Путешествие в архангельскую область на машине
100 причин посетить Архангельскую область
100 причин посетить Архангельскую область
Посетить
1. Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области
2. Национальный парк «Русская Арктика» — наблюдение за белыми медведями
3. Национальный парк «Кенозерский» — уникальный мир природы и старинной архитектуры
4. Национальный парк «Водлозерский» — богатейший мир флоры и фауны
5. Национальный парк «Онежское Поморье» — наблюдение за новорожденными тюленями-бельками (сезонно)
6. Музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы»
7. Музей коровы (Приморский район, с. Лявля)
8. Пинежские карстовые пещеры
9. Село Холмогоры — родина М. В. Ломоносова
10. Город–музей Каргополь
11. Город-музей Сольвычегодск
12. Кий-остров в Белом море
13. Новодвинская крепость в Архангельске (нач. XVIII)
Троицкая церковь в селе Ненокса — единственный, сохранившийся в России деревянный пятишатровый храм
© Архив муниципального образования «Город Северодвинск»
14. Единственная сохранившаяся в России деревянная пятишатровая церковь в селе Нёнокса (только для российских туристов)
15. Город Северодвинск — Российский центр атомного подводного судостроения (только для российских туристов)
16. Космодром «Плесецк» — 1-й Государственный испытательный космодром (ЗАТО)
17. Самые северные мельницы в мире (Мезенский район, д. Кимжа)
18. Концерт Государственного академического Северного русского народного хора
19. Косторезная мастерская в Холмогорском районе (мастер–классы и возможность приобрести изящные украшения и сувениры из кости моржа или мамонта)
20. Жерло потухшего вулкана (ныне урочище Куртяево с источниками минерализованной воды)
21. Аутентичная старообрядческая деревня Кимжа, Мезенский район
22. Русская баня «по-белому» и «по-черному»
23. Стойбища оленеводов в Лешуконском и Мезенском районах
24. Резиденция Матушки Зимы в Яренске
25. Самая маленькая часовня в России (Тырышкино, Плесецкий район)
26. Церковь–маяк на г. Секирной (Соловецкие острова)
ПОСМОТРЕТЬ
27. Белые ночи (с мая по август)
28. Белое море
29. Ледоход (последняя неделя апреля — первая неделя мая)
30. Одно из двух существующих на планете уникальных природных явлений — прилив высотой 8 метра два раза в сутки на реке Мезень Мезенского района
31. Каргопольская глиняная игрушка — всемирно известный сувенир из России
32. Паводок в области — отрезает территорию от «Большой земли» (Пинежский, Мезенский, Лешуконский, Онежский район, город Архангельск)
33. «Сполохи», так у нас называют северное сияние (с августа по май)
34. Антониево-Сийский монастырь (Холмогорский район): сюда был сослан Федор Никитич Романов — отец первого царя из династии Романовых
35. Красная Горка и Красногорский Богородицкий монастырь (Пинежский район, окрестности п. Пинега), где нашел последнее пристанище князь В. В. Голицын
36. Царство белого гриба — Красноборье
37. Гостиные дворы в Архангельске — древнейшее здание в городе
38. Устьяны — медовый, свадебный и горнолыжный центр Архангельской области
39. Дом–музей Козьмы Пруткова и арт–фестиваль его имени (Сольвычегодск, середина июля)
40. Деревянные церкви в Уфтюге (Красноборский район) и Пияле (Онежский район) — самые высокие шатровые храмы в России
41. Уникальные двустолпные соборы в Сольвычегодске и на Соловках
42. Исчезающая речка Халуй (Каргопольский район): уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит — на другом, километрах в полутора от места ухода
43. Камни–следовики и святые источники в Каргопольском районе
44. Солзенский рыбзавод (Приморский район, окрестности Северодвинска)
45. Древние каменные выкладки и «лабиринты» на о. Большой Заяцкий Соловецкого Архипелага
ПОУЧАСТВОВАТЬ
46. Международный фестиваль уличных театров (Архангельск, конец июня)
47. Международные Дни Джаза в городе Архангельске (сентябрь–октябрь)
48. Единственный в России зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны» (Каргополь, январь)
49. Парусный фестиваль «Соловецкая регата» (Соловки, июль–август)
50. Поморская масленица (март)
51. Поморский Новый год (сентябрь)
52. Арт—фестиваль «Тайбола» (июль, берег Белого моря или Северной Двины)
53. Ярмарки и фестивали народной культуры
ПОПРОБОВАТЬ
54. «Козуля» — расписной архангельский пряник, выпекаемый по старинным рецептам
55. Альготерапия — косметические средства из водорослей Белого моря для здоровья и красоты
56. Архангельская селедка, семга и треска — свежая, соленая, копченая и необыкновенно вкусная
57. Ватрушки, пироги с ягодами и грибами — традиционные лакомства Архангельского Края
58. Кулебяки и рыбники
59. Настойки и бальзамы из северных ягод
60. Тетерки — обрядовое северное печенье
61. Попробовать себя в косторезном ремесле
62. Блюда северной кухни на фестивале «Помор–Этнофуд» (Архангельск, июнь)
КРОМЕ ТОГО
63. Купить исконный поморский оберег — щепную птицу счастья
64. Приобрести любимой украшение с настоящим архангельским алмазом
65. Пожать «на счастье» руку северному сказочнику Степану Писахову и загадать желание
66. Провести ночь длиною в 2 часа (21 июня)
67. Прожить день, за который вы не успеете практически ничего (21 декабря)
68. Узнать, что такое «Через Ширшу в Маймаксу» и «Заакакурье»
69. Совершить прогулку на речном теплоходе по Северной Двине
70. Побывать на старейшем в России пароходе–колеснике «Н. В. Гоголь»
71. Проверить свои литературные таланты. Архангельская область — родина Степана Писахова, Бориса Шергина, Федора Абрамова, Николая Рубцова.
72. Посмотреть уникальные старинные иконы и деревянные резные скульптуры в музее ИЗО (г. Архангельск)
73. Побывать в Макариевской пустыни, где соловецкие монахи выращивали виноград и арбузы, всего в 167 км от условной линии Полярного круга
74. Посмотреть, как «северные киты» — белухи выводят потомство у берегов Соловецкого архипелага
75. Послушать северные колокольные звоны и народные песни
76. Побывать на анзерской горе Голгофе (Соловки), которая находится на одном меридиане с Голгофой в Иерусалиме
77. Сплавиться на рафте, каяке или байдарке по северным рекам
78. Пройти по архангельскому Арбату — проспекту Чумбарова–Лучинского
79. Сравнить вид на архангельский памятник Петру Великому и Морской вокзал с изображением на 500–рублевой купюре
80. Искупаться в Белом море
81. Пройти между островами Соловецкий и Большая Муксалма на Соловецком архипелаге по дамбе длиной более 1 км
82. Побывать в доме, где отбывал ссылку И. Сталин (Сольвычегодск)
83. Отдыхая на пляже, наблюдать, как мимо проплывает подводная лодка (о. Ягры, Северодвинск)
84. Загадать желание на мысе Желания — самой северной точке Новой Земли
85. Побывать на краю России, самой северной окраине нашей страны — мысе Флигели (Земля Франца Иосифа)
86. Порыбачить на северных озерах и реках, попробовать себя в морской рыбалке
87. Самому изготовить северную куклу
88. Прогуляться по деревянным подвесным пешеходным мостам (особенности многих северных деревень)
89. Пройти по железнодорожному мосту в Архангельске — самому северному разводному мосту в мире
90. Узнать, кто такие поморы и что такое поморская культура
91. Побывать на родине Сени Малины — «северного Мюнхгаузена» (д. Уйма, окрестности Архангельска)
92. Пожить в настоящей глухой северной деревне
93. Увидеть, как «косят» морскую капусту–ламинарию
94. Узнать, почему Белое море называют белым
95. Полюбоваться деревянными расписными «небесами» наших храмов
96. Посмотреть подземные озера и водопады в пинежских пещерах
97. Побывать в заповедных таежных лесах
98. Познакомиться с бытом и культурой кочевников–оленеводов
99. Посмотреть древнейшие на планете организмы в геологических отложениях эпохи венда (Зимние горы, Приморский район)
100. Увидеть уникальные памятники деревянного зодчества — часовни и церкви
101. Найти свою причину приехать еще раз!
Из Москвы в Архангельск, или как я увидел зиму…
Всем привет. Долго собирался написать небольшой отчет о очередном небольшом путешествии.
Собирался в Архангельск давно, очень хотел навестить своего товарища, и вот, посовещавшись с женой, решили — едем. Стал искать информацию о дороге, состоянии дорог, отзывы и прочей информации. Даже видео на Ютубе смотрел. Нашел всего несколько отчетов: первый — зимний, второй — старый. Информация о состоянии дорог была очень противоречива.
И вот, 1.01.2016 в 12.00 мы тронулись в путь. Путь от точки старта, до точки назначения составлял ровно 1300 км. Нельзя ведь просто так, взять и ничего не забыть) Мы забыли фотокамеру) Поэтому заранее прошу прощение за качество фотографий
Первый раз заправились в Ростове, Ярославской области, заканчивался остаток топлива в баке.
У нас не было цели посетить попутные города, тем более световой день короткий и очень быстро стемнело. Качество телефонных фотографий опустилось до нуля. Путь пролегал через Ярославль и Вологду. До Ярославля дорога была отличная. Ярославская окружная не поразила меня своей идеальностью, но очень приличная. Дальше до Вологды дорога в большей степени неплохая, есть участки трещинами в асфальте — там пришлось попрыгать, но в целом дискомфорта не доставляет. От Вологды до Архангельска отличная дорога, отличный асфальт. Лишь километров за 50 до города идет реконструкция дороги — срезают холмы и горы. Кстати именно из-за обилия холмов трасса и носит название «Холмогоры»
Сделали остановку в Вологде. Солярки в баке больше половины. Ну думаю заправимся по пути…
Давно село солнце, путь еще долгий, я проехал Вологодскую окружную, заправку на ней и тут забортная температура начала резко падать
— 33! На холостых мотор трясло как паралитика. Я никогда не видел, чтоб температура падала прям на ходу. Чем выше скорость, тем быстрей падает температура двигателя. В салоне становилось прохладнее. Вместе с падением температуры окружающей среды падал и уровень топлива. Этого я никак не мог ожидать. А где АЗС? Можно проехать 100 км и не встретить ни одной приличной заправки. Так как солярка замерзает прям в фильтре, не хотелось заправляться на неизвестных станциях, и вот на самых парах я дотянул до н.п. Верховажье где была АЗС Лукойл. К слову говоря в тех краях есть только Роснефть и Лукойл. Цена солярки достигала 39 р/л.
По традиции хотел сделать фото Буси на фоне въездной стеллы в Архангельскую губернию, но было очень темно, да и из машины выходить не хотелось.
Архангельск находится на другом от М8 берегу Северной Двины, через реку перекинут разводной мост, который разведен до 5 утра. Так как получалось что мы приезжаем около 3 часов утра, то принято было решение немного покимарить, дабы были силы на употребление горячительных напитков по приезду. Перерыв на 2,5 часа мы сделали в районе Сямжи, именно там замерзло сцепление. Я с трудом смог несколько раз качнуть педалью прежде чем включить первую передачу.
Фото только фото с небольшими комментариями:
Памятник «Тюленю – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда»
В один из дней мы поехали в Северодвинск. Кстати именно там и заканчивается трасса М8, но название почему-то «Москва-Архангельск».
