить максимум накануне. Примерное расписание можно посмотреть здесь: https://www.balkanviator.com/ru/
3. Не все говорят по-английски. К счастью, в странах, где меньше всего говорят по-английски, языки очень похожи с русским и другими славянскими языками — это Босния, Македония и Сербия. Если вас не поняли на английском, попробуйте сказать фразу по-русски, возможно, слова будут схожи. К тому же, многие надписи понятные без перевода, а в Черногории и русский уже довольно распространён.
4. В целом всё непредсказуемо и многие вещи не регламентированы — этим балканские страны сильно отличаются от Западной и Северной Европы. Но здесь люди чаще идут на встречу, и легче о чём-то договориться, даже если изначально это не было предусмотрено.
5. Общественный транспорт может ходить нерегулярно, зато почти везде дешёвое такси.
6. Перед поездкой не забудьте оформить страховку.
Жилье
Практически во всех городах можно найти очень дешёвое по европейским меркам жильё. Везде есть современные хостелы, но если вы путешествуете хотя бы вдвоём, то по соотношению цена-качество будет легче забронировать номер или апартаменты. Как всегда лучше всего выбирать по отзывам. Ниже — конкретные понравившиеся варианты, опробованные лично.
Белград. Отдельный номер с собственной ванной в хостеле: Hostel Karavan Inn
Скопье. Апартаменты в доме с бассейном: Aloha Luxury Apartments
Охрид. Номер в отеле Villa Jordan.
Тирана. Номер в отеле: Freddy’s Hotel
Котор. Место в общем номере в хостеле: Hostel Pupa
Сплит. Место в общем номере: En Route Hostel
Другие удачные варианты можно подобрать на Hotellook, где часто можно забронировать хороший отель с большой скидкой.
Другим плюсом Балкан является то, что здесь легко найти как национальную кухню в аутентичных заведениях, так и современные кафе, стрит-фуд и веганские места. Цены встречаются разные, но если это бюджетное кафе, то стоимость блюд будет невероятно низкой. Самые понравившиеся места:
Белград: Mayka (veg)
Приштина: Green & Protein (veg), Sonder.
Охрид: Dr. Falafel (veg)
Тиват:Big Ben
Сараево: Klopa
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме