Путешествие на авто по южному уралу
Южный Урал. Зачем туда ехать, что там делать и сколько все это стоит
Когда-то давно я уже бывал на Урале, правда не в Башкирии. Под конец 90-х командовал там бойцами из студенческого стройотряда и два летних месяца ремонтировал железнодорожные пути Качкарнарского ГОКа. Предельно насыщенное на события и впечатления было лето, сопровождаемое каким-то невероятным количеством полученного личного опыта.
Эпичнейшая драка на дискотеке в Валериановске, небольшом поселке рядом с Качканаром, с местными хлопцами за первую красавицу тех мест (жена, я правда просто пригласил ее на медленный танец тогда), закончившаяся полным нашим разгромом. На сельских дискотеках уметь драться нужно, это вам не каратисткий танец городских хлюпиков «один на один», а тот случай, когда дрыном, выдернутым из ближайшего забора, прилетает сзади по затылку.
Был 40-литровый бидон с брагой, поездка на какой-то местный турслет, разборки с гопотой на задворках вокзала в Екатеринбурге и постепенно пришедшее понимание на будущее, что к браге и молодому вину нужно относится с предельной осторожностью. Пьется легко, а последствия абсолютно непредсказуемы.
Был тогда и фактически первый в жизни автомобильный опыт, и поездка на гору Верблюд на служебном «газоне» с неработающим ручным тормозом и полным кузовом людей. Права имелись только у одного из наших бойцов, и он тогда был не за рулем.
В общем, прекраснейшее было время, от которого осталось куча историй и умение забивать костыль в шпалу с двух ударов кувалды. А вот времени на осмотр местных природных красот тогда явно не хватило. Однозначно нужно было ехать еще раз.
На Урал стоит ехать любителям промышленного туризма, чтобы погрузиться в атмосферу металургических заводов, бывших в 18 веке отдельным индустриальным государством посреди огромной аграрной страны и имевшим свою власть, культуру и ментальность. В эпоху современного общества потребления можно повспоминать про те времена, когда люди поклонялись труду и своему делу.
У нас же в этот раз был упор исключительно на природные достопримечательности, а также очень хотелось в общий автомобильный маршрут добавить сплав по какой-нибудь из спокойных уральских рек. Сын еще ни разу не выходил на воду и нужен был адекватный тест-драйв, без веселого прохождения порогов кверху килем.
В итоге маршрут получился такой:
10.08.2019 Москва – Тольятти. Пробег – 1000 км.
Доездинг. Ну что могу сказать… После Рязани дорога становится двухполосной, достаточно плотный трафик, частые обгоны и большое количество ремонтов, где организовано реверсивное движение, не дают держать приемлемую для меня среднюю скорость. Несмотря на достаточно ранний выезд, в Тольятти въехали уже в темноте. Ночевали в небольшом частном отеле.
11.08.2019 Тольятти – Жигулевские горы – Уфа. Пробег – 500 км.
Первую половину дня лазаем по Жигулевским горам, заезжаем на гору Стрельная и находим заброшенные штольни около Ширяево. Места понравились, несмотря на отвратительную погоду в начале дня.
В Уфу приезжаем уже поздно ночью, задержавшись в Тольятти в поисках столовой. Ночуем опять в небольшом отеле, на окраине города.
12.08.2019 Уфа – Акташево. Пробег – 180 км.
По планам это был пещерный день, хотелось посмотреть Аксынскую ледяную пещеру и скалы около Акташево. И даже погода относительно наладилась, но вот дороги после всех этих ливней были далеко не в лучшем состоянии и от деревни Коварды до Аскино я лесами проехать не смог. Немного прошли пешком, но стало понятно, что до заката обернуться не получится и развернулись.
Посмотрели скалы в Акташево и встали на ночлег в палатке на берегу Зилима, недалеко от деревни Юлуково.
13.08.2019 Акташево – Красноусольский – Толпарово. Пробег – 200 км.
Заезжаем в Таишево, к пешеходному мосту через Зилим, от которого пешком до Киндерлинской пещеры около пяти километров пешком в одну сторону. Стоим полчаса под неслабым дождем, плюем на пещеру и разворачиваемся в сторону Толпарово, откуда планируем добраться до Мамбета. Ну не везло с пещерами и все тут.
В Толпарово местные хором отговаривают меня от попытки доехать до Мамбета на своей машине. Останавливаемся на дневку на турбазе Акташ в Толпарово.
В Красноусольском, на улице Советской находится пекарня невообразимой прекрасности. К посещению обязательна.
14.08.2019 Мамбет. Пробег – 0 км.
Дневка. Погода наконец-то наладилась и радует солнышком. Прекрасно сходили пешком до Мамбета. Один из плюсов недавних дождей – полное отсутствие людей под скалой. Ночуем там же, на турбазе Артыш
15.08.2019 Толпарово – Нижний Авзян. Пробег – 200 км.
Старым Белорецким трактом, ранее связывающий Стерлитмак с металлургическими заводами Верхнего Авзяна, Каги и Белорецка, пробираемся до Нижнего Авзяна, где встаем с палаткой на берегу реки Белой. По пути заезжаем на шихан Тратау
16.08.2019 – 19.08.2019 Сплав по реке Белой
Водная часть получилась настоящей изюминкой всего путешествия, без преувеличения. Про нее я отдельно еще расскажу
19.08.2019 Байназарово – Кага. Пробег – 30 км.
Выходим с воды, собираем снарягу и на попутной машине перебазируемся к машине, которую оставили на турбазе в Каге.
20.08.2019 Кага. Пробег – 0 км.
Дневка. Был вариант забраться на Шатак или прокатиться однодневным маршрутом на лошадях. Выбрали лошадей для разнообразия и нисколько не пожалели. Во второй половине дня сходили пешком на гору Маяк, что близ Каги
21.08.2019 Кага – Белорецк – Тирлянский – хребет Нурали. Пробег – 300 км.
Была в голове немного дикая идея проехать утром 200 километров и сбегать одним днем на Инзерские зубчатки… Но увы, это все же ближе к прожектерству. Местные УАЗики отказывались везти нас туда наотрез, а брать целую шишигу, стоящую 7000 рублей, на троих человек немного отдавало сибаритством.
Поэтому оставляем зубчатки на следующий раз и телепортируемся на хребет Нурали, где встаем на прекрасном видовом месте по наводке безработного джипера, когда-то месяцами жившего на крыше своего пикапа.
22.08.2019 Хребет Нурали – Идрисово. Пробег – 300 км.
Постепенно выдвигаемся в сторону дома, заезжая по пути посмотреть старую ГЭС в Порогах. Встаем на берегу реки Юрюзань, близ села Идрисово
23.08.2019 Идрисово – Йошкар-Ола. Пробег – 850 км.
Заезжаем в Йошкар-Олу, посмотреть на треш, угар и содомию, если верить многочисленным блогерам. Теперь понимаю, о чем они пишут, но вот честно, это они просто не бывали в Сыктывкаре, например. Или совершенно безликом Брянске, из которого я не привез ни одной фотографии.
Ночуем в новенькой и комфортной квартире, достаточно близко к центру города
24.08.2019 Йошкар-Ола – Москва. Пробег – 750 км.
Домооооой!
Маршрут получился достаточно активный, интересный, с пешими радиалками, водной частью и не очень напряженный по ежедневным автомобильным пробегам. Очень понравился сплав по верховьям реки Белой, вот не зря тащили с собой байдарку. Немного смазалось начало, когда мы из-за погоды не попали ни в одну из пещер, но я последнее время как-то к пещерам охладел в целом.
Трасса М5 не понравилась. Много двухполоски, постоянные обгоны. Между Челябинском и Уфой скорость вообще падает до 50-60 км\час из-за пыхтящих в горку груженых фур. Трасса М7 лучше, но и там есть несколько точек, ближе к Московской области, где сейчас ведут ремонт полотна. В следующий раз через Киров поеду.
В горах в основном грейдеры магистрального качества, на которых часто травил колеса до 1 атмосферы. Старый Белорецкий тракт между Стерлитмаком и Верхним Авзяном не понравился совсем. Хотелось чего-то этакого, это же не просто дорога, а целый тракт, да еще и старинный. Оказалась узкая и трясучая грунтовка в лесу, ни видов, ни интересностей вокруг.
Семь ночей провели в палатках, четыре на турбазах и три транзитные ночевки были по пути, в гостиницах и апартаментах. Отдельно отмечу турбазу Акташ в Толпарово. Прямо в деревне, на берегу Зилима, улица Центральная, дом 13. Там два домика по 8 человек в каждом. Мы были на буднях, гостей не было, поэтому занимали весь дом целиком за 600 рублей с человека. Сын шести лет человеком еще не считался и проходил бесплатно. Все понравилось, рекомендую.
Турбаза Агидель, что в Каге на берегу реки Белая, не очень понравилась, но это связано не с самой турбазой, а с особенностями приехавших среди ночи товарищей. Плюс кто-то из этих приехавших спер часы, которые жена забыла в душе. Неприятный осадок остался, но повторюсь, к самой турбазе особых претензий нет.
Понравилась квартира в Йошкар-Оле, также рекомендую для остановки. Ну а палаточные стоянки были прекрасны все без исключения, что тут еще говорить.
Мой Ростелеком почему-то свалился в Башкирии в безнадежный роуминг от Билайна. А Билайн там не самый лучший выбор, как и МТС. Поэтому адекватный интернет был только в относительно крупных населенных пунктах, но это и к лучшему. С телефонной связью было чуть лучше, но тоже не идеал.
Общий бюджет.
Попробуем прикинуть в крупную клетку бюджет на автопутешествие семьи из 3 человек на Урал из Москвы. 14 ночей, из которых 3 ночевки будет в дороге, а 11 непосредственно на Урале. Семь раз ночевали в палатке и семь на турбазах и в транзитных гостиницах.
Дорога вышла на круг около 4800 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 45 рублей за литр и получаем на дорогу 21600 рублей.
Такси от места окончания сплава до турбазы, где оставляли машину, стоило 1000 рублей.
По ценам на жилье. Транзитные ночевки в Тольятти, Уфе и в Йошкар-Оле вышли в 2300 и два раза по 2000 рублей, соответственно. Две ночи на турбазе Акташ вместе с питанием вышли на 3900. Стоянка машины на время сплава по Белой и две ночи на турбазе Агидель в Каге вышли на 4500.
Итого на жилье вышло 14700.
В кафе и столовых в этот раз заходили только несколько раз, в больших городах. Плюс брали один ужин на турбазе Акташ. С учетом продуктов, которые везли с собой, вышло максимум 15000, еще и привезли с собой обратно кучу еды.
На сувениры и другие неучтенные траты накинем сверху еще 5000. Я 4 литра меда домой привез, например.
Итого по очень грубым прикидкам выходит 55-60 тысяч рублей на троих, на 15 дней «точка-точка», без особой экономии.
Путешествие на Южный Урал 2020: день 4-6 (для ДП)
Продолжаю рассказ о путешествии на Южный Урал. В предыдущей записи речь шла о посещении таких мест как: Музей военной и автомобильной техники в Верхней Пышме, порог «Ревун», Аракульский Шихан, город Карабаш. В этой записи расскажу об озере Тургояк, национальном парке «Таганай», национальном парке «Зюраткуль», карьере в городе Сатка, историко-природном комплексе «Порожская ГЭС» и Айских притёсах.
Первая часть рассказа: Путешествие на Южный Урал 2020: день 1-3
Больше фотографий в блоге. Ссылку на блог можно найти в информации Обо мне.
Поездка на озеро прошла с небольшим приключением. Озеро Тургояк — место популярное, практически все хорошие выходы к воде находятся в руках частников. Или плати деньги и останавливайся у воды или ищи другое место вдали от берега. Мне же подсказали место для лагеря прямо у воды, с пляжем. Но место удалённое и дорога туда не очень хорошая. Для Нивы — проходимая. Далее будет немного технического автомобильного занудства, пару абзацев можно пропустить, кому не интересно. =)
Так вот, ещё не доехав до интересной дороги, на относительно простом участке, налетел на камень. Очень хорошо так налетел, хотя ехал не быстро. С одной стороны — грязь, с другой торчали камни, а в центре расположился небольшой камень в лужице. Решил проехать по центру, и, кто же мог знать (ну, кроме местных)), что лужица глубокая; при этом левое колесо «утонуло» в ней, а камень, что был едва заметен на поверхности воды, ударил сперва по балке, а затем ещё и по переднему кардану.