Каждую зиму Белое море покрывается льдом, который совершенно исчезает весной, поэтому оно относится к морям с сезонным ледяным покровом. Все море покрывается льдом, но это не сплошной покров, а постоянно дрейфующий лед, местами сгущенный, а местами разреженный под влиянием ветров и течений. Весьма существенная черта ледового режима Белого моря — постоянный вынос льда в Баренцево море. С ним связаны полыньи, постоянно образующиеся среди зимы, которые быстро затягиваются молодым льдом.
В море льдообразование преобладает над таянием. Обычно плавучий лед имеет толщину 35—40 см, но в суровые зимы может достигать 135 и даже 150 см. В нашем случае по льду от берега мы прошли около 500 метров. Дальше идти было немного страшновато. Лед, кстати, на вкус соленый.
Воинский мемориальный комплекс в Северодвинске, особенное место
Памятный знак в память погибших подводников АПЛ «Курск»
Памятный знак на братской могиле промысловиков-зверобоев
Малые Карелы.
Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.
Музей под открытым небом расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.
Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
А затем было возвращение домой. Дорога назад всегда проще и быстрее кажется. Планирую вернутся в Архангельск летом, именно тогда будет возможность посетить Соловецкие острова.
15 особенностей дорог Архангельской области, и почему по ним отказываются ехать туристы
Из 8 000 километров дорог Архангельской области асфальтовое покрытие имеет только четверть. В остальном это различные грунтовки и зимники, а есть и летники. Это те дороги, которые существуют только в жаркий летний сезон. Есть и другие особенности местных трасс, но обо всем по порядку.
01.Начнем с главного. Архангельск – это центр, от него начинаются все пути в далекие уголки области, которая по площади больше Франции. Основная трасса Архангельской области — М8 Холмогоры вдоль Северной Двины. Она в отличном состоянии, никаких проблем с проездом нет.
02.Есть еще вторая асфальтированная трасса в Каргополь, а третья на Котлас асфальтируется уже не один десяток лет, и, наверное, лет через 10 можно будет проехать с ветерком, а пока там тряский грейдер.
03.На этом то и все. Другие трассы в разные районы области только грунтовые. Где-то лучше, где-то хуже.
04.Вот, например, на Пинежье, куда мы ездили, трасса выглядит вот так. Нет, это не проселок куда-то в деревню, а официальная дорога в райцентр. Других вариантов нет. Лет 15 назад в принципе дороги не было, только зимник.
05.Ходит на Пинежье еще самый медленный поезд в России. 223 км до Архангельска проезжает он за 5+ часов. Все из-за лесов и топких болот. Покрытие не позволяет ехать быстрее. Ветка, кстати, тупиковая, строили её в советские времена, а дальше отказались от строительства.
06.На машине, правда, тоже будет отнюдь не быстрее добраться. По грунтовкам летом в хорошую погоду зачастую едешь 40-70 км/ч. А после дождей и в межсезонье дороги разбивает, можно и завязнуть.
08.Часть времени года и вовсе не доехать, мостов нет. Капитальные мосты строить не хотят, так как дорого, а народу живет мало. Дешевле содержать паромные переправы и понтонные мосты.
09.Последние ставят только по низкой воде, т.к. сильным течением может унести. Как ни странно, но проезд по части мостов бесплатный, а в некоторых районах платный.
10.Иногда бывает и так. Навигатор приводит к мосту. Знаки стоят свежие, а…
11.А моста и нет. Понтон уже замыло песком. Возможно зимой организуют ледовую переправу.
12.Кстати, протяженность ледовых переправ официально 23 км, есть еще неофициальные, которые накатывают местные жители на свой страх и риск. Про зимники и ледовые переправы Архангельской области я уже рассказывал ранее.
13.Паромы же ходят от ледохода до ледостава, а это все зависит от погоды. Проезд на них всегда платный. За кроссовер берут 400 р. Внедорожники, пикапы в 2 раза дороже, легковушки на 100 рублей дешевле. Многое, конечно, зависит от сезона. В таком случае цена за тот же паром будет до 2000 р.
