Путешествие на машине на чукотку
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться «классического механического времени». Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека » с материка» аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.
Реплика из жизни чукотских туристов: «Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад».
Главным действующим «лицом» на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.
Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.
Анадырь. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
— Почему мы не летим?
— Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
— А сколько до него?
— 230 км.
— Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно «суровее». Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.
Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку «из вне» можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии «ЧукотАвиа». Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными «авиаворотами» Чукотки.
2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).
Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: «Чукотавиа» ( более 200.000 руб. полётный час) и «Билибиноавиа» (цена процентов на 10-15 ниже чем у «ЧукотАвиа»). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: » Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!»
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Реплика из жизни чукотских туристов: «И как вы здесь живёте?».
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
Турист «не организованный» потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так «дорого» для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как «манну небесную», а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в «первое» кафе, или во «второе». Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе «Доступная информационная среда» появились бесплатные точки WI-FI.
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список «культурных» заведений и заканчивается.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.
Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?
Продолжая серию публикаций про Чукотку, настала очередь рассказать про самый протяженный зимник в самое труднодоступное село Чукотки.
Исторически так сложилось, что вся жизнь на Чукотке была сосредоточена вдоль океанского побережья.
Коренное население Чукотки — чукчи, эскимосы, эвены и коряки занимались морским промыслом, морской охотой и оленеводством и селились преимущественно также на побережье.
К этому располагал и подходящий рельеф тундры на побережье и арктический морской климат.
Но в глубине материка преобладал крайне непростой горный рельеф с труднодоступными хребтами, вершинами до 2000 м, перевалами и суровым континентальным климатом.
Этим и объясняется почти полное отсутствие поселений в глубине материка, но тем не менее жизнь там есть.
Итак, в 400 километрах юго-западнее города Билибино, на самой границе Чукотского АО, Магаданской области и Камчатского края, расположилось самое труднодоступное и странное село Чукотки — Омолон.
Село было основано в 1944г с одной простой целью — обслуживание запасного аэродрома воздушной трассы АлСиб.
После окончания войны здесь были организованы оленеводческие колхозы и село получило вторую жизнь.
Вот только непонятно зачем, учитывая, что коренное население в этих условиях никогда не жило.
Но вот транспортный вопрос и 70 лет назад и сейчас — так и остается самым болезненным и непростым.
Постоянной дороги туда нет, но есть речной порт и аэропорт, откуда совершаются рейсы в Билибино и…в Магадан. Почему в Магадан? Потому что долгое время село относилось к Магаданской области.
Все эти годы, основное снабжение села осуществлялось по реке Омолон, одному из притоку Колымы.
В последние годы река Омолон сильно обмелела и баржи, груженые топливом и продуктами, уже не могли подняться до села в летнюю навигацию. Одновременно с этим, последних лет 30 лет, существовал еще и 650 километровый дикий зимник на Магадан. Зимник выходил в селе Омсукчан, откуда уже оставалось всего 550 км до Магадана по круглогодичной дороге с твердым покрытием.
Но про этот зимник я расскажу в следующий раз.
И тут властями Чукотки было найдено элегантное решение — пробивать 600 километровый зимник из Билибино для организации зимнего завоза с районного центра. И с конца 2000-х из Билилбино, начали в конце января бить зимник через два высокогорных перевала (Свеча и Таркоп), несмотря на то, что традиционно село имело более тесные связи, именно, с Магаданской областью, а не с Чукоткой.
Кстати, два этих зимника является частью второй «неофициальной» дороги на Чукотку, общей протяженностью почти 1200 километров. При этом в 1,5 раза короче официальной дороги на Чукотку по зимнику «Арктика».
По маршруту этих зимников, когда — нибудь, лет через 30, пройдет будущая федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь.
Но с этим зимником все не очень просто, потому, что он пролегает по самым глухим местам Чукотки.
И хотя, первые полторы сотни километров этого зимника являются дорогой к новому месторождению «Песчанка», с достаточно оживленным движением «наливов», но дальше 400 километров абсолютной глуши.
При СССР, на реке Олой было село Уляшка, там располагалась метеостанция и было несколько жилых домов, но вот уже почти 30 лет села нет и только оленеводы использует несколько домов в качестве перевал — базы.
И если для легковых водителей зимник вполне сносный, то для грузовых автомобилей этот зимник совсем не прост.
Виной тому два сложных перевала — «свеча» на которых тяжело груженные автомобили нередко опрокидываются. А ведь и правда, местами крены достигают 15 градусов, а тангаж и все 20. И высота этих перевалов выше 1000 метров, на широте почти 66 градусов.
Водители и дорожники настолько неравнодушны к этим двум перевалам, что рисуют разные «неприличные» картинки для разрядки от негативных эмоций.
За 600 километров зимней дороги, болота будут сменяться лесами из лиственниц, а речные долины с огромными выпирающими наледями, зажатыми между горными хребтами, будут чередоваться с настоящими горными перевалами.
На преодоление 600 километров зимника у грузовиков обычно уходит до 3-х дней, если не случается форс-мажоров на перевалах.
Но и зимник функционирует всего пару месяцев, сказывается исключительная сложность по его подготовке.
За два дня движения по зимнику, нам не встретилось ни одного автомобиля, не считая пары наливов, которые шли в начале зимника на Песчанку и дорожников в Омолоне, закончивших строительство этой зимней дороги.
В какой — то момент становилось даже не по себе, а что если с автомобилем что-то произойдет? Ближайшая связь в Билибино и Омолоне.
Да и завести автомобиль в такой мороз после 2-3 часов простоя уже почти невозможно без посторонней помощи.
Спустя месяц пребывания на Чукотке, мы наконец увидели все разнообразие пейзажей и ландшафтов этого труднодоступного и самого восточного региона нашей страны.
И абсолютно точно могу сказать, если вы были в Анадыре или Певеке, то вы Чукотку не видели. Чтобы увидеть и понять Чукотку, её надо проехать с запада на восток и с севера на юг, только тогда она откроется вам во всем своем многообразии.
Жаль, что оказаться в этих местах летом почти невозможно — здесь царство топких болот, многочисленных рек, назойливой мошки и огромного количества бурых медведей.
Наледи – самое опасное для северных водителей. Экспедиция на Чукотку #8
В моих рассказах много дороги потому, что ее правда много в авто путешествиях.
Страна у нас большая, чтобы доехать до точки старта, приходится преодолеть тысячи километров. Например с Челябинска до Якутска больше 6 тыс. км. И это еще даже не начало зимника.
Любое путешествие состоит на 90% из доездинга по асфальту, и только малая часть приключение по интересным дорогам.
В северных поездках интересных дорог больше, но общая картина такая же. Доезд отнимает много времени и ресурсов.
Поэтому даже на зимнике, есть участки с относительно спокойной дорогой, которые нужно просто пройти.
Из Билибино в Певек проходит короткая дорога, летник. Это путь проехать по которому можно только в теплый и сухой сезон. В другое время года его не чистят и там не пробраться.
Зимой все машины ездят по более длинному зимнему пути через поселок Иллерней и реку Иллернейку. Зимник проходит частично по болотам и рекам.
На этом пути создают серьезные препятствия несколько рек с постоянными наледями. Это опасные места, как для легковых машин, так и для крупной техники. Камаз на больших колесах тоже может застрять так, что вытаскивать придется трактором.
Казалось бы, что все реки зимой замерзают. Но нет, мелкие и быстрые, как правило, могут течь всю зиму. Даже если сверху образуется лед, он тонкий и ломается под тяжестью колес.
Самое опасное в таких наледях это застрять. В сильный мороз у машины быстро примерзают колеса, тогда дела плохи.
И на пути нам попалась точно такая же стремительная речушка. Практически всю зиму на ней открытая наледь, через которую приходится ехать в Певек.
Хорошо, что мы оказались в тот день не одни. Догнали вторую группу и под руководством Саши Еликова ночью намораживали свежий лед. А утром с трудом, но преодолели колонной эту водную преграду. Не без приключений, но в целом все прошло нормально.
Дальше до Певека спокойная дорога.
P.S. Друзья, оцените и поделитесь пожалуйста записью у себя в профиле
Комментарии 71
что то потерялся в монголии
Народ, не так страшен черт, как его малютки. Так что помните правило номер 1 — главная деталь в машине, это прокладка между рулем и сидением. Езжу зимой на север уже не первый год, так уж получается, что всегда в 1 машину. Стандартный паджеро спорт 2, лебедок нет, остальных наворотов тоже нет. Последние 2 сезона — вдвоем. до этого вообще в одно рыло (и одну морду с 4-мя лапами). Соизмеряйте желания и возможности — и будет вам счастье и много незабываемых впечатлений.
нужно передвигаться на авто предназначенных именно для этого, снегоболотоход Кречет то что нужно вам
согласен) но у меня его нет)
нужно передвигаться на авто предназначенных именно для этого, снегоболотоход Кречет то что нужно вам
Во я приколюсь, как ты на снегоболотоходе из нерезиновой до Салехарда поедешь на Нг каникулы. Хорошо иметь ангар с техникой и тягачем для е перевозки, но это из области фантастики для большинства. Так что приходится пользоваться тем, что есть… ну или сидеть дома у зомбоящика с пивом, тут уж кто что выберет…
подскажите какая была цель поездки?