По итогу: снял кардан, обезжирил, замотал изолентой и дальше в путь. Проверенный способ ремонта. =) Задумался о дополнительной защите автомобиля снизу. В нашей местности в доп. защите нет необходимости, а вот на каменистом (местами) Урале она очень желательна.
Место для стоянки оказалось хорошим: нет толпы людей (только одна небольшая компания), белый пляж и баня по-черному на берегу. =) Соседи поставили палатки прямо у воды, мы же не стали — погода хмурилась, и не хотелось, чтобы нам во время сна досаждал ветер с озера. Укрылись за небольшой возвышенностью.
А поздно вечером, когда уже стемнело, к соседям приехал друг на «тринашке». Я не представляю, как он доехал по этим камням. Часть дороги — это «трасса для триала» — каменистая, с крутыми размытыми спусками. Могу предположить, что назад его тащили друзья на Ниве. Либо я недооцениваю легковое авто и мастерство водителя. =) Но ехать «ходом» там для меня — значит биться днищем о камни.
Пока мы разбивали лагерь и готовили ужин, соседи топили баню и парились. Поужинав, и с наступлением темноты, мы сами вновь растопили баньку. Попарились и несколько раз искупались в освежающей чистой воде озера. Погода к вечеру была прохладной, но после бани всё было нипочём. =)
С утра было пасмурно, я запустил коптер и немного поснимал. Позавтракав, стали собираться в путь. Погода стала налаживаться, и мы отправились в национальный парк «Таганай».
Проехав наиболее сложные каменистые подъёмы, встретили молодого человека, стоявшего у машины и просившего помощи. По луже масла на земле я понял, в чем дело — пробит поддон. Забавным мне показался этот момент — я ведь как раз рассказывал жене об аспектах защиты автомобиля в целом и поддона в частности. =) Попросил он дотянуть его до города.
Ни троса, ни крюка для буксировки у него, конечно же, не оказалось. Трос дал свой, крюка нет, парень привязал трос к «телевизору» авто. Так и поехали. У меня нет опыта буксировки других авто, а в данной местности очень сложный и не привычный для меня рельеф — крутые спуски-подъемы, резкие повороты. Так я его и тянул тихонечко на второй пониженной передаче.
Выехав на асфальт, на пути встретилась крутая гора. Хорошо, что не продолжительная. Тяну и понимаю, что я его не вытащу, обороты падают. Переключаюсь на первую пониженную, машина на секунду останавливается, и я начинаю движение с пробуксовкой по асфальту. Уфф. ))) Заехали. По пути порвали трос и повредили тросом бампер Ауди. В общем, довез парня до нужного места и отправился дальше.
Национальный парк «Таганай»
«Таганай» — самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала. Он повсеместно славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам. Изучая информацию и просматривая пешие маршруты, я представить себе не мог, насколько большой парк. При регистрации предложили несколько вариантов маршрута на выбор, в зависимости от того, что хочется увидеть и сколько есть свободного времени. Для себя выбрали 4 часовой пеший маршрут по нижней тропе до Каменной реки, стоянка Веселый ключ.
Парк огромный, интересный. Туда надо ехать специально и желательно не на один день. Здесь раздолье для туристов. Тут можно полюбоваться высокими горными хребтами и причудливыми каменными останцами, россыпями курумов и удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров (порядка 6), реликтовыми лесами, подгольцовыми редколесьями и горными тундрами.
Каменная река (курумник) нам уже знакома по прошлогодним поездкам. Поснимал и снизу и сверху с квадрокоптера.
Добравшись до стоянки Веселый ключ, мы обнаружили двух вОронов, которые выпрашивали еду у туристов. Поток туристов большой, все подкармливают. Чтобы вкусняшки не пропадали, вОроны их тут же прятали по всей поляне. Откапывали ямку, укладывали в неё еду и закапывали, прикрывали листьями и травой. Вся поляна в «заначках». Птицы большие и красивые. Парочка. Увидеть их на таком близком расстояние довольно необычно. Практически с рук берут корм. Сделал несколько фото на память.