14.Есть другая особенность — «летники». Это временные дороги типа зимников. Существуют только в жаркое лето, когда река сильно мелеет. Прокладывают их прямо по берегу реки. Состояние бывает очень разное. Иногда пройдет легковушка, иногда внедорожник. Исчезнуть эти дороги могут в любой момент. Пойдут дожди, вода поднимется и все. Жди следующего года.
15.Единственное, кто ездит в межсезонье по любым дорогам — это вездеходы. Их называют каракаты. Кто-то делает самостоятельно, а кто-то покупает. Сам удивился, что такие производят мелкосерийно и совсем недорого по современным меркам, за 250-300 тысяч вечнодеревянных. Это не Шерпы за 6 миллионов. Правило простое: чем дальше уедете от Москвы, тем дешевле вам обойдется вездеход.
16.Часть дорог области состоит из бетонных плит в одну колею. Во времена СССР их строили болгары. В наше время дорожники – шутники расставляют знаки с ограничениями перед поворотами. Официально ехать можно 90 км/ч, но в реальности около 50. Так безопаснее, потому что иногда встречаются разбитые плиты.
17.Вот на полевых дорогах скорость контролируется исключительно разумом. Камер и инспекторов ГИБДД тут не бывает никогда.
18.Есть еще более красивые луговые дороги среди стогов сена, но их почти не осталось. Сено в 21 веке оказалось ненужным, как и сельское хозяйство на севере.
19.Грунтовые трассы равняют грейдеры и катки. Летом после дождей их разбивает, образуются колеи от лесовозов, которые в этих местах ездят регулярно. Нам повезло, была засуха.
20.Однажды на обочине встретили вот такое чудо-юдо. Кто знает, для чего придумали странный каток?
21.Местная особенность дорог — северный загар. После таких трасс машина покрывается толстым слоем равномерной грязи, а вот зимой наоборот. Машина чистая всегда. Моют осенью, а затем весной. Чистый снег на дорогах, химии и соли 0.
22.Пока едешь по глубинке, можно увидеть старую технику, которой в городах давно нет. Вот кто-то сделал сарай из ЛИАЗа.
23.ЗИЛки, ГАЗики, старые Москвичи, Жигули и Запорожцы еще на ходу. Автопарк в глубинке обновляется медленнее всего в России.
24.Следующая особенность — это «внезапный асфальт». Едешь по грунтовой трассе, въезжаешь в деревню, а там асфальт. Объясняется просто: полностью заасфальтировать дорогу денег нет, а закатать асфальт в деревне можно ради комфорта. Так пыли не будет.
25.Когда постоянное движение по грунтовкам, то пыль стоит столбом. Жить в пылевых условиях неприятно. Все покрывается толстым слоем пыли, поэтому если едете по деревенской грунтовке, то скидывайте скорость до 30-40 км/ч, а можно и ниже. Местные жители скажут вам за это «Спасибо».
25.Для Архангельских дорог идеален кроссовер, внедорожник или пикап. Полный привод и большой дорожный просвет будет огромным плюсом. Так ехать гораздо комфортнее, а главное вероятность вашего доезда гораздо выше, так как фактор погоды никто не отменял. В этот раз энергоемкая подвеска Subaru XV здорово выручила, неровности она сглаживает на ура.
26.Бывает так, что хорошая асфальтовая дорога может внезапно закончиться тупиком, как на трассе Р1 из Петербурга в Архангельск. Дальше проезда нет, только в объезд. Дорогу обещают скоро полностью заасфальтировать. Добираться из Петербурга до Белого моря можно будет очень быстро, а пока в межсезонье лучше объезжать стороной эти места.
27.Туристы чаще всего так и поступают. Не заманишь современных туристов на грунтовки. Хочет нынче турист комфорта, ровных асфальтовых дорог с капучино и хот-догами на заправках. Выбор каждого, кому что нравится. Машин с номерами других регионов видели не так много, а в глубинке и вовсе не встречали. Все же Русский Север — это больше на любителя.