Снимали фильмы про север
Судя по фото-прогулка…зимник обслуживаемый, чистят, и содержат по условиям заказчика. Это не зимник, это зимняя автодорога, двухсторонняя.
Зимник это эстакада, десятки километров. Шаг вправо-влево и ты на мостах…или в наледи.
все верно. дорогу обслуживают
Ага, только вот «обслуживание» на зимнике и в столице — это «две большие разницы». первая метель — и «обслуживаемый» зимник превращается во внедорожный квест.
Самое опасное с наледью это вмёрзнуть в неё. Выморозка машины это жуткая работа.
Лебёдки, тросы, цепи на колёса обязательны. Не один десятор раз ездил по Тазовской губе, по рекам Пур, Таз в ЯНАО, в ХМАО Обь, в Якутии Ирелях, Лена, в Амурской обл Зейское водохранилище и от п.Горный в сторону Эльги все ручьи и речушки.
Васюганское болото на гусеничных вездеходах, сейсмопартии…
Наледь очень опасна. Смертельно.
И прежде чем ехать по льду сто раз подумать. Если переправиться с одного берега на другой то лучше промеры толщины льда сделать. Сколько перетопили техники и людей на Северах-уму непостижимо.
Круто забирался. Снимаю шляпу. НО! Нету у меня ни лебедки ни цепей. И машинка без наворотов. штатный паджеро спорт второй. однако до Паюты уже второй раз добираюсь в одну машину. А до Салехарда — третий. Нравится мне Салехард в новый год, красиво там.
Я жил в Тазовске 13 лет…
Спасибо за развёрнутый ответ
На Крузаке понижайка не нужна, мост включать? Он Фуллтайм, речь о межосевой блокировке? Если её включаешь значит дела совсем плохи.
И впереди и сзади сотни километров такой дороги. На фотках дорога, на которой ничего кроме D включать не нужно)))
Если дорога как на фотках — понижайка не нужна. Если топчешь переметы — можно и включить, будет проще топтать. Все зависит от условий в конкретном месте. Сложно дать исчерпывающие инструкции на все случаи, набирай свой опыт и подсматривай за местными водилами, ну и спрашивать не стесняйся, там люди всегда опытом поделятся.
А можно вкратце? Какова технология намораживания дороги? Думаю, многим будет небесполезно.
Сколько мне обошлась поездка на Чукотку в одну машину
Продолжим считать мои блогерские доходы.
Более менее заработки у блогера начинаются с суммарной аудиторией около 500 тыс. подписчиков. Пока ты меньше, то рекламодателям менее интересен.
Предложения конечно начнут поступать гораздо раньше, но суммы будут незначительные. Исключения тоже есть, но для них должно совпасть много факторов.
Как вы верно заметили, конкретно тревел-блогинг сам по себе очень затратное и низкомаржинальное направление. И клоун, который пугает людей на улице или играет дома в игры. Тратить на производство своего контента копейки и поэтому чистая прибыль остается больше.
Но даже в подобном направлении, если быть порядочным к своим зрителям и не «впаривать дичь», то шибко не разгуляешься. По крайней мере, о быстрой покупке квартиры можно не думать.
Приведу в пример еще экспедицию на Чукотку. Много спрашивали про мои расходы в той поездке.
Всего потрачено: 321 149 руб.
— Топливо 182 194
— Продукты 33 000
— Питание 40 604
— Проживание 18 500
— Прочие расходы 6 850
— Ремонт машины 40 000
Всего заработано: 436 021 руб.
— Собрано зрителями 186 021
— От спонсоров 200 000
— От экипажей 50 000
На первый взгляд я в плюсе на 114 873 руб.
Теперь приплюсуем затраты на производство видео.
Оплата оператора 50 000
Монтаж видео 75 000
Итого: 125 000 руб
Теперь добавляем это к общей сумме расходов и опять получается, что я минусе на 10 127 руб.
При это не продаю рекламу в чукотских видео, а рекламирую партнеров и людей, который помогли в поездке.
Теперь смотрите сколько удалось удалось сэкономить с помощью моих друзей и зрителей.
Итого экономия: 131 160 руб.
— Топливо 30 160
— Питание 30 000
— Проживание 71 000
По сути, эти деньги пришлось бы заплатить, если бы не знакомые и зрители, которые в пути кормили, размещали и заправляли нас.
К тому же партнеры предоставили снаряжение, аксессуары, масла и питание. Это еще одна статья экономии, за которую рассчитываюсь рекламой.
Подытожу, эти посты ответ на вопросы тем, кто мечтает стать блогером, вместо первичного занятия зарабатыванием денег. Путешествия и творчество, производное от основного дела.