Дорогами Урала с севера на юг. Провалившаяся дорога и другие особенности Уральских трасс
С севера на юг России Уральский хребет протянулся на более чем 2000 км. Мы проехали только его часть. Некоторые дороги очень удивили. Слышали про провалившуюся трассу, а про шахтерские дороги из брусчатки? Сегодня прокатимся по Пермскому краю, Свердловской и Челябинской области.
01.Прежде всего, до Урала нужно как-то добраться. Самый удобный способ это автомобиль. Из Москвы можно попасть разными путями. Мы выбрали мало популярную трассу Вятка. Машин и населенных пунктов здесь гораздо меньше. Пусть всего по одной полосе, зато едешь стабильно и никаких пробок.
02.Остановились в Костромских лесах, и сразу нашли белых грибов. Искать их было не нужно, росли на полянке в большом количестве. Дальше была Кировская область, она же Вятка, а затем Пермский край.
03.Движение прибавлялось только у больших городов. В основном на трассе были фуры. Трафик небольшой, обгонять легко. Как только выехали на трассу М7 Волга, то встали в пробку. Машин много, трасса перегружена. Это самая главная причина, почему на Урал не стоит ездить через Нижний Новгород, Казань а также по трассе М5 Урал.
04.Когда-то в старину на Урале дорог и не было. Реки — это основные магистрали. По ним доставляли продукцию с заводов. По реке Чусовой на запад ехало Демидовское железо. С дорогами все было совсем плохо. Ездить можно было только зимой. Бездорожье и грязь продолжалась до советских времен.
05.Только в 1936 году на Урале сделали первые километры асфальта. До этого проходили везде грунтовки. Темпы строительства дорог были крайне низкими, пока в 1958 году добровольно-принудительно все организации не заставили отчислять в фонд строительства дорог 2% своего дохода.
06.Так дороги стали разрастаться, но до идеала было далеко. Дорогу от Серова до Свердловска строили 15 лет. В 1990 году поехали машины. Еще не так давно очень проблематично было попасть на север Свердловской области. Прокатились по такой новой дороге: «северный широтный коридор». Открыли её в 2013 году, до этого в Югру можно было проехать только на коне. На этом дороги севера Урала и заканчиваются. Дальше горы. Местами только есть какие-то локальные дороги в республике Коми.
07.Сейчас же не дорога, красота. Везде хороший асфальт. Дорога от Екатеринбурга в Нижний Тагил вообще идет с лесом посередине. Разделение потоков идеальное. Никто никому не мешает, и врезаться не может. Так и нужно строить. Кольцевые дороги вокруг городов на Урале тоже активно строят. Это здорово облегчает жизнь. Интересно только: если в Москве — МКАД, в Екатеринбурге — ЕКАД, а кольцевую в Питере СКАД или ПКАД никто не называет. Как так?
08.Брендовые АЗС на трассах встречаются регулярно. Никаких проблем с заправками нет. На севере Урала топливо дороже, на юге дешевле. Коротко ездили по такому маршруту: Пермь-Ивдель-Карабаш. От трассы были радиальные или кольцевые выезды по красивым местам. Как ни странно, но дороги везде были хорошими и ровными. За редким исключением.
09.Практически везде асфальт. На юге же вдоль трасс удивило огромное количество березовых рощ. Осенью там самая красота.
10.Челябинская область запомнилась черноземами. Да-да, прямо, как в Воронеже. Сельское хозяйство тут развито.
11.На севере же наоборот. Камни и грунтовки, вокруг тайга. Вот тут пригодился большой дорожный просвет и внедорожные способности Mitsubishi Pajero Sport.
12.Дороги местами сделаны из бревен.
13.Местами мосты времен СССР доживают свой век. Точнее покрытие доживает, потому что фермы металлические очень крепкие. Обновить доски и мост прослужит еще десятки лет, только кто это будет делать в тайге? Сразу вспоминается случай, когда в Мурманской области за одну ночь украли один такой мост. Только шутки про суровых Мурманчан почему-то не ходят в народе, как про Уральцев.