А Вы бы отправились путешествовать по таким дорогам? В следующий раз расскажу, как мы ездили ловить уходящую красоту на Пинежье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, за комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе выкладываю видео из путешествий по России.
На машине по Русскому Северу: самый живописный маршрут
Мы оказались в Архангельской области, наверное, в лучший период времени – в золотую осень, которая в этих краях невероятно хороша. Деревья, переливающиеся золотом, охрой, багрянцем, словно подкрашенные в фотошопе, вызывали у нас детское чувство восторга: северная природа оказалась совсем не суровой, а пронзительно красивой. Сменяющиеся за окном цветные картинки отвлекали от тяжелой дороги, а колесить нам пришлось немало.
В Архангельскую область мы отправились в составе экспедиции «Русский Север 2.0», при поддержке Россельхозбанка и под эгидой Ассоциации «Самые красивые деревни и городки России», которая поддерживает живые деревни и их жителей. Чтобы отсмотреть претендентов, за 20 дней команда во главе с Александром Мерзловым, президентом Ассоциации, проехала больше пяти тысяч километров.
Мы держим путь на «Голубино», которое находится в 130 километрах от Архангельска. На месте старой турбазы теперь отель, как говорится, со всеми удобствами: капучино и интернетом (что большая редкость для этих мест). Им управляет Анна Клепиковская – москвичка, которая оказалась в Архангельской области, благодаря мужу-пинежанину. Однажды он привез Анну на свою родину и она влюбилась без памяти в суровую, ни на что не похожую природу и удивительно тёплых людей. «Мы раньше часто приезжали сюда на отдых, потому что природа тут замечательная – чистейшие реки, озера, дикоросы, брусника, клюква, черника, морошка. Ходили на экскурсии в пещеры, ездили по деревням и постоянно между собой обсуждали, ну почему нельзя здесь другой краской покрасить, а тут как следует почистить и разобрать?».
За 5 лет они построили гостиницу, баню, наняли поваров и официантов, которые очень стараются обеспечить столичный сервис. Сделали эко-тропы, разработали интересные экскурсии, куда в качестве гидов начали привлекать местное население. «Как-то к нам приезжали ребята из Москвы, которые думали, что за несколько дней тут заскучают, – рассказывает Анна. Но не тут то было: трекинг, сплавы, карстовые пещеры, сапы – на все им не хватило времени».
Анна и ее команда начинали с экскурсионных маршрутов: именно они были первыми, кто познакомил туристов с кочевниками-оленеводами. «Первую экскурсию посетили шесть человек, среди которых была журналистка местной газеты. После выхода статьи, к нам записались 60 человек». Праздник оленя, который проходит в марте в Парк «Голубино» – одно из самых долгожданных событий для местных – покататься на оленьих упряжках, попробовать блюда из оленины и послушать предсказания шамана приезжают порядка трех тысяч человек.
В ближайшем будущем Парк «Голубино» намерено стать туристическим хабом – здесь откроется визит-центр, где можно будет получить рекомендации по маршруту и арендовать экипировку.
Ну а мы отправляемся дальше исследовать деревни. Первая – Кулагоры, расположенная на холме над рекой Пинега.
При въезде нас встречают бабушки с горячими налимниками (лепешки из ржаной муки с начинкой из пшена). «Угощайтесь, пока тепленькие из печи». Пьем горячий чай, едим вкусную выпечку и любуемся на уходящую за горизонт дорогу, которая соединяет Архангельск и Мезень. Эта смотровая площадка – любимое место для досуга местных. Сюда приходят «на Русь посмотреть». Постоянно в деревне проживают 35 жителей, в основном старики. Почти вся молодежь разъехалась в города покрупнее, но некоторые принципиально не хотят покидать родные места, делая все возможное для того, чтобы деревня стала местом для комфортной жизни и центром притяжения туристов. Идем, рассматриваем старые деревянные дома, одни хорошо сохранились, другие – в сильном запустении – большинству из них более 100 лет. «Шансы получить звание самой красивой деревни у Кулагор есть, – говорит Александр Мерзлов. Она может быть привлекательна для туристов не только своей аутентичностью, но и 20-ти километровой кастровой пещерой, которую пристально изучают спелеологи».
Соседняя деревня Валдокурье – еще один номинант – интересна своим историческим контекстом – здесь пребывал в ссылке князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, могила которого находится в Красногорском монастыре.
Архангельская область, по сути, остается терра инкогнита для большинства россиян, зато самобытную Пинежскую землю хорошо знают и любят иностранцы.
Для деревни получить «звездочку» ассоциации – это шанс стать заметными, а именно попасть в поле зрения чиновников и меценатов. И в перспективе получить президентский грант. Например, в село «Вятское», которое стало обладателем максимальных трех звезд, турпоток увеличился с 60 до 300 тысяч человек, появились 120 рабочих мест. Кстати, туда из столицы переехала жить Любовь Казарновская.
В Ассоциацию принимают на 5 лет. Чтобы сохранить статус, нужно будет повторно пройти инспекцию. «За это время в деревне должны навести порядок: разобрать то, что рассыпается и восстановить все, что можно. Развить инфраструктуру и агротуризм», – объясняет Александр Мерзлов.
Кругом леса
Архангельская область немногим больше Испании, только против 46 млн человек, здесь живет лишь миллион с небольшим. Бескрайние реки, леса, источники, касторовые пещеры – в Поморье очень красивая натура, как сказали бы киношники. В заповедниках (а их здесь 110) растет несколько видов лишайника (индикатор чистоты окружающей среды), можно встретить орхидеи, занесённые в красную книгу и много эндемиков. Летом под ногами — ковёр из черники, морошки, брусники. А на березах – модный суперфуд – гриб чага.
Что еще посмотреть?
Кижма, расположенная на берегу реки Мезень – деревня из русской сказки. Большие, добротные дома, шатровая Одигитриевская церковь 1709 года постройки, две самые старые в мире мельницы – и все это в окружении фантастических пейзажей.
Москвич Илья Филиппов, исколесивший весь мир, так полюбил эти места, что дал собственные средства на восстановление избы 1919 года постройки. «Ее реконструкцией занимались четыре человека из деревни, которые ради такого дела даже бросили пить. Поработали они на славу, правда, сейчас снова взялись за старое», – смеется Евдокия Репицкая, директор туристско-культурного центра «Кижма». Так, спустя сто лет большой дом-шестеренок (с двумя перерубами внутри) получил новую жизнь – теперь здесь будет гостиница.
Главный аттракцион Кижма – исторические мельницы конца 19 века, которые видны за версту. Кстати, их восстановлением занимались голландские специалисты, которые как никто знают в этом толк. Муку на них уже никто не мелет, сейчас мельница Дерягина работает как музей. Кижма – магическое место, в котором хочется побыть подольше, чтобы как следует его прочувствовать.
Кильца – одна из самых красивых деревень Поморья. Свою самобытность она сохранила благодаря труднодоступности – добраться к ней крайне сложно из-за отсутствия нормальной дороги. Впрочем, это палка о двух концах: собственно именно из-за этого тормозится ее развитие.
Еще одно место, которое стоит включить в маршрут – Веркола – родина писателя Федора Абрамова. Деревня красива, ухожена и уже может похвастаться инфраструктурой. В гостевом доме «Татьянина изба» можно не просто остановиться на ночлег, но и отметить новый год или свадьбу. В меню рецепты пинежской кухни: различные рассолы, фермерская молочная и мясная продукция, грибница (суп из грибов), рулет из медвежатины, блюда из лося, грузди. Для тех, кто хочет еще больше аутентичности и не боится за свою талию, можно взять программу с говорящим названием «Гастрономическое умиление». А еще здесь проходят различные мастер-классы по изготовлению валенок, березовых веников, тряпичных кукол. Много спортивных развлечений (сплавы на плотах в летнее время, лыжи — зимой) и кулинарных – без навыка печь пирожки и сочники, домой не уедете.