14.Как-то раз встретили перевернувшийся лесовоз. Вроде бы дорога ровная, но небольшой уклон + высокий центр тяжести и большая масса перевернули МАЗ. Не знаю, как его вытаскивали, но МАЗ мы видели еще раз на обочине с помятой кабиной.
15.Дороги в горах Урала запомнились длинными прямиками. Живописно. Хорошо, что поехали именно осенью.
16.По соседству с такими дорогами могут быть прекрасные виды, только к ним дорог нет. Хотите посмотреть горы, будьте добры взять рюкзачок и идти пешком.
17.Поэтому Урал сейчас не так популярен, как Северный Кавказ. Там же по горам можно хоть на низком седане ездить, а здесь нет.
18.Комбинация в формате 4х4 + 2х2 это лучший вариант, чтобы посмотреть красоты Урала. Тренируйте ноги перед поездкой, так будет легче подниматься в горы.
19.В противном случае придется довольствоваться вот такими видами. Горы вдоль дорог поросли лесом. Похожи они на сопки в Мурманской области.
20.Своя особенность Уральских дорог тоже есть. Это старые дороги в шахтерских городах. Они сложены из брусчатки серого цвета. По сей день, люди ими пользуются и не ремонтируют. Вот, что значит, качественно сделали.
21.Бывают и другие особенности. Дороги могут провалиться, как это произошло в Березниках или у Краснотурьинска. Бывший главный подъезд к городу провалился в 2010 году. Под дорогой была шахта Северопесчанская, она и обрушилась.
22.В результате образовался провал на 20 метров глубиной и 120 длинной. Новую дорогу построили в безопасном месте спустя 9 лет. Интересно, а как люди все это время добирались в город? Машины были, как в анклаве?
23.В районе славного города Карабаш дорога проходит вдоль индустриальных пейзажей. Пустыня отходов и горы без растительности.
24.Когда едешь по трассе, то можно увидеть озера с красивой водой. Часть из них искусственная. Это бывшие карьеры, которые затопило. Более подробно про них уже рассказывал.
25.На дорогах Урала до сих пор распространены треноги в кустах. У нас такой способ ушел в прошлое, а здесь нет. Камер много, зачастую их перевозят с «рыбного» места на место. Как правило, ставят в зоне с ограничениями в 50, которые бывают на поворотах в города с трассы, либо когда трасса проходит через населенные пункты. Камер много, имейте в виду. В городах же заметил, что очень много лежачих полицейских. У нас гораздо меньше.
26.Обратно возвращались по трассе М5 Урал. Трасса идет из Челябинска до Москвы. Челябинская и Башкирская часть дороги запомнилась сплошными поворотами и горными пейзажами. Очень похоже на Северную Осетию. Вот только машин в разы больше. Трасса нереально перегружена и превышает расчетную загрузку в 5-7 раз!
27.Дорога двух-полосная. Обгонять сложно, мало места, а машин много. Фуры идут караванами туда и обратно. Эта горная часть дороги между Челябинской область и Башкирией самая опасная. Постоянно там кто-то разбивается. В общем, будьте осторожны, а лучше езжайте через Вятку.
28.Перегруженность вызывает и большие пробки. В Уфе, Казани, Чебоксарах и Нижнем Новгороде потеряли много времени. В Набережных Челнах трасса и вовсе проходит через город. НЧКАД так и не построили. После Уфы встречаются участки с 2 полосами. Местами они идеальные и машин было мало, но у городов опять теряли время.
29.Так путешествие по Уралу подошло к концу. 7000 км и 20 дней пролетели как за два. Не заметил, насколько все быстро прошло. Горы, природа и индустриальные достопримечательности Урала очень впечатлили. Это было одно из лучших путешествий! Домой приехало 624 гб фото и видео. В посты попала самая малая часть, но будет позже видео версия более подробная на моем Youtube канале про автопутешествия.
Есть такая поговорка: кто однажды побывал, уже не сможет не вернуться. Про Урал это можно сказать однозначно. Урал понравился, будем изучать его дальше! Поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о путешествиях. За